Разное

Крестик на: Символы крестов ✝ ✟ ☦ ☨ ❌ ☩ – Крест нательный

Содержание

Русский православный крест — Википедия

Не следует путать с русским крестом — 6-конечным крестом с наклонённой нижней перекладиной. Русский православный крест

Русский (православный) крест[1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12][13][14][15][16][17][18][19][20][21][22][23][24][25][26][27] (православный крест[21][28][29][30], византийский крест[31][32][33], русско-византийский православный крест[34] или крест свято́го Ла́заря[35]) — восьмиконечный христианский крест, символ Русской православной церкви[1][11][36].

Известен с VI века, задолго до раскола христианской церкви на католиков и православных. Использовался в византийской фресковой живописи и декоративно-прикладном искусстве. В 1551 году во время канонической изоляции Русской православной церкви по инициативе Ивана Грозного

[37] впервые в истории начал воздвигаться на купола церквей. С этого времени начал использоваться и на российской государственной и военной символике[38]. Впоследствии стал отличительной особенностью культурного ландшафта России[39].

Русский крест

Согласно некоторым источникам, у русского православного креста только две поперечины[40][41]. Некоторые источники различают кресты с косыми поперечинами: шестиконечный называют русским православным крестом (другое название — шестиконечный православный крест

[42][43]), а восьмиконечный — православным крестом[41]. В Юникоде символ (☦) обозначен как «православный крест» (англ. Orthodox cross)[44]. Аналогичная эмблема в Министерстве по делам ветеранов США называется «Русский православный крест» (англ. Russian Orthodox cross)[45].

Особенностью восьмиконечного креста является наличие нижней косой поперечины (подножия), помимо двух верхних горизонтальных: верхней, меньшей, и средней, большей[46]. По преданию, при распятии Христа над крестом прибили табличку на трёх языках (греческом, латинском и арамейском) с саркастической надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Под ноги Христу была прибита перекладина.

Вариантом восьмиконечного является семиконечный, у которого табличка крепится не поперёк креста, а сверху. Помимо этого, верхняя перекладина вообще может отсутствовать. Восьмиконечный крест может дополняться терновым венцом посередине.

Наряду с восьмиконечным, Православная церковь применяет и два других распространённых начертания креста: шестиконечный крест (отличается от восьмиконечного отсутствием малой, то есть самой верхней перекладины) и четырёхконечный (отличается от шестиконечного отсутствием косой перекладины)[46].

Иногда при установке восьмиконечного креста на куполе храма под косой перекладиной помещается полумесяц (рогами вверх). Существуют различные версии о значении такого начертания; по наиболее известному такой крест уподобляется корабельному якорю, с древних времён считавшемуся символом спасения[46].

Крест-Голгофа

Кроме того, существует особый монашеский (схимнический) «крест-Голгофа». Он состоит из православного креста, покоящегося на символическом изображении горы Голгофы (обычно в виде ступеней), под горой изображён череп и кости, справа и слева от креста находятся копьё и трость с губкой. Также на нём изображаются надписи: над средней перекладиной ІС҃ ХС҃ — имя Иисуса Христа, под ней греческое НИКА — Победитель; на табличке или около неё надпись: СН҃Ъ БЖ҃ІЙ — «Сын Божий» или аббревиатура ІНЦІ — «Іисусъ Назорей, Царь Іудейскій»; над табличкой: ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ — «Царь Славы». Буквы «К» и «Т» символизируют копьё воина и трость с губкой, изображённые вдоль креста. С XVI века на Руси возникла традиция около изображения Голгофы добавлять следующие обозначения: М Л Р Б — «место лобное распят бысть», Г Г — «гора Голгофа», Г А  — «глава Адамова». Причём кости рук, лежащие перед черепом, изображаются правая на левой, как при погребении или причащении.

Хотя в древности голгофский крест имел широкое распространение, в современности он обычно лишь вышивается на парамане и аналаве.

Восьмиконечный крест с косой перекладиной традиционно широко используется в Русской православной церкви. В настоящее время он также широко используется в Польской православной церкви и Православной церкви Чешских земель и Словакии, получивших автокефалию от московского патриарха в 1948 и 1951 годах соответственно. Данный крест спорадически используется в Константинопольской православной церкви (широко используется в Американской карпаторосской православной епархии, основанной в 1938 году) и Сербской православной церкви.

Восьмиконечный крест с косой перекладиной помещался на гербе Русского государства с 1577 по 1625 год, когда был заменен на третью корону. На некоторых летописных миниатюрах и иконах русские воины несут красные или зелёные (возможно синие) стяги с изображением креста-Голгофы. На знамёнах полков XVII века также помещался голгофский русский православный крест.

Восьмиконечный крест с косой перекладиной помещается на флагах православно-монархической диверсионно-террористической организации Братство русской правды и ультраправой националистической организации Русское национальное единство.

В Юникоде для русского православного креста существует отдельный символ ☦ с кодом U+2626 ORTHODOX CROSS (православный крест). Однако во многих шрифтах он отображается неправильно — нижняя перекладина наклонена не в ту сторону.

