Разное

Картинки филимоновская роспись для детей – ❤ Картинки для занятия по теме ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА скачайте здесь: http://www.maam.ru/kartinki/detskie/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BA.%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8

Содержание

узоры и элементы :: SYL.ru

В сердце России, неподалёку от города под названием Одоев, находящегося в Тульской области, расположена деревня Филимоново. Согласно преданиям и легендам, ещё во времена Ивана Грозного именно здесь появилось гончарное ремесло. Во владениях князя Воротынского появился гончар – Филимон. Считается, что он смог обнаружить в этих местах залежи очень качественной глины. Населённый пункт назвали в честь этого мужчины, который, скорее всего, был беглым каторжником. Предлагаем ознакомиться с таким народным промыслом, как филимоновская роспись, узорами, орнаментами, и самим попробовать себя в качестве филимоновских мастеров.

филимоновская роспись

История промысла

Это удивительное искусство на протяжении нескольких столетий передается из поколения в поколение. Когда же появилась филимоновская роспись? История гласит: есть две даты, которые считаются началом затейливой росписи. Согласно первой версии, промысел сложился в середине XIX века. Эта версия подкрепляется сразу двумя весомыми аргументами. Во-первых, о таком времени говорит традиционный узор, применяемый для головных уборов солдат и барынь. Он был моден в 1850-1860-х годах. К тому же примерно в это время появились недорогие анилиновые краски, которые использовались для росписи.

Но эти факты не совсем доказательны. Невозможно даже представить себе, чтобы городская мода так быстро пришла в далёкую тульскую деревню. Да и вообще, картузы, цилиндры и «амазонки», употреблявшиеся при оформлении филимоновских игрушек, были интерпретированы слишком уж вольно. Да и смоляные краски тоже не могли так быстро «добраться» до деревеньки. А роспись игрушек могла выполняться натуральными красителями – минеральными или органическими.

Если верить другой версии, филимоновская роспись пришла в Филимоново ещё из палеолита! Черепки изделий гончарного промысла, обнаруженные в одоевских местах, можно отнести к IX-XI векам. А ведь на этих обломках присутствуют те рисунки и знаки, которыми и сегодня продолжают расписывать игрушки из Филимоново.

На то, что происхождение ремесла уходит корнями куда глубже, чем в XIX век, указывают сюжеты – женщины, держащие на руках детей, птицы, домашний скот. Подтверждают это и элементы росписи: звёзды, ромбы, полосы. Все эти элементы восходят ещё к дохристианским временам. Роспись филимоновской игрушки имеет множество секретов, которые мастерицы передавали своим детям и внукам.

филимоновская роспись история

Игрушки с филимоновской росписью пережили всё: и войны, и голод. Они были с людьми, как говорится, и в радости, и в горе. Лепили и расписывали эти игрушки всегда – менялось лишь их количество. Начинали лепить поздней осенью, сушили фигурки на русской печи. Февраль и март считались идеальным временем для их обжига. А в Великий пост начинался увлекательный процесс росписи. Традиционно жители Филимоново эти игрушки-свистульки продавали на пасхальных ярмарках.

В начале XX века осталось лишь три мастерицы, которые не бросили своего ремесла. Причиной тому стало небольшое количество производимых игрушек. Пик популярности росписи пришёлся на послевоенные годы. В шестидесятые правительство страны как могло поощряло развитие народных промыслов. В подчинение Министерства местной промышленности входили целые производственные артели и цеха. Несмотря на широкое распространение, игрушки стали хуже. Причина в том, что главный акцент был не на качестве фигурок и росписи, а на количестве предметов.

Старинные образы филимоновских игрушек

Уточка – главный символ воды в филимоновской росписи. Именно с этого образа начиналось обучение лепке игрушек. Использовались уточки в качестве оберега для малышей.

Конь или Всадник на коне считался символом Велеса – бога солнца. Этому божеству и поклонялись язычники.

Петух – главный хранитель семейного очага.

Бык, Баран, Коза и Олень выступали в качестве оберега от злых духов. В этом помогали длинные шеи, расписанные в трехцветные кольца.

Корова – это обозначение достатка в доме.

Наседка (курочка или уточка) приносила в дом достаток и благополучие.

Барыня-берегиня была прообразом единственного женского божества – богини Мокошь. Традиционно эта барыня изображалась с младенцем в правой руке или с утицей под левой. Такой оберег символизировал большое семейное счастье.

роспись филимоновской игрушки

Более поздние образы филимоновских фигурок

Позднее появились и другие образы: танцующая пара (солдат и барыня) под названием Любота, прообраз сказочного Ивана, который сумел поймать Жар-птицу, — Солдатик с курицей, Солдат с конём – символ обыденной жизни в деревне. А когда на Тульской земле началось изготовление самоваров, появился ещё один образ, именуемый Чаепитием.

Особенности игрушек из Филимоново

Главная отличительная черта всех филимоновских свистулек – отсутствие шаблонов. Мастер берёт цельный кусок глины, на котором нет обозначенных мелких деталей. По традиции женские персонажи держат в руках младенца или птицу. У мужчин же чаще всего присутствуют толстые сапоги – тяжёлые и неуклюжие.

Если говорить о филимоновских животных, то у всех фигурок есть схожие элементы. Туловище практически у всех животных очень вытянутое, изящное. Отличить лошадь от быка или барашка можно только по наличию или отсутствию рогов или по их форме.

Значение узоров и орнаментов

Что может рассказать о времени, когда появилась филимоновская роспись? Элементы росписи! Эти орнаменты уходят своими корнями в язычество. Доказательство тому, к примеру, заключённые в круг перекрещивающиеся линии – символ языческого бога солнца. Вообще, все узоры призваны напоминать о неразрывной связи человека и природы. Треугольники – это земля, ёлочки – любая растительность. Зигзаги символизируют воду. Роспись филимоновской игрушки всегда уникальна – каждый раз орнамент меняется, рисунки имеют разные цветовые решения и ритмы. Старинные поверья гласят: каждый узор несёт в себе необычайную духовную силу, которая могла защитить человека от несправедливости и зла.

