Разное

Какая эпоксидная смола лучше: Какая эпоксидная смола лучше? | Журнал Ярмарки Мастеров – 👍Лучшая эпоксидная смола на 2020 год

Содержание

Как выбрать эпоксидную смолу? | РУ-СМОЛА

Эпоксидные смолы можно для удобства разделить на две большие группы: конструкционные (применяются для ремонта, склеивания, судостроения, тюнинга и т.д.) и декоративные (для прозрачных элементов мебели, картин, скульптур, украшений).
От первых требуются в первую очередь прочность, твёрдость и приемлемое время отверждения.
Для второй группы более важны прозрачность, устойчивость к пожелтению, вызываемому ультрафиолетом и кислородом воздуха, текучесть.
В этой заметке мы кратко рассмотрим все варианты.

  • Для большинства конструкционных работ хорошо подходят (и в достаточной степени взаимозаменяемы) ЭД-20 и KER-828. Обе марки смол очень прочные, твёрдые, хорошо переносят химически агрессивные жидкости и перепады температур. ЭД-20 — самая популярная на Российском рынке смола в течение уже нескольких десятилетий, KER-828 — корейская смола, популярная во всём мире.
    Основные различия: ЭД-20 интенсивно желтеет (не обладает устойчивостью к ультрафиолету и содержит больше остаточного хлора), при этом несколько твёрже и меньше стриается абразивами.
    Кстати, бывшие ранее популярными марки ЭД-16 и ЭД-22 спроса практически не имеют и исчезли из розничной продажи. Несколько марок и фасовок смол в сравнении: ЭД-20, ЭД-22, ЭД-16KER-828 чуть менее вязкая, чем ЭД-20, меньше желтеет и немного сильнее стирается при абразивных воздействиях (это скорее сказывается на шлифовке, чем на эксплуатации готового изделия).
    В соответствии с этим эти смолы чаще применяются так: ЭД-20 традиционно лидирует в судостроении и ремонтных работах, KER-828 чаще применяется для напольных/декоративных покрытиях, для тюнинга.
  • Декоративные смолы обычно имеют более высокую стоимость и разную «специализацию» — в первую очередь исходя из толщины слоя.
    • Для столешниц требуется заливка толстым слоем, при этом смола не должна желтеть и перегреваться. Для этих задач хорошо подходит Epoxy River.
    • Для творчества требуется универсальная смола, которая хорошо себя проявляет и достаточно быстро застывает как в тонком слое (покрытие картин), так и в более толстом, до 1-2 см. Этим условиям идеально отвечает Aquaglass Citrus.
    • Для украшений важно, чтобы смола имела устойчивость к пожелтению, небольшой объём и не была токсичной, т.к. такие работы обычно проводятся не в мастерской, а в домашних условиях, без специальной вытяжки и т.п. Для этого подходит Diamant.

Рекомендуем воспользоваться нашим сервисом «Калькулятор эпоксидной смолы», который не только подскажет, сколько её нужно, но и подберёт подходящую с учётом толщины слоя.

Также по теме: «О прозрачности эпоксидных смол» и «Столешница из эпоксидной смолы». 

Назад в справочник 
В раздел «Эпоксидные смолы» 
В раздел «Выбор смолы и компонентов» 

Какая эпоксидная смола лучше для украшений, что нужно выбрать

Первые эпоксидные смолы, появившиеся лет 60 назад, имели сугубо производственно-прикладное использование, ими заливали полы, создавали стеклоткань и первые композитные материалы в судостроении. Но уже тогда ювелиры, у которых очень ценился янтарь с попавшими в него миллионы лет назад насекомыми, задумали использовать эпоксидки для создания подобных поделок, только с уже заранее заданными свойствами. Далее появилось естественное желание «остановить мгновение» не только для забавных насекомых, но и для ракушек, цветов, срезов шишек, всевозможных хрупких поделок.

Хрупкая поделка

Но появилось естественное препятствие в виде несовершенства технологий: отливки из смолы мутнели, желтели вплоть до появления со временем желто-коричневого оттенка, поверхность стиралась и делалась матовой.

Ювелирный вариант

Химики пошли навстречу пожеланиям потребителей, хотя специально, конечно, никто именно для ювелирки эпоксидных составов не разрабатывал. Просто получилось так, что новые составы были:

  • Более текучими, и заполняли собой в жидком виде, сразу после смешивания компонентов А и Б, все, даже самые мельчайшие, впадинки и поры.
  • Были кристально-прозрачными, имеено то, что называется «отливка чистой воды».
  • Гораздо более безвредными для здоровья, чем их предшественники.

Популярный полимер

Благодаря всем этим качествам выпуск бижутерии нового поколения значительно расширился в ассортименте, потребитель получил возможность заказывать украшения с заранее заданными свойствами, а мастера – эти заказы выполнять.

Более того, человек с фантазией, даже не будучи профессиональным ювелиром, мог, приложив некоторые усилия и потратив некоторое количество времени и некоторое количество денежных средств, изготовить такие поделки сам.

Импортное или отечественное

Строго говоря, такое деление не имеет смысла, потому что с импортозамещением в этой области в России дела обстоят не лучшим образом. На 90% производство эпоксидных ювелирных компаундов у нас базируется на импортных составляющих, то есть в страну завозится сырье, из которого на отечественных заводах выпускают ювелирную смолу, по качеству ничем не отличающуюся от ее аналогов производства Тайваня, Чехии, Австрии, Италии, Германии и других стран.

Шикарный кулон

Поэтому, увидев надпись «Сделано в России», внимательно вчитайтесь в текст и обнаружите, что это или совместное производство, или изготовлено из импортных составляющих. Что не является чем-то ужасным, как об этом могут подумать некоторые граждане, глобализация экономики диктует свои правила. Ведь никого не шокируют многие детали «Лады», сделанные по лицензиям фирм «Рено» или «Пежо». Также как весь мир не испытывает комплекса неполноценности оттого, что чисто российское изобретение – терминалы по оплате мобильных телефонов, появились впервые в России еще 20 лет назад, а потом с триумфом распространились по всей планете.

Что на 100% делается в России и из российских компонентов, так это отвердители. Их ассортимент очень широк, и можно подобрать отверждающий состав под любую модель застывания, варьируя скорость полимеризации, совместимость смолы и отвердителя и возможность введения в составы всевозможных добавок в виде пластификаторов и пигментов.

Молды для работы

Информация о совместимости того или иного компаунда с конкретным видом отвердителя или наоборот, всегда размещается в аннотации к товару или в инструкции по пользованию.

Критерии выбора

Наряду с такими качествами, как скорость застывания и экологичность, многие мастера на первое место помещают оптические свойства смол, применяемых для отливок. Что при этом имеется в виду? Ведь «прозрачность» материала не является аналогом термина «бесцветность». Например, чайная заварка прозрачна, но не бесцветна. Молоко бесцветно, если считать белый цвет бесцветным, но не прозрачно.

Поэтому если свет свободно проходит сквозь состав, но при этом меняет свой спектральный состав, то говорить о бесцветности нельзя.

Данным свойством «грешат» старые, еще советские разработки, ведь в экономике того времени при планировании не рассчитывали выпускать эпоксидные смолы с таким характеристиками, как бесцветность, сочетаемую с прозрачностью. Это не говорит о том, что химической промышленности советского периода таких смол разработать не могла,  школа советской химии была на уровне лучших мировых стандартов. Дело было просто в некоторой неразворотливости плановой экономики, как таковой.

Своими руками

Выбор сделан, смола приобретена, но что можно наблюдать в реальности? Смотря для какой цели она куплена, какой тип изделий будет из нее изготавливаться. Если толщина покрытия или отливки не будет превышать 4-5 мм, то допускается легкий лимонно- желтый или охристо-желтый оттенок ее в массе, то есть при отливке таким слоем застывшая смола при чисто визуальной оценке будет восприниматься как совершенно прозрачная или бесцветная.

Заметить желтоватый оттенок в ней можно будет, если только превысит толщину в 10 мм и более. Но такие смолы обладают еще одним неприемлемым качеством: если слой заливки превысит некую, часто небольшую, величину, произойдет ее сильный саморазогрев. В аннотациях в таких случаях всегда есть предупреждение о цветности прозрачного слоя, и о предельной толщине его заливки, выше которой возможны термические явления.