  1. 1 2 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Тихвинский листок. — № 41. — 27.9.2017.
  2. ↑ Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня После Божественной литургии в Успенском кафедральном соборе Астраханского кремля // Ахтубинские епархиальные ведомости. — № 7 (48), июль — октябрь 2017. — С. 7.
  3. Юсупов С. Э. Словарь терминов архитектуры. — Фонд «Ленинградская галерея», 1994. — С. 185.
  4. Королев К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — Мидгард, 2005. С. 314.
  5. Лебедев В. Державный орел России. — Родина, 1995. — С. 99.
  6. ↑ Православный календарь на 2016 год. — Litres, 2017. С. 87
  7. ↑ Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 147.
  8. Архиепископ Афанасий (Мартос). Восьмиконечный русский крест // Миссионерский Листок. № 144. — Свято-Троицкая православная миссия, 2003.
  9. ↑ Ryskt kors, Nationalencyklopedin.
  10. ↑ Kors, Store norske leksikon
  11. 1 2 Liungman, Carl G.
    Symbols — Encyclopedia of Western Signs and Ideograms (англ.). — Ionfox AB, 2004. — P. 140. — ISBN 978-91-972705-0-2.
  12. Milo D. L. The Ankh: Key of Life. — Weiser Books, 2007. — P. 13.
  13. Mori J. Crosses of Many Cultures. — Harrisburg, 1998. — P. 38.
  14. ↑ Архітэктура, выяўленчае і дэкаратыўна-прыкладное мастацтва: Дапаможнік для вучняў / Уклад. Б. А. Лазука. — Мн.: Беларусь, 2001. — С. 73.
  15. Белы А. Крыж Еўфрасінні Полацкай // Наша Слова. — № 29 (817), 1 жнiўня 2007.
  16. Thomas R. M. Manitou and God: North-American Indian religions and Christian culture. — Greenwood Publishing Group, 2007. — P. 121—122. ISBN 978-0-313-34779-5.
  17. Koch R. The Book of Signs. — New York, 2000. — P. 17
  18. Becker U. The Continuum Encyclopedia of Symbols. — New York London, 2000. — P. 71.
  19. ↑ The Grove Encyclopedia of Medieval Art and Architecture, Vol. 1. / Ed. Colum Hourihane. — OUP USA, 2012. — P. 221.
  20. Joseph L. Young. Mosaics: principles and practice. — Reinhold, 1963. — P. 99.
  21. 1 2 Chwalkowski F. Symbols in Arts, Religion and Culture: The Soul of Nature. — Cambridge Cholars Publishing, 2016. — P. 112
  22. Гарошка Л. Баўгарскі ўдзел у пашырэньні хрысьціянства між усходніх славянаў // Божым Шляхам. — № 1-6 (76-81). — 1957. — С. 27.
  23. Benker S. Liturgische Geräte, Kreuze und Reliquiare der christlichen Kirchen / Objets liturgiques, croix et reliquaires des eglises chretiennes. — Walter de Gruyter, 2011. — S. 68.
  24. Etzold A., Türk W. Der Dorotheenstädtische Friedhof: die Begräbnisstätten an der Berliner Chausseestrasse. — Berlin: Ch. Links Verlag, 2002. — S. 60.
  25. ↑ Das Bildwörterbuch: Die Gegenstände und ihre Benennung. — Bibliographisches Institut, 2011. — S. 283.
  26. Eyth K., Meyer F. S. Die Dekorationsmalerai mit besonderer… — Leipzig, 1896. — S. 317—318.
  27. Bischoff E. Die Festdekoration in Wort und Bild. — Leipzig, 1897. — S. 452, 462
  28. Lonsdale A. Do I Kneel or Do I Bow? — Kuperard, 2010. — P. 87.
  29. Boyles D., Stebben G. The Pocket Professor Religion: Everything You Need to Know about Religion. — Simon and Schuster, 1999. — P. 116.
  30. Keene M. New Steps in Religious Education: Teacher’s Support. — Nelson Thornes, 1999. — P. [1]
  31. Becker, U. The Continuum encyclopedia of symbols (неопр.). — Continuum International Publishing Group, 2000. — С. 71. — ISBN 978-0-8264-1221-8.
  32. McGuckin, J. A. Cross // The encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity (англ.) / John Anthony McGuckin. — John Wiley and Sons, 2011. — Vol. 1. — P. 170. — ISBN 978-1-4051-8539-4.
  33. Ogechukwu, N. The Secret Behind the Cross and Crucifix (неопр.). — Strategic Book Publishing, 2009. — С. 19. — ISBN 978-1-60693-367-1.
  34. ↑ Большая Российская энциклопедия. — Т. 15: Конго — Крещение. — М.: БРЭ, 2010. — С. 700.
  35. Андреева В. и др. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. — М., 2004.
  36. Фещин А. Довірся Хресту // Християнский голос. — 2002. — № 18 (2854). — С. 232.
  37. ↑ Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 149.
  38. Shpakovsky V., Nicolle D. Armies of Ivan the Terrible: Russian Troops 1505—1700. — Osprey Publishing, 2006. — P. 23. — ISBN 978-1-84176-925-7.
  39. Бурштын Я. Ірына Дубянецкая: Дзякуючы намаганням РПЦ пачынае мяняцца культурны ландшафт Беларусі (Фота і відэа) // Служба інфармацыі «ЕўраБеларусі», 16 ліпеня 2016 г.
  40. ↑ Рэлігія і царква на Беларусі: Энцыкл. даведнік — Мн.: БелЭн, 2001. — С. 168.
  41. 1 2 Православные кресты: как разобраться в значениях, Портал «Православие и мир» (30 сентября 2011). Дата обращения 21 февраля 2018.
  42. ↑ Русский крест: символика православного надглавного креста. — М., 2006. — С. 133.
  43. Плужников В. И. Термины российского архитектурного наследия: Словарь-глоссарий / В. И. Плужников. — М.: Искусство, 1995. — С. 137.
  44. ↑ Unicode Character ‘ORTHODOX CROSS’ (U+2626)
  45. ↑ Available Emblems of Belief for Placement on Government Headstones and Markers. Emblem 5 — RUSSIAN ORTHODOX CROSS Архивная копия от 22 февраля 2018 на Wayback Machine, Верховный суд США
  46. 1 2 3 Грибов А. (идея), иеромонах Харитон Просторов (составление). Православие для всех. — Кострома: Авенир-Дизайн, 2000. — С. 142, 143. — 392 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-93374-032-2.
  47. ↑ Илл. 130. Сотенное знамя 1696—1699 г // Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению: в 30 т., в 60 кн. / Под ред. А. В. Висковатова. — Т. 1.

Почему чернеет крестик на теле человека: причины

Нательный крест – символ любви Господа к людям и их Спасения. Видимое свидетельство о принадлежности к Церкви. Он – оружие против бесов и их влияния.

Бывает, что крестик темнеет, чернеет или зеленеет. Каковы основные причины потери его эстетической привлекательности?

Серебряный крестикФото: Flickr.com

Химический состав

Крестики изготавливают из сплавов разных металлов, поэтому изменение цвета – это реакция окисления. Чаще всего чернеют изделия из серебра, бронзы, латуни, золота низкой пробы и меди (большой процент меди проявляется на крестике зеленоватым налетом). Недрагоценные сплавы металлов просто темнеют.

Совет: Не паникуйте, если ваш крестик почернел. Серебряные изделия можно почистить, заменить на другой материал (золото, дерево, кожа) или приобрести черненый крестик.

Проблемы со здоровьем

Чаще всего крестики чернеют у людей с повышенным потоотделением. Из курса химии и биологии известно, что с потом выделяются многие химические соединения, которые, вступая в реакцию с серебром, вызывают его потемнение.

Существует мнение, что крестик темнеет, когда человек болен. Оно не лишено смысла. Если почернение произошло резко, стоит задуматься о походе к врачу.

Факторы, влияющие на повышение степени агрессивности пота:

  • Стрессовая ситуация.
  • Прием лекарственных препаратов, особенно йода, в том числе наружно.
  • Нарушение обмена веществ.
  • Интенсивные физические нагрузки.
  • Повышенная температура тела.
  • Проблемы с печенью и почками.
  • Беременность (изменение гормонального фона).
  • Употребление в пищу большого количества яиц, рыбы и бобовых.

Окружающая среда

Для людей, живущих в местности с влажным климатом, особенно на морском побережье, почернение нательного крестика обычное дело. Сероводород быстро окисляет серебро.

Кроме того, загрязнение воды и воздуха достигло невиданных масштабов. Питьевую воду дезинфицируют хлором, промышленные предприятия выпускают огромное количество соединений серы.

Совет: Если после купания в местном водоеме нательный крест почернел или рядом с вашим домом находится химическое производство и присутствует запах сероводорода, то лучше сменить место проживания.

Моющие и косметические средства

Состав декоративной косметики, шампуней, мыла, чистящих средств, стирального порошка и других средств бытовой химии отрицательно влияет на серебряные изделия. Щелочи и кислоты, содержавшиеся в них, постепенно меняют цвет крестика.

Внимание! Если после использования бытовой химии серебро на вас резко почернело, значит нарушено соотношение PH баланса в составе моющего или косметического средства. Больше не пользуйтесь им.

Сглаз, порча, нераскаянные грехи

Нательный крестикФото: Pixabay.com

Некоторые люди связывают потемнение креста с наведением сглаза или порчи. Другие считают, что владелец почерневшего серебряного изделия совершил тяжкий грех.

Надев крест, помните, что он не магический оберег или амулет, который автоматически будет защищать владельца от злых сил без участия самого человека. Не следует верить в около церковные суеверия и бабкины сплетни, они отвлекают от молитвы и мешают борьбе с грехами.

Частное мнение: Отец Владимир Головин считает, что к любому вопросу нужно подходить с разумением. И почернение крестика связано с духовными причинами, но не у всех.

Если нательный крестик сломался, почернел или потерялся, и при этом совесть вас обличает в каком-либо грехе, тогда пойдите на исповедь.

«Простое ношение нательного креста – это еще не все. Надо посещать храм Божий, исповедоваться, причащаться, жить жизнью православного христианина, тогда Бог будет хранить от всякого зла» — говорит священник Дионисий Свечников.

Как почистить крестик?

«Серебро со временем окисляется и темнеет. Так что, если Ваш крестик потемнел — это естественный процесс, ничего страшного в этом нет, крестик можно почистить» – говорит священник Александр Ильяшенко.

Простые способы:

  • Положить на ночь в кефир, утром протереть мягкой тканью;
  • Погрузить на несколько минут в воду, где варился картофель. Вытереть насухо мягкой салфеткой;
  • Почистить зубной пастой.

Внимание: Крестики с напылением нельзя чистить абразивными веществами.

Нательный крестик Загрузка…

7 вещей, которые нельзя делать с нательным крестом

Крестик — показатель принадлежности к христианской вере. Из нашей статьи вы узнаете, можно ли носить чужой крестик и почему его нельзя носить поверх одежды.

Нательный крест — важнейший атрибут любого христианина, потому выбирать его стоит с умом. Если необходимо подобрать подходящий крест, то вы сможете найти его в магазине Святцы. Там есть кресты различных форм и из различных материалов.

