Разное

Картина весенний день – Саврасов «Весенний день» описание картины, анализ, сочинение

Сочинение-описание по картине Весенний солнечный день Юона (8, 9 класс)

Перед нами картина Константина Юона «Весенний солнечный день». Эта картина привлекает нас свои цветом, огромное множество разноцветных ярких красок, художник тем самым подчеркивает, что в этом маленьком провинциальном городке наступает весна.

Везде еще лежит снег, но ребята, несмотря на еще зимние морозы, вовсю играют, резвятся на улице: катаются на санках вниз по склону дороги, рассказывают друг другу различные истории.

На переднем плане картины справа вы видим добротный дом, тоже окрашенный в яркие краски, но он не может затмить двух прекрасных девушек, стоящих возле него. Девушки надели свои лучшие наряды, чтобы на них обратили внимание и похвастаться.

Одним из любимых занятий художника является описание снега. Константин Юон в белом цвете видит самые разнообразные краски, с помощью них он может играть с бликами, показать более темными красками дорогу или тропинки. Цвет снега далеко не чисто белый, что дает нам понять, что живописец описывает раннюю весну; еще лежат большие сугробы снега, но постепенно он тает, превращаясь из кристально белого в темно-коричневый.

За крышами домов видны деревья. Грачи и скворцы, сидящие на ветвях, недавно прилетевшие с далёкого юга, вновь выстраивают себе гнезда на еще голых ветвях, покрытых инеем. На деревьях видны уже вздувшиеся почки, из которых вот-вот распустятся зелёные листья.

Взгляните на небо – оно прозрачно голубого, перламутрового цвета. С помощью него автор картины хотел передать нам весеннюю атмосферу городка и людей, живущих в нём. Массивные белоснежные облака, плывущие по небу, говорят нам, что сегодня весь день будет солнечным и бесснежным. На этом фоне выделяется живописная церковь с звонницей и позолоченным куполом, которая хоть и расположена не в середине картины, но занимает центральное в ней место.

Особую роль на полотне играют крыши домов, которые относительно недавно восстали из-под большого количества снега и теперь блестят на солнце, словно говорят нам, что они теперь чистые и умытые.

Как думаете, какой день проиллюстрирован на картине? Можно подумать, что здесь изображен выходной или праздничный день, так как большое количество людей вышло на улицу. Дети вышли порезвиться со своими сверстниками, девушки вышли пообщаться с соседями или сходить на ближайшую ярмарку за вещами, нужными по хозяйству. Все наслаждаются атмосферой недавно наступившей весны.

Рисунок проникнут положительной энергией, излучает оптимизм, лирику и хорошее настроение, видно, что автор вложил всего себя в героев этой картины.

Сочинение 2

Картина под названием «Весенний солнечный день» очень светлая и солнечная, она вся озарена яркими солнечными лучами. Константин Юон зарисовал ее в ярких сочных тонах. Работа наполнена разными многочисленными деталями, которые стоит не спеша разглядеть.

На земле лежит уже слегка подтаявший снег, скорей всего на картине изображен март месяц. Время, когда весна вот-вот вступает в свои права. Снега еще достаточно большое количество, но местами имеются маленькие проталины, сотворённые яркими лучами от солнца. По крышам домов все же можно догадаться, что наступила весна, так как снег на них словно пазл расположен местами. Уже нет больших снежных шапок, они уже расстаяли. На голубом небе плывут несколько небольших фигурных облаков.

С правой стороны картины запечатлён большой дом, сделанный из крепкого сруба, внизу каменный фундамент, окрашенный ярким цветом. Рядом с этим домом есть также и небольшие домики. Вдали можно увидеть золотые купола и понять, что там на возвышенности находится церковь. От нее картина становится еще светлее и приятнее.

Картина писалась художником с небольшой возвышенности, чтобы по максимуму можно было запечатлеть все моменты весеннего солнечного дня, все красоты этого замечательного времени года, а также эмоции людей.

На картине изображено много людей разного возраста. Детишки в солнечный день вышли погулять на улицу, покататься с горок. Другие забрались на верхушку забора, чтобы быть еще ближе к солнцу. Взрослые встречают своих знакомых и ведут с ними увлекательные беседы, а кто-то возможно спешит по своим делам или просто прогуливаются. В центре полотна две девушки молодого возраста, одетые в яркую весеннюю одежду, на их головах повязаны платки. Можно также заметить собаку и курочек, которые что-то клюют в снегу.

Справа и слева запечатлены красавицы березки с длинным стволами. Также с правой стороны стоят могучие тополя. На их ветках сидят черные грачи, прилетевшие на днях встречать весну и готовы вить свои гнезда

Этот пейзаж поднимает настроение зрителю, дарит тепло. От людей, изображенных на этом произведении также идет чувство радости и передается зрителям.