филимоновская роспись элементы росписи

Филимоновская роспись: цветовая палитра

Особое значение в росписи фигурок имеет цвет, ведь и в древние времена, и сегодня каждый оттенок несёт свой смысл. Для филимоновского мастерства характерны всего три основных цвета – красный, жёлтый и зелёный. Почему именно они? Ответ прост:

  • красный цвет – символ земли, человеческого тела, красоты, силы духа и огня;
  • зелёный говорит о возрождении жизни;
  • жёлтый цвет является цветом солнца и огня.

Особенность филимоновской глины в том, что она при обжиге приобретает безупречный белый цвет. А потому перед окрашиванием грунтовать поверхность не нужно.

Филимоновские петушки

Рассмотрим роспись филимоновского петушка. Традиционно грудь петушков закрашивается одним цветом – обычно зелёным или красным. Для головы также выбирается один цвет, но она может оставаться и просто белой. По контуру петушка наносится нехитрый узор: полосы, зигзаги, капли, круги. Глаза у птиц могут отсутствовать, а могут быть просто схематичными.

Роспись фигурок людей

Филимоновские глиняные «люди» выглядят очень нарядно. На дамах цветные пышные юбки, у их кавалеров – пёстрые штаны. Рубахи у всех обычно однотонные, орнамент нанесён только по периметру – узорами украшены пояса, рукава и воротники. Лица оставляют практически нетронутыми – краской намечают только глаза и рот.

Технология росписи

Первое, на что важно обратить внимание, – краски никогда не смешиваются. Новый цвет можно наносить на свистульки только после полного высыхания предыдущего слоя. Чем ещё примечательна филимоновская роспись?

филимоновская роспись для детей

Элементы росписи начинают наносить жёлтой краской. За ней следуют элементы малинового оттенка, завершают узоры зелёной краской. За основу берутся полоски, после их дополняют сложными символами. Главный инструмент для росписи – перо. Оно может быть утиным или гусиным. Дело в том, что кисточка оставляет на глине ворсинки, да и краска с её помощью ложится хуже. А вот узоры, выполненные пером, радуют глаз аккуратностью и яркостью. Благодаря своей простоте филимоновская роспись для детей может стать увлекательным и полезным вариантом проведения времени.

Выбор глины для игрушек

Расписанные фигурки поражают не только уникальной росписью, яркими красками и изящностью, но и удивительной глиной! Обычная для поделок не подойдёт, нужна специальная – «синика». Добывают её в Филимоново. Она очень жирная, отличается высокой пластичностью. Однако во время просушки на изделии могут появляться трещины, поэтому необходимо приглаживать фигурки руками. Подсохшая синяя заготовка приобретает невзрачный серый оттенок, а во время обжига фигурка превращается в белую, идеально подходящую для такого промысла, как филимоновская роспись.

Мастер-класс по филимоновской росписи

Первое, что делают мастерицы, — желтят игрушку. С помощью широкой кисточки (лучше всего взять № 3) нужно нанести жёлтую краску на фигурку. Закрашивать нужно отдельные части тела – человека или животного. Кроме того, можно наносить широкие линии и круги. Та часть свистульки, к которой впоследствии человек будет прикасаться губами, должна остаться неокрашенной.

роспись филимоновского петушка

Следующий этап – нанесение малиновой краски. Её мастерицы называют «малинкой». С помощью кисточки № 1 необходимо нанести узоры – ёлочки и треугольники, круги и прямые линии.

Заключительный шаг – зеленение. Для этого также понадобится кисть № 1. Краска должна быть зелёной или бирюзовой.

Занятия росписью в детском саду

Элементы филимоновской росписи для детей не представляют особой сложности. Поэтому малышам будет интересно заниматься этим творчеством на занятиях в детском саду. Конечно, вылепить фигурку из глины малыши вряд ли смогут, но это не проблема! Можно просто нарисовать силуэт традиционной игрушки на листе бумаги.

Для занятия на тему «Филимоновская роспись» в средней группе подойдёт изображение лошадки, кота, петушка. Главная цель такого урока – знакомство с народным творчеством. Ребята смогут ознакомиться с элементами, характерными для росписи, узнать их значение.

Для занятия понадобятся:

  • плакат с разнообразными элементами филимоновской росписи;
  • настоящие свистульки;
  • шаблоны лошадок с уже нанесёнными элементами жёлтого цвета;
  • ватные палочки или тонкие кисточки;
  • гуашь красного и зелёного цвета;
  • палитра;
  • баночка для воды;
  • салфетки.

Как провести занятие? Можно воспользоваться следующим планом:

  1. Начать можно с разговора о народных промыслах в России.
  2. Затем нужно рассмотреть игрушки, дать малышам посвистеть в свистульки. Важно помочь воспитанникам понять, что же значат элементы, изображённые на фигурках.
  3. Следующий шаг – чтение стихов, загадок об этих игрушках.
  4. После всех этих этапов можно начинать роспись шаблонов.
  5. Завершить занятие можно сказкой «Петух и краски», автор которой – Владимир Сутеев.
филимоновская роспись в средней группе

Занятие «Филимоновская роспись» в старшей группе немного отличается от того, что проводится с детьми помладше. Очень важно провести предварительную работу: посетить экспозицию, где представлены народные промыслы, попробовать самим слепить филимоновскую свистульку.

Цели занятия в старшей группе отличаются от тех, что ставят перед воспитанниками помладше. Ребята должны будут совершенствовать своё умение составления узоров, развивать фантазию. Очень важно научить детей проявлять инициативу и самостоятельно подбирать узоры. Чему ещё учит филимоновская роспись? В детском саду она поможет развить мелкую моторику и сенсорную чувствительность!

