Разное

Картинки на тему звучащая природа 5 класс: Звучащая природа рисунки 5 класс – Attention Required! | Cloudflare

Конспект по музыке на тему «Истоки. Музыка и природа» (5 класс)

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

Тамбовская область, г. Моршанск

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ

I ЧЕТВЕРТЬ

Тема раздела: ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ

Урок 2. ИСТОКИ. МУЗЫКА И ПРИРОДА

Разработал: И.В. Мокшанова, учитель музыки I квалификационной категории

Цели урока: привести учащихся к пониманию того, что является первоисточником музыки; углубить уровень понимания многообразного взаимодействия музыки с природой.

Материалы к уроку: портрет композитора Е. Крылатова, слуховая наглядность: муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина, песня «Где музыка берёт начало?», «Звуки природы».

Ход урока:

Организационный момент

Урок начинается с песни «Где музыка берёт начало?», Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Все, что звучит в природе и есть музыка». И Гердер

Сообщение темы урока

— Ребята, мы не зря начали урок с этой удивительно красивой и содержательной песни. Наш разговор сегодня пойдёт о том, откуда приходит музыка, каковы её истоки, где берёт она свое начало.

Работа по теме урока

1. Музыкальный эксперимент

— Представьте себе, что вы оказались на далёком-далёком острове, где живет племя дикарей, которое оторвано от всего культурного человечества, и не пользуется знаниями и достижениями остальных людей, а вам хочется рассказать о музыкальном чуде, при помощи, к примеру, магнитофона. Но у магнитофона, к сожалению, села батарейка, а подключиться, сами понимаете, не к чему.

Я предлагаю вам разделиться на две команды: команда «дикарей» (большая по численности), команда «музыковедов» (5 человек). Команда «музыковедов» должна любым способом объяснить команде «дикарей», что такое музыка.

Выслушиваются различные версии, рассматриваются различные действия учащихся до тех пор, пока не получен нужный результат.

— Итак, используя слова, жесты, мимику ребята изо всех сил пытались объяснить жителям этого острова, что же такое музыка, но всё было тщетно до тех пор, пока Ваня (представитель команды «музыковедов») не запел свою любимую песню… и в глазах «дикарей» появился интерес, они притихли и стали слушать. Ваня показал зрителям самое главное, что есть в музыке,- «поющий» звук, музыкальный звук. Именно из него и «делают» музыку, только его специально для этого обрабатывают.

Конечно же, музыка — это не только звук, но и многое другое, о чём мы обязательно с вами поговорим, но без музыкального «поющего» звука не может быть музыки. Именно звук — её главное начало. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что звук — это одно из самых ярких проявлений жизни? А оказывается, что у каждого звука есть свое «лицо», и мы, даже ничего не видя, с закрытыми глазами, лишь по звуку, можем угадать, что происходит вокруг.

Учитель включает записи звуков природы.

— Перечислите, какие бывают звуки. (Шелест, скрип, шипение, скрежет, треск, шорох, шуршание, топот, гул, грохот, жужжание, журчание, свист, крик, щёлканье, щебет, лай, кудахтанье и т. д.)

Все эти звуки действительно нам знакомы с детства, мало того, мы можем даже в абсолютной тишине внутренним слухом услышать любое из перечисленных звуков как бы наяву. Попробуем?

Сосредоточьтесь, включите ваше слуховое воображение, закройте глаза и постарайтесь услышать внутренним слухом, как…

• хлопают крыльями вспугнутые птицы

• как трещит сухая обламываемая ветка

• как чавкает грязь под ногами

• как скрипит дверь, рассохшаяся старая половица и снег под тяжестью чьих-то шагов.

Какие они разные, эти скрипы, правда? Какой вывод мы можем с вами сделать? (Окружающие нас звуки не похожи друг на друга, все они очень разные — высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и глухие, каждый звук имеет свой источник, свой образ.)

Теперь вы убедились, что звук оживает в вашем воображении. И вы можете не только слышать воображаемый звук, но также видеть нарисованные им «звуковые картины» — и луговую траву, в которой стрекочет кузнечик, и облака, проплывающие над шумящими где-то в вышине соснами, и тяжёлую, мокрую, липкую грязь, из которой едва удаётся вытащить ногу.

2. Древние люди и музыка

— Давайте немного углубимся в историю. Вы, наверное, знаете, что у большинства народов есть легенды, рассказывающие о происхождении музыки, о богах и героях, открывших её людям, такое совпадение неудивительно.

С какими бы звуками природы ни сталкивался человек в древности, их возникновение он приписывал сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки издают некие существа, таинственные и невидимые. Например, как повествует немецкий эпос, не гром, а злой дух Тор, рассердившись на людей, посылает на землю свои раскаты-проклятья. В журчащих водах реки или водопада сидит ласковый и нежный Нек и поёт русалкам свою размеренную песню; а в глубине шумящего леса смеётся Пан или рычит Рюбецаль…

В древности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы — пением птиц, рёвом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Окружённый этими разнообразными звуками, он, конечно же, пытался подражать им. Таким образом, общение человека с природой было одним из главных источников, из которых возникла сознательно создаваемая музыка.