`

Весенний солнечный день

Весенний солнечный день

Популярные сочинения

  • Сравнение «Пророка» Пушкина и «Пророка» Лермонтова

    Оба стихотворения написаны нашими великими поэтами. Произведение Пушкина, понятно, создано раньше, чем одноименное произведение Лермонтова. Разница в целых семьдесят пять лет! Целая человеческая жизнь…

  • Сочинение Хорошо, когда много друзей 8 класс

    Я считаю себя счастливым человеком, потому что у меня есть любящая семья и много настоящих друзей. Мне невозможно представить свою жизнь, как без родных, так и без друзей, потому что годы нашего общения на столько сплотили

  • Сочинение Характеристика и образ Муму (5 класс)

    Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» относится к величайшим произведениям русской классики. История, описанная автором основана на реальных событиях.

supersochinenie.ru

Картина К. Юона Весенний солнечный день. 1910 г. Краткое описание

Константин Федорович Юон – известный художник-пейзажист и театральный декоратор, воспевающий неповторимую самобытную архитектуру русских городов. Одно из таких произведений картина «Весенний солнечный день».

Перед нами небольшой тихий провинциальный городок, затерявшийся на просторах средней полосы России. Здесь даже не видно улиц, дома построены в живописном беспорядке. Тем не менее они не совсем похожи друг на друга, каждый из этих строений имеет свое лицо и вероятно чем-то напоминает своего хозяина, который отделывал, а может быть и строил свое жилище по собственному вкусу.

Дома все выглядят нарядными, Константин Федорович при их изображении пользуется яркими красками, передавая им свое настроение. Особенно это становится заметно, когда лучи весеннего солнышка, которое потихоньку начинает клониться к западу, ложатся на крыши близлежащих домов, придавая им золотистый оттенок.

На картине много людей. Конечно же, больше всего здесь детишек, которые с веселыми криками бегают по лужам или пускают по талой воде бумажные кораблики. Между домов вдоль крутого спуска еще лежит снег, и ребята могут еще несколько дней покататься на санках. А вот поиграть в снежки уже не получится, потому что снег немного подтаял и моментально превращается в воду, стоит взять его в руки.

Константин Юон очень любил писать снег, он изображал его самыми разными красками, которые помогали ему поиграть бликами, или выразить переход от света к тени.

На деревьях уже видны набухшие почки, из которых вот-вот проклюнутся крошечные ярко-зеленые клейкие листочки. Но пока ветви еще голые лишь кое-где покрыты бирюзовой дымкой. На них сидят птицы, вероятно, недавно вернувшиеся из-за теплых краев грачи или скворцы. Пройдет еще совсем немного дней и закипит работа по сооружению новых гнезд или приведению в порядок старых, которые птицы оставили, улетая на зимовку в чужие края.

света, что моментально появляется хорошее настроение.

Художник выбрал довольно сложную композицию — пейзаж и жанровые сценки с группами людей. На переднем плане крепкий коричневато-красный деревянный дом с красивым крыльцом. Недалеко от крыльца стоят две принарядившиеся девушки. Это, наверно, хорошие подруги. Одна из них делится с другой своими невеселыми переживаниями, а другая, немного приобняв ее старается утешить.

За поленницей, аккуратно сложенных дров, за ними с большим интересом наблюдает женщина в красном платке. Она слушает доверчивый разговор девушек и кажется очень удивленной тем, что только что услышала из их беседы. Эта небольшая жанровая сценка из будничной провинциальной жизни кажется такой естественной на этой картине.

Но особую пестроту картине Весенний солнечный день, словно деревенскому лоскутному одеялу придают крыши домов, которые уже освободились от снежного покрова и теперь чистые, словно умытые блестят в лучах солнца, радуя глаз.

Юон изобразил самые первые весенние деньки за которыми еще могут последовать морозы. Это Сретенье, когда зима еще не хочет сдавать свои позиции, но ей навстречу приближается весна с гомоном птиц, подснежниками и звонкими ручьями, полными талой студеной водой. Зимой иногда также ярко, даже ослепительно светит солнце, но весна уже заметна во всем. Дети, забравшиеся на заборы и крыши, рады такому погожему деньку. Во дворе куры и красавец петух пытаются что-то достать из-под снега.

По другую сторону дороги, мальчик играет с собачкой. Церковь с колокольней и золоченым куполом, изображенная на заднем плане, символизирует добро и радость. Вся картина наполнена добродушием и свежестью.

