Изложение по картине летом пластова – План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Урок развития речи. Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом».
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Урок развития речи. Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом».
Тема урока: Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом».
Цели урока: 1) вызвать у учащихся желание обсудить увиденное на картине А. А. Пластова «Летом»;
2) научить учащихся точному, полному описанию изображенного на картине;
3) пополнить словарный запас учащихся по теме «Лето»;
4) закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных;
5) воспитывать любовь к родной природе.
Ход урока.
- Сообщение темы и цели урока.
-Начать сегодняшний урок мне хочется строками стихотворения Ф. И Тютчева.
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней — какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,-
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…
-Как вы думаете, какое время года описывает Ф. И. Тютчев?
(Лето).
-А каким чувством проникнуто стихотворение?
(Восторг).
-Поэт восхищается красотой лета. Лето — время года, в которое влюблены все: и поэты, и художники, и музыканты, и простые люди. Картина, к которой мы сегодня обратимся, так и называется «Летом», автор её — Аркадий Александрович Пластов. Откройте тетради, запишите тему урока (слайд №1).
Цель нашего урока – научиться точному, полному описанию изображенного на картине; пополнить словарный запас по теме «Лето»; закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; воспитывать любовь к родной природе (слайд №2).
- Рассказ о художнике А. А. Пластове и его картинах.
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, народный художник СССР, лауреат Государственной премии – широко известен как певец русской природы (слайд №3).
Пластов родился в деревне Прислонихе Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В раннем детстве Аркадий был сильно впечатлён работой реставраторов, и решил стать живописцем. Отец Аркадия хотел, чтобы сын стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное училище. Затем Пластов закончил духовную семинарию. Учился живописи у молодого художника Д.И.Архангельского. Учился в скульптурной мастерской Строгановского училища в Москве. Закончил Училище живописи, ваяния и зодчества. Стал тем, кем мечтал быть с детства – художником (слайд №4).
В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин (слайд №5). Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.
Его полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремился передать внутренний мир изображаемых людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют практически в каждом его полотне (слайд №5), например, в картинах «Витя-подпасок» (слайд №6), «Первый снег» (слайд №7), «Летом» (слайд №8), «Ужин трактористов» (слайд №9), «На колхозном току» (слайд №10), «Фашист пролетел» (слайд №11) и др.
Картины А. А. Пластова радуют своими звонкими, сочными красками, красотой изображённой в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает (слайд №12). В картине «Летом» (1954г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли.
- Беседа.
-Скажите, ребята, любите ли вы ходить в лес, собирать грибы, ягоды?
(ответы учащихся должны представлять собой связные законченные высказывания).
-А теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович Пластов на своей картине. Наша с вами задача – описать картину. Вспомним, что такое описание.
(Описание – это изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия, внешний вид животного, какого-либо предмета. Цель описания — увидеть предмет описания, представить его в своем сознании. Композиция описания: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение (слайд №13).
-Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине (слайд №14)?
(Яркая, солнечная опушка леса, здесь расположились на отдых девочка и женщина. Рядом стоят корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки красная косынка. Ярко-зелёная трава).
-Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины более подробно.
(На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мать с дочерью, а, может быть, бабушка с внучкой. На женщине синее платье, видно, она очень устала, утомилась от жары и долгой ходьбы по лесу: собирала грибы и ягоды. Она прилегла на густую траву и крепко уснула, прикрыв лицо рукой от солнца).
-На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины?
(На руках).
-Какие они?
(Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что ей приходится много работать. Художник хотел показать, что эта женщина – великая труженица).
-Опишите девочку. Как она сидит, что делает, как одета?
(Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо срывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок).
-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?
(Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку на фоне картины, притягивает наш взгляд, и мы начинаем внимательно вглядываться в её лицо. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие чёрные брови приподняты вверх. Из-под платка выбиваются тёмные длинные волосы, одна прядь спадает на грудь).
-Что вы можете сказать ещё об одном герое картины – о собаке?
(Собака выбрала место рядом с девочкой, она лежит, вытянув вперёд лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу).
-Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?
(Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёзок, чтобы укрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют цветы: голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими от зноя лепестками, какие-то жёлтые цветы).
-Как художник показывает, что стоит солнечный и тихий день?
(Ослепительное солнце озаряет поляну и окрашивает её в жёлтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, — тёмно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно).
-Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?
(Зелёный, светло-зелёный, белый, жёлтый, светло-коричневый, розовый, красный).
-Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. В живописи очень важное значение имеет разграничение цветов на теплые и холодные. Жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета художники называют тёплыми. Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды. Есть цвета, которые могут быть и холодными, и тёплыми. Таким цветом является, например, зелёный. Если холодный цвет смешивать с теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее (слайд №15).
-Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом» (слайд №14)?
(Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создаётся впечатление, будто ты уже видел этот чудесный уголок природы и не раз бывал здесь).
-В картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы), которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной приподнятости.
IV. Работа над синонимами, изобразительными средствами.
-Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами: зелёный-изумрудный; яркий-ослепительный.
-При описании каких предметов мы используем прилагательные зелёный, яркий, а когда можем воспользоваться словами изумрудный, ослепительный? Составьте с этими словами словосочетания или предложения.
(Наиболее удачные из составленных учащимися словосочетаний и предложений записываются: «солнечные зайчики играют в траве»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски лета», «свежая, яркая, чистая зелень», «сверкают, подобно дорогим изумрудам», «лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг»).
-Какие изобразительные средства вы будете использовать при описании куртины?
(Сравнения, эпитеты, олицетворения (слайд №16).
- Составление плана сочинения (слайд №17).
Вступление.
- Тема и основная мысль картины А. А. Пластова.
II. Основная часть. Описание картины А. А. Пластова «Летом».
- Внешний вид, выражение лиц, позы героев картины.
- Пейзаж.
- Настроение, вызванное картиной.
III. Заключение.
Мастерство художника.
V. Работа над темой и основной мыслью картины.
-Что такое тема и основная мысль картины?
(Тема-это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме (слайд №18).
-Из всего услышанного на уроке сделайте вывод, какова тема и основная мысль картины А. А. Пластова «Летом».
(Тема картины — красота летней природы. Основная мысль — желание автора показать богатство и щедрость родной земли (слайд №19).
VI. Устное описание картины (2-3 сильных ученика).
Примерный ответ.
Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов! О лете написано много стихотворений, созданы картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку. Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь.
Рядом с девочкой улеглась собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу.
Позади девочки лежит женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно, что женщине приходится много работать.
В густой траве стоят корзина и ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы. Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в золотистый цвет.
Мне очень нравится эта картина. Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их аромат и полежать в мягкой душистой траве.
VII. Самостоятельная работа учащихся
Во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Желающие зачитывают фрагменты сочинений вслух. Учитель проводит анализ, отмечая достоинства и недостатки в работах школьников.
VIII. Задание на дом.
Написать черновой вариант сочинения по картине А. А. Пластова «Летом».
Литература.
1. Владимирская Г. Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М.:ТЦ Сфера, 2003.
2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. М., Просвещение, 1991.
3. Котова О.Ф. Вырази себя в слове. Коломна, 1993.
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока «Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глуховская школа-интернат № 2»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
«Сочинение-описание по картине
А. А. Пластова «Летом».
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Журавлева О. С.
г. Ногинск
2014 г.
Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством русского художника А. А. Пластова;
2. Приобщить учащихся к искусству: живописи, литературе;
3. Развивать связную речь учащихся, учить составлять описание внешности человека, природы;
4. Активизировать лексику учащихся по данной теме.
Оборудование: репродукции картин А. А. Пластова, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
— Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с творчеством выдающегося русского художника А. Пластова. А по одной его картине напишем сочинение.
А. А. Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области, где провел большую часть своей жизни. Прадед, дед и отец Пластова тоже были живописцами. Сам он начал рисовать с раннего детства и юношей дал себе клятву «быть только живописцем и никем более». Он был влюблен в русскую природу, в деревенскую жизнь.