3. Работа с учебником

— А сейчас мы с вами обратимся к учебникам, откройте страницу 7, всмотритесь внимательно в репродукцию картины Александра Александровича Осмёркина «Вётлы у пруда» и попробуйте «услышать» то, что здесь изображено. (Здесь можно услышать шум ветра, который кроется в верхушках деревьев, тихое журчание речушки, некоторую таинственности. Общее звучание картины несколько мрачноватое.)

hello_html_1374198d.png

А. А. Осмеркин. «Ветлы у пруда»

Перелистываем страницу. Что вы можете «услышать» в картине Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща»? (Общее звучание картины светлое, солнечное, чистое. Можно услышать пение соловья, стрёкот кузнечика…)

hello_html_751fed75.png

А. И. Куинджи. «Берёзовая роща»

Что вы можете сказать о следующих картинах? (Мы видим перед собой картину Константина Фёдоровича Юона «Купола и ласточки». Здесь можно услышать колокольный звон, хлопанье крыльев огромного количества ласточек, кружащих над городом, голоса выходящих после утренней службы людей. Общее звучание картины имеет оттенок радости и чистоты …

hello_html_5bd8a142.png

К. Ф. Юон. «Купола и ласточки»

На следующей странице мы видим картину Ивана Константиновича Айвазовского «Чёрное море». Море действительно почти чёрное, потому что изображён шторм. На небе тёмные тучи, и мы как будто слышим раскаты грома, гул разбушевавшегося моря…)

hello_html_m7036cd8a.png

И. К. Айвазовский. «Чёрное море»

Посмотрите внимательно на репродукцию картины «Джоконда» Леонардо да Винчи: её загадочный взгляд действительно не оставляет равнодушным ни одного человека на протяжении многих столетий.

hello_html_m60f2ac2d.jpg

Леонардо да Винчи. «Джоконда»

4. Вокально-хоровая работа

— Угадайте музыкальную загадку (учитель наигрывает мелодию припева песни «Продавец зонтиков», разучиваемую на предыдущем уроке). Исполняется первый куплет песни и разучивается второй и третий.

5. Беседа о музыкальных инструментах

— Мы сегодня говорим с вами о том, что музыка — это искусство звуков, неудивительно, что основными жителями в стране Музыки являются музыкальные инструменты, которых существует огромное количество. Как вы думаете, чем отличаются одни инструменты от других? Откройте учебники на странице 10. (Музыкальные инструменты отличаются формой, разными способами извлечения звука, а самое главное — окраской звука (тембром).)

— Попробуйте сказать, за что же мы любим музыку? (Заслушиваются ответы учащихся.)

Итог урока

— Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим всё, чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, всё человечество.

Как вы думаете, только ли музыка способна на это? Разве не то же творчество рождает шедевры литературы, изобразительного искусства, например: Парфенон, «Мона Лиза», «Война и мир» Льва Николаевича Толстого.

Первоистоки всех искусств едины. Всюду, в любом произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем различные ее грани. Жизнь открывается нам через изображение, через слово, через мелодию. Каждое из этих открытий бывает по-настоящему волнующим, заставляет думать, сопереживать, плакать, смеяться.

Никакая наука не способна вызвать в человеке такого эмоционально отклика, ничто так полно и ярко не может выразить человеческие переживания, как искусство, которое открывает нам жизнь через слово, изображение, мелодию.

Прочитайте слова из последнего абзаца на странице 11. Выскажите своё мнение.

Искусство присутствует в мире как мудрый наставник; оно рассказывает человеку о нем самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других людей; оно хранит память об ушедших временах.

Заслушиваются ответы учащихся.

Вопросы и задания:

1. Есть ли у тебя свой собственный звуковой мир?

2. Какие звуки природы ты мог бы назвать? Подумай, как звучит природа утром и вечером, днём и ночью. Какими звуками могут выражаться времена года?

3. Назови музыкальные произведения, связанные с темой природы.

4. Нарисуй в «Дневнике музыкальных наблюдений» картинку на тему «Звучащая природа».

Урок по музыке в 5 классе. «Музыка рассказывает обо всем»

5 класс.

1 урок.

Тема: Музыка рассказывает обо всем.

Ход урока:

  1. Беседа с учащимися.

Музыку можно изучать по-разному.

Как вы представляете изучение музыки?

— беседовать о музыкальных произведениях, учиться понимать и восхищаться их звучанием;

— изучать творчество великих композиторов и исполнителей, чтобы увидеть какой это огромный труд – создание музыки;

— можно пойти в музыкальную школу и посмотреть « кухню» как бы изнутри.

Но однажды возникнет вопрос: что же такое музыка?

Может это чудо, рождающееся из Космоса, из движения планет, само из себя? Ведь сказал же великий Эдвард Григ: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем». Так ли это?

И да , и нет.

Да, потому что каждое искусство самоценно, оно говорит на своем языке. Звук не может соперничать с цветом, как скульптура со стихом, как в природе воздух не соперник огню. Само такое противопоставление кажется нелепым.

Нет, потому что все в природе взаимосвязано. Так, для звучания мелодии требуется струна, а струна дает выразительное звучание лишь в соприкосновении с деревом особой породы, обработанным особенным способом. А это находится уже далеко за пределами музыки.

Помните ли вы стихотворение С.Маршака «Гвоздь и подкова»?

Не было гвоздя – подкова пропала.

Не было подковы – лошадь захромала.

Лошадь захромала – командир убит.

Конница разбита, армия бежит.

Враг вступает в город, пленных не щадя, —

Оттого, что в кузнице не было гвоздя!

Отсутствие гвоздя – вот первопричина, вызвавшая цепь всех последующих бед. Мы видим, как безобидная мелочь порой может иметь серьезные последствия.

Какое же отношение имеет это стихотворение к музыке и к искусству в целом?

В искусстве тоже нет мелочей. Бывает даже, что открытие в одной области приводит к рассвету в другой.

Как же это происходит?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем рассматривать тему «Музыка и другие виды искусства». Рассмотрим музыку в единстве с тем, что ее рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим.

Мы должны научиться наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить предметы одного явления в совершенно в другом и тем самым подтверждать их глубинную связь.

  1. Д/З. записи в тетради.