В настоящее время картина К. Юона «Весенний солнечный день» находится на демонстрации в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

www.art-portrets.ru

Весна на картинах великих русских художников

«Весна пришла».

Издавна в России весну любили и славили в своем творчестве не только поэты, но и русские живописцы выплескивали на свои холсты весенние мотивы с изображением талой мартовской воды, первых лучей солнца, лазурного весеннего неба, первоцветов и молодой травы. Многие творцы находили необыкновенную красоту в ранней весне и о ней говорили одни — изумительной лирикой, а иные — кистью и красками.


«Ранняя весна». (1891). Автор: ОстроуÑов И. С.
«Ранняя весна». (1891). Автор: Остроухов И. С.

Евгений Баратынский. Весна

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

 «Весна. Большая вода». (1897). Левитан И. И.
«Весна. Большая вода». (1897). Левитан И. И.

Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

 «Начало весны». 1890-е. Автор: Ендогуров Иван Иванович.
«Начало весны». 1890-е. Автор: Ендогуров Иван Иванович.

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

 «Весна в лесу». Автор: Мельков Юрий.
«Весна в лесу». Автор: Мельков Юрий.

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.

«Голубая весна». (1930). Автор: Бакшаев В. Н.
«Голубая весна». (1930). Автор: Бакшаев В. Н.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.

«Ранняя пасÑа». Автор: Рыженко П.В.
«Ранняя пасха». Автор: Рыженко П.В.

Что с нею? Что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней!

«Ранняя весна». Автор: Константин Крыжицкий.
«Ранняя весна». Автор: Константин Крыжицкий.

Алексей Плещеев. Уж тает снег, бегут ручьи…

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

«Весенние березы». Автор: МиÑаил МуÑа.
«Весенние березы». Автор: Михаил Муха.

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
опять надолго миновала…

«Весной в Ð¾ÐºÑ€ÐµÑÑ‚Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑÑ ÐŸÐµÑ‚ÐµÑ€Ð±ÑƒÑ€Ð³Ð°Â». Автор: Вельц И.А.
«Весной в окрестностях Петербурга». Автор: Вельц И.А.

Алексей Толстой. Вот уж снег последний в поле тает…

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

«Ранняя весна в русской деревне». Автор: Владимир Жданов.
«Ранняя весна в русской деревне». Автор: Владимир Жданов.

Юный лес, в зелёный дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждёт;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет;

«Ранняя весна. Оттепель». (1880-е). Автор: Саврасов А. К.
«Ранняя весна. Оттепель». (1880-е). Автор: Саврасов А. К.

Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звёзды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?

«Весна в русской деревне». Автор: Роман Николаевич Игнатьев.
«Весна в русской деревне». Автор: Роман Николаевич Игнатьев.

Грустно жить тебе, о друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…

 «Весна». Автор: Зайцев Виталий Геннадьевич.
«Весна». Автор: Зайцев Виталий Геннадьевич.

Ольга Чюмина. Подснежник

Вместе с первыми зорьками алыми
На прогалине чащи лесной,
У берёз, меж сугробами талыми,
Распустился цветок голубой.

«Весенний первоцвет».
«Весенний первоцвет».

Помнит он, как за стужей томительной,
Оковавшей надолго луга,
Солнца луч золотой и живительный
Растопил на полянах снега.

  «Весенний разлив». Автор: Копняк Валерий Андреевич.
«Весенний разлив». Автор: Копняк Валерий Андреевич.

Перед этою силой победною
Зашумели в долинах ручьи,
И с улыбкою нежной и бледною
Лепестки развернул он свои.

«Весенний день». Автор: Щербаков.
«Весенний день». Автор: Щербаков.

И волнуем надеждою сладостной,
Притаясь у подножья корней,
Полуробко он ждёт, полурадостно
Этих солнечных ясных лучей…

«Весна». (1911). Автор: С. А. Виноградов.
«Весна». (1911). Автор: С. А. Виноградов.

Максимилиан Волошин

Звучит в горах, весну встречая,
Ручьёв прерывистая речь;
По сланцам стебли молочая
Встают рядами белых свеч.

«Весна. Жестылево». Степан Нестерчук.
«Весна. Жестылево». Степан Нестерчук.

А на полянах влажно-мшистых
Средь сгнивших за зиму листов —
Глухие заросли безлистых
Лилово-дымчатых кустов.

«Первые проталины». Автор:Евгений Синев.
«Первые проталины». Автор:Евгений Синев.

И ветви тянутся к просторам,
Молясь Введению весны,
Как семисвечник, на котором
Огни еще не зажжены.

 «Весна в деревне». Автор: Аладжалов Ð. Ð¥.
«Весна в деревне». Автор: Аладжалов Э. Х.