Интересный дизайн

Для заливок толщиной до 50 мм применяются смолы или абсолютно прозрачные, или, что чаще всего, с некоторой голубизной или фиолетовостью, которая заметна тем сильнее, чем толще слой заливки. Это связано с особенностями психологического восприятия цветов человеческим глазом, когда понятие «кристально-чистый» ассоциируется с легкой голубизной или сиренево-голубым оттенком. Для объемных изделий с толщиной свыше 500 мм характерно еще и применение смолы или специальных отвердителей, которые не подвержены сильному саморазогреву состава, который вызывает закипание смеси компаунда и отвердителя, или, как минимум, образования в ней пузырьков, которые тем больше по размеру, чем сильнее разогрев смеси.

Прием с голубизной, легкой лиловостью или синевой часто используют такие производители за рубежом, как Crystal resin и ICE resin. Компаунды с такими холодными оттенками называются отбеленными. В российских разработках эпоксидные смолы с таким свойствами выпускаются под индексом ПЭО-510КЭФ-20/0, а чисто прозрачный, без каких бы то ни было оттенков, маркируется как ПЭО-510КЭ-20/0. Хотя с последним можно поэкспериментировать, окрасив его в легкий заданный оттенок, оставив при этом прозрачным, добавляя в компаунд вещество Эпоксион 400 (110А).

Отличный подарок

Приемы смешивания и разведения с добавками могут зависеть, как от объемов компонентов готовых смесей, так от их веса. Дело в том, что при составлении ювелирных композиций чаще всего количество компонентов А и Б берут не в объемах, как то принято у эпоксидных смол производственного назначения, а по весу, в граммах или даже в миллиграммах.

Погрешность при этом должна быть не более чем в 5%, а чтобы не выйти за ее пределы, лучше начать взвешивание с компонента Б, то есть отвердителя. Посмотрим, что получится, на примере с частями А и Б эпоксидной смолы для ювелирный работ ПЭО.

Для этих компонентов должно быть соотношение А к Б как 100:25, или 4 к 1 по массе, и 100 к 30, или 3,3 к 1 по объему. При «промахе» взвешивания или отмеривания с отвердителем, если вместо единицы отмерили 1,1, то и компонента А, соответственно, должно тогда быть порядка 1,1г*4 =4,4г или 1,1мл*3,3 = 3,63мл.

Итоговый результат

Проще всего для таких смешиваний пользоваться следующей таблицей:

Как называется смола ПЭО 10К 20/0 ПЭО610КЭ20/0 ПЭО510КЭ20/0 ПЭО10КЭ20/0 ПЭО201КЭ20/0 Crystal

resin

EpoxAcast 690 KER 828/921 ОП
Страна или фирма-изготовитель Санкт-Петербург ГТИ (ТУ) Россия PEBEO S/A,

Франция

Smoos, on Ink, США СП Юж. Корея — Россия
Тара 150, 30, 600, 1200 мл, а также любая в пределах от 10 до 200 кг (канистра – бочка) 150, 300, 650 мл 1,18, 4,72 кг ——-
Пропорции компонентов А и Б

по массе

по объему

100 : 25

100 : 30

100 : 50 100 : 30 100 : 50

100 : 50

Вязкость мПа/с при t 25°C 900 780 640 480 240 430 200 1470
Время до желатинизации в час при 25°C 2-3 3-4 5-6 8-10 12-15 2 5
Время отверждения при 25°C 42-54 54-66 66-84 24 24-48 6(20-25)
Срок хранения мес. При t °C 6(20-25) или 12 (3-8) 6(12-25) беречь от холода Срок ограничен 23* 6(20-25)
После полной полимеризации
Как выглядит Бесцветный, с небольшим отбеливающим эффектом или совсем без него Бесцветный с отбеливающим эффектом Бесцвет-ный
Стойкость к свету и УФ по 5-бальной шкале 4 3 4 2
t °C max при эксплуатации 80 75 70 50 46 60
Твердость по Шору 80 75-78 65-70 50-60 80 80 80

Разница в отмеривании по объему и по весу вызвана тем, что плотности эпоксидного компаунда и отвердителя сильно отличаются. Поэтому попытка как-то «усреднить» пропорции может привести к плохому результату.

Для образования однородной полимерной сетки в застывшей смоле нужно, чтобы при составлении смесей А и Б сохранялось так называемое стехиометрическое соотношение этих частей, когда вся протополимерная цепочка части А прореагирует с отвердителем. В случае с «ювелирными» смолами не сработает прием, часто применяемый в дешевых образцах этой продукции, используемой для обширных заливок полов, столешниц, когда небольшой избыток отвердителя только ускорит время реакции полимеризации.

Изделия своими руками

Здесь же, в случае с ювелиркой, лишние молекулы отвердителя просто не встроятся в полимерную сетку, что снизит не только физико-механические характеристик полученных отливок, но и не даст их в дальнейшем отполировать. Ведь отвердитель будет иметь липкую консистенцию, и будет раз за разом будет выступать из мельчайших пор нарушенной полимерной сетки.

Если вы хотите иметь монолитную структуру ювелирного изделия, отлитого из эпоксидных смол, лучше обеспечьте к гарантированному сроку отверждения дополнительное время еще в трое-четверо суток, тогда на изделиях не будет оставляться отпечатков пальцев, как это часто бывает при нагреве украшений от тепла тела.

Работа с пористым поверхностями

При работе ювелирным смолами, если поверхности, которые будут заливаться, пористые, нужно или:

  • выбрать смолу жиже;
  • нагреть ее;
  • сначала замесить небольшой объем компаунда А и отвердителя Б и промазать пористые поверхности кистью, только после застывания этого грунтовочного слоя делать объем эпоксидки для отливки.

Красивое кольцо

Хорошо, когда в работе со смолой есть опыт. В противном случае старайтесь ориентироваться на мнения:

  • Экспертов-химиков или производственников, их можно найти на сайтах производителей. Там вы можете узнать тонкости процессов, описание которых не всегда есть на аннотациях, размещенных на таре-упаковке эпоксидного материала.
  • Практиков, то есть ювелиров-профессионалов или любителей, давно работающих с ювелирными эпоксидным компаундами.

Настоящие профи не замыкаются в себе, трясясь над секретам мастерства. Они щедро делятся ими показывая свой уровень экспертности, и в надежде, что вы когда-нибудь поступите так же.

Как выбрать эпоксидную смолу?

Сегодня мы поговорим о разновидностях эпоксидной смолы и о том, как выбрать эпоксидную смолу среди многообразия ту смолу, которая нужна именно вам. Разговор пойдёт только о эпоксидных компаундах ПЭО российского производства , так как при всём богатстве выбора альтернативы питерским компаундам нет. По соотношению цена-качество на российском рынке аналогов действительно нет.

эпоксидная смола ПЭО

Производитель компаундов ПЭО предлагает смолу, которая обладает разными технологическими параметрами и характеристиками- ПЭО-10К-20/0, ПЭО-610КЭ-20/0, ПЭО-510КЭ-20/0, ПЭО-10КЭ-20/0, ПЭО-210КЭ-20/0. На сайте нашего магазина в разделе «Эпоксидная смола ювелирная. Красители.» опубликована таблица технологических параметров компаундов ПЭО.

Из таблицы видно, что каждый компаунд обладает разной вязкостью, от чего зависят остальные характеристики. Рассмотрим каждый компаунд в отдельности, чтобы вам было легче сделать свой выбор в пользу того или иного компаунда.

эпоксидная смола параметрыэпоксидная смола ПЭО-10К-20/0

ПЭО-10К-20/0 подходит для создания выпуклой линзы и обладает самой высокой вязкостью среди представленных компаундов. ПЭО-10К-20/0 вам нужен, если вам нужна на изделии выпуклая линза. Это качество используют при заливки смолы в основы для бижутерии или заливки элементов. ПЭО-10К-20/0 обладает определённой хрупкостью, поэтому изделия из этого компаунда не рекомендуется вынимать из форм, сверлить, сгибать. Не рекомендуется заливать этот компаунд в полипропиленовые и силиконовые формы, изделие может треснуть при вынимании из формы. Если ваше изделие не будет подвергаться выемке (сверлении, сгибании и пр.), то этот компаунд вы можете использовать. Ещё одна особенность работы ПЭО-10К-20/0-высокая вязкость компаунда. С одной стороны это осложняет выгонку пузырей, с другой-изделия быстрее отверждаются. Пузырьки воздуха легко удаляются нагреванием готовой смеси на водяной бане и это относится ко всем компаундам марки ПЭО. Подробнее о работе с эпоксидной смолой марки ПЭО мы писали в этой статье. Для изготовления каких изделий подходит компаунд ПЭО-10К-20/0- для украшений в основах, сувенирах, декоративных предметах, которые не нуждаются в дальнейшей механической обработке.

