Разное

Лепка с детьми из глины – мастер-класс для начинающих и детей от 4 лет, как размягчить глину, выбираем инструменты

Содержание

мастер-класс для начинающих и детей от 4 лет, как размягчить глину, выбираем инструменты

Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих

Когда-то лепка из глины была рутинной и ничем не примечательной профессией, тогда как сегодня она предстает в образе разновидности детского развивающего творчества, интересного хобби или даже творческого способа заработка. В наши дни это старинное ремесло, которое, казалось бы, должно исчезнуть под натиском современных технологий, внезапно, наоборот, приобрело второе дыхание и потихоньку выбивается в модные тренды.

Лепку из глины все чаще вводят в образовательную программу детских садов и общеобразовательных школ, не говоря уж о художественных учебных заведениях, так что данная тема обязательно должна быть близкой всем родителям.

Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих

Польза лепки

О пользе лепки для детей в целом написано довольно много, но далеко не всегда акцент делается на том, что это занятие приносит определенную пользу людям любого возраста. Естественно, на разных этапах жизни практичность такого хобби можно увидеть с разных сторон, поэтому

остановимся на преимуществах выбора в пользу лепки из глины подробнее:

  • Для детей 4-5 лет лепка из глины, вероятно, только начинается – они делают в ней первые шаги и приобретают первые навыки. Для них это занятие полезно быстрым развитием мелкой моторики рук, которые пока не способны двигаться точно и уверенно, но быстро приобретают такие способности благодаря постоянной практике, которая так похожа на увлекательную игру. Без фантазии, пожалуй, тоже не обойтись, ведь вылепить что-то конкретное можно не раньше, чем себе его детально представишь и тщательно продумаешь все шаги на пути к достижению желаемого результата.

Все те же преимущества дает лепка и из других материалов, наиболее популярным среди которых является всем привычный пластилин, однако, глина требует большей ответственности, ведь ее предварительно еще нужно подготовить, а продумывание еще и процесса подготовки материала лишний раз заставляет работать мозг.

Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих
  • Для детей 6-7 лет приоритеты уже немного меняются, по крайней мере, если они начинали с 4-5 лет и действительно старались все это время. Элементарная точность движений уже должна была выработаться, теперь настал черед выработки настолько точных движений, которые большинству людей неподвластны. Сейчас уже намного активнее начинает работать фантазия – ребенок теперь не просто продумывает реализацию конкретной, но не им придуманной идеи, а сам пытается выдумать композицию, дизайн фигурки, сюжет поделки и так далее.
  • Даже для взрослых это занятие приносит исключительно пользу и не так важно, когда вы начали – в глубоком детстве или вчера. В первую очередь, работа с глиной очень сильно успокаивает и расслабляет, что в условиях слишком активной современной жизни просто бесценно. Зачем тратить деньги на дорогого психолога, если можно просто лепить в свободное время? При этом, достигнув определенных успехов, деньги можно уже и зарабатывать, ведь технологии и собственное упорство сегодня позволяют достичь того уровня мастерства, который делает человека профессионалом, зарабатывающим на жизнь любимым делом.
Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих

Какая глина лучше для творчества?

Подобный вопрос очень часто задают себе и окружающим новички, которые пока совершенно не ориентируются в теме, но уже знают, что понятие «глина для лепки» включает в себя целый ряд разновидностей. Ответ здесь не может быть однозначным, поскольку разнообразие предложения вызвано разнообразием спроса, и каждая масса обладает специфическими преимуществами, которые идеально подходят для достижения конкретных задач.

Следовательно, все зависит от того, какой результат рассчитывает получить мастер, хотя некоторые общие советы дать все же можно.

Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих

Для этого пройдемся по наиболее известным и популярным вариантам:

  • В частности, для домашнего использования лучше подходит самозатвердевающая глина, которая высыхает на открытом воздухе за определенный отрезок времени. Это несколько ограничивает возможности редактирования фигурки, но зато для отвердевания не нужна специальная печь. Запекаемую глину, правда, можно доводить до твердого состояния и в обычной духовке, но опытные люди утверждают, что это сложнее, да еще и не рекомендуется из-за опасности отравления при дальнейшем приготовлении пищи там же.
  • Выбор огромного количества людей, которые в наше время хотели бы попробовать нечто похожее на классическую натуральную глину, очень часто падает на голубую кембрийскую глину. Голубая разновидность отличается приятным оттенком и возможностью легкой окраски в любой необходимый цвет, относительной простотой обработки и высокой степенью предсказуемости конечного результата. Помимо прочего, она продается как в уже разведенном, то есть готовом для работы варианте, так и в сухом виде, что хорошо подходит для длительного хранения материала.
  • Для изготовления цветов сведущие люди очень рекомендуют целлюлозную глину.
    Материал этот также известен как зефирная глина за явное сходство с зефиром в сыром виде. Особенность этого сырья заключается в том, что оно и в застывшем виде сохраняет гибкость, благодаря чему сделанные из него лепестки кажутся очень натуральными.
Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих

Какой бы вид глины вы ни выбрали, постарайтесь сделать так, чтобы она была вакуумированной. Дело в том, что любая глина перед лепкой должна быть тщательно вымешана до однородного состояния, но в процессе ручного выполнения этой процедуры в массу попадают пузырьки воздуха, не способствующие прочности готовых изделий. В условиях больших мастерских глину вымешивают специальные машины – экструдеры, которые умеют отсасывать воздух из рабочей зоны, ну а для любителей продается специальная, уже вымешанная и вакуумированная глина.

Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих

Какие изделия можно сделать дома?

На самом деле, из глины правильно подобранных сортов можно вылепить абсолютно все что угодно. Поскольку речь идет о занятиях лепкой, в первую очередь, с детьми, стоит особое внимание обратить на то,

что должно понравиться самим малышам, а это, конечно же, игрушки. Чаще всего в качестве полноценного игрового предмета, сделанного своими руками, выступают фигуры животных и птиц, а также сказочных героев – глиняный Кощей выглядел бы очень мило. Для увеличения правдоподобности игрового процесса можно вылепить домик, игрушечную еду и многое другое.

Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих

В учебных заведениях детей хотя бы теоретически готовят ко взрослой жизни, поэтому поделки для школы и детского сада отличаются большим разнообразием – среди них найдется и такое, чем играть сложно, но можно гордиться, поставив на полочку.

Популярным сюжетом является глиняная дубовая ветка, в качестве игрового поля с прицелом на будущее практическое применение можно вылепить целый рельеф с холмами и долинами, полями и дорогами.

Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих

С достижением уровня, достаточного для зарабатывания денег, творческие люди обычно переходят на более прибыльные вещи, среди которых особой популярностью пользуются украшения из керамической глины, отлично имитирующие многие другие материалы. Среди женщин большим успехом пользуется еще и лепка посуды, ведь собственные дизайнерские чашки или чайник можно подарить близким на праздник, а создание собственных горшков для домашних растений позволит всегда иметь козырь в рукаве для демонстрации гостям.

Способы и техники ручной лепки

Различных техник лепки глиняных изделий вручную существует довольно много, и для создания сложных шедевров мастера обычно используют сразу несколько из них. Фактически, действительно талантливому человеку необязательно действовать по каким-либо шаблонам, ведь ему достаточно собственной фантазии, чтобы придумать, как добиться нужного эффекта, но все же рассмотрим несколько самых популярных техник для примера:

  • Скульптурная лепка. С одной стороны, технически самый сложный способ создавать глиняные фигуры, с другой – единственная техника лепки, не выдвигающая вообще никаких ограничений по форме результата. Представляет собой формирование будущего изделия из цельного куска глины с помощью рук и мелких подручных инструментов вроде стеков.
  • На гончарном круге. Вторая древнейшая техника, позволившая в свое время нашим предкам делать аккуратную круглую посуду даже в том случае, если руки мастера все же не обладают идеальной геометрической точностью. Как и в старину, сегодня используется практически исключительно для лепки горшков и кувшинов, реже – для создания крупных круглых предметов любого другого назначения. Лучше всего сочетается с природной глиной для обжига, другие материалы практически не используются.
  • Жгутовая лепка. Весьма своеобразная техника, при которой будущее изделие, будь то пустой внутри кувшин или полноценная огромная статуя, изготавливают из эдаких «кирпичиков» в виде жгутов. Они укладываются один поверх другого, постепенно поднимая изделие от основ к будущей вершине, а места стыков между жгутами отдельно замазываются жидкой глиной. Данная техника позволяет создавать огромные формы практически без потерь геометрической правильности.

Как пользоваться глиной?

Натуральная глина, в отличие от большинства разновидностей современных полимерных глин, не готова к лепке сразу, ее придется предварительно довести до нужной кондиции. Для этого она должна быть средней влажности, достаточной для лепки.

Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих

Развести в домашних условиях глину можно при помощи обыкновенной воды. Если материал засох настолько, что успел покрыться твердой коркой, советуют покрошить его на куски (но не очень мелко), смочить поверхность и укутать очень мокрым полотенцем. Когда глина пропитается этим небольшим количеством влаги и станет просто сухой, уже без корки – добавьте еще немного воды и попробуйте замесить руками до однородного вязкого состояния.

Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих

Добиться толкового результата можно только таким способом, быстро размягчить засохший кусок, просто бросив его в воду, не получится, поскольку наружный слой «потечет», а внутренний останется камнем.

Если же глина, наоборот, слишком мокрая, можно попробовать отжать ее небольшие куски вручную, чтобы вода вышла. Для ускорения процесса мокрая глина раскладывается на идеально сухой плите гипса, при максимальном их контакте плита заберет влагу себе.

Как хранить?

Способы хранения глины для лепки сильно отличаются, в зависимости от того, что представляет собой данный материал на самом деле, и какие компоненты входят в его состав. Пожалуй, проще всего поделить все типы глин на самозатвердевающие и запекаемые, однако, если есть инструкция, касающаяся того материала, что вы держите в руках, лучше ориентируйтесь сразу на нее.

Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих

Самозатвердевающие массы для лепки требуют хранения в строго герметичных условиях, поскольку их пластификаторы и вода очень быстро испаряются на открытом воздухе, заставляя материал застывать, теряя пластичность. То, что вы не успели придать массе такую форму, какую хотелось бы, не будет иметь никакого значения – восстановить глину будет невозможно.

Извлекать из герметической банки такую массу нужно только непосредственно для лепки, причем лепить нужно быстро, не отрываясь, пока проект не будет закончен.

Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих

С запекаемыми массами ситуация обстоит немного проще – герметичная упаковка для них не будет лишней, но обязательной она не является. При попадании лишней влаги такие массы сушатся (в частности, естественным путем), а для большего размягчения к ним можно добавить немного воды или каких-либо пластификаторов, в зависимости от вида материала и его состава.

Основные инструменты скульптора

Главный инструмент, без которого никак не обойтись ни одному скульптору – это его руки, однако, голыми руками создать шедевр может только настоящий мастер. Всем остальным понадобятся как минимум стеки разнообразной формы. Этот простой инструмент предназначен либо для резки кусков материала (чаще всего плоских «блинов»), либо для придания поверхности определенной точной формы типа вмятин, разрезов, волнистости.

Даже для новичка желательно не ограничиваться одним стеком, а уж у профессионала должен быть целый набор. Для нарезки многих полимерных глин используются и другие резчицкие инструменты, даже обыкновенные нож и ножницы иногда могут принести пользу.

Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих

Довольно неплохим помощником в процессе создания правдоподобных имитаций чего-либо являются так называемые фактурные листы. Они представляют собой тонкий лист с оттиском фактуры какого-либо материала (например, коры дерева) или с нанесенным рельефным узором. Достаточно приложить такой лист к поверхности изделия и немного прижать, чтобы получить нужную фактуру на поверхности поделки – это экономит огромное количество времени и позволяет творить неплохие вещи даже относительным новичкам.

Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих

Мастер-класс для начинающих

Лепка цветов своими руками – задача достаточно сложная, однако, многие женщины именно ради этого увлекаются лепкой вообще. Для достижения максимально правдоподобного результата лепить цветы лучше из японской глины «Орхидея» или любого другого аналогичного материала.

Для начала стоит подготовить все необходимые материалы – зефирную глину оттенка самих цветов и их стеблей, острый канцелярский нож, который не будет оставлять надрывов по линии среза, жидкую глину-гель, несколько зубочисток, и, если того требует данная разновидность цветка, дополнительные украшения, например, сеттинги.

Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих

Лепестки можно сделать путем неполного разрезания небольшой «капли» материала и аккуратного их отгибания в стороны. До плоского состояния они раскатываются при помощи зубочисток, которыми будущие лепестки прижимаются к руке, прожилки делаются острым концом зубочистки, кончики заворачиваются внутрь чашечки цветка путем накручивания на все тот же нехитрый инструмент. При необходимости сверху крепятся сеттинги, имитирующие тычинки. Отдельные детали аккуратно склеиваются жидким гелем и в таком виде запекаются.