Афанасий Фет

Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Ещё овраги полны снега,
Ещё зарёй гремит телега
На замороженном пути;

«Ранняя весна». (1885). Автор: Ендогуров И. И.
«Ранняя весна». (1885). Автор: Ендогуров И. И.

Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте.
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей ещё не смеет
Запеть в смородинном кусте.

 «Ранняя весна». (1953). Автор: Бялыницкий-Бируля В. К.
«Ранняя весна». (1953). Автор: Бялыницкий-Бируля В. К.

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.

 «Ранняя весна. Город на реке». Автор: Константин Горбатов.
«Ранняя весна. Город на реке». Автор: Константин Горбатов.

Всеволод Крестовский. Перед весною

Снег лежит ещё на крышах,
Искрясь яркой белизною,
А уж в воздухе к полудню
Отзывается весною…

«Москва. Звенит, занимается день». (фрагмент). Автор: Смирнов Сергей Иванович.
«Москва. Звенит, занимается день». (фрагмент). Автор: Смирнов Сергей Иванович.

Так и тянет всё на солнце
Перейти, туда, где тает,
Где с морозцем легким ярко
Солнце щёки припекает.

 «Ранняя весна (Беседка в парке)». (1910). Автор: Жуковский С. Ю.
«Ранняя весна (Беседка в парке)». (1910). Автор: Жуковский С. Ю.

И идёшь — идёшь и дышишь
Острым воздухом вольнее,
И на взгляд все лица кажут
Как-то лучше и добрее;

 «Весна» . Автор: Станислав Малярчук.
«Весна» . Автор: Станислав Малярчук.

И идёшь — и слух щекочет —
Будто звуков детских нега —
Звонкий шелест резвых капель
Хрупко тающего снега.

«Весна уже рядом». Автор: Варваров. А.В.
«Весна уже рядом». Автор: Варваров. А.В.

Каждое полотно, написанное художниками, каждое слово, начертанное русскими поэтами помогают нам обрести гармонию с природой и сладостное предвкушение новой жизни, которую несет с собой весна, пробуждающая природу ото сна.

via

astori-18.livejournal.com

описание картины К. Юона «Весенний солнечный день»

Юон Весенний солнечный день Картина Константина Юона «Весенний солнечный день» поднимает настроение с первого взгляда. Столько там ярких разноцветных красок, столько света и солнца, столько радостных эмоций. Это сложная композиция — городской пейзаж и жанровая картина с большими группами людей. Автор с какого-то небольшого возвышения, может быть, с крутого пригорка, смотрит на провинциальный городок, залитый солнечными лучами.

Основное скопление домов находится в низине. Но уже на переднем плане справа мы видим часть добротного деревянного дома на каменном фундаменте. Дом очень яркий, красно-коричневый, но даже он не затмевает того, что сразу бросается в глаза — двух принарядившихся девушек, только что вышедших из дома и как бы оглянувшихся на художника с кокетством. У одной розовая юбка, у другой — красный платок, эти барышни явно хотели привлечь к себе внимание и покрасоваться.

Повсюду лежит снег, ребятишки залихватски катятся на санках прямо по улице, которая лежит вдоль довольно крутого спуска. Снег — это то, что так любил писать художник. Этот тот самый белый цвет, который можно изображать любыми красками, который позволяет играть бликами, давать переходы света и тени. На этой картине снега очень много, целые сугробы и для их воссоздания на картине художник взял далеко не чисто-белую краску.

Все одеты так, как и полагается зимой, на головах у людей платки, шапки. Деревья стоят голые. Может быть, автор ошибся, назвав картину «весенний день»? Может быть, это зимний день? Ведь зимой, бывает, тоже ярко светит солнце. Но обратите внимание на то, что именно придает особенную яркость и пестроту этому полотну, что превращает картину в кусок старого лоскутного одеяла, сшитого из разноцветных кусочков материи. Это крыши — разноцветные, привлекающие взгляд, они особенно впечатляют на фоне снега. Это действительно весна, ведь если бы дело было зимой, то крыши были бы белыми, на них лежал бы снег. Но он уже растаял.

Конечно, это весна ранняя, только начинающаяся, ее первые дни. Но весна явная, заметная, очевидная. Обратите внимание, не все дети, изображенные на картине, играют в снегу, некоторые забрались на заборы, на крышу, греются на весеннем солнышке. Чуют приближение весны и животные: яркие рыжие куры жизнерадостно копошатся в темном снегу. Чуть пониже, на другой стороне дороги, собака играет с ребенком.

