Разное

Мастер класс по резьбе по дереву – Какое дерево лучше для резьбы по дереву: породы древесины, особенность материалов

Резьба по дереву. Мастер-класс — Блог Дмитрия Деревореза

Всем привет. На связи Дмитрий Дереворез. Продолжаю серию мастер-классов искусства резьбы по дереву.  Сегодня расскажу о создании интересного изделия. Кресло-медведь нравится многим заказчикам: оно практично, удобно и, главное, при весе 200 кг и высоте 1,8 м выглядит очень стильно и солидно. Это одновременно и деревянная скульптура, и садовая мебель.

Кресло-медведь - объект Мастер класса резьбы по дереву 

 

И швец, и жнец, и на дуде игрец

«В каждой шутке есть доля шутки».
Народная мудрость

Для создания такой внушительной махины нужны недюжинные способности. Перед тем, как приступить к работе, оцените себя на предмет следующих навыков:

  • Математические. Способны ли вы точно рассчитать нужные пропорции и соотношения деталей изделия?
  • Чертёжные. Можете ли вы воспроизвести свои расчеты на бумаге, а потом на древесине?
  • Художественные. Не будет ли напоминать ваша нарисованная фигура «творения» Остапа Бендера?
  • Атлетические. Удержите ли вы в руках тяжёлую бензопилу?
  • Альпинистские. Сможете ли вы доделать мелкие детали верхней части изделия?
  • Акробатические. Успеете ли вы вовремя отпрыгнуть в сторону, если будет «отдача» от бензопилы? (Тьфу! Тьфу! Тьфу!)

Самое важное: обладаете ли вы фотогеничной внешностью, чтобы запечатлеть себя любимого на фоне готовой садовой скульптуры? И чуть не забыл: навыки в резьбе по дереву тоже желательны. Но, согласитесь, по сравнению со всем вышеперечисленным, умение держать стамеску или резак кажется такой мелочью…

Надеюсь, что немножко развеселил вас, а теперь поговорим серьёзно.

Смотрим видео, а потом всё остальное…

 

Не так страшен чёрт…

«Учиться, учиться и учиться»
В.И.Ленин

На самом деле овладеть элементарными навыками резьбы бензопилой не так уж сложно, даже изучив наш Мастер-класс. Это направление сегодня востребовано и очень популярно. Вырезать грибочки, кубики и прочую дребедень может практически каждый, даже не имея художественного и профессионального образования. Но создать качественное творение с детальной проработкой всех мелочей может только опытный мастер. Ведь для этого нужны многие умения, упомянутые в предыдущем разделе.

Технический рисунок будущего изделия

Художественное образование поможет составить эскиз будущей садовой скульптуры. Набросок на бумаге, или технический рисунок, делается в масштабе. Мы всегда делаем его в двух проекциях и точно воспроизводим потом в резьбе то, что нарисовано. Есть, конечно, умельцы, делающие «на глазок», но старый добрый принцип про «семь раз» ещё никому не навредил. Воплощая задумку в резьбе по дереву, нужно сохранять все пропорции, относительно чертежа.

Начальный этап мастер класса. Грубая обработка заготовки бензопилой

Начальный этап мастер класса. Грубая обработка заготовки бензопилой

Начальный этап мастер класса. Грубая обработка заготовки бензопилой

Начальный этап мастер класса. Грубая обработка заготовки бензопилой

После эскиза начинается соло бензопилы. Одеваем наушники, чтобы не слышать возмущений рождающегося медведя в духе «Я хотел более мощный торс» и придаём общие очертания будущей скульптуре. С одной стороны, вроде бы тут не нужна большая точность движений – это «прикидка». Да и пилить бензопилой можно хоть вдоль, хоть поперёк, хоть по диагонали. Но без чувства объёма не обойтись: можно увлечься и снять больше, чем нужно. Отпилил лишнее — потом не наклеишь! Фотографии нашего мастер-класса в полной мере отражают все тонкости этого этапа.

Кстати, про акробатические упражнения я тоже не просто так «загнул». Без техники безопасности не обойтись. От дерева будут лететь щепки, так что позаботьтесь заранее о «модном прикиде»: защитных очках и спецодежде. 

Внимание, важный вопрос! От состояния цепи на бензопиле – степени заточки, натянутости, качественной смазки – зависит два момента. Первый: наскольколько вы «изнасилуете» свой любимый инструмент — бензопилу, к концу работы. Второй: на сколько устанете сами и на сколько быстро сможете закончить запиловку.  

Был ни тщеславен, ни горд – был он виртуозен

«Я бы сказал, что скульптура в восемь раз более великое искусство,
чем все остальные виды изобразительного искусства,
потому что у статуи восемь видов, и все они должны быть равно хороши».
Бенвенуто Челлини

После «чернового» следует более филигранный этап. Это кульминация мастер-класса на этапе запиловки, когда используются виртуозные возможности бензопилы, например, резка носиком шины. 