А. А. Пластов написал много картин. Некоторые из них перед нами, и все они посвящены деревенской жизни, крестьянским детям. Это «Летом», «Полдень», «Сенокос», «Первый снег», «Фашист пролетел».
В творчестве Пластова нашли отражение и суровые годы Великой Отечественной войны.
Одна из самых известных картин А. А. Пластова называется ««Летом». Она была написана на Родине художника.
Лето – самое любимое время года этого человека.
Учитель показывает репродукции картин А. А. Пластова на слайдах.
Вопросы к классу:
— Любите ли вы лето?
— Ходите ли вы в лес?
— Собираете ли вы в лесу грибы и ягоды?
(ученики отвечают на вопросы учителя).
3. Послушайте, как в своих стихотворениях воспевают лето известные русские поэты.
Е. Баратынский «Люблю деревню я и лето…»
Люблю деревню я и лето:
И говор вод, и тень дубров
И благовоние цветов;
Какой душе не мило это?
Быть так, прощаю комаров!
Но признаюсь – пустыни житель,
Покой пустынный в ней любя,
Комар двуногий, гость – мучитель,
Нет, не прощаю я тебя!
Ф. И. Тютчев «Сияет солнце, воды блещут…»
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем
Деревья радостно трепещут
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы
Избытком жизни упоен.
4. Физкультминутка.
Стояла корзинка на полке без дела, (Присесть, округлить руки, изображая корзину)
Скучала, наверно, все лето она. (Наклоны головы вправо-влево)
Вот осень пришла, и листва пожелтела. (Встать, потянуться, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (Потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна: (Руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась, (Развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось. (Подняться на носочки, показать руками большой круг)
5. Работа над картиной А. А. Пластова «Летом».
Ученикам предлагается обратить внимание на картину А. А. Пластова «Летом».
— Что изображено на картине? (Летний солнечный день. Лесная полянка. Солнце светит на полянку. От солнца трава желтая).
— Что растет на поляне? (На поляне растут две березы. Луг осыпан цветами. Цветут голубенькие колокольчики и белые ромашки).
— Кто изображен на картине? (На картине изображены мать и дочь. Женщина в синем платье, наверное, очень устала, собирая грибы и ягоды. Она лежит на траве, закрыв лицо натруженной рукой).
— Почему, по-вашему, художник так ярко изобразил руки этой женщины? (Руки у женщины загорелые, мозолистые, натруженные. Вероятно, женщина очень много работает в поле и по дому. Художник хотел нам показать женщину-труженицу).
— Во что одета женщина? (Женщина в синем платье, синем платке, в фартук.)
— Давайте опишем девочку. Как она выглядит ? (Девочка сидит на траве, о чем-то думает, обрывая ягоды с веточки и бросает их в кружку. Ноги она вытянула, т. к. устала от долгого хождения по лесу. На девочке одето белое платье и красный платок. Ноги у нее босые.)
— Что можете сказать о лице девочке ? (Лицо девочки спокойное, загорелое, глаза опущены. Темные волосы выбиваются из-под косынки и спадают на грудь.)
— Кого еще мы видим на картине ? (Собаку. Она лежит рядом с девочкой. У нее густая светло-коричневая шерсть. Ей очень жарко.)
— Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня? Какие краски преобладают в картине? (зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный).
Картина обладает притягательной силой. Чем она притягательна? (С помощью красок художник сумел изобразить разморенных жарой людей, и собаку, и знойный полдень.
Вся картина как бы наполнена дыханием летнего дня, запахом луговых трав)
6. Лексическая работа.
1) Определим, как образованы эти слова?
Пейзажист, портретист.
2) Составляем по теме картины словосочетания и предложения со словами-синонимами: зеленый-изумрудный; яркий-ослепительный: (зеленая полянка, изумрудная трава, яркие
краски, ослепительный луг.)
3) Вставим пропущенные буквы:
Залитая солнц… поляна, на опушке лес…, толст… стволы двух берёз, тень под раскидист… кроной деревьев, знойн… (жарк….) полдень, устал… грибники, наполнена дыханием летн… дня, запахи трав, в тени деревьев, грибники, отдыхающие на траве
7. Работа над составлением плана к сочинению.