Посмотрите на небо — оно восхитительного лазурно-голубого цвета и легкие белые облака только подчеркивают эти лазурь и бирюзу. На таком фоне особенно нарядно выглядит красная церковь с колокольней, которая, хоть и расположена в глубине картины, занимает центральное место в композиции. Как известно, церковь в русских городах и деревнях строили так, чтобы ее было видно отовсюду. В этой работе она символизирует добро, радость, счастье. Золотые купола сияют на солнце для всех вокруг.

Несколько берез в картине красиво дополняют композицию и помогают раскрыть идею наступающей весны. Их голые ветки свисают отнюдь не уныло. На деревьях плотно сидят птицы. Возможно, это прилетевшие грачи. А их прилет — это еще один дополнительный знак весны. Вся картина пронизана оптимизмом, радостной лирикой, добродушным настроением, свежестью, видно, что художник разделяет чувства героев своей картины.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Репродукция картины «Весенний день» Алексея Саврасова

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Алексея Саврасова.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Алексея Саврасова  на натуральном  холсте.

Алексей Кондратьевич Саврасов уже к 12 годам самостоятельно научился неплохо рисовать и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображением романтических мотивов наподобие бури на море или извержения вулкана, которые недорого охотно раскупались в Замоскворечье.

В 14 лет поступил в Московское училище живописи и ваяния, но отец, торговец галантерейными товарами, хотел видеть его помощником в купеческом деле. Из-за протестов отца и болезни матери Алексею пришлось оставить учебу.

О необыкновенных способностях Саврасова к живописи узнал обер-полицмейстер Москвы генерал-майор Лужин. Благодаря ему и преподавателю училища Карлу Рабусу в 1848 году Алексей смог продолжить образование в пейзажном классе. В том же году он был отмечен как ученик, «представивший лучшие эскизы». В следующем году на средства мецената Лихачева он оправился на Украину, где написал несколько картин, восторженно принятых критиками. А еще через год он уже получил звание художника за «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у разлива», его мастерство признали зрелым для завершения обучения.

В 1854 году на выставке в Московском училище живописи и ваяния великая княгиня Мария Николаевна, обратив внимание на незаурядность художника, приобрела его картину «Степь с чумаками вечером» и предложила поработать для написания видов с натуры в ее резиденции между Петергофом и Ораниенбаумом.

Исполненные там картины оказались настолько удачными, что осенью того же года Совет Академии присвоил за них 24-летнему художнику звание академика.

Одну из работ двумя годами позже приобрел Павел Третьяков и, таким образом, картина «Вид в окрестностях Ораниенбаума» стала одним из первых экспонатов его прославленной коллекции.

В 1857 году Саврасов женился на Софье Карловне Герц. Тогда же ему было предложено сменить умершего Рабуса на должности руководителя пейзажного класса училища, которое он еще недавно закончил. Большую роль играл Саврасов в Обществе любителей Художеств, секретарем которого был известный искусствовед Карл Герц, брат его жены, ставший Саврасову не только родственником, но и другом.

В 1862 году на средства Общества любителей художеств художнику предоставили возможность поехать в Лондон на Всемирную выставку и посетить Данию, Францию, Швейцарию.

Его европейские пейзажи отличаются достоверностью, спокойной и внимательной манерой письма.

Вернувшись, он много работал в окрестностях родного города, «исследовал» с кистью и карандашом в руках свои любимые Сокольники и Фили, Кунцево и Мазилово, Строгино и Братцево.

В 1869 году был издан учебник рисования для Московского училища живописи и ваяния, над которым Саврасов работал вместе с Пукиревым.

«Подробное изображение изб, деревень, какие обязательны для художника, изучающего русский пейзаж» были выполнены Саврасовым.

С начала 1870-х годов в творчество художника вошли новые темы и образы. Он постоянно совершал поездки в провинцию: в Троице-Сергиеву лавру, на Керженец, на Оку, но более всего на Волгу, в Ярославль, под Кострому, в Нижний Новгород, Юрьевец, в Болгары под Казанью и Жигули. Волжские просторы произвели на него огромное впечатление.

Особенно масштабна картина «Волга под Юрьевцем», за которую Алексей Кондратьевич весной 1871 года был удостоен первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств.

С Поволжьем было связано и создание главной картины Саврасова «Грачи прилетели».

Несмотря на то, что в феврале 1871 года умерла новорожденная дочка (уже третий умерший ребенок Саврасовых), тяжело заболела жена, и Саврасов был переполнен горестными переживаниями, весной 1871 года под влиянием «врачующего простора», красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, под кистью Саврасова рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине «Грачи прилетели».