5 класс. 2 урок.

Тема: «Истоки».

Все, что звучит в природе , и есть музыка.

И.Гердер.

Ход урока:

  1. Беседа с учащимися.

Откуда берется музыка?

Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков его ранних лет. Голос матери, щебетание птиц за окном, шум дождя… все это образует свой звуковой мир, такой же милый и единственный, как уголок родной земли.

Музыка рождается там, где есть звуки. Ее приносит и шелест тополей, и плеск речной воды. А порой она таится в тишине и безмолвии.

Умение слушать, вслушиваться в звуки и тишину – это умение постигать музыкальность мира, развивать в себе чуткий слух ко всему, что является по-настоящему прекрасным.

Мы чувствуем, что окружающие нас звучания не похожи друг на друга, что все они очень разные – высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и глухие. Каждый звук имеет свой источник, свой образ: море гудит не так, как река, а березовая роща шумит иначе, чем еловый лес.

Почему так происходит? Не потому ли, что прозрачность , сумрачной цепью, могут петь только глухо и низко?

Музыка, выражая звуковое богатство мира, создала множество различных инструментов – певучую скрипку, нежную свирель, пронзительную трубу, хрипловатый фагот, звонкую гармошку, величественный орган.

Каждый музыкальный инструмент с его неповторимым звучанием возник не сам по себе, а как отклик на многообразные звуки мира. Ведь если даже деревья поют каждое по-своему, то тем более не похожи звуки дня и ночи, радости и горя, юности и старости.

Так, мы видим, что музыка тысячами незримых нитей связана с окружающей жизнью, что она воспринимает и ее будни, и праздники, времена года, цвета, запахи. Музыка воплощает все это в звучании своих мелодий, ритмов, гармонии, которые потрясают нас именно потому, что несут в себе огромный заряд человеческих чувств, идей, надежд.

Но только ли музыка на это способна?

Разве не та же творческая сила рождает шедевры литературы и изобразительного искусства.

Истоки всех искусств едины. Во всех произведениях искусства мы чувствуем дыхание жизни, познаем различные ее грани. Жизнь открывается нам через изображение, через слово, через мелодию.

Каждое из этих открытий бывает по-настоящему волнующим, заставляет думать, сопереживать, плакать, смеяться.

Никакая наука не способна вызвать в человеке такой внутренний отклик как искусство.

Искусство присутствует в мире как мудрый наставник, оно рассказывает человеку о самом себе, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других людей, оно хранит память об ушедших временах.

  1. Д/З.

Какие звуки природы ты мог бы назвать? Подумай, как звучит природа утром и вечером, днем и ночью. Какими звуками могут выражаться времена года? Нарисуй картинку на тему «Звучащая природа».

Конспект по музыке на тему «Истоки. Музыка и природа» (5 класс)

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

Тамбовская область, г. Моршанск

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ

I ЧЕТВЕРТЬ

Тема раздела: ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ

Урок 2. ИСТОКИ. МУЗЫКА И ПРИРОДА

Разработал: И.В. Мокшанова, учитель музыки I квалификационной категории

Цели урока: привести учащихся к пониманию того, что является первоисточником музыки; углубить уровень понимания многообразного взаимодействия музыки с природой.

Материалы к уроку: портрет композитора Е. Крылатова, слуховая наглядность: муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина, песня «Где музыка берёт начало?», «Звуки природы».

Ход урока:

Организационный момент

Урок начинается с песни «Где музыка берёт начало?», Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Все, что звучит в природе и есть музыка». И Гердер

Сообщение темы урока

— Ребята, мы не зря начали урок с этой удивительно красивой и содержательной песни. Наш разговор сегодня пойдёт о том, откуда приходит музыка, каковы её истоки, где берёт она свое начало.

Работа по теме урока

1. Музыкальный эксперимент

— Представьте себе, что вы оказались на далёком-далёком острове, где живет племя дикарей, которое оторвано от всего культурного человечества, и не пользуется знаниями и достижениями остальных людей, а вам хочется рассказать о музыкальном чуде, при помощи, к примеру, магнитофона. Но у магнитофона, к сожалению, села батарейка, а подключиться, сами понимаете, не к чему.

Я предлагаю вам разделиться на две команды: команда «дикарей» (большая по численности), команда «музыковедов» (5 человек). Команда «музыковедов» должна любым способом объяснить команде «дикарей», что такое музыка.

Выслушиваются различные версии, рассматриваются различные действия учащихся до тех пор, пока не получен нужный результат.

— Итак, используя слова, жесты, мимику ребята изо всех сил пытались объяснить жителям этого острова, что же такое музыка, но всё было тщетно до тех пор, пока Ваня (представитель команды «музыковедов») не запел свою любимую песню… и в глазах «дикарей» появился интерес, они притихли и стали слушать. Ваня показал зрителям самое главное, что есть в музыке,- «поющий» звук, музыкальный звук. Именно из него и «делают» музыку, только его специально для этого обрабатывают.

Конечно же, музыка — это не только звук, но и многое другое, о чём мы обязательно с вами поговорим, но без музыкального «поющего» звука не может быть музыки. Именно звук — её главное начало. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что звук — это одно из самых ярких проявлений жизни? А оказывается, что у каждого звука есть свое «лицо», и мы, даже ничего не видя, с закрытыми глазами, лишь по звуку, можем угадать, что происходит вокруг.

Учитель включает записи звуков природы.

— Перечислите, какие бывают звуки. (Шелест, скрип, шипение, скрежет, треск, шорох, шуршание, топот, гул, грохот, жужжание, журчание, свист, крик, щёлканье, щебет, лай, кудахтанье и т. д.)