Для занятия нужно подготовить аудиозаписи – русскую народную музыку, глиняные силуэты филимоновских свистулек, гуашь жёлтого, красного, зелёного цвета. Кроме того, понадобятся кисти, палитра, салфетки и баночки с водой.

Первое, что нужно сделать, – рассказать детям историю филимоновского промысла. Необходимо познакомить ребят с особенностями, характерными для этих свистулек. Следующий этап – знакомство с основными элементами и узорами. Важно, чтобы дети понимали, что именно они изображают на своих работах. Кстати, лучше всего расписывать фигурки под русскую народную музыку.

Дымковская и филимоновская роспись: отличия

Сложно перепутать филимоновскую и дымковскую роспись. Игрушки из Филимоново крайне просты и весьма условны по своей форме. Орнаменты здесь простые. К тому же все филимоновские игрушки всегда свистульки, а вот дымковские – нет.

дымковская и филимоновская роспись

Ещё одно важное отличие – дымковские фигурки изготавливают из красной глины, которая при обжиге приобретает кирпичный оттенок. А потому без побелки перед росписью не обойтись. Филимоновская глина в процессе обжига становится безупречно белой. Отличается и характер лепки. Дымковская игрушка лепится по частям, которые затем собираются в целую фигурку. А филимоновская – из одного куска глины. Кроме того, на дымковской игрушке присутствует большее количество цветов, есть и синий. Для филимоновской же характерны всего три цвета.

Филимоновский промысел в наше время

Уникальная филимоновская игрушка прошла продолжительный и сложный путь. Сначала она была оберегом, затем детской игрушкой. Сегодня это полноценное произведение искусства. Свистульки – частые гости на различных ярмарках и выставках декоративного-прикладного искусства. Уникальность этого промысла заключается в том, что он никогда не прерывался. Сегодня традиции филимоновских мастериц продолжают молодые мастера города Одоева.

Кстати, здесь же в 2009 году благодаря Администрации Тульской области, Торгово-промышленной палате Тулы и Администрации Одоевского района был открыт музей «жемчужины народного искусства», как ещё именуют филимоновскую игрушку. В этом музее можно поближе ознакомиться с историей свистулек, узнать имена мастериц, полюбоваться старинными игрушками.

Филимоновская роспись игрушки: история, особенности, элементы

filimonovskaya-rospisfilimonovskaya-rospis

Современная мода – это скорость, быстрая сменяемость и мощная эксплуатация мотивов прошлого. Совсем другое дело искусство, протяженностью в столетия: концептуальное, самобытное, хрупкое. Пример такого творчества – филимоновская роспись. Об исторической подоплеке промысла, о самых интересных технических моментах росписи и об уникальности местной игрушки читайте далее.

История ремесла

В Тульской области, в Одоевском районе началась история одного промысла – в селе Филимоново мастерицы стали делать игрушки с интересной фактурой и необычной росписью. Гончарное дело развивалось в Филимоново веками, а все благодаря жирной, очень пластичной глине. Природный ее цвет темно-синий, отчего местные называли ее «синькой». После обжига глина становилась белой или чуть розоватой. Мужчины делали посуду, а женщины – игрушки-свистульки.

Согласно одной легенде в селе появился беглый преступник Филимон: он и научил местных делать глиняные фигурки. Он был первым или нет, узнать точно нельзя, но очевидно, что в середине 19-ого столетия здесь начали делать глиняные игрушки. Промыслом занималась вся семья: у мужчин ловко получалась посуда, жены и невестки помогали им, а девочки и бабушки «специализировались» на лепке и росписи игрушек.

filimonovskaya-igrushka-raskraska

Элементы филимоновской росписи. Технология росписи филимоновской игрушки

Филимоновская игрушка – разновидность национальных художественных промыслов, которыми весьма богата наша страна. Ее родиной является Тульская область, Одоевский район. Деревня Филимоново, где в середине прошлого столетия несколько мастериц возродили традиции едва не утраченного ремесла, дала ему свое имя. Есть также легенда о беглом преступнике Филимоне, который скрывался в этих местах. Он-то якобы и научил односельчан лепить фигурки из глины.

филимоновской росписи

Возникновение промысла

Глиняные игрушки в этих краях начали делать в середине XIX века. Но слава о мастерстве местных гончаров распространилась задолго до этого. Еще в XVI веке белую глину, добываемую здесь, стали использовать для изготовления посуды. Промысел укоренился, появились целые династии, специализирующиеся на гончарном деле. Постепенно сложилось неписаное правило: посуду делали исключительно мужчины. А женщины взяли на себя лепку игрушек и положили начало филимоновской росписи.

Особая форма филимоновской игрушки

Изделия одоевских мастериц славятся на всю страну своими тонкими, изящными формами. Но мало кто знает, что их внешний вид не случаен. Дело в том, что местная глина имеет очень жирную и мягкую текстуру. Во время сушки она начинает трескаться и деформироваться, поэтому мастеру приходится разглаживать и выравнивать фигурки мокрыми руками. От этого игрушки приобретают непропорциональные, вытянутые формы, что и делает их необычными и легкоузнаваемыми.

Филимоновская игрушка, образы, сюжеты и роспись

Филимоновская игрушка. Образы, сюжеты и роспись

Условно филимоновские игрушки можно разбить на четыре тематические группы. Их особенности представлены в таблице ниже.