Потом, по возвращении в Москву, художник внес новые подробности и дорабатывал композицию уже в мастерской. Наконец, в конце 1871 года картина «Грачи прилетели» предстала перед посетителями первой выставки Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей и членом правления которого стал Саврасов.

Мировосприятию Саврасова, его работам была присуща совершенно особенная музыкальность.

Семидесятые годы 19 столетия стали для Саврасова периодом высшего творческого расцвета. Словно обретя в работе над волжскими пейзажами и «Грачами» новое важное знание о жизни и живописи, он создал в это десятилетие множество замечательных пейзажей, заражая своим вдохновением и своих воспитанников по Училищу живописи, ваяния и зодчества.

К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад. Он реже выставлялся. Пришли болезни, ухудшилось зрение. Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь.

Особенно усугубился трагизм положения Саврасова после 1882 года, когда он был уволен из училища и, лишенный казенной квартиры, житейски неустроенный, оказался в стороне от художественной жизни. Он начал пить. Сохранилось немало свидетельств постепенного превращения интеллигентнейшего, деликатнейшего живописца в почти безвольного алкоголика, отдающего написанные не всегда верной рукой пейзажи чуть ли не за штоф «горячительной».

К началу 1890-х годов Саврасов сменил немало временных пристанищ. Он жил в самых дешевых меблированных комнатах, гостиницах и чуть ли не в трущобах. У него появилась новая гражданская жена, Евдокия Михайловна Моргунова, дети. Семья жила впроголодь. Старые друзья, в частности Третьяков, старались помочь художнику, но без особых результатов.

Но до конца своего жизненного и творческого пути Саврасов был по-прежнему чуток к красоте природы. Конечно, среди его работ 1880-1890-х годов есть немало скороспелых, для заработка написанных пейзажей, но он создавал и новые замечательные произведения. В последние годы жизни Саврасов, прекрасный рисовальщик, особенно много и успешно работал в графике. В 1894 году при содействии близких ему людей был издан альбом рисунков, приуроченный к пятидесятилетию творческой жизни художника.

При всем драматизме личной судьбы Саврасова последние годы его жизни стали и порой торжества художественных идей мастера. Когда осенью 1897 года Алексей Кондратьевич умер, его любимый ученик и продолжатель Левитан опубликовал в газете заметку «По поводу смерти А.К. Саврасова», в которой говорилось: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов… С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Алексея Саврасова  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Весенний день (картина Н. Позднеева)

«Весенний день» — картина известного[1] ленинградского художника Николая Матвеевича Позднеева (1930—1978), в которой автору средствами живописи удалось убедительно передать настроения эпохи конца 1950-х — начала 1960-х годов.

История

Картина «Весенний день» стала одной из первых самостоятельных жанровых композиций Николая Позднеева, развившей тему, впервые поднятую им тремя годами ранее в дипломной картине «Из школы» (1956)[2] (в настоящее время в собрании Псковской картинной галереи)[3].

Первый вариант картины, показанный в 1960 году сначала в Ленинграде на «Выставке произведений ленинградских художников 1960 года» в Русском музее[4], а затем в Москве на Республиканской художественной выставке «Советская Россия»[5], не вполне удовлетворил автора. Позднеев перекомпоновал работу, сделав её более вытянутой по вертикали. Группа детей сместилась от центра к левому верхнему углу. Смелое решение оказалось оправданным: композиция картины приобрела устремлённость, органично отвечавшую замыслу работы. Были усилены цветовые акценты, более светлой стала вся палитра картины. В результате в работе в полной мере стал ощутим воздух весны и надежд, созвучный настроениям эпохи рубежа десятилетий.

В 1960—1980-е годы картина находилась в собрании семьи художника. После долгого перерыва в 1994 году она экспонировалась в залах Санкт-Петербургского Союза художников на выставке «Ленинградские художники. Живопись 1950—1980 годов.»[6]. В 1995—1996 годах картина «Весенний день» экспонировалась в Петербурге в Мемориальном музее Н. А. Некрасова на выставках «Лирика в произведениях художников военного поколения»[7] и «Живопись 1940—1990 годов. Ленинградская школа»[8]. Картина была воспроизведена на афише и в каталоге выставки. В 2007 году картина «Весенний день» Николая Позднеева была представлена в числе 350 избранных произведений ленинградских художников в книге «Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа»[9], изданной на русском и английском языках.