Заключительный этап работы бензопилой

Заключительный этап работы бензопилой

Заключительный этап работы бензопилой

Не забывайте периодически прерываться и отходить на небольшое расстояние от изделия. Некоторые делают это, чтобы полюбоваться на «творение» и мысленно сказать себе: «Какой я молодец!».  На самом деле, так легче оценить работу, потому что охватывешь взглядом скульптуру в целом, бросаешь взгляд со стороны, начинаешь понимать, как её видят другие люди…

резьба по дереву стамесками

резьба по дереву стамесками

резьба по дереву стамесками

Детальная описка. Филигранная резьба ножом и стамесками

Детальная описка. Филигранная резьба ножом и стамесками

Последний этап резьбы – работа стамеской и ножом. Для тех, кто хочет научиться резать, даю дружеский совет, максимально внимательно изучайте именно эту часть Мастер-класса. Главное преимущество этого этапа – возможность доработать вручную какие-то нюансы. Рассчитывается всё до миллиметров. И никакого зашкуривания, только резьба по дереву на фасках! О причинах не буду распространяться, фотографии скажут лучше.

Заделка пороков древесины

Заделка пороков древесины

К слову сказать, практически любое бревно , а мы вырезаем свои изделия только из брёвен, имеет пороки древесины. Выпадные, табачные сучки, подгнившие и подпревшие места… Их нужно локализовать. Способы разные. Где то можно высверлить и вставить заплатку, а где то вопрос решается серьёзным хирургическим вмешательством.  Нашему медведю приходится немного потерпеть, но он знает: шрамы украшают мужчину.

Конечный результат в резьбе. Работа стамесками и ножом завершена

Конечный результат в резьбе. Работа стамесками и ножом завершена

Конечный результат в резьбе. Работа стамесками и ножом завершена

Покраска

В завершение покрываем тонированным составом Пинотекс Ультра. Это и эстетика, и защита. Ах, да! Фото на память тоже делаем, ведь теперь у косолапого начинается самостоятельная жизнь.

Готовое изделие.

кресло-медведь на даче заказчика

Всё-таки классная штука – бензопила! Благодаря этому инструменту за n-е количество часов мы сделали то, что раньше вырезалось топором, двуручной пилой и стамеской за неделю. Вы тоже дерзайте, ищите, экспериментируйте, а если нужен совет – всегда рады помочь.

На этом сегодня всё. Встретимся в следующем мастер-классе. 

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы

Это история про четырёх резчиков-шаманов. Все они особенные люди: они не только уважительно относятся к природе, но и воспринимают её как друга или мудрого родителя. Почитайте эти коротенькие истории их жизни, посмотрите картинки.
Уверен, вам понравится!

***
Кит Дженнингс (Keith Jennings)

В рамках своего проекта «Tree Spirits» американский скульптор Кит Дженнингс (Keith Jennings) вырезает на стволах деревьев мудрые и спокойные лица, принадлежащие, как он утверждает, лесным духам. Художник ставит перед собой благородную цель наладить общение между людьми и живой природой.
Проекту «Tree Spirits» уже более тридцати лет. Первую работу из этого цикла Кит Дженнингс выполнил ещё в 1982 году, и на её создание художника подтолкнуло одно весьма прозаическое обстоятельство. Как рассказывает сам скульптор, в тот знаменательный день он сидел дома и попросту маялся от скуки. Неожиданно его посетила идея пойти на задний двор, захватив с собой парочку плотницких инструментов, и придать старому дереву, находившемуся там, более привлекательный вид.

Решение пойти на задний двор и заняться деревянной скульптурой не назовёшь самым очевидным способом убить время, но увлечение Кита Дженнингса начиналось именно так. Постепенно к художнику пришло осознание серьёзности его дела, скульптура стала для него способом общения с природой. Кит Дженнингс утверждает, что каждое лицо, вырезанное им на дереве – это портрет конкретного растения. «Ничего не могу с собой поделать. Дерево разговаривает со мной, понимаете?» — говорит художник.
Новые работы Кита Дженнингса из серии «Tree Spirits» были выполнены по заказу администрации острова Святого Симона, находящегося у побережья штата Джорджия. Нужно отметить, что труд Кита пользуется там большим уважением среди населения. Около десяти лет назад на средства, пожертвованные жителями острова, художник создал масштабное скульптурное изображение кита, обитателя местных прибрежных вод.

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 1

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 2

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 3

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 4

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 5

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 6

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 7

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 8

Самая моя любимая работа. В ней есть что-то космическое.