Идеи для вдохновения

У начинающих мастеров нередко опускаются руки, когда несколько самостоятельно придуманных идей не поддаются реализации, а на что-нибудь попроще, но при этом поинтереснее, не хватает фантазии. Вот лишь несколько примеров поделок, которые не требуют чрезвычайных навыков и мастерства, но все равно выглядят потрясающе.

Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих

Первый пример весьма наглядно показывает, как без каких-либо чрезвычайных усилий сделать довольно интересную поделку, которая сразу же поднимет начинающему мастеру настроение.

Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих

Второй образец – пряничный человечек. Возможно, выглядит он не настолько мило, как дольки апельсина, но в некотором роде является немного более сложным в плане исполнения, так что принесет еще больше удовольствия, если в итоге получится. В общем, тоже ничего сложного.

Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих

Третий пример – мышата, одна из самых излюбленных тем мастеров, занимающихся лепкой. Здесь как минимум понадобятся определенные навыки владения стеком, да и форма туловища у зверька несколько более сложная, но вот сердце можно и отобрать на первый раз – все равно получится очень красиво и ярко.

Польза лепки из глины, популярные техники и мастер-класс для начинающих

В видео ниже можно посмотреть интересных зверюшек, которых можно сделать из глины.

o-krohe.ru

НИИ Эврика. Лепка из глины для детей

Здравствуйте! Мы рады приветствовать на сайте НИИ «Эврика» как своих постоянных читателей, так и тех, кто заглянул к нам впервые! Ваш карапуз любит лепить из пластилина, он с удовольствием создаёт фигурки? Тогда пришло время научить малыша работать с новым замечательным материалом — глиной. Лепка из глины для детей — это ни с чем не сравнимое удовольствие, возможность заняться творчеством и сотворить вещь, которая будет храниться долгое время.

Лепка из глины: в чём польза?

Процесс создания поделок из глины имеет массу положительных сторон для развития ребёнка:

  1. Лепка развивает мелкую моторику рук и пальчиков.
  2. Расширяет пространственное мышление малыша, умение видеть и ощущать объём.
  3. Развивает творческое воображение, стимулирует фантазию.
  4. Способствует самовыражению ребёнка, позволяет ему продемонстрировать своё умение, а возможно, и проявить талант.
  5. Служит прекрасным поводом для тесного общения со взрослыми.

Что можно сделать из глины

В отличие от пластилина, глина — это «живой», «дышащий» материал. Она пластична, податлива, послушна человеческим рукам.

Изделия из глины можно оставлять в первозданном виде, но можно и раскрашивать. В любом случае они будут храниться много лет.

Какие изделия можно сделать из глины вместе с ребёнком?

  • Посуду: чашки, ложки, тарелки.
  • Вазы и цветочные горшки.
  • Подсвечники и аромалампы.
  • Игрушки: зверюшек, куколок, мячики, кубики, домики и замки.
  • Свистульки и колокольчики.
  • Сувениры, бижутерию, подарки.

Более маленьким деткам больше подходит техника «долепливания», когда мама или папа лепит более трудную часть изделия, а малыш делает какие-то небольшие элементы, но при этом подчеркивается важность его работы.

Где можно взять глину?

Глина бывает разная. Она может различаться по цвету, по консистенции, по пластичности и даже по наличию в ней воды.

  1. Природная глина. Самая лучшая для лепки жирная глина встречается по берегам рек и в низинах. Откопав несколько кусков глины, их раскладывают на солнце для просушки, а затем измельчают и просеивают, чтобы удалить камушки, щепки и т.п. После этого глину заливают водой и оставляют на сутки. Невпитавшуюся воду сливают, получившийся материал тщательно вымешивают, время от времени сбрызгивая водой, а затем укладывают в полиэтиленовый пакет и герметично закрывают. Через сутки материал готов к работе.
  2. Сухая голубая глина. Продаётся в строительных магазинах, чаще всего расфасовывается по 3,5 или 10 кг. Её также следует просеять и замесить, добавляя воду. Чтобы узнать, достаточно ли воды, вылепите из глины небольшую колбаску. Если на изделии появляются трещинки, нужно долить ещё немного воды.
  3. Полимерная глина. Этот материал можно купить в магазинах для творчества или канцелярских товаров. Экологически чистый и безопасный для ребёнка материал. Бывает двух видов:
  • На основе пластиковых компонентов. Изделия из такой глины требуют обжига или запекания.
  • На основе натуральных компонентов. Материал самозатвердевающий, не требующий термической обработки.

Если вы только приступаете к изучению процесса лепки, воспользуйтесь натуральным полимерным материалом.

Подготовка рабочего места

Для того чтобы избежать неприятностей в виде испорченного стола или запачканного ковра, следует правильно подготовить рабочее место для творческого процесса.

Итак, вам потребуются:

  • большая клеёнка, которой вы застелите стол;
  • плошка с водой, пульверизатор, кисточка;
  • губка и сухое полотенце;
  • деревянные или пластиковые стеки.

Позаботьтесь также о специальной рабочей одежде для себя и карапуза. Лучше всего малышу подойдёт старый халат, не сковывающий движений.

Если все приготовления сделаны, смело открывайте пакет или ведёрко с глиной и приступайте к самому интересному.

Приёмы работы с глиной

С первых же занятий приучайте ребенка к правильной позе: лепить, положив обе руки до локтей на стол, не прижиматься к нему грудью, сидеть без напряжения. При работе с глиной воспользуйтесь советами и рекомендациями специалистов-гончаров:

  1. Если глина слишком сухая и вот-вот раскрошится между пальцами, положите её на стол и смочите водой из пульверизатора. Увлажняйте глину до тех пор, пока она не обретёт нужной пластичности.
  2. В процессе лепки глина может липнуть к пальцам рук. Для того чтобы это не мешало работе, протирайте периодически руки полотенцем и влажной губкой.
  3. Прежде всего помогите карапузу освоить правильные движения рук и пальцев. Покажите ему, как раскатывать колбаску, делать шарик, расплющить комок глины в плоский «блинчик». Пусть малыш попробует надавить на глину пальчиком, кулачком и ощутит податливость материала. Скажите ребёнку: «Давай сожмём глину, чтобы получилась высокая башенка. Давай потянем глину — тогда образуются бугорки».
  4. Почувствовав материал, карапуз, конечно же, захочет вылепить что-то самостоятельно. Предлагаем вам сделать несколько простых изделий.
Птичка

Скатайте из глины небольшой шар и немного вытяните его с одной стороны, там, где у птички будет шея. Сделайте маленький шарик — голову, на котором стеком нарисуйте глаза и оформите клюв.

