Разное

Изложение заячьи лапы 6 класс – План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме: Конспект урока по развитию речи в 4 классе по теме: «Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания»

Конспект урока чтения в 6 классе СКШ VIII вида К.Паустовский «Заячьи лапы» (урок 2)

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо».

Константин Паустовский «Заячьи лапы»

Урок чтения в 6 классе (2 урок)

Гринеева Татьяна Викторовна – учитель чтения

г.Бодайбо 2015г.

Цель: продолжить изучение рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»

Задачи:

образовательные: учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся

коррекционно – развивающие: развивать речь детей, наблюдательность, коррекция мышления, памяти.

воспитательные: воспитывать у детей чувство сострадания, доброты, милосердия.

МО: словесный, наглядный, частично – поисковый.

Оборудование: карточки с тестами, презентация.

Ожидаемый результат: умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы.

Ход урока.

1.Актуализация знаний.

А) Психологический настрой.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

.

2. Сообщение задач урока, темы.

Б) Чтение по таблице скоростного чтения.

Чтение мы очень любим,
Обещаем не болтать.

Раскрыть характер персонажей, Идею автора понять.

И выразительно читать!

— Какие задачи поставлены на урок?

В) Проверка домашнего задания.

Мини-тест

1.Что пожёг заяц на пожаре?

-хвост

— лапы

— усы

2.Как звали деда?

-Матвей

— Ларион

— Кузьма

3.Кто вылечил зайца?

— ветеринар

— аптекарь

— детский врач

4. Зачем Ваня хотел вылечить зайца?

— заяц спас деда

— хотел с ним играть

— заяц ничего не ел

5. Где жил Карл Петрович?

— на Урженском озере

— в городе

— в деревне.

Словарная работа в парах

Так как произведение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. На прошлом уроке я вам объяснила значение этих слов, насколько вы их запомнили? Сейчас мы проведём игру «Объяснялки»

У вас на столах лежат карточки, вам нужно соединить слово с его значением.

Оголец

Онучи

Пенсне

Кратер

прошамкать

Коновал

Углубление в вершине вулкана, похожее на воронку

Знахарь, лечащий лошадей

Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом)

Озорной мальчишка

Обмотки, портянки

Очки без дужек, укреплённые на переносице

2.Формирование новых понятий.

Сообщение темы урока.

— Сегодня мы продолжим знакомиться с произведением Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы».

Работа в парах

На листочках записан план

Карл Петрович вылечил зайца

Лесной пожар

Ваня у ветеринара

— Верно, ли составлен план?

— Расставьте цифры так, чтобы план соответствовал рассказу.

1) — Какое из этих событий в действительности произошло первым? (лесной пожар)

— Найдите этот отрывок, прочитайте

— Что вас удивило в этом эпизоде?

2) Кому из вас приходилось видеть пожар наяву или в кино? Расскажите свои ощущения.

Путешествие по лесным полянкам (работа в группе)

— Чтобы такого не случилось, надо знать правила «Как разводить костёр»

— Давайте отправимся в путешествие по лесным полянкам. Над словами подпишите цифры так, чтобы получилось правильное предложение.

без, разводить, не, костер, должны, дети, старших

разводить, кострище, костёр, на, старом, лучше

костер, уходя, погасить, обязательно, надо

— Какие чувства вызывает у вас прочитанный эпизод? (тревогу, сочувствие, жалость)

— Почему устали дед и заяц? (они быстро бежали, спасались)

— Я смотрю, вы тоже устали, давайте отдохнём.

3. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале:
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись.
Лапки вверх и лапки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку

— Молодцы, мои зайчишки!

4. Формирование умений и навыков.

Составление словесного портрета героев

-Ребята, пожар показал истинное лицо каждого героя. Все проходят проверку на доброту и человечность. Но кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет.А сейчас снова вернёмся к рассказу и поработаем в паре.

Каждая пара получает задание. Составить характеристику героев в виде ассоциаций, помещают на доску.

1 пара.

1) Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром по ролям.

2) Что можно сказать о ветеринаре?

2 пара

1) Найдите диалог аптекаря с дедом.

2) Что можно сказать об аптекаре?

Дима

1) Найди в рассказе разговор деда с Карлом Петровичем, прочитай.

2) Составь словесный портрет Карла Петровича.

— Каким вы представляете Ваню? (Ваня переживательный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый. Речь: волнуясь шепчет)

— А как чувствует себя заяц? (Ему плохо)

— Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, ему плохо. (Молчал, стонал, закрыл глаза)

— Как Ваня и дед нашли доктора? (поехали в город, спрашивали у прохожих, зашли в аптеку)

Кто им помог? (Аптекарь)

— Прочитали диалог аптекаря с дедом.

— Скажите, что собой представляет аптекарь? (Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый.Говорит сердито.)

Посмотрим сюжет разговора деда и Карла Петровича.

— Кто вылечил зайца? (Доктор Карл Петрович)

— Какой он? (Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый.Разговаривает строго.)

— Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете? (Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый.Речь: упрямо бормочет)

Работа в группах. Дифференцированная.

А теперь поработаем в группах, составляя словесный портрет героев.

1 группа — Каким вы представляете Ваню?

Проверка слайд

(Ваня беспокойный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый)

Речь: волнуясь шепчет

2 группа — Как Ваня и дед нашли доктора, кто им помог?

Прочитайте и обсудите диалог аптекаря с дедом.

Скажите, что собой представляет аптекарь?

Проверка слайд

(Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито)

3 группа — Найдите в рассказе разговор деда с Карлом Петровичем, прочитайте его и составьте словесный портрет персонажа.

Проверка на слайде

(Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)

4 группа — Перескажите, какой рассказ поведал доктору дед Ларион?

— Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете?

Проверка (слайд)

(Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)

— А как бы поступили вы?

— Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.

— О чём же этот рассказ? О зайце ли он?

Обобщить ответы детей.

О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. В центре событий — больной заяц, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность.

Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!

— О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении? (Животные — наши друзья! К ним необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку.

Человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только её не уничтожить.

Спасение и жизнь ЧЕЛОВЕКА зависит от того, как мы сегодня будем относиться к ПРИРОДЕ.

8. Рефлексия. Итог урока.

— Чему учились на уроке?

— Что нового и интересного узнали?

Чтение — это лучшее учение в любом возрасте!

9. Домашнее задание.

Подготовить интервью журналисту от имени деда или от имени Карла Петровича об этой истории.

Подготовить пересказ одного эпизода

hello_html_m3b415022.gif

hello_html_m52d69803.gif

Рассказы Паустовского

Смотреть диафильм Заячьи лапы

«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»

Директор школы: Зам.директорапоУР Руководитель МО:

________ Н.Н. Муханбетжанова________ Т.Н.Чапова ________ В.А.Отрышко

Володарская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока по литературному чтению

«К.Г.Паустовский

«Заячьи лапы»

hello_html_m52d69803.gif

Подготовила и провела:

Иргалиева М.С.