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 9

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 10

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 11

***
Блейр (R.L. Blair)

Типичный самоучка: увлекался резьбой по дереву с 12 лет: луки, стрелы, игрушечные пистолеты и т.д. К окончанию школы вырезал тотемный столб — талисман школы. После службы в армии работал в строительстве и не бросал свое хобби, а с 25 лет занимается резьбой по дереву профессионально. Изготавливает скульптуру, в том числе садово-парковую, настенные панно, детали интерьера. Тематически увлекается скульптурами животных, индейцев, ковбоев и пр. Особенно популярны его скульптуры медведей в натуральную величину. Еще с середины 80-х годов является ведущим художником по дереву компании Disney, его скульптуры можно увидеть во всех тематических парках компании: в Калифорнии, Токио, Париже, Гонконге и т.д. Каждый год с его работами знакомятся более 30млн. посетителей парков. Для своих работ обычно использует высохшие стволы деревьев красных пород. В работе применяет всевозможный инструмент, начиная с бензопилы и вплоть до различных шлифовальных машинок. Большой любитель дикой природы.

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 12

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 13

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 14

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 15

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 16

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 17

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 18

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 19

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 20

***
Джим Редхок (Jim Redhawk)

Я Jim Redhawk, родился в Holdenville, штат Оклахома. В моих желах течёт смешанная кровь: часть индийской, английский, ирландский и французский. Я разноплановый художник, получивший своё образование от духов и через видения. Я пребываю в мире с самим собой, жизнью, духом и моей Вселенной. Мои работы рождаются изнутри моей ДНК, я их визуализирую, даю им форму. Моя работа несёт мир и покой, в то время как индустриализация расползается по всей этой могучей земле. Мои картины возвращают меня обратно в те времена, когда мир был медленнее, а природа чище. В моих картинах вы можете увидеть мир путников (или как я их ещё называю «людей в природе»). Я пишу картины от руки и создаю сюжет прямо на поверхности холста в процессе работы, это приносит мне большое удовольствие. У меня есть региональные и национальные награды как художника и скульптора. Я перепробовал много вещей, прежде чем нашел свою страсть в жизни.

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 21

Следующие ниже работы даны с оригинальными названиями мастера. Когда будете просматривать работы, не забывайте, что всё это вырезано из дерева, а не вылеплено из пластилина или глины 🙂

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 22

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 23

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 24

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 25

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 26

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 27

***

Коршиков Антон

Уже планируя завершить эту публикацию про 3-х талантливых американских резчиков, я нашёл нашего соотечественника, современного мастера, которого не стыдно поставить в один ряд с именитыми западными коллегами. Зовут его Коршиков Антон, его работы похожи на работы Jim Redhawk, но в то же время чувствуется свой собственный стиль.

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 28

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 29

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 30

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 31

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 32

Четыре мастера резьбы по дереву и их потрясающие работы, фото № 33

Благодарю за внимание. Надеюсь, этот небольшой обзор необычных мастеров резьбы по дереву вам понравился.
Продолжение следует. До новых встреч, друзья!

Резьба по дереву для начинающих: идеи и мастер-класс

Примеры резьбы

Людям творческим, которые хотят занять себя очень интересным и полезным делом, стоит обратить внимание на резьбу по дереву для начинающих. В последнее время этот вид творчества становится все более популярным, хотя некоторое время назад он был практически полностью забыт. Перед тем, как заниматься подобным делом, необходимо уяснить, что такой тип работы может быть довольно опасен, поэтому его нельзя рекомендовать детям, еще не научившимся обращаться с острыми предметами. Да и взрослым, которые собираются заниматься резьбой по дереву, стоит уяснить для себя все правила использования инструментов. Для резьбы по дереву могут быть использованы не только обычные, но и электрические приспособления. Они требуют тщательного соблюдения техники безопасности.

Скульптура

Как и любой вид прикладного искусства, резьба по дереву требует использования большого количества материалов и инструментов. Для обработки древесины применяют ножи, долото, стамески круглого и прямого типа, фрезер либо лобзик. В некоторых случаях ассортимент используемых материалов может быть значительно расширен, но начинающие мастера справляются и с таким количеством.

Инструменты для резьбы по дереву

Любой технологический процесс, в том числе и резьба по дереву, будет успешен, если все инструменты, используемые в этом деле, будут достаточно качественными. Безусловно, главную роль играет мастерство человека, но, не имея под рукой нужных предметов, вряд ли получится воплотить в жизнь свою задумку.

Прочтите также нашу статью Ювелирная резьба из бумаги от индийского мастера.

Пример инструментов для работы с деревом

Если опытным виртуозным мастерам достаточно одного взгляда на инструмент, чтобы определить его качество, то начинающие часто теряются во всем разнообразии, представленном в магазинах. Специалисты уверяют, что в данном случае далеко не всегда самый дорогой вариант будет самым лучшим, так как немаловажную роль играет накрутка бренда, реклама, транспортировка из других стран и так далее. Те, кто занимается резьбой по дереву на профессиональной основе, знают, что отечественные инструменты могут быть просто превосходного качества, но стоить втрое дешевле иностранных аналогов.