Голову прикрепите к туловищу, слегка смочив детали водой. Ножки птице сделайте из веточек, хвост и хохолок — из перьев. Нарисуйте стеком крылья и установите птичку на небольшую глиняную подставку.

Неваляшка

Куклу-матрёшку можно сформировать из целого куска глины, а можно соединить отдельные шарики.

Нарисуйте при помощи стека забавное личико. Готовую куклу можно будет раскрасить и нарядить в платочек.

Бусы

Работа, доступная даже для самых маленьких, но вместе с тем замечательно развивающая моторику.

Отщипывая от комка глины небольшие кусочки, нужно формировать из них бусины различного размера и конфигурации: в виде шариков, овалов, вытянутых цилиндров и т.п.

Не забудьте, пока изделия ещё не высохли, проделать в них сквозные отверстия при помощи шила или проволоки.

После высыхания бусины можно будет раскрасить, а затем кроха с удовольствием нанижет их и подарит бабушке или маме.

Пиала

Возьмите небольшую пиалу и обмотайте её целлофановой плёнкой. Пусть малыш аккуратно облепит пиалу глиной. Слой должен быть не слишком тонким.

После окончания работы аккуратно вытащите пиалу, а глиняное изделие отправьте на просушку.

И ещё несколько советов

Давайте рассмотрим, как провести завершающие этапы работы с глиной:

  • В процессе работы на изделиях могут появляться небольшие трещинки. Чтобы их убрать, смочите руки водой и аккуратно загладьте проблемное место.
  • Если глина не предназначена для термической обработки, то готовое изделие упаковывают в целлофановый пакет и оставляют для просушки. По истечении нескольких суток ваша поделка должна стать более лёгкой и светлой.
  • После этого изделие досушивают на солнце или в горячей духовке при температуре 250–3000 С.
  • Высохшую поделку раскрашивают акриловыми красками и покрывают лаком или клеем ПВА для большей прочности.
  • Чтобы сохранить остатки глины после окончания работы, скатайте их в шар. Сделайте в нём небольшое углубление и налейте воду. Заделайте углубление и положите глину в герметичный пластиковый контейнер. Когда вы снова её достанете, сначала замесите, как тесто, чтобы она стала мягкой.
  • Если вы хотите сохранить какую-то фигуру сырой, чтобы продолжить работу, положите её на доску, накройте пакетом и герметично его запечатайте. Если глина подсыхает, положите на фигуру в пакете влажную тряпку.

Лепка изделий из глины — одно из самых любимых творческих занятий детей. Не лишайте своего карапуза этого удовольствия хотя бы потому, что лепка

  • хорошо успокаивает даже самого непоседливого малыша;
  • снимает напряжение, страхи;
  • способствует эмоциональному всплеску, поднимает настроение.

Недаром лепка из глины является одним из главных компонентов арт-терапии.

Мы желаем вам творческого вдохновения и неисчерпаемой фантазии!

До свидания!

nii-evrika.ru

Увлекательные занятия с детьми 3-7лет. Поделки из полимерной глины

Полимерная глина – яркий, мягкий материал для лепки. Из него получаются очень красивые поделки. Дети лепят из полимерной глины с огромным удовольствием, т.к. в отличии от пластилина, для того, чтобы что-то слепить, не надо прикладывать много физических усилий. Раскатать детали из полимерной глины под силу даже 2-х летним детям. Процесс лепки никого не оставит равнодушным!

Лепка из полимерной глины — весьма полезное занятие. Она развивает мелкую моторику; творческое, образное, пространственное мышление; а также воображение, усидчивость и трудолюбие, причем, что не маловажно, в игровой форме.

Плюсы лепки из полимерной глины:

1. Это безопасный для здоровья материал, который не страшно давать детям в руки;

 2. Из полимерной глины получаются удивительно красивые поделки;

 3. Доступность материала;

4. Материал совершенно не токсичен;

5. Полимерная глина не оставляет грязных разводов на руках так, как это делает обычный пластилин.

6. Поделки из полимерной глины могут стать украшением квартиры или елочными украшениями.

Для вдохновения Любопытный мир приготовил для вас несколько примеров с подробными инструкциями, поделок из полимерной глины.

 

Немо

Мышонок в колпаке

Розовая сова

Йоркширский терьер

Мудрый Йода

Бегемотик

Хомячок с вишней

Черепаха

Гусеница

Долька арбуза

Апельсиновые дольки

Панда

Калла

Чебурашка

Источник: http://pikabu.ru

curious-world.ru

Арт-терапия и не только: чем полезна лепка из глины для детей и взрослых

Лепить из глины не только увлекательно, это еще и чрезвычайно полезно для здоровья и общего развития ребенка. Узнайте об этом подробно из нашей статьи.

Читайте также3 правила креативного рисования: развиваем творческую личность

Дети обожают лепить. Дайте ребенку кусок пластилина, тесто для лепки или глину, и он почувствует себя творцом. Работать с глиной можно уже после года – просто мять в руках, а где-то в 3 года ребенок уже вполне может создавать свои первые шедевры.   

«Танец пальцев» придает материи форму, заданную нашим воображением, и название этому «танцу» – ЛЕПКА. Даже если малыш просто размазывает глину по доске или мнет ее без конкретной цели – это все равно чрезвычайно полезно, и в этом есть определенный смысл, пусть даже не всегда понятный взрослым.

Лепка из глины с детьми / istockphoto.com

Читайте такжеИ игрушка, и подушка: 5 простых идей, как сшить гусеничку-сороконожку Из всех материалов для лепки глина, пожалуй, самая удивительная. Глина является уникальным природным материалом. Податливая, теплая, приятная на ощупь — в умелых руках она может превратиться, как в простую детскую игрушку, так и в изящную вазу или скульптуру. 

Глину можно приобрести в магазинах товаров для творчества или непосредственно у мастеров. Также, можно заготовить материал самостоятельно – если вы обнаружите залежи глины в грунте где-нибудь на даче – глину нужно размочить в воде и очистить от песка, мелкого сора. Главное хранить ее в вакуумном пластиковом пакете, так как она очень быстро пересыхает и теряет свои пластические свойства. 

К тому же если она без искусственных добавок и красителей – это абсолютно экологичный материал и даже если ребенок захочет его попробовать на вкус, ничего страшного не случится.

