Разное

Как слепить скульптуру человека из пластилина поэтапно – . , — .

Как слепить человека из пластилина.

В этом уроке лепки мы приведем способ создания человека из пластилина. Такие знания вам могут понадобиться, если вы захотите слепить какого-либо героя или реального человека. На первый взгляд может показаться, что смастерить адекватного человечка достаточно сложно. Но мы, естественно, убедим вас в обратном, ведь все этапы подробно описаны в данном руководстве.

Для лепки человека из пластилина вам понадобится:

  • бежевый пластилин – обязательно, ведь он максимально правдоподобно скопирует цвет человеческой кожи;
  • синий и черный пластилин – эти цвета мы будем использовать для лепки одежды и обуви, поэтому они не универсальны, их можно по желанию заменить другими;
  • коричневый – для создания волос, его можно заменить другим, например, черным;
  • стека;
  • спички.

1. Готовьте для работы яркий качественный пластин и подбирайте указанные нами цвета или свои вариации.

Лепка человека из пластилина - фото 1

Лепка человека из пластилина - фото 1

2. Начните лепку с головы. Скатайте бежевый шарик из предварительно размягченной массы. Размер данной заготовки должен быть небольшим.

Лепка человека из пластилина - фото 2

Лепка человека из пластилина - фото 2

3. Придайте шарику более правдоподобную – овальную форму. Прикрепите нос – широкий или узкий. Сделайте ямки для глаз и полоску уст.

Лепка человека из пластилина - фото 3

Лепка человека из пластилина - фото 3

4. Добавьте глаза со зрачками – большие или маленькие и брови.

Лепка человека из пластилина - фото 4

Лепка человека из пластилина - фото 4

5. Сделайте брусочек для лепки торса. Это будет, например, футболка. Прикрепите к ней рукава – длинные или короткие.

Лепка человека из пластилина - фото 5

Лепка человека из пластилина - фото 5

6. Подготовьте брюки. Легче всего сделать данную деталь из темного бруска и разделить стекой штанины.

Лепка человека из пластилина - фото 6

Лепка человека из пластилина - фото 6

7. Подготовьте спички для крепления всех деталей. Прикрепите брюки к футболке. Сделайте черные ботинки и также прикрепите их к штанинам на спички.

Лепка человека из пластилина - фото 7

Лепка человека из пластилина - фото 7

8. Сверху, также на спичку, прикрепите голову.

Лепка человека из пластилина - фото 8

Лепка человека из пластилина - фото 8

9. Добавьте дополнительные мелкие, но важные детали, без которых фигурка человека будет не законченной. Это будут руки и уши. Для этого также понадобится бежевый пластилин.

Лепка человека из пластилина - фото 9

Лепка человека из пластилина - фото 9

10. Вы можете оставить человека лысым, ведь в данном контексте мы лепим мужчину. Либо можете прикрепите прическу – произвольным образом.

Лепка человека из пластилина - фото 10

Лепка человека из пластилина - фото 10

Вот и все, наш урок по лепке человека из пластина можно считать законченным. А можно продолжить увлекательное занятие, добавляя человеку аксессуары: шляпу или чемодан.

Лепка человека из пластилина - фото 11

Лепка человека из пластилина - фото 11

Лепка человека из пластилина - фото 12

Лепка человека из пластилина - фото 12

Лепка человека из пластилина - фото 13

Лепка человека из пластилина - фото 13

Лепка человека из пластилина - фото 14

Лепка человека из пластилина - фото 14

Лепка человека из пластилина - фото 15

Лепка человека из пластилина - фото 15

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

moy-karapuzik.ru

Лепка фигуры человека. 7-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Разделы, к которым относится материал: ИЗО

Цель урока – научиться лепить фигуру человека с помощью пластичного материала, с учетом пропорций, передавать объем тела, позу, характер.

Задачи урока:

  • Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
  • Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира.
  • Познакомить с жанром изобразительного искусства. Закрепление навыков изображения головы человека, соблюдая пропорции.
  • Содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.
  • Развитие художественно-технических навыков в лепке фигуры и изобразительного мышления. Развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения, развитие моторно-двигательной координации руки.

Оборудование учителя – наглядные пособия: презентация “Лепка фигуры человека”, иллюстрации с фотографиями скульптур мировой культуры.

Оборудование учащихся: альбомы, гуашь, акварель, цветные карандаши.

Оформление доски: на центральной части написана тема урока (пустое место для будущего объяснения материала), справа – письменное объяснение материала, слева – наглядные пособия.

План урока:

  1. Организационная часть (приветствие) 1 – 2 мин.
  2. Объяснение материала (10 – 15 мин).
  3. Практическая часть (20 мин).
  4. Заключительная часть (показ общих ошибок, показ лучших работ, домашнее задание).

Ход урока

Вступление:

— Здравствуйте, дети. Сегодня мы будем лепить фигуру человека из пластилина.

Лепка является одним из самых древних видов искусства. Ещё в глубокой древности люди заметили, что при увлажнении глина становится мягкой и податливой. Тогда из неё удобно лепить различные предметы. После этого люди начали мочить глину, вначале покрывая ею плетеные корзины, посуду, а после и первые статуэтки божков, которые являлись примитивными предметами культа.  Первые находки скульптур были обнаружены в палеолитических стоянках во Франции, на территории бывшего Советского Союза, в Австрии, Японии и многих других метах нашей планеты.

— Что же такое скульптура? Скульптура – это вид изобразительного искусства, характеризующийся на ваянии или высечении из пластического или твердого материала трехмерной фигуры. В основном, в скульптуре изображается человеческая фигура в единичном или групповом исполнении, а также фигуры животных, мифические персонажи, изображение пейзажа и предметов.

Существует несколько разновидностей скульптуры, по рельефным признакам: 

1) Круглая скульптура – эта скульптура характерна тем, что может свободно размещаться в пространстве, это дает возможным иметь ее обозрение со всех сторон. Сюда входят все статуи как во весь рост, торс, бюст, статуэтка (небольших размеров статуя).  

2) Рельеф – вид скульптуры, где изображение расположено на плоскости. Существует две разновидности рельефов, это барельеф и горельеф. Барельеф — это вид рельефа, в котором сама фигура выступает над плоскостью меньше, чем на половину своей толщины. Горельеф – это вид рельефа, в котором изображение, в отличие от барельефа, возвышается над плоскостью больше, чем наполовину своего объема.         

Учитель: из каких материалов можно делать скульптуру?

— Использование материалов, в основном, связано с архитектурной культурой данной местности. Методом обработки металла (бронза, медь, драгметаллы) является ковка и плавка. Методом обработки глины, гипса, камня, дерева является лепка и ваяние.