См. также

Примечания

  1. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. — С. 9, 20, 22, 24, 367, 390—399, 404, 405.
  2. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — Санкт-Петербург: Первоцвет, 2007. — С. 77.
  3. Псковская картинная галерея. Искусство 1950-1980-х годов. — М.: СОРЕК, 1992. — С. 3—5.
  4. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л.: Художник РСФСР, 1961. — с.33.
  5. Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. — М.: Советский художник, 1960. — С. 65.
  6. Ленинградские художники. Живопись 1950—1980 годов. Каталог. — Санкт-Петербург: Выставочный центр ПСХ, 1994. — С. 4.
  7. Лирика в произведениях художников военного поколения. Выставка произведений. Каталог. — Санкт-Петербург: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1995. — С. 6.
  8. Живопись 1940—1990 годов. Ленинградская школа. Выставка произведений. Каталог. — Санкт-Петербург: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1996. — С. 4.
  9. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — СПб.: НП-Принт, 2007. — С. 201.

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Весенний день (картина Николая Позднеева) — Циклопедия

«Весенний день» (English: Spring Day) — картина известного[1][2] ленинградского художника Николая Матвеевича Позднеева (1930—1978), написанная автором в 1959 году.

[править] История написания

Картина «Весенний день» стала одной из первых самостоятельных жанровых композиций известного ленинградского живописца Николая Позднеева, развивавшая тему, впервые поднятую им тремя годами ранее в дипломной картине «Из школы» (1956)[3] (в настоящее время в собрании Псковской картинной галереи)[4] и сделавшая имя художника известным советскому зрителю.[5]

По воспоминаниям друзей, близко знавших Позднеева по Средне художественной школе и институту и высоко ценивших впоследствии его творчество, в годы учёбы он не был среди первых студентов и ничем особым не выделялся. Казалось, ничто не предвещало такого стремительного преображения вчерашнего среднего ученика в одного из ярких и самобытных живописцев. При этом большинство сходились во мнении, что толчком к раскрытию мощного живописного дарования стали для Позднеева его первые поездки на Академическую дачу, сложившийся там круг общения, а затем продолжительная жизнь и работа в этих местах.

Однако были и те, кто ещё в годы ученичества разглядел незаурядные способности студента Позднеева. Например, известный педагог, профессор И. П. Степашкин писал о нём в 1956 году: «Настоящим с удовольствием рекомендую в члены Союза советских художников Позднеева Николая Матвеевича. Товарищ Позднеев, не говоря уже о живописи, особенно ярко проявил себя в композиции. Его композиционные работы всегда несли в себе какую-то теплоту, радость и счастье, что он и повторил в своей дипломной работе, за которую он вполне заслуженно получил высокую оценку».[6]

Уже первые работы Позднеева, написанные на Академической даче, привлекли внимание хлесткой манерой письма и особым чувством цвета. Известный искусствовед И. В.Никифоровская в статье о юбилейной выставке ленинградских художников 1957 года в Русском музее выделила картину Позднеева «На Онеге» как «одну из лучших работ выставки, написанную с большим вкусом».[7] Вскоре за серию пейзажей «Зимой», «Лодки», «На Онеге», показанных в Москве на Юбилейной Всесоюзной художественной выставке (5 ноября 1957 – 16 марта 1958), Николай Позднеев был удостоен диплома второй степени Министерства Культуры РСФСР.[8]

Первый вариант картины, показанный в 1960 году сначала в Ленинграде на «Выставке произведений ленинградских художников 1960 года» в Русском музее[9], а затем в Москве на первой Республиканской художественной выставке «Советская Россия»[10], не вполне удовлетворил автора. Позднеев перекомпоновал работу, сделав её более вытянутой по вертикали. Группа детей сместилась от центра к левому верхнему углу. Композиция картины приобрела устремлённость, органично отвечавшую замыслу работы. Были усилены цветовые акценты, более светлой стала вся палитра картины.

[править] Экспонирование

До 1978 г. картина находилась в городской мастерской художника, располагавшейся на Ивановской улице. После смерти Н. Позднеева и до начала 1990-х картина «Весенний день» хранилась в семье художника. В начале 1990-х картина была приобретена в частное собрание.

После долгого перерыва в 1994 г. картина «Весенний день» экспонировалась в залах Санкт-Петербургского Союза художников на выставке «Ленинградские художники. Живопись 1950—1980 годов»[11].

В 1995—1996 гг. картина «Весенний день» экспонировалась в Петербурге в Мемориальном музее Н. А. Некрасова на ретроспективных выставках «Лирика в произведениях художников военного поколения»[12] и «Живопись 1940—1990 годов. Ленинградская школа»[13]. Картина была воспроизведена на афише и в каталоге последней.

В 2007 г. картина «Весенний день» Н. Позднеева была представлена в числе 350 произведений ленинградских художников в книге «Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа»[14].