Все эти звуки действительно нам знакомы с детства, мало того, мы можем даже в абсолютной тишине внутренним слухом услышать любое из перечисленных звуков как бы наяву. Попробуем?

Сосредоточьтесь, включите ваше слуховое воображение, закройте глаза и постарайтесь услышать внутренним слухом, как…

• хлопают крыльями вспугнутые птицы

• как трещит сухая обламываемая ветка

• как чавкает грязь под ногами

• как скрипит дверь, рассохшаяся старая половица и снег под тяжестью чьих-то шагов.

Какие они разные, эти скрипы, правда? Какой вывод мы можем с вами сделать? (Окружающие нас звуки не похожи друг на друга, все они очень разные — высокие и низкие, тихие и громкие, звонкие и глухие, каждый звук имеет свой источник, свой образ.)

Теперь вы убедились, что звук оживает в вашем воображении. И вы можете не только слышать воображаемый звук, но также видеть нарисованные им «звуковые картины» — и луговую траву, в которой стрекочет кузнечик, и облака, проплывающие над шумящими где-то в вышине соснами, и тяжёлую, мокрую, липкую грязь, из которой едва удаётся вытащить ногу.

2. Древние люди и музыка

— Давайте немного углубимся в историю. Вы, наверное, знаете, что у большинства народов есть легенды, рассказывающие о происхождении музыки, о богах и героях, открывших её людям, такое совпадение неудивительно.

С какими бы звуками природы ни сталкивался человек в древности, их возникновение он приписывал сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки издают некие существа, таинственные и невидимые. Например, как повествует немецкий эпос, не гром, а злой дух Тор, рассердившись на людей, посылает на землю свои раскаты-проклятья. В журчащих водах реки или водопада сидит ласковый и нежный Нек и поёт русалкам свою размеренную песню; а в глубине шумящего леса смеётся Пан или рычит Рюбецаль…

В древности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы — пением птиц, рёвом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Окружённый этими разнообразными звуками, он, конечно же, пытался подражать им. Таким образом, общение человека с природой было одним из главных источников, из которых возникла сознательно создаваемая музыка.

3. Работа с учебником

— А сейчас мы с вами обратимся к учебникам, откройте страницу 7, всмотритесь внимательно в репродукцию картины Александра Александровича Осмёркина «Вётлы у пруда» и попробуйте «услышать» то, что здесь изображено. (Здесь можно услышать шум ветра, который кроется в верхушках деревьев, тихое журчание речушки, некоторую таинственности. Общее звучание картины несколько мрачноватое.)

А. А. Осмеркин. «Ветлы у пруда»

Перелистываем страницу. Что вы можете «услышать» в картине Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща»? (Общее звучание картины светлое, солнечное, чистое. Можно услышать пение соловья, стрёкот кузнечика…)

А. И. Куинджи. «Берёзовая роща»

Что вы можете сказать о следующих картинах? (Мы видим перед собой картину Константина Фёдоровича Юона «Купола и ласточки». Здесь можно услышать колокольный звон, хлопанье крыльев огромного количества ласточек, кружащих над городом, голоса выходящих после утренней службы людей. Общее звучание картины имеет оттенок радости и чистоты …

К. Ф. Юон. «Купола и ласточки»

На следующей странице мы видим картину Ивана Константиновича Айвазовского «Чёрное море». Море действительно почти чёрное, потому что изображён шторм. На небе тёмные тучи, и мы как будто слышим раскаты грома, гул разбушевавшегося моря…)

И. К. Айвазовский. «Чёрное море»

Посмотрите внимательно на репродукцию картины «Джоконда» Леонардо да Винчи: её загадочный взгляд действительно не оставляет равнодушным ни одного человека на протяжении многих столетий.

Леонардо да Винчи. «Джоконда»

4. Вокально-хоровая работа

— Угадайте музыкальную загадку (учитель наигрывает мелодию припева песни «Продавец зонтиков», разучиваемую на предыдущем уроке). Исполняется первый куплет песни и разучивается второй и третий.

5. Беседа о музыкальных инструментах

— Мы сегодня говорим с вами о том, что музыка — это искусство звуков, неудивительно, что основными жителями в стране Музыки являются музыкальные инструменты, которых существует огромное количество. Как вы думаете, чем отличаются одни инструменты от других? Откройте учебники на странице 10. (Музыкальные инструменты отличаются формой, разными способами извлечения звука, а самое главное — окраской звука (тембром).)

— Попробуйте сказать, за что же мы любим музыку? (Заслушиваются ответы учащихся.)

Итог урока

— Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим всё, чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, всё человечество.

Как вы думаете, только ли музыка способна на это? Разве не то же творчество рождает шедевры литературы, изобразительного искусства, например: Парфенон, «Мона Лиза», «Война и мир» Льва Николаевича Толстого.

Первоистоки всех искусств едины. Всюду, в любом произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем различные ее грани. Жизнь открывается нам через изображение, через слово, через мелодию. Каждое из этих открытий бывает по-настоящему волнующим, заставляет думать, сопереживать, плакать, смеяться.

Никакая наука не способна вызвать в человеке такого эмоционально отклика, ничто так полно и ярко не может выразить человеческие переживания, как искусство, которое открывает нам жизнь через слово, изображение, мелодию.

Прочитайте слова из последнего абзаца на странице 11. Выскажите своё мнение.

Искусство присутствует в мире как мудрый наставник; оно рассказывает человеку о нем самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других людей; оно хранит память об ушедших временах.

Заслушиваются ответы учащихся.

Вопросы и задания:

1. Есть ли у тебя свой собственный звуковой мир?

2. Какие звуки природы ты мог бы назвать? Подумай, как звучит природа утром и вечером, днём и ночью. Какими звуками могут выражаться времена года?