Скульптура полным образом может передать эмоции, чувства, вкладываемые скульптором. Расцвет скульптура получила во времена древне римской цивилизации. (Посмотрите “Цецилия”  Скульптор использовал натуралистические подробности, такие, как кривой рот, оттопыренные уши, бородавку на щеке, для того чтобы конкретизировать образ, жизненность и цельность которого он прекрасно ощущал.   Богатство, прочное положение среди жителей Помпеи, успех достались ему, видимо, нелегко: страх, неудачи, борьба наложили отпечаток на его лицо, изрезанное глубокими морщинами).

Если посмотреть историю скульптуры в России, еще до правления Петра I, то можно четко сказать, что в это время, когда Православная Церковь имела мощное влияние, этот вид искусства практически не имел возможности как-либо развиваться. Петр I приглашал в Россию иностранных мастеров, в том числе и скульпторов (К. Б. Растрелли — статуя, выполненная из бронзы, императрицы Анны и монумент Петру І,), что повлияло на дальнейшее развитие скульптуры в России.

Период расцвета изобразительного искусства в целом считается время правления Николая I. Император оказывал всяческое покровительство, как художникам, так и  скульпторам. В это время были сооружены и украшены скульптурами храм Христа Спасителя в Москве , Исаакиевский собор в Петербурге.

Зачем же делались скульптуры людей?

— художники лепили божков, для поклонения, портреты людей, которых его интересовали или по заказу; благодаря портретным скульптурам мы можем узнать больше о предках, их характерах, душевных качествах, увидеть, как автор сам относился к этим людям — любил, уважал или посмеивался).

— Посмотрите несколько скульптур.

— Что подметил художник в изображенном человеке?

Творческая деятельность урока:

Перед началом работы следует повторить с учениками, какие виды искусства, жанры существуют, что такое композиция, пропорции, как работать с пластилином.

Творческое задание : лепка фигуры в движении. Темы выбирают дети: спорт, отдых, балет, танцы, цирк.

Объяснение учителя, педагогический рисунок на доске:

1. Вид изобразительного искусства – скульптура

(живопись, графика, архитектура, ДПИ, дизайн)

2. Жанр – портрет

(пейзаж, исторический, бытовой, батальный)

*Демонстрация наглядного материала с примерами портретной скульптуры.

3. Композиция: лепить с учетом пропорций фигуры (соотношение частей)

*Демонстрация рисунка с каноном Поликлета.

4. Статика /динамика (положение фигуры в пространстве)

*Демонстрация фотографий с мировыми скульптурами в движении.

Создание объёмной скульптуры начнём с разработки эскиза. Главное – создать динамичный, эмоциональный образ, над которым вам будет интересно работать: темы спорт, отдых и искусство.

— Для начала нарисуем фигуру человека. Рисуя тело или голову, ученик вначале намечает форму шара и трапеции, а затем уточняет ее по натуре. Этот метод имел целый ряд преимуществ перед другими. Следуя ему, ученики привыкали рисовать более осознанно, они не просто наблюдали предмет, его форму, но и анализировали ее. Намечаем расстояние от головы до пят, проводим осевую (серединную) линию по вертикали, она поможет нам в дальнейшем изменять положение фигуры в пространстве. Делим его пополам – находим тазовую часть (крестец). Нижнее расстояние пополам – колени. Рисуем форму головы – овал (1/7 всего тела). Трапеция – тело (плечи шире, чем талия) и пояс (трапеция). Руки рисуем в форме прямоугольников. Если человек в движении, то можно изменить положение серединной линии: человек нагнулся, облокотился. Направление основных костей ног изменить (согнуть колени, выставить вперед ногу и тд.) Направление рук изменить (согнуть в локтях, поднять вверх и тд.)

Материалом для создания фигуры можно выбрать пластилин бежевого или оливкового цвета (это не важно).

Мягкую алюминиевую проволоку при помощи плоскогубцев сгибаем для каркаса будущей скульптуры. Берем кусок проволоки (70-80см), перегибаем пополам. Образовавшаяся петля в месте сгиба – будущая голова. На других двух концах проволоки  сгибаем две петли для крепления к доске. Из этой же проволоки формируем плечи, бёдра, обматывая и скрепляя их в нужных местах тонкой проволокой. Кусок проволоки (30-35см) прикрепляем к плечам – это руки. Для того, чтобы передать динамизм фигуре сгибаем ноги в коленях и руки в локтях, изгибаем торс и шею, основываясь на свой эскиз. Петли на концах проволоки поворачиваем перпендикулярно к фигуре, чтобы она удобно “встала” на доске-основании.

Важно: чтобы скульптура была устойчива и не качалась, надо чтобы она фиксировалась на доске не менее чем двумя (а лучше тремя) хорошо закреплёнными точками.

Теперь формируем основные объёмы скульптуры. Посмотрите на профиль человека, на контур фигуры в области груди, таза, коленей. В голову и торс для уменьшения веса можно вложить кусочки пенопласта или пробки, мятую фольгу или бумагу, скрученную нитками или скотчем. 

Лепим детально голову:

  1. Намечаем форму головы – круг и полуовал.
  2. Проводим вертикальную линию по середине лица для симметрити. И горизонтальную по середине – уровень глаз. Расстояние между глазами – глаз. Брови над глазами.
  3. Делим расстояние от глаз до подбородка пополам – находим нос. Нос в форме треугольника.
  4. Между носом и подбородком проводим прямую линию – губы. Губы: верхняя часть – напоминает форму птицы, нижняя – полуовал.
  5. Уши в форме полуовала находятся на расстоянии от линии глаз до уровня носа. Волосы нарисуйте, какие хотите – волнистые, прямые, длинные, короткие и т.д. Шея – от окончания ушей.
  6. Лепим волосы, либо головной убор, кисти рук и обувь, формируем детали одежды. Изготавливаем из картона или шпона дополнительные детали: лыжи, скрипку, гитару и т.д. Покрываем пластилином дополнительные детали, а так же основание, чтобы скрыть места прикрепления скульптуры. В работе постоянно сверяемся с эскизом.

Итог урока.

Рассматриваем только самые удачные и интересные работы.

Домашнее задание.

Собрать репродукции картин художников. На следующих уроках показать свою “галерею” скульптурных фигур.

Использованная литература.

  1. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. программа общ уч. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Ракитин В.И. Искусство видеть. – М.: Знание, 1972.
  3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.4. Краткий словарь художественных терминов. – М.: Обнинск, 1998.
  4. http://dlyseby.ru/

urok.1sept.ru

Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей

Многие сейчас лепят кукол. Но те зачастую превращаются в существа с отталкивающей внешностью.
Происходит это от незнания возрастных анатомических признаков, характерных для различных возрастных категорий и неумением грамотно стилизовать. Ведь как говорит Елена Кунина, чтобы утрировать пропорции надо их хорошенько изучить. В связи с этим проследим возрастные изменения у человека. Так как недавно было несколько вопросов по анатомии младенцев, личка это скучно и лениво, а для комментария слишком много и лениво, остановлюсь на них поподробней в этом топике.
Безусловно, все люди разные.

Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей

Но лица и тела людей подчиняются определенным пропорциям.
Наш глаз и мозг просчитывает пропорции. Так быстро, что мы с одного взгляда можем сказать кто перед нами, мальчик или девочка, мужчина или женщина, старик или младенец, сколько лет ребенку. Мозг просчитывает расстояние между глазами, надбровными дугами, форму, размер носа, расстояние от носа до подбородка, линию роста волос. Говорят что младенцы одинаковые, не различишь. Если младенец не лысый, то по линии роста волос можно определить кто там у нас, мальчик или девочка:)

Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей

Человеческое тело, форма черепа с течением времени очень меняется. Очень. Гляньте:
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Разные части тела меняются по разному. Отдельные части тела ребенка растут неравномерно, а следовательно, с возрастом меняются и соотношения между ними: например, за весь период роста длина нижних конечностей увеличивается приблизительно в 5 раз, длина верхних конечностей — в 4 раза, туловища — в 3 раза, а высота головы — только в 2 раза.
Анатомия ребенка сильно отличается от взрослого человека, и чем он младше, тем сильней. Не зря детям нужны отдельные врачи, они же как инопланетяне, другие.
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Лепить, ориентируясь на учебники анатомии, где не останавливаются подробней на анатомии ребенка, или книги типа «История одной куклы» Гнесицкой, считаю фатальной ошибкой. Получаем гномиков, эльфов, пикчи, старичков, милых, но странных, домовых и прочую нечисть, но никак не человеческих младенцев.
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
на уроке анатомии мы все изучали скелет взрослого

А вот так выглядит скелет новорожденного. Как инопланетянин, правда?
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
череп взрослого
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
череп ребенка
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Пропорции детских лиц определяют по-разному. В зависимости от возраста, хотя для всех возрастов существует ряд общих закономерностей.

Верхняя половина радужных оболочек глаз находится приблизительно посредине между макушкой головы и подбородком или чуть ниже. Для начинающих художников характерна ошибка располагать глаза слишком высоко на рисуемом лице.
Ноздри детского носа находятся чуть выше средней точки между глазами и подбородком.
Нижний край нижней губы находится чуть выше средней точки между ноздрями и подбородком.
Максимальная ширина детской головы (в самом широком ее месте) составляет ширину пяти глаз.
Нос приблизительно равен по ширине промежутку между глазами.
Центральная линия обозначает расположение глаз.
Нижняя линия обозначает местоположение нижнего края лица взрослого человека.
Срединная линия лица. У младенцев проходит по бровям, и ко взрослому возрасту срединная линия проходит через зрачок у мужчин и по верхнему краю глаза у женщин. Кстати глаза у людей совсем не растут, но глазницы при рождении меньше, не говоря уже о черепе. Поэтому малыши такие лупоглазые и большеглазые)
сравнение лицевой части и черепной корбка у ребенка 2-х, 6-ти, 8 и 12 лет.
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Как проходит срединная линия:
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей

смотрите как меняется ребенок с возрастом, если смотреть в профиль. Как меняется лицевой угол. Как меняется соотношение черепной коробки и лица. У ребенка профиль характерный S образный. Чем старше, тем более он более прямой. Какой маленький носик и маленькие ушки.
У детей крупная мозговая часть черепа, лицевая часть мало развита, скулы и выступы надбровных дуг еще не видны, лоб, щеки и подбородок имеют округлую, обобщенную форму без каких-либо резких между собой переходов, характерных для более поздних возрастов. Рост лицевой части черепа начинается с восходящей ветви нижней челюсти, что уже значительно изменяет пропорции лицевой части черепа. Это можно легко заметить, понаблюдав годовалого ребенка и сравнив его с шести-, семилетним ребенком. Постепенно увеличиваются и средняя часть лица, скулы и т. д.
По мере развития ребенка младенческого возраста его лицевая масса пропорционально изменяется быстрее, чем черепная масса. Дети достигают пропорций лицевой и черепной массы взрослого человека лишь в раннем подростковом возрасте.
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
По мере развития всего организма в пропорциях черепа происходят существенные изменения, в частности в соотношениях между мозговой частью черепа и лицевой: растет весь череп, т. е. и его мозговая часть и лицевая, но последняя растет интенсивнее и становится по отношению к мозговой части более крупной. Одновременно выявляется более четкий рельеф костных выступов и более заметными делаются очертания мимических и жевательных мышц лица. Но туго натянутая молодая кожа еще сглаживает мышечный рельеф. Последующие изменения внешней формы головы вызываются главным образом за счет работы мышечного аппарата, влияющего на кожный покров, ибо костный остов коробки сохраняется в неизменном виде.
С возрастным увяданием кожного покрова связаны морщины, глубокие складки, довольно резкое обозначение костных выступов и мышечных групп на поверхности лица. С течением времени складки и морщины становятся еще резче, костные выступы превалируют во всем рельефе головы, волосы начинают редеть. Развивающаяся атрофия мышечных тканей и почти полное исчезновение подкожного жирового слоя вызывают одрябление кожи лица и образование большого количества складок на поверхности лица и шеи. В глубокой старости все признаки распада мышечных и кожных тканей выявляются с предельной ясностью. Выпадение зубов сокращает расстояние между подбородком и носом; износившиеся мышцы не в состоянии удержать в напряжении верхние веки и нижнюю челюсть, вследствие чего веки непроизвольно опускаются, а нижняя губа отвисает. Таков примерный ход нормальных возрастных изменений внешней формы головы человека.

Волшебный квадрат: размер рук маленького ребенка. В то время как руки взрослого равны длине от подбородка до линии линии роста волос у мужчин, и от подбородка до бровей у женщин, ручки у малышей маленькие.
А то часто вижу новорожденных ООАКов с от-такенными кулаками, Алеша Попович позавидует.
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей

пропорции лица взрослого — пропорции лица ребенка.
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
если кто не знает там написано: пополам, пополам и еще раз пополам.

Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей

Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Лепите опираясь не только на анфас, но и постоянно сравнивайте профиль. Пропорции стремятся сместится, утечь на лоб. И тогда вроде, если снимать в анфас, особенно лежа, куколка нормальная, то во всех остальных ракурсах откровенный ахтунг. Ога. Овал, лежащий на земле, кажется кругом. За шеей тоже надо следить. Она не должна крепиться к затылку.
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Измеряйте и сравнивайте пропорции во всех направлениях. Измерять удобно распечатав как можно больше ракурсов в нужном масштабе, с помощью циркуля с двумя иголками.
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей

Нет у детей носогубных складок. Нет! Это признак возраста. Как только у вас появляются носогубные складки — скоро на пенсию, внуков няньчить. Даже у полненьких, даже у смеющихся не складки, там впадинки, рельеф плавно перетекающий со щек на губы.
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
вот это
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей

Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
совершенно не это
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
часто вижу как у младенцев ООАКов лепят губы совсем как у людей с недоразвитием челюсти, под самым носом с ориентацией вверх либо совсем снося подбородок.
на рисунке — слева недоразвитие верхней челюсти, справа- нижней

Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
недоразвитие нижней челюсти у ребенка
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
часто пропорциям черепа ООАКов придают вид черепа взрослого, в уменьшеном виде, получая микроцефалию ООАКа
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей

микроцефалия у ребенка
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
еще один вид аномалии черепа который любят ооакеры:
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Кстати. Ушки. Посмотрите верхние фото где, как и под каким углом располагаются уши у ребенка.
Ушки бывают разные.Такие.
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
такие
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
такие
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
и такие
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Милашка. На эльфа похож.
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
главное это тонкий хрящ. Тонкий.
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
У каждого уши индивидуальны как отпечатки пальцев или рисунок радужки.
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
но все они построены по одному принципу.
наружная граница, завиток, противозавиток, козелок, мочка, слуховой проход.
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Первым делом, говорит DrLutz в своем уроке, я прилепляю кусок заготовки на место будущего уха, обычно на месте уха есть смысл просверлить углубление в голове, для увеличения площади соприкосновения головы и уха, чтобы материал лучше держался. Далее, прикрепляю шарик материала и начинаю формовать нечто почкообразное на месте уха. Затем на заготовке формирую четыре линии: первая линия — наружная граница, вторая — выделяет границы завитка. Третья отграничивает противозавиток. Четвертая — выделяет козелок и создает углубление для вставляния пальца при ковырянии в ухе, называется наружный слуховой проход.
После всего этого, как правило, требуется снова вернуться к внешней границе уха и снова ее перепроверить, поскольку материал имеет свойство расползаться в разные стороны, пока ты работаешь над линиями 2, 3 и 4.

Лепя своей кукле этакий толстый пельмень без уточнения где там завиток и плюя на противозавиток и козелок, получается что у вашей куклы или тяжелая степень отита,
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
или патология развития
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Может некоторым не дают покоя лавры американки Конни Феда из Пенсильвании, которая решила сделать целую линейку кукол с синдромом Дауна, когда дочь Ханна пожаловалась, что у нее нет похожих на себя игрушек? Девочка просмотрела огромный каталог кукол, но не увидела ни одной, которая бы напоминала ее, что сильно огорчило ребенка. Тогда на помощь и пришла мама, оказавшаяся превосходным мастером кукол
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
или не поэтому?
Надеюсь, хоть кому-то это поможет избегнуть основных ошибок при лепке.
Бонус. Из книги Елены Куниной.
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей

babiki.ru

Методическая разработка «Лепка фигуры человека на уроках скульптуры»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени А.А. Алябьева»

Художественное отделение имени В.Г. Перова

Методическая разработка

Тема:

«Лепка фигуры человека на уроках скульптуры»

Разработала:

Коробчинская Полина Игоревна

преподаватель скульптуры

Тобольск

2016

Содержание

Введение

Изготовление каркаса

Моделировка форм

Проработка деталей и окончание работы над этюдом

Заключение

Список литературы

Введение

Методическое пособие предназначено, для детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования по направлению «Скульптура», педагогических работников, занимающихся с детьми младшего и среднего школьного возраста основами лепки из скульптурного пластилина. Используя данное пособие можно не только самостоятельно изготовить фигуры на каркасе, но и обучить этому детей.

Работа с использованием данной методической разработки проведения занятия позволяет приобрести обучающимся необходимые знания, умения и навыки по изготовлению каркаса и моделировке фигуры человека.

Актуальность данной темы заключается в эффективности средств познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов, помогая детям познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития.

Дети, освоившие технику лепки на каркасе, получают хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности. Также лепка развивает детей и является одним из способов реализации творческого потенциала. Нельзя не отметить положительное влияние лепке на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность.

Изготовление каркаса

Любая фигура человека высотой более 10 см. требует каркаса, иначе она не сохранит форму. Именно поэтому в процессе обучения следует уделить внимание обучающихся на технологию изготовления каркаса фигуры. Так как ученики создают скульптуру не более 20 см. в высоту, то изготавливается не стандартный каркас на глаголе, а более упрощенный каркас, с учетом возрастных особенностей учеников и количества учебных часов.

Работа над каркасом неотделима от лепки, хотя и не является лепкой в буквальном смысле слова. В это время мы выполняем часть той скульптурной работы, в результате которой потом возникает законченный этюд. Эту часть работы, эти задачи решить совершенно необходимо потому что последующем ходе работы мы будем опираться на то, что получили, узнали, будем согласовывать и соразмерять последующие действия с тем, что уже нами установлено. На стадии работы над каркасом мы словно обрели впереди себя цель и достигли того, что некоторые ее очертания стали для нас различимы. Направление на цель найдено, и мы пробуем сделать первые шаги на пути продвижения к ней, стараясь не терять ее из виду и не отклоняться в стороны. Стадия выполнения каркаса является ответственной в первую очередь потому, что в это время в воображении работающего впервые возникает и определяется в некоторых своих общих чертах будущий этюд.

Приступать к работе над каркасом можно после того, как станок для работы отрегулирован и, главное, постановка проанализирована, изучена и понята, а все инструменты готовы к работе.

Для изготовления каркаса необходимы следующие материалы:

— проволока алюминиевая или медная сечением 2,5

— плоскогубцы и кусачки

— подставка (доска)

— гвозди

— молоток

— карандаш простой и ластик

— эскиз, шаблон скелета

Устройство каркаса для фигуры несложно.


Для изготовления каркаса фигуры человека рекомендуется использовать медный иди алюминиевый электрокабель ВВНГ двужильный сечением 2,5 или 3х2,5 (трехжильный сечением 2,5). Тонкий диаметр телефонного провода не может служить надежным каркасом даже при многослойном скручивании, поэтому на уроке необходимо показать типы проволоки, пригодные для работы. Проволока для каркаса должна быть достаточно толстой, хорошо сгибаться, но и не быть слишком гибкой, чтобы не выгибаться под тяжестью материала.
Для практической работы каждому ученику необходимо иметь медную проволоку (40-50 см). Такой каркас позволит выполнить фигуру большого размера и обеспечит ее надежность и устойчивость.

Перед практической работой учитель демонстрирует последовательность изготовления каркаса, параллельно комментируя свои действия, а так же напомнить о пропорциях фигуры человека.

Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Эти изменения отчетливо видны в человеческой фигуре. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого человека размер головы занимает 1/7 часть всего его роста, а у ребенка 4-5 лет – 1/4 или 1/5 часть.

Существуют соотношения частей тела: концы пальцев опущенной руки взрослого человека, когда он стоит, приходятся приблизительно немного ниже середины бедра. Бедро немного длиннее голени. Предплечье короче плеча. Пропорций в изображении фигуры человека, говорили о представлениях красоты человеческой фигуры.

Приступая к его изготовлению, воспользуемся отрезком проволоки, длина которой в четыре-пять раз превышает размер самой фигуры.

  1. Плоскогубцами необходимо сделать «петлю» для будущей головы. Петля при лепке предотвратит прокручивание головы.