учитель начальных классов

2015 г.

К.Д. Паустовский - Картинка 13656/2

План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: План — конспект урока чтения в 6 классе.Тема урока:»К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в рассказе».

Урок чтения в 6 – ом классе

коррекционной школы VIII  вида

Учитель: Назарова Е.А.

Тема урока: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в рассказе.

Цели:

Образовательная. Формировать умение анализировать художественное произведение. Показать глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой.

Коррекционно – развивающая. Коррекция внимания, памяти, мышления. Развитие устной речи.

Воспитательная. Воспитать гуманное отношение ко всем живым существам, предотвращение проявления жестокости по отношению к домашним

животным и ограждать их от страданий.

Оборудование: фрагменты текста рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы».

Ход урока

1.    Организационный момент.

Организация класса. Психологический настрой.

2. Проверить домашнее задание.

Ответить на вопросы учебника стр. 22 -23.

3. Актуализация прежних знаний.

Паустовский – писатель, без произведений которого невозможно полноценное воспитание любви к родному краю, природе. Каждый его рассказ заставляет обратить внимание на мелочи, без которых не получилась бы общая картина. Мир героев Паустовского – это мир простых безвестных тружеников и умельцев, любовно украшающих родную землю. Это люди доброжелательные, глубоко мирные, очень “домашние”, понятные и близкие, люди труда, с их устоявшимся бытом и его знакомыми подробностями.

4. Работа по теме урока. Сюжет и композиция рассказа К.Г.Паустовского “Заячьи лапы”.

1). Выразительное чтение рассказа.

Ученики читают текст рассказа “Заячьи лапы”. Осмысление и восприятие рассказа:
–Какие эпизоды рассказа вызвали у вас интерес?

 -Что удивило вас, а что заставило задуматься?
–Что вам показалось необычным в построении рассказа?
Мы долго читаем о том, что Ваня и дед хотели вылечить зайца, но не знаем, почему они этого хотели. И только в самом конце рассказа мы узнаем о причинах этого желания и о чувстве вины и благодарности, которые испытывал дед Ларион.

2). Анализ композиции рассказа.

Коллективное составление рассказа по плану, выделение границ эпизодов.

                                                              План.

  1. История спасения деда от пожара.
  2. Ваня у ветеринара. Совет бабки Анисьи.
  1. Дед и Ваня ищут Карла Петровича.
  1. Разговор Карла Петровича с дедом.
  1. “Беседа о зайце” и письма профессора.
  1. Рассказчик в гостях у деда Лариона
  1. Рассказчик в гостях у деда Лариона.

– Зачем автор не по порядку рассказывает нам, что произошло, а меняет порядок эпизодов? Композиция произведения всегда функциональна, в соответствии с замыслом автора она несет какую-то нагрузку.

Вывод: автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Автор заставляет читателя испытать недоумение, удивление, затем понимание и откровение.

4. Физминутка.

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись,

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

5. Закрепление темы. Мысль автора об ответственности человека перед природой.

Итак, после рассказа деда о спасении от лесного пожара рассказчику и нам вместе с ним кажется, что мы поняли причины заботы деда о зайце. Но оказывается, что это понимание было не окончательным.
Перечитаем        последние        строки        рассказа:
“– Да, – сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, – да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.
–Чем        же        ты        провинился?
– А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!
Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все”.
Вопрос:

— Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?
Вопрос для детей непростой, но именно в ответе на него–выход на проблему рассказа. Дадим детям возможность высказать свои мнения, и если нащупаем в одном из ответов зерно истины, то наводящими вопросами выведем детей на понимание философской глубины рассказа.

Рассказ учителя: До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня. Человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе. Мир оказывается, так полон хороших симпатичных людей, что в нем нельзя, невозможно долго оставаться страдающим, одиноким, лишенным дружеского участия и сердечной теплоты.

6.  Домашнее задание. Пересказать рассказ по плану. Отметить в тексте рассказа “Заячьи лапы” строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном.

7. Итог урока:

— С каким рассказом вы познакомились сегодня?

— Кто его автор?

— Какой эпизод произвёл на вас наибольшее впечатление?

8. Выставление оценок учащимся за урок.

Урок внеклассного чтения по теме «В гостях у сказки» 650556

Донскова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание литературы


Тип урока: обобщение изученного/

Цели урока:

  • Образовательные: закрепление полученных на уроках знаний, умений и навыков; проверить знания текста, оценить знания учащихся;
  • Развивающие:
  • развитие умений сравнивать, обобщать, анализировать;
  • развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, театральных данных;
  • Воспитательные: раскрытие мудрости, многообразие сюжетов и совершенство формы русских народных сказок; национальный колорит; воспитание навыков культуры умственного труда; формирование познавательной потребности.

Предварительная подготовка:

  • чтение русских народных сказок
  • подготовка театрализованного действа
  • семейные чтения
  • поисковая деятельность по теме

Участники урока: учащиеся 5-х классов, родители пятиклассников и старшеклассники

Оборудование: выставка сборников сказок, репродукции картин художников-сказочников; рисунки учащихся, костюмы сказочных героев и необходимый реквизит

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Слово учителя

– Ребята, у каждого человека дома должна быть золотая полка. Украинский писатель Ю. Олеша говорил: «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги». Особое место на нашей золотой полке должны занять сказки – русские народные сказки.
Почему?
Сказка рассказывает нам о важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает человеческие принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм…

II. Организационный момент

Разбивка на команды проходит в форме «Собери сказочную картинку»
Представление жюри.

III. Конкурсная программа

1. Викторина-разминка

а) Какими обычно словами начинается сказка? (Русские народные сказки начинались со слов «Жили-были»,»давным-давно»,»В тридевятом царстве далёко государстве»)
б) Кто с кем такой дележ устроил: «Тебе вершки, а мне корешки»? ( «Мужик и медведь» – мужик с медведем)
в) Какова композиция сказки? (Присказка, зачин, основное действо, концовка)
г) Этот герой любит мёд, кашу и … пирожки. Скажите, как это его на пирожках провели? (Медведь из ск. «Маша и медведь»)
д) В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась? («Иван – крестьянский сын» / «Бой на Калиновом мосту»)
е) Как мужик разделил без обиды одного гуся семерым: барину, барыне, сыновьям, двум дочерям и себя не обидел? («Мужик и гусь» Барину – голову, барыне – гузку, сыновьям – ножки, дочерям – крылышки, а себе – туловище)
ж) Какие чудеса творила Василиса Премудрая на последнем бале? («Царевна-Лягушка» махнула рукой – озеро разлилось, другой – лебеди полетели)

2. К нам нежданные гости

– Из какой я сказки? Костюмированный парад сказочных героев, которые рассказывают о себе, своих подвигах или приключениях.
– Угадай сказку по иллюстрациям.