3. Назови музыкальные произведения, связанные с темой природы.

4. Нарисуй в «Дневнике музыкальных наблюдений» картинку на тему «Звучащая природа».

Презентация — Музыка в природе

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Остановись и оглянись: Какая музыка в природе! Звенит струною каждый лист И тембр меняет по погоде. Журчит ручей,течёт река, Иль дождь с небес потоком льётся, И дуновение ветерка - Всё это музыкой зовётся. А сколько музыки в цветах, Их удивительны букеты! Витают звуки в облаках, И воспевают их поэты. …

Слайд 23

А пенье птиц — чудесный хор, Звучит,как гимн,и он так светел! Мелодий нежных перезвон Тебя разбудит на рассвете. Подарит музыку закат И каждая былинка в поле. Своя есть музыка в горах, Другая музыка на море. Бывает музыка в душе, Она звучит и вдохновляет. Приснится музыка во сне, Проснёшься — и она растает

Слайд 24

Люблю я музыку природы, Как лес таинственно шумит, Бушует море в непогоду, Ручей под скалами звенит. Люблю я музыку природы, Как лес таинственно шумит, Бушует море в непогоду, Ручей под скалами звенит. Люблю я грохот водопада, Ворчанье грома вдалеке И тихий шелест листопада, И вьюги вой на чердаке, Болот надсадное дыханье И барабанный бой дождя - Повсюду музыки звучанье Без струн, без нот и без смычка. Живая вечная природа Бурлит, играет и кипит, Она в любое время года О жизни с нами говорит

План-конспект урока (музыка, 5 класс) по теме: Разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Картины природы в музыке»

Зайчук Марина Николаевна

Учитель музыки

МБОУ СОШ № 15

округ  Муром

Разработка урока музыки в 5 классе  по теме: «Картины природы в музыке»

Цель урока: Через погружение в мир художественных образов природы обозначить связь музыки и изобразительного искусства.

Задачи:

Обучающие –

Познакомить с творчеством русского композитора —  М. П. Мусоргского;

расширить  и углубить  представления  об изобразительных и выразительных возможностях музыкального языка.

Развивающая –

Развить эмоционально – осознанное восприятие музыки.

Воспитательная –

Возбудить интерес к родной природе, чувству патриотизма.

Тип урока: интегрированный  — музыка, литература  и живопись.

Музыкальный материал:

Э.Григ «Утро», М. П. Мусоргский  Вступление «Рассвет на Москве – реке» к опере: «Хованщина», Г. Струве «Далеко ли, близко».

Дополнительный материал: Стихотворение А. Болутенко «Чудесная краса», компьютерная презентация,

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Изменить состоянье души может лес,

Над рекой красота небосвода,

Дивный мир совершает так много чудес,

Всегда радует сердце природа.

           (А. Болутенко)

слайд

— Как вы думаете, ребята,  о чем пойдет речь сегодня на уроке?

-Сегодня мы посвятим урок музыке, рисующей картины природы.

Работа по теме урока

— Искусство и природа вообще не отделимы друг от друга. Художники, поэты, композиторы часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, отмечать в своей памяти все, что там оказывается связанным с природой, вполне можно даже удивиться тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему любовь к искусству и природе – такие близкие, родственные чувства.

— Посмотрите на эти картины известных русских художников И. Шишкина,     И. Левитана,  В.Васнецова.

слайд

 Что мы видим в них? (природу).

— А можем ли мы увидеть музыку? Как?

— А каких известных композиторов вы можете назвать, посвятивших свои произведения природе?

— Я помогу дополнить вам этот музыкальный материал,  и наиграю знакомую  для вас интонацию.

Тема «Утра» Грига

— Что это, откуда, кто композитор?

слайд

— Давайте пропоем эту мелодию на звук –а-. Какой характер этой темы?

— Чтобы ярче разукрасить свое произведение, композиторы пользуются изобразительными подробностями музыкального языка.  А что можно изобразить в музыке?

Пение птиц, стук колес, топот конницы, раскаты грома, журчание ручья, звон колокола и др.

 слайд

— Послушайте фрагмент музыки Э.Грига «Утро» и обратите внимание на изобразительные подробности.

— Что вы услышали, какие изобразительный подробности помогли вам ярче представить картину просыпающейся природы?

— Многие композиторы обращались к теме природы. И русский композитор М. П. Мусоргский – один из них

Слайд

Ученик рассказывает о  М. П. Мусоргском.

Родился М. П. Мусоргский в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича, на Псковщине.  Детство будущий композитор провел среди лесов и озер. Он был самым младшим четвертым сыном в семье. И был любимцем матери. Она первая стала учить его играть на фортепиано. Когда ему было 10 лет, он переехал вместе со старшим братом в Петербург и поступил в военное училище – школу гвардейских подпрапорщиков. В семнадцатилетнем возрасте по окончании школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Будущее сулило удачу и счастливую жизнь. Но неожиданно для всех Мусоргский подает в отставку и отказывается от судьбы военного, потому что музыка занимала первое место в его жизни. Началась новая жизнь молодого музыканта, в которой главное место заняли Балакирев и кружок «Могучая кучка».

Слайд

— Сегодня мы обратимся к его позднему творчеству, к опере «Хованщина». Название оперы происходит от фамилии бояр Хованских. Эта опера о начале правления Петра I. Мы послушаем оркестровое вступление к опере «Рассвет на Москве реке».

— Но прежде мы обратимся к главной теме этого вступления.

На доске нотный пример главной мелодии вступления

— Каков характер этой мелодии?
— Песенная, мелодичная и необычайного благородства и чистоты, совсем почти как русская песня, правда?