Типы игрушек
ВидСостав группыОписание
ЛюдиБарыни и кавалеры. У первых в руках птицы или дети, вторые изображаются верхом или с музыкальными инструментами.Фигуры монолитные, с малым количеством деталей, часто имеют конусообразную форму, снизу широкие (барыни — за счет пышной юбки, кавалеры — за счет грубых сапог), далее вытянутые и узкие. Голова составляет единое целое с шеей и украшена затейливым головным убором.
ЖивотныеПреимущественно домашний скот (лошади, коровы, бараны).Все животные имеют вытянутые фигуры и тонкую шею, переходящую в непропорционально маленькую голову. Отличить одного зверя от другого можно только по форме рогов: у коровы они торчат полумесяцами, у оленя ветвятся, а у барана – закручены в спираль.
ПтицыПавлин, курица, утка, петух и т. д.Птицы, как и животные, отличаются удлиненной конусообразной шеей, заканчивающейся маленькой головой.
КомпозицииСвидание влюбленных, чаепитие, карусель и т. д.Многофигурные композиции чаще всего изображают сценки из жизни обычных людей: свидание, семейное застолье, посиделки на лавочке, катание на лошадях. Но есть и символические композиции, например, Георгий со змеей, жизненное древо, карусель.

Почти все филимоновские игрушки являются свистульками. Исключение составляют петухи и индюки.

Роспись игрушек и филимоновская палитра

При обжиге местная глина «синька» дает красивый и ровный белый цвет, поэтому грунтовать фигурки перед нанесение узора не требуется.

Для росписи используются анилиновые краски, которые имеют яркие насыщенные цвета. Количество оттенков невелико: желтый, красный, зеленый. Тем не менее, изделия получаются очень пестрыми и веселыми.

Технология росписи филимоновской игрушки довольно проста. Краски наносятся последовательно и никогда не смешиваются. Каждый новый цвет используется только после высыхания предыдущего.

Роспись игрушек и филимоновская палитра

Традиционные узоры

Для разных видов игрушек используются разные элементы филимоновской росписи. У животных и птиц грудь обычно закрашивается одним цветом, чаще всего малиновым или зеленым. Затем по контуру наносится несложный орнамент, состоящий из разноцветных полос, капель, веточек. Головы также могут быть покрыты одним цветом или остаться белыми. Глаза намечаются схематично, могут и вовсе отсутствовать.

Фигуры людей одеты очень нарядно: дамы — в пышные яркие юбки, кавалеры – в пестрые штаны. Рубахи у тех и у других чаще всего однотонные, с орнаментом по периметру, изображающим украшенные вышивкой воротники и широкие пояса. Лица у них остаются белыми, глаза намечаются голубой краской, губы – красной или малиновой.

Символика филимоновских узоров

Особенностью филимоновской игрушки, как и любого другого русского промысла, является ее символичность. Орнаменты выглядят просто и бесхитростно. Однако узоры, которые используются в филимоновской росписи, подразумевают священные для славян образы солнца и дерева.

Круги с расходящимися в разные стороны лучами, а также кольцевые орнаменты с разноцветными треугольниками являются символами солнца, жизни и добра.

Узоры, которые используются в филимоновской росписи

Схематично изображенные веточки, елочки обозначают древо жизни, преемственность поколений, неустанный рост.

Филимоновская игрушка, техника лепки, тайны росписи

Глубоко символичны и сами фигурки. Так, барыня ассоциируется с берегиней, хранительницей дома и домашнего очага, всадник изображает воина-защитника или же кормителя семьи — землепашца, птица – символ счастья, конь – богатства и т. д.

История развития промысла

XIX век – время большой популярности игрушек-свистулек и филимоновской росписи. Этот промысел был известен во всей России и за ее пределами. Но в начале XX века наступил период кризиса. Ремесло оказалось почти на грани исчезновения, осталось лишь несколько хранителей, которые не бросили свое дело.

В середине прошлого века интерес к искусству филимоновской росписи начал постепенно возвращаться, достигнув нового пика в 80-е годы. В это время усилиями нескольких энтузиастов была организована творческая группа, в состав которой вошли потомки хранителей ремесла и выпускники художественного училища из Абрамцево.

С начала 90-х годов в Одоевской школе искусств был открыт спецкурс «Филимоновская игрушка». Техника лепки, тайны росписи, символика филимоновских узоров – эти и другие темы освещают на своих занятиях муж и жена Кехаиди. Обучение длится 4 года. Выпускники получают звания мастеров.

В 2009 году состоялось открытие Музея филимоновской игрушки, где хранятся материалы о мастерицах прошлого, некоторые примеры их работ, а также лучшие образцы филимоновского промысла.

Изучение промысла на уроках ИЗО

Следует отметить, что занятия по филимоновской росписи проводятся во многих школах России. Ведь промысел имеет не только местное, но и общероссийское значение, демонстрируя богатство и разнообразие русской культуры.

Элементы росписи дети осваивают легко и с большим интересом. В ней нет узоров, сложных по технике исполнения. Обладая минимальным набором навыков и творческим воображением, можно создать необыкновенно живые и яркие рисунки.

Занятия по филимоновской росписи

Главное, что должен объяснить педагог, — это то, что роспись делается в несколько этапов:

  1. Сначала фигурку «желтят». Краска наносится на белый фон толстой кисточкой. Отдельные части игрушки можно полностью закрасить желтым, а можно покрыть широкими полосами и большими кругами. Это основа для всего последующего рисунка.
  2. Затем следует взять красную или малиновую краску и более тонкую кисточку. Наносится узор из линий. Широкие желтые полосы можно обвести по периметру, а круги украсить веточками или лучиками.
  3. Зеленый, голубой или бирюзовый цвет наносится в последнюю очередь. Для этого используется тонкая кисть. Узором из линий, точек, капель следует заполнить оставшееся свободным пространство.
  4. Стоит обратить внимание ребят на то, что у людей лица остаются белыми, а у животных могут быть закрашены любой краской. Глаза и рот изображаются схематично.
Технология росписи филимоновской игрушки

Этот промысел составляет часть культурного наследия нашей страны. Наряду с дымковскими, каргопольскими, богородскими, филимоновские игрушки отражают дух русского народа, особенности быта и верования славян. Не случайно иностранные туристы любят покупать их в качестве сувениров.

