Разное

Когда пластов написал картину летом: Описание картины аркадия пластова «лето» – Описание картины «лето» (1959-1960) пластова: материалы для сочинения

Весна (картина Пластова) — Википедия

«Весна» — картина русского советского художника Аркадия Пластова (в работе над полотном ему помогал сын Николай[1]). Создана в 1954 году в деревне Прислониха Ульяновской области, замысел произведения появился у художника в 1944 году[2]. Полотно находится в постоянной экспозиции и коллекции Государственной Третьяковской галереи[3]. Картина является одной из вершин творчества художника[4]. В рамках жанровой сцены художник создал поэтический образ, обладающий «божественной красотой»[5].

Картина была представлена широкой зрительской аудитории в самом начале хрущёвской оттепели и произвела сильное впечатление на специалистов. На полотне изображена обнажённая девушка (тема, длительное время слабо представленная в советской живописи), которая одевает после бани девочку. Необычный сюжет спровоцировал противоречивые мнения. Художника обвиняли в желании запечатлеть обнажённое женское тело и нищету крестьянского быта современной деревни. Некоторые критики требовали переименовать картину

[6][7][8].

Картина неоднократно выставлялась в России и за рубежом[3]. Искусствовед А. С. Жукова называла картину «Весна» «одним из самых поэтичных и чистых изображений женщины в нашей живописи»[9].

По рассказам его невестки, художницы Елены Холодилиной, к весне Аркадий Пластов относился с большим трепетом. Зиму он жил в Москве, а весной приезжал на свою малую родину в Прислониху и обязательно сам вынимал в доме вторые рамы и открывал окна. Это действие напоминало ритуал[10]. Замысел картины «Весна» относится к 1944 году, а начало работы художника над ней — к январю 1945-го (большую часть войны Пластов прожил в родной Прислонихе

[1]). 5 января Аркадий Александрович писал супруге из Москвы: «4 дня назад сделал акварелью эскиз той картины, для которой уже целый год собираюсь делать с тебя этюды, — это нагая женщина одевает в предбаннике ребёнка, летом это будет сделать необходимо»[2]. Завершить работу над картиной автору удалось только в 1954 году[11]. Известно, что художнику в работе над полотном помогал сын, Николай Аркадьевич[1].

В начале 50-х годов Пластов достиг творческой зрелости. Изменилась стилистика его работ — он отошёл от социально обозначенного сюжета. После экспрессивности и неистовости картин, характерных для 1930-х годов, насыщенных «страстью и яростью», вслед за драматичными «Сенокосом» и «Жатвой», созданными в 40-е годы, Пластов перешёл к созданию картин, проникнутых гармонией человека с миром. Его полотна 50-х и 60-х годов представляли собой, по словам художественного критика, «сокровенный, страстный шёпот души художника»[12]. Бытовой жанр у художника в это время, сохраняя повествовательно-обыденную основу, приобрёл новое качество и перешёл на другой уровень, который был связан с метафоричностью поэтического воплощения

[5].

Тема обнажённого женского тела долгое время была слабо представлена в советской живописи. Полные грубой чувственности или утончённой эротики картины в жанре ню, представленные в дореволюционных салонах, не отвечали цели, поставленной перед искусством новой эпохи, — быть носителем передовых идей современности. Одним из первых Пластов возвратил изображение обнажённого женского тела в советскую живопись[13]. Ранние его опыты в этом жанре — картины «Суббота» и «Трактористки». Они были созданы во время войны (1942—1943). Одна из задач жанра ню — поиск идеала телесной и духовной красоты. В реализации этой задачи Пластов следовал антиакадемической традиции (она представлена такими картинами, как «Олимпия» Эдуарда Мане и «Ида Рубинштейн» Валентина Серова) — общепринятому идеалу он противопоставлял собственное представление о нём. Художник отказывался следовать идеалу Античности или Возрождения, он изображал реального человека — свою современницу. Объектом восхищения оказывается не внешность героини, а гармония в отношениях между женщиной и ребёнком, радость их существования и встречи

[6].

Модели для полотна «Весна»[править | править код]

На картине изображена собственная баня художника, расположенная около речки Урень. Она была построена в 1944 году (покрыта тёсом, но предбанник был оставлен открытым[2]). Маленькой натурщицей стала Нина Шарымова. За это художник подарил ей отрез нарядного шёлка на платье. Пока девочка бежала с подарком домой, она потеряла ткань и вернулась к художнику в слезах, он пообещал ей подарить такой же отрез позже