Прочтите также нашу статью Деревянные заготовки для декупажа: фото и виды

Изображение резьбой

Цена является важным фактором, так как даже новичку понадобится немало инструментов. Что уж говорить о виртуозах в своем деле, которые имеют в мастерской внушительный арсенал для профессиональной обработки дерева. В базовый набор, которого будет вполне достаточно для простых работ, входит несколько ножей и стамесок, надфили, ножовки по металлу, тиски, наждачка, дрель с несколькими видами сверл и бруски.

Ножи для резьбы по дереву должны быть качественными и содержать хорошую сталь. Лучшие варианты для творчества можно приобрести непосредственно в специализированных магазинах. Ассортимент предлагается широкий, состоящий из продукции иностранных и отечественных производителей.

Фигурка готовая

Обязательно понадобятся стамески для резьбы по дереву. В качестве альтернативы плоской стамеске можно использовать заточенную отвертку либо напильник. Со временем, когда уровень мастерства вырастет до внушительного уровня, стоит все же приобрести профессиональный вариант. Полукруглую стамеску нужно сразу покупать в специализированном магазине, так как это один из основных и самых важных инструментов для работы по дереву. Они могут несколько отличаться по степени закругленности, то есть быть средними, круглыми или отлогими. Их можно приобрести и по отдельности, и в наборе. V-образные варианты тоже могут пригодиться, в основном их применяют при геометрической резьбе по дереву, фото которой находится чуть ниже.

Прочтите также нашу статью Самодельные фигурки для сада и огорода.

Набор инстументов

Кроме того, в наборе мастера может присутствовать и масса других инструментов. Они могут быть нужны для изготовления сложных работ. Новичкам достаточно будет самого минимума, но хорошего качества, чтобы руки сразу привыкали к правильным движениям. Специалисты рекомендуют начинающим мастерам запастись набором из десятка инструментов и постепенно совершенствовать свои навыки и пополнять арсенал.

Материал для работы

Помимо инструментов очень важно правильно выбрать древесину для работы. Это задание очень сложное для новичков, поэтому необходимо прислушиваться к советам опытных мастеров. У каждого вида материала имеются свои плюсы и минусы. Если древесина мягкая, с ней достаточно легко работать, но и бракованных изделий в этом случае предполагается немало. Сюда стоит отнести осину, липу и березу. Когда речь идет о резьбе по дереву для начинающих, видео о котором можно увидеть чуть ниже, такие варианты древесины подойдут больше всего.

Древесина

Если знаний достаточно много и опыт позволяет работать с более дорогими породами дерева, можно взять дуб, самшит либо красное дерево. Эти материалы более дорогие и сложные в работе. Они отличаются своей стойкостью и твердостью, что не всегда хорошо, так как вырезать из такой древесины сложно. Нередко мастера получают травмы от работы с твердыми породами дерева, так как любое неосторожное движение может привести к неприятностям. В результате страдает либо человек, либо его инструмент.

Материал для резьбы

Для контурной резьбы по дереву и прорезной рекомендуется использовать хвойную древесину. На ель либо сосну наносить орнаменты крупного размера довольно просто. Однако тут нужно учесть, что между годичными кольцами могут появляться некоторые неровности при работе стамеской. Все дело в том, что разница в плотности древесины будет заставлять инструмент скакать.

Виртуозные мастера любят работать и с осиной, и с липой, и с можжевельником, новичкам можно посоветовать присмотреться к хвойным породам, то есть ели либо сосне. Для первых работ можно использовать и недорогой материал, такой как груша либо береза.

Резьба ставен

Резьба с помощью фрезера

Для мастера резьбы по дереву фрезер является одним из незаменимых помощников. С его участием можно изготовить массу различных работ любого типа сложности. Если профессионал хорошо знает принципы работы с ручным фрезером, из дерева можно создать изделия разного назначения. Более того, подобный навык всегда будет полезен в домашней работе. К примеру, с помощью фрезера можно быстро и аккуратно прорезать отверстие, вставить дверной замок либо прикрепить петли к дверям.

Фрезер

Люди, которые часто сталкиваются с работой по дереву, должны знать о том, как правильно обращаться с фрезером. Самым распространенным вариантом инструмента, используемого в наше время, является погружной. С помощь такого инструмента можно выполнить любую работу, которая связана с фрезерованием либо резьбой. Для творческой работы необходимо тщательно выбирать фрезу, с помощь которой и происходит обработка древесины. В зависимости от того, какой формы рабочая головка инструмента, будет отличаться и вид обработки заготовки из дерева. При помощи фрезерной резьбы по дереву картинки могут получаться любой сложности. Для резьбы по дереву данный инструмент используется очень широко. Особенно часто можно встретить резную деревянную мебель, обработанную фрезером. Для этого нередко применяются особые шаблоны, дающие возможность получить симметричные рисунки. Кроме того, фрезер может быть использован и для врезки замков, и для создания красивой деревянной фурнитуры.