Филимоновская роспись и узоры. История филимоновской игрушки

История филимоновской игрушки, по некоторым расчетам историков и археологов, началась еще 1000 лет назад. Считается, что при археологических раскопках вблизи Тульской области были найдены одни из первых, самых примитивных, игрушек из глины того периода. Как с точностью установлено, сделаны они были во времена правления Ивана Грозного. Эти игрушки из-за некоторых характерных особенностей называли свистульками. Они представляли собой небольшие фигурки птиц, животных и людей, которые были только оформлением для свистящего механизма.

Предназначение свистулек

филимоновская роспись

Считается, что в древние времена, во времена язычества, свистом можно было отпугнуть злого демона или духа или, наоборот, привлечь внимание Бога Солнца и попросить его послать на землю дождь или засуху, а также многое другое. Именно поэтому такую свистящую фигурку держали в каждом доме.

Филимоновская роспись появилась на игрушках уже в начале 19-го века. Как гласит история, название свое филимоновская игрушка получила от беглого каторжника – Филимона.

Дед был мастером не только гончарного дела, но и мастером по изготовлению глиняных игрушек. Он был первым человеком, который начал расписывать глиняные игрушки, чем и внес свой неоценимый вклад в развитие искусства не только 19-го века, но и будущего времени.

В деревне, где он приютился, было месторождение синий глины, которая и служила ему материалом. Деревня эта находилась около города Одоева и, благодаря своей истории, в будущем получила название Филимоновка, в честь мастера.

Работа над игрушкой

Впоследствии из синей глины стали делать горшки практически все мужчины в деревне. Благодаря этому искусству, им удавалось прокормить свою семью. В лепке принимали участие не только мужчины, но и женщины, и даже дети. Именно они занимались изготовлением свистулек в свободное от работы в поле и домашних хлопот время. Это было одним из самых их любимых занятий того времени.

филимоновская игрушка раскраска

Иногда женщины вместе с дочерьми, которым на тот момент могло быть не больше 7-8 лет, садились в кружок и, напевая красивые старинные русские народные песни, лепили свои глиняные игрушки.

Значение филимоновской игрушки

Филимоновскую игрушку приобретали домой, покупали для подарка. Наличие игрушки было очень хорошим знаком. Считалось, что она приносит в дом счастье, удачу, семейное благополучие, а также охраняет от наговоров и злых чар.

Филимоновская игрушка для детей была так называемой охраной, оберегом, который охранял малышей от зла. Многие из историков полагают, что на заре своего создания такая свистулька не была детской игрушкой. Она имела совершенно другое предназначение. Если присмотреться, то на каждой фигурке можно увидеть магические знаки (филимоновские узоры), имеющие определенный смысл.

Интересна и форма игрушки. Она наводит на мысль, что каждая из них что-то обозначает.

Обжиг в печи

В течение всего года люди занимались изготовлением глиняных предметов, а затем, в один из весенних дней, в центре большого поля перед началом его обработки проводили большой праздник. Он заключался в том, чтобы обжечь все глиняные изделия, а после праздника отнести их на рынок для продажи.

элементы филимоновской росписи

Для начала выкапывали большую яму в центре поля, которую обкладывали кирпичами, делая кирпичные подставки (полочки) под посуду (такая необыкновенная печь называлась горном), а затем поджигали солому, которую выкладывали на посуду. После того, как солома сгорала, ждали, пока глина остынет, и после забирали каждый свое, теперь уже белое, изделие домой.

Главное место на полочках занимали глиняные кувшины, а между кувшинами женщины ставили свои поделки. Интересно то, что после обжига синяя глина становилась красивого белого цвета. Филимоновская игрушка, фото которой можно увидеть в книгах и журналах, посвященных русскому народному творчеству, а в современном мире и в электронных источниках, имеет именно эту отличительную черту.

Это очень удобно. Для того чтобы расписывать в дальнейшем, ее не нужно покрывать специальной краской для основы. Обожженная глина уже подготовлена для работы.

Филимоновские игрушки. Их образы

Принято считать, что филимоновские игрушки имеют определенную форму, в которой заключено какое-то конкретное обозначение.

Одним из самых главных образов, является образ женщины. Считается, что изображение женщины (барыни) олицетворяет собой образ матери, главной целью которой, безусловно, является продолжение рода и в целом всей жизни на Земле. Визуально выглядит эта фигура очень необычно.

Еще один образ – это животное. Медведь несет в себе символ мужественности, силы, а также олицетворяет приход весны – новой жизни. Олень – символ семейного благополучия и счастья в браке, теплоты отношений между супругами. Традиционно оленя дарят в день свадьбы молодоженам как оберег для их будущей семьи. Конь – олицетворение всего живого. Считалось, что конь – это символ воды, солнца, плодородия. Корова – воплощение бодрости и силы духа.

филимоновская игрушка фото

Рядом с женщиной, как правило, всегда изображали птиц. Именно птицы в старину считались образом воскрешения всего живого на Земле. Рассвет, пробуждение земли, природы – это все олицетворение птиц.

Ни одна из игрушек не похожа на настоящие фигуры зверей и птиц. Фигуры людей напоминают их очень отдаленно. Понять, кто из людей вылеплен из глины, можно только благодаря деталям одежды, на которых присутствуют определенные элементы филимоновской росписи.

У женщины, как правило, одежда состоит из юбки-колокола и блузы, а у мужчины – яркая рубаха и штаны.

Филимоновская роспись очень необычная, смелая, завораживающая взгляд. Узоры на одежде говорят о самом главном – о связи человека с природой.