эпоксидная смола ПЭО-610КЭ-20/0

ПЭО-610КЭ-20/0 также подходит для создания высоких линз, но его можно заливать в формы и основы для бижутерии. В отличии от ПЭО-10К-20/0, не хрупок и изделия можно сверлить и вынимать из форм. Обладает меньшей вязкостью поэтому для создания высоких линз рекомендуется готовый раствор смолы оставить в покое минимум на час для набора вязкости. Для изготовления каких изделий подходит компаунд ПЭО-610КЭ-20/0-для украшений в основах, для заливки без основ на подготовленных поверхностях, сувенирах, декоративных предметах, которые нуждаются в дальнейшей механической обработке.

ПЭО-510КЭ-20/0

ПЭО-510КЭ-20/0-универсальный компаунд. С его помощью вы можете создавать как выпуклые линзы, так и плоские изделия. Именно поэтому это самый популярный компаунд серии ПЭО. ПЭО-510КЭ-20/0 можно заливать в формы и основы для бижутерии и создавать изделия с плоской поверхностью. Несмотря на то, что у ПЭО-510КЭ-20/0 вязкость ниже, чем у предыдущих смол, получить линзу можно. Для этого рекомендуется готовую смесь оставить на несколько часов и смесь будет значительно гуще, что позволит вам получить высокую линзу. Для изготовления каких изделий подходит компаунд ПЭО-510КЭ-20/0-для украшений в основах, для заливки без основ на подготовленных поверхностях, сувенирах, декоративных предметах, которые нуждаются в дальнейшей механической обработке.

ПЭО-10КЭ-20/0 обладает низкой вязкостью и по характеристикам находится между компаундами ПЭО-510КЭ-20/0 и ПЭО-210КЭ-20/0. Обладает характеристиками обоих компаундов- подходит для заливки в формы и для имитации воды. Для изготовления каких изделий подходит компаунд ПЭО-10КЭ-20/0-для украшений в основах, для заливки без основ на подготовленных поверхностях, сувенирах, декоративных предметах, которые нуждаются в дальнейшей механической обработке. При заливке на подготовленную поверхность (плёнка, ткань, пластик)< изделие сохраняет эластичность.

эпоксидная смола ПЭО-210КЭ-20/0

ПЭО-210КЭ-20/0 обладает самой низкой вязкостью и подходит для имитации воды в изделиях и изделий, которым важна эластичность. Чаще всего именно эту марку приобретают для изготовления автомобильных шильд, магнитов и сувенирной продукции. За счёт низкой вязкости в готовой смеси образуется мало пузырьков, что облегчает работу. Если изделие, которое вы заливаете этой смолой, будет в дальнейшем подвержено изгибанию, то основа с изображением должна быть напечатана на гибком материале-плёнке, ткани, пластике. Для изготовления каких изделий подходит компаунд< ПЭО-210КЭ-20/0-для имитации воды, для украшений в основах, для заливки без основ на подготовленных поверхностях, сувенирах, декоративных предметах, которые нуждаются в дальнейшей механической обработке. При заливке на подготовленную поверхность (плёнка, ткань, пластик) изделие сохраняет эластичность.

Итак, теперь вы знаете свойства и характеристики компаундов ПЭО. Осталось выбрать тот, который нужен вам для решения ваших задач. Если вам нужна эластичность изделия-вам нужен компаунд ПЭО-10КЭ-20/0 или ПЭО-210КЭ-20/0. Если вам не нужна выпуклая линза-ваш компаунд ПЭО-510КЭ-20/0. Нужна выпуклая линза-ПЭО-610КЭ-20/0. Нужна высокая выпуклая линза-ПЭО-10К-20/0. Выбор компаунда во многом зависит от того какой эффект вы хотите получить. Какой материал будет покрыт эпоксидной смолой-изображение, сухоцветы, каменная крошка, влияет только на подготовку вашего материала к заливке. Если вы заливаете изображение-обязательно покройте его несколькими слоями клея ПВА, уделяя особое внимание краям (торцам) изображения. Если вы будете заливать сухоцветы для наилучшего результата их нужно покрыть лаком. Если это плоские листья и лепестки, то покройте клеем ПВА. Если выпуклые веточки и соцветия-используйте аэрозольный лак. Если вы будете покрывать окрашенную поверхность-защитите её с помощью акрилового лака и дождитесь его полного высыхания. Если вам нужна матовая поверхность-используйте диффузант ДФ-151 или заматируйте поверхность шлифовальной шкуркой.

В нашем блоге есть статьи, посвящённые изделиям и аботе с эпоксидной смолой. Все статьи вы можете прочитать здесь.

Остались вопросы? Позвоните нам в craftband.ru по телефону: 8-921-899-92-07 или напишите в комментариях или на почту: [email protected]


logo_craftband.ru

Эпоксидные Смолы для Творчества: как избежать ошибок

Сергей Гейдур

Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)

Ювелирные эпоксидные компаунды (смолы) стали широко применяться при изготовлении бижутерии, сувениров, оригинальных столешниц, картин, имитации воды и т.д. — как в быту, так и в производственных условиях. Но чтобы начать собственный бизнес в этой области или просто увлечься таким волшебным хобби, необходимо хорошо разбираться в особенностях работы с прозрачными эпоксидными смолами. Большой опыт по этому поводу накоплен в Лаборатории физики полимеров Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета) — СПбГТИ(ТУ). Разработанные здесь оптически прозрачные эпоксидные компаунды для творчества выпускаются в семи модификациях, в том числе: ПЭО-10КЭ-20/0, ПЭО-210КЭ-20/0 — с 2003 года, ПЭО-510КЭ-20/0, ПЭО-10К-20/0, ПЭО-610КЭ-20/0 — с 2009 года и ПЭО-310КЭ-20/0, ПЭО-710КЭ-20/0 — с 2016 года. Все эти годы автору приходилось много консультировать мастеров хэндмэйд и технологов по самым разным вопросам. От простейших — объяснить причины ошибок и «косяков» до креативно сложных — как воплотить в жизнь невероятные задумки с эпоксидной смолой. После систематизации и обобщения были выбраны 22 наиболее часто повторяющихся и важных вопроса и ответа на них, которые, как надеюсь, позволят избежать читателю ошибок и огорчений при работе с ювелирной эпоксидной смолой.

1. Что такое жизнеспособность ювелирной эпоксидной смолы? Когда наступает резиноподобная фаза, при которой эпоксидка пластична и ее можно гнуть, лепить?

У разных марок ювелирных смол эти параметры различные. Рассмотрим их на примере трех популярных марок: Crystal resin (PEBEO S.A., Франция), EpoxAcast 690 (Smooth-On, Inc., США) и ПЭО-610КЭ-20/0 (СПбГТИ(ТУ), Россия).

Жизнеспособностью называют период времени, в течение которого эпоксидная композиция после перемешивания компонентов все ещё остается в достаточно жидком и пригодном для использования состоянии. Для вышеуказанных смол жизнеспособность при комнатной температуре составляет примерно 115, 195 и 250 мин., соответственно. Этого времени хватает, чтобы пузырьки воздуха вышли из массы естественным путем как из объемных покрытий, так и из небольших по объему отливок, отверждаемых в формах. Следующая стадия — гелеобразования — занимает область перегиба кривых. На конечном ее этапе гелеобразная консистенция становится эластичной («резиновой), её внешним признаком может служить вмятина, которая остается на поверхности отливки при нажатии. Если требуется подзаливка эпоксидной смолой, то её рекомендуется производить именно в этот период, т.к. химические процессы ещё не закончились и в результате совместного отверждения поверхность раздела будет незаметной. В «резиновой» фазе эпоксидная композиция ещё пластична и в это время ее можно доработать, придав желаемую форму. Очевидно, ювелирные смолы Crystal resin, EpoxAcast 690, ПЭО-610КЭ-20/0 по сравнению с короткоживущими составами типа CHS-Epoxy 520/921ОП, имеющими в 3-4 раза меньшую жизнеспособность, имеют преимущества в плане легкости удаления пузырьков воздуха, а также при подзаливке и коррекции геометрической формы изделия.

2. У вас несколько ювелирных эпоксидных смол ПЭО, используемых для творчества. В каких случаях какую нужно использовать? В чем их преимущество по сравнению с аналогами?