Крестик, по мнению священнослужителей, всегда должен быть на верующем человеке. Но бытуют и запреты, связанные с ним. Некоторые из них являются не более чем суевериями, о которых верующему человеку не стоит и думать. К таким относится, к примеру, потемнение крестика. Но это далеко не единственный вопрос, который может возникнуть у верующего человека насчет своего крестика.

Нельзя носить на цепочке

Совершенно никаких запретов на цепочку нет. Здесь, скорее, принципиальнее вопрос удобства и привычки. Если человек хочет носить нательный крест на цепочке, то может это делать, церковью не возбраняются такие действия. Самый важный принцип, которому необходимо следовать в данном случае — чтобы крест не потерялся и не слетел с шеи. И шнурок, и цепочка приемлемы. Суеверные люди, однако, уверяют, что по всем приметам крестик не теряется просто так.

pic

Нельзя носить поверх одежды

Это — абсолютно верное утверждение. Крест является символом веры и защиты. Не нося крестик наружу, человек показывает искренность веры, не делая ее показной. Также все тепло и благословение, которым священник наделяет нательный крест во время освящения, в этом случае передаются только вам.

Нельзя дарить

Дарить крестик можно всегда. Конечно же, прекрасно, если об этом заботятся родители или крестные, в качестве одного из подарков на крестины. Но это не значит, что другой человек не может подарить вам крестик. Есть также такая традиция, когда два человека обмениваются нательными крестами, становясь братьями или сестрами во Христе. Обычно это делают близкие люди.

Нельзя поднимать, если найден

Суеверие, которое не имеет под собой совершенно никаких оснований. Напомним также, что суеверия совершенно не признаются церковью и считаются несовместимыми с христианской верой. Есть люди, которые считают, что, поднимая найденный крест, можно взять на себя проблемы того человека, который его потерял или оставил. Крестик, поскольку он является святыней, необходимо хотя бы принести в храм. Или оставить себе и хранить в красном уголке в доме.

pic

Нельзя носить чужой крестик

Если вам достался крест от родителя или кого-то из знакомых, его можно носить. Никакого запрета здесь церковь не устанавливает. Тем более если у вас крестика нет. Многие люди считают, что вещи наделяются энергетикой своего владельца и она может передаваться новому хозяину. Могут также утверждать, что, отдавая крестик, человек отдает частичку своей Судьбы. Только такие поверья не имеют ничего общего с христианской верой и относятся к оккультному мировоззрению.

Нельзя носить крест с распятьем

Еще одно суеверие, на которое не стоит обращать внимания. Есть люди, которые говорят, что крест с распятьем навлечет на человека тяжелую жизнь. Это вовсе не правда, только домыслы людей. Такой крест символизирует спасение и жертву Христову, ничего плохого в нем нет. Но носить такой его надо правильно: распятие должно быть повернуто не к вам, а наружу.

Нельзя носить не освященный крестик

Крестик лучше всего освятить. Но как такового запрета на ношение не освященного нательного крестика нет. Считается, что нечисть обходит стороной даже две перекрещенные палки. Тем не менее, верующему человеку стоит все-таки освятить свой символ веры.

Крест можно выбрать любой, который вам понравился: золотой, серебряный, медный или деревянный. Материал не очень важен. Важно его освятить и не носить в качестве крестика украшение, купленное в ювелирном магазине. Необходимо понимать, что церковный православный крестик, который символизирует веру в Бога, отличается от красивых, но чисто декоративных крестиков. Они не несут в себе духовной нагрузки и не имеют отношения к вере.

Есть также много примет и поверий, связанных с крестом. Верить в них или нет, зависит только от вас. Всего вам доброго, и не забывайте нажимать на кнопки и

Какой крестик нужен для Крещения?

  Для совершения Таинства Крещения необходимо иметь нательный крестик. Какой же крестик нужен для Крещения? Крестик должен быть освящен в Православной Церкви. Во время освящения нательного крестика священник произносит особое молитвенное последование, которое называется «Благословение креста к ношению на персех». В этих молитвахКакой крестик нужен для Крещения младенца вспоминается, как наш Господь и Бог Иисус Христос по своей свободной воле пожелал для спасения рода человеческого быть пригвожденным ко кресту. Пролитием своей крови Он освятил этот крест. Своим крестом Господь искупил мир от служения врагу рода человеческого. Таким образом, Господь Иисус Христос освободил всех людей от мучений. Потом, священник просит Спасителя об освящении нательного крестика. Батюшка просит Спасителя ниспослать Божественное благословение и благодать на это знамение креста. Он молится Спасителю, чтобы Господь подал этому кресту силу и крепость, чтобы тот человек, который будет его носить в воспоминание спасительных страданий Господа и животворящей его смерти будет, сохраняем Божественной благодатью нательного креста. В молитве содержится прошение к Богу чтобы он ниспослал небесное благословение и помощь тому человеку, который будет носить этот крест. Нательный крестик сравнивается с жезлом Аароновым. Создатель благословил этот жезл таким образом, что он послужил победе над противниками веры. При освящении нательного крестика священник просит у Бога, чтобы Он освятил этот крест и дал ему такую же силу как жезлу Ааронову, чтобы Господь через этот крест защищал того человека, который его носит, сохранял его душу и тело от различного рода зла. Также, священник просит у Бога, чтобы через ношение нательного крестика освященного в этом последовании, Господь возрастил свои духовные дарования в христианине, который носит этот нательный крестик. В другой молитве из этого последования есть слова обращения ко Господу, в которых священник просит Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он через нательный крестик защищал душу и тело человека от всех видимых и невидимых врагов нашего спасения и умножал свою Божественную благодать в этом человеке.

 

Какой крест нужен для Крещения младенца?

  Какой же крестик нужен для Крещения маленького младенца? Для Крещения младенца нужен Православный нательный крестик. Обычно для маленьких деток покупают детский золотой крестик небольшого размера. Его концы должны быть несколько закругленными, это нужно, чтобы сохранить невредимой кожу малыша. Цепочку или тесемочку для крестика стараются подобрать как можно мягче. После Крещения крестик с шеи младенца снимать не стоит. Он должен находиться на христианине на протяжении всей его жизни. Если по какой-то причине нательный крестик утерян или стал непригодным для ношения на теле, то следует приобрести новый крестик, освященный в Православной Церкви.

 

Какой крестик выбрать золотой или серебряный?

  И золотой, и серебряный крестики имеют ряд преимуществ по сравнению с обычными крестиками. Они выполнены из качественного драгоценного металла, этот металл при контакте с кожей человека не вызовет аллергии и побочных реакций. Особенно это важно в том случае, когда Крещение принимает маленький ребенок. Обычно к нательному крестику покупают цепочку из того же металла как и крестик. Для женщины важно подобрать нательный крестик и цепочку из того металла, к которому более подходит большинство ее украшений. Хотя крестик называется нательным и принято его скрывать от людских глаз, но часть цепочки остается на виду. Поэтому, если у женщины большинство украшений подходит под цвет золотого металла, то тогда ей следует золотой нательный крестик и золотую цепочку к нему. Если же у нее больше украшений серебряных или таких, которые подойдут для ношения с серебряной цепочкой, то тогда лучше купить серебряный крестик.

  Золото считается самым драгоценным металлом, поэтому, покупая золотой крестик человек показывает свое почтение и благоговение к знамению креста. Цвет золота является царским цветом, а сам металл царским металлом. Наш Господь и Спаситель Иисус Христос является Царем и Владыкой над всем видимым и невидимым миром, поэтому его изображение естественно больше сочетается с использованием золотого металла. Однако строгих правил и требований по этому счету не существует. Поэтому каждый человек принимает свое решение по собственному усмотрению.

 

Какой крестик лучше покупать на Крещение ребенка?

  На Крещение ребенка лучше купить крестик из золота или серебра или из другого драгоценного металла. Обычно его покупают родители малыша или крестные. Они стараются сделать это заблаговременно, чтобы во время совершения таинства Крещения не было лишней тревоги и беспокойства. Если маленького ребенка с момента крещения приучить к тому, что на его теле находится постоянно нательный крестик, то он к нему привыкнет. Некоторые родители опасаются, что ребенок может нанести вред своему здоровью, если будет играть с нательным крестиком. Практика показывает, что дети, когда привыкают к каким-то предметам, то уже им становится не интересно играть с ними. Крестик на груди младенца должен находиться не слишком высоко и не слишком низко.