роспись филимоновской игрушки

Многие хотят знать, как нарисовать филимоновскую игрушку. Наряд представляет собой яркие четкие рисунки, хаотично разбросанные по одежде. На одеждах рисовали пятна и кружочки, листики и точечки, черточки и звездочки и многие другие элементы росписи. У женщины юбка всегда была разноцветная, блузка насыщенного ярко-малинового цвета, а шляпка украшалась яркой каемочкой. У мужчины обязательно должна была выделяться рубаха.

Филимоновская роспись. Раскраска лица

Лицо всегда было одинаковым. На белом фоне рисовали глаза и брови синим или черным цветом. Иногда глаза были зелеными. Форма глаз всегда была одинаковой. Глаза – черточки. Рот обязательно должен был быть малинового цвета.

Никогда не допускалось рисовать выразительные черты лица. Считалось, что фигура – это оберег, поэтому именно лицо игрушки должно было отпугивать злых духов.

Основные цвета

Одна из отличительных черт, которой обладала филимоновская роспись, – это цвет используемых красок. Можно было применять оттенки только 3 цветов: малинового, желтого и зеленого. И лишь изредка разрешалось использовать синюю и фиолетовую краски.

Еще одна филимоновская игрушка, роспись которой была всегда одинаковой, – животное. Его тело и шея всегда раскрашивались поперек, а цветовая гамма использовалась одинаковая: зеленый, желтый и малиновый цвета. В итоге животное было раскрашено разноцветными полосками с мордой красного или зеленого цвета.

Интересно, что свистулька — филимоновская игрушка, раскраска которой производится не специальными кистями для рисования, а кисточками, сделанными из куриных перьев.

Обряд «свистопляски»

Каждый человек хоть один раз в жизни, но слышал такое выражение. Однако мало кто правильно понимает значение выражения «устроить свистопляску». Люди думают, что это выражение означает ссору или выяснение отношений, то есть возможность доказать что-то кому-то.

история филимоновской игрушки

На самом деле, в середине 19-го века это был один из самых красивых, интересных обрядов. В определенный день в году абсолютно все выходили на улицу и начинали петь, танцевать и все вместе свистеть в свистульки. Этими действиями они хотели преклониться перед умершими родственниками, это был определенный обряд памяти. После совершенных действий люди могли попросить у Бога все, что хотели. Некоторые вызывали дождь, другие благодарили Бога за хороший урожай или просто за хорошую погоду. Все вокруг были счастливы и получали удовольствие от жизни.

Филимоновская лепка в наше время

Для многих филимоновская игрушка, раскраска глиняных фигурок, имеет историческое значение. В начале 20-го века мастеров филимоновской росписи осталось очень немного. Если бы не появившийся интерес Николая Денисова к народному творчеству в 50-х и 80-х годах ХХ столетия, секреты мастерства навсегда бы ушли в прошлое.

Именно благодаря созданию группы из выпускников Абрамцевского училища и объединению их с потомками филимоновских мастеров, это творчество вышло на новый уровень.

Роспись филимоновской игрушки, а также создание ее глиняной основы занимает достаточно много времени. На протяжении нескольких дней (приблизительно 3-5, в зависимости от размера игрушки) фигурку нужно постоянно выглаживать влажными руками. Это делается для того, чтобы убрать мелкие трещинки, которые возникают в момент высыхания изделия – характерная особенность синей глины.

Только после того как игрушка полностью высохнет, ее отправляют в печь, где она становится красивого белого цвета. И только потом ее начинают разрисовывать.

филимоновская игрушка для детей

Дети и красивые игрушки

Большое одобрение и поддержку получили занятия с такими изделиями в дошкольных учреждениях. Филимоновская роспись в детском саду — один из творческих проектов, прочно закрепившихся в программе обучения малышей.

В процессе рисования (дети пишут акварелью) педагог знакомит дошколят с историей создания филимоновской игрушки, главными принципами ее раскраски, а также приобщает детей к народному творчеству, заставляя их почувствовать и понять, как искусство влияет на нашу жизнь в будущем.

Музей филимоновских игрушек

По всей России находится множество музеев с филимоновскими игрушками. Самый крупный, специализированный музей, находится в Тульской области в Одоеве.

Здесь можно полностью окунуться в эпоху филимоновской росписи, а также попробовать самому слепить игрушку из синей глины. В результате каждому на память об этом удивительном месте останется не только сделанная собственными руками филимоновская игрушка, фото в музее и впечатление от увиденного чуда, но и самое главное – опыт общения с настоящими мастерами старинного промысла.

Филимоновская игрушка: фото-картинки и презентации

Игрушки и статуэтки из глины давно заняли на Руси свое почетное место. Их делали для развлечения, на забаву детям, для праздничных увеселений.

Вот так выглядят филимоновские игрушки.

 

Одним из таких типов является филимоновская игрушка. Увидеть, как выглядят эти фигурки, вы сможете на нашем сайте благодаря фото.

История возникновения

Филимоновская игрушка имеет такое название по деревне Филимонова в Тульской области. Возник этот промысел в 19 веке. В начале 20 века он не раз угасал, но в 1960-х годах снова возродился благодаря старым умельцам.

Главным типом игрушек стали свистульки, которые принимали различные формы: барыни, лошадок, медведей, наездников и т.д. Их изготавливают из специальной глины «синики», из-за особого состава которой филимоновская игрушка имеет вытянутую форму, как видно на фото. После обжига глина становилась белой, и ее окрашивали в яркие, жизнерадостные тона (см.фото).

Существует легенда о том, что деревня, где изготавливаются игрушки, была названа в честь горшечника Филимона: он обнаружил залежи глины в этом месте, из которой впоследствии и стали делать посуду и игрушки. Девушек, которые занимались изготовлением игрушечных фигурок, называли «свистульками». Изделия выставлялись на ярмарке, за них выручали деньги и откладывали средства на приданое.

Еще несколько слов из истории возникновения филимоновских игрушек.