1.Солнечный день.
2.Лесная полянка.
3.Девочка с ягодами.
4. Спящая мама.
5. Усталая собачка.
6.Чем привлекательна картина.
8. Чтение образцовых сочинений и их обсуждение.
1). На картине «Летом» художник изобразил маму с дочкой, корзины с грибами и ягодами и собачку.
Однажды мама с дочкой пошли в лес за грибами взяли с собой собаку Жучку. Грибов было видимо-невидимо. Ходили они, ходили и очень устали. Мама с дочкой присели у высокой березы. Затем мама прилегла на травку и уснула. Жучка устроилась около девочки. А девочка не спит, она аккуратно собирает ягоды с веточки в кружку. В их корзинках так и блестят грибы: опята, маслята, подберезовики, подберезовики. Погода теплая, дует ветерок. Ярко светит солнышко, дует теплый ветерок. Поют птицы, пчелы опыляют цветы. Хороший денек выдался для сбора грибов и ягод!
Мне понравилась эта картина, потому что я очень люблю лето, и мне нравится ходить за грибами.
2). Аркадий Александрович Пластов – великий художник. У него много замечательных картин, а одна из них: “Летом”. Любимые герои художника – дети. Они присутствуют почти на каждом полотне.
На полотне мастер изобразил знойный летний день. Под березкой расположились грибники и их собака.
На переднем плане картины изображена девочка в белом платье и красной косыночке. Она сидит на траве, вытянув босые ноги, обрывает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружечку. Лицо девочки загорелое, на смуглых щеках играет румянец. Глаза ее опущены. Из-под косыночки выбиваются темные волосы, падая на грудь. Рядом с девочкой, положив голову на лапы, лежит собака. Она очень устала, ей жарко.
На втором плане изображена уставшая женщина в синем платье и синем платке. Женщина дремлет. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла от солнца лицо. Рука у нее загорелая, сильная, видно, что эта женщина-крестьянка – труженица.
На траве стоят корзина и ведро, наполненные грибами. Грибники расположились под березой на красивой полянке. Среди изумрудной травы виднеются какие-то желтые цветочки. Яркие лучи солнца падают на листочки, и они кажутся золотистыми.
Мне очень нравится эта картина. Яркие краски поднимают настроение, глядя на нее, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов. Создается такое впечатление, что я нахожусь на этой прекрасной поляне, где расположились уставшие грибники и опять радуюсь яркому солнышку, зеленой траве и цветам. Все это живет на картине Пластова.”
— Что нового вы узнали из этих сочинений и что бы добавили нового к услыщанному?
9.Письменная работа.
10. Организационное завершение урока.
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему: сочинение по картине Пластова «Летом»
Устное сочинение по картине А. Пластова «Летом».
Цели: — научить школьников как можно более полно описывать изображение на картине;
-активизировать лексику учащихся по теме «Лето»;
— закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных;
— ввести в словарь учащихся новые слова.
Ход урока:
1. Рассказ о художнике.
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся русский живописец, народный художник, лауреат Государственной премии – широко известен в России и за рубежом как певец русской деревни и русской природы.
Пластов родился в Ульяновской области, в деревне Прислониха прошло его детство. Художник очень хорошо знает жизнь русской деревни, т.к. на полях работали его отец, деды и прадеды, сам художник.
В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником.
Картины А.А.Пластова радуют зрителя своими сочными красками, красотой изображенной на них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа находится в расцвете своих сил.
В картине «Летом» (1954г) А.А.Пластов воспел богатство и щедрость родной земли, простых людей, отдыхающих после сбора ягод и грибов.
2. Беседа по картине.
— Давайте посмотрим, как художник изобразил лето на своей картине.