 

Какой крест нужен взрослому на Крещение?

  Взрослому человеку, который готовится принять Таинство Святого Крещения нужно подобрать соответствующий крестик. Нательный золотой крестик для мужчин обычно стараются выбрать более массивным, так же, как и цепочку к нему. Женщины могут подобрать себе более миниатюрный женский крестик для ношения на теле, соответственной должна быть и цепочка к этому кресту. Если вы будете покупать нательный крест не в Церкви, и не в Православных магазинах, то обратите внимание, чтобы на его лицевой стороне было изображено распятие Господа нашего Иисуса Христа. На обратной стороне нательного крестика обычно видна надпись: «Спаси и Сохрани». Нательный крест является не просто украшением или необходимым атрибутом, а несет глубокий символический смысл и при его благоговейном ношении может сообщить благодатную силу от Бога. В молитвах на освящении креста священник призывает Божью милость и благодать на того человека, который будет носить освещаемый крестик.

 

 

Какой должен быть нательный крестик для Крещения?

  Самое главное требование Церкви к нательному крестику касается его внешнего вида. О том, что должно быть изображено на лицевой и тыльной стороне крестика говорилось выше. Необходимым требованием также является момент освещения крестика.

 

Где купить крестик на Крещение?

  Купить Золотые крестикиКрестики для крещения можно приобрести в Православных Храмах, Православных магазинах и интернет-магазинах, в ювелирных отделах. Мы имеем возможность предложить Вашему вниманию различные нательные крестики для мужчин, женщин и детей. Православный интернет-магазин «Крещение.ру» продает золотые крестики, которые соответствуют  требованиям Православной Церкви предъявляемым к нательным крестам для совершения Таинства Крещения. Ко всем нательным крестикам Вы можете подобрать соответствующие цепочки.

 


Сколько стоит нательный крестик?

  Цена на крестики может немного отличаться, в зависимости от материала их изготовления, производителя, размера, веса и места приобретения. Если Вам приглянулся какой-то нательный крестик, но Вы не решаетесь его купить из-за высокой на Ваш взгляд цены, то подумайте над следующим моментом, Крещение человека совершается один раз в жизни, нательный крестик, это тот предмет, который будет находиться на теле человека, на протяжении всей его жизни. Хотя, существует такая возможность, что крест может потеряться или пропасть, это является скорее исключением, чем правилом. Покупка нательного крестика это такое событие, которое требует на какое-то время отложить понятие о бережливости.

 

Кто покупает ребенку крестик?

  При Крещении младенца нательный крестик ему могут купить как родители, так и крестные или любые родственники или друзья. Есть довольно распространенное явление, когда при крещении мальчика нательный крест ему покупает крестный папа, а при Крещении девочки – крестная мать. В любом случае, покупка нательного крестика и его выбор, это приятное занятие. Обязательно следует договориться заранее, кто возьмет на себя обязательство покупки нательного крестика для совершения Крещения.

 

Как выбрать крестик для православного Крещения?

  В первую очередь Вы должны четко знать, для кого Вы собираетесь выбрать крестик. Если это новорожденный ребенок, то нужно выбирать небольшой крестик, концы которого закругленные. Если Крещение принимает взрослый человек, то диапазон выбора нательных крестиков значительно расширяется. Обратите внимание, чтобы распятие было выразительным, когда человек будет смотреть на свой нательный крестик, ему легче будет молиться. В ежедневном молитвенном правиле Православного христианина есть особые молитвы, обращенные к кресту, мы просим Бога, чтобы Он нас оградил и сохранил силой Своего Животворящего Креста от всякого зла. Пусть ношение нательного крестика будет проявлением Божьего благословления и Его заботы в нашей жизни, и вызывает в сердце чувство благодарности своему Создателю и желание угодить Ему во всех своих мыслях, словах и поступках.

История развития формы креста

Оглавление

  • Введение
  • Крест Т-образный «антониевский»
  • Крест «Египетский иероглиф Анх»
  • Крест «буквенный»
  • Крест «якореобразный»
  • Крест монограммный «доконстантиновский»
  • Крест «Бургундский», или «Андреевский»
  • Крест «монограмма Константина»
  • Крест-монограмма «посох пастыря»
  • Крест монограммный «послеконстантиновский»
  • Крест монограммный «солнцеобразный»
  • Крест монограммный «трезубец»
  • Крест монограммный «константиновский»
  • Крест круглый «нахлебный»
  • Крест катакомбный, или «знамение победы»
  • Крест на Руси «патриарший», или на Западе «лоренский»
  • Крест четырехконечный, или латинский «immissa»
  • Крест «папский»
  • Крест шестиконечный «Русский православный»
  • Крест осмиконечный православный
  • Крест седмиконечный
  • Крест «терновый венец»
  • Крест «виселицеобразный»
  • Крест «виноградная лоза»
  • Крест «лепестковый»
  • Крест «Греческий», или древнерусский «корсунчик»
  • Крест «накупольный» с полумесяцем
  • Крест «трилистниковый»
  • Крест «мальтийский», или «георгиевский»
  • Крест «Просфорный – Константиновский»
  • Крест старопечатный «плетеный»
  • Крест «криновидный»
  • Крест четвероконечный «каплевидный»
  • Крест «распятие»
  • Крест схимнический, или «Голгофа»
  • Крест «гамматический», на Западе «crux gammata»
  • Крест карточный «трилистник», копие, губка и гвоздь
Виньетка

^ Введение

В ветхозаветной церкви, состоящей в основном из евреев, распятие, как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, тремя способами: побивали камнями, сожигали живьем и вешали на дереве. Поэтому «и пишется у них о висельниках: «проклят всякий висящий на древе» (Втор. 21:23)», поясняет Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, ч. 2, гл. 24). Четвертая же казнь – усечение головы мечом – прибавилась у них в эпоху Царств.

А крестная казнь была тогда языческой Греко-Римской традицией, и еврейский народ познал ее лишь за несколько десятилетий до Рождества Христова, когда римляне распяли их последнего законного царя Антигона. Поэтому в ветхозаветных текстах нет и не может быть никаких даже подобий креста в качестве орудия казни: как со стороны названия, так и со стороны формы; но, напротив, там имеется множество свидетельств: 1) о деяниях человеческих, образ креста Господня пророчески предобразовавших, 2) о предметах известных, силу и древо креста таинственно предначертавших и 3) о видениях и откровениях, самое страдание Господне предызобразивших.

Сам же крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу-Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский – муж Апостольский – восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью – это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел – Апостол языков – писал в своем Послании: «желаю хвалиться (…) только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14). «Смотри, сколь вожделенным и достолюбезным соделалось сие столь ужасное и поносное (позорное – славян.) в древности знамение жесточайших казней», – свидетельствовал святитель Иоанн Златоуст. И Апостольский муж – святой Иустин Философ – утверждал: «Крест, как предсказал пророк, есть величайший символ силы и власти Христовой» (Апология, § 55).

Вообще же «символ» – по-гречески «соединение», и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.

В новозаветной Церкви, возникшей в Палестине в основном из бывших иудеев, сначала привитие символических изображений было затруднено по причине приверженности их к своим прежним преданиям, строго запрещавшим изображения и тем самым ограждавшим ветхозаветную церковь от влияния языческого идолобесия. Впрочем, как известно, Промысл Божий уже тогда давал ей много уроков символического и иконографического языка. Например: Бог, запретив пророку Иезекилю говорить, повелел ему начертать на кирпиче изображение осады Иерусалима в «знамение сынам израилевым» (Иез. 4:3). И понятно, что со временем, при увеличении числа христиан из других народов, где традиционно допускались изображения, такое одностороннее влияние иудейского элемента, конечно же, ослабевало и постепенно исчезало совсем.

Уже с первых веков христианства, по причине преследования последователей распятого Искупителя, христиане принуждены были скрываться, исполняя свои обряды втайне. А отсутствие христианской государственности – внешней ограды Церкви и продолжительность такого угнетенного положения отразились на развитии богослужения и символики.