[14]. Пластов был хорошо знаком с семьёй своей юной натурщицы. Мария Николаевна Шарымова, мать девочки, была племянницей няни Пластовых Екатерины Васильевны Шарымовой, часто бывала в семье художника, позировала ему иногда многие часы подряд (в том числе для картин «Гуртовщица Маня Шарымова» и «Мама»[15]). Позже Нина Шарымова трудилась в Языково и Ульяновске продавцом, затем она переехала в Тольятти в Самарской области, работала там служащей банка[16]. Биограф художника А. М. Авдонин-Бирючёвский считал, что образ молодой женщины, которая одевает девочку, — собирательный
[17]
. Научная сотрудница Третьяковской галереи Э. А. Полищук настаивала (не называя имени), что и этот персонаж имел конкретный прототип — пятнадцатилетнюю девочку из Прислонихи, которая с малых лет неоднократно позировала Пластову. Художник позже запечатлел её на картине «Молодые», где она с мужем идёт по сельской улице[1]. Хлопья снега, изображённые на картине, Аркадий Пластов мастерил из ваты, их он распределял на полотне так, чтобы они не попадали на обнажённое тело женщины[1].

Картина в экспозиции Третьяковской галереи и на выставках[править | править код]

«Весна» Аркадия Пластова в экспозиции Новой Третьяковки, 2019 год

Картина «Весна» была завершена в 1954 году. Её размер — 210 × 123 см. Она выполнена в технике масляной живописи на холсте

[11]. Впервые она была представлена широкой зрительской аудитории на выставке в Академии художеств СССР. С выставками картина объехала многие страны мира. Государственная Третьяковская галерея приобрела полотно в 1960-е годы[1]. Инвентарный номер картины в собрании галереи — ЖС-763[18]. Картина неоднократно демонстрировалась в начале XXI века на выставках. В частности, она вошла в экспозицию выставки в Мраморном дворце Русского музея, приуроченной к саммиту «Большой семёрки» в 2006 году[3].

«Весна» была представлена на некоторых первых выставках под другими названиями — «Старая деревня», «В старой деревне», «Весна в старой деревне», «В бане», «Весна. В бане», однако в настоящее время они не используются

[19][17]. Критики требовали переименования картины, утверждая, что в современной советской деревне нет курных изб, закопчённых стен и выстланного соломой пола. Аркадий Пластов даже размышлял над сменой названия, так как боялся, что картине будет закрыта дорога к зрителю[7], но остановился на его дополнении, которое также в настоящее время не используется: «Весна. Старая деревня»[1]. Другую версию в своей книге представил заслуженный деятель искусств РСФСР Игорь Долгополов. Он утверждал со слов сына художника, Николая Пластова, что это название было дано без ведома автора сотрудниками Третьяковской галереи. Во время посещения галереи Аркадий Пластов увидел табличку «Весна. Старая деревня», в негодовании он сорвал с неё надпись «Старая деревня», оставив только «Весна»
[20]
.

Ирина Емельянова и Эвелина Полищук отмечали, что посетители Третьяковской галереи называли картину «Северная Венера»[21]. В настоящее время картина открывает раздел искусства второй половины ХХ века в зале № 28 постоянной экспозиции Новой Третьяковки[6].

Сюжет картины и особенности его трактовки художником[править | править код]

Пластов выбрал такой сюжет, где нагота представляется зрителю естественной: молодая женщина в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по чёрному», одевает девочку. Обнажённое тело («розово-перламутровых тонов») молодой женщины с русыми рыжеватыми волосами сопоставляется художником с потемневшими от времени серыми бревенчатыми стенами, почерневшей от сажи дверью бани и с тёплым тоном золотой соломы на полу предбанника. Лицо героини дышит оживлением, движения её тела и рук гармоничны

[22]. Снежинки белыми звёздами вплетаются в золотистые волосы женщины, одевающей девочку, тают на её разгорячённом жемчужно-розовом обнажённом теле[23]. Главная героиня картины — воплощение всего прекрасного, что несёт в себе молодость, она соединяет в себе внутреннее богатство и внешнюю прелесть. Взяв простой бытовой мотив, художник создал образ юности, полной женственности и чистоты
[22]
. Девочка, которую одевает женщина, «сжала губы и вздернула носик от удовольствия»[16]. Некоторые биографы, в том числе Авдонин-Бирючёвский, близко знавший художника, называли персонажей картины матерью и дочерью[24], Эвелина Полищук воспринимала их как сестёр[1].

Сюжет в картине — средство выражения мысли, а не самоцель. Молодая женщина на картине становится олицетворением русской весны[19]. Буквальный «текст» картины (обнажённая девушка одевает после бани девочку) перекрывается «подтекстом» (красота юности, её энергия, жизнеутверждающий пафос). Аллегорический характер придаёт картине русская природа[25]. Пейзаж в картине поэтичен: серая пелена туч затянула небо, падают крупные снежинки, земля освобождается от снежного покрова. Вещи, изображённые на картине, подчёркнуто материальны: холодная тяжёлая вода в ведре, ярко начищенный медный таз

[26]. Перенесение сцены в интерьер превратило бы полотно в чисто жанровую картину, которая не даёт повода для широких обобщений и ассоциаций[25].

Художник и искусствовед В. И. Костин в книге, вышедшей в 1956 году, писал, что картина на первых же выставках вызвала много вопросов к автору, споров и противоречивых оценок. Отмечалось, что полотно якобы «жизненно не оправдано» и вызвано желанием автора передать чисто живописный эффект обнажённого тела на тёмном фоне. Защитники Пластова отмечали, что обнажённое женское тело — традиционная тема в живописи, но благодаря ханжам и чинушам она многие годы не появлялась в произведениях, экспонированных на выставках в Советском Союзе. Тема эта, хотя и второстепенная для советского искусства, всё же должна получить художественное отражение, отвечающее этическим и эстетическим представлениям советских людей. Картина «Весна», с этой точки зрения, стала одной из первых попыток решить эту художественную проблему. Именно мотив бани делает эту попытку жизненно оправданной. Художник не стремился к передаче выдающейся красоты, к созданию идеального образа, он хотел написать самую обычную женщину в простой естественной позе. Её очарование — в молодости, простоте, целомудрии, здоровье[8]. В. И. Костин отмечал как достоинство полотна то, что Пластов показал закалку русского человека — обнажённая женщина легко переносит холод и, не боясь простуды, не торопится, занятая закутыванием уже вымытой в бане девочки[27]. Галина Шубина уточняла, что нагота в советском искусстве трактовалась как «„форма одежды“ спортсменов и трудящихся», но в картине Пластова она оправдывается только намёком на особый статус героини, которая аллегорически представляет раннюю весну[28]. Нищета крестьянского быта в картине (баня топится по-чёрному, нет электричества, минимум удобств) имела второстепенное значение для автора, но её изображение в 1950-е годы было также воспринято неодобрительно[6].

Кинорежиссёр Сергей Герасимов считал, что картина «Старая деревня» незаслуженно получила отрицательную оценку. Возражая критикам, он говорил:

Народность подразумевает глубокую содержательную идею, живость и образность её воплощения, национальный темперамент и, что очень важно, сердечность как результат любви художника к своему материалу, к самой жизни… Пластов любит своих героев и тонко понимает их природу. Что он увидел в этой женщине? Только ли прекрасную наготу её здорового энергичного тела?.. Эта попутная красота произведения. Действительная прелесть его во всей интонации вещи, интонации свежего, юного материнства, в той прекрасной деревенской и такой национальной деловитости, которой исполнен образ молодой матери…

Александр Авдонин-Бирючёвский. Аркадий Александрович Пластов[24]

По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, существует «перекличка настроений» между картинами Аркадия Пластова «Первый снег» (1946, Тверская областная картинная галерея, холст, масло, 146 × 113 см, инвентарный номер — ж-1304[29]) и «Весна»: «…в потоке ярких солнечных весенних дней мелькнёт один такой вот — тихий, освещённый блёклым ровным светом, полный осенней задумчивости. Весна будто вспоминает об осени». «Первый снег» изображает приход зимы. В картине «Весна» запечатлён день, когда зима уже уходит. В одной картине сыплет с неба первый снег, в другой — на землю падают крупные пушистые хлопья последнего снега[30].

Писательница Александра Пискунова рассказывала о своих впечатлениях от картины:

…Я вошла в зал и, ещё не понимая ясно, что передо мной, устремилась к полотну. Оно висело против окон. Серый зимний свет с улицы падал на картину, на розовое тело обнажённой юной женщины, присевшей на корточки в предбаннике без крыши, чтобы одеть вымытую дочку. Над нею шёл крупный и редкий весенний снег, и время дня в картине было такое же, предсумерки, и всё это соединилось — жизнь и искусство, и было у меня на душе удивительно легко и светло.

Александр Авдонин-Бирючёвский. Аркадий Александрович Пластов[17]

По мнению филолога и искусствоведа Татьяны Пластовой, в картине «Весна» художнику удалось воплотить идеал телесной и духовной красоты, который живёт в сердце каждого человека и, как правило, не находит воплощения в реальной жизни. Холодноватость, некоторая отстранённость, трогательный образ ребёнка, простота и естественность сюжета ставят это произведение на недоступный для чувственного восприятия пьедестал чистого восторга и целомудренной любви, а авторское название «Весна» (а не «В старой бане», например) подчёркивает её метафоричность[31].

Артемисия Джентилески. Даная, около 1612

Научный сотрудник Третьяковской галереи Евгения Яркова отмечает, что скромность быта героев картины «перебивается» потоком золотого света. Он выделяет на полотне обнажённую фигуру женщины. Источник освещения зрителю неизвестен. По мнению искусствоведа, эта деталь соотносит «Весну» с мифом о Данае, который является классическим для жанра «ню». На картинах, изображающих эту сцену, свет иногда представлен в виде дождя из монет. Свет у Пластова — не сюжетный элемент, как в картинах с изображением Данаи (под видом золотого дождя к своей возлюбленной проник Зевс), а композиционный приём. Взаимодействие света и воздуха в пространстве картины даёт эффект сиюминутности. Цвет падающего снега меняется от тусклого к яркому по мере приближения к телу женщины, которое Яркова воспринимает как аллегорию весны. Русые волосы, золотые колосья, розоватые оттенки кожи женщины противопоставляются художником двери бани, воде в ведре, пейзажу. Ощущение тепла создаёт идущий из бани пар, а холода — покрытая снегом земля. Значимая деталь, дополняющая эффект случайности в композиции, — выделяющаяся цветом зелёная рукавица на соломе, которая играет роль горячего камертона в общей тональной структуре произведения[6].

Кандидат искусствоведения И. И. Филиппова в своей диссертации, посвящённой позднему периоду творчества художника, отмечает, что в отличие от других работ Пластова, где персонажи существуют независимо друг от друга, находятся во власти собственных раздумий, в картине «Весна» драматургия строится на взаимодействии героев — матери и ребёнка. В подобных картинах, где герои находятся в непосредственном общении друг с другом, художнику редко удавалось достичь достоверности и выбрать соответствующую интонацию. В «Весне» же: «образно-смысловая линия строится на тонких эмоциональных направлениях, связующих действие в единое целое, которое невозможно расчленить или прервать. В жанровой сценке, в бытовой ситуации, художником представлено такое богатство чувств и переживаний, на какое редко претендуют произведения этого жанра»[4].

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 (18 июня 2006), Картина художника Аркадия Пластова «Весна»., Эхо Москвы, <https://echo.msk.ru/programs/tretiakovka/44232/>. Проверено 20 сентября 2018. 
  2. 1 2 3 Козлов, Авдонин, 2013, с. 97.
  3. 1 2 3 Выставка Аркадия Пластова в Мраморном дворце., Музеи России, 13 июля 2006, <http://www.museum.ru/N27518>. Проверено 20 сентября 2018. 
  4. 1 2 Филиппова, 2018, с. 83.
  5. 1 2 Филиппова, 2018, с. 86.
  6. 1 2 3 4 5 (ноября 09, 2017), Как интерпретировать: А. А. Пластов «Весна», 1954., Официальный блог Государственной Третьяковской галереи, <http://tretyakovgallery.blogspot.com/2017/11/1954.html>. Проверено 20 сентября 2018. 
  7. 1 2 Дедюхин, 1970, с. 37.
  8. 1 2 Костин, 1956, с. 41—42.
  9. ↑ Жукова, 1969, с. 432.
  10. Весна Пластова в рассказах его невестки, художницы Елены Холодилиной // Аргументы и Факты : Газета. — 2018. — 28 февраля (№ 9). Архивировано 23 сентября 2018 года.
  11. 1 2 Алленова, Борисовская, Володина, Гордон, Красилин, 2000.
  12. ↑ Пластова, 2011, с. 34.
  13. ↑ Емельянова, 1971, с. 31—32.
  14. ↑ Козлов, Авдонин, 2013, с. 115.
  15. ↑ Авдонин-Бирючёвский, 2006, с. 43, 44.
  16. 1 2 Авдонин-Бирючёвский, 2006, с. 43.
  17. 1 2 3 Авдонин-Бирючёвский, 2006, с. 19.
  18. ↑ Филиппова, 2018, с. 164.
  19. 1 2 Емельянова, 1971, с. 53.
  20. ↑ Долгополов, 1988, с. 306.
  21. ↑ Емельянова, 1971, с. 35.
  22. 1 2 Емельянова, 1971, с. 32—35.
  23. ↑ Леонтьева, 1965, с. 53.
  24. 1 2 Авдонин-Бирючёвский, 2006, с. 49.
  25. 1 2 Леонтьева, 1965, с. 53—54.
  26. ↑ Емельянова, 1971, с. 32.
  27. ↑ Костин, 1956, с. 42.
  28. ↑ Шубина, 2014, с. 174.
  29. ↑ Филиппова, 2018, с. 171.
  30. ↑ Леонтьева, 1965, с. 52—53.
  31. ↑ Пластова, 2011, с. 35.
  • ; Володина Т.; Красилин М.; ; Гордон Е. Аркадий Александрович Пластов // Русские художники от «А» до «Я». — М.: Слово, 2000. — 216 с. — ISBN 5-8505-0231-9.
  • Аркадий Александрович Пластов. — Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2006. — 55 с. — 1000 экз.
  • Снежинки // Краски Прислонихи (О художнике А. Пластове). — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1970. — 104 с. — 15 000 экз.
  • Аркадий Пластов // Мастера и шедевры. — М: Изобразительное искусство, 1988. — Т. III. — С. 283—314. — 784 с. — 100 000 экз.
  • Аркадий Пластов. — М.: Изобразительное искусство, 1971. — 56 с. — 30 000 экз.
  • Под русским солнцем // С веком наравне. Рассказы о картинах. Сост. В. И. Порудоминский. — М.: Молодая гвардия, 1969. — Т. 2. — С. 431—437. — 464 с. — 100 000 экз.
  • , Жизнь и судьба Аркадия Пластова. — Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2013. — 2000 экз. — ISBN 978-5-946-55237-0.
  • Аркадий Александрович Пластов. — М.: Советский художник, 1956. — 5000 экз.
  • Леонтьева Г. К. Аркадий Александрович Пластов. — Л.: Художник РСФСР, 1965. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз.
  • Весна и лето // Пластов. — М.: Директ-Медиа, Комсомольская правда, 2011. — 48 с. — (Великие художники). — 3000 экз. — ISBN 978-5-7475-0082-2.
  • Времена года: русская пейзажная живопись. — М.: Искусство, 1966. — 35 с.
  • Аркадий Пластов. — М.: Белый город, 2001. — 3000 экз.
  • Дети и детство в живописи А. А. Пластова // Русский мир : Журнал. — 2014. — 14 (№ 1).
  • Филиппова И. И. Живопись Аркадия Пластова 1930—1960-х годов. Творческий метод и образно-смысловые структуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств, 2018. — 182 с.
  • Аркадий Пластов (1893—1972) // Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Искусство XX века. Путеводитель. — М.: Paulsen, 2014. — С. 166—167. — 291 с. — ISBN 987-5-98797-080-5.

Картина Пластова «Летом». Описание и рассказ

Глядя на живописные полотна художников, хочется придумывать интересные рассказы, представлять героев картины в других ситуациях. Интересно, что будет, когда они перестанут статично сидеть, встанут и отправятся домой? Эти же мысли навевает картина Пластова «Летом» (1952 г). Еще она помогает мысленно перенестись в жаркий день, на лоно природы, чтобы согреться под ласковыми лучами солнца и полюбоваться неотразимыми пейзажами.

Совсем немного о творчестве автора

Чтобы понять, почему художник рисовал именно на эту тему, нужно немного рассказать о его творчестве в целом.

Аркадий Александрович Пластов – родом из села. Мальчик имел возможность с детства любоваться природой, поэтому он воспел ее во многих своих работах. О художнике говорят, что он певец советского крестьянства. Да, у мастера немало полотен посвящено этой теме.

Он рисовал, как трудятся эти люди, как отдыхают. Колхозный праздник можно лицезреть на одноименной картине. Веселое настроение собравшихся передается зрителям.

Удивительно, как трогательно, с какой любовью мастер переносит природные пейзажи на холст. Когда мы смотрим на девочку, наливающую воду (картина «Родник»), кажется, что слышно, как журчит струя и льется в ведро юной хозяйки.

Рассказ по картине Пластова «Летом»

картина Пластова «Летом»

У каждого человека полотно художника может вызвать свои ассоциации. Если школьнику зададут написать сочинение или подготовить устный рассказ по картине, сначала можно поведать совсем немного об авторе, затем перейти к описанию сюжета. В конце письменной или устной работы хорошо бы передать свои впечатления от картины. Можно проявить фантазию и добавить нарисованному сюжету свой, сочинив собственный рассказ. К этому располагает картина Пластова «Летом».

Видно, что на ней изображено именно это время года. К тому же художник так и назвал свою работу. Скорее всего, это вторая половина сезона. Малина поспевает ко второй половине июля, и в начале лета грибы, если и бывают, то не в таких количествах.

урок по картине Пластова «Летом»

Здесь они в изобилии. Об этом ясно говорят полные корзины. Крепкие белоснежные грузди лежат шляпками вниз. Девочка и ее мама, также изображенные на полотне, не срезали грибы, а вынимали их из земли. Сейчас бытует мнение, что эти дары леса нужно срывать выкручивающими движениями, чтобы не повредить грибницу, значит девочка и женщина дели правильно.

Во второй корзине лежат крепыши-боровики. У некоторых кончик ножки отрезан у других нет.

Люди и собака

рассказ по картине Пластова «Летом»

Картина Пластова «Летом» позволяет полюбоваться не только корзинами с грибами, которые так привлекают взгляды зрителей, но и рассмотреть людей, являющихся главными героями полотна.

Видно, что женщина очень устала, поэтому уснула в тени двух берез. Ведь она бродила с помощницей по лесу с самого утра, поэтому они придут домой с богатыми дарами.

Помимо грибов, героини набрали целый кувшин малины. Девочка сорвала веточку, сидит в тени, отдыхает и обрывает остальные ягоды в кружку. Скоро и эта тара будет заполнена. Зато мама с дочкой наварят дома ароматного малинового варенья и будут зимой пить с ним чай, вспоминая, как они ходили в лес и нарвали много ягод.

Собака тоже утомилась. Она легла около маленькой хозяйки и отдыхает, но не спит. Ведь собака должна охранять людей и в любую секунду, почувствовав опасность, броситься защищать своих хозяев.

Природа

Картина Пластова «Летом» передает величественную красоту российской природы. На фоне изумрудной травы прекрасно смотрятся синие колокольчики на высоких стеблях. Желтые цветы также хорошо вписываются в этот пейзаж.

Солнце освещает поляну, на которой отдыхают люди. В его лучах греются и березки, а грибникам они дают живительную прохладу, которая необходима в знойный полдень.

Урок по картине Пластова «Летом» поможет развитию устной и письменной речи у детей, научит любить красоты родного края, ценить и беречь природу.

Русский художник Пластов Аркадий Александрович (1893-1972): kolybanov — LiveJournal

Русский художник Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)

Русский художник Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)


Пластов А.А. на пленере

 Когда-то , очень давно, мне удалось побывать на выставке в Манеже .Там демонстрировались картины Пластова А.А. и работы скульптора Коненкова .Выставка произвела на меня большое впечатление, особенно картина Пластова «Сенокос».Она был очень большая, а травы на ней просто жили своей жизнью, очень оптимистичная и солнечная.Там был много картин от очень известных до совсем неизвестных , в том числе с изображением Сталина. Но «Сенокос» меня поразил в самое сердце!


Пластов Аркадий Александрович, Сенокос.
1945 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Холст, масло. 193 x 232 см.

Картина Сенокос была написана художником летом 1945 года. Еще страшно болели раны, и время не притупило горечь утрат ушедшей войны. Но страна возвращалась к мирной жизни, тяжело поднимаясь из руин. Последствия войны Пластов незримо выражает в произведении: ряд косарей лишен, выбитых в сражениях, мужиков.

Сенокос Пластова — это возвышенная ода родной земле, народу победителю, выстоявшему в кровавой схватке и одолевшему жестокого врага. Буйство природных красок придает особый лиризм произведению. Пластов будто волшебник наполняет свое полотно звенящей россыпью летних звуков: с полотна к зрителю словно доносится под мерный ритм косарей тихий шелест листвы берез, гудение мохнатого шмеля и осторожный щебет ранних птиц.

 

Пластов Аркадий Александрович

Аркадий Александрович Пластов (19 (31) января 1893, село Прислониха, Симбирский уезд, Симбирская губерния — 12 мая 1972, село Прислониха, Карсунский район, Ульяновская область) — советский живописец.
Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). Действительный член АХ СССР (1947).


Родник.1952


Полдень.1961

Еще при жизни А. А. Пластов был признан классиком советского искусства. Его работы попали даже в школьные учебники. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в Разливе, запись в колхоз и колхозные праздники. Да, не все в его огромном наследии равноценно. Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX в.


Ужин трактористов.1951


1964

Пластов — великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой,
какой изобразил ее Пластов.
Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию.
С юности мечтал стать живописцем.
В 1914 г. сумел поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи.
В 1917-25 гг. Пластов жил в родном селе; как «грамотный», занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе.


Весна.1954


Жатва.1945

В 1931 г. у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда — и число его произведений приблизилось к 10 000. Одних портретов — несколько сотен. В основном это портреты односельчан.


Портрет Н. А. Пластова.

Пластов — природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника — увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют «манерой», отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, — А. Е. Архипова, Ф. А Малявина, К. А. Коровина.


Едут на выборы.1947


Первый снег .1947

Художник продолжал работать до самых последних дней. Умер Пластов 12 мая 1972 года.


Колхозный праздник.1937


Лето


Юность. 1953-1954


Из прошлого.1969-1970


Мартовское солнце. 1969


А. А. Пластов в лесу около Прислонихи. Конец 1960-х гг.

(Источник)

Урок русского языка по теме «Описание картины А.А. Платова «Летом»»

Цели и задачи урока

1. Научить детей как можно более полно описывать изображённое на картине.

2. Активизировать лексику учащегося по теме “Лето”.

3. Закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Оборудование: репродукция картины А.А. Пластова “Летом”.

Ход урока

Рассказ о художнике.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) — выдающийся живописец, широко известен как певец русской природы.

Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе Аркадий Алексеевич проводит большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин. Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь родной деревни.

В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-труженником. Художник всегда стремится передать внутренний мир изображаемых им людей, их мыслей, чувства, переживания. Любимые герои Пластова — деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне.