— Эту мелодию хочется петь (поет учитель на у)

— А теперь вместе попробуем спеть эту мелодию на звук ю, чтобы исполнение получилось легким.

— Какое чувство возникло у вас в душе от этой темы? (Взволнованное, щемящее, лирическое).

-А если бы вы были композиторами, какие изобразительные подробности добавили к этой теме?

Ответы, размышления детей.

слайд

— А теперь приготовьтесь, мы будем слушать целиком все оркестровое вступление «рассвет на Москве-реке». Мы услышим, какая музыка вырастет из этой главной темы, какими изобразительными подробностями обогатит свое произведение сам Мусоргский.

— Сядьте поудобнее,  закройте глаза. Так мы будем слушать это произведение, чтобы лучше увидеть уже нашим внутренним зрением всю картину рассвета.

Слушание (релаксация)

— Что услышали, что увидели? Какие изобразительные подробности здесь звучали?

— Как развивалась главная тема?

— Данному оркестровому вступлению Мусоргский придал характер жанровой картины

Слайд

Над Красной площадью занимается рассвет. Кричат петухи. С ними перекликаются трубы пробуждающихся стрельцов. Раздается колокольный звон. В свои права вступает яркое, солнечное утро. Однако. Данное вступление – не просто пейзаж. Его содержание значительно сложнее:  о рассвете в жизни всего русского государства в конце 17 века, накануне реформ Петра I.

Домашнее задание

— Все, о чем говорили, все, что представили, слушая это музыкальное произведение, вы передадите в красках и принесете свои творческие работы на следующий урок. (Творческое задание)

Вокально – хоровая работа

— К теме природы обращались не только композиторы прошлого, но и наши современники. Один из таких композиторов, который написал много песен для детей о Родине, о природе был Георгий Александрович Струве.

Слайд

Мы продолжим работу над одной из его песен «Далеко ли, близко».

— Начните петь эту песню с душой, с чувством проникновения и любви к своей родной природе, к своей Родине.

Исполнение 1 куплета.

Работа над разучиванием всей песни.

Итог

— Что сегодня на уроке было для вас важным? Какие чувства вы испытали на занятии? А как вы думаете, что явилось источником всех этих произведений? Я хочу закончить наш урок строчками стихотворения Анатолия Болутенко.

Красота Земли неповторима,

И в восторге от неё душа.

Не пройти красы чудесной мимо,

Ведь она безмерно хороша!

Каждому полезно человеку

Побывать в лугах, в лесной тиши,

Посмотреть на голубую реку,

Чтобы не ожесточить души.

Конспект урока музыки в 5 классе на тему «Картины природы»+презентация

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Город: Магнитогорск

ОУ № 8

Учитель: Лаврухина Надежда Дмитриевна

Класс: 5

Тема учебного занятия: Музыка Зимы

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Цель: Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся средствами классической музыки.

Задачи: Познакомить с образом зимы в различных видах искусства (музыки, живописи, литературы), в процессе беседы и самостоятельной работы, провести параллели в изображении зимнего образа. На примере прослушанных фрагментов выделить музыкальные средства выразительности и интерпретировать их в создании рисунка. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку, развивать художественно-эстетическое воображение. 
Методы обучения: Беседа, наглядно-слуховой анализ, стимулирование музыкально-творческой деятельности через частично проблемно–поисковых ситуаций, самостоятельная поисково-практическая деятельность.
Наглядные пособия, оборудование и раздаточный материал: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, портреты композиторов, таблица (приложение №1).

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

знания

умения

I. Организационный

2 мин.

Настрой учащихся на работу, обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Словесный

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствует учеников, настраивает на работу, проверяет отсутствующих.

Готовит свое рабочее место, настраивается на изучение материала

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

знания

умения

II. Актуализация полученных ранее знаний. Сообщение темы урока

8 мин.

Актуализировать знания, полученные в течении полугодия на уроках музыки, для обобщения полученных теоретических знаний.

Беседа, зрительный.

Фронтальный опрос

Слайды №1 — №3, №4-№9

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-Ребят, мы на наших уроках, неоднократно говорили, о том, что существуют различные виды искусства. Я предлагаю вам сейчас посмотреть на экран и вспомнить их названия

-А какие виды искусств вы можете еще назвать?

— Можно ли выразить с помощью различных видов искусства –

живописи, поэзии, музыки – одну и ту же тему?

А давайте вспомним вечные темы, вдохновляющие людей на создание шедевров.

Сегодня мы с вами поговорим об образе зимы в различных видах искусства.

Ученики смотрят слайд (1-3)

Отвечают на поставленный вопрос(музыка, лит-ра, живопись).

Слайд №4

Отвечают на вопрос (архитектура, театр-кино, скульптура)

Слайд №5

Отвечают на вопросы.

Слайд №6-№9 (любовь, патриотизм, природа)

Слайд №10. Открывают тетради, записывают число и тему урока.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

знания

умения

III. Изложение нового материала

20 мин.

Эмоционально-художественное восприятие классической музыки. Проведение параллели между музыкальным, литературным и художественными образами.

Обобщение теоретических знаний о музыкально-выразительных средствах.

Слушать и анализировать муз. произведение. Характеризовать худ. образ зимы

Словесный, зрительный, муз. слуховой анализ.

Индивидуальные выступления, работа у доски и самостоятельная работа в тетрадях.

Слайды №10, №17

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-Зимой восхищались многие художники, поэты и музыканты. Каждый по-своему показывал ее в своих произведениях. Давайте, подумаем, с помощью чего люди искусства могут воплотить тему зимы. Например, художники? (цвета, настроение). А поэты? (слов, сравнений, метафор). Давайте сейчас каждый охарактеризует зиму 1 словом.

— Смотрите, вы сказали всего по — одному слову, а какой разнообразный образ зимы у нас с вами получился. Хорошо. А при помощи чего музыканты воплощают зимний образ? А как назвать в общем все то, что вы перечислили? (музыкально-выразительные средства).

— Давайте еще раз их с вами перечислим. А давайте представим, что вы композиторы и вам нужно сочинить музыку зимы. Попробуйте описать какую вы бы музыку написали. Какой инструмент, характер, настроение?

-Сегодня мы познакомимся с произведениями 3х великих композиторов, которые жили в разное время, в разных странах и создали необычайно красивые произведения о зиме.

— Первым, мы обратимся к творчеству итальянского композитора, скрипача – Антонио Вивальди. Небольшой рассказ о его жизни нам подготовила ………..

— Давайте сделаем подробный анализ музыкального произведения. К доске…….Давайте проверим, все согласны? Как вы думаете, к какому зимнему месяцу подходит музыка Вивальди?

-Следующее произведение о зиме написал великий русский композитор П.И. Чайковский, доклад о его творчестве нам подготовила…..

Для анализа к доске идет……Проверка и сопоставление музыки с одним из зимних месяцев.

Ну, а теперь мы познакомимся с музыкой талантливого аргентинского композитора А. Пьяццолло. Он сочинил цикл «Времена года в Буэнос-Айрисе». К доске идет….

Слайд №11. Ответы на вопросы.

Игра прилагательные.

Ответы на вопросы.

Слайд 12.

Слайд №13. Запись фамилии композитора и страны, в которой он жил.

Заполнение таблицы. Проверка выполненных работ. Ответы на вопрос.

Слайд №14

Слайд №15, проверка доклада и работа у доски.

Слайд №16

Слайд №17, слушание доклада, работа у доски. Анализирование.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

знания

умения

IV. Закрепление изученного материала через выполнение практического задания.

10 мин

Закрепить все полученные знания на уроке, через интеграцию изо и музыки.

Знания о способах эмоционального восприятия окружающего мира.

Передача эмоционального восприятия музыки, через художественное творчество.

Арт-терапия

Слайд №18

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-А сейчас для вас задание. Для вас задание – постараться нарисовать зимний пейзаж, соотнеся его с музыкальным фрагментом, который сейчас будет звучать. Нарисовать музыку.

Давайте теперь сделаем выставку работ и посмотрим, чей рисунок больше соответствует звучащей музыке.

Спасибо большое за урок! С наступающим новым годом!

Слайд №19.

Выполнение индивидуального задания(рисунок).

Слайд №20

К конспекту прилагается электронный вариант разработки урока и электронные материалы, созданные на основе ЦОР.

Конспект урока музыки «Звучащие картины» 5 класс. УМК «Музыка» Г.П.Сергеева, Е. Д. Критская

Технологическая карта урока.

Курочкина Наталья Валерьевна, учитель музыки БОУ ВО «ВМЛ»
Предмет: Музыка
Класс: 5
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): Программа «Музыка» Г.П.Сергеева, Е. Д. Критская

Тема урока: «Звучащие картины»

Тип урока: комбинированный.

Место урока в системе уроков: 2 четверть, урок №2

Предполагается, что на предыдущем уроке дети подробно познакомились с фрагментами симфонии-действа В.А. Гаврилина «Перезвоны».

Д/З к уроку — подобрать отрывки прозы или стихотворения русских писателей и поэтов, близкие по настроению

музыке.

Цель: понять и выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

Задачи:

Образовательные: проанализировать музыку и репродукции художественных произведений с позиции эмоционального восприятия;

Развивающие: сопоставить средства выразительности музыкального и изобразительного искусства на основе симфонии-действа В.А. Гаврилина «Перезвоны» и репродукций картин;

Воспитательные: закрепить умение анализировать и расшифровывать язык искусства, который помогает размышлять о жизни человека.

Ход урока.

Этапы урока:

1.Вводно-мотивационный.

Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу.

Учитель приветствует ребят: «Здравствуйте, ребята!» (вокальное интонирование).

Проверяет готовность к уроку.

Дети отвечают (вокальное интонирование) — «Здравствуйте».

У: ребята, на прошлом уроке мы говорили об известном писателе, актере и режиссере. Вспомните его имя.

Показ портрета на слайде.

Д: Василий Макарович Шукшин.

У: молодцы! Найдите в учебнике ту мысль Шукшина, которая произвела на вас наибольшее впечатление и объясните свою точку зрения.

Д: (могут быть варианты)

«Дело, наверное, в том, что дает родина -каждому из нас- в дорогу…» Главная мысль в том, что судьба человека-это трудная дорога, в середине которой есть свет.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Постановка цели урока.

У: Я думаю, что фрагмент музыки поможет вам вспомнить имя композитора,

Звучит фрагмент произведения «Вальс» В.А.Гаврилина из балета «Анюта».

Дети слушают.

У:скажите, ребята, как называется этот фрагмент и кто его автор?

Д: композитор В.А.Гаврилин, «Вальс» из балета «Анюта».

У:молодцы!

У: с каким произведением В.А. Гаврилина мы познакомились на прошлом уроке?

Д: симфония-действо В.А.Гаврилина «Перезвоны»

У: перечислите названия всех знакомых нам фрагментов.

Д : «Молитва», «Весело на душе», «Вечерняя музыка». Открываются названия на слайде.

У: хорошо. Молодцы! Откройте стр.32 в учебнике и прочитайте тему нашего урока. Название темы дублируется на слайде. «Звучащие картины».