  2. Приложив заготовку к шаблону, отмерим длину туловища до основания ног.

  3. От копчика, в районе тазовой кости, необходимо сделать загиб проволоки вправо.

  4. После этого проволока загибается вниз- это одна из ног. Размеры ноги должны соответствовать размерам, указанным в чертеже.

  5. Далее изготавливается «петля» — необходима для качественной установки каркаса на подставке и ее длина зависит от движения и положения ног. Если положение стоя- петля 3см., если шаг – 4-5 см., если бег-6-7см. (размеры приблизительные)

  6. Далее проволока загибается вверх- это вторая нога.

  7. После выполнения второй ноги, необходимо сделать загиб проволоки вправо в районе тазовой кости симметрично с уже готовым элементом.

  8. Держа пересечение проволок, обкрутить 2-3 раза проволоку вокруг основания туловища человека. Откусить проволоку плоскогубцами.

hello_html_77833d86.jpg

При изготовлении рук следует воспользоваться следующими рекомендациями:

  1. Длина рук равна длине всего каркаса + 3 см. на «обкрутку» проволоки вокруг «позвоночника». Откусить проволоку плоскогубцами.

  2. Сложить проволоку пополам так, чтобы один кончик был чуть больше. Обкрутить проволоку рук вокруг «позвоночника», держа короткую проволоку с каркасом туловища правой рукой, а левой рукой обкрутить длинную часть проволоки вокруг «позвоночника» в районе плечевого пояса. В итоге длина рук должна уровняться. Если руки после прикручивания плохо держатся на основании каркаса, то их нужно прижать плоскогубцами либо закрепить кусочком пластилина.

  3. Прикрутив, сделать загибы проволоки на плечи.

hello_html_m1a7a0678.png

Основные требования к проволочному остову любой конструкции заключаются в том, чтобы он точно соответствовал размерам, указанным на чертеже. Сгибая каркас, следует отмечать на проволоке местоположение локтевых и коленных суставов, указанных на шаблоне.
После изготовления каркаса, ему необходимо предать задуманное движение.

Для этого выровнять каркас, придав ему исходное положение скелета человека стоя и придать ему соответствующее задумке движение.

hello_html_671f53ba.png

Подобрать необходимую по размеру подставку и закрепить каркас на подставке, воспользовавшись следящими рекомендациям:

  1. Разместить работу на доске, так, чтобы каркас размещался посередине подставки, отметить с внутренней стороны петли каркаса 3 точки : 2 точки у пяток и 1- посередине петли.

  2. Забить все гвозди ровно до середины их длины.

  3. Сделать наклоны гвоздей в сторону каркаса

  4. Приставив каркас под наклоненные гвозди забить гвозди до конца, ударив по шляпке гвоздя. Проверить, чтобы каркас был хорошо установлен и качественно забит.

hello_html_mcb4c826.jpg

По окончанию работы убрать все инструменты в отведенное для них место и начинать работать над моделировкой общих масс фигуры человека.

hello_html_15cac17d.jpghello_html_6a99b393.jpghello_html_3035694a.jpg hello_html_m7460f22a.jpg

Моделировка форм

Прежде всего, надо отложить пластилиновый плинт. Он при построении каркаса обозначает нижнюю границу пространства, занимаемого фигурой.

В работе с натуры должно стать заповедью: накладывать, срезать или перемещать пластилин сразу настолько, насколько необходимо. А если масса пластилина, с которой нужно произвести операцию, слишком велика для этого, сначала ставят вехи, или маяки, указывающие на то, что скульптор знает, что и как он собирается делать. Самое главное, анализируя и сравнивая детали, из уже сделанного нужно брать в качестве опоры для всего дальнейшего. Работая над множеством больших и малых форм, передвигая их, мы остановим себя, если по инерции занесем руку на твердо установленный элемент остова построения.

В накладывании пластилина должна быть определенная дисциплина действий. Лепка из пластилина при всей своей свободе обязательно подразумевается приближение к оригиналу из нутрии. Наращивая первоначальную болванку, стараемся показать, как мы размещаем в пространстве те или иные формы в нужном движении, ракурсе (голова, ноги и т.д.). Нет нужды совершенно в начале работы браться за отдельную часть и лепить мелкие детали а именно (голова — нос, глаза и т.д.). Необходимо набрать основные крупные массы точные в пропорциях, весе, движении. Не нужно наращивать одну массу до границы другой, так как она может быть соразмерной или отпасть, необходимо по мере возможности вести работу сразу над всеми массами, хотя скачки от одной массы к другой будет очень заметны. Сходство с моделей воспитывает дисциплину художественную. В работе нужно стремится к точности и конкретности. При лепке человека выделяю три основных момента накладывания пластилина

1) Набор общей массы

2) Моделировка форм

3).Проработка деталей

Так или иначе, весь пластилин, потребовавшийся для наполнения объема фигуры, необходимо наложить на каркас постепенно, наращивая кусок за куском, придерживаясь продуманной последовательности и порядка от общего к частному. Элементы внутренней конструкции лучше всего брать в той самой очередности, в какой они стоят друг за другом благодаря объективно существующему устройству натуры. Это могло бы быть чем-то вроде возведения фигуры по ее собственным законам: определяющее — сначала, зависимое — потом.

Не следует позволять себе набрасывать бесформенные глыбы глины и откладывать заботу об их членораздельной форме на последующее. Мало того, чтобы нагрузить на каркас примерно достаточную массу пластилина, мало убедиться в том, что она с этого поворота, с которого ее сейчас видит работающий, имеет внешние очертания, сходные с контурами модели. Нужно сразу требовать от себя большего. Для того чтобы сразу показывать верную общую форму всего объема, необходимо, накладывая пластилин, уже знать, какую общую форму она должна принять, а для этого нужно заранее затратить известное время на осматривание со всех сторон, на осмысливание и на запоминание всей общей формы этого объема в целом. К моменту накладывания последних кусков глины, наполняющих, наконец, объем, нужно уже иметь, в известном смысле слова, законченное понятие об объеме, который должен появиться,— законченное не в смысле исчерпывающей детализации — нет, а в смысле полного кругового охвата со всех сторон: спереди, сзади, слева, справа. Важнейшее правило прокладывания объема, даже закон: объем сначала должен возникнуть в воображении автора, причем как единое целое со всеми своими сторонами вместе, в их связи, в их отношении друг к другу. И так же как единое целое сразу со своими сторонами в их верном отношении друг к другу он должен возникнуть и в глине под руками скульптора. В то время, когда впервые устанавливается, предположим, какая-то одна сторона, скульптор направляет свое внимание больше всего на то, как по отношению к ней расположены те стороны, которые уже есть, и как будут расположены те стороны, которые должны появиться.