Что прежде всего привлекло ваше внимание? | — Яркая, солнечная опушка леса, где отдыхают девочка и женщина. — Корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. — Красная косынка на голове у девочки и зеленая трава. |
Кого изобразил художник? Опишите каждого подробно. | — Женщина и девочка – это, наверное, мать с дочкой или бабушка с внучкой. Женщина в синем платье. Она, видимо, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу, собирая грибы и ягоды, и теперь лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой. |
Какие руки у женщины? | Загорелые, натруженные – сразу видно, что она много работает |
Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета? | Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые, сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок. |
Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки? | Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в ее лицо. Ее смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие черные брови несколько подняты вверх. Темные длинные волосы выбиваются из-под платка, одна волнистая прядь спадает на грудь. |
Кто еще присутствует на картине? | Собака, которая тоже устала и легла отдохнуть. Она лежит около девочки, вытянув вперед лапы и положив на них свою морду. Глаза прикрыты, уши опущены. |
Как вы думаете, почему грибники выбрали именно это место? | Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями березок, чтобы скрыться от жары. Поляна очень красивая: среди сочной, изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими лепестками. |
Как показал художник, что стоит солнечный и тихий день? | Солнце озаряет всю поляну и окрашивает ее в желтоватый цвет. Яркий свет солнца играет на листьях берез, освещая их. Цветы, трава, листья на деревьях не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно. |
Какие цвета использовал художник в картине? | Зеленый, желтый, белый, розовый, красный, светло-коричневый. |
Цвет в картине имеет большое значение. С его помощью художник создает образ, передает свое отношение к изображаемому, вызывает определенное настроение. |
Какое впечатление произвела картина на вас? | — Хочется долго смотреть на картину. — Природа, изображенная на картине, нам близка и понятна. — На картине много ярко-зеленого, желтого, белого, розового цветов. Они вызывают у нас радостное настроение. |
— В картине «Летом» А.А.Пластов использовал теплые и холодные тона, но больше — теплых. С помощью сочетаний красок художник передает богатство цветущей природы. Контрастные, насыщенные цвета придают картине особую красоту и жизнерадостность, вызывают бодрое настроение.
3. Запись составленных предложений.
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: «Сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды»
Урок развития речи в 5 классе
«Сочинение-описание
по картине А.А.Пластова «Летом»
Филипцова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ СОШ №1 п. Пангоды
Надымского района ЯНАО
2014 год
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
Пластов Аркадий Александрович (1893 г.-1972 г.) — советский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Родился в январе 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца.
Родители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончанию трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадий стал учеником Симбирского духовного училища. Еще через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.
Весной 1908 года на будущего художника неизгладимое впечатление произвела работа артели иконописцев, подновлявших церковь в Прислонихе. С этого момента мальчик твердо решил: «Быть только живописцем и никем более».
Дальнейшее постижение художественного мастерства Пластов продолжил в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914-17) у С. М. Волнухина (посещал также занятия А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова).
После Октябрьской революции Пластов вернулся в родное село. Здесь он решил создать цикл картин, рассказывающих о крестьянском «житье-бытье». Пожар, случившийся в 1931 году, уничтожил дом и все имущество художника. Сгорели все его этюды и эскизы. Этот момент стал поворотным в жизни Аркадия Александровича. Он решает оставить полевые работы и целиком посвятить себя живописи.
На творчество Пластова большое влияние оказали работы художников передвижников и мастеров Союза русских художников. Живописец продолжал и развивал традиции русской пленэрно-жанровой живописи конца 19 — начала 20 веков.
В 1935 году к художнику пришла известность. На состоявшейся в Москве выставке впервые экспонировались картины Пластова: «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». С этого момента он становится постоянным участником всех крупных художественных выставок.
Основной темой творчества Пластова становятся жизнь и труд на земле. Его полотна пропитаны глубоким чувством природы, знанием быта русской деревни («Купание коней», 1938). С большой теплотой и любовью он изображает простых сельских жителей (цикл картин «Люди колхозной деревни», 1951-65), проникновенно прославляет нелегкий труд крестьянина («Сенокос», «Жатва» , 1945, Третьяковская галерея, «Ужин трактористов», 1951).
Во время Великой Отечественной войны художник создает целую серию картин. Пластов в своих произведениях достигает огромного драматизма, живