Разное

Как плести узлы – Макраме для начинающих: история и техника макраме, подходящие нитки, основные узлы, схемы плетения и пошаговый мастер-класс

Содержание

схемы плетения основных простых узлов, плоских и квадратных, «Жозефина» и «Фриволите»

Виды узлов макраме

Человечеством придумано многочисленное количество узлов, но в технике макраме используется лишь часть из них. Комбинации и повторения тех или иных их видов позволяют создавать оригинальные изделия: браслет, кашпо, панно. Основой для всех этих изделий являются различные нити.

Особенности

Самые простые схемы узелкового плетения известны с древности, когда люди научились использовать узелки для создания одежды и предметов быта. Своё историческое начало и развитие техника макраме получила в Древнем Китае в середине VIII века. В средневековой Европе тоже использовали макраме, так как подобные работы можно увидеть на полотнах художников эпохи Возрождения, но необычайная популярность к этой технике пришла лишь к началу XX столетия

.

Кашпо, ковры, абажуры, выполненные плетением нитей, использовались не только в домашних интерьерах, но и были украшениями в культурных заведениях и учреждениях общепита.

Виды узлов макраме Виды узлов макраме

Основные инструменты, которые пригодятся в плетении макраме:

  • ножницы;
  • небольшая подушка;
  • булавки;
  • крючок для вязания;
  • клей.

Подушку для плетения иногда заменяют куском пенопласта, но нередко мастерицами применяются и специальные дощечки, обтянутые мягкой тканью или поролоном. Нити для макраме используются длинные и прочные, а четкие рельефы получают путем скручивания этих нитей. Если нужно продолжить плетение, а нить закончилась, то ее можно удлинить. Для красоты изделия применяется цветной материал или выполняется окрашивание готовых изделий, но такой подход – редкое явление в макраме.

Клей нужен для обработки некоторых нитей, например, шелковых, для того чтобы в процессе работы нить не распускалась. Для плетения можно использовать обычную шерстяную пряжу, но нити в ее составе должны быть очень жесткими и прочными.

Узлы в макраме нужно скручивать туго, и если материал слабый, то он будет постоянно рваться.

Виды узлов макраме Виды узлов макраме

Простые узлы

Базовые узлы макраме позволяют выполнить простейшие изделия, которые можно превратить в основу красивого интерьерного украшения или в бижутерию. Перед началом работы следует усвоить базовые понятия:

  • основа – это нить, на которой будут закрепляться узлы;
  • рабочая нить – та, которая используется для создания узла;
  • для удобства работы все нити нужно на чем-то закрепить, поэтому такая деталь тоже называется основой;
  • крепление нити на основе называется замочком и выполняется элементом наружу или внутрь изделия.

Узлы макраме подразделяются на основные и дополнительные. Первые элементы представляют собой основу для многочисленных вариаций узоров, рассмотрим некоторые из них.

Виды узлов макраме

Репсовый узел

Его строение сходно с одинарным узелком. В рассматриваемой технике он является одним из основных. Формируя последовательно такие узлы, можно получить объемный шнур, который именуется бридой. Бриды подразделяются на

горизонтальные или диагональные.

Горизонтальная брида получается из двух рабочих ниток, которые располагаются параллельно основе. Нить для диагональной бриды располагается под углом. Совокупность горизонтальных и вертикальных основ позволяет воплощать интересные геометрические узоры.

Репсовый элемент может быть выполнен вертикально или горизонтально. Первый вариант предполагает использование в качестве рабочей первую в ряду нить. Узел горизонтального типа предполагает применение в качестве основной вторую в ряду нить. Если грамотно использовать сочетание этих узлов, то можно получить бусины различного размера, которые используются для создания бижутерии. Их закрепляют красивой витой нитью и получают простое, но красивое украшение.

Плоский узел

Используется для создания предметов интерьера, внешне выглядит прямым. Узел имеет основное значение в создании многих плоских элементов. Плоские узлы бывают выполнены на левую или правую стороны работы. Ряд односторонних узлов создает скрученный шнур, который может быть использован для изготовления занавесок или бижутерии. В качестве вариации исполнения может быть применен двойной плоский узел.

Виды узлов макраме

«Геркулесов» узел

Такой элемент использовался повсеместно еще до появления узелковой техники плетения. В Древней Греции он был основным узлом при изготовлении одежды. Сегодня рукодельницы успешно применяют его при создании красивых панно, мебели и даже ковров.

Чтобы сплести такой элемент, используйте две нити, прикрепленные к основе. Нить слева укладывается горизонтально свисающим концом справа. Вторая нить укладывается поверх этого основания, а конец нити продевается слева в полученную петлю. Правая нитка протягивается в горизонтальном положении так, чтобы ее конец остался слева, а левая нить пропускается под этой свисающей частью. Теперь левая нить должна оказаться на горизонтальном основании правой нити, а ее конец нужно продеть в полученную вторую петлю.

Выполнив эти этапы, «Геркулесов» узел можно затянуть. Этот же узел можно получить и из четырех нитей, а внешний вид его будет похож на декоративный квадратный узел «Фриволите».

Виды узлов макраме Виды узлов макраме

Китайские виды

Каждый китайский узел макраме отличается формой, которая имеет собственное значение. В технике плетения часто используются красные нити, которые свидетельствуют о процветании и благополучии.

«Лотос»

Узел, который выполняется по кругу, при этом в работе

нет основных или рабочих нитей, так как они все используются для узора. Узлы укладываются по часовой или против часовой стрелки. Эта техника успешно применялась в морской практике, так как получаемый шнур выходил очень прочным.

Для плетения можно использовать разнообразные материалы – веревку, кожу, шерсть.

Виды узлов макраме Виды узлов макраме

«Шахматка»

Этот элемент макраме включает в себя квадратные узлы, которые нужно расположить в шахматном порядке. В результате плетения получается полотно с красивым узором, которое применяют для создания корзинок, сумок и даже гамаков. При создании основного квадратного элемента потребуется 4 нити, поэтому для подготавливаемого полотна нужно выбрать количество нитей, кратное этому числу. Для тренировки в плетении используют атласные нити или толстые капроновые шнуры. Изделия с элементами «Шахматка» получаются интересными и необычными.

Виды узлов макраме Виды узлов макраме

«Пуговица»

Узел, который часто используется при создании бижутерии. Готовые изделия выглядят более нарядно, если чередовать узлы с бусинами. Этот элемент примечателен тем, что вверху образуется петелька, которую можно оставлять, а можно затягивать.

Основные китайские узлы представляют собой идеальную симметрию и идентичный внешний вид с обеих сторон изделия.

Виды узлов макраме Виды узлов макраме

Декоративные варианты

Для создания отдельных изделий или в качестве элемента в общем полотне используются особенно красивые узлы.

«Фриволите»

Узел, который используется в качестве украшения части изделия, когда две нитки поочередно оплетают объект из основных нитей. Основное отличие в технике плетения заключается в закрепления контуров узора специальной петелькой. Для цепочки «Фриволите» можно применять как две, так и четыре нити. В одинарном плетении используется одна основная веревка, которая оплетается второй, в результате чего получаются красивые узоры.

«Фриволите» – простое, но очень изящное плетение, чтобы его выполнить достаточно прикрепить к основе две нити или одну, но сложенную пополам. Левой нитью делается оборот вокруг правой движением вверх. Получается петелька, в которую пропускается левая нить. Элементы затягиваются поочередно, в результате получается целый «столбик» узелков. «Фриволите» из четырех основ образуется

при чередовании первой и последней нитей, которые завязываются на центральном основании – нитях, сложенных попарно.

Виды узлов макраме Виды узлов макраме

«Жозефина»

Широкий узел, который может использоваться для визуального выделения части полотна. Цепочка из таких узлов подходит и для создания декоративных поясков.

Узел «Жозефина» символически означает благополучие и долголетие, его еще называют узлом счастья и удачи, поэтому украшения с подобным набором цепочек используют владельцы торговых лавок.

Для начинающих мастериц он сложен в исполнении, так как нужно добиться равномерного натяжения нитей, только так и получается красивое изделие. Для «Жозефины» можно использовать одну нить, из которой делается левосторонняя петля. При этом второй конец нити укладывается сначала на эту петлю, а потом продевается под первый конец. Эта же нитка продевается сначала под левую петлю, а затем и под второй ее конец – таким образом получается правая петелька. Полученный сложный элемент нужно выровнять, потянув за все готовые петли.

Узлы макраме «Жозефина» и «Фриволите» – сложные, но они получатся, если внимательно изучить схемы плетения плоских и квадратных узлов.

Виды узлов макраме Виды узлов макраме

«Пико»

Это петли рабочих нитей, которые получаются между простыми элементами. Например, они часто используются между несколькими элементами «Фриволите». Кроме того, «Пико» представляет собой основу для нанизывания бусин. Этот узел сложно выполнить аккуратно, поэтому для его создания пригодятся полоски из картона, используемые в качестве линейки.

При плетении сначала завязывают один элемент, затем под него кладется линейка, при этом рабочие нити должны оказаться поверх основы. Под линейкой завязывается следующий элемент изделия, а линейку затем убирают.

Виды узлов макраме

«Ягодка»

Популярный в макраме элемент, который еще называют «Горошиной», «Гнездышком» или «Бугорком». Основой для этого элемента служит цепочка, выполненная из квадратных узлов. Для получения «Ягодки» нити основы нужно поднять и продеть над первым узлом, расположенным в начале работы.

Основу нужно протянуть вниз, на изнаночную сторону, пока последний и первый узлы не окажутся вместе. Фиксация «Ягодки» возможна этим же квадратным узлом.

Если в этом способе плетения использовать несколько разноцветных веревок, то получится нарядный шнур, который можно использовать в различных изделиях.

Виды узлов макраме

Освоив выполнение основных и декоративных узлов, вы сможете создавать на их основе свои собственные схемы готовых изделий, создавая уникальные и самобытные вещи.

Виды узлов макраме

В следующем видео вы сможете ознакомиться с тем, как с помощью плетения создать красивый оберег.

Декоративные узлы. Большая книга узлов. Рыбацкие, охотничьи, морские, туристские, альпинистские, бытовые

Декоративные узлы

В эту группу собраны те узлы, основной задачей которых является не столько создание соединений из веревок или шнуров, сколько декоративные, эстетические, а иногда и мистические функции. Первые декоративные узлы появились еще в период неолита и до сих пор не только не утратили своего значения, но и составляют самую быстро развивающуюся и обширную группу узлов, включающую в себя узлы, выполняющие утилитарные задачи (например, топовый, тройной плетеный узел и др.) и чисто эстетические функции (для этих соединений, как правило, не важны прочностные характеристики, так как они редко работают при больших нагрузках). Такие узлы использовали как элемент украшения одежды – их вышивали или делали аппликации золотым и серебряным шнуром (вспомните вышитые ментики гусар и аксельбанты штаб-офицеров прошлых столетий). Их применяют для изготовления различных аксессуаров и ювелирных украшений. Они нашли свое место даже в геральдике. Знаменитый савойский узел стал элементом герба достаточно сильного в Европе в XV–XVII веках герцогства Савойского и просуществовал в течение почти четырех веков. «Отметились» декоративные узлы и в создании интерьеров помещений и повседневных бытовых вещей.

Бриллиантовый

Красивый узел, имеющий много граней – переплетений, за которые он и получил название «бриллиантовый». Схему вязания имеет достаточно сложную и на практике, кроме как декоративный узел, не применяется. Его можно вязать двумя концами одной веревки или двумя отдельными, желательно разноцветными шнурами. В декоративных целях его используют как окончание шнуров для крепления штор, при плетении веревочных занавесок, брелоков.

Рис. 115. Удавка Циммермана

Последовательность завязывания узла бриллиантовый

1. Сложить ходовой конец шнура 1 закрытой петлей. Шнур 2 расположить за первым шнуром и сложить в форме открытой петли. Ходовой конец второго шнура провести над корневым и под ходовым концами первого шнура.

2. Ходовой конец шнура 2 продеть в петлю шнура 1 и провести над закрытой петлей шнура 1.

3. Ходовые концы шнуров 1 и 2 провести над корневыми концами и завести снизу в середину петли.

4. Подтягивая за ходовые и корневые концы шнуров, затянуть узел.

Венок

История происхождения этого узла не известна. Некоторые исследователи считают, что он входит в группу европейских морских узлов (матросы использовали такой узел для плетения канатов), другие – что такая форма узла была завезена в Европу с Востока. Принцип вязания его необычен: плетение производят по кругу с использованием от трех и более концов. Материал для плетения может быть разнообразным – веревки, растительные волокна и даже кожа. Сама схема вязания узла несложна, но из-за большого количества концов требует внимательности и аккуратности.

Рис. 117. Венок

Последовательность завязывания узла венок

1. Сложить крест-накрест четыре шнура и зафиксировать место их пересечения.

2. Конец шнура 1 положить поверх конца 2, второй поверх концов 1 и 3, третий – поверх 2 и 4 и т. д. Плетение узла производят против часовой стрелки.

3. После завершения круга подтянуть концы шнуров и затянуть узел.

Двойная монета

Узел пришел к нам из Китая, где ему приписывали мистические свойства талисмана, приносящего удачу и богатство. В Европе этот узел известен под другим названием – узел Жозефины. Сплетают его из одного, двух или трех шнуров разного цвета (при выполнении в традиционном стиле берут тонкие шнуры красного и желтого цветов).

Как и многие декоративные узлы, его можно вязать в двух вариантах: полностью затянутый узел и плоский узел-плетение, используемый как подвеска, на концах которой крепят две или три декоративные монеты (для выполнения подвески с тремя монетами для плетения берут три шнура). Узел достаточно «капризный», требует большой внимательности и аккуратности, особенно при вязании не одним, а несколькими шнурами, не допуская их перехлестов.

Рис. 118. Двойная монета

Последовательность завязывания узла двойная монета

1. Сложить шнур в форме двух закрытых петель, наложенных одна на другую.

2. Ходовой конец шнура провести под его корневым концом и продеть над петлей 1 и под петлей 2.

3. Выровнять получившиеся петли – лучи, сделав центральную петлю несколько больше (вариант подвески), или затянуть узел полностью.

Двойной

Это симметричный узел, который одинаково выглядит с двух сторон. Наиболее выигрышно смотрится при завязывании двухцветным шнуром или несколькими шнурами разного цвета. Узел прост в исполнении. Применяют его чаще всего при оформлении интерьера, креплении штор, гардин, оформлении концов подвесов.

Рис. 119. Двойной

Последовательность завязывания двойного узла

1. Сложить шнур открытой петлей.

2. Ходовым концом сформировать закрытую петлю. Сделать обвод петли А и провести через нее шнур.

3. Корневым концом шнура сделать петлю вокруг свободных концов и завести с тыльной стороны в петлю Б и провести через петлю В.

4. Потянув за концы и петлю, затянуть узел.

Дерево жизни

Этот узел пришел к нам от древних кельтов. В мифологии этого народа узел занимал значительное место, он выражал их понятие об устройстве мира: корни представляли преисподнюю, ствол соответствовал земле, а ветви тянулись к небу. Дерево жизни было связывающим звеном, олицетворяющим саму жизнь. Мистическое значение ушло в прошлое, оставив только красоту и симметрию самого узла. Его часто используют как элемент украшения.

Сам механизм плетения достаточно прост и нередко используется в современной технике макраме для создания плетеных панно и различных поделок.

Рис. 120. Дерево жизни

Последовательность завязывания узла дерево жизни

1. Сформировать в начале шнура закрытую петлю 2 и провести в нее ходовой конец шнура, сложив в форме петли 1.

2. Развернуть ходовой конец шнура на 180° и провести над петлей 2 и под внутренней стороной петли 1.

3. Коренной конец шнура провести сверху вниз через петлю 3, а ходовой конец шнура через тыльную сторону петли 1.

4. Выровнять все пять петель узла. Узел не затягивать.

Узел Живы

Жива – богиня славянской мифологии, олицетворение юности, красоты, весны и плодоношения. Она воскрешала природу весной, дарила людям чувство любви. Именно от имени этой богини возникли в славянских языках слова «жизнь», «жито». Ее символом была кукушка, которая передавала Живе просьбы и вопросы людей (отсюда и возникла традиция спрашивать у этой птицы, сколько лет проживет человек). Узел Живы, символизировавший жизнь, богатство и здоровье, утратил в современных условиях свое мистическое значение, но сохранился как элемент декора и украшения. Для вязания этого узла необходимо использовать плотные эластичные шнуры или жесткие нити, которые хорошо держат форму. Его плетение осуществляют поочередно ходовым и корневым концами одного или двух шнуров разного цвета. В процессе вязания лучше использовать, как и для всех сложных узлов, булавки для фиксации переплетений шнура.

Рис. 121. Узел Живы

Последовательность завязывания узла Живы

1. Шнур сложить в форме закрытой петли А с прохождением его ходового конца под корневым концом шнура.

2. Сформировать концом шнура еще одну закрытую петлю Б, поместив ее под петлей А.

3. Развернув ходовой конец шнура на 180°, провести его слева направо под петлей Б.

4. Развернуть конец шнура в противоположном направлении и, сложив петлей В, завести сверху вниз в петлю Б. Обвести снизу вторую сторону петли В и провести сверху вниз, в пересечение петель Б и А.

5. Ходовой конец шнура развернуть на 180°, сложив в форме закрытой петли Г, и провести сверху вниз над петлей А, обведя снизу вторую сторону петли. Такие же действия провести с корневым концом шнура, сложив зеркально расположенную петлю Д, проходящую под петлей Е.

6. Выровнять петли и подтянуть, но не затягивать узел.

Узел Змея

Этот китайский узел получил свое необычное название потому, что «косичка», связанная из нескольких таких узлов, напоминает по форме тело змеи, а переплетение нитей – ее чешую.

В практике современного макраме узел Змея используют для плетения длинномерных или кольцевых предметов: браслетов, колец, закладок для книг. При его вязании лучше всего использовать плотные и эластичные шнуры двух разных цветов.

Рис. 122. Узел Змея

Последовательность завязывания узла Змея

1. Расположив параллельно два шнура, ходовым концом первого сформировать вокруг другого калышку.

2. Повторить действие, сложив шнуром 2 еще одну калышку таким образом, чтобы их петли пересекались и были зеркально расположены одна по отношению к другой.

3. Равномерно подтягивая все четыре конца шнуров, добиться равномерного затягивания узла (для получения аккуратного плетения изделия необходимо все последующие узлы располагать плотно друг к другу).

Капуцин

Вспомогательный узел, применяемый в макраме для плетения декоративных косичек на середине и окончании шнуров. Свое название он получил по наименованию монашеского католического ордена капуцинов, которые подпоясывались веревкой с концами, завязанными подобным узлом.

Рис. 123. Капуцин

Последовательность завязывания узла капуцин

1. Отступив от края шнура, сформировать закрытую петлю.

2. Произвести снизу вверх три-шесть оборотов вокруг корневого конца шнура.

3. Провести ходовой конец шнура сверху вниз через петли обвода и закрытую петлю.

4. Затянуть узел.

Кельтский

Кельты – народы, жившие на территории Центральной и Западной Европы в течение нескольких тысяч лет, – имели богатые культурные традиции, в том числе и в украшении предметов быта, оружия. Основным их мотивом были узоры орнамента, так называемое кельтское плетение, или, как их называют, «кельтские узлы». Именно они были основой для украшения памятников, ювелирных изделий, их использовали в ткачестве, резьбе по дереву, камню и других прикладных искусствах. Традицию таких украшений быстро заимствовали другие народы, адаптировав в свою культуру. Особенностью классических кельтских узлов было большое количество петель без начала и конца. Современные варианты таких узлов, вывязываемые шнурами, достаточно сложны в вязании, имеют большое количество переплетений, но их концы декорируют или визуально маскируют.

Рис. 124. Кельтский

Последовательность завязывания кельтского узла

1. Сложить шнур в форме двух закрытых петель, наложенных одна на другую. Корневой конец шнура должен проходить под петлей 1, а ходовой конец шнура над петлей 2.

2. Ходовой конец шнура развернуть на 180° и, сложив в форме петли, провести над петлей 2 и под петлей 1.

3. Ходовой конец шнура вновь развернуть на 180° и провести сверху в петлю 3 и вывести в пересечение, образованное петлями 1, 2, 3.

4. Затянуть узел.

Кордовый

Крупный красивый узел не очень сложен в завязывании, но нужно быть внимательным при затягивании вязания узла – петли нужно подтягивать постепенно, не допуская их перекручивания. Красиво смотрится при вязании на толстых и плотных шнурах. Используют кордовый узел при оформлении интерьера, завязывая, например, декоративные крепления на гардинах, шторах.

Рис. 125. Кордовый

Последовательность завязывания кордового узла

1. Отступив от края шнура 15–20 см, сформировать две закрытые петли в форме восьмерки.

2. Ходовым концом шнура сделать обвод вокруг корневого конца и провести его под нижней петлей «восьмерки», сформировав открытую петлю. Завести шнур в нижнее кольцо «восьмерки».

3. Последовательно провести шнур через петли 2 и 3 и, развернув ходовой конец на 180°, вновь провести через петлю 3.

4. Затянуть узел.

Крест

Второе название этого восточного по происхождению узла – «свастика». У многих древних народов, в том числе славян, и у последователей буддизма свастика была олицетворением солнца, дающего жизнь всему живому на земле. Вращающийся крест с загнутыми концами, направленными по часовой стрелке, – символ движения Земли вокруг Солнца. В современном мире для людей, помнящих преступления нацистов, свастика приобрела негативный смысл, хотя у буддистов он остается символом жизни и благополучия и его используют во многих декоративных изделиях, талисманах.

Узел достаточно прост в плетении, а в его основе лежат два пересекающихся простых узла. Вяжут его, как правило, из двух эластичных шнуров или нитей.

Рис. 126. Крест

Последовательность завязывания узла крест

1. Положить параллельно два шнура. Завязать на втором шнуре простой узел, расположив его большой петлей в сторону шнура 1.

2. Завязать на шнуре 1 второй простой узел, расположив его так, чтобы большие петли узлов проходили одна через другую.

3. Протянуть пересекающиеся стороны больших петель простых узлов в противоположных направлениях и провести их через полуузлы.

4. Выровняв петли по размеру, затянуть узел.

Лотос (китайский узел)

Этот декоративный узел входит в группу восточных узлов, и применяют его при изготовлении различных подвесок, панно, сеток с рельефной структурой и оплеток рукояток предметов. Сплетать его можно из двух и более шнуров. Особенно хорошо он смотрится при плетении из шнуров разного цвета. Вязать узел можно в нескольких вариантах: четырьмя и двумя концами. При вязании подряд нескольких узлов четырьмя концами получается узловое соединение в форме шара или объемного цилиндра. Плетение двумя концами используют для изготовления цепочек и панно.

Рис. 127. Лотос (китайский узел): а – вариант 1; б – вариант 2

Последовательность завязывания узла лотос

Вариант 1 (четырехконцовое плетение)

1. Сложить два шнура крест-накрест с фиксацией их места пересечения. Первый конец нижнего шнура перебросить через конец 2.

2. Конец 2 провести сверху концов 1 и 3. Должны получить две открытые пересекающиеся петли.

3. Конец 3 положить сверху на концы 2 и 4, конец 4 – на 3 и пропустить под концом 1.

4. Одновременно подтягивая все концы, затянуть узел.

Вариант 2 (двухконцовое плетение)

1. Шнур 1 сложить зигзагом в форме двух открытых петель сверху шнура 2.

2. Корневой конец шнура 2 провести над нижней петлей и завести в верхнюю петлю шнура 1.

3. Ходовой конец шнура 2 провести под петлями шнура 1 и, сделав разворот на 180°, провести над верхней и через нижнюю петли.

4. Затянуть узел.

Мистический

Часть узлов, используемых сегодня для декоративных работ, в прошлом имели мистический или религиозный характер. Им приписывали сверхъестественные свойства, считали знаком и носителем неких высших сил. Особенно это было распространено у тех народов, которые поклонялись силам природы. В большей части их использование ушло в прошлое, сохранив, тем не менее, эти свойства в названии самих узлов. Мистический узел, входящий в их группу, скорее всего, был олицетворением солнца, дающего жизнь, здоровье и благополучие. Он сложен в вязании и из-за большого количества переплетений требует внимательности и аккуратности. Выполняют этот узел одним плотным и нетолстым шнуром или нитью достаточной длины (не менее 3 м), требующими фиксации переплетений. Плетение осуществляется последовательно ходовым и коренным концами шнура.

Рис. 128. Мистический

Последовательность завязывания мистического узла

1. Середину шнура сложить зигзагом – так получатся три встречные открытые петли.

2. Ходовой конец шнура, развернув на 180°, сложить в форме закрытой петли и провести через стороны вертикальных петель (первый горизонтальный ряд проводят поочередно под и над вертикальными шнурами). Вновь сделать поворот шнуром на 180°, сложив его в форме открытой петли. Таким же образом сделать проводку еще трех горизонтальных шнуров и сформировать петли Е, Ж.

3. Коренной конец шнура сложить в форме закрытой петли, провести сверху петли А и, заведя в петлю Г, расположить под плетением горизонтально и параллельно петле Д.

4. Снова развернуть шнур на 180°, повторить предыдущее горизонтальное плетение, сформировав, таким образом, петли З, К, Л.

5. Корневым концом шнура сложить закрытую петлю Л и провести его через петли Ж, Д и, сделав обвод наружной стороны, через петлю М. Развернуть шнур на 180° и вновь провести его через петлю Д и Ж. Сделать новый поворот шнура вокруг наружной стороны петли Б и повторить предыдущие действия, проводя шнур внутри петли А.

6. Затянуть узел, подтягивая петли А, Г, Е, В, Л, Д, М и свободные концы шнура.

Узел Мокоши

Узел, имеющий славянские корни, происходит из группы мистических узлов, где он был символом жизни, судьбы, благополучия. Мокоша у древних славян – мать богов, жена Велеса, отвечавшая за судьбу каждого, живущего на земле, богиня плодородия и покровительница материнства. Она была одной из самых почитаемых представителей древнеславянского пантеона богов, а после принятия христианства ее образ слился с образом Прасковьи Пятницы. Символами Мокоши стали веретено, клубок нитей и женский головной убор в форме рогов (традиция его ношения у замужних женщин сохранялась вплоть до начала XIX столетия). В современной жизни узел утратил свое религиозно-мистическое значение, но благодаря красоте плетения, правильной симметричной форме его применяют как элемент узора макраме, при изготовлении украшений и деталей интерьера. Для вязания этого узла необходимо использовать плотные эластичные шнуры или жесткие нити, которые хорошо держат форму. Его плетение осуществляют ходовым концом одного или двух разноцветных шнуров. В процессе вязания лучше использовать, как и для всех сложных узлов, булавки для фиксации переплетений шнура.

Рис. 129. Узел Мокоши

Последовательность завязывания узла Мокоши

1. Ходовым концом шнура сформировать две закрытые петли А и Б в форме восьмерки, нижнее кольцо которой расположить сверху его корневого конца.

2. Конец шнура завести снизу вверх в петлю А, сложить в форме петли В, провести сверху корневого конца шнура и вывести из петли А.

3. Шнур развернуть на 180 градусов, сложить петлей Г, провести над правой стороной петли А, корневым концом завести в петлю А и протянуть снизу вверх над петлей Б и под корневым концом шнура.

4. Снова развернуть ходовой конец шнура на 180°, провести под петлей В и над дальней стороной петли А, провести сверху вниз в пересечение петель А и Г.

5. Ходовой конец шнура провести над петлей Г.

6. Выровнять петли и подтянуть, но не затягивать узел.

Обезьяний кулак

Этот оригинальный узел попал в группу декоративных узлов из морской практики, где его использовали как утяжелитель веревок и тросов при переброске с корабля на корабль или с корабля на берег. В необычный круглый узел вкладывали металлический предмет или камень. В данном качестве узел давно уже не используют, и он стал исключительно декоративным. Узел достаточно сложен в вязке и требует достаточной практики и аккуратности.

Рис. 130. Обезьяний кулак

Последовательность завязывания узла обезьяний кулак

1. Ходовым концом шнура сформировать пять вертикальных параллельно расположенных петель.

2. Свободную часть шнура переместить к середине ранее сделанных петель и сделать пять горизонтальных петель.

3. Свободную часть ходового конца шнура провести в верхнюю часть вертикальных петель и провести 5 оборотов вокруг горизонтальных витков (предварительно в середину витков можно поместить подходящий по размеру металлический или стеклянный шарик).

4. Произвести затягивание первых пяти петель (выбирать провисание нужно последовательно каждой, а не всех сразу). Такие же действия провести со второй и третьей группой витков.

5. После окончательного затягивания узла свободные концы могут быть обрезаны или использованы для плетения цепочки, если планируется использовать данный узел как украшение или брелок. В готовом виде узел будет выглядеть как плотный шар с разнонаправленными витками шнура.

Репсовый

Репсовый узел один из самых распространенных в макраме. Он имеет еще несколько названий, практически не используемых у современных специалистов по наузистике, – «двойной» или «бисерный». Этот узел изменяет свое название также в зависимости от направления нити основы: если основа направлена по горизонтали, его называют горизонтальным, если по диагонали – диагональным, по вертикали – вертикальным. Однако независимо от такого разнообразия в наименованиях узла он состоит из двух петель и имеет одинаковую схему вязания. Благодаря универсальности репсового узла в макраме возможно создание как плотных и неэластичных узоров, состоящих из выпуклых рубчиков – бридов, так и легких изящных кружев.

Рис. 131. Репсовый

Последовательность завязывания репсового узла

1. Зафиксировав коренной конец нити, сформировать вокруг основы калышку.

2. Завязать вокруг основы вторую калышку, симметричную предыдущей.

3. Плотно придвинуть калышки друг к другу и затянуть узел.

Савойский

Савойский узел известен под несколькими названиями: «лежачая восьмерка», «узел любви». Знаменит он тем, что это один из немногих в европейской истории геральдических узлов. В историю геральдики его ввел политик и дипломат, большой поклонник женщин граф Савойи Амадей VI (Зеленый граф) в 1350 году. Он же был связан и со вторым названием узла. По легенде, любимая женщина подарила при расставании графу браслет в форме восьмерки, сплетенный из собственных волос. Позже он даже основал Орден Уз Истинной Любви (Орден Ожерелья), состоящий из 14 рыцарей, возглавляемых Главой Савойского Дома. Основным символом Ордена стало ожерелье из 14 серебряных звеньев в виде узла Савойи. Узлом любви называли восьмерку и масоны, у которых он символизировал связь между человеком и Создателем.

Рис. 132. Савойский

Сережка

Узел очень похож на узел капуцин и выполняет те же декоративные задачи.

Рис. 133. Сережка

Последовательность завязывания узла сережка

1. Сложить шнур в форме открытой петли.

2. Произвести обвод вокруг корневого конца шнура и петли.

3. Продолжить обводку ходовым концом шнура, сделав 4–5 оборотов.

4. Затянуть узел.

Солнечный

В восточной традиции и мифологии солнце занимает центральное место как символ счастливой жизни, здоровья и материального благополучия. Эти мотивы нашли свое отражение в искусстве и декоративно-прикладной деятельности людей, в том числе и в изготовлении поделок из веревок и шнуров. Сложилась целая группа узлов, посвященная солнечной тематике, так называемые солнечные узлы. Их отличительной особенностью является расходящиеся от центра узла лучи-петли и золотой или красный цвет шнуров, используемых при вязании. Как правило, такие узлы являются элементом вязаных панно, браслетов и других декоративных изделий. Рассмотрим схему вязания одного из них – трехлучевого солнечного узла.

Рис. 134. Солнечный

Последовательность завязывания солнечного узла

1. Сложить шнур в форме открытой петли.

2. Ходовым концом шнура сформировать закрытую петлю 2, а затем в виде открытой петли 3 уложить на петлю 1.

3. Развернуть ходовой конец шнура на 180° и провести снизу через петлю 1 сверху петли 3 и, заведя сверху в петлю 2, провести под первой петлей.

4. Ходовой конец шнура провести сверху через окончание петли 1.

5. Потянув за корневой и ходовой концы шнура, подтянуть узел и, выровняв петли, затянуть его окончательно.

Трехпетельный

«Рабочая профессия» этого узла – стопорный узел. В декоративных целях его используют в двух вариантах: в затянутом состоянии – как элемент кистей, украшение занавесок, штор, элементы украшений одежды и аксессуаров; в промежуточном состоянии – как элемент украшения интерьера, в аппликациях.

Рис. 135. Трехпетельный

Последовательность завязывания трехпетельного узла

1. Отступив от края веревки, ее ходовым концом сформировать простой узел. Ходовой конец веревки развернуть на 180° и провести над ее корневым концом.

2. Провести ходовой конец веревки через середину простого узла (заводить с тыльной стороны узла).

3. Расправить все три петли узла.

4. Затянуть узел.

Тройной плетеный

Достаточно простой, быстро завязываемый узел, использующийся для украшения интерьера и элементов одежды. Наиболее выигрышно смотрится при завязывании на толстом плотном шнуре.

Рис. 136. Тройной плетеный узел

Последовательность завязывания тройного плетеного узла

1. Сложить шнур открытой петлей. Среднюю часть петли поднять вверх так, чтобы образовались две открытые петли.

2. Завязать узел согласно схеме на рисунке.

3. Затянуть узел.

Турецкий

Сложный в завязывании четырехлепестковый узел известен в истории еще под одним названием – Гордиев узел. Как и все узлы декоративной группы, его используют в двух вариантах: в качестве затянутого узла для оформления интерьера, штор, элементов ручных браслетов и т. д. В этом случае лучше использовать толстую или сдвоенную веревку. В варианте сформированного, но не затянутого плетения – как элемент тканевого декора, рисунка или аппликации, макраме.

Рис. 137. Турецкий узел

Последовательность завязывания турецкого узла

1. Отступив от края веревки, ее ходовым концом сформировать две закрытые петли (вторая расположена поверх первой).

2. Сформировать ходовым концом веревки третью петлю, проведя его поверх второй и снизу первой петель.

3. Сформировать ходовым концом веревки четвертую петлю, проведя его поверх корневого конца веревки, третьей петли и под двумя сторонами второй петли.

4. Расправить петли узла.

5. Затянуть узел.

Тюрбан

Свое название узел получил по внешней схожести с мусульманским головным убором. Известен он и под другим названием – «турецкая голова». Этот узел отличается от большинства декоративных узлов необычным способом плетения. Его вяжут, используя как основу цилиндрические предметы: карандаш, бутылку, картонный цилиндр. После завершения плетения узел снимают с предмета, маскируют и фиксируют свободные концы. Для вязания узла тюрбан используют один или два плотных жестких шнура, твердые нити, мягкую проволоку. Как правило, узел применяют для изготовления колец для салфеток, браслетов и других объемных украшений.

Рис. 138. Тюрбан

Последовательность завязывания узла тюрбан

1. Ходовым концом шнура сделать полтора витка вокруг основы так, чтобы концы находились по разные ее стороны.

2. Корневой конец шнура сложить в форме открытой петли и положить ее сверху шнура.

3. Ходовой конец шнура провести снизу вверх через петлю и провести под кольцом обмотки.

4. Шнур перебросить через вторую сторону открытой петли и снова провести слева направо под кольцом обмотки.

5. Опустить ходовой конец вниз, продев его под правую нижнюю петлю. Корневой конец шнура поднять вверх и пропустить его через эту же петлю.

6. Повторить проводку несколько раз, сформировав узел нужного размера.

Цветок

Узел достаточно сложен в исполнении, так как имеет пять основных «лепестков»-петель и центральный узел в форме плотной «розетки». Вяжут его поочередно ходовым и корневым концами одной ленты (шнура). Особенно эффектно он смотрится при выполнении неширокой плотной и эластичной лентой. Выполняя вязание этого сложного узла, необходимо проводить фиксацию мест переплетения. Как и многие многолучевые узлы, в традиции восточных народов цветок является символом солнца, жизни и благополучия.

Рис. 139. Цветок

Последовательность завязывания узла цветок

1. Ходовым концом ленты сформировать закрытую петлю А.

2. Провести ленту под корневым концом и сделать петлю Б с левой стороны. Провести ходовой конец направо над корневым концом ленты.

3. Сформировать еще одну закрытую петлю В и, проведя ленту снизу петли А, сделать ею обвод места пересечения петель А и Б в направлении вправо вниз.

4. Ходовой конец ленты вновь сложить в форме закрытой петли Г, провести снизу плетения и провести через петлю, сверху вниз.

5. Корневой конец ленты развернуть на 180° и провести снизу вверх через петли Б и Г.

6. Опустить корневой конец ленты вниз, сформировав новую петлю Ж, и провести ее через петли Б, Е над ходовым концом ленты, заведя сверху в петлю Д.

7. Сделать разворот на 180° конца ленты и провести под ее корневым концом с проводкой через петли Е и Б.

8. Сделав обвод вокруг внешней стороны петли Б и сформировав новую закрытую петлю З, провести ленту между ходовым концом и наружными сторонами петель А и Ж, завести в петлю В. Провести корневой конец ленты под плетением, вывести его через петлю Е.

9. Подтягивая петли А, В, Д, З, Ж, ходовой и корневой концы ленты, затянуть узел.

Четырехпетельный

Как и трехпетельный, этот узел может быть использован как стопорный. Но в этом качестве его применяют редко из-за сложностей в вязке и возможности заменить его более простыми, быстрозавязываемыми узлами. Основная его функция на данный момент – декоративная, где его используют как элемент украшения интерьера и в аппликациях.

Рис. 140. Четырехпетельный узел

Последовательность завязывания четырехпетельного узла

1. Отступив от края веревки, ее ходовым концом сформировать простой узел. Ходовой конец веревки развернуть на 180° и сверху завести в середину простого узла.

2. Ходовым концом веревки сделать обвод правого полуузла и вновь провести через простой узел.

3. Расправить петли узла.

4. Затянуть узел.

Южный крест

«Узел добродетели», «узел любви», «солнечный узел» – такое количество названий имел один из самых старых узлов. Происхождение этого узла вызывает много споров, но несомненно то, что его использовали как узел-талисман. Европейские моряки считали, что южный крест приносит удачу и помогает потерпевшим кораблекрушение. У некоторых народов Востока он олицетворял огонь, японские самураи украшали им доспехи, считая символом богини солнца Аматэрасу. В современном мире мистическое значение узла отошло на второй план, оставив за ним роль одного из самых популярных элементов украшения интерьера, одежды и аксессуаров.

Рис. 141. Южный крест

Последовательность завязывания узла южный крест

1. Ходовым концом шнура сформировать простой узел.

2. Провести свободный конец шнура через середину узла и на некотором расстоянии сформировать еще один зеркально расположенный простой узел.

3. Пересекающиеся стороны первого и второго узлов провести через противоположные им полуузлы.

4. Выровнять все три петли и подтянуть, несильно затягивая, середину узла.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Плетение декоративного узла «Обезьяний Кулак» (Monkey Fist)

Здравствуйте, уважаемые мастера!

В этом мастер-классе я научу Вас плести декоративный узел «Обезьяний кулак».

Название получил из-за схожести со сжатым кулаком. Применялся в качестве стопорящего узла в парусном флоте.

Для работы нам понадобятся:

— небольшой шарик. подойдет любой: стальной, стеклянный, деревянный или пластмассовый.

— веревка.

— инструмент для затягивания узла (подойдет обычная спица для вязания). я использую самодельный инструмент «спайк».

— рука в качестве оправы для плетения.

Преступим.

Берем наш шнур, прижимаем мизинцем к ладони, перекидываем через большой палец и пропускаем между мизинцем и безымянным:

Плетение декоративного узла

делаем несколько витков представленным ниже способом:

Плетение декоративного узла

Необходимое количество витков зависит от диаметра шнура и диаметра шара. Определяется следуюшим образом: шар должен практически полностью скрыться за шнуром, если его обмотать вдоль оси. В нашем случае необходимо 5 витков:

Плетение декоративного узла

сделав пять витков заворачиваем шнур вокруг мизинца:

Плетение декоративного узла

теперь нам необходимо сделать столько же витков шнуром вокруг первых пяти:

Плетение декоративного узла

есть еще пять витков:

на этом этапе мужно вставить наш шарик в получившееся «гнездо»

Плетение декоративного узла

и начинаем вить следующие пять витков:

Плетение декоративного узла

Плетение декоративного узла

Плетение декоративного узла

обратите внимение, последняя группа витков должа захватывать участок шнура , который огибал мизинец (смотрите четвертое фото):

Плетение декоративного узла

закончили последнюю партию витков:

Плетение декоративного узла

теперь необходимо затянуть наш узел. для этого высвобождаем сначала большой палец…:

Плетение декоративного узла

…и затягиваем освободившиеся петли:

Плетение декоративного узла

Плетение декоративного узла

по очереди каждый виток:

Плетение декоративного узла

подтянув первые пять витков снимаем изделие с мизинца:

Плетение декоративного узла

снова подтягиваем освободившиеся петли:

сразу сильно не стоит затягивать. лучше это делать постепенно.

Плетение декоративного узла

Плетение декоративного узла

Плетение декоративного узла

после того как мы подтянули первую партию витков, подтягиваем вторую:

Плетение декоративного узла

виток за витком, все пять штук:

Плетение декоративного узла

и последняя партия витков:

Плетение декоративного узла

один за другим все пять штук:

Плетение декоративного узла

Плетение декоративного узла

в результате должно получиться примерно следующее:

Плетение декоративного узла

с помощью инструмента «спайк» я делаю финальную затяжку.

финальную затяжку, напоминаю, следует делать в несколько этапов, чтобы не перекосило наши «слои» витков.

Плетение декоративного узла

Плетение декоративного узла

узел готов:

Плетение декоративного узла

выходящие из узла концы можно обрезать, можно обрезать только один конец. А можно их оставить и продолжить плетение, если Вы планируете сплести, например, брелок для ключей.

для этого я делаю вот такой переходной узелок, который называется «Бриллиантовый Узел»:

Плетение декоративного узла

О том как плести бриллиантовый узел я расскажу Вам в моем следующем МК.

Спасибо за внимание.

репсовый, квадратный, плоский узел и схемы

Подготовив все нужные для работы материалы, удобную поверхность для работы, следующим этапом освоения техники плетения макраме становятся основные узлы. Имея в багаже знаний и умений хотя бы несколько из них, можно приступать к работе над первыми изделиями.

Крепление нитей

Всего существует два вида нитей: рабочие и основная. Рабочие нити при этом крепятся на нить основы двумя разными способами:

  1. Рабочая нить сгибается вдвое и кладется на основную сверху, после перегибается через нее. Концы нити проводятся в петлю и затягиваются.
  2. Согнутая вдвое рабочая нить кладется под основную, петля загибается, и также протягиваются в нее концы.

Макраме: узлы для начинающих      

Первые узлы макраме, схемы которых мы изучаем ,- плоские. И прежде всего одинарный плоский узел.

Для его плетения крепим по одному из способов, описанных выше две сложенных пополам нити. Крайние нити при этом станут у нас рабочими, а средние — узелковыми. Их расходуется в процессе в несколько раз меньше, чем рабочих, поэтому они должны быть изначально короче.

Плоский узел может быть левым и правым.

Левый плоский узел плетется так: берем левой рукой левую рабочую нить и сгибаем ее вправо поверх узелковых. Далее берем правую рабочую нить, кладем сверху левой, далее заводим ее под узелковые и протягиваем в образовавшуюся слева петлю. Затягиваем.

Повторяя плетение узла, заметим, что они начинают свиваться. Не стоит их выпрямлять, напротив, поворачивая работу на 180?, мы получим витую цепочку.

Правый плоский узел плетется так же, как и левый, но с точностью до наоборот. Плетение начинаем справа налево, а большинство манипуляций будет проделываться левой. Так же повторяя узлы, получаем цепочку, аналогичную левосторонней, но витки которой направлены права налево.

Двойной плоский узел

Двойной плоский узел макраме получаем чередованием плетения правого и левого плоского узла. 

Закрепляем на основе парные нити, плетем левый узел, а сразу после него — правый. Это первый двойной узел. Обратите внимание, что у него должна быть видна «перекладина», причем если первым был правый узел, то она будет справа, а если левый, то, соответственно, слева. Новый узел следует начинать с той нити, которая выходит из-под этой перекладины. Учитывая это, плетем еще несколько таких узлов, плотно укладывая узлы. Получаем ровный шнур.

Если нужно подсчитать количество узлов, то считают перекладины: нужно найти первую, к примеру, она справа, а затем подсчитать все следующие лицевые.

Кстати говоря, этот узел еще называют «квадратный узел макраме». И сплетен он может быть из абсолютно любого количества нитей. В тексте схем обычно указывают их распределение. Однако количество рабочих нитей с обеих сторон должно быть равным. Если используются тонкие нити, то для получения более красивого рельефного шнура количество рабочих шнуров лучше увеличить.

Репсовый узел

Следующий узел — один из самых популярных в макраме. Его называют репсовым или ребристым. От того, в каком направлении идут основные нити, узлы будут вертикальными, горизонтальными или же диагональными.  Ряд репсовых узлов называется брида, вне зависимости от того, как они расположены.

Технику плетения узла можно увидеть на картинке:

Попробуем связать горизонтальную бриду. Для этого на основе закрепляем три пары нитей — шесть концов. Основной у нас при работе будет только одна крайняя нить, все же остальные будут рабочими, которые мы будем одну за одной завязывать на основе. Берем первую нить (№2) и обкручиваем ею основную нить два раза, плетя репсовый узел макраме по рисунку выше. Так же плетем и оставшимися нитями. Когда ряд будет закончен, получаем горизонтальную бриду.

Если же узлы направлять диагонально, то и брида в итоге будет диагональной. Ее используют для плетения узоров с ромбами.

Хитросплетение и мистика китайских узлов

С древнейших времен, еще до появления письменности, многие народы использовали для записи информации узлы — так называемое узелковое письмо. У древних инков узелковое письмо (кипу) использовалось для расчетов — в торговле, в управлении страной. У индейцев Северной и Южной Америки узлы-кипу и бусы-вампум использовались в качестве исторических и религиозных «книг». В древнем Вавилоне, а позднее и у славян узлы использовались для магических обрядов и колдовства. В каббалистической традиции узлы кодируют гематрическую информацию, касающуюся имени Бога или заповедей. В узелковом письме информацию несет как форма узла, так и цвет шнура, из которого он завязан, а также порядок и сочетание различных узлов.

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 1

Но наивысшего расцвета искусство плетения узлов достигло в Китае. Как обычные буквы выглядят скучно по сравнению с иероглифами, так и узелки, используемые в кипу, выглядят «просто узелками» по сравнению с роскошными китайскими узлами. И хотя появление письменности привело к отказу от узелкового письма, китайские узлы не остались чисто декоративными, а несут и смысловую нагрузку.

Искусство украшения одежды, оружия, интерьера и предметов обихода с помощью декоративных узлов известно в Китае со времен династий Тан (618–907 г.) и Сун (960–1279 г.), а популярность обрело во времена династий Мин (1368–1644 г.) и Цин (1644–1911 г.). Именно в этот период искусство плетения узлов «вышло из народа» и стало рукоделием, приличествующим аристократии. Узлы были не только искусством, но и средством коммуникации: с их помощью передавали пожелания и благословения, выражали добрые чувства. И, как и любое украшение, узлы служили оберегами от злых сил.

Узлы завязывали из шелковых шнуров, поэтому самые старые образцы декоративных узлов, сохранившиеся к настоящему времени, относятся к концу XIX в. Более древние декоративные узлы известны только по изображениям. Так, изображения декоративных узлов находят на бронзовых сосудах периода Сражающихся царств (475–221 г. до н.э.), на картинах Западно-Ханьского периода (206 г. до н.э.–220 г. н.э.), на буддийской скульптуре периода Северных династий (386–581 г.). А при археологических раскопках обнаружили костяные инструменты для завязывания и развязывания узлов возрастом ок. 100000 лет!

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 2

За многие столетия искусство декоративных узлов развилось и достигло совершенства. Однако с падением Китайской Империи и началом республиканской эпохи это искусство стало приходить в упадок: сначала украшение вещей узлами ушло из повседневного обихода, а потом и из праздничного. Культурная революция добила искусство декоративных узлов. Однако на Тайване в 1970-е гг. нашлись энтузиасты возрождения традиции, среди которых особенно отмечают Лидию Чен (Lydia Chen, Chen Hsia-Sheng). Они собирали по музеям изображения узлов, ездили по деревням перенимать это искусство у последних мастеров. Благодаря их усилиям искусство декоративных узлов возродилось и стало доступно многим ценителям традиционного прикладного искусства.

Большинство китайских узлов двуслойные, симметричные и имеют два конца, входящих в узел, и два выходящих из него. Узлы называют либо по их форме, либо по их символическому значению. Плетут их из шелковых шнуров различных цветов, но чаще всего используют красный цвет, поскольку он символизирует удачу и процветание. Узлы служат застежками на одежде, подвесками и брелками, используются в украшениях для волос, в бижутерии, в интерьере.

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 3

Символическое значение китайских узлов

Самый известный из китайских узлов — Pan Chang, или мистический. Он завязан так, что не видно начала и конца (впрочем, это относится ко многим китайским узлам). Мистический (вечный) узел символизирует непрекращающуюся вечную жизнь, безграничность, нескончаемую мудрость и осведомленность, а также сострадание. В символике фэн-шуй мистический узел олицетворяет непрекращающийся поток удачи в любви, в делах, в бизнесе, нескончаемое течение жизни, многократно усиливает действие других положительных символов.

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 4

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 5

Узел «Две монетки» означает процветание и богатство, а заодно еще и долголетие.

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 6

Узел долголетия — думаю, понятно 🙂 Уместен в качестве поздравления с днем рождения.

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 7

Узел «Двойное счастье» означает счастье в супружестве. Годится для свадебных поздравлений.

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 8

Узел удачи — тоже, думаю, все очевидно 🙂

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 9

Узел «Жезл» (Ju I) напоминает о жезлах буддистских миссионеров и скипетрах царствующих особ. Это даосский символ бессмертия, а название Ju I означает «все в согласии с желаниями твоего сердца».

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 10Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 11

Узел «Гармония десяти» символизирует все, что по китайским поверьям составляет хорошую жизнь: много отдачи от одного вложения, два сердца живущих вместе в гармонии, успешная сдача экзаменов, мир и спокойствие в любое время года, щедрый урожай, обильный рост посевов, семь успешных сыновей, долгая жизнь, девять поколений под одной крышей и полное процветание.

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 12

Это, конечно, далеко не все узлы. А теперь немного красоты 🙂

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 13

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 14

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 15

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 16

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 17

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 18

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 19

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 20

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 21

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 22

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 23

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 24

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 25

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 26

Хитросплетение и мистика китайских узлов, фото № 27

Плетение декоративного узла «Турецкая голова» (Turk’s head) часть II

Здравствуйте, уважаемые мастера!

В этом мастер-классе я хочу продолжить описание огромного семейства узлов — «Turk’s Head»

Сегодня я научу Вас плести длинный узел.

В работе мы будем использовать:

— декорируемый предмет: я использовал медную трубку.

в сечении предмет не обязательно должен быть круглым — он может иметь и овальное, и квадратное, и многогранное сечение.

— небольшое резиновое кольцо.

— длинный кусок веревки. К сожалению не могу сказать как определяется требуемая длинна веревки все зависит от многих факторов: диаметр декорируемого предмета, диаметр веревки, длинна узла, которую Вы хотите получить, количество проходов узла (на заглавном фото узел имеет два прохода, но об этом чуть ниже). На данный пример у меня ушло метра три.

— также я использовал некоторые самодельные инструменты для плетения: специальная игла и «спайк» — для окончательной затяжки узла. вместо спайка можно использовать обычную металлическую вязальную спицу. Без иглы и вовсе можно обойтись.

Пожалуй, начнем.

Зафиксируем один конец веревки на декорируемом предмете при помощи резинового кольца:

Плетение декоративного узла

Сделаем три витка вокруг предмета в направлении его противоположного конца:

То что мы в результате получили называется полуцикл. Почему «полу»? Потому что целый цикл обвития заканчивается там же где и начался.

Плетение декоративного узла

тут хочу сделать небольшое пояснение: та сторона трубки с которой мы можем видеть закрепленный резинкой конец я назову «перед» (смотрите картинку сверху). повернув трубку вокруг вертикальной оси мы увидем ее обратную сторону, которую я условно назову «зад»:

а видим мы следующее: на втором полуцикле начинаем оплетать трубку в обратном направлении, причем «сзади» шнур ложится под предидущий виток,…

Плетение декоративного узла

…а «спереди» — над предидущим витком:

Плетение декоративного узла

затем снова «сзади» под шнуром:

Плетение декоративного узла

а «спереди» над шнуром:

Плетение декоративного узла

снова «сзади» под шнуром:

Плетение декоративного узла

«спереди» над шнуром:

Плетение декоративного узла

должно пролучиться следующее: спереди витки второго полуцикла проходит над витками певого,…

Плетение декоративного узла

…а «сзади» под витками первого:

Плетение декоративного узла

следующий цикл мы начинаем вить между витками первого.

алгоритм тотже (под, над, под, над и т.д.)

пересекаем первый попавшийся на пути шнур под:

Плетение декоративного узла

второй над:

Плетение декоративного узла

третий под:

Плетение декоративного узла

четвертый над:

Плетение декоративного узла

пятый под:

Плетение декоративного узла

и последний — над:

Плетение декоративного узла

закончили третий полуцикл.

теперь снова поднимаемся вверх.

четвертый полуцикл начинаем пропуская шнур над:

Плетение декоративного узла

алгоритм обвития четвертого полуцикла отличается от предидущих и выглядит следующим образом:

над1, под2, над2, под2, над2, под2, над1

под двумя:

Плетение декоративного узла

над двумя:

Плетение декоративного узла

(не очень удачное фото вышло — не видно куда идет шнур, который я держу. поясню он идет снизу)

под двумя:

Плетение декоративного узла

над двумя:

Плетение декоративного узла

под двумя:

Плетение декоративного узла

над одним:

Плетение декоративного узла

закончии четвертый полуцикл.

алгоритм пятого получикла повторяет алгоритм четвертого.