У: Посоветуйтесь в парах и сформулируйте цель урока с помощью учебника с.32-33

Дети работают в парах. Звучат варианты ответов. Учитель подводит учащихся к цели, выслушивает варианты, уточняет, помогает сформулировать цель.

Цель: понять и выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

Цель дублируется на слайде.

3.3. Выявление места и причин затруднения.

Постановка задач.

У: какие задачи нам нужно решить, чтобы достичь цели?

Д:

-проанализировать фрагменты музыки Валерия Гаврилина;

-проанализировать предложенные картины художников;

-провести сравнение музыки и картины.

-подобрать примеры из литературы, которые помогут глубже прочувствовать настроение музыки и картин (из домашнего задания).

Задачи дублируются на слайде.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Алгоритм действий для выхода из затруднения.

У: как нам поможет музыка в достижении цели?

Д: мы можем сопоставить свои чувства, возникающие при прослушивании музыки и анализе созвучной с ней картины.

У: Давайте послушаем еще раз фрагменты музыки Гаврилина и определим, какие картины художников Кустодиева, Левитана, Джогина созвучны ее настроению и характеру.

Дети слушают и в парах решают, какие картины наиболее созвучны музыке. Дети озвучивают варианты.

У: скажите, ребята, что мы еще не знаем?

Д: мы не знаем названия картин.

У: что мы можем сделать, чтобы решить эту проблему?

Д: мы можем найти эти названия в конце учебника.

У: назовите ваши варианты.

Ответы детей:

-И.Левитан «Над вечным покоем»- «Молитва»;

-П. Джогин «На Валааме»- «Вечерняя музыка»;

-Б.Кустодиев «Осенний сельский праздник»- «Весело на душе».

Дети контролируют результат выбора (тут могут быть и спорные моменты).

5. Реализация построения проекта.

Групповая работа.

У:какую форму работы вы можете предложить для решения этих задач?

Д: объединимся в группы и проанализируем.

У:как нам может помочь учебник?

Д: на 32 стр. учебника предложены вопросы, которые помогут составить план анализа музыки и картины.

У:какую помощь нам может оказать подготовленное на сегодня домашнее задание?

Д: примеры из литературы помогут глубже прочувствовать настроение музыки и картин.

6.Динамическая пауза.

-прежде чем мы продолжим нашу работу, нужно отдохнуть. Упражнения по выбору детей (готовые варианты под музыку).1мин

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Для выбора работы каждой из трех групп, учитель может сам определить пару (музыка-картина) или прибегнуть к жребию.

Учитель контролирует работу групп.

Дети в группах работают с учебником и с примерами домашнего задания.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Удержание цели.

У:какая цель была поставлена в начале урока?

Д: понять и выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

У:какая главная задача решалась в группе?

Д: анализ музыки и картины по самостоятельно составленному плану.

У:сейчас мы послушаем, какой результат получился в каждой группе.

Какие критерии работы мы возьмем для оценки?

Считается, что дети уже знают эти критерии и систему замера результата. Поэтому с целью экономии времени критерии выведены на слайде:

1.Четко составленный план анализа с выводом, который вытекает из поставленной цели.0-5б

2. Эмоциональность подачи результата работы группы. 0-5б

3.Творческое использование домашнего задания. 0-5б

Далее приведены обобщенные примеры ответов обучающихся:

1)На картине Левитана «Над вечным покоем» мы видим высокий берег озера и одинокую церквушку. Рядом – старое кладбище. Возможно здесь живет главный герой. Он одинок. Диалог с самим собой –это молитва. Приглушенные краски на картине дают ощущение глубоких раздумий, тучи –это мысли главного героя. Картина Левитана заставляет задуматься о смысле жизни каждого человека. В «Молитве» Гаврилина -музыка похожа на настоящую молитву, словно находишься в церкви, на фоне колоколов- сдержанная мелодия мужского хора, солист не поет, а произносит свой монолог, возникает ощущение чего-то очень личного, искренность высказываний. У Н. Рубцова есть одноименное стихотворение «Над вечным покоем».

2)На картине Джогина «На Валааме» мы видим храм. Он окружен вечерней природой. Спокойствие передается через синее небо, лишь слегка подернутое облачками, диалог с природой, человек через природу познает себя. Полотно, полное тишины и спокойствия. В произведении Гаврилина «Вечерняя музыка»- музыка душевная, умиротворенная, воздушная, трогает сердце, душа уносится куда-то вдаль, слышен звук отдаленных колоколов, чувствуется тишина природы. К этой картине может подойти стихотворение «Вечерний звон».

3)На картине Кустодиева «Сельский праздник» мы видим людей, которые ждут, когда начнется праздник. Зеленоватое небо и яркое осеннее солнце, деревянные избы, выкрашенные в голубой цвет, яркое осеннее солнце, золотые листья на деревьях. Возникает чувство волнения и ожидания. Совсем скоро начнется веселье. В произведении Гаврилина «Весело на душе»- несмотря на то, что настроение музыки минорное, ритм скачки придает ей активность, взволнованность. Музыка очень яркая, но тревожная, смешанный хор. К этой картине может подойти стихотворение С.Есенина «Гой, ты Русь моя родная!»

Варианты литературных примеров могут быть самые разные.

Каждая группа представляет результат работы.

Каждая группа оценивает работу двух других.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Самоконтроль. Самооценка.

У:скажите, ребята, мы достигли цели урока? Все поставленные перед нами задачи выполнили? Кого вы хотите похвалить за работу?

Подводят итог урока. Варианты ответов детей.

У:молодцы! Спасибо за работу!

Домашнее задание: выполнить задание в творческой тетради на разворотах «Война колоколов» и «И несется над землею колокольный звон».

До свидания!

Leave a Reply