Резьба с помощью фрезера

Одним из очень интересных вариантом использования ручного фрезера является художественная резьба по дереву, видео о которой можно увидеть чуть ниже. Этот инструмент широко применяется и для рельефной, и для прорезной работы. Специалисты рекомендуют для художественной резьбы использовать безподшипниковые V-образные и галтельные фрезы. С такими приспособлениями творческий человек может создать истинный шедевр.

Резьба с помощью фрезера картины

При работе с фрезером очень важно соблюдать технику безопасности, так как данный инструмент является травмоопасным и может причинить вред человеку. Если навыков работы с прибором нет или очень мало, стоит для начала потренироваться на мягкой древесине, чтобы «набить руку».

Резьба лобзиком

Одним из удобных видов работы с деревом является резьба по дереву лобзиком по шаблону, фото которой можно найти ниже. С этим инструментом художественное выпиливание превращается в интереснейшее занятие, результатом которого становится оригинальная деталь интерьера. Даже небольшие украшения для двери значительно преобразят ее внешний вид. Стоит заметить, что для такой работы плоскорельефная резьба при помощи лобзика подходит идеально.

Резьба лобзиком

Творческая работа способна прекрасно поднять настроение, хорошие результаты будут поводом для гордости мастера, что нередко подталкивает к совершению новых подвигов, уже более внушительных. При этом именно с лобзика специалисты рекомендуют начинать тренировки новичкам. Немного усилий и времени, и руки сами поймут, какой захват будет самым удобным для качественного выпиливания.

Резьба лобзиком монтаж

При работе с лобзиком важна плавность. Все движения мастера должны быть медленными, без резких движений, чтобы не допустить перекосов и не испортить материал. В тех местах, где линия должна поворачивать, стоит перевернуть саму заготовку, а не инструмент, что позволит добиться равномерности. По кромке резов обязательно останутся неровные края, от которых нужно избавиться. В этом помогут такие инструменты, как напильник, надфиль и наждачная бумага.

Резьба лобзиком пример

Чаще всего при помощи лобзика выпиливают на ровной деревянной поверхности сложные декоративные узоры с повторяющимися элементами. Они могут быть даже в виде сетки с узорами правильной геометрической формы. Нередко виртуозы резьбы по дереву создают изделия с изображением животных, растительных орнаментов либо птиц. Все это смотрится шикарно и способно украсить любой интерьер.

Геометрическая резьба

В данном случае для получения нужного изображения используют различные виды стамесок и ножей. Такой вид работы считается самым простым и хорошо подходит для начинающих мастеров. Для создания нужного рисунка достаточно иметь минимальный набор инструментов и четко соблюдать рисунок. Последнее для геометрической резьбы по дереву особенно важно, так как тут имеет огромное значение симметрия и повторение. Это дает возможность добиться красивой игры света и передать идею самого изображения.

Геометрическая резьба схема

Особенностью геометрического выпиливания является то, что все элементы не прорезаются глубоко. По этой причине, вполне можно выбрать даже самые твердые породы дерева. Очень красиво на кухне будут смотреться разделочные доски, выполненные в технике геометрической резьбы. В этом случае стоит выбирать самую твердую древесину.

Геометрическая резьба фотор

Геометрическая резьба состоит из последовательного выпиливания треугольников, прямоугольников, квадратов, ромбов. В результате создается красивый симметричный орнамент, который при разном освещении смотрится по-новому.

Геометрическая резьба шкатулка

Вне зависимости от того, какая техника будет выбрана для обработки древесины, необходимо тщательно соблюдать технику безопасности. Место для работы должно быть удобным и незахламленным. Все не нужные на данный момент инструменты необходимо убрать в сторону. Не стоит забывать, что все эти предметы очень острые и могут стать причиной серьезной травмы.

Присоединяйтесь к обсуждению!

Нам было бы интересно узнать вашу точку зрения, оставьте свое мнение в комментариях 😼

Страна » Мастерклассия» и немного о резьбе по дереву!

Постараюсь в этом мастер-классе, поделиться всем тем, что так полюбил здесь на Ярмарке Мастеров. А точнее, поделюсь через свои стихи и опыт студенчества и преподавания художественного мастерства.

Найти ее совсем несложно,

Вам каждый мастер скажет, можно.

Пройти подскажет как, возможно

И сам секрет откроет сложный.

Давай же все тебе расскажу

И хочешь, наглядно так все покажу

И как вышиваю, и то, как вяжу.

Рассказывать долго, и все же начну.

Здесь все, как всегда нарасхват

И видеть и слышать, участвовать рад!

Вот столяр, вот плотник, гончар и кузнец

Какое богатство, здесь каждый творец!

И главное, чтобы никто не сказал,

Что знает, как делать прекрасно он сам.

Секрет ваш искусный, все равно не поймет

Как водится, по своему перевернет.

И вот, весь класс в себя впитал.

Все мастерство увидел и не прогадал.

Какое счастье, этот день настал!

Теперь я сам и сшил и сам связал!

Автор четверостиший — Колесьянкин Владимир Борисович.

Идея заглавного фото — » Симфония, музыка резьбы по дереву!»