В СПбГТИ(ТУ) разработаны и производятся следующие оптические эпоксидные компаунды (смолы) для творчества:

ПЭО-10К-20/0 для объёмных покрытий («линз» ,

ПЭО-610КЭ-20/0 для объёмных пластифицированных покрытий,

ПЭО-510КЭ-20/0 для объёмных пластифицированных покрытий и заливки бижутерии в формы,

ПЭО-10КЭ-20/0 для заливки бижутерии в формы и имитации воды,

ПЭО-210КЭ-20/0 для изготовления эластичных изделий и имитации воды,

ПЭО-310КЭ-20/0 для изготовления пластичных и крупных объектов (до 1,5л),

ПЭО-710КЭ-20/0 для заливки особо пластичных предметов и большеразмерных (до 2л),

Ювелирные эпоксидные смолы ПЭО, не уступая аналогам в оптическом качестве и УФ стойкости, охватывают более широкий диапазон по вязкости и жизнеспособности. Это позволяет им решать задачи, недоступные другим материалам. Выпускаются в соответствии с ТУ, прошли санитарно-эпидемиологическую экспертизу. К достоинствам следует также отнести 38 летний опыт работы сотрудников института в области создания оптических эпоксидных компаундов с заданными спектральными характеристиками, подтвержденный авторскими свидетельствами, статьями и внедрением на более 200 предприятиях.

3. У меня образовался излишек компонента А прозрачной эпоксидной смолы ПЭО-10КЭ-20/0 (компонент В был разлит). Можно ли каким то другим веществом его затвердить?

Если у вас образовался излишек компонента А, то правильнее всего приобрести недостающее количество «родного» компонента В, например, в магазине Нестандарт (Санкт-Петербург). Это же касается и закупки недостающего компонента А. Важное замечание — компонент В для всей линейки ювелирных смол ПЭО-10К-20/0, ПЭО-610КЭ-20/0, ПЭО-510КЭ-20/0, ПЭО-10КЭ-20/0, ПЭО-210КЭ-20/0, ПЭО-310КЭ-20/0 и ПЭО-710КЭ-20/0 одинаковый.

4. Эпоксидка застыла, но верхняя часть линзы была как будто покрыта масляной пленкой. Протерла линзу ацетоном, в результате нижняя часть гладкая и прозрачная, а верхняя стала шершавой. Отчего так бывает и как избежать этого в дальнейшем?

Причин появления масляной пленки может быть несколько: низкая температура, повышенная влажность, неправильное соотношение компонентов и их плохое перемешивание. К сожалению, вы не пишите каким отвердителем пользовались. При использовании в качестве отвердителя ТЭТА существенное значение имеют первые два фактора. Даже при правильных навесках и тщательном перемешивании отверждение при комнатной температуре с большой вероятностью будет сопровождаться появлением аминной пленки. Предотвратить её появление можно повысив температуру отверждения до Т=30 ºС и выше.

Эпоксидные смолы для творчества ПЭО и Crystal resin не столь критичны к температуре отверждения. Для них наиболее частая причина образования пленки — не учет того обстоятельства, что плотности компонентов А и В разные и поэтому соотношение компонентов А:В различно «по массе» и «по объему». Вторая по распространенности ошибка обусловлена расхожим заблуждением, что мол если взять отвердителя больше нормы, то отверждение произойдет быстрее. На самом деле при значительном излишке отвердителя он останется не прореагировавшим между узлами сетки, а на поверхности изделия будет наблюдаться его постепенное «выпотевание» (пленка). Кстати, одновременно снизится прочность и химстойкость отвержденного эпоксиполимера, влагопоглощение же напротив увеличится.

Если пленка появилась, то убирать её с поверхности нужно не ацетоном, а теплой водой с губкой или разбавленным этиловым спиртом.

5. Я нарушила пропорции (6,6мл:1,5мл) и клей ПЭО-510КЭ-20/ 0 не полностью застыл. Могу ли я сверху на этот не полностью застывший слой налить новый с правильной пропорцией?

Если вы ошиблись и налили А=6,6мл, В=1,5мл, а смесь ещё не разлили на изделие, тогда добавьте ещё отвердителя В=0,5мл и опять перемешайте. В итоге получится А:В=6,6 1,5+0,5)=6,6:2=3,3:1 и можно продолжать работать. Если же заливка изделия произошла, тогда решать — смывать полимерный слой или оставить его — вам придется самой, учитывая многие факторы: внешний вид, степень сшивки полимера, «ответственности» изделия и т.п. Если изделие заказное, то я бы не стал рисковать, делая вторую заливку. Крепкий дом на плохом фундаменте не построишь. Напоминаю, на всякий случай, что допустимая погрешность навески компонентов 5%.

6. Как можно избежать того, чтобы ювелирный компаунд не стекался от краёв изделия и на поверхности не образовывались «проплешины». Помогает только лишь второй слой заливки, но хочется добиться того, чтобы с первого раза все было нормально.

Полнота смачивания компаундом зависит от трех основных факторов: 1) соотношений поверхностных натяжений на трех межфазных границах: подложка-компаунд-воздух-подложка, 2) начальной вязкости компаунда и 3) состояния поверхности. Очевидно, в вашем случае 1) и 3) факторы неблагоприятные — подложка плохо смачивается эпоксидной композицией. Нужно менять материал подложки либо вводить в компаунд специальные добавки, что не всегда возможно из-за ухудшения прозрачности. Изменить состояние поверхности путем шлифовки также вряд ли удастся, т.к. испортится заливаемая картинка, а обезжиривание, я надеюсь, вы делаете. Остается использовать 2) фактор — вязкость. Чтобы компаунд не стекал, не заливайте его сразу свежеприготовленным, дайте выстояться пару-тройку часов (это зависит от марки компаунда и температуры окружающей среды и определяется опытным путем), потом заливайте.

7. Интересует, чем можно подкрашивать прозрачные эпоксидные компаунды в бытовых условиях, т.е. тем, что под рукой, и сохранится ли в этом случае их ПРОЗРАЧНОСТЬ? Годятся ли для этого акриловые краски, алкогольные чернила, акварель, цветной гель из ручек и т.п.

Я рекомендую использовать для этих целей специально разработанные концентраты ЭПОКСИКОН-400 (110А) сине-фиолетового цвета, ЭПОКСИКОН-445 (110А) цвета ультрамарин синий, ЭПОКСИКОН-480 (110А) голубого цвета, ЭПОКСИКОН-510 (110А) цвета морской волны, ЭПОКСИКОН-560 (110А) зеленого цвета, ЭПОКСИКОН-590 (110А) желтого цвета, ЭПОКСИКОН-610 (110А) оранжевого цвета, ЭПОКСИКОН-650 (110А) красного цвета и ЭПОКСИКОН-900 (110А) черного цвета. Они позволяют получать прозрачные эпоксидные компаунды всех цветов спектра, а их комбинации — огромное множество промежуточных цветов и оттенков. Концентратами ЭПОКСИКОН можно окрашивать не только ювелирные смолы ПЭО, для которых они были разработаны, но и многих аналогов: Crystal resin, MG-EPOX-GLASS, Epoxy Crystal Plus, Gold Glass, Artline Crystal Epoxy, ЭП-СМ-ПРО/921(ОП) и др.

При использовании подручных средств для колеровки помимо выбора желаемого оттенка цвета важно обеспечить и другие требования, такие как, например, отсутствие химического взаимодействия с компонентами эпоксидного компаунда, отсутствие миграции красителей к поверхности изделия, термо- и атмосферостойкость, безопасность. С перечисленными в вопросе красящими веществами нами таких исследований не проводилось.

8. Расскажите пожалуйста как работает отбеливатель Эпоксикон-400. Он делает белые детали более белыми или увеличивает прозрачность смолы?

Концентрат красителей ЭПОКСИКОН-400 (110А) добавляется в оптические (ювелирные) эпоксидные смолы для улучшения эстетического восприятия. Он использует свойство человеческого глаза. Когда мы говорим «кристально чистая» подразумеваем обязательно с голубизной. Как раньше для улучшения внешнего вида при стирке белья или побелке потолков применяли подсинивание, так теперь, для тех же целей, отбеливают (подсинивают) ювелирные смолы. Особенно это важно при изготовлении «толстых» изделий с толщиной свыше 3-5 см. Многие зарубежные составы Crystal resin, ICE resin, Luxe resin, Table Top Crystal Clear EE-116 и др. используют этот прием. В отличие от них мы предоставляем выбор: можно приобрести стандартный отбеленный компаунд (ПЭО-510КЭФ-20/0), компаунд без отбеливающего эффекта (ПЭО-510КЭ-20/0) или создать компаунд с подобранной по своему вкусу концентрацией отбеливающей добавки, т.е. использовать пару ПЭО-510КЭ-20/0 плюс ЭПОКСИКОН-400 (110А). Таким же образом можно скомпоновать остальные шесть марок ювелирных компаундов ПЭО: ПЭО-10КФ-20/0, ПЭО-610КЭФ-20/0, ПЭО-10КЭФ-20/0, ПЭО-210КЭФ-20/0, ПЭО-310КЭФ-20/0 и ПЭО-710КЭФ-20/0.