Картины А.А. Пластова радуют и привлекают своими звонкими, сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето — время года, когда вся природа находится в расцвете своих сил.

В картине “Летом” А.А. Пластов показал братство и щедрость родной земли, отдых простых людей, утомленных сбором грибов и ягод.

Беседа по картине.

— любите ли вы ходить в лес, собирать грибы, ягоды?

Предлагаю посмотреть, как изобразил лето Аркадий Александрович Пластов на своей картине.

— Что прежде всего привлекло ваше внимание?

(“Яркая солнечная опушка леса, отдыхают девочка и женщина” ,глиняный кувшин с ягодами, красная косынка на голове у девочки и зеленая трава”).

Рассмотрим картину более внимательно. Кого изобразил художник? Опишите каждого более подробно.

(“На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мама с дочкой или бабушка с внучкой. Женщина в синем платье, видно, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу. Она лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой”).

— Как вы думаете, почему художник так отчетливо изобразил руки женщин? Какие они?

(“Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что она много работает. Художник хотел показать, что эта женщина- труженица”).

— Опишите девочку — как она сидит, что делает, как одета?

(“Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок”).

— Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?

(“Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в её лицо. Её смуглое, румяное лицо спокойно. Глаза под тонкими черными бровями опущены. Темные длинные волосы выбиваются из-под платка”).

— Что вы можете сказать ещё об одном существе, изображенном на картине, — о собаке?

(“Собака лежит около девочки, вытянув вперед лапы и положив на них морду . Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, висят, как два лопуха”).

— Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?

(“Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёз, чтобы скрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими лепестками , какие-то желтые цветы ”).

— Как художник показывает, что стоит солнечный, и тихий день?

(“Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает её в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так т играет на листьях берез, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, -темно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому, что в лесу тихо, безветренно ”).

— Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?

(“Зелёный, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный”).

Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. Так, желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называются в живописи теплыми. Они напоминают тепло, огонь и, как правило, помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, фиолетовый, серый — это холодные цвета. Они связаны с ощущением холода и обычно вызывают чувство грусти, печали, тоски. Любой цвет в живописи может быть теплым или холодным, в зависимости от того, к какому цвету ближе его оттенок: к красно-оранжевому или сине-зеленому. Например, зелёный цвет может быть теплым и холодным. Всё зависит от того, какую краску добавляет художник в зелёный: желтую или синюю. Как видим, в картине “Летом” зелёный цвет ближе к желтому, — значит, это теплый цвет.

Какое впечатление производит на вас картина А.А. Пластова “Летом”?

(“Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создается впечатление, будто мы уже видели этот чудесный уголок природы и бывали здесь”).

В картине “Летом” А.А. Пластов использовал теплые и холодные цвета, по больше- теплых. Богатство цветущей природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, желтые, голубые вспышки цветов на ярко- зеленом фоне травы), которые придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.

Словарно-стилистическая работа.

— При описании каких предметов целесообразнее использовать прилагательные зеленый, а когда мы воспользуемся словом изумрудный? Яркий -ослепительный ?

Составьте с этими словами словосочетания или предложения.

“Играют зайчики в изумрудной траве”.

“Зелёный стебель ромашки”.

“Художник изобразил летний день”.

“Яркие краски”.

Составление плана сочинения по картине.

1. Люди, собака.

2. Корзина, ведро, кувшин.

3. Поляна.

4. Моё впечатление от картины.

5. Устные высказывания учащихся. (После того как составлен план описания и подобраны 2-3 варианта начала сочинения, 1-2 сильных ученика рассказывают, как они описали бы картину).

“На картине художника Пластова изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной березы, расположились грибники, а с ними собака.

На переднем плане картины изображена девочка в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды малины и складывает их в кружку. Красный платочек девочки притягивает наш взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках румянец. Из-под платочка виднеются темные волосы.

Рядом с девочкой лежит собака. Она дремлет, положив на лапу голову. Уши у неё от жары висят как два лопуха.

Позади девочки, на втором плане, изображена женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и крепко уснула на свежем воздухе. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла лицо от солнца. Художник очень ясно нарисовал руку женщины, поднятую вверх.

Рука у неё загорелая, сильная — сразу видно, что женщина много трудится.

В густой траве стоят корзина и ведро, наполненные грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре- крепкие боровики. Здесь же стоит глиняный кувшин со спелой малиной. Яркие сочные плоды так и просятся в рот, так и хочется ощутить на губах ароматный сок лесной малины.