Участники также должны определить, кто изображен на рисунке, какой эпизод или событие.

3. Чьи это слова?

– Несу косу на плече, хочу лису посечи… (Петух из ск. «Лиса, заяц, петух»)
– Битый небитого везёт… (Лиса из ск. «Лисичка-сестричка и волк»)
– Ноги худые, зубы тупые – есть хочу… (Волк из ск. «Как волк на свадьбе был»)
– Кукареку, петушок,
Золотой гребешок, 
Выгляни в окошко, 
Дам тебе горошку, 
Дам зёрнышек…
(Лиса из ск. «Кот, петух и лиса»)
– Утро вечера мудренее… (Василиса Премудрая из ск. «Царевна-Лягушка»)
– Русской костки слыхом не слыхать,
Видом не видать, а здесь Русью пахнет. (Кощей Бессмертный из ск. «Кощей Бессмертный»)
– Сивка-Бурка – вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой. (Иван-дурак из ск. «Сивка-Бурка»)
– Стали жить-поживать да добра наживать! (Конец всех сказок)

4. Конкурс капитанов

– лучший сказитель
– вопросы капитаны задают друг другу: художественные особенности сказок

5. Чьи это вещи?

– стрела (Иван-Царевич из ск. «Царевна-Лягушка»)
– обручальное кольцо, подвенечное платье, башмачки (царская дочка из ск. «Кощей Бессмертный»)
– перо Жар-Птицы (Иван-Дурак из ск. «Сивка-Бурка»)
– теплая печка (Емеля из ск. «Про Емелю-дурака»)
– золотое кольцо (Семен из ск. «Волшебное кольцо»)
– куколка (Василиса Прекрасная из ск.«Василиса Прекрасная») 
– три пары истоптанных башмачков, три чугунных посоха, три каменных просвиры (Красна девица из ск. «Перышко Финиста – Ясного Сокола»)
– сундук высокий, тяжелый, полный всякого добра (падчерица из ск. «Морозко»)
– козленок (Аленушка из ск. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
– блестящие камешки, кусок хлебушка (Мальчик с пальчик из ск. «Мальчик с пальчик»)
– берестяной рожок (Семион младший из ск. «Семь Семионов»)

6. Из одной ли мы сказки?

– Жар-птица, Соловей
– Олень-Золотые рога, Сивка-Бурка
– Семилетка и Иван-Царевич
– Финист-Ясный Сокол и куколка
– Гуси-Лебеди и Репка
– сестрица Аленушка и Кощей Бессмертный 
– золотое яйцо и яйцо с иглой
– Чудо-Юдо и Кощей

7. Игра со всеми участниками игры

Сказка – быль: какие предметы, которыми пользуемся в жизни, пришли к нам из сказок:

  • сапоги-скороходы (автомобиль)
  • скатерть-самобранка (кухонный комбайн, микроволновая печь, мультиварка)
  • жар-птица (электричество)
  • ковер-самолет (самолет)
  • яблочко на серебряном блюдечке (кино, телевизор, подзорная труба, бинокль, телескоп)

– Назовите художников, которые иллюстрировали народные сказки.
– Какие русские народные сказки экранизированы? Назовите режиссера фильма.

8. Вопрос – ответ

Вопросы командам-соперникам готовят учащиеся самостоятельно.

III. Итог конкурсной программы

Награждение победителей.

IV. Рефлексия

– Вот и подошла к концу конкурсная программа. Надеюсь, что она помогла вам не только обобщить полученные знания, но и послужит тому, что вы продолжите читать сказки – и русские народные, и сказки других народов. Великому писателю А. С. Пушкину принадлежит высказывание: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». 
– Какой урок мы получили сегодня, ребята? (Сказка – это вымысел народа. Сказка наполнена глубоким смыслом, народным знанием. 
– Сказка учит доброте, трудолюбию, терпению, состраданию…
– Сказки рассказывают о народных традициях, национальных чертах русского народа).

– Сказки по праву можно назвать «золотыми» произведениями: обладают они удивительной способностью – прочтя их, по мысли писателя Ю. Олеши, мы помним лишь общее содержание; детали, подробности (все то, что делает их (сказки) запоминающимися и значимыми) ускользают из нашей памяти. А, перечитывая, мы каждый раз будем находить в них что-то новое, интересное и важное для нас.

К. Паустовский «Заячьи лапы». Видеоурок. Чтение 4 Класс

На этом уроке мы разберём рассказ Константина Паустовского «Заячьи лапы», охарактеризуем главных героев рассказа, прочтём его.

Дома мы уже прочитали рассказ Константина Паустовского «Заячьи лапы». Давайте поговорим о нём и узнаем, что хотел сказать нам автор.

К рассказу «Заячьи лапы» можно составить такой план:

1. Ваня у ветеринара.

2. Карл Петрович вылечил зайца.

3. Лесной пожар.

Из содержания рассказа мы знаем, что в действительности, вопреки составленному плану, первым событием был лесной пожар. Об этом свидетельствует то, что лапы у зайца были обожжены еще в самом начале рассказа. Чтобы план соответствовал действительности, нужно переставить местами его части.

Прочитаем эпизод рассказа, в котором говорится о первом событии, т. е. о пожаре (рис. 1).

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час.

Лесной пожар

Рис. 1. Лесной пожар (Источник)

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

Прочитанный эпизод вызывает такие чувства, как страх и ужас. Дед и заяц устали, потому что они спасались от огня, им было очень-очень страшно.

Давайте узнаем, каким был путь деда и Вани на пути к тому, чтобы зайца вылечили. Прочитаем эпизод встречи с ветеринаром.

К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами…

– Ты что, одурел? – крикнул ветеринар. – Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

– А вы не лайтесь, это заяц особенный, – хриплым шепотом сказал Ваня. – Его дед прислал, велел лечить.

– От чего лечить-то?

– Лапы у него пожженные.

Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

– Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком – деду будет закуска.

Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

После прочтения этого эпизода становится очень жаль Ваню, жаль, что он не смог выполнить просьбу деда – вылечить зайца. А еще мы можем сказать, что ветеринар злой, жестокий, недобрый человек.

Ване и зайцу помогла бабка Анисья. Прочитаем этот эпизод.

– Не умреть, малый, – прошамкала Анисья. – Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несет его в город к Карлу Петровичу.

О бабке Анисье мы можем сказать, что она жалостливая, любопытная, но душевная и добрая. А речь её напевная, она «шамкала».

Прочитаем эпизод о том, как Ваня бежит со своим зайцем (рис. 2).

Ваня вытер слезы и пошел лесами домой, на Урженское озеро. Он не шел, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.

Заяц стонал.

Ваня и заяц

Рис. 2. Ваня и заяц (Источник)

Ваня нашел по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

– Ты чего, серый? – тихо спросил Ваня. – Ты бы поел.

Заяц молчал.

– Ты бы поел, – повторил Ваня, и голос его задрожал. – Может, пить хочешь?

Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза.

Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес – надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.

Ваня и заяц

Рис. 3. Заяц

Мы видим, что Ваня переживающий, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый. По речи мальчика видно, что он волнуется, он шепчет. Из этого отрывка понятно, что зайцу плохо.

Найти доктора для зайца деду и Ване помог аптекарь (рис. 4).

Ваня и заяц

Рис. 4. Аптекарь

Вспомним, какой он. Аптекарь нервный, сердитый строгий, раздраженный, но добрый. Разговаривал он сердито.

Зайца вылечил доктор Карл Петрович (рис. 5). Он интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривал Карл Петрович строго.

Ваня и заяц

Рис. 5. Доктор Карл Петрович (Источник)

Деда Лариона автор описывает нам как отзывчивого, доброго, робкого человека. Когда дед разговаривает, он упрямо бормочет.

В центре событий рассказа – заяц. Но рассказ «Заячьи лапы» не только о нем. Это рассказ о человеческой доброте, об отзывчивости, о способности сопереживать, сочувствовать чужому горю, о самых лучших человеческих качествах. Кто-то из людей проходит этот экзамен на доброту и отзывчивость, а кто-то – нет. Хороших людей, добрых и отзывчивых, в жизни больше, поэтому заяц оказывается спасен.

Писатель нарушил последовательность событий в рассказе, чтобы подчеркнуть самые важные эпизоды. Это рассказ о том, что нужно любить природу, бережно относиться к животным, потому что и животные иногда помогают человеку, и даже, бывает, спасают жизнь.

Прочитаем выразительно рассказ «Заячьи лапы».

К. Паустовский «Заячьи лапы»

К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами…

– Ты что, одурел? – крикнул ветеринар. – Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

– А вы не лайтесь, это заяц особенный, – хриплым шепотом сказал Ваня. – Его дед прислал, велел лечить.

– От чего лечить-то?

– Лапы у него пожженные.

Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

– Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком – деду будет закуска.

Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

– Ты чего, малый? – спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она привела к ветеринару свою единственную козу. – Чего вы, сердешные, вдвоем слезы льете? Ай случилось что?

– Пожженный он, дедушкин заяц, – сказал тихо Ваня. – На лесном пожаре лапы себе пожег, бегать не может. Вот-вот, гляди, умреть.

– Не умреть, малый, – прошамкала Анисья. – Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несет его в город к Карлу Петровичу.

Ваня вытер слезы и пошел лесами домой, на Урженское озеро. Он не шел, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.

Заяц стонал.

Ваня нашел по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

– Ты чего, серый? – тихо спросил Ваня. – Ты бы поел.

Заяц молчал.

– Ты бы поел, – повторил Ваня, и голос его задрожал. – Может, пить хочешь?

Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза.

Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес – надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.

Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

Наутро дед надел чистые онучи и новые лапти, взял посох и кусок хлеба и побрел в город. Ваня нес зайца сзади. Заяц совсем притих, только изредка вздрагивал всем телом и судорожно вздыхал.

Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летал куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит тихий пожар.

На базарной площади было очень пусто, знойно; извозчичьи лошади дремали около водоразборной будки, и на головах у них были надеты соломенные шляпы. Дед перекрестился.

– Не то лошадь, не то невеста – шут их разберет! – сказал он и сплюнул.

Долго спрашивали прохожих про Карла Петровича, но никто толком ничего не ответил. Зашли в аптеку. Толстый старый человек в пенсне и в коротком белом халате сердито пожал плечами и сказал:

– Это мне нравится! Довольно странный вопрос! Карл Петрович Корш – специалист по детским болезням – уже три года как перестал принимать пациентов. Зачем он вам?

Дед, заикаясь от уважения к аптекарю и от робости, рассказал про зайца.

– Это мне нравится! – сказал аптекарь. – Интересные пациенты завелись в нашем городе. Это мне замечательно нравится!

Он нервно снял пенсне, протер, снова нацепил на нос и уставился на деда. Дед молчал и топтался на месте. Аптекарь тоже молчал. Молчание становилось тягостным.

– Почтовая улица, три! – вдруг в сердцах крикнул аптекарь и захлопнул какую-то растрепанную толстую книгу. – Три!

Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя – из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное, когда в окне появилась растрепанная борода деда.

Через минуту Карл Петрович уже сердился.

– Я не ветеринар, – сказал он и захлопнул крышку рояля. Тотчас же в лугах проворчал гром. – Я всю жизнь лечил детей, а не зайцев.

– Что ребенок, что заяц – все одно, – упрямо пробормотал дед. – Все одно! Полечи, яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот заяц, можно сказать, спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь – бросить!

Еще через минуту Карл Петрович – старик с седыми взъерошенными бровями, – волнуясь, слушал спотыкающийся рассказ деда.

Карл Петрович в конце концов согласился лечить зайца. На следующее утро дед ушел на озеро, а Ваню оставил у Карла Петровича ходить за зайцем.

Через день вся Почтовая улица, заросшая гусиной травой, уже знала, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре и спасшего какого-то старика. Через два дня об этом уже знал весь маленький город, а на третий день к Карлу Петровичу пришел длинный юноша в фетровой шляпе, назвался сотрудником московской газеты и попросил дать беседу о зайце.

Зайца вылечили. Ваня завернул его в ватное тряпье и понес домой. Вскоре историю о зайце забыли, и только какой-то московский профессор долго добивался от деда, чтобы тот ему продал зайца. Присылал даже письма с марками на ответ. Но дед не сдавался. Под его диктовку Ваня написал профессору письмо:

За

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Сжатое изложение»

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Сжатое изложение по отрывку из рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»

Цель урока: способствовать формированию у учащихся умений смыслового и композиционного анализа текста,  развивать умение сжато пересказывать текст.

I. Смысловой анализ текста (упр. 127).

         После того как ребята прочитают задание упр. 127, поможем им вспомнить, что для сжатого пересказа текста необходимо передать основную мысль каждой его части. Для этого нужно исключить второстепенную информацию и обобщить то содержание, без которого невозможно донести до читателя главную мысль текста. Таким образом, прежде всего мы должны провести смысловой и композиционный анализ текста, чтобы стало очевидно, какое содержание необходимо сохранить.