9. Хочу сделать значок, а в качестве основы использовать нарисованный карандашом (ручкой, фломастером) или напечатанный на принтере рисунок. Можно ли использовать для заливки смолу ПЭО-10К-20/0? Не «потечет» ли изображение?

На 100% утвердительно можно ответить лишь в отношении рисунка, нарисованного простым карандашом. Красящие вещества, входящие в состав паст, гелей ручек, чернил фломастеров или картриджей печатающих устройств могут вступить во взаимодействие с эпоксидной смолой и(или) отвердителем. Нужно делать пробные заливки.

Как правило, мастера подстраховываются, и прежде, чем заливать эпоксидную смолу на рисунок, наносят на него защитное покрытие. Для этого используют клей типа ПВА или лак. Обработка осуществляется с лицевой стороны, затем после просушки — с обратной стороны. Для надёжности наносят два-три слоя, тогда точно «протечек» не будет.

10. Делаю подвески 3см в диаметре толщиной 3мм, надо чтобы они были белые НЕПРОЗРАЧНЫЕ. Скажите пожалуйста есть ли в вашем ассортименте белый краситель для эпоксидной смолы?

В зависимости от применения рекомендации будут разные . Если речь идет об изделиях, отражающих свет, то для их изготовления используют непрозрачные белые пигменты или суспензии на их основе: двуокись титана, мел, тальк, перламутровые пигменты, аэросил, ЭПОКСИКОН флуоресцентный белый, ЭПОКСИКОН ПП-100 серебристый белый жемчуг, ЭПОКСИКОН ПП-120 белый ослепительный атлас. Если же требуется, чтобы изделия пропускали свет, то используют светорассеивающие диффузант ДФ-151 или концентрат ЭПОКСИКОН ПП-163 белый искристый мерцающий. «Легкое» рассеяние в слое 3 мм можно получить добавляя ДФ-151 в компаунд в количестве примерно 1-1,5%, а при 13% композиция по внешнему виду будет уже напоминать сметану.

11. Столкнулась с проблемой выбора светящихся в темноте эпоксидных компаундов ФЛ. Не могли бы вы указать их приблизительное время послесвечения? В частности, как отличаются по длительности свечения компаунды ФЛ-318 и ФЛ-318 синий?

Производители фосфоресцентных люминофоров утверждают, что длительность послесвечения для короткоживущих составляет до 3 часов (ФЛ-221, ФЛ-121, ФЛ-525), а для длительноживущих — до 2 суток (ФЛ-742, ФЛ-225, ФЛ-318, ФЛ-618, ФЛ-435 и др.). Но это до границы восприятия человеческого глаза (0,32мкд/м2), когда человек находится длительное время в темноте (в пещере?). Если же говорить о субъективной приближенной к реальному применению оценке длительности, то при входе в темную комнату со света через два часа после засветки люминофора свечение у первых уже отсутствует, тогда как у вторых — довольно уверенно различается. Через 5-7 минут после засветки – интенсивность свечения примерно равная, причем, у короткоживущих даже есть преимущество – для их полноценной засветки требуется только 5 минут, а для длительноживущих — 20 минут.

Фосфоресцентно-флуоресцентный компаунд ФЛ-318 синий изготавливается путем добавления к исходному фосфоресцентному компаунду ФЛ-318 флуоресцентного синего пигмента (или концентрата ЭПОКСИКОН флуоресцентный синий). Очевидно, введение дополнительного поглощающего вещества уменьшает как яркость, так и длительность послесвечения по крайней мере в два раза

12. Собираюсь в жаркие страны. Как поведут себя на солнце ювелирные эпоксидные смолы, к примеру, через 3-4 часа пребывания на пляже? И что может произойти с ними от контакта с морской водой?

Можно уверенно сказать, что 3-4 часа пребывания ювелирных смол ПЭО под солнцем не приведет к их пожелтению. Это подтверждается экспериментальными данными. За марки других производителей ручаться не могу, некоторые из них действительно обладают невысокой термо- и фотостойкостью. Эпоксидные материалы инертны к морской воде, не случайно на основе эпоксидных смол изготавливают высокоэффективные антикоррозионные покрытия подводных частей судов. Так что купайтесь на здоровье )

13. Подскажите какая марка ПЭО лучше всего подойдет для залечивания глубоких трещин в хрустале. Нужна минимальная вязкость без добавления растворителей. Подразумеваю работу при нагревании, так что долгое время жизни будет скорее достоинством, чем недостатком

В данном случае при выборе клей-компаунда помимо вязкости и жизнеспособности нужно также учитывать его показатель преломления. Очевидно, он должен быть как можно ближе к показателю преломления хрусталя, чтобы за счет хорошей иммерсии залеченные (заполненные смолой) трещины стали незаметными. Рекомендую попробовать клеи эпоксидные оптические высокотемпературные марок ПЭО-90К и ПЭО-490К. Их показатель преломления в отвержденном состоянии 1,55 близок к показателю преломления хрустальных стекол (не менее 1,52-1,55 по ГОСТ 26822-86), а жизнеспособность составляет более 20 часов — за это время все трещины успеют заполниться, даже мелкие.

В последнее время появились хрустальные стекла с высокой плотностью и показателем преломления до 1,65 . Благодаря этому улучшается блеск, игра, «белизна» (бесцветность). Если ваше изделие изготовлено из такого хрусталя, обратите внимание на компаунд эпоксидный оптический марки ПЭО-210КЭ-20/0 холодного режима отверждения. Он используется для пропитки камне цветного сырья, которое нельзя прогревать выше 80-90 ºС. Компаунд относительно маловязкий, его жизнеспособность при комнатной температуре 12-15 часов, показатель преломления в отвержденном состоянии 1,59.

14. Мне нужна эпоксидная смола для изготовления биологических макетов прозрачных животных, например, медузы 20 см диаметром. Что посоветуете: 1) делать отливку в форму, но боюсь образования пузырей или 2) не доводя до полного отверждения лепить из полуотвердевшего и ещё гибкого материала?

Очень интересное применение! Первый способ конечно предпочтительнее (технологичнее). Для него подойдут оптически прозрачные эпоксидные компаунды ПЭО-210КЭ-20/0 и ПЭО-310КЭ-20/0. Второй компаунд менее вязкий, обладает большей жизнеспособностью, значит пузырьки воздуха выйдут быстрее. В отвержденном состоянии он более эластичный.

15. Я давно пользуюсь смолой ПЭО 510. После переезда в другой дом начались проблемы: эпоксидка стала отверждаться не полностью, т.к. в доме прохладно. Купила аэрогриль. На нижней решетке при температуре 65 градусов смола застывает за 3 часа, но… появилась новая напасть — пузыри.

Вы верно определили причину плохого отверждения эпоксидной смолы — 1) низкую температуру окружающей среды. Известно, что снижение температуры с 25 до 15 ºС увеличивает время отверждения по крайней мере вдвое. К другим факторам, приводящих к неполному отверждению эпоксидной смолы, относятся: 2) ошибка в пропорциях компонентов А и В и 3) плохое перемешивание компонентов.

Проблема пузырей в описываемом вами случае связана исключительно с аэрогрилем, конкретно, с обдувом воздуха отверждаемой эпоксидной композиции. «Идеальными» условиями для отверждения ювелирной эпоксидной смолы ПЭО-510КЭ-20/0 было бы сухое замкнутое пространство с температурой Т=30-40 ºС, Это может обеспечить сушильный шкаф, а в домашних условиях — духовой шкаф или самодельная коробочка из пенопласта, установленная вблизи батареи парового отопления или обогреваемая лампой накаливания, главное — обеспечить равномерный нагрев смолы. Аэрогрилем я стал бы пользоваться только в крайнем случае — для доотверждения смолы после прохождения точки гелеобразования, см. вопрос №1.

16. Работаю с вашей смолой ПЭО-610 не первый год. Но тут случилась неприятность — через 5 месяцев хранения компонент А частично «отвердел», хотя контакта с компонентом В не было… В чем дело?