Ярмарка Мастеров и публикации, мастер-классы по резьбе по дереву еще раз убедили в том, что следует искать для начинающих или только думающих попробовать резьбу, самый простой и легкий по исполнению вид резьбы, дабы вдохновиться, приобщиться и понять, пусть в коротких уроках, надо ли продолжать изучение.

Такой вид резьбы, был найден мною несколько лет назад, в процессе преподавания в Университете. И для большинства, он знаком, также, как все знают Хохлому, так и Геометрическая резьба по дереву известна многим. Вы скажете, и что же тут было искать?

Все дело в том, что «Геометричка», геометрическая резьба-это общее название для

не только трехгранно-выемчатой резьбы, к которой все привыкли.

Страна

Разделочная доска. Авторская работа Колесьянкиных: Владимира и Вероники.

Страна Перевод буквальный, каждая выемка древесины имеет 3 грани.

Но геометрическая-это еще и общее название для ногтевидно-контурной резьбы,

Страна

которая имеет свои преимущества и менее знакома для большинства.

Так вот, на мой взгляд, эта разновидность геометрической резьбы более доступна для начинающих, что и подтвердилось на практике. Далее постараюсь все рассказать и показать на примерах.

Теперь предлагаю немного отдохнуть от резьбы и поразмышлять о том, каким может быть мастер-класс.

Будучи студентами художественно-промышленного училища им. В. М. Васнецова, в конце 90-х г., на занятиях по рисунку, попросили преподавателя сделать набросок головы человека. Мы всей группой сгрудились вокруг этого действа и ее блокнота. Это был,своего рода, мастер-класс по рисунку в течении нескольких минут. И он, был дан нам не для того, чтобы мы сделали так же, или почти также, а тогда, в тот момент, для того, чтобы мы почувствовали, что преподаватель действительно может и ему можно доверять, в том числе и наше время. Конечно же, важно было почувствовать не только компетентность, но и получить знания, некий каркас, основу построения, преимущества наброска, его полезность и т. д.

Этот случай мною, до сих пор, воспринимается как мастер-класс, хотя никто, ничего не повторил за мастером.

Вспоминая другого преподавателя училища, можно подтвердить мнение о том, что мастер и он же сильный и умелый преподаватель в одном лице-это большая редкость. Никогда и никому из группы, ни разу не показал как рисовать. Иными словами, ни разу не взял в руки карандаш, как бы мы его ни уговаривали, даже на наших учебных работах. Но, с другой стороны, его заслуга была в том неповторимом настрое на позитивный труд, на старание и упорство, работе неустанной над ошибками, умении найти подход к каждому студенту. И это был ее мастер-класс педагогический, не минутный, а растянутый на годы. И снова никто, ничего не повторил за мастером.

Теперь возвращаемся к резьбе. И пример будет уже из своей педагогической практики.

Несколько лет назад, на художественно-графическом факультете, в выходной день, по заочной форме обучения. Присутствуют в основном женщины, дисциплина идет, практически как знакомство с декоративно-прикладным искусством. Приехав на занятие к 10 утра, в 13 часов большинство уже собирается домой, к детям, семье, затратив на дорогу несколько часов. Для занятия заблаговременно приготовлены деревянные солонки и пологие стамески. Прежде чем приступить к резьбе, идет изучение аналогов, традиции.

Страна

Разрабатываем несложный эскиз геометрического и растительного характера, переводим рисунок на дерево и вот, взяв стамеску первый раз в руки, студентка не только справляется с резьбой, выполняя все достаточно грамотно, но и просит еще одну солонку. Начинает с энтузиазмом украшать резьбой вторую, но не успевает, из-за нехватки времени доделать полностью.

Вот фото 2 солонки, незавершенной.

Страна

Но, не все так просто. На Ярмарке Мастеров уже второй год и единственный мастер-класс , до этого, был о композиции. И, пожалуй, основная причина отсутствия мастер-класса по резьбе, была в невозможности за короткое время объяснить заточку инструмента. Из своего опыта обучения вспоминается долгое впитывание процесса заточки. Полное понимание и главное, практическое освоение, наступило уже после защиты дипломного проекта, спустя 5 лет очного обучения.

С другой стороны, пример с геометрической резьбой, показывает полезность даже кратковременного изучения резьбы. А точнее, вообще возможности, с нуля, вот так, с наскоку, что-то вырезать и украсить.

Здесь, на Ярмарке Мастеров, удалось познакомиться с прекрасным мастером из Узбекистана-Сергеем Protey. Его мастер-класс по созданию комплекта украшений — пример для подражания. Не знаю, можно ли здесь дать ссылку? Все идеально показано, подробно, со всеми станками и приспособлениями. Очень полезно познакомиться, через такой мастер-класс, с красотой и профессионализмом.Но, сложность такова, что понимаешь, не будучи в учениках у Сергея, что-то похожее сотворить не удастся и никакой самый подробный мастер-класс тут не помощник. Можно только восхищаться виртуозностью и уникальностью, что тоже не мало.