Женщина с девочкой расположились под большой березой на тихой красивой полянке. Среди сочной изумрудной травы виднеются голубые колокольчики, ромашки, какие-то желтые цветы. Ослепительные лучи солнца падают на листья берез и окрашивают их в золотистый цвет. Мне очень нравится эта картина. Яркие краски радуют глаз , поднимают настроение. Хочется долго смотреть на картину и вместе с её героями побывать на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много грибов и ягод и полежать в мягкой душистой траве”.

Любимые художники. Аркадий Пластов — Андрей Савин — LiveJournal

Аркадий Пластов (1893 — 1972)

«Весна. В бане» (1954, Третьяковка, Москва)

Всё-таки показывать картины — тоже надо уметь. В Новой Третьяковке пластовская «Весна» висит в полутёмном зале и освещена теплым светом. Свет делает картину абсолютно живой — раскрасневшееся, горячее тело, от которого словно идёт пар. Вкусно. Так и хочется в парную. Думаю, если бы рядом с картиной в Третьяковке вдруг открыли баню — от желающих бы отбоя не было. Тяжелое небо, хлопья снега ещё падают — но всё-таки весна. Пора оптимизма. 1954 год, между прочим.

Откровенно говоря, только «Весна» и обеспечила Пластову место в моём списке «любимых художников». Случалось советским живописцам иногда создавать абсолютно иконические образы. В остальном же, Пластов — крепкий советский реалист. В отличие от той же Яблонской, не было у него никаких «периодов» и экспериментов — последовательно разрабатывал свою крестьянско-деревенскую тему. Этим и силён (и слаб одновременно).

«Сенокос» (1945, Третьяковка. Москва)

Хотя, может я и не прав насчёт экспериментов. Всё-таки учился он в весьма передовом заведении — Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Правда, на отделении скульптуры — но и уроки живописи посещал. Среди его учителей был Архипов, с которым (как мне кажется) у Пластова много общего. Но когда Пластову было уже под сорок, его дом сгорел вместе со всеми его работами.  Кто его знает — что там было у «допожарного» Пластова? А если серьёзно, он конечно не в авангарде черпал вдохновение, а в передвижниках.

Крестьянская тема У Пластова не случайна — рисовал то, что было ему хорошо знакомо. Родился в селе Прислониха (Ульяновская область), после учебы (а до художественного образования была ещё духовная семинария) вернулся в родное село.

«Жатва» (1945, Третьяковка, Москва)

«Тройка. Ребятишки у речки»

«Первый снег» (1946, Тверская областная картинная галерея, Тверь)

Довольно известная:
«Ужин трактористов» (1951, Третьяковка)

Впрочем, деревня Пластова — некий идеальный мир. Как и полагается по канонам соцреализма. Ведь как ни крути, а Пластов — настоящий советский классик.
«Колхозный праздник» (1938, Русский музей. Петербург)


«Едут на выборы» (1947, Третьяковка, Москва)

Пронзительная про войну:
«Фашист пролетел» (1942, Третьяковка. Москва)

Говорят, эта картина висела в зале заседаний Тегеранской конференции в 1943 — там где встречались Сталин, Рузвельт и Черчилль.

Ещё одна работа военных лет — но уже жизнеутверждающая:
«Трактористки»  (1943-1944)

Каждый уважающий себя художник, разумеется, должен написать своих купальщиц. Говорят, Пластов не желал расставаться со своими «Трактористками» — и картина до конца его дней висела в его мастерской.

А каждый уважающий себя советский постсталинский художник должен был изобразить мечтательного вида парня или девушку и назвать картину «Юность»:
«Юность» (1954, Русский музей, Петербург)

Предтеча «Весны» — забавная бытовая зарисовка на банную тему:
«Суббота» (1943-1944)

Мне тут даже что-то брейгелевское чудится.

Обалденный рисунок — гуляет по сети, но нет никаких аттрибутов: ни года создания, ни где выставляется. Честно говоря, у меня есть сомнения — действительно ли это Пластов. Но покажу.
«Мальчик с лошадью»

На мой взгляд, Пластов был так себе портретист — кажется, он даже намеренно прячет лица людей на своих картинах (обратите внимание — лица часто закрыты, в глубокой тени или просто лишены деталей). Но вот в детском портрете он был мастак — целая серия крестьянских (и не только) детей у него.

«Витя-подпсаок» (1951)

«Валя Репина» (1958)

«Внук рисует» (1960)

Ну и закончу портретом моего однофамильца:
«Мишка Савин» (1941)

Умер Пластов в родной Прислонихе. Сейчас там его дом-музей. Да и вообще в Ульяновске он весьма почитаемая фигура — а в этом году и вовсе: 125-летний юбилей.

Ну а рубрика тем временем потихоньку подбирается к финишной прямой. Следующий герой — фигура настолько масштабная и с такой сложной биографией (увенчанной кучей мифов), что мне понадобится больше времени на подготовку. Так что следующую неделю пропущу и вернусь через пятницу.

Leave a Reply