Лепка из глины с детьми / istockphoto.com

Особенности работы с глиной

Читайте такжеКак развивать речь ребенка с помощью простого домашнего театра: куклы Бибабо Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки является глина. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определенной степени твердости, а затем окрасить, покрыть росписью. Обожженная глиняная работа становится настоящей игрушкой, скульптурой или украшением, которым ребенок может пользоваться в настоящей жизни или играть и очень этим гордиться.

Главное же состоит в том, что глина одноцветна и, работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа, пролепливание формы предмета в целом, в то время как при работе с детским цветным пластилином, окрашенным в активные цвета, дети зачастую лишь приближенно передают форму, удовлетворяясь яркостью цветового решения, цветовой выразительностью. 

Из глины дети лепят с большей последовательностью и внимательнее следят за превращениями куска пластичного материала в готовый предмет. Одним из достоинств глины является то, что она попадает ребенку в руки в том состоянии, которое позволяет сразу начать лепить. 

Навыки, полученные при лепке из глины, могут быть легко потом перенесены на пластилин. А такие необходимые при работе с глиной приемы — примазывание при соединении деталей, заделка трещин — почти не нужны при работе с пластилином.

Лепка из глины — это не только увлекательное занятие, позволяющее создавать своими руками оригинальные изделия.

Гончарное искусство для взрослых / istockphoto.com

Лепка как арт-терапия

Читайте такжеУкрашения HandMade: серьги «под камень» из полимерной глины Ребёнку, как, впрочем, и взрослому, лепка даёт возможность самым безопасным способом снять напряжение, проявить свои чувства, осознать ценность своей личности. Это самый простой и эффективный способ выявить и развить скрытые способности и навыки, осознать свою уникальность, своё творческое начало.

Для многих детей лепка становится своеобразным мостом между миром реальности и фантазий. Благодаря этому мосту многие из маленьких мечтателей способны перейти из мира своих грёз в существующий мир, свыкнуться с его несовершенством.

Психологи активно используют лепку в качестве одного из направлений арт-терапии, потому что этот способ самовыражения наиболее доступен детям всех возрастов, начиная от двух-трёх годовалых малышей и заканчивая детьми 8-10 лет.

Лепка способствует выражению чувств и эмоций, перенесению внутренних переживаний на объекты окружающей среды, поиску новых невербальных форм взаимодействия с предметами окружающего мира.

Также занятия лепкой помогают активным детям стать более спокойными. Если у ребенка наблюдается недостаток концентрации внимания, тревожность, проблемы со сном, капризы и раздражительность — лепка отлично поможет.

Лепка из глины с детьми / istockphoto.com

Польза лепкой для общего развития

Читайте также30 хитростей для рисования, которые надо обязательно попробовать с детьми Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании малыша формируется образ. Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. 

Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. 

Стараясь как можно точнее передать форму, малыш активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи, а также поможет ему быстрее освоить навыки рисования и письма в будущем.

Также отметим, что в процессе лепки из глины дети развивают чувство ритма, координацию и согласованность движений. Опыт создания шедевров из обычных материалов постепенно научит малыша смотреть на вещи под другим углом, находя оригинальные решения даже в безвыходных ситуациях.

Еще одна специфическая черта лепки — ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Лепка из глины с детьми / istockphoto.com

Лепка также полезна не только детям, но и взрослым

Читайте такжеРисуем штампами с детьми: 6 классных идей для детского творчества Особенно работа на гончарном круге. Во время лепки вы абстрагируетесь от реальности, в голове прекращается внутренний монолог, уходят навязчивые мысли, тревога. Сознание полностью концентрируется на вращении круга и куске глины, который вам предстоит трансформировать. Работа с глиной дает ощущение обновления и тихой радости. 

Творить – процесс очень увлекательный, способный пробудить в нас новые скрытые способности. И если вдруг Вы обретете себя через искусство, то никогда уже не захотите прекращать свое творчество. Попробуйте! Лепите для здоровья и удовольствия!

Лепка из глины с детьми / istockphoto.com

Также вам будет интересно узнать о том, почему рисование пальчиковыми красками невероятно полезно для ребенка

kolobok.ua

Как лепить из глины, гайд для начинающих

20 апреля 2018 г.

В нашем безумном мире скоростей и стрессов никому не помешает иметь хобби, отвлекающее от ежедневной рутины и дарящее радость созидания. Одним из способов получить не только релакс, но и вполне прикладные вещи в итоге — заняться лепкой из глины. Керамика собственного производства на кухне — весомый повод похвастаться гостям своими рукодельными успехами. А там, как знать, возможно это невинное хобби в итоге перерастет в нечто большее и станет вашим основным источником дохода.

Начинать, разумеется, нужно с выбора глины и у вас есть три пути:

  1. Купить уже готовую смесь. Ее можно найти в специализированных магазинах рукоделия или детских игрушек. Такой материал уже обычно расфасован по удобным брикетам, можно выбрать цвет, который вам нравится, глина уже замешана и готова к работе. Минусы — фасовка обычно небольшая, до трех килограмм, подойдет только для лепки малых форм. К тому же, стоимость такой глины сравнительно высока, если вы планируете заниматься этим профессионально и часто, такие смеси вам не подойдут. Ну а для новичка — в самый раз.

  2. Сделать смесь самостоятельно из сухой глины. Продается она в строительных и хозяйственных магазинах. Выбирайте ту, на которой написано “Голубая глина”. Иногда она бывает с примесями, перед замесом ее лучше просеять. Перед лепкой готовая масса должна “вылежаться” примерно неделю-две, учитывайте это перед началом работы. Хранится она достаточно долго, это неоспоримый плюс.

  3. Найти самостоятельно. Глина, пригодная для лепки, бывает в карьерах, на склонах оврагов, на берегах небольших озер или болот. Присматривайтесь к местам с повышенной влажностью, если там растет мать-и мачеха — это почти гарантия, что вы нашли глиняное местечко. Протестируйте глину на пластические свойства: разотрите в руках небольшое количество — масса должна быть маслянистой и жирной на ощупь. Скатайте небольшую “колбаску” и попробуйте свернуть ее в баранку. Трещин и пор быть не должно. “Дикую” глину нужно тщательно очищать. Самый простой способ — развести ее с водой до состояния сметаны и дать отстояться. Мусор и тяжелые фракции осядут на дно, а остальной слой аккуратно снимите и подсушите. Помимо множества описанных движений, природная глина всегда чревата сюрпризами. До обжига точно неизвестно, насколько она пригодна для изготовления керамики.

Поделки из глины могут быть какими угодно — от банальных пиалок до сложных кружевных ваз. Но начинать, как и во всяком деле, стоит с самого простого.