hello_html_m272050c0.jpg hello_html_m1568850c.jpg hello_html_623e96eb.jpg

hello_html_m1389342c.jpg hello_html_6ef19cc1.jpg

Проработка деталей и окончание работы над этюдом

Переход от начала лепки к средней стадии процесса иногда представляет собой своего рода «опасный» момент. В начале лепки, при прокладывании и во время первых проверок проложенного, ученик, самими обстоятельствами лишенный возможности бездумно копировать одну только внешность, так или иначе, проявляет сознательную деятельность, отбирая ясные и нужные пространственные задачи и более или менее отчетливо разрешая их. Широта его восприятия и энергия суждения разогреты ощущением новизны, да и сами задачи этого периода еще довольно просты. Но бывает, что в какой-то определенный момент в работе наступает перелом, не замечаемый учащимся, но заметный со стороны. Учащийся вдруг начинает работать, как попало, без осознанных задач. Начинается пощипывание этюда то здесь, то там, без связывания одного с другим, а когда кто-нибудь повернет модель, пощипывание продолжается, но уже с другой стороны, причем все это уже не соотносится с тем, что делалось при предыдущем повороте, и глаз работающего, подчиняясь воле слепого случая, скачет с какой-то одной отдельно воспринимаемой детальки рельефа поверхности на другую, с какого-то одного кусочка контура на какой-то другой. Начинается работа «вприглядку».

Важным вопросом является работа над сечениями объема. Мы сейчас имеем в виду поперечные сечения. Если вы знаете остов построения объема, знаете некоторые, самые главные поперечные сечения фигуры, то задача вылепить ее по памяти в каком угодно положении не представится неразрешимой. Любую крупную часть фигуры можно мыслить как совокупность важнейших сечений, нанизанных на какой-то основной стержень, связывающий их воедино. Выше мы говорили для примера о том, как надо и как не надо подходить к воссозданию полного объема торса при прокладке. Все сказанное можно свести к следующему: к прокладыванию общей формы торса надо подходить не как к срисовыванию по очереди нескольких контуров с заполнением кое-как пространства между ними, а как к нанизыванию важнейших поперечных сечений на два крепко поставленных основных стержня — заднюю и переднюю главные линии его. Два наиболее важных для всей фигуры поперечных сечения — это сечение на уровне гребней подвздошных костей и затем сечение плечевого пояса около уровня ключиц. Каждое сечение необходимо хорошо просмотреть кругом и не один раз. Сечение плечевого пояса должно быть верно, поставлено над сечением таза. Если это выполнено и если к тому же оба сечения, верно, связаны друг с другом посредством передней и задней главных линий торса, да еще если оба вместе верно помещены над опорной площадкой, покрываемой следком, то успех построения фигуры можно считать обеспеченным. Поэтому на их установку надо обратить самое серьезное внимание и много раз проверять ее со всех сторон, неустанно поворачивая и модель и этюд. Другие важнейшие сечения фигуры, о которых нельзя забывать,— это сечение шеи у ее корня, или, что то же самое, рисунок стыка шеи с торсом, затем сечение грудной клетки ниже уровня грудных мышц, сечения бедра вверху и внизу, сечение колена, сечение посередине голени и рисунок стыка голени и следка.

Работая над руками, нужно продумать, каковы эти сечения и как они повернуты друг над другом посередине плеча, в верхней и нижней частях предплечья. Каждое сечение, о котором возник вопрос, должно быть незамедлительно просмотрено кругом, и, может быть, не один раз.

Работая над симметрично построенными самой природой формами — головой, грудной клеткой с плечевым поясом на ней, тазом, необходимо заботиться об элементарном соответствии одной половины другой. Увидеть, есть это соответствие или нет, можно в каждом случае с первого взгляда, если посмотреть точно спереди или сзади.

Однако начинающие иногда охотно выделывают бугры и борозды и в то же время не хотят видеть, что в их работе начало шеи сбито влево или вправо от центра — от яремной ямки, что одно плечо получилось короче другого, что одна половина грудной клетки шире другой или длиннее другой (в направлении сверху вниз), иногда она сдвинута по отношению к другой вверх или вниз так, что вся геометрическая основа построения видимого рисунка грудной клетки перекосилась.

Словно боясь воспроизвести имеющееся в натуре выступание наружу очертаний опорного бедра, очень многие из начинающих, вопреки видимому и явно нарушая элементарное геометрическое построение таза, ослабляют этот контраст и стараются пододвинуть опорное бедро внутрь, чуть ли не под середину таза, да еще утолщают его, перенося внутренний его контур слишком близко к противоположному боку.

Очень важно не забывать, что проверка и оценка целого всей фигуры в каком бы то ни было отношении требует отхода от этюда на значительное расстояние. Стоя близко от этюда, можно получить представление о всей фигуре лишь путем постепенного переведения взгляда с одного ее места на другое. Неискушенному ученику этого кажется, порой достаточно, чтобы считать, что он видит всю фигуру, но в действительности это не так. Переводя взгляд с одного места фигуры на другое, мы видим одну часть после другой, а не одновременно, и мы не можем в это время непосредственно воспринимать отношения и оценивать их во всех их тонкостях. Непосредственно воспринимать отношения чувством и взвешивать их во всей их точности можно лишь в то время, когда то, что относится друг к другу, видно одновременно, без необходимости поочередно переводить взгляд с одного на другое. Отдаление, обязательное в этих целях, для каждого глаза разное. Иногда, чтобы, не переводя взгляда видеть всю фигуру в целом с полной ясностью, необходимо расстояние в три-четыре-пять раз больше ее роста.

Конечная стадия процесса, включающая в себя разбор «вплотную» и окончательное улучшение общего, продолжается долго. Два основных момента, составляющих ее, тесно переплетаются друг с другом. И тот, кто только вступает в период разбора, сейчас же начинает сталкиваться с вопросом окончательного усовершенствования целого.

Если оглянуться на весь процесс лепки длительного этюда, то наиболее общая схема его будет такова: 1) грубое упрощение, где точно и конкретно берутся только немногие места, наиболее важные для передачи главнейших закономерностей; 2) разбор «вплотную»; 3)окончательное прослеживание, исправление и уточнение всех связей и зависимостей целого, определяющих его крепость, характерность, выразительность, содержательность — другими словами, завершающее обобщение всего сделанного. Только такое обобщение, опирающееся на доскональный разбор, можно считать полноценным, свободным от упрощенчества и верхоглядства. Это обобщение и есть итог всего процесса, конец, венчающий дело.

hello_html_m28813ad5.jpg hello_html_m549669d4.jpg

hello_html_m23178aa9.jpg hello_html_3247aace.jpg hello_html_2d48514c.jpg

Заключение

Лепка из пластилина — как один из видов изобразительной деятельности несёт огромные возможности для развития ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Изучив особенности лепки из пластилина с использованием металлического каркаса, пришла к выводу, что такие занятия способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с бумажным материалом, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

Лепка фигуры человека является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает детям познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти занятия дают детям хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности, развивают чувство материала и пластической формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы его раскрытия. Важным моментом поддержания интереса ребенка к занятиям является также его творческая активность. Ребенка должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком. Поэтому перед ним надо ставить посильные, ясные цели и задачи, обязательно фиксировать достигнутый результат, а затем предлагать новые задачи.