Ничего страшного не произошло. Просто компонент А (эпоксидная основа) закристаллизовался. Прогрейте его при температуре 80-90 ºС часа два и смола растает, потом перемешайте, физико-химические и оптические свойства при этом останутся прежними.

Можно сказать, что склонность к кристаллизации в определенной степени характеризует «чистоту» эпоксидной смолы: чем чище эпоксидная смола, тем скорее она закристаллизуется. Ввиду отсутствия на отечественном рынке низкомолекулярных эпоксидно-диановых смол оптического качества в начале 90-х годов нам приходилось очищать промышленную смолу ЭД-22 методом молекулярной дистилляции. В результате конечный продукт ЭДД-25 при комнатной температуре всегда был в закристаллизованном виде! Все зарубежные немодифицированные аналоги эпоксидных смол ЭД-20, ЭД-22 с цветностью по платиново-кобальтовой шкале менее 50 Apha склонны к кристаллизации в той или иной степени. По нашим наблюдениям процесс кристаллизации ускоряется при хранении смолы в негерметичной таре и при низкой температуре.

17. После перемешивания эпоксидной смолы с отвердителем (независимо отечественной или импортной ПЭО-10К, ПЭО-610КЭ, Crystal resin) смесь иногда сильно разогревается, были даже случаи, когда она дымилась и вскипала. От чего это происходит?

В процессе отверждения эпоксидной смолы происходит экзотермическая реакция, сопровождающаяся выделением теплоты. Количество выделяемого экзотермического тепла зависит от толщины и площади полимеризуемой композиции. Если приготовлена большая масса, а теплоотвод затруднен, тепло ускорит реакцию, которая в свою очередь приведет к выделению новой порции экзотермического тепла и т.д. Процесс может стать лавинообразным, эпоксидная композиция вскипит (вспенится), станет мутно-белой, совершенно непригодной к применению.

Чтобы избежать саморазогрева смолы, замешивайте небольшие порции с учетом рекомендаций производителя. Для ювелирных смол ПЭО-10К-20/0, ПЭО-610КЭ-20/0, Crystal resin установлен максимальный замес 100-150 г., отсюда следует, что масса заливаемого за один раз изделия тоже не должна превышать 100-150 г. Если замешали больше, например, массу 300 г., то её нужно как можно быстрее разлить 1) по большой поверхности с хорошей теплоотдачей или 2) в заранее приготовленные формы или 3) растарить в 3-4 емкости (предпочтительнее в мелкую плоскую посуду) постепенно расходуя до момента схватывания. При заливке крупноразмерных изделий или ваз с цветами для имитации воды нужно использовать составы с низкой скоростью отверждения ПЭО-210КЭ-20/0, ПЭО-310КЭ-20/0, ПЭО-710КЭ-20/0. Иначе без трудоемкой послойной заливки не обойтись.

Поскольку по правилам Ярмарки мастеров запрещено делать внешние ссылки, а без них целостность статьи нарушается, предлагаю заинтересовавшимся читателям продолжить чтение по первоисточнику. Для этого набрать в Яндексе «lfpti Гейдур. Эпоксидные смолы для творчества: как избежать ошибок» и вы сразу его определите.

Эпоксидная смола для творчества. Какую смолу выбрать?

Эпоксидная смола — прекрасный материал для творчества.
Прозрачная эпоксидная смола идеально сочетается с любым органическим и неорганическим материалом.
Ограничиться можно только полетом собственной фантазии.

Практически любую деталь интерьера из эпоксидной смолы можно изготовить своими руками.

часы деревянные из эпоксидной смолы            настенные часы из эпоксидной смолы       

Если рассматривать комбинацию дерево и эпоксидная смола — то несложно увидеть, что это тренд и 2018 и 2019 года в изготовлении эксклюзивной мебели.
Дизайнеры предлагают на наш суд уникальные прозрачные и красочные предметы интерьера: стол река, стол лагуна, стол из слэба.
Такая мебель не может повториться, она всегда эксклюзивна.

 столешница из эпоксидной смолы      столешница из эпоксидной смолы

Свою популярность прозрачная смола для заливки завоевала благодаря своим уникальным свойствам.
Эпоксидка — податливый и одновременно прочный к износу материал. В полимеризованном виде смола не токсична.



Какую смолу купить? Какая смола лучше? 

Давайте разбираться.

Эпоксидная смола – это сложный в производстве синтетический олигомер, содержащий эпоксидные группы. Эпоксидная смола для заливки — это всегда двухкомпонентный материал, состоящий из отвердителя и непосредственно самой смолы.

Рецептура смешивания компонентов, как правило: 100% смолы + 30% отвердителя. При соединении компонентов начинается реакция полимеризации и смола затвердевает.
Одно из важных свойств смолы — 100% сухой остаток. Смола не дает усадки. 


Производителей этого материала много, у каждого есть плюсы и минусы.

При выборе эпоксидной смолы нужно внимательно ознакомиться со спецификацией к марке. В спецификации (технической документации к продукту) обратите внимание на следующие моменты:

* Какой максимальной толщины может быть один залитый слой готовой смеси. Чем толще слой, тем легче и лучше работать со смолой. В нашей практике максимальная толщина одного слоя может быть от 10 мм до 150 мм. Например, итальянская смола QUL6283/00 подходит для заливки слоев до 150 мм.

* Какова устойчивость смолы к пожелтению? В идеале смола должна давать минимальное пожелтение.

* Степень прозрачности смолы. Самая лучшая смола — это высокопрозрачная смола, она прозрачна как слеза.

* Какая палитра пигментов есть у производителя для окрашивания эпоксидных смол? Чем больше палитра, тем больше возможность для творчества. Дизайнеры используют красители не только для придания сплошного цвета эпоксидной вставке, но и для «подсвечивания» пор у вставок из древесины.

* Видимость в применении нескольких слоев. У хорошей смолы границ слоев не должно быть видно.

* Технологии применения. Подходит ли смола для заливки столешниц или она предназначена только для изготовления украшений из эпоксидной смолы. Как правило, у известных и проверенных производителей такой градации нет, и смола универсальна в применении.

* Твердость после полимеризации. Очень важный параметр для больших изделий. Чем прочнее смола, тем устойчивее поверхность к истиранию. Посмотрите образец смолы, по возможности, проверьте его на устойчивость к мелким царапинам.

Для увеличения твердости изделия из эпоксидной смолы и защиты рабочей поверхности можно использовать акриловый глянцевый лак.

При работе с пористыми материалами, такими как дерево, пробка, сухоцвет, прогрунтуйте их перед погружением в форму со смолой. Это позволит заполнить поры и избежать воздушных пузырьков. Для мелких деталей подойдет предварительное окунание.

браслет из эпоксидной смолы

Формы для заливки эпоксидных смол.


Формы для заливки называются молды. Молды должны быть герметичны, т.к. смола очень текучий материал и способна «убежать» даже в маленькую трещинку. Материал форм может быть разный, как силиконовый, так и из других жестких материалов. Чтобы придать форме герметичность, используйте герметик. Герметик значительно лучше скотча. Для удобства выемки готового изделия, форму обрабатывают разделителем, например, воском, или, для больших площадей — используют стрейч-пленку.

         

Выбирая производителя эпоксидной смолы, обращайте внимание на известность компании и на историю применения продукта. Когда у производителя есть накопленная статистика, другими словами, есть чем похвастать — это и есть доказательство гарантии качества материала.

Сравнение ювелирных эпоксидных смол

Я создаю серьги, броши, кулоны и другие украшения из прозрачной ювелирной эпоксидной смолы. Занимаюсь этим уже 3 года. Имею два аккаунта в инстаграме @anna.tulskaya и @frozen_rainbow_jewelry, более десятка тысяч подписчиков, сотни клиентов. Успешно езжу на выставки. Через мои руки прошло много ювелирных смол. Ведь творчество это всегда поиски, метания, эксперименты.

В отличие от других публикаций я не буду распыляться на освещение всех возможных применений прозрачных эпоксидных смол. Очевидно, к смолам для заливки «линз» с высоким куполом и составам для объемных «рек» в столешницах, имитации воды должны предъявляться различные требования. Я рассмотрю применение ювелирной смолы только в одной области, самой популярной в среде хэндмэйд. Это получение качественных объемных покрытий на плоских поверхностях и небольших отливок (до 3 см толщиной). Недавно появилась публикация @ordinary_miracle1 на эту же тему в отношении трех марок из исследованных мною смол и мне приятно, что наши данные практически совпадают.

Под разбор попали 6 марок ювелирных смол, большинство из которых появились на рынке относительно недавно:

  1. ПЭО-510КЭ-20/0 от СПбГТИ(ТУ), Санкт-Петербург

  2. Magic Crystal 3D от украинской фирмы Эластоформ, Киев

  3. EpoxyCrystal PLUS   от ООО «ЭПОКСИМАКС», Санкт-Петербург

  4. Poly Glass от PolyMax (ИП Гончаров М.А.), Санкт-Петербург

  5. D-lineCrystal Epoxy   от ООО «Д-Лайн», Иваново

  6. Artline Crystal Epoxy от Artline Creativity (ИП Алексеев А.В.), Владимир 

Сравнивать будем по следующим критериям:

— удобство смешивания и попадание пузырьков,

— реакцию на водяную баню, удобство дегазации, 

— степень густоты, время первичного загустения, время полного отверждения,

— оптическую прозрачность в шарах и текучесть на плоских отливках, удобство шлифовки и полировки. 
 

1. Удобство и пропорции смешивания 

ПЭО-510КЭ-20/0

Одна из первых отечественных ювелирных смол, предложенная СПб технологическим институтом на замену импортной Crystal resin. Производитель выпускает 7 марок прозрачных ювелирных эпоксидных смол для заливки, но я чаще использую ПЭО-510КЭ-20/0 как наиболее подходящую для моего творчества. Смола поставляется в двух бутылках, на каждой написано, что внутри. Эпоксидная основа густая, отвердитель жидкий, как вода, оба компонента кристально прозрачные. Размешивается в пропорции 4:1 по весу. Достаточно удобно, легко запомнить, при сложении двух компонентов всегда выходит число, кратное пяти. Из-за вязкости смолы размешивание компонентов надо начинать аккуратно, иначе жидкий отвердитель может выплеснуться из низкого стакана. Перемешивать нужно тщательно, проходиться по дну и использовать технику второго стакана. При аккуратном размешивании пузыри не набиваются. В итоге смола получается жидкой и удобной для работы.

 

 Magic Crystal 3D

Я долго пользовалась этой смолой из-за ее невысокой стоимости. Поставляется она в двух бутылках. Мешается в пропорции 2:1, очень удобно. Практически невозможно перепутать. Смола и отвердитель густые. Промешивать надо тщательно, обязательна техника «второго стакана». Из-за густоты пузыри легко набиваются даже при аккуратном перемешивании. Неудобно заливать шары с мелким наполнением. К работе с этой маркой надо приноравливаться.

 

Epoxy Crystal PLUS

Относительно новая смола на рынке, быстро набравшая популярность за счет соотношения «цена-качество». Поставляется в двух бутылках в картонной коробке, с перчатками и инструкцией. Мешается в пропорции 10:3,5 по весу. Лично мне очень неудобно. Долго привыкала, и считаю до сих пор. Густая смола и жидкий отвердитель. Если мешать малый объем или интенсивно, то набиваются пузыри. Обязательно второй раз смешивать в новом стакане, потому что есть вероятность не промешать до конца у дна.

 

Poly Glass

Смола с практически такими же характеристиками, как у Epoxy Crystal PLUS. Только еще гуще. В моем случае это минус. Двойное смешивание и множество пузырей.

 

D-line Crystal Epoxy

Очень интересная смола, новинка на рынке. Приезжает в двух бутылках. Так как брала пробник, приехало просто перемотанное стрейчем. Очень жидкие смола и отвердитель. При перемешивании становятся еще жиже, фактически как вода. Из-за такой консистенции практически не набиваются пузыри даже при интенсивном размешивании. Промешивается отлично в одном стакане, но я по привычке все равно смешиваю во втором.

 

Artline Crystal Epoxy

Смола идентичная D-line Crystal Epoxy. Возможно, что производитель один и тот же. Мешается 2:1, очень жидкая, хорошо промешивается, пузыри не набиваются.

 

2. Реакция на водяную баню, удобство дегазации

После размешивания я обязательно ставлю стакан на водяную баню, это облегчает выход пузырьков.

 ПЭО-510КЭ-20/0

Хорошо реагирует на водяную баню. Если нет дегазатора, то подержав на водяной бане подольше, можно добиться хорошего результата по выходу пузырьков. При дегазации в вакуумной камере вскипает умеренно, дегазируется быстро и легко.

 Magic Crystal 3D

Самая густая из всех образцов. Перестала пользоваться этой смолой после того, как несколько последних партий приехали мутными. При прогреве на батарее мутность пропадала, но видимо была нарушена какая-то технология производства, потому что смола не дегазировалась в вакуумной камере даже при предварительном прогреве на водяной бане. Покрывалась кучей мелких пузырей, пеной, но результата не было.

 Epoxy Crystal PLUS

Смола средней густоты, у меня вечно выходит набить в нее пузырей. Но после прогревания на водяной бане в вакуумной камере все выходит почти идеально. Вскипает сильно, поэтому объем стакана должен быть значительно больше объема смолы.

 Poly Glass

Смола гуще Epoxy Crystal PLUS, но жиже Magic Crystal 3D. Дегазируется средне, после водяной бани пузырей много. После вакуумной камеры тоже остаются пузыри.

 D-line Crystal Epoxy

С этой смолой был интересный опыт. Так как она очень жидкая, я один раз ее просто прогрела на бане, и она стала идеально дегазированная. Вторую партию я поставила в дегазатор. Дегазировалась она за 10 секунд идеально. А третий раз я сначала прогрела, потом поставила в камеру. И тут был сюрприз. Смола очень разогрелась, почти закипела, в толще жидкости возникла куча мельчайших пузырьков и она сразу начала застывать. Через час была уже полностью отвердевшая. Никогда с таким не сталкивалась. Отливку я выкидывать не стала, в итоге застывший образец был опалесцирующий, с молочной белизной. Ни о какой прозрачности речи не шло. Отправила результат производителю. Они сказали, что возможно я применила двойное воздействие на образец. Больше я не рисковала и эту смолу не брала. Мне не нужны сюрпризы.

 Artline Crystal Epoxy

Несмотря на то, что по моим подозрениям эта смола-близнец D-line Crystal Epoxy, она выдержала двойное воздействие «баня+дегазатор» и дала отличные результаты за счет своей изначальной жидкости.

 

3. Степень густоты, время первичного загустения, время полного отверждения

 
 ПЭО-510КЭ-20/0

Это была моя первая смола. Комфортно жидкая, не как вода, но жиже киселя. При прогревании становится еще более жидкой. Дает достаточно времени для подготовки к заливке, время жизни при 28 °С часа три до начала загустения. Время первичного гелеобразования примерно 3-4 часа, после чего еще 2-4 часа (в зависимости от температуры) с ней можно работать. В загустевшем состоянии получаются хорошие линзы, а в жидком — отлично подходит для заливки шаров с мелким наполнением. Полностью застывает за 48 часов. Лично мне это неудобно, так как у меня большие объемы. Для меня это единственный минус при работе с ней. Решение этой проблемы — проведение отверждения при температуре Т=30-40 °С или переход на более «быструю» марку ПЭО-610КЭ-20/0.

 Magic Crystal 3D

Как я уже говорила, самая густая из всех. После разведения по консистенции, как кисель. Было крайне неудобно сначала с ней работать, трудно делать заливки в шар со сложным наполнением. Время жизни у этой смолы всего около 30 минут. Это тоже было неприятным сюрпризом после ПЭО-510КЭ-20/0. Надо торопиться, потому что смола начинает набирать вязкость почти сразу. И через полчаса это уже густая субстанция, с которой почти невозможно работать. Но существенный плюс — она полностью застывала за 12 часов: вечером залил, с утра можно доставать. По этой причине я пользовалась ей больше года.

 Epoxy Crystal PLUS

Среднегустая, отлично переносит водяную баню + вакуумную камеру. Дегазируется достаточно легко, если теплая. Если не прогревать, остается пена на поверхности. Немного, но остается. Вскипает достаточно сильно. Время первичного гелеобразования примерно час-полтора. Потом начинает постепенно густеть, и еще примерно пару часов можно работать. Застывает за 24-36 часов в зависимости от температуры окружающей среды.

 Poly Glass

Из-за густоты плохо отреагировала на водяную баню, и так же плохо дегазировалась в камере. Пришлось долго прогревать, после чего дегазировалась до нормального состояния. Пользовалась только 1 раз, не помню точно, как застывала. Кажется по схеме смолы Epoxy Crystal PLUS.