Всякий, кто держал в руках пластилин, твердо уверен, что лепить он умеет. Это не совсем так, лепить из глины — несколько иной навык, имеющий свои тонкости.

  • • Лучше использовать две руки в процессе, так готовое изделие получится симметричней и в целом, это помогает соблюсти пропорции и гармонию.

  • • Не бойтесь использовать специальные инструменты для лепки. Они называются стеки. Попросите в магазине минимальный набор для начинающих и пользуйтесь ими с первого дня. Так вы сможете аккуратно убирать лишнюю глину, работать с мелкими деталями, прилаживать различные элементы, не оставляя отпечатков и вмятин.

  • • Если у вас многосоставное изделие, начинать следует с самой большой части (если это зверушка — с туловища, а уже к нему присоединяйте более мелкие детали).

  • • Важный момент — соединение деталей. Каждую часть, большую и малую, в месте соединения необходимо обработать стеком (или ножом, или зубочисткой), нанеся на места соединения сеточку. После этого промазать “клеем”-шликером. Это суспензия из воды и глины, жидкая, как ПВА. Заглаживать места соединения следует сверху вниз. Если вы работаете с посудой и присоединяте ручки к ней, нужно слепить отдельный жгутик и наложить из него шов в месте соединения, разглаживая его во все стороны. Шов должен быть незаметным и сливаться с остальными изделием, словно оно цельнолитое.

  • Если вам сразу не удалось закончить работу — ничего страшного. Накройте ее влажной хлопчатобумажной тканью, а сверху — полиэтиленом. Внутри глина останется сырой, не даст трещин и вы сможете продолжить лепку в любое удобное вам время.
  • Финальная часть работы — шлифовка или так называемое “заглаживание”. Возьмите мокрую губку и некоторое количество шликера (суспензия из воды и глины) и аккуратно пройдитесь по всему изделию, затирая все мелкие вмятинки, трещинки и недочеты. Пустоты и возможные воздушные пузырьки также “выгоняются” при этом процессе.
  • Изделия из глины требуют деликатной и длительной сушки. Возьмите полиэтилен с перфорацией (сделайте дырочки для циркуляции воздуха) и оберните им готовое изделие. Сушите при комнатной температуре 10 дней. Затем посуду нужно обжечь. Сделать это можно или в костре (экстремальный вариант), или в специальной печи, или даже в обычной духовке.
  • • Окончательный декор фигурок из глины своими руками — по вашему вкусу. Это может быть тиснение, роспись, глазирование или налепка новых элементов из глины другого цвета.

    Лепка из глины — что-то такое фольклорное и глубокое. Стоит только начать — и руки словно сами помнят, в каком месте нужно повернуть, как изогнуть пальцы и с какой силой давить на массу. Обожженная в костре глина — первый искусственный материал, который начали использовать люди. Сотни и сотни поколений наших предков жили, благодаря этому искусству. Из глиняной посуды они насыщались, глиняными плитками украшали жилье, кое-где на глиняных табличках писали и передавали накопленные знания будущим поколениям.

    abbigli.ru

    Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову (С. Ю. Ращупкина, 2010)

    Лепка из глины и развитие речи

    Этапы формирования речи ребенка часто повторяют этапы развития речи человечества в целом: жестикуляция, появление возгласов, отдельных слов, словесная речь с остатками жестикуляции.

    Так же, как труд оказал большое влияние на появление и развитие речи всего человечества, речь ребенка зависит от его деятельности. Все понятия и представления, которые малыш получает в процессе манипулирования с предметами, отражаются на его речи. Если игра ребенка ограничивается, то объем понятий сужается и его словарь беднеет.

    Развитие речи – это сложный процесс, который у всех детей протекает по-разному. У одного ребенка первые слова появляются рано, а речь совершенствуется довольно быстро. Речевую активность такого малыша не следует форсировать, чтобы уберечь от нежелательных последствий. Если же развитие речи отстает, то ребенка, напротив, надо побуждать к разговору, знакомить с новыми словами, учить правильно строить фразы. Однако при этом нельзя перенапрягать его нервную систему повышенными нагрузками.

    Общение со взрослыми является основным двигателем развития речи. Ученые доказали, что формирование речевых областей в коре головного мозга зависит от влияния импульсов от пальцев, а участок коры головного мозга, курирующий речь человека, расположен рядом с зоной, ответственной за развитие тонкой моторики рук. Поэтому лепка не только совершенствует мелкую моторику, но и речь. Если движения пальчиков задерживаются, то даже при нормальной общей физической активности, происходит отставание в речевой деятельности.

    Функции руки и речи развиваются параллельно. Сначала малыш овладевает тонкими движениями рук, затем в его речи появляются первые слоги. Последующее формирование речи зависит от тренированности движений пальчиков ребенка. Если трех– или пятилетний малыш с удовольствием играет в пальчиковые игры, которые развивают тонкую моторику, то старшие дошкольники часто отказываются от этого.

    Тем не менее в этом возрасте необходимо тренировать пальчики и стимулировать речевое развитие, чтобы подготовить ребенка к обучению в школе, поэтому занятия лепкой являются эффективной заменой пальчиковым играм.

    Как показывает практика, довольно часто первоклассникам очень трудно овладеть навыками письма: они быстро устают, им тяжело писать, в кистях появляются дрожь и боль, от этого они начинают нервничать и плакать. Дело в том, что руками ребенок выполняет большую часть работы при различных видах деятельности. Именно от способности производить мелкие и точные движения, а не от навыка владения карандашом, кисточкой или ножницами, зависит уровень его интеллекта

    Известный русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

    Глина, как и любой другой пластичный материал, помогает развивать самые разные стороны личности малыша. Лепкой из нее лучше начать заниматься с ребенком в 5 лет. В этом возрасте его пальчики уже достаточно окрепли для работы с таким материалом. В принципе простейшие изделия можно лепить и с детьми младше 5 лет.

    Во время работы с глиной у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из глины дает тот же эффект, что и массаж рук.

    Если у ребенка есть проблемы с речью, попробуйте с ним лепить скульптуры. Это можно делать двумя способами: конструктивным, т. е. изготавливая отдельные детали и скрепляя их в одно целое, и пластическим, лепя их из целого куска глины. Второй способ более сложный, так как для лепки из целого куска необходимы хороший глазомер, точные движения и отчетливое представление формы предмета.

    Можно проводить занятия лепкой так, чтобы они одновременно были и уроками по развитию речи. Для этого в процессе работы попросите малыша рассказать о своих действиях. Предварительно можно побеседовать с ребенком о том, что он собирается вылепить, какой формы и величины должно быть его изделие, где его надо расположить, как потом раскрасить – все это стимулирует речевую деятельность малыша.