В этом году исполняется 15 лет, как впервые взял в руки инструмент для резьбы по дереву. Накоплен опыт работы с древесиной. Кто бы знал, что уже профессионально занимаясь резьбой, сев за гончарный круг, буду испытывать восторг, от небольшого мастер-класса гончара, керамиста. Буквально 30-60 минут, и получилась, пусть небольшая, но кружечка, ну не кружечка, а маленькая такая солоночка, Страна но ведь получилась же!

К чему веду, ведь кто-то, тот же гончар, кузнец, швея, ювелир, могут взять в руки первый раз нож для резьбы по дереву и порадоваться от соприкосновения с новым материалом.

И тогда, в качестве первого опыта, следует попробовать простой вид резьбы.

Мастер-класс необходим и тем, кто делает только первые шаги и более опытным может быть полезен.

Это мое размышление, быть может, поможет тем, кто еще сомневается в полезности своего мастер-класса. Ведь решиться поделиться своим знанием с другими непросто, нужен толчок, мотивация.

Каждый находит для себя что-то важное, под свое понимание, под свой уровень.

Посмотрел недавно интервью с известным современным скульптором, ювелиром. Его счастье было в неполучении академического образования в Москве и в Санкт-Петербурге. С одной стороны, можно сказать, что он лишился мастер-классов лучших педагогов, в ведущих художественных вузах страны. А с другой, его художественное образование, те мастер-классы, которые у него были, напитали его необходимыми знаниями и помогли сохранить индивидуальность и неповторимость в поисках своего почерка, стиля.

И теперь, снова о резьбе по дереву.

Пожалуй, главное в мастер-классе по резьбе — это простота вида обработки материала, дабы была возможность

почувствовать в полной мере энергетику процесса

привить любовь к этому творчеству

И самое главное, снова и снова убедиться в том, что может получиться все!

Как уже было сказано, ногтевидно-контурная резьба имеет ряд преимуществ, одно из которых-это возможность вырезать почти любой орнамент, не только геометрический, но и растительный, зооморфный, антропоморфный.Страна

Фрагмент разделочной доски. Авторская работа Колесьянкиных: Владимира и Вероники.

Страна

Фрагмент разделочной доски. Авторская работа Колесьянкиных: Владимира и Вероники.

Как видно, на данных фрагментах все вышеперечисленные виды орнамента представлены.

И вот при таком богатом выборе, этот вид резьбы по дереву еще и подходит для первого опыта, знакомства с резьбой. Конечно же, для первого мастер-класса, занятия, мы возьмем только геометрические элементы орнамента. Максимум, что можно — это попробовать несколько стамесок, что позволит изобразить, выполнить еще и растительный орнамент.

Итак, нам необходимы пологие стамески. И знания техники безопасности:

аптечка с бинтами и перекисью водорода

бережное отношение к инструменту, поскольку затупившийся ранит быстрее, чем острый

не располагать пальцы и другие части тела по ходу движения инструмента

при утомлении прекращать занятие

Страна

Страна

Лучше, если вы эту стамеску получите вот в таком виде заточки:

Страна

Отсутствие углов у стамески, позволит более свободно выполнять элементы этого вида резьбы, да и не только этого.

Хорошо будет пробовать инструмент с нелакированными ручками, т. е. чувствовать древесину открытую своими руками, да и крепче так в руке, надежнее, без лака.

На всякий случай, при наличии в наборе, который вы приобретете или позаимствуете у кого-то, ножа-косяка

не обращать на него внимания,

а попросить изготовить, или приобрести богородский нож. Но про ножи-это на будущее.

Нам по прежнему нужны только стамески для выбранного вида резьбы.

Кроме пологих, понадобятся еще полукруглые стамески небольшого диаметра.

И, все-таки, мастер-класс по резьбе по дереву понятнее, доступнее, продуктивнее и вдохновляюще воспринимается, хотя бы при просмотре видеофильма, видеозарисовки.

Поэтому, представляем вашему вниманию, совместный мастер-класс с моими комментариями и рекомендациями и резьбой дочери — Дарии Владимировны Колесьянкиной. Возраст-10 лет.

Ребенок рисует, расписывает дерево Городцом. Пробовал также Мезенскую роспись. Резьбой, до сегодняшнего дня не занимался, но после записи мастер-класса уже не отходит от инструмента и просит еще что-то повырезать.

Всем удачного первого опыта резьбы по дереву!

Спасибо за внимание!

Огромная благодарность Команде Ярмарки Мастеров за мотивацию и возможности!

С Уважением, Владимир!

Мастер-класс. Резьба по дереву тарелки.

Здравствуйте!

Сегодня покажу как я занимаюсь резьбой по дереву. Это мой первый мастер-класс, надеюсь на понимание и вашу поддержкуМастер-класс. Резьба по дереву тарелки., фото № 1 Многим интересен процесс и я кратко его изложу в своей публикации.