На сегодняшнее время

За последнее время филимоновская игрушка мало изменилась. Однако, в отличие от дымковской игрушки, все фигурки из деревни Филимонова выполнялись в виде свистков, даже барышни и мужички. Отверстие для свистка делалось в хвосте птички или животного, которых держал персонаж.

Игрушки содержали мало деталей. Например, у барыни была юбка-колокол, расширяющаяся книзу. Голова и шея были приблизительно одной толщины, а на голове фигурки женщины красовался головной убор. Фигурки мужчин представляли собой солдат в мундирах, в шляпе и в сапогах.

Расписывают филимоновские игрушки куриным пером, макая его в анилиновые краски, растертые на содержимом яйца. Традиционными были белый, красный (ближе к малиновому) и зеленый цвета. Иногда могли быть использованы фиолетовый и синий цвета. Порой кажется, что роспись несколько небрежная: это из-за структуры пера, которым она производится.

В качестве рисунков могли применяться точки, изображения овальной и круглой формы, полосочки, звездочки, треугольники. У каждого символа было свое значение:

  1. треугольник – земля;
  2. круг – солнце,
  3. елочки и росточки – символы жизни.

Они возвращают нас в языческую древность, говоря о связи природы с человеком. Нанесенные на игрушку символы дарили духовное совершенство и защищали от злых сил. Филимоновская игрушка была не просто развлечением: люди верили, что свисток способен прогнать нечистую силу.

Именно поэтому в них свистели на похоронах, а затем клали игрушки в гроб покойнику.

С приходом христианства сакральное значение фигурок было утрачено, и они превратились в элемент украшения и забавы.

Каждая фигурка так же, как и рисунки на ней, имела свое значение. Женский силуэт обозначал Богиню Мать и все образы, которые были с ней связаны: Лада, Берегиня, Весна и т.д. Эти образы несли добро, защищали от болезней и символизировали продолжение рода. Медведь символизировал могущество и оповещал о наступлении весны. Конь в языческие времена почитался как слуга Солнца и обозначал свет и силу богатыря. Птицы символизировали урожай, семейное благополучие, землю. Если фигурка изображала корову, то это тоже был символ плодородия и богатства.

Как видно, игрушки из деревни Филимонова не делались в виде образов, несущих зло. Они пропитаны добром и умиротворением.

Сегодня в городе Одоеве, близ которого расположена деревня, находится мастерская по производству филимоновской игрушки. После того, как игрушка вылеплена, ее обжигают при температуре 950 градусов, а потом приступают к росписи. Ни одна из фигурок полностью не похожа на другую: расписываются они индивидуально.

Материалы для скачивания

Детям всегда было интересно узнать об этом невероятном промысле. Рассказать им о нем помогут презентация и фото, представленные на нашем сайте. Презентация в красочных слайдах и фото рассказывает, какова была история возникновения филимоновской игрушки и ее образов.

Картинки и фото

Какие применяются узоры на филимоновских игрушках?Карточки.слепить из пластилина филимоновскую игрушку Вам поможет эта пошаговая картинка.

Раскраски

Поможет почувствовать себя настоящим мастером раскраска, которую также можно найти на сайте. Раскраска даст ребятам понять, как расписываются глиняные фигурки. Примером для раскрашивания может стать фото настоящих игрушек.

Презентации

Скачать и посмотреть презентации по этой теме Вы можете здесь:

  1. Филимоновские свистульки,
  2. №2,
  3. Древние образы в современных народных.

Видео по теме

Мир филимоновской игрушки радостен и загадочен. В нем так интересно будет побывать детям!

Филимоновская игрушка | Блогер marinadavis на сайте SPLETNIK.RU 13 июня 2014

Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет. 

Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет.

Лепить  игрушки считалось делом легким, занимались им   женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет.  Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки». В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда.

Для игрушки использовали   нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице  всю скульптурку лепить из одного куска,  добиваясь красивых по пластике, выразительных форм.

Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

 Сюжеты игрушек   разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке — вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи —   трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.

 

Красота и сила филимоновской игрушки — в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян. В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг — солнце, треугольник — земля, елочки — символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости. Главное в игрушке – свисток. В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником. 

У каждой игрушки — свое значение. Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. 
Этот образ – продолжение рода всего живого.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие. Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать.

Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.

Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист,  мальчик на петухе, всадник,  солдат с гусем. 

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы —  петух, наседка, павлин, утка.

«Курочка с петухом»

 

 4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка,   карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

Со временем традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями — «Солдат, кормящий курицу», «Медведь перед зеркалом» (странное существо с гибким худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя), «Чаепитие».

«Медведица с зеркалом» 

«Признание»

«Солдат с курицей» 

Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки, высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Под мышкой солдаты держат птиц.

Современные мастера филимоновской игрушки черпают вдохновение не только в реальном животном мире, но и в мифическом — так, например, есть игрушки-Дракончики. Изготовлены они были к Году Дракона. 

Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине 19 века, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Позже  мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

На первом этапе росписи игрушку «желтят». По белому фону обожжёной игрушки наносят первый цвет — жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи.  

На втором этапе используют красный цвет (иногда говорят «фуксированный» или «малиновый») Традиционно называют малинка. Расписывают тонкой кистью, потому что линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. 

На третьем этапе накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно — называется зелёнка.  Роспись ведётся между красными линиями.

После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянству, за это сажали в тюрьму, поэтому производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц, которые не бросали своего ремесла. Например, потомственная мастерица Марченкова Мария  Николаевна,  дочь известной филимоновской игрушечницы А.И. Карповой. Мария Николаевна с детства познала секреты лепки и росписи, помогая матери во всех процессах создания игрушки. 

Немного работ Марии Николаевны Марченковой:

«Лиса с курицей» 

«Корова» 

«Медведь с зеркалом» 

Лукьянова Евдокия Ильинична со своими работами.