    Кроме того, в беседе ребенок усваивает много новых слов. Следовательно, лепка положительно влияет на расширение пассивного и активного словаря дошкольника. Для занятий следует подбирать сюжеты, которые уже хорошо ему знакомы. Это позволит уточнить и расширить его знания, поможет ему проанализировать данную ситуацию и сделать обобщение. Например, предложите ему воплотить в глине сюжет знакомой сказки, при этом обязательно обсудите всех персонажей, ситуации, в которые им суждено попасть и т. д.

    После окончания лепки попросите ребенка проанализировать свою работу, дать оценку работе товарища. Можно предложить ему придумать рассказ о своем изделии. Во время занятий лепкой можно прочитать стихотворения о животном, которое в данный момент делает ваш сын или дочка, придумать ему ласковое имя, например Лисичка-сестричка, Мишутка и т. д. Все это также благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

    Следует отметить, что лепка имеет еще и психотерапевтическую направленность. Малыш изготавливает из глины различных сказочных персонажей и обыгрывает ситуации и взаимоотношения с ними.

    С вылепленными предметами ребенок может просто играть, не боясь, что они разобьются или сломаются. Кроме того, малыш обычно трепетно относится вещи, сделанной своими руками, а значит, она учит его бережному отношению к игрушкам.

    Группе детей можно предложить сделать несколько игрушек, с которыми в дальнейшем поставить и разыграть спектакль. При совместном выполнении какой-нибудь модели дети учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, правильно выражать свои мысли, объяснять задуманное. Помимо этого, такая работа благотворно скажется на их развитии, ведь умение трудиться в коллективе очень важно для будущего школьника.

    Влияние работы с глиной на развитие психических процессов ребенка

    Художественно-творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация, работа с природным материалом и т. д.) имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Эти занятия помогают малышу ощутить радость познания, творчества.

    Лепка, как и любой другой вид изобразительного искусства, должна носить творческий характер, ведь малыш в своих работах образно отражает действительность и свои впечатления от окружающего мира. Кроме того, во время лепки ребенок приобретает разнообразные знания, его представления об окружающем мире уточняются и углубляются. Дошкольник в процессе работы осмысливает качества предметов, их характерные особенности. Во время занятий с глиной малыш может воспринять целостность формы предмета, так как работать надо сразу двумя руками.

    Своими изделиями ребенок старается передать то, что ему запомнилось, что взволновало и вызвало интерес, поэтому лепка оказывает довольно большое влияние на умственное развитие малыша. Прежде всего она учит дошкольника наблюдать, ведь, перед тем как вылепить предмет, с ним надо хорошо познакомиться, определить и запомнить его величину, форму, конструкцию, расположение частей. Малыш лепит то, что он уже знает, с чем встречался раньше, по представлению или по памяти. Таким образом, у него развивается и воображение.

    Очень часто идеи ребенка оказываются практичными и даже немного прагматичными. Это можно увидеть в его работах, как только он научится точно воплощать свои фантазии.

    Эти представления формируются в процессе непосредственного изучения объекта во время прогулки, игры или специально организованного наблюдения. Кругозор ребенка расширяется и при ознакомлении с художественной литературой. Во время лепки знания малыша о качествах и свойствах предмета уточняются и расширяются. В этом ему помогают осязание, зрение и движения рук.

    Для умственного развития ребенка очень важно, чтобы знания о разнообразии форм, положении предметов в пространстве, величине, цветах и оттенках постоянно пополнялись. Всегда следует обращать внимание малыша на изменчивость величины, формы (щенок и собака), цветов (цвет спелых и незрелых плодов), на разное положение самих предметов и их частей (птица сидит, клюет зернышки, летает).

    Занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок узнает различные материалы, знакомится с их свойствами и возможностями, учится работать с ними. Во время лепки из глины формируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. При обследовании предметов малыш должен определить форму предмета и его частей, величину, цвет, положение в пространстве. Если же он составляет композицию, то ему необходимо сравнить предметы и найти различия.

    Таким образом, ребенок учится сопоставлять предметы, находить у них общие и отличительные признаки, объединять их по одному или двум одинаковым из них. Определив, допустим, форму предмета, он сможет правильно выбрать способ его изготовления (например, для вишни, цыпленка, неваляшки или яблока кусочки глины надо скатать в шарик).

    Постепенно ребенок учится различать не только самые простые признаки, но и более тонкие, те, что труднее уловить. Научившись обобщать одинаковые признаки и качества, в дальнейшем он легко узнает их в других предметах.

    На занятиях лепкой у детей формируются такие личностные качества, как инициативность, пытливость, самостоятельность, умственная активность, кроме того, ребенок учится планировать свои действия и доводить их до конца.

    При предметной лепке ребенок учится правильно изображать животных и людей, выделяя их характерные признаки.

    Занимаясь сюжетной лепкой дети не только изображают форму, но и располагают предметы в пространстве, связывая их между собой действием. Малыш пробует выделять основное в сюжете, задумывая композицию, творчески подходить к решению этого вопроса, используя все свои знания и наблюдения. При этом во время лепки сюжетной композиции ребенок должен пользоваться различными приемами изготовления.

    Ребенок сможет самостоятельно сделать какое-либо изделие только в том случае, если его работа будет внутренне мотивирована, поэтому необходимо перед лепкой заинтересовать малыша, показав ему керамические фигурки разных мастеров.

    При декоративной лепке дети учатся обдумывать сюжет, рисовать эскизы, применять различные виды лепки, пользоваться специальными инструментами, правильно и красиво заполнять все пространство.

    Надо отметить, что детская лепка имеет еще и общественную направленность. Ребенок изготавливает поделку не только для себя, но и для окружающих его людей. Ему хочется, чтобы его изделие узнали. Он очень чутко реагирует на оценку взрослого и замечания товарищей. Критические высказывания могут понизить его самооценку, и, наоборот, похвала взрослого влияет на нее положительным образом. Кроме того, общественную направленность можно увидеть и в том, что в своей работе малыш отражает явления общественной жизни (например, выступления спортсменов, полеты в космос, различные праздники и др.)

    В лепке сочетаются два вида деятельности умственная и физическая. Для создания поделки надо приложить усилия, выполнить определенные действия, овладеть умениями и практическими навыками, которые пригодятся ребенку в будущем для выполнения разнообразных работ.

    В процессе лепки у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности в работе, помогать товарищу и т. п.