Мастер-класс. Резьба по дереву тарелки., фото № 2

Материалы:

1. заготовка из дерева,

2. резцы,

3. карандаш

4. наждачка,

5. морилка неводная «Дуб»

6.лак для дерева,

7. аэрограф,

8. компрессор

Мои помощники — резцы.

Мастер-класс. Резьба по дереву тарелки., фото № 3

неводная морилка «Дуб», аэрограф, наждачки 2-х видов (нулевка и более грубая)Мастер-класс. Резьба по дереву тарелки., фото № 4

Чтобы вырезать тарелку, нам нужна заготовка из дерева. Сейчас много умельцев предлагают на продажу заготовки.Мне сделал заготовку из кедра знакомый мастер. Затем думаем над эскизом, у меня уральская природа и глухарь.

Мастер-класс. Резьба по дереву тарелки., фото № 5

1. Делаем рисунок карандашом.

Мастер-класс. Резьба по дереву тарелки., фото № 6

2. А затем берем резцы и начинаем вырезать. Я обычно тарелки начинаю с окантовки, здесь у меня кедровые ветви и шишки. Стараюсь резать сразу чисто, так что наждачка практически не понадобится. Только в конце, чтобы придать чистый вид изделию, убрать оставшийся карандаш с дерева. А так же наждачка понадобится при покраске работы, но об этом позднее. Соблюдаем осторожность при резьбе, бережем пальцы. Еще когда будете вырезать разные изделия отметите, что тарелку вырезать удобнее в плане уборки.

В основном вся стружка будет внутри работыМастер-класс. Резьба по дереву тарелки., фото № 1

Мастер-класс. Резьба по дереву тарелки., фото № 8

3. Сверяюсь с рисунком, который я напечатала для наглядности. Сначала я прорабатываю ветви, а потом перехожу к шишкам. Хотя здесь последовательность не так важна, можно выполнить по вашему желанию.

Мастер-класс. Резьба по дереву тарелки., фото № 9

4. Затем перехожу к резьбе глухаря вырезаю контур и убираю фон.

5. Занимаюсь опереньем птицы. Вот в результате получается такая тарелочка.

6. Слегка прохожусь наждачкой и готовлюсь к покраске. Хотя мне дерево в последнее время больше нравится не тонированное, чистое. Так больше в нем природной красоты. Но дерево надо защищать от многих факторов, пыли, влаги. Поэтому я делаю покрытие. Хочу в ближайшее время попробовать воском покрывать работы.

Мастер-класс. Резьба по дереву тарелки., фото № 10

На данный момент тонирую неводной морилкой дуб и покрываю лаком для дерева. Может быть и глянцевый лак и матовый на ваш вкус. Затем щеткой смахиваю древесную пыль, готовлю к покраске. Тонирую аэрографом. Так как я еще его не приобрела пока, тонировала у знакомого, у меня нет этих фото. Но процесс тонировки таков:

1.Покрываю общим тоном из аэрографа.

фото аэрографа.

Мастер-класс. Резьба по дереву тарелки., фото № 11

фото компрессора к которому присоединяем аэрограф и красим.

Мастер-класс. Резьба по дереву тарелки., фото № 12

2.Шлифую тарелку, краска остается только в резьбе.

3. Затем покрываю изделией лаком с одной стороны, оно должно высохнуть. Время зависит от выбранного вами лака, может высохнуть за день, а нитра вообще за 1,2 часа высыхает.

4. Затем покрываю обратную сторону тарелки. Жду когда высохнет.

5. Окончательно просохшее изделие шлифую.Так как после лака немного вздыбливается дерево, становится местами шероховатым его нужно будет снова шлифовать и лакировать . Если есть подтеки убираем наждачкой.

6. Покрываем на на второй раз лаком по той же технологии. Тарелка просохнет и если нет недостатков лакировки, она готова. Если есть шероховатости еще на третий раз лакируем. Вот такой не быстрый процесс изготовления тарелочки, но результата требует того. Пусть вас радует ваша резьба и приносит радость другим людям. Ведь дерево такой красивый материал и он несет энергетику добра людям!

На фото два вида покраски, легкая тонировка, эффект светлого дерева, чтобы сохранить больше натурального дерева.

Мастер-класс. Резьба по дереву тарелки., фото № 13

И более темная тонировка. С применением морилки дуб и эбеновое дерево.

Мастер-класс. Резьба по дереву тарелки., фото № 14

Желаю вам удачи! Дерево принесет много положительных эмоций!

Может кому-то из Вас захочется прикоснуться к дереву и вырезать свою первую работу.

Отдельное спасибо Ольге, которая сделала заказ тарелки, я смогла отснять процесс изготовления и вновь вспомнить, как здорово работать с деревом, какой это податливый материал и как он пахнет лесомМастер-класс. Резьба по дереву тарелки., фото № 1

Leave a Reply