И по сей день сохранились в Церкви меры предосторожности для охранения самого учения да и святынь от зловредного любопытства врагов Христовых. Для примера, Иконостас – порождение Таинства причащения, подлежащего предохранительным мерам; или диаконский возглас: «елицы оглашенные изыдите» между литургиями оглашенных и верных, несомненно, напоминает нам, что «мы совершаем Таинство, затворив двери, и запрещаем непосвященным быть при оном», пишет Златоустый (Беседа 24, Мф.).

Вспомним, как известный Римский лицедей и мим Генесий по приказу императора Диоклетиана в 268 году выставлял в цирке на посмешище Таинство крещения. Какое чудесное действие оказали на него произнесенные слова, видим из жития блаженного мученика Генесия: покаявшись, он принял крещение и вместе с приготовленными для публичной казни христианами «был первым усечен главою». Этот далеко не единственный факт поругания святыни – пример того, что многое из христианских тайн сделалось известным язычникам уже давно.

«Мир сей, – по слову Тайновидца Иоанна, – весь лежащий во зле» (1Ин. 5:19), и есть та агрессивная среда, в которой Церковь борется за спасение людей и которая вынудила христиан уже с первых веков употреблять условный символический язык: сокращения, монограммы, символические изображения и знаки.

Этот новый язык Церкви помогает посвящать новообращенного в тайну Креста постепенно, разумеется, с учетом его духовного возраста. Ведь необходимость (как добровольного условия) постепенности в раскрытии догматов оглашенным, готовящимся к принятию крещения, основана на словах Самого Спасителя (см. Мф. 7;6и1Кор. 3:1). Именно поэтому святитель Кирилл Иерусалимский разделил свои проповеди на две части: первую – из 18 огласительных, где ни слова о Таинствах, и вторую – из 5 тайноводственных, объясняющих верным все церковные Таинства. В предисловии он убеждает оглашенных не передавать услышанное посторонним: «когда опытом изведаешь высоту преподаваемого, тогда узнаешь, что оглашаемые недостойны слышать его». И святитель Иоанн Златоуст писал: «я желал бы открыто говорить об этом, но опасаюсь непосвященных. Ибо они затрудняют беседу нашу, заставляя нас говорить неясно и прикровенно» (Беседа 40, 1 Кор.). О том же говорится и у блаженного Феодорита, епископа Киррского: «о божественных тайнах, по причине непосвященных, беседуем прикровенно; по удалении же таковых, которые сподобились тайноводства, тех учим ясно» (15 вопр. Числ.).

Таким образом, изобразительные символы, ограждающие собой словесные формулы догматов и Таинств, не только улучшили способ выражения, но и, будучи новым священным языком, еще надежнее защитили церковное учение от агрессивного профанирования. Мы и до сего дня, как научил Апостол Павел, «проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную» (1Кор. 2:7).

^ Крест Т-образный «антониевский»

Крест Т-образный "антониевский". Вариант 1

В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, называемое со времен Моисея «египетским» крестом и напоминающее букву «Т» в европейских языках. «Греческая буква Т, – писал граф А. С. Уваров, – одна из форм креста, употребляемая для распятий» (Христианская символика, М., 1908, стр. 76)

«Число 300, выражаемое по-гречески чрез букву Т, служило также со времен Апостольских для обозначения креста, – сообщает известный литургист архимандрит Гавриил. – Эта Греческая буква Т встречается в надписи гробницы III века, открытой в катакомбах святого Каллиста. (…) Такой образ буквы Т встречается на одном сердолике, гравированном во II веке» (Руководство по литургике, Тверь, 1886, стр. 344)

О том же рассуждает и святитель Димитрий Ростовский: «Изображение Греческое, «Тав» называемое, которым Ангел Господень сделал «знак на челах» (Иез. 9:4) Божиих людей в Иерусалиме, для ограничения от надвигающегося смертоубийства, видел в откровении святой Иезекиль пророк. (…)

Крест Т-образный "антониевский". Вариант 2

Если приложим к этому изображению наверху титлу Христову таким образом, тотчас четвероконечный крест Христов увидим. Следовательно, там видел Иезекиль прообразование четвероконечного креста» (Розыск, М., 1855, кн. 2, гл. 24, стр. 458).

То же самое утверждает и Тертуллиан: «Греческая буква Тав и наше латинское Т составляют настоящую форму креста, которая, по пророчеству, должна будет изобразиться на наших челах в истинном Иерусалиме».

«Если в христианских монограммах находится буква Т, то эта буква таким образом расположена, чтобы явственнее выступать перед всеми другими, так как Т считался не только символом, но даже и самым изображением креста. Пример такой монограммы находится на саркофаге III века» (Гр. Уваров, стр. 81). Согласно церковному Преданию, святой Антоний Великий носил на своих одеждах крест-Тау. Или, к примеру, святой Зенон, епископ города Вероны, поставил на крыше возведенной им в 362 году базилики крест в форме Т.

^ Крест «Египетский иероглиф Анх»

Крест "Египетский иероглиф Анх"

Иисус Христос – Победитель смерти – устами царепророка Соломона возвестил: «кто нашел Меня, тот нашел жизнь» (Прит. 8:35), и по воплощении Своем вторил: «Я семь воскресе и жизнь» (Ин. 11:25). Уже с первых веков христианства для символического изображения креста живоносного употреблялся, напоминающий его по форме, египетский иероглиф «anch», обозначавший понятие «жизнь».

^ Крест «буквенный»

Крест "буквенный"

И другие буквы (из разных языков), приводимые ниже, также использовались первыми христианами в качестве символов креста. Такое изображение креста не отпугивало язычников, будучи для них знакомым. «И действительно, как видно из надписей Синайских, – сообщает граф А. С. Уваров, – буква принималась за символ и за настоящее изображение креста» (Христианская символика, ч. 1, стр. 81). В первые века христианства важна была, конечно, не художественная сторона символического изображения, но удобство его применения к прикровенному понятию.

^ Крест «якореобразный»

Крест "якореобразный". Вариант 1

Первоначально этот символ попался археологам на Солунской надписи III века, в Риме – в 230-м, а в Галлии – в 474 году. А из «Христианской символики» узнаем, что «в пещерах Претекстата находимы были плиты без всяких надписей, с одним изображением «якоря» » (Гр. Уваров, стр. 114).

Крест "якореобразный". Вариант 2

В своем Послании Апостол Павел поучает, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду (т. е. Крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6:18-19). Этот, по слову Апостола, «якорь», символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, как избавление от последствий греха, и есть наша крепкая надежда.

Крест "якореобразный". Вариант 3

Церковный корабль, образно говоря, по волнам бурной временной жизни доставляет всех желающих в тихую пристань жизни вечной. Поэтому «якорь», будучи крестообразным, сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова – Царство Небесное, хотя греки и римляне, тоже пользуясь этим знаком, усваивали ему значение «прочности» только дел земных.

^ Крест монограммный «доконстантиновский»

Крест монограммный "доконстантиновский". Вариант 1

Известный специалист по литургическому богословию – архимандрит Гавриил пишет, что «в монограмме, начертанной на надгробном камне (III века) и имеющей форму Андреевского креста, вертикально пересеченного чертою (рис. 06), есть прикровенное изображение креста» (Руков., стр. 343).

Эта монограмма была составлена из Греческих начальных букв имени Иисуса Христа, путем перекрестного их совмещения: а именно буквы «I» (йот) и буквы «X» (хи).

Крест монограммный "доконстантиновский". Вариант 2

Эта монограмма нередко встречается и в послеконстантиновский период; например, можем видеть ее изображение в мозаическом исполнении на сводах Архиепископской капеллы конца V века в Равенне.