    При изготовлении коллективных работ дети учатся договариваться друг с другом о выполнении общей работы, объединяться, помогать напарнику. Кроме того, оценка коллективного труда воспитывает у ребенка внимание, чувства такта, доброжелательность, справедливость, умение радоваться не только своему, но и общему или чужому успеху.

    Участие ребенка в подготовке рабочего места и уборке его после лепки способствует формированию навыков самообслуживания, поэтому так важно приучить малыша к тому, что он сам должен делать это, ведь в школе это ему очень пригодится, так как там это будет исключительно его обязанностью.

    Лепка – одно из средств эстетического воспитания, поэтому необходимо предлагать малышу только красивые образцы, например можно дать уже готовую керамическую фигурку.

    Рассматривая свойства предмета (форму, строение, цвет, величину, расположение в пространстве), ребенок развивает чувство цвета, формы, ритма, являющиеся компонентами эстетического чувства.

    Эстетическое восприятие прежде всего следует направлять на предмет в целом – красоту цвета, стройность формы, пропорциональность частей и т. д. Затем надо обратить внимание ребенка на отдельные свойства, которые необходимо будет передать в работе. В конце рассматривания и анализа предмета важно вновь вернуться к целостному восприятию.

    Помогать ребенку нужно только тогда, когда он сам этого попросит. После преодоления технической трудности надо оставить его одного, чтобы он сам смог закрепить это умение и выбрать дальнейшее направление работы.

    Для развития эстетического чувства очень важно при подчеркивании красоты предмета использовать образные сравнения. У маленьких детей эстетические чувства находятся в зачаточном состоянии, их привлекают яркие цвета, блестящая поверхность. Старшие же дети обращают внимание на симметрию в расположении частей, повторяемость элементов, выразительность силуэта, конструктивную стройность предмета. По мере развития восприятия и обогащение представлений детей эстетические чувства становятся более осознанными и глубокими.

    Возникшее при восприятии красивого предмета непосредственное эстетическое чувство состоит из различных элементов. Одним из них является чувство цвета, которое проявляется при рассматривании красивых сочетаний цветов, например золотисто-желтых цветов среди зеленой травы.

    Следующий элемент эстетического чувства – чувство ритма, формирующиеся при восприятии ритмичной стройности предмета, расположения его частей, например, у комнатных растений, гармоничности и цельности формы предмета у керамических изделий. При рассматривании построек вырабатывается чувство пропорции.

    При более осознанном восприятии окружающего мира эстетические чувства становятся устойчивее, глубже и содержательнее. Ребенок учится рассуждать об эстетической стороне предметов, явлений жизни, произведений искусства, которые оценивает в целом и с точки зрения их отдельных свойств с помощью определений «изящный», «огромный», «радостный», «легкий», «живой», «праздничный» и др.

    Следует научить малыша передавать при лепке не просто предметы и явления, но и изображать их выразительно. Творческий характер в работе появится только тогда, когда ребенок не просто овладеет необходимыми навыками и умениями для работы, а когда у него разовьется и эстетическое восприятие. При творческом подходе он вносит в изделие какие-то личные переживания, определенное отношения к нему, включает в свой образ то, что воспринималось в разной обстановке и разное время.

    Для совсем маленьких детей лепку можно превратить в игру. Поделки для малыша – это в первую очередь игрушки. Поэтому в процессе занятия он их видоизменяет, лепит заново, добавляет какие-то детали, а иногда ломает. Лепка очень полезна детям, особенно мальчикам. Один из самых важных видов деятельности ребенка – исследование, а для всестороннего изучения предмета его надо разобрать и собрать, поэтому нет ничего страшного в том, что малыш сломает свою поделку, он всегда сможет сделать ее еще раз.

    Во время занятий лепкой надо в первую очередь обсуждать, что и почему хочется сделать, а не как воплотить замысел. Любое изделие надо мотивировать. Для этого подойдут сказки, мифы, рассказы, так как дети очень любят изображать полюбившихся им героев.

    На первых порах не стоит «загружать» ребенка точной технологией и высокими требованиями к конечному результату, просто дайте ему возможность отщипывать от большого куска маленькие, расплющивать их в лепешки, скатывать жгутики и разрезать их, ведь все это позволяет исследовать физический мир.

    Двух-, трехлетний ребенок, начиная лепить, не имеет никакого замысла, он просто мнет глину в руках, режет, отщипывает, расплющивает, т. е. играет с ней. На вопрос о том, что он сделал, малыш отвечает спонтанно. В 3–4 года у ребенка также нет замысла, но на тот же вопрос взрослого, он уже отвечает, ассоциативно сравнивая свое изделие со знакомыми ему предметами. Пятилетние дети при лепке обращают внимание на основные внешние признаки, но вылепить детали они еще не в состоянии.

    Поделки детей старшего возраста становятся все выразительнее и многообразнее. Так, они могут сразу задумать и вылепить динамичную фигуру, стараясь соблюсти основные ее пропорции. Ребенок уже обращает внимание на детали. Например, при лепке фигурки Деда Мороза, он обязательно добавит мешок с подарками, а Бабе-Яге – ступу и т. д.

    Занимаясь творчеством, надо четко знать все этапы творческого развития малыша. Практически все дети до 5 лет играют с художественными материалами. На данном этапе взрослый должен показать, как можно играть с глиной, и поощрять ребенка. Таким образом, главное на первом этапе творческого развития – игра.

    До 8 лет у ребенка активно работает фантазия, поэтому следует поощрять его творческую самостоятельность, иногда можно подправлять поделку, показывать какие-то технические приемы. В этот период главное – фантазия.

    Любимым занятием для малыша может стать изготовление отпечатков своих ладошек и любых других предметов. Просто раскатайте глиняное тесто в пласт и попросите ребенка прижать к нему свою ладошку. Из таких отпечатков можно составлять целые композиции.

    В 12 лет ребенок выполняет свою работу, уже опираясь на общепризнанные критерии правильности и красоты. Задача взрослого заключается в тактичной оценке изделий, передаче технических умений, требовании художественной дисциплины и поддерживании памяти о предыдущем периоде. На данном этапе главное – красота.

    Если на первом и втором этапах в качестве приоритета выбрать технику, то у ребенка разовьется рука, но творческая самостоятельность погибнет, он привыкнет работать только на заданную тему. Если же правильно пройти все периоды творческого развития, то уже к концу второго ребенок будет создавать яркие, самобытные вещи, в которых найдут отражения все его переживания, а по завершении третьего он сможет свободно рисовать и лепить.

    kartaslov.ru

    Leave a Reply