         Предложим шестиклассникам определить тему текста — «Как заяц помог человеку спастись во время лесного пожара». Обсуждая основное содержание, постараемся, чтобы прозвучали примерно следующие высказывания: «Перед лицом страшной опасности животные и люди становятся союзниками, и именно в такие моменты человек оказывается способен ощутить общность своей судьбы и судеб всего живого на земле. В самые драматичные минуты, когда «смерть настигала… хватала его за плечи», персонаж рассказа обрадовался зайцу, «как родному». Он испытывает сильное эмоциональное потрясение, понимая, как сильно стремление не только человека, но и всех живых существ к жизни. Именно поэтому он испытывает глубокое чувство вины перед зайцем, в которого стрелял, но, к счастью, промахнулся.

II. Композиционный анализ текста.

         Обратим внимание ребят на композиционные особенности отрывка из рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»: он имеет рамочную композицию («рассказ в рассказе»).

План текста может выглядеть следующим образом:

1) Ночь на Урженском озере.

2) Неудачная охота.

3) Лесной пожар.

4) Надежда на спасение.

5) Спасены!

6) Чувство вины.

III. Устный сжатый пересказ текста.

         Потренируем ребят в устном сжатом пересказе текста, ещё раз напомнив им, что необходимо оставить только то содержание, без которого невозможно раскрыть главную мысль. Кроме того, нужно сохранить в самом кратком виде композиционные элементы, которые придают тексту цельность и законченность.

Предложим шестиклассникам выполнить следующие задания.

1. Прочитайте выразительно первую часть текста. Какую информацию мы можем считать второстепенной по отношению к основному содержанию рассказа? (Описание природы в первом абзаце, содержание второго абзаца.) Составьте краткое вступление к рассказу. (Однажды осенью автор ночевал у деда Лариона на Урженском озере, и за чаем услышал от него такую историю.)

2. Кратко перескажите завязку рассказа – вторую часть. Для этого обобщите содержание этой части. (В августе на охоте дед выстрелил в зайчонка с рваным левым ухом, но не попал.)

3. О чём говорится в третьей части? Расскажите о начале лесного пожара в одном предложении. (Вдруг охотник почувствовал сильный запах гари и понял, что начался лесной пожар.)

4. Внимательно прочитайте четвёртую часть текста и определите её главную мысль. Передайте эту мысль в одном-двух предложениях. (Рассказчик не смог бы уйти от огня, если бы не увидел зайца, который тоже пытался спастись. Или: Огонь уже настигал деда, когда из-под ног его выскочил заяц.)

5. Кратко изложите развязку рассказа (пятую часть). (Заяц вывел охотника из огня, и тот забрал его домой и вылечил опалённые лапы и живот.)

6. Перечитайте шестую часть текста и передайте её общий смысл. (Дед Ларион признался автору, что чувствует себя виноватым перед своим спасителем, ведь это оказался тот самый заяц с рваным ухом, в которого он стрелял.)

IV. Письменное сжатое изложение текста.

         Прежде чем ребята приступят к сжатому изложению текста, предоставим им возможность в течение трёх-пяти минут перечитать текст, обращая внимание на написание сложных в орфографическом отношении слов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Сжатое изложение» »

Урок 21. Изложение.

Цель урока — учить сжато пересказывать текст.

I. Смысловой анализ текста (упр. 127).

После того как ребята прочитают задание упр. 127, поможем им вспомнить, что для сжатого пересказа текста необходимо передать основную мысль каждой его части. Для этого нужно исключить второстепенную информацию и обобщить то содержание, без которого невозможно донести до читателя главную мысль текста. Таким образом, прежде всего мы должны провести смысловой и композиционный анализ текста, чтобы стало очевидно, какое содержание необходимо сохранить.

Предложим шестиклассникам определить тему текста — «Как заяц помог человеку спастись во время лесного пожара». Обсуждая основное содержание, постараемся, чтобы прозвучали примерно следующие высказывания: «Перед лицом страшной опасности животные и люди становятся союзниками, и именно в такие моменты человек оказывается способен ощутить общность своей судьбы и судеб всего живого на земле. В самые драматичные минуты, когда «смерть настигала… хватала его за плечи», персонаж рассказа обрадовался зайцу, «как родному». Он испытывает сильное эмоциональное потрясение, понимая, как сильно стремление не только человека, но и всех живых существ к жизни. Именно поэтому он испытывает глубокое чувство вины перед зайцем, в которого стрелял, но, к счастью, промахнулся.

II. Композиционный анализ текста.

Обратим внимание ребят на композиционные особенности отрывка из рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»: он имеет рамочную композицию («рассказ в рассказе»).

План текста может выглядеть следующим образом:

1) Ночь на Урженском озере.

2) Неудачная охота.

3) Лесной пожар.

4) Надежда на спасение.

5) Спасены!

6) Чувство вины.

III. Устный сжатый пересказ текста.

Потренируем ребят в устном сжатом пересказе текста, ещё раз напомнив им, что необходимо оставить только то содержание, без которого невозможно раскрыть главную мысль. Кроме того, нужно сохранить в самом кратком виде композиционные элементы, которые придают тексту цельность и законченность.

Предложим шестиклассникам выполнить следующие задания.

1. Прочитайте выразительно первую часть текста. Какую информацию мы можем считать второстепенной по отношению к основному содержанию рассказа? (Описание природы в первом абзаце, содержание второго абзаца.) Составьте краткое вступление к рассказу. (Однажды осенью автор ночевал у деда Лариона на Урженском озере, и за чаем услышал от него такую историю.)

2. Кратко перескажите завязку рассказа – вторую часть. Для этого обобщите содержание этой части. (В августе на охоте дед выстрелил в зайчонка с рваным левым ухом, но не попал.)

3. О чём говорится в третьей части? Расскажите о начале лесного пожара в одном предложении. (Вдруг охотник почувствовал сильный запах гари и понял, что начался лесной пожар.)

4. Внимательно прочитайте четвёртую часть текста и определите её главную мысль. Передайте эту мысль в одном-двух предложениях. (Рассказчик не смог бы уйти от огня, если бы не увидел зайца, который тоже пытался спастись. Или: Огонь уже настигал деда, когда из-под ног его выскочил заяц.)

5. Кратко изложите развязку рассказа (пятую часть). (Заяц вывел охотника из огня, и тот забрал его домой и вылечил опалённые лапы и живот.)

6. Перечитайте шестую часть текста и передайте её общий смысл. (Дед Ларион признался автору, что чувствует себя виноватым перед своим спасителем, ведь это оказался тот самый заяц с рваным ухом, в которого он стрелял.)

IV. Письменное сжатое изложение текста.

Прежде чем ребята приступят к сжатому изложению текста, предоставим им возможность в течение трёх-пяти минут перечитать текст, обращая внимание на написание сложных в орфографическом отношении слов.

Д. з.: упр. 126.

Урок «К. Г. Паустовский «Заячьи лапы»

Разработка учителя русского языка и литературы Инжиевой Нюрье Меметовны

Предмет: ЛИТЕРАТУРА

Класс: 5 – А

Тема: К. Г. Паустовский «Заячьи лапы»

Цель урока: способствовать формированию умения анализировать художественное произведение; продолжить развитие умения работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу; способствовать воспитанию у учащихся чувства переживания, доброты, сострадания, милосердия.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Формировать понятие о нравственности

  • Способствовать обогащению словаря учащихся, развивать речевые умения

  • Развивать творческие способности

  • Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять цели и задачи урока, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Познавательные УУД: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

Коммуникативные УУД: работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, слушать товарища и обосновывать свое мнение, выражать свои мысли и идеи.

Личностные: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу класса

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: ИКТ, учебник, карточки, тест.

Ход урока

  1. Организационный момент. (Приветствие, проверка готовности к уроку)

  2. Актуализация знаний.

Стадия «Вызов». Чтение строк учителем:

Добрых людей, как всегда, не хватает, 
Добрых людей, как всегда, дефицит. 
Добрых людей не всегда понимают, 
Сердце у добрых сильнее болит. 
Добрые – щедро больным помогают, 
Добрые – дарят тепло и уют, 
Добрые – в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут.

— Ребята, посмотрите на экран (на экране пословица «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу») (Слайд 2)

-Как вы ее понимаете?

 Ребята, скажите, пожалуйста, а что еще может быть добрым? (дела, чувства, поступки, память).

— А что такое доброта? Кто для вас является добрым человеком?

Составление кластера «Доброта»

— По классу висят таблички со словами. Ваша задача выбрать те, которые являются синонимами к слову «доброта». А теперь давайте составим кластер «Доброта»

Доброта: любовь, забота, сострадание, соучастие, милосердие, помощь, отзывчивость

А теперь давайте заглянем в «Толковый словарь» Ожегова и проверим, правильно ли мы с ваши сделали. 
«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям и животным» (слайд 3)

  1. Работа над новым материалом. 

Стадия «Осмысление»

Запись числа и темы урока (ВКЛЮЧИТЬ ВИДЕО)

— Он писал о природе, о животных. Как он сам о себе сказал: «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать…» «Прирожденный скиталец» — он изъездил всю Россию еще в молодости. Полярный Урал, сожженные берега Каспийского моря, Волга, Украина, необозримые Полесские болота, Карелия, Прионежье, Крым и Кавказ, Мещера описаны им во множестве рассказов, новелл, очерков.

 Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим на уроке?

— Ребята, а что значит слово «сострадание»? (Сострадание — особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь ближнему)

— Как вы думаете, почему я урок начала с этой пословицы?

— Как она связана с темой нашего урока? (Рассказ Паустовского «Заячьи лапы» о людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль)

— Вы дома познакомились с рассказом К.Г. Паустовского “Заячьи лапы”. Что удивило вас, что заставило задуматься? Поделитесь своими чувствами (С чувством досады мы читали о безразличии, бездушии ветеринара- человека , который отказался лечить зайца, горечь и боль у нас вызвали страдания животного, тревогу и страх мы пережили, когда читали о пожаре, радостью наполнилась душа за спасенного человека и зайца – спасителя)

Назовите действующих лиц этого рассказа. (Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)

Составление плана рассказа

 Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (слайд 4-5)

Выборочное чтение

— Найдите в тексте предложения, в которых автор сообщает о зайце, главном персонаже рассказа.

1. Ваня принес маленького теплого зайца.

2. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами.

3. Это заяц особенный: его дед прислал, велел лечить.

4. Лапы у него пожженные.

5. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

6. Пожженный он, дедушкин заяц.

7. На лесном пожаре лапы себе пожег, бегать не может. Вот-вот, гляди, умрет.

8. Заяц стонал.

9. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

10. Заяц молчал.

11. Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза.

Словесное рисование.(слайд 6)

– Каким вы представляете себе зайца? Опишите его.

(Учащиеся, используя предложения, записанные на доске, составляют короткий рассказ о зайце)

(Он маленький, завернут в засаленную куртку. Лапы у зайчика пожженные, а ухо – рваное. Глаза у него красные, а из них катятся слезы. Зайчик часто моргает. Когда особенно больно, он дрожит.)

Работа с карточками.

— Ребята, перед вами на столах лежат карточки, на которых написаны качества, характеризующие наших героев. Вы должны выписать из списка качества, которые характерны для каждого из героя.

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

сердитый, раздражённый, но добрый, беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый

— Сейчас мы выясним, кто из них положительный герой, а кто вызывает осуждение.

— Каким человеком был ветеринар? (Грубиян, только кричит, его речь свидетельствует о равнодушии к людям и животным). (Слайд 7)

— Как относится к нему автор? Ветеринар — злой, невоспитанный, равнодушный, жестокий, грубый

— Кто и как помогал в спасении больного зайца?

(Бабка Анисья — добрая и душевная старушка, любопытная, жалостливая, об этом говорит её речь.) (слайд 8)

— Прочитайте и коротко расскажите о разговоре деда с аптекарем.

— Каким он был человеком? (Бесконечные восклицания аптекаря выдают в нем человека нервного, раздражительного, но доброго: он хоть и кричит, но помогает найти Карла Петровича.)

Аптекарь — нервный, сердитый, раздражённый, но добрый; (слайд 9)

— Какой художественный прием использует Паустовский, рисуя образы ветеринара и Карла Петровича? ( Противопоставление. Дед Ларион говорит о ветеринаре: «Он у нас коновал» (т.е врач-самоучка).

— Каким является Ваня и дед Ларион? Подберите из списка эпитеты (Ваня — беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный . Ваня умеет сострадать. Он не просто жалел зайца, а сделал все, чтобы спасти его. Отношение Вани к больному зверьку похоже на отношение к другу, к человеку.

Дед Ларион — отзывчивый, робкий, добрый. А доктор Карл Петрович? Докажите текстом.

— Как автор относится к людям, о которых он рассказывает? Все ли герои прошли проверку на доброту и сострадание?

— В рассказе есть еще одно действующее лицо – это сама природа. Природа в рассказе передаёт настроение действующих лиц, их чувства. Осуждает поступки людей.

-Где мы это видим? (На слова Карла Петровича гром ворчит.)

— Найдите в тексте слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что в то лето было очень жарко. («Горячая песчаная дорога», «пахло гарью», «неслыханная жара», «жаркий ураган»)

Какое же грозное явление природы послужило началом истории? (Лесной пожар.)

— Согласны ли вы с мнением, что лесной пожар – это стихийное бедствие? Подтвердите свои слова текстом.

(“Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня… Смерть настигала деда, хватала его за плечи…”)

— Какие качества героев рассказа проявились при пожаре?

(Доброта одних и равнодушие других)

— Природа не всегда бывает спокойной, мирной, располагающей к любованию ею. В этом рассказе природа — страшное стихийное бедствие, которое трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно обращаться в лесу с огнем. Как вы понимаете следующие слова: «1 дерево – 1 млн. спичек, а 1 спичка – миллион деревьев»

— Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?

( До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел его из огня. Человек хотел нанести зло природе, но природа не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только её не уничтожать. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за всё живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас будем относиться к природе).

  1. Рефлексия

Тест

Вопрос № 1 

Что случилось с зайцем?

 у него были обожжённые лапы
 у него болели уши
 у него болел живот

Вопрос № 2 
К кому понёс Ванька зайца?

 к врачу
 к ветеринару
 к аптекарю

Вопрос № 3 
Кто такой Карл Петрович?

 детский врач
 аптекарь
 ветеринар

Вопрос № 4 
Где жил Карл Петрович?

 в лесу
 в городе
 в посёлке

Вопрос № 5 
Кто посоветовал мальчику нести зайца к Карлу Петровичу?

 ветеринар
 аптекарь
 бабка Анисья

Вопрос № 6 
Во время чего пострадал заяц?

 во время лесного пожара
 во время наводнения
 во время урагана

Вопрос № 7 
Почему дед отказался продать зайца?

 заяц спас ему жизнь
 у него было достаточно денег
 из вредности

Вопрос № 8 
Какая фамилия была у Вани?

 Малявин
 Мулявин
 Жуков

Вопрос № 9 
Почему дед считал себя виноватым перед зайцем?

 он его не кормил
 он в него стрелял
 он хотел подарить

Вопрос № 10 
Как звали Ваниного дедушку?

 Афанасий
 Ларион
 Леонид

— Оцените свою работу (ВЗАИМОПРОВЕРКА)

V. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся.

— Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни. Какой урок сегодня вы получили? Необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Люди должны помогать друг другу и животным. Животные тоже иногда приходят на помощь человеку.)

(слайд 10) И закончить урок я хочу словами немецкого философа Артура Шопенгауэра «Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными»

— Ребята, будьте добры к животным, проявляйте заботу и милосердие. Всегда идите дорогою добра (слайд 11).

VI. Домашнее задание (слайд 12)

— Подготовить письменный ответ на вопрос: «Совершали ли вы в своей жизни

плохой поступок и признавали ли свои ошибки?»

-Урок закончен. Спасибо за работу!!!

«Заячьи лапы. К. Паустовский. Обобщающий урок»

План- конспект урока чтения для 6 класса

Тема урока: Заячьи лапы. К. Паустовский. Обобщающий урок

Цели: Образовательные: Систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках по теме. Учить анализу литературного произведения, умению давать характеристику поступкам героев. Формировать навыки выразительного, осознанного чтения, чтения по ролям. Учить умению ориентироваться в тексте произведения.

Развивающие: Развивать воображение, речь, умение делать правильны выводы по прочитанному. Развивать умение пересказывать прочитанное по составленному плану, давать полные ответы на вопросы. Активизировать мыслительную деятельность.

Воспитательные: Воспитывать чувство сочувствия, милосердия, ответственности за животных, бережного отношения к ним. Побуждать к совершению положительных поступков.

Коррекционные: Корригировать представления, воображение, устные высказывания, мыслительные процессы, правильность чтения.

Тип урока: закрепление полученных знаний

Методы: словесные, наглядные, практические

Оборудование: иллюстрации, карточки, видеоролик.

Ход урока

  1. Орг.момент

— Здравствуйте, ребята. Настройтесь на урок

Пусть этот день несет нам

Радость общения,

Наполнит сердце

Благородными чувствами.

  1. Логопедическая минутка

Арт. гимнастика, чистоговорки, скороговорки

Зайка-беленький зимой,

По весне совсем другой.

Шубку он весной меняет,

С серой шерсткой надевает. – произнесение хором

  1. Сообщение темы урока

— Скажите, над каким рассказом мы работали последние уроки? Кто его автор? ( «Заячьи лапы» К. Паустовский)

— Сегодня мы еще раз окунемся в эту историю, пройдемся по страницам рассказа и вспомним всех его героев. Дадим им характеристику и выясним, какая же основная мысль рассказа.

4. Основная часть.

— Скажите, а вокруг какого зверька развиваются все события? (зайца)

— А что вы знаете о зайцах? (ответы детей)

— Хорошо, давайте поиграем в игру «Правда-неправда», из которой вы еще больше узнаете о зайцах

(учитель озвучивает факт, а ребята соглашаются или нет)

  1. Зайцев можно встретить на всех континентах, кроме Антарктиды.

(правда).

  1. Заяц – совершенно безобидное животное

(неправда – оружие зайца – его мощные задние лапы)

  1. Зайцы едят только овощи и траву

(неправда – они охотно употребляют в пищу мясо)

  1. Зайцы общаются друг с другом, отбивая передними лапками барабанную дробь.

(правда)

  1. Вопреки закрепившемуся прозвищу «косой», косоглазием зайцы не страдают.

(правда)

  1. Зубы у зайцев растут всю жизнь

(правда)

  1. Заяц – первое домашнее животное, которое приручил первобытный человек.

( неправда) зайцы были третьими, после собаки и домашнего скота, которых древний человек приручил

— А сейчас мы вспомним, что же случилось с зайцем в нашем рассказе и поработаем по содержанию.

Работа по усвоению сюжета.

— Назовите действующих лиц этого рассказа. (Ваня, дедушка, бабка Анисья, ветеринар, аптекарь, доктор)

— Зачем Ваня обратился к ветеринару? Что из этого вышло? (чтобы вылечит зайца; ему не помогли)

— Зачем Ваня и дедушка отправились в город? (чтобы найти для зайца врача)

— Прочитайте, как к зайчику отнесся ветеринар. Почему ветеринар отказался лечить зайца?

— Прочитайте о разговоре деда с аптекарем. (чтение по ролям)

— Кто вылечил зайца? (доктор Карл Петрович)

— Кто и как помогал в спасении больного зайца? Зачитайте отрывок.

— Почему Ваня принимает такое участие в судьбе больного зайца? (он любит животных, ему жаль зайца)

— Найдите и прочитайте в рассказе слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, что ему очень плохо.

— Какое отношение у вас к каждому из действующих лиц? (ответы детей)

5. Физминутка.

Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.(Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.(Прыжки вперед-назад)
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись

На место весело садись.

— А сейчас герои нашего рассказа сами придут со страниц учебника и расскажут о себе. Я вам предлагаю на несколько минут стать героями рассказа и охарактеризовать самих себя.

(дети получают атрибут героя и рассказывают о «своих» чертах характера)

— Я – мальчик Ваня (в руках игрушечный зайка). Я добрый, отзывчивый, люблю животных, пытаюсь найти доктора, чтобы вылечить зайца.

— Я – бабушка Анисья (платок на голове). Старенькая, прожила долгую жизнь, Хорошо разбираюсь в людях, могу дать полезный совет. Мне жалко детей и зверей.

Я – ветеринар (белый халат). Хоть я и лечу животных, но не люблю их. Я злой, жестокий, бездушный, грубый человек.

Я – доктор Карл Петрович (очки, фонендоскоп) Очень хорошо разбираюсь в медицине. Люблю людей и животных. Отзывчивый, добросовестный, честный.

Я – дедушка Ларион (шапка, игрушечное ружье). Люблю охотится, но и зверей тоже люблю. Есть во мне чувство жалости, сострадания, благодарности. А еще я гостеприимный.

— Молодцы, ребята. А теперь давайте восстановим события рассказа с помощью картинок. Расположите картинки, согласно содержанию.

— Сейчас нужно будет пересказать рассказ, а чтобы легче это было сделать, составим план.

  1. Поход к ветеринару.

  2. Совет бабки Анисьи.

  3. Разговор с аптекарем.

  4. Встреча с Карлом Петровичем

  5. Дедова тайна.

Пересказ рассказа «цепочкой» по плану.

— А кто скажет, почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе? (Чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от гуманного отношения человека к животным)

8.Подведение итогов.

— О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении?

(Животные — наши друзья! К ним необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку).

— Понравился вам рассказ?

— Вы хорошо поработали. Молодцы!

9. Оценивание

— Оцените свою работу на уроке по трем категориям:

Совместное выставление оценок.

10. Домашнее задание

Пересказывать рассказ по плану.

11. Релаксация.

Видеоролик о зайце.

Краткосрочное планирование на тему «Изложение «Заяц-спаситель»

Тема: краткое изложение «Заяц-спаситель».

Цель: развить умение передавать текст кратко, наблюдать над точным употреблением глаголов в речи.

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Организационный момент. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы пишем краткое изложение по тексту «Заяц-спаситель».

Подготовительная работа.

Прочитайте текст.

Заяц — спаситель.

Этой ночью я ночевал у деда Лариона на озере. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь.

Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рыболовную сеть. Потом поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели. Мы пили чай ночью, дожидаясь рассвета, и за чаем дед рассказал мне историю о зайце.

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивая кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог уйти от такого огня.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал. Смерть настигала деда. Вдруг из-под ног у него выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние ноги.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Он знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Дед побежал за зайцем.

Дед бежал и плакал от страха.

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Дед его вылечил и оставил у себя.

(По К.Паустовскому)

-Какие произведения К.Паустовского вы знаете?

-С чего начинается рассказ?

-Чем заканчивается?

-Какой самый кульминационный момент?

-Определите тип текста. (Повествование с элементами описания).

-Когда вам было страшно за деда?

-Почему дед решил, что заяц спасет его?

-Как по — другому можно озаглавить рассказ?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде плана.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II. Составление плана и сокращение текста.

Деление текста на смысловые части и озаглавливание.

Прочитайте еще раз текст.

-На сколько смысловых частей можно разделить текст?

-О чем говорится в каждой части?

1).Как автор был в гостях у деда Лариона.

2).Как дед чуть не застрелил зайчонка с рваным ухом.

3).Как начался страшный пожар.

4).Как заяц вывел деда из огня.

5).Как дед взял к себе зайчонка и вылечил.

Вывод: в тексте пять смысловых частей.

-А теперь выделим микротему и озаглавим каждую часть.

План

1. В гостях у деда Лариона.

2. Неудачная охота.

3.Страшный пожар.

4. Встреча с зайцем.

5.Спасение деда.

Сокращение текста и подготовка к устному пересказу.

-Что значит сократить текст?

-Сейчас текст будем читать по частям и выделять самое главное.

— О чем надо рассказать в 1 части? ( Рассказать, как автор ночевал в избушке у деда Лариона и слушал историю, которую рассказал дед).

-Что, можно сократить? (Описание озера, обстановки в доме).

-Зачеркните в тексте лишнюю информацию.

-Перескажите сокращенный вариант 1 части.

-О чем надо рассказать во 2 части? (Как дед пошел на охоту и встретил зайчонка с рваным ухом).

-Что пропускаем? Почему сокращения незначительные? (Происходит завязка сюжета).

-Перескажите 2 часть.

-В 3 части расскажите как начался пожар, как ветер гнал огонь.

-Что сократим? (Описание).

-Вычеркните лишнее.

-Перескажите 3 часть.

-Что самое главное надо рассказать в 4 части? (Рассказать как дед встретил зайца и он вывел его из огня).

-Что сократите? (Лишние действия).

-Расскажите эту часть.

-Что оставим в 5 части? (Как заяц спас деда и дед вылечил его).

-Вычеркните лишние слова.

-Расскажите 5 часть.

-Расскажите сокращенный текст полностью.

(Пересказ 2 человека. Редакция текста по ходу рассказа).

Заяц — спаситель.

Этой ночью я ночевал у деда Лариона на озере.

Мы пили чай ночью, дожидаясь рассвета, и за чаем дед рассказал мне историю о зайце.

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга сильно тянуло гарью. Стало трудно дышать.

Начался лесной пожар и огонь шел прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

Смерть настигала деда. Вдруг из-под ног у него выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние ноги.

Дед обрадовался зайцу. Он знал, что звери всегда спасаются от огня. Дед побежал за зайцем.

Заяц вывел деда из огня. Дед подобрал зайца и понес домой, вылечил и оставил его у себя.

Орфографическая подготовка.

-Обозначьте орфограммы в данных словах.

Ночевал, пили, дожидаясь, рассказал, пошел охотиться, стояли, выстрелил, удрал, пошел, потянуло, поднялся, густел, стало, дышать, начался, шел, гнало, настигала, выскочил, бежал, волочил, обрадовался, знал, спасаются, побежал, вывел, подобрал, принес, вылечил.

-Обратите внимание на выражения:

в зайчонка с рваным ухом; с наслыханной скоростью.

Повторное чтение текста и пересказ.

Написание изложения и самопроверка.

На уроке дети могут пользоваться словарями.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

III. Итог урока.

– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?

– В чём испытали затруднения?

Рефлексия.

Leave a Reply