^ Крест «Бургундский», или «Андреевский»

Крест "Бургундский", или "Андреевский"

Святой мученик Иустин Философ, разъясняя вопрос о том, откуда язычникам еще до Рождества Христова стали известны крестообразные символы, утверждал: «То, что у Платона в Тимее говорится (…) о Сыне Божием (…), что Бог поместил Его во вселенной наподобие буквы X, он также заимствовал у Моисея!. Ибо в Моисеевых писаниях рассказано, что (…) Моисей по вдохновению и действию Божию взял медь и сделал образ креста (…) и сказал народу: если вы посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасетесь чрез него (Числ. 21:8) (Ин. 3:14). (…) Платон прочитал это и, не зная точно и не сообразивши, что то был образ (вертикального) креста, а видя только фигуру буквы X, сказал, что сила, ближайшая к первому Богу, была во вселенной наподобие буквы X» (Апология 1, § 60).

Буква «X» греческого алфавита уже со II века служила основанием для монограммных символов, и не только потому, что она скрыла имя Христа; ведь, как известно, «древние писатели находят форму креста в букве X, который называется Андреевским, потому что, по преданию, на таком кресте кончил свою жизнь Апостол Андрей», писал архимандрит Гавриил (Руков., стр. 345).

Около 1700 года помазанник Божий Петр Великий, желая выразить религиозное отличие православной России от еретичествующего Запада, поместил изображение Андреевского креста на государственном Гербе, на своей ручной печати, на военно-морском флаге и т. д. Его собственноручное объяснение гласит, что: «крест Святого Андрея (принят) того ради, что от сего Апостола приняла Россия святое крещение».

^ Крест «монограмма Константина»

Крест "монограмма Константина". Вариант 1

Святому Равноапостольному Царю Константину «во сне явился Христос Сын Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов», повествует церковный историк Евсевий Памфил в своей «Книге первой о жизни блаженного Царя Константина» (гл. 29). «Это знамя случилось видеть и нам собственными очами, – продолжает Евсевий (гл. 30). – Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста (…), а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа (…), из середины которых выходила буква «Р». Эти буквы Царь впоследствии имел обычай носить и на шлеме» (гл. 31).

«Комбинация (совмещенных) букв, известная под именем монограммы Константина, составленная из двух первых букв слова Христос – «Хи» и «Ро», – пишет литургист архимандрит Гавриил, – эта Константиновская монограмма встречается на монетах Императора Константина» (стр. 344).

Крест "монограмма Константина". Вариант 2

Как известно, эта монограмма получила довольно широкое распространение: отчеканена была впервые еще на известной бронзовой монете императора Траяна Декия (249 — 251 гг.) в Лидийском городе Меонии; была изображена на сосуде 397 года; вырезана была на надгробных плитах первых пяти веков или, к примеру, фресочно изображена на штукатурке в пещерах святого Сикста (Гр. Уваров, стр. 85).

^ Крест-монограмма «посох пастыря»


Крест-монограмма "посох пастыря"

Прообразуя Христа-Пастыря, Господь сообщил посоху Моисея чудодейственную силу (Исх. 4:2-5) в знак пастырской власти над словесными овцами ветхозаветной церкви, затем и посоху Аарона (Исх. 2:8-10). Божественный Отец, устами пророка Михея, говорит Единородному Сыну: «Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего» (Мих. 7:14). «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11), – отвечает Небесному Отцу возлюбленный Сын.

Граф А. С. Уваров, описывая находки катакомбного периода, сообщил о том, что: «глиняная лампа, найденная в римских пещерах, показывает нам весьма ясно, каким образом рисовали загнутый посох вместо всего символа пастыря. На нижней части этой лампы посох изображен пересекающим букву X, первую букву имени Христа, что в совокупности образует монограмму Спасителя» (Христ. симв., стр. 184).

Вначале форма египетского жезла была подобна именно пастушескому посоху, верхняя часть которого загнута вниз. Все архиереи Византии награждались «посохом пастыря» только из рук императоров, а в XVII веке все Российские патриархи получали свой первосвятительский жезл из рук царствующих самодержцев.

^ Крест монограммный «послеконстантиновский»

Крест монограммный "послеконстантиновский"

«Иногда буква Т, — пишет архимандрит Гавриил, — встречается в соединении с буквой Р, что можно видеть в усыпальнице святого Каллиста в эпитафии» (стр. 344). Эта монограмма имеется и на греческих плитах, найденных в г. Мегаре, и на надгробиях кладбища святого Матфея в г. Тире.

Словами «се, Царь ваш» (Ин. 19:14) Пилат в первую очередь указал на благородное происхождение Иисуса из царской династии Давида, в отличие от безродных самозваных четвертовластников, и мысль эту письменно изложил «над головою Его» (Мф. 27:37), что, конечно же, вызвало недовольство властолюбивых первосвященников, похитивших у царей власть над народом Божиим. И именно поэтому Апостолы, проповедуя Воскресение распятого Христа и открыто «почитая, — как видно из Деяний Апостольских, — царем Иисуса» (Деян. 17;7), терпели от духовенства через обманутый народ сильные гонения.

Греческая буква «Р» (ро) – первая в слове по-латински «Pax», по-римски «Rex», по-русски Царь, – символизирующая Царя Иисуса, находится над буквой «Т» (тав), означающей Его крест; и вместе они напоминают слова из благовестия Апостольского, что вся наша сила и мудрость в Распятом Царе (1Кор. 1:23 — 24).

Таким образом, «и эта монограмма, согласно толкованию святого Иустина, служила знамением Креста Христова (…), получила такое обширное значение в символике только после первой монограммы. (…) В Риме (…) стала общеупотребительною не прежде 355 года, а в Галлии — не прежде V века» (Гр. Уваров, стр. 77).

^ Крест монограммный «солнцеобразный»

Крест монограммный "солнцеобразный"

Уже на монетах IV века встречается монограмма «I»исуса «ХР»иста «солнцеобразная», «ибо Господь Бог, — как учит Священное Писание, — есть солнце» (Пс. 84:12).

Самая известная, «константиновская», «монограмма подвергалась некоторым изменениям: прибавлена была еще черта или буква «I», пересекающая монограмму поперек» (Архим. Гавриил, стр. 344).

Этот «солнцеобразный» крест символизирует исполнение пророчества о всепросвещающей и всепобеждающей силе Креста Христова: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцелением лучах Его, — возвещал Духом Святым пророк Малахия, — и будете попирать нечестивых; ибо они будут прахом под стопами ног ваших» (4:2-3).

^ Крест монограммный «трезубец»

Крест монограммный "трезубец"

Когда Спаситель проходил близ моря Галилейского, Он увидел рыбаков, забрасывающих сети в воду, будущих Своих учеников. «И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). А позднее, сидя у моря, Он поучал народ Своими притчами: «подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» (Мф. 13:47). «Признав в снарядах для рыболовства символическое значение Царствия Небесного, — говорится в «Христианской символике», — мы можем предположить, что все формулы, относящиеся к тому же понятию, иконно выражались этими общими символами. К таким же снарядам надо отнести трезубец, которым ловили рыбу, как теперь ловят баграми» (Гр. Уваров, 147).

Таким образом, трезубчатая монограмма Христа издавна означает причастность к Таинству крещения, как уловление в сети Божьего Царства. Например, на древнем памятнике скульптора Евтропия высечена надпись, говорящая о принятии им крещения и заканчивающаяся монограммой-трезубцем (Гр. Уваров, стр. 99).

^ Крест монограммный «константиновский»

Крест монограммный "константиновский"

Из церковной археологии и истории известно, что на древних памятниках письменности и архитектуры нередко встречается и вариант совмещения букв «Хи» и «Ро» в монограмме святого Царя Константина, Богоизбранного преемника Христа-Господа на престоле Давидовом.

Только с IV века постоянно изображаемый крест стал освобождаться от монограммной оболочки, терять свою символическую окраску, приближаясь к настоящей своей форме, напоминающей то букву «I», то букву «X».

Эти изменения в изображении креста произошли благодаря появлению христианской государственности, основанной на его открытом почитании и прославлении.

^ Крест круглый «нахлебный»

Крест круглый "нахлебный". Вариант 1

По древнему обыкновению, как свидетельствуют Гораций и Марциал, христиане надрезывали выпекаемый хлеб крестообразно, чтобы было легче его ломать. Но еще задолго до Иисуса Христа сие было на Востоке символическим преобразованием: надрезаемый крест, разделяющий целое на части, соединяет их употребивших, исцеляет разделенность.