над1, под2, над2, под2, над2, под2, над1

над одним:

Плетение декоративного узла

под двумя:

Плетение декоративного узла

над двумя:

Плетение декоративного узла

под двумя:

Плетение декоративного узла

над двумя:

Плетение декоративного узла

под двумя, и над одним:

Плетение декоративного узла

шестой и последний полуцикл достаточно прост в исполнении.

под1 над1 под1 над1… и так до конца.

под одним:

Плетение декоративного узла

над одним:

Плетение декоративного узла

первый проход узла готов:

Плетение декоративного узла

выглядит достаточно невзрачно, не правда ли?

обычно на первом проходе никто не останавливается, а делают, как правило, 2 или 3 прохода.

второй проход начинаем с того что пропускаем наш шнур слева от стартового конца…

Плетение декоративного узла

…и, далее, повторяем путь шнура первого полуцикла:

Плетение декоративного узла

весь первый полуцикл у нас получился удвоенный:

Плетение декоративного узла

далее подобным же образом мы удваиваем шнуры каждого полуцикла, пока не дойдем до самого начала:

Плетение декоративного узла

вот мы и получили довольно привлекательный узел «Турецкая голова» в два прохода:

Плетение декоративного узла

на данном этапе можно остановиться, если Вас устраивает внешний вид узла (то что он получился несколоко разреженным и через него частично видно декорируемый предмет), тогда следует отбрезать торчащие концы и закрепить их, капнув немного клея.

А можно затянуть поплотнее, чтобы скрыть промежутки. Тогда и клей не понадобится.

начинать следует с нижнего конца первого полуцикла:

Плетение декоративного узла

и продолжаем подтягивать каждый стежочек, пока не дойдем до самого конца шнура:

Плетение декоративного узла

на этапе затягивания необходимо следить чтобы узел не «перекрутился«

Плетение декоративного узла

вот что должно получиться:

Плетение декоративного узла

как я уже отметил, после затяжки клей для фиксации обрезаных концов не потребуется

область применения данного узла, на мой взгляд, ограничевается исключительно декоративной функцией.

Образец применения данного узла — оплетка моих самодельных спайков.

Плетение декоративного узла

оплетка паракордом рукояти деревянного посоха:

Плетение декоративного узла

Спасибо за внимание!

Узлы из двух нитей. Репсовый узел

Это один из самых популярных узлов макраме. Он состоит из двух петельных узлов. В старинных книгах его называют рубчатым, ребристым, выпуклым, двойным. Поверхность полотна из репсовых узлов имеет характерную особенность: она вся из выпуклых рубчиков (как репс). В плетении их называют бридами.

Брида

Это ряд репсовых узлов, расположенных плотно друг к другу на узелковой нити. Брилы могут быть горизонтальными, вертикальными, наклонными (диагональные), фигурными (волнистые, круглые), спиральными. Их расположение зависит от направления узелковой нити.

Репсовый узел

Называется горизонтальным, диагональным или вертикальным в зависимости от положения узелковой нити. Его плетут левой рукой, если работают слева направо, или правой — если справа налево.

Репсовый узел, видео:

Горизонтальный репсовый узел

Закрепите на основе 4 нити длиной по 1 м, сложенные пополам. Сначала выполните брилу из горизонтальных репсовых узлов слева направо: положите крайнюю левую нить — узелковую — горизонтально слева направо поверх всех остальных — рабочих. Заколите место сгиба узелковой нити булавкой и натяните ее правой рукой (рис. 30, а). Левой рукой возьмите соседнюю левую нить — рабочую, перебросьте ее поверх узелковой налево и вытяните снизу. Образовалась половина узла (рис. 30, б).

Чтобы закончить узел, эту же рабочую нить поднимите кверху, перебросьте поверх узелковой и вытяните через образовавшуюся снизу петлю. Получилось 2 петельных узла (рис. 30, в). Подтяните их друг к другу и уровняйте — репсовый узел готов (рис. 30, г).

Следующие узлы завязывайте поочередно каждой рабочей нитью, плотно их подтягивая. Образовалась первая горизонтальная брида (рис. 30, д).

Вторую бриду плетите в противоположном направлении справа налево.

Узелковую нить поверните влево (место поворота заколите) и расположите горизонтально справа налево поверх рабочих нитей. Теперь плетите правой рукой, а левой натягивайте узелковую. В правую руку возьмите крайнюю правую рабочую нить, перебросьте направо поверх узелковой нити и вытяните вши Затем поднимите ее кверху, перебросьте поверх узелковой в тон же направлении и вытяните через образовавшуюся снизу петли (рис. 30, е). Туго затяните. Доплетите ряд до конца, точно так же завязывая узлы остальными нитями (по порядку), — образовалаа вторая брила (рис. 30, ж).

Схема плетения горизонтального репсового узла

Для следующей бриды поверните узелковую нить слева направо, заколите и возьмите в правую руку, левой рукой завязывайте узлы. Бриды должны располагаться горизонтально и плотно прилегать друг к другу. Если между ними есть зазор, значит, во время плетения вы держали узелковую не прямо, а наклонно.

Чтобы бриды были ровными, их иногда плетут на сдвоенной узелковой нити. Попробуйте сплести такую бриду на своем образце. Наложите друг на друга две противоположные крайние нити (сдвоенная узелковая) и расположить их поверх остальных (рис. 31, а). Если будете плести справа налево (рис. 31,б), то сдвоенную узелковую нить держите в левой руке, а работайте правой. Место сгиба узелковой, от которого начнете работать, заколите. Когда сплетете бриду до конца, выровняйте ее, возьмите в левую руку левый конец узелковой нити, в правую — правый. Потяните их однонременно в противоположные стороны — брида уплотнится и ляжет горизонтально.

Важно также не перетянуть узелковых нитей, иначе брида станет уже основного полотна и стянет его.

Для тренировки выполните еше 1-2 бриды на сдвоенных узелковых нитях.

Горизонтальными бридами модно украсить и уплотнить наборный ряд. В зтом случае для узелковой нити берут один из концов основы (рис. 32, а) или одну из крайних рабочих нитей (рис. 32, б). Иногда подкладывают дополнительную нить той же длины, что и нить основы (рис. 32, в), и, выполнив вплотную к ней бриду (или 2-3 бриды), концы дополнительной нити прячут на изнанке.

Если в качестве узелковой берут длинную нить, то ее сматывают в клубок или «бабочкой». Длинную узелковую укладывают то справа налево, то слева направо.

Если во время работы закончилась узелковая нить, ее можно нарастить: конец новой нити приложить к концу старой и на сдвоенном конце завязать репсовый узел (рис. 33, а).

Чтобы брида в этом месте не была утолщенной, узлы следует затянуть как можно туже.

Рабочую нить наращивают так (рис.33, б): конец новой нити прикладывают к узелковой и на утолщенную узелковую навязывают 2-3 репсовых узла прежними рабочими нитями, после этого вводят в работу закрепленную нить — новую рабочую.

Рабочую нить можно закрепить и другим приемом (рис. 33, в), используя вариант набора нитей на основу (см. рис. 12).

Схема плетения горизонтальных брид:

Узелок на память. При плетении репсовых узлов рабочие нити должны быть длиннее узелковых в 4-5 раз.

Диагональный репсовый узел.

Это репсовый узел, завязанный на наклонно натянутой узелковой нити. Узлы плетут всегда сверху вниз по наклонной. Из наклонных брид можно составить бесконечное множество узоров: ромбы, заполненные разнообразными узлами, зигзаги, ажурные цветы и листья. Чтобы выполнить узор, не исказив его, под плетенье подкладывают бумагу или ткань со схемой узора и по ней выкладывают узелковую нить.

Попробуйте выполнить диагональные репсовые узлы на узелковой нити, направленной под углом 45 градусов.

Закрепите на основе 3 сложенные пополам нити по 1 м. Возьмите в правую руку крайнюю левую нить и натяните слева направо под углом 45 град. поверх остальных (место сгиба заколите). Поочередно каждой из них завязывайте левой рукой диагональный репсовый узел на натянутой узелковой нит

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о