Занятия лепкой и скульптурой необходимы детям, так как они помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные способности, способствуют всестороннему развитию личности, помогают, ребенку расслабится, и благотворно влияют на его психику. Дети начинают стремиться к познанию самих себя и окружающего их мира.

Список литературы

1. Соколов В. Н. Лепка фигуры. — М., 1963.

2. Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. — М., 1982.

3.Мухина В. Скульптура. — М.-Л.: Просвещение, 1964.

4.Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. — М.: Просвещение, 1979.

infourok.ru

Лепка портрета живой модели

Рассмотрим примерный сценарий работы над портретом.

Для начала нам нужен каркас.

Вот перед нами простейший вариант каркаса для лепки головы. Как видите, его не сложно изготовить самостоятельно.

Центральная опора в данном каркасе установлен строго вертикально, это предохраняет крепление этого элемента от разбалтывания и заваливания.

Существуют варианты каркасов, когда брусок устанавливается наклонно. Это оправдано, так как шея человека слегка наклонена вперед. Однако, следует иметь ввиду, что от долгого соприкосновения с влажной глиной, место крепления бруска к основанию может подгнить и разболтаться. Поэтому оно требует отдельного внимания, об этом мы поговорим позже.

Начало лепки. Набираем общую массу головы, работаем со всех сторон, смотрим на пропорции.

Можно вспомнить, что голова человека в целом похожа на яйцо с острым кончиком на подбородке и тупым в районе макушки, поэтому можно отталкиваться от этого, но учитывая общую форму и пропорции головы модели.

Набираем массу параллельно со всех сторон, сравнивая особенно внимательно в начале с четырех основных точек — анфас (вид спереди), два профиля (виды сбоку) и сзади. Для этого через короткие промежутки времени (от 3 до 5 минут) поворачиваем к себе соответствующими сторонами  нашу работу и позирующую нам натуру. Для этой цели работу мы ведем на скульптурном станке, а модель сидит в кресле, установленном на вращающемся подиуме (низком и широком скульптурном станке).

Спереди сразу набираем достаточный объем, так чтобы в яремной ямке (в основании шеи спереди) не торчал каркас. Для этого на маске (лицевой части) массу глины проще взять с небольшим запасом.

Если представить себе расположение каркаса внутри нашего портрета, то оно таково, чтобы поверхность шеи сзади в верхней части и спереди в нижней части не подходила слишком близко к каркасу.

Начав работу с четырех сторон (анфас, два профиля и сзади), постепенно добавляем к ним четыре промежуточных «трех-четвертных» (угловых) разворота. таки образом, ведем работу с восьми сторон.

С самого начала работы нужно верно взять самые основные пропорции — соотношение ширины головы к высоте как спереди (анфас),

так и сбоку (вид в профиль)

Если это более-менее удается, сразу нужно взять основные пропорции по высоте, и среди них, в первую очередь, высоту на которой расположен глаз.

Согласно классическим пропорциям, «слезник» (внутренний угол глаза) делит высоту головы пополам. Однако в реальной жизни все может быть не совсем так, поэтому нужно внимательно смотреть на натуру. Важно не допускать неосознанного увеличения лицевой части (маски) с одновременным преуменьшением верхней (макушечной) части головы и затылка. Обычно начинающие имеют склонность слишком высоко располагать надбровные дуги и глаза, что сразу же приводит к невозможности дальше верно взять все остальные пропорции головы. Данная ошибка является самой распространенной при работе над головой, среди начинающих скульпторов и художников вообще.

Таким образом, эта пропорция является очень важной при работе над портретом, ее нужно обеспечить с самого начала и не забывать о ней в процессе работы.

Также, при работе анфас, нужно взять следующие пропорции:

  Верно поделить высоту головы между следующими точками: макушка — надбровные дуги — кончик носа — низ подбородка.

  Определить расстояние по высоте от макушки до лобных бугров.

Между кончиком носа и краем подбородка определить место, на котором расположен рот, иными словами, поделить расстояние от кончика носа до низа головы на участки: верхняя губа, нижняя губа, подбородок.

Параллельно с этим, мы обращаем внимание на общий характер формы и архитектонику головы анфас. На иллюстрации подчеркнуты основные, бросающиеся в глаза линии или направления, которыми образован общий силуэт головы в данном случае и самые основные направления, по которым поворачивается форма головы.

Также, нужно взять основные линии, которыми образован силуэт головы и основные направления, по которым поворачивается форма при виде сбоку (в профиль).

Постепенно, в процессе работы, мы передаем архитектонику головы более внимательно и подробно.

Форма головы неоднородна, она условно делится на более прямые участки, условно называемые «планами» или «плоскостями» и участки, где форма поворачивается, меняет свое направление. Такие участки мы будем условно называть «поворотами формы» или «переломами формы».

Условно, систему «планов»(плоскостей) и «поворотов формы» в данном случае можно представить в виде следующей схемы (полосами обозначены «переломы формы») :

Однако следует учитывать, что «планы» или «плоскости» вовсе не плоские, они выпуклые или слегка вогнутые, а «повороты» или «переломы» формы как правило очень мягкие, плавные.

Исходя из этого, работу над архитектоникой и пластикой (проще говоря — формой) головы, можно условно отобразить более мягко, в виде следующих иллюстраций, на самой начальной и последующей стадиях соответственно:

При лепке в группе неизбежно модель поворачивается к нам (и к нашим коллегам) поровну разными сторонами, а не только теми, где бы нам хотелось поработать в данный момент.

Очевидный положительный эффект здесь в том, что это как раз приучает нас вести работу параллельно со всех сторон, а не заниматься только лицевой частью, как это стремятся делать начинающие.

Часто у начинающих возникает мысль, что вся основная работа в портрете может происходить в районе глаз, носа и губ, а во всей остальной зоне и делать-то особенно нечего. Представление о голове у начинающего на этом этапе можно сформулировать как «голова = лицо + нечто неопределенное». Вследствие этого, общая форма головы берется весьма приблизительно, аморфно, вяло. Планы и повороты форм могут быть либо вовсе не взяты, либо взяты весьма приблизительно.

На самом же деле, нам с первых шагов следует осознать, что учимся мы лепить именно голову — объект имеющий со всех сторон свою интересную, характерную форму, всякий раз индивидуальную. Верно взятая общая форма головы и является залогом дальнейшей успешной работы.

В качестве аналогии можно сравнить общий объем головы с домиком, а глаза, нос и рот — с балкончиками, козырьками или наличниками. Никто ведь не занимается отделкой деталей, когда общий объем дома не выстроен.

Кроме того если угол, которым к нам повернулась модель нас не совсем устраивает, мы всегда можем его слегка изменить, делая полшага вправо-влево.