Такие круглые хлебы изображены, к примеру, на надписи Синтрофиона разделенными на четыре части крестом, а на надгробии из пещеры святой Лукины разделенными на шесть частей монограммой III века.

Крест круглый "нахлебный". Вариант 2

В прямой связи с Таинством причащения на потирах, фелонях и других вещах изображали хлеб как символ Тела Христова, преломляемого за наши грехи.

Сам же круг до Рождества Христова изображался как неолицетворенная еще идея бессмертия и вечности. Ныне же верою уразумеваем, что Сам «Сын Божий есть бесконечный круг, — по слову святого Климента Александрийского, — в коем все силы сходятся».

^ Крест катакомбный, или «знамение победы»

Крест катакомбный, или "знамение победы". Вариант 1

«В катакомбах и вообще на древних памятниках несравненно чаще встречаются кресты четвероконечные, чем какой-либо другой формы, — отмечает архимандрит Гавриил. Этот образ креста особенно сделался важным для христиан с тех пор, как Сам Бог показал на небе знамение креста четвероконечного» (Руков., стр. 345).

О том, как все это произошло, обстоятельно повествует знаменитый историк Евсевий Памфал в своей «Книге первой о жизни блаженного Царя Константина».

«Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, — говорил Царь, — я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью «Сим побеждай!» Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо (гл. 28).

Было это в 28-й день октября 312 года, когда Константин с войском шел против Максентия, заключившегося в Риме. Это чудесное явление креста среди белого дня засвидетельствовано и многими современными писателями со слов очевидцев.

Особенно важно свидетельство исповедника Артемия перед Юлианом Отступником, которому при допросе Артемий говорил:

«Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия, показав ему в полдень знамение креста, лучезарно сиявшее над солнцем и звездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне. Быв сами там, мы видели Его знамение и читали буквы, видело его и все войско: много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их» (гл. 29).

«Силою Божией святой Император Константин одержал блистательную победу над тираном Максентием, творившим в Риме нечестивые и злодейские поступки» (гл. 39).

Таким образом, крест, бывший прежде у язычников орудием позорной казни, стал при Императоре Константине Великом знамением победы — торжества христианства над язычеством и предметом самого глубокого почитания.

Например, согласно новеллам святого Императора Юстиниана, подобные кресты должны были ставиться на договорах и означали подпись, «достойную всякого доверия» (кн. 73, гл. 8). Изображением креста скреплялись также и деяния (решения) Соборов. В одном из императорских постановлений говорится: «повелеваем всякое соборное деяние, которое утверждено знамением святого Креста Христова, так хранить и так ему быть, как оно есть».

Крест катакомбный, или "знамение победы". Вариант 2   Крест катакомбный, или "знамение победы". Вариант 3

Вообще же такая форма креста наиболее часто употребляется в орнаментах для украшения храмов, икон, священнических облачений и иной церковной утвари.

^ Крест на Руси «патриарший», или на Западе «лоренский»

Крест на Руси "патриарший", или на Западе "лоренский"

Факт, доказывающий употребление уже с середины прошлого тысячелетия так называемого «патриаршего креста», подтверждается многочисленными данными из области церковной археологии. Именно такая форма шестиконечного креста была изображена на печати наместника византийского Императора в городе Корсуни.

Этот же вид креста имел широкое распространение и на Западе под названием «лоренского».

Для примера из русской традиции укажем хотя бы на хранящийся в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева большой медный крест преподобного Авраамия Ростовского XVIII века, отлитый по иконографическим образцам XI века.

^ Крест четырехконечный, или латинский «immissa»

Крест четырехконечный, или латинский "immissa"

В учебнике «Храм Божий и церковные службы» сообщается, что «сильным побуждением для почитания прямого изображения креста, а не монограммного, было обретение Честного и Животворящего Креста матерью святого Царя Константина, равноапостольною Еленою. По мере распространения прямого изображения креста он приобретает постепенно форму Распятия» (СП, 1912, стр. 46).

На Западе наиболее употребительным ныне является крест «иммисса», который раскольники — поклонники мнимой старины — пренебрежительно называют (почему-то по-польски) «крыж латински» или «рымски», что значит — Римский крест. Этим хулителям четвероконечного креста и истовым почитателям осмиконечия, видимо, необходимо напомнить, что, согласно Евангелию, казнь крестная была распространена по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою.

«И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился, — обличал раскольничье умствование святитель Димитрий Ростовский. — И, проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его» (Розыск, кн. 2, гл. 24).

Принятый Вселенской Церковью в употребление «Канон Честному Кресту» — творение святого Григория Синаита — воспевает Божественную силу Креста, содержащую все небесное, земное и преисподнее: «Кресте всечестный, четвероконечная сила, Апостолом благолепие» (песн. 1), «Се четвероконечный Крест, имеяй высоту, глубину и широту» (песн. 4).

Начиная с III-го века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

^ Крест «папский»

Крест "папский"

Эта форма креста наиболее часто употреблялась в архиерейских и папских богослужениях Римской церкви в XIII-XV веках и поэтому получила название «папского креста».

На вопрос о подножии, изображенном под прямым углом ко кресту, ответим словами святителя Димитрия Ростовского, сказавшего: «Лобызаю подножие крестное, аще косое, аще не косое, и обычай крестоделателей и крестописателей, как церкви непротиворечащий, не оспариваю, снисхожу» (Розыск, кн. 2, гл. 24).

^ Крест шестиконечный «Русский православный»

Крест шестиконечный "Русский православный"

Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: «Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия». Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния.

Одному разбойнику, низводимому во ад «тяготою хуления», произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: «днесь со Мною будеши в раю» (Лк. 23:43), крест возносит в Царство Небесное.

Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой, был шестиконечным.

Шестиконечный православный крест, наряду с другими, использовался в Русской геральдике: например, на гербе Херсонской губернии, как поясняется в «Российском гербовнике» (стр. 193), изображается «серебряный Русский крест».

^ Крест осмиконечный православный

Крест осмиконечный православный

Восьмиконечие – наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. «А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (…) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная, до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе», – обличал раскольников святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины, «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:3.7).

Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евангелии все же «крестом Его» (Мф. 27:32, Мк. 15:21, Лк. 23:26, Ин. 19:17), то есть так же, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19:25). На Руси крест этой формы употреблялся чаще других.

^ Крест седмиконечный

Крест седмиконечный

Эта форма креста довольно часто встречается на иконах северного письма, например, псковской школы XV века: образ святой Параскевы Пятницы с житием — из Исторического Музея, или образ святого Димитрия Солунского — из Русского; или московской школы: «Распятие» работы Дионисия — из Третьяковки, датированное 1500 годом.

Видим седмиконечный крест и на куполах Русских храмов: приведем, к примеру, деревянную Ильинскую церковь 1786 года в селе Вазенцы (Святая Русь, СПб, 1993, илл. 129), или можем видеть его над входом в собор Воскресенского НовоИерусалимского монастыря, построенного патриархом Никоном.

В свое время богословами горячо обсужда

как его носить и как выбрать

Нательный крестик не просто украшение, а символ веры во Всевышнего, отличительный знак того, что человек принадлежит к религиозному сословию. Если нет определенных познаний в использовании подобной атрибутики, то возникает вопрос, как носить крестик, чтобы это не противоречило церковным убеждениям. Правильное ношение такого изделия станет гарантом того, что человек будет находиться под постоянной защитой Господа. Это особенно важно для маленьких детей и людей, подверженных негативному влиянию извне.

Общие сведения о православном символе

По мнению священнослужителей нательный крест должен стать постоянным спутником верующего человека. Его надевают во время обряда крещения на новорожденного и не снимают до самой смерти. Кстати, умершего хоронят также с его православной святыней, которую тот носил при жизни.

Как известно, история происхождения креста с изображением Иисуса Христа уходит корнями в далекое прошлое. Спаситель отдал свою жизнь за все человечество и своей кровью смыл грехи каждого, проживающего на земле. Ношение такого символа на теле является свидетельство того, что человек помнит о том, на какие жертвы идет Бог ради людей и ради чего пострадал Христос.