Картина Журова Е.П «Филионовские мастерицы» (1996 год). На картине — Евдокимова Елена Кузьиминична и Лукьянова Евдокия Ильинична. 

Работа Лукьяновой Е.И «Наседка»

Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.

Николай Васьевич Денисов с  1984 более семи лет за счет своих средств занимался возрождением на Одоевской земле древней Филимоновской народной игрушки. Николай Васильевич собрал и сплотил молодых людей, так же, как и он, влюбленных в игрушку. Старейшему ремеслу Николай Васильевич Денисов даже посвящал стихи:

Филимоновская игрушка

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Автор статей по народному искусству На протяжении’ многих лет организовывал персональные художественные выставки в поселке и проводит встречи с учащимися школ поселка и района как художник – живописец, игрушечник и поэт. В 2012 году в доме художника была открыта мастерская-музей. На фото выше — кадры из музея-мастерской. 

В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства. 

 На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла   Елена Ивановна,  Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди,  Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна.  Многие мастера продолжают фактически семейное дело — например, Гончарова Анна Вячеславовна.

Потомственная мастерица в пятом поколении по женской линии, праправнучка известной филимоновской мастерицы Авдотьи Григорьевны Дербеневой (Горюнова) (1881-1959), правнучка мастерицы Антонины Ильиничны Карповой (Дербенева)(1910-1983), внучка Марии Николаевны Марченковой (Карпова) (1933 г.р.), дочь Аллы Ивановны Гончаровой (Марченкова) (1961 г.р.). С раннего детства жила рядом с игрушкой: мама и бабушка щедро делились секретами мастерства.

Потомственная мастерица, внучка известных филимоновских мастериц А.Ф. Масленниковой и А.И. Дербеневой, дочь мастерицы В.Н. Масленниковой, Орлова Елена Алексеевна, ради возрождения промысла переехала в 1984 году в Одоев. 

Работа Орловой Е.А «Павлин»

Мастер Кехаиди Константин Николаевич переехал в Одоев в 1987 году. С 1987 года по настоящее время преподает изобразительные дисциплины в Одоевской детской школе искусств. Обучает детей лепке и гончарному искусству.


С 1997 года – организатор ежегодного фестиваля народного творчества «Поляна». (на фото выше мастер за работой). Интересно, что и жена, и сын Кехаиди занимаются филимоновскими игрушками. Ниже — пара работ Константина Кехаиди. 

«Петух». 

«Любота» 

«Козел»

Елена Кехаиди лепит заготовку игрушки из глины. 

Современные филимоновские мастера, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. Практически на всех стадиях производства филимоновской игрушки мастера следуют старинным традициям. Это и способ лепки, и обжиг, и классическая филимоновская роспись. Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик.  

«Чаепитие»

В 2009 году в Одоеве открылся музей Филимоновской игрушки, в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века, узнать много интересного об истории  промысла,  а так же изделия  других центров народного творчества.

Вообще все ремесло переехало из деревни Филимоново в Одоев. А в Филимоново дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали старейшую игрушку. 

Экспозиция в музее.

«Собака кормит петуха»

«Дерево жизни» 

«Парочка на кресле с собакой»

«Всадник на козле» 

Тарелка настенная

«Карусель большая»

«Лягушка»

«Дама с самоваром»

Надеюсь, что не утомила!) 

 

 

 

Технология росписи филимоновской игрушки — Музей филимоновской игрушки

Главная » Игрушка » Технология росписи

Филимоновская игрушка поражает не только своей яркой росписью, формой и пластикой, но и своей удивительной глиной. Во время обжига игрушки в печи с глиной происходит удивительное превращение.  Синяя от природы глина, или «синика» высыхая при комнатной температуре, становится серой и невзрачной. Но вот из печи, где проводится обжиг, мастер вынимает ярко белую или слегка розоватого оттенка игрушку! Это ли не чудо?!

Из синей и не очень привлекательной заготовки мы получаем белую или слегка розоватую игрушечку, готовую к росписи. Белый цвет является идеальным фоном для нанесения краски.

 

Но прежде чем вы приступите к росписи игрушки, мы хотим вас познакомить с некоторыми секретами филимоновской игрушки. Ведь в старые времена и цвет и каждый элемент росписи имел свое значение.

Итак, цвет.

Почему были выбраны три цвета? И почему именно эти?

Красный цвет – символическое обозначение земли, тела, крови, символ огня, высоты духа и  красоты.

Желтый  — цвет  солнца, огня, воздуха. Желтый и красный тесно связаны с солнцем.

Зеленый цвет –  символ возрождения жизни.

Первым делом, как говорят мастерицы, «желтим» игрушку. Берем желтую краску и широкую кисточку (белка и собака) №3. Сверяясь с расписанной игрушкой или с изображением любой игрушки с нашего сайта, наносим желтую краску. Основные элементы росписи – широкие линии, кружки или полностью закрашенные части тела животного и человека.

Обращаем внимание на то, что та часть свистка, к которой человек прикасается губами — не расписывается. Поэтому не забудьте при нанесении желтой краски отступить от крайней части свистка не менее 1 см.

 

Берем малиновую краску (мастерицы называют ее малинкой или «фуксиновой»)  и кисточку №1. Проводим тонкие линии по контуру желтого. Старайтесь, чтобы линии были одной толщины.   

Обратите внимание, что линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.

 

Накладываем зелёную или бирюзовую краску. Традиционно ее называют «зелёнкой». То есть игрушку зеленят. Линии, как и на втором этапе, должны быть тонкими, поэтому расписываем тонкой кистью (белка, колонок) №1. Роспись ведётся между красными линиями.

 

 

У людей и части животных, как правило стоящих на двух лапах, кофточки расписывают красным. Лица людей оставляют белыми. Зелёным выделяют глаза, красным — рот.

 

 

Leave a Reply