И в тот момент, когда модель к вам затылком, общую форму которого, как вам кажется вы взяли, не стоит повторять ошибку многих начинающих — не дождавшись, когда модель повернется к нам лицом, они разворачивают лицом к себе свою работу и находят в ней какие-то недостатки, которые пытаются устранить не глядя на модель. В результате, и форма затылка не уточняется и лицевая часть без сравнения с моделью, на самом деле, не улучшается. Лучше в такой ситуации отойти на противоположную сторону, откуда и модель обращенную к вам лицом и работу вы сможете лишний раз сравнить с расстояния.

В целом также полезно много отходить сравнивая с разных точек и модель, и свою работу и работы ваших коллег.

Постепенно, по мере уточнения пропорций и пластики, голова неизбежно становится более похожей и подробной. В то же время, как видите, мы не занимаемся моделировкой, лепкой деталей, а по прежнему стараемся уточнять пропорции, характер формы, архитектонику.

При взгляде спереди и сзади не забываем о симметрии парных точек: скулы, углы нижней челюсти, выступающие точки в районе рта, крылья носа, углы надбровных дуг, общие объемы глаз, лобные бугры и так далее. На практике это означает, что работая с этих сторон мы смотрим на элементы слева и справа и действуем с двух сторон параллельно. В упрощенном виде, алгоритм звучит как «действие слева — действие справа». Изолированная работа только над одной из сторон у начинающих часто проводит к асимметрии.

На последующих сеансах детали неизбежно конкретизируются, но мы ими отдельно, как-то специально, не занимаемся, а продолжаем уточнять пластику головы и пропорции.

Как и с самого начала, работаем со всех точек поочедно.

Постепенно, по мере того, как общая пластика и пластика отдельных кусков уточняется,  уточняются и детали.

При работе над деталями, всегда вначале уточняем общую форму куска, намечаем основные части, снова смотрим общую форму, уточняем основные части, проверяем общую форму, добавляем подробности и снова смотрим общую форму и так далее.

Уточнение деталей позволяет вернее разобраться с архитектоникой головы.

И в то же время, верно взятые соотношения позволяют добиться сходства и передачи настроения, внутреннего состояния модели.

Когда работа движется к завершению, можно уточнить отдельные детали мелким инструментом. Однако же, специально вылизыванием мелочей и тем более выглаживанием поверхности лучше не увлекаться, т.к. подобные действия легко могут убить всю вашу пластику.

Если созданная работа вас удовлетворяет и вы хотите ее сохранить, вам предстоит формовка и отливка. Эти процессы сами по себе заслуживают отдельных статей, поэтому просто проговорим вкратце, как была переведена в гипс данная работа…

Место, в котором вам предстоит формовать, можно завесить полиэтиленовой пленкой. Такой же пленкой желательно застелить пол и поверхность скульптурного станка, рабочего стола или просто табурета, на котором вы собираетесь формовать. Эти полезные действия существенно уменьшат масштабы последующей уборки.

В данном случае, нам вполне удобно провести формовку «на три куска» — одна часть формы спереди и две сзади-побокам. Соответственно, швы (стыки между формами) у нас пройдут следующим образом — два спереди-сбоку и один сзади-посредине.

Данный вариант удобен нам еще и потому, что уши на этом портрете прикрыты, а значит, не создадут дополнительных зацепов.

Часто первая, так называемая «черновая» формовка производится «в расколотку», то есть чтобы освободить готовую отливку, форму требуется разбить, но в данном случае, при делении на три куска, у нас есть все шансы в конце форму просто раскрыть, не прибегая или почти не прибегая к расколачиванию.

Итак, в начале необходимо выставить бортики по границам будущей передней части формы.

В данном случае, мы пользуемся для этого пластинками, нарезанными из тонкой листовой меди.

Готовим гипс.
Гипс разводим в пропорции 1,5-1,75 частей гипса на 1 часть воды по объему. Обычно для этих целей используется гипс высоких марок, из российских лучше всего Г-16, так называемый «скульптурный». Воду берем холодную. Наливаем ее, например, в пластиковое ведро, и туда же засыпаем гипс. Даем немного пропитаться и тщательно перемешиваем. Даем гипсу подзагустеть до вязкости кефира.


На такой густоте обрызгиваем поверхность лица.


Затем заполняем немного более густым гипсом ограниченную пластинами  полость. Толщина в данном случае удобна от 1,5 до 2,5 см посредине и до 5-6 по бокам — там нужен запас прочности от нагрузок при раскрытии формы.

Затем снимаем бортики, на открывшемся крае гипсовой формы вырезаем лунки для лучшей фиксации частей формы друг к другу.

Смазываем край гипсовой формы жидко разведенной глиной и налепляем глиняные «клинышки» — они понадобятся нам для раскрытия формы.

Если на краю формы обнаружились раковины, пузырьки воздуха — их тоже залепляем глиной.

Последние две иллюстрации были взяты от формовки другого портрета, но суть остается той же.

Далее, мы выставляем из пластин один борт посредине затылка сверху до низу и заполняем гипсом вторую треть формы.

Снимаем пластинки, на открывшемся крае гипсовой формы тоже вырезаем лунки, смазываем жидко разведенной глиной край формы и налепляем «клинышки».

Заполняем гипсом оставшуюся треть.

Через полчаса или позже можно начинать раскрывать форму.  Для этого заготавливаем деревянные клинышки и и осторожно начинаем забивать их в места, где на стыках формы торчат «клинышки» из глины.

Забиваем понемногу и все параллельно, затем поливаем колышки водой, они разбухают и начинают открывать форму. Когда образуется щель, аккуратно, без резких движений, разнимаем части формы.

 


Затем,  если в частях формы осталась глина, ее удаляем деревянным стеком и промываем части формы водой и кисточкой.

Далее, чтобы отливка не прилипла к форме, всю поверхность формы изнутри необходимо покрыть разделительным составом.

Один из традиционных вариантов разделительного состава:

Поверхность формы покрывается жидким мылом несколько раз, пока не перестанет впитываться. Затем тонким слоем покрывается растительным маслом либо вазелином.

Части формы соединяются, связываются веревкой, если на стыках есть щели, они закладываются глиной.  Либо можно их скрепить просто гипсом, наложив его снаружи на стыки, шириной 5-8 см.

Затем форма переворачивается, устанавливается прочно и заливается гипсом.

Если нужно получить пустотелую отливку, гипс заливается понемногу и форма кладется практически на бок и поворачивается, чтобы гипс постепенно оседал на стенках.

Через полчаса после заливки или позже, можно аккуратно разбирать форму.

Готовую отливку можно при желании потонировать в любой гамме.

Что с ней делать дальше?

Если произведение для вас является ценным и удачным, его нужно беречь, используя в качестве модели и для дальнейшей продажи, подарков и т.д. использовать снятые с него гипсовые, либо переведенные в другой материал  копии.

P.S.:Статья ориентирована на начинающих скульпторов, если вам есть, что добавить, можете отправлять ваши ценные мысли по адресу —  info(a)skulptu.ru

Олег Торопыгин

www.artstudying.com

Leave a Reply