Есть интересное сказание протоиерея Игоря Фомина о том, что в Римской империи был один обычай. На шеи рабов одевали своеобразные ошейники с их именами, похожие на те, которые носят собаки. Первые в то время христиане в противоречие такому унижению носили нательные крестики, говоря о том, что у них есть свой собственный повелитель, который отдал за них жизнь. Именно ему они и присягали служить всю жизнь.

нательный крестПо мнению священнослужителей нательный крест должен стать постоянным спутником верующего человека

Еще один довод в сторону ношения православного креста — духовная защита. Некоторые не задумываются о том, что одной лишь веры в Бога может быть недостаточно. Есть несколько свидетельств о том, что именно крестик является материальной защитой от злых сил и символом принадлежности человека к христианскому миру.

Например, в былые времена, если девушка вступала в брак с иноверцем, от нее требовали снять крестик. Объясняли это тем, что таким поступком она отрекается от Христа и не имеет право носить нательный крестик. Также есть упоминания о том, что люди лишались духовной защиты после того как снимали с себя крест. Они становились одержимыми бесом и когда к ним приближались с крестом, они начинали труситься, кричать, злословить и биться о стену.

классический крестКлассический восьмиконечный православный крест

Внешние особенности и критерии выбора

Существует довольно много вариантов художественного оформления православных нательных крестиков. Они могут быть с острыми и округлыми концами, с прямыми и накрененными перекладинами, с расположенным посередине ромбом или же квадратом. На многих изделиях можно встретить растительный орнамент.

Христовое Распятие также отличается и по видам. Делают церковный символ:

  • восьмиконечным;
  • семиконечным;
  • в виде тернового венца.

Крест с восемью концам считается самым популярным. Семиконечное изделие часто  применяется для божественных образов, созданных в 15 веке. Венец терновый выполнен в виде крестика с колючим венцом, обозначающим страдания и мучения Христовы.

Нательные кресты для мужчин и женщин отличаются по внешним признакам. Последние делаются более округлой и сглаженной формы, без острых углов, которые встречаются на мужских вариантах изделий.

мужской крестМужской вариант нательного креста

При выборе православного символа нужно придерживаться определенных правил. На нем не должно присутствовать ничего, что может осквернить Бога, а также недопустимо присутствие символов других религий или языческих знаков. На правильно выполненном крестике Спаситель должен как бы лежать поверх самого распятия, без провисания тела и запрокидывания головы.

Не последнюю роль играет материал, из которого выполнен христианский символ. Это может быть золото, отождествляющее истину. Популярны кресты из дерева, символизирующее Жизненное Древо в Небесном Царстве. Серебро считается олицетворением целомудрия и чистоты.

деревянный крестДеревянный нательный крест

Как правильно носить нательный крестик?

Современные изделия выглядят очень стильно, и возникает вопрос, можно ли носить крест, как украшение или это только христианская символика. Как указано в самом названии крестика, носить его нужно непосредственно на теле, т.е. под одеждой и подальше от посторонних. Это утверждение, безусловно, правильно, если учитывать, что многие люди имеют дурной глаз и могут нанести вред человеку через церковное изделие. На сегодняшний день современная мода диктует свои правила и есть много людей, которые носят нагрудный крест на браслете, крепят к сережкам. Церковь категорически не приветствует такого отношения к святыне.

Крестик всегда и везде должен сопровождать своего владельца. Исключением является лишь ситуации, из-за которых он может повредиться. Например, во время посещения бассейна или бани, крест лучше снимать. Длительное влияние воды или перепады температур приведут к растрескиванию деревянных вещей и потускнению металлических.

 крест на шееКрестик всегда и везде должен сопровождать своего владельца

Как носить крестик с другими украшениями и одеждой? Он сочетается с любым образом. Это может быть небольшое изделие на тонкой цепочке для женщин или более массивное на кожаном шнурке для мужчин. Детям до 5 лет лучше повесить крестик на тканый шнурок, чтобы малыш его не потерял. Если есть желание одеть христианский символ с другими изделиями, то это не запрещено. Более того, можно даже одеть два крестика одновременно.

Помимо церковной символики есть крестики, выполняющие декоративную роль. На них нет изображения Христа и надписи «Спаси и Сохрани». Нет никаких правил по ношению таких ювелирных изделий. Только не стоит сравнивать подобные безделушки с настоящим символом веры и тем более относится к ним серьезно.

золотой крестЗолотой православный крест

Приметы, связанные с нательным крестом

Нательный крестик для любого верующего человека — это самый сильный оберег. С ним связывают много примет, которые отчасти являются лишь суевериями, но есть в некоторых и доля правды.

  1. Ношение чужого крестика приведет к переманиванию судьбы его предыдущего хозяина. Это миф, придуманный бабушками, не знающими об истинном предназначении нательного креста. Это, в первую очередь, святыня и поэтому принести вред человеку не может в принципе.
  2. Нельзя поднимать потерянный кем-то крестик с земли. Это утверждение правдиво, т.к. на такие вещи часто накладывают порчу и, подняв его, можно навлечь на себя неприятности.
  3. Потемневший крестик — плохая примета. Это значит, что на человека было оказано магическое влияние, и он стал жертвой сглаза и порчи.
  4. Если цепочка на крестике порвалась сама по себе, без оказания механического воздействия, это значит, что надвигаются неприятности. В этом случае рекомендуется пересмотреть свои взгляды на жизнь, раскаяться в ошибках и попросить прощения у тех людей, кому была причинена боль.

Верить ли в эти приметы, личное дело каждого, но придуманы они были не просто так. Лучше перестраховаться и прислушаться к ним, чем потом решать проблемы.

Освещение крестика

Освящение нательного крестика — обязательная процедура. Тем самым символ веры набирает силу и будет защищать человека на протяжении всего его жизненного пути. Делают это следующим образом:

  • в любой церкви нужно поговорить с батюшкой и попросить его посвятить крест;
  • при проведении обряда можно присутствовать. В это время можно помолиться, очистить свои мысли от плохого, попросить у Бога прощения и всего, что нужно в данный период жизни;
  • батюшка окропит крест святой водой, прочитает соответствующую псалму, после чего обряд можно считать завершенным.

Выходя из церкви, нужно поблагодарить священнослужителя за оказанную помощь и по возможности оставить пожертвование.

Какой крест считается более правильным – православный или католический четырехконечный? / Православие.Ru

Вопрос:

Крест – символ очень древний. Что он символизировал до крестной смерти Спасителя? Какой крест считается более правильным – православный или католический четырехконечный («крыж»). С чем связано изображение Иисуса Христа на кресте с перекрещенными ступнями у католиков и отдельно стоящими ступнями в православной традиции.

В разных религиозных традициях крест символизировал разные понятия. Одно из самых часто встречающихся – встреча мира нашего с миром духовным. Для еврейского же народа с момента римского владычества крест, распятие было методом позорной, жестокой казни и вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский, муж Апостольский, восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью – это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел, апостол языков, писал в своем Послании: «желаю хвалиться… только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14).

Рис. 1. Четырехконечный крестРис. 1. Четырехконечный крест На Западе наиболее употребительным ныне является четырехконечный крест (рис. 1), который старообрядцы называют (почему-то по-польски) «крыж латынски» или «рымски», что значит – римский крест. Согласно Евангелию, казнь крестная была распространяема по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою. «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился, – говорит святитель Дмитрий Ростовский. – И проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».

Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Рис. 2. Восьмиконечный православный крестРис. 2. Восьмиконечный православный крест Восьмиконечный православный крест (рис. 2) наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. «А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» (святитель Димитрий Ростовский). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19, 18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19, 19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27, 35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37). Рис. 3. Православное распятиеРис. 3. Православное распятие Издревле известны и изображения распятия Спасителя. До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим (рис. 3), и только в X веке появились изображения мертвого Христа (рис. 4).

С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем (рис. 3). Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем (рис. 4), впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа – это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45, 22).

Поэтому в традиции Православия – изображать Спасителя Вседержителя именно как уже Воскресшего Крестоносителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник – Крест.

Рис. 4. Католическое распятиеРис. 4. Католическое распятие А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста – Его торжество.

Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления – Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания».

26 сентября 2012 г.

Leave a Reply