 D-line Crystal Epoxy

Если не брать в расчет тот случай, когда вышла накладка, то поведение смолы очень интересное. Она очень жидкая вначале, как вода. Но густеет за примерно 40 минут, иногда даже быстрее. Работать надо быстро, иначе все превратится в желе еще в процессе заливки)) Производитель указывает время полного отверждения 18 часов, но у меня ни разу так не получалось. По моим данным выходило 20-24 часов на полное отверждение.

 Artline Crystal Epoxy

Эта смола действует по схеме смолы D-line Crystal Epoxy. Очень жидкая, набирает густоту за 30-40 минут, застывает за 24 часа полностью.

 

4. Оптическая прозрачность, плоская заливка, механическая обработка и безопасность

 ПЭО-510КЭ-20/0

Отличные характеристики прозрачности после застывания. Смола не желтеет! У меня есть отливки трехгодичной давности, они не желтые. Я считаю, это прекрасные показатели. Я приноровилась заливать плоские элементы, не дожидаясь загустения. В плоских заливках не растекается, держит форму, застывает без ряби. Стачивается крупными хлопьями, не пылит, почти не пахнет. Шлифуется хорошо, в меру твердая, полируется до зеркально блеска и эффекта стекла. Безопасность подтверждена проведенной независимой токсикологической экспертизой: в отвержденном состоянии смола безвредна для здоровья.

 Magic Crystal 3D

С двумя последними партиями была накладка. До смешивания она была прозрачная, после смешивания набирала пузыри, не дегазировалась даже после водяной бани. После застывания была молочно белая, опалесцирующая. При этом экзотермической реакции не было, она не грелась. Я отсылала эти партии обратно на производство, после экспертизы мне было сказано, что «если смолу прогреть до 80 °С, то она не будет опалесцировать». Странный ответ. Мне казалось, что смолу надо купить, смешать и заливать, а не танцевать вокруг нее с бубнами и банями. В итоге мне вернули деньги за одну партию. Смола пожелтела через полгода. Очень неприятный сюрприз, так как мне начали писать покупатели по этому поводу. В плоских заливках ведет себя хорошо, но в итоге тоже желтеет. Стачивается мелкой пылью с сильным запахом. Пылью покрыто все вокруг. И снова минус. Без респиратора работать невозможно.

 Epoxy Crystal PLUS

Отличные показатели прозрачности после застывания. Работаю немногим больше года, пока жалоб не было. Производитель утверждает, что она не желтеет,…осталось подождать ещё год-два, чтобы сравнить с ПЭО. Надо сказать, что аналогичная ситуация в отношении устойчивости к пожелтению и у трех других смол Poly Glass, D-line Crystal Epoxy, Artline Crystal Epoxy. Epoxy Crystal PLUS хорошо ведет себя в плоском виде, не убегает, застывает без ряби, загустения для заливки я не жду. Стачивается средне крупными хлопьями, почти не пылит, почти не пахнет. Шлифуется легко, полируется до зеркально блеска и эффекта стекла.

 Poly Glass

После застывания оптически прозрачна, без проблем. Моих личных данных о пожелтении нет. Достаточно густая для заливки плоских образцов, но у меня застыла с рябью и ячейками, просматриваемыми под определенным углом. Об этом я сообщила производителю, но ответа не получила. Заливала один раз, шлифовать-полировать не приходилось.

 D-line Crystal Epoxy

Оптически полностью прозрачная. В плоской отливке ведет себя хорошо, за счет быстрого набора вязкости не убегает. Стачивается мелкой пылью с сильным запахом, работать рекомендую только в респираторе.

 Artline Crystal Epoxy

Все характеристики, как у D-line Crystal Epoxy. Небольшое отличие — застыла в плоской отливке с чуть заметной ячеистостью.

 

Резюме

Я попыталась оценить каждый из рассматриваемых технологических параметров смол в диапазоне от 1 (плохо) до 5 (отлично). Скажу сразу, дело это оказалось непростым, сильно зависящим от предпочтений мастера. Одному хочется, чтобы время первичного загустения было как можно больше (оценка 5), но тогда сильно увеличится время полного отверждения (оценка 1), для другого наоборот в приоритете быстрое отверждение (5) и малое время жизни (1). Со степенью густоты и удобством дегазации такая же ситуация: если одно «тянет» на 5, то второе на 1. Мое компромиссное решение было таким:
 Примечание к таблице. Знак <= отражает неопределенность по параметру стойкости смол к пожелтению.

 

Первое место разделили между собой смолы ПЭО-510КЭ-20/0 и Epoxy Crystal PLUS.  У ПЭО-510КЭ-20/0 мне не хватает скорости застывания, у Epoxy Crystal PLUS — более жидкой консистенции. Но это я уже придираюсь. Обе смолы идеальные, смело можно рекомендовать любую из них и мастеру, и новичку.

Второе место разделили между собой «близнецы» D-line Crystal Epoxy и  Artline Crystal Epoxy. Если бы не непредсказуемое поведение и странности с дегазацией, могли бы быть идеальными.

На третьем месте Magic Crystal 3D и Poly Glass. Первая – из-за непонятного поведения последних партий и желтизны, вторая – из-за густоты и разводов в плоских отливках.

 

Источник

Ювелирная эпоксидная смола с Али

Эпоксидная смола для творчества, которая меня порадовала. Отлично подойдет для тех, кто только начинает работать с эпоксидкой.

Я уже давно занимаюсь изготовлением украшений из ювелирной эпоксидной смолы и сухоцветов, мха, лишайников грибочкой и прочих даров природы. Вот несколько моих работ:

Тех, кто считает, что это не творчество, не красиво, глупо и не видит разницы между ювелирной эпоксидкой и прочими ее видами, сразу попрошу пройти мимо — давайте не тратить время друг друга.

Сейчас я уже даю МК, заказываю смолу у своих проверенных поставщиков, в своих работах задействовала не только бижутерную фурнитуру, но и золото, серебро. Также сейчас у меня есть своя техника шлифовки и полировки, работы с деревом и прочие хитрости.

Но первой моей смолой была смола с любимого всеми Алика:) Украшения их нее я не продавала, а брала ее для тренировки и практики. Сразу оговорюсь, что взяла и большой объем профессиональной смолы, которая стоила гораздо больше чем та, которую я описываю сейчас.

К слову, о последнем я пожалела и начинающим эпоксидникам хочу посоветовать — никогда не пользуйтесь для украшений смолой, в комплекте с которой поставляется желтый отвердитель. Даже если он слегка желтоват и при смешивании цвет пропадает, через какое-то время ваши изделия все равно пожелтеют! Та смола, которая была куплена вместе со смолой с Али до сих пор валяется где-то дома и использоваться будет в лучшем случае как клей для бижутерии. А скорее всего я вообще к ней не притронусь.

Стол или лампу из такой смолы тоже сделать не получится, разве что колерить до непрозрачного состояния, чтобы пожелтение не было заметно со временем.

В свете этого хочу сказать, что смола с Али — та самая, которую вы можете заказать по ссылке, меня порадовала. И теперь я еще больше убеждена, что на Али есть качественные товары.

Объем у этой смолы совсем небольшой, но ее вам хватит штук на 20 небольших изделий, если не больше. Не забудьте прикупить к ней молды (о них может расскажу в след. обзорах).

Все, что нужно сделать, это смешать смолу в пропорциях, указанных на этикетке, и залить в молд, дополнив колерами, сухоцветами или еще чем нибудь. Главное, чтобы ваше наполнение не было влажным — внутри смолы такая начинка начнет гнить.

Смола классная, прозрачная и довольно быстро застывает. На фото изделия не из этой смолы, а из профессиональной ювелирной, но могу сказать, что смотрится Аликовская не хуже. Минусы, возможно, только в том, что сама она плохо дегазуется (выпускает пузыри воздуха). Но без вакуумной камеры все пузырики все равно убрать не получится, так что это не дефект смолы, а скорее свойство всех таких материалов. Лично мне пузырьки на цветах даже нравятся, так мне они кажутся живыми:)

Себя рекламировать не буду, все таки суть поста в рекомендации для тех, кто только хочет начать и не знает, с чего. Если интересно больше моих работ и группы — пишите в личку:)

Кстати, для того, чтобы пузырьки воздуха все таки максимально вышли, можно нагреть компонент А до 50 градусов и только потом добавить отвердитель. Также самые большие пузыри можно подцепить иголкой или постучать молдом об стол (если это закрытая сфера или что-то типа того).

Изделия из этой смолы до сих пор не пожелтели и не утратили прозрачности. А прошел уже не один год. Так что рекомендую:)

Дальше в обзорах расскажу про молды и прочие важные штуки:)

Leave a Reply