В 2012 г. картина «Весенний день» экспонировалась в Санкт-Петербурге в ЦВЗ «Манеж» на Юбилейной выставке «80 Лет Санкт-Петербургскому Союзу художников» и была воспроизведена в каталоге выставки.[15]

В 2014 г. в Санкт-Петербургских искусствоведческих тетрадях была опубликована статья С. Иванова «О творчестве и судьбе Николая Позднеева», в которой значительное место уделено истории создания картины «Весенний день» и её месту в творческом наследии художника.[16]

В 2019 году картина Н. Позднеева «Весенний день» среди других работ художника была воспроизведена в книге «Ленинградская школа живописи. Очерки истории».[17]

По мнению С.В. Иванова, если оценивать «Весенний день» в сравнении с другими, в том числе более поздними работами Позднеева, нужно признать, что её живопись не вполне типична для зрелой манеры автора. Картина принадлежит к переходному периоду в его творчестве и в чём-то ещё тяготеет к ученическим представлениям. Вместе с тем в ней счастливо соединились несомненные художественные достоинства с настроениями эпохи. Ясность замысла в соединении с лёгкостью исполнения и композиционными находками, характерный пейзаж настроения, удачно введённый в бытовой жанр, лирико-поэтическая атмосфера картины – всё как нельзя лучше передаёт настроения своего времени и отвечает представлениям о нём последующих поколений, сделав именно эту картину Позднеева своеобразной визитной карточкой автора. Пример того, как вместе с художником сама эпоха пишет историю искусства.[18][19]

  1. ↑ Романычева И. Г. Академическая дача. История и традиции. СПб, 2009. С.19, 81-82, 131.
  2. ↑ Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, 2007. С.9, 20, 22, 24, 367, 390—399, 404, 405.
  3. ↑ Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб, 2007. С.77.
  4. ↑ Псковская картинная галерея. Искусство 1950-1980-х годов. М., 1992. С.3—5.
  5. ↑ Позднеев Николай Матвеевич (1930 — 1978) на сайте Русской Галереи искусств
  6. ↑ Позднеев Николай Матвеевич (1930-1978). Личное дело члена ЛОСХ // Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб, Ф.78, ОП.5, Д. 172, Л.10.
  7. ↑ Никифоровская И. Итоги большой творческой работы // Вечерний Ленинград. 1957, 10 октября.
  8. ↑ Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Каталог. М: Советский художник, 1957. С.60.
  9. ↑ Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1961. С.33.
  10. ↑ Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. М., Советский художник, 1960. С.65.
  11. ↑ Ленинградские художники. Живопись 1950—1980 годов. Каталог. СПб, 1994. С.4.
  12. ↑ Лирика в произведениях художников военного поколения. Выставка произведений. Каталог. СПб, 1995. С.6.
  13. ↑ Живопись 1940—1990 годов. Ленинградская школа. Выставка произведений. Каталог. СПб, 1996. С.4.
  14. ↑ Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, 2007. С.201.
  15. ↑ Позднеев Н. М. Весенний день // 80 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников. Юбилейная выставка. СПб, Цветпринт, 2012. С.208.
  16. ↑ Иванов С. В. О творчестве и судьбе Николая Позднеева // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып.30. СПб, 2014. С.25—32.
  17. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.134.
  18. ↑ С.В. Иванов. Николай Позднеев в ленинградской живописи 1950-1970-х годов.
  19. ↑ Иванов С. В. О творчестве и судьбе Николая Позднеева // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып.30. СПб, 2014. С.27.
Художник Николай Позднеев. Живопись 1950-1970 гг. (ВИДЕО)
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1961. С.33.
  • Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. М., Советский художник, 1960. С.65.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1972. С.43.
  • Справочник членов Союза художников СССР. Т.2. М., Советский художник, 1979. С.216.
  • Ленинградские художники. Живопись 1950—1980 годов. Каталог. СПб., 1994. С.4.
  • Лирика в произведениях художников военного поколения. Выставка произведений. Каталог. СПб, 1995. С.6.
  • Живопись 1940—1990 годов. Ленинградская школа. Выставка произведений. Каталог. СПб, 1996. С.4.
  • Ленинградская школа. // «Афиша». Еженедельное приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости». 1996, 2 марта.
  • Саблин В. Ленинградская школа в Петербурге. // Вечерний Петербург. 1996, 21 марта.
  • Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, 2007. С.201.
  • Романычева И. Академическая дача. История и традиции. СПб, 2009. С.19, 81-82, 131.
  • Позднеев Н. М. Весенний день // 80 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников. Юбилейная выставка. СПб, Цветпринт, 2012. С.208.
  • Иванов С. В. О творчестве и судьбе Николая Позднеева // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып.30. СПб, 2014. С.25—32.
  • Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019.

cyclowiki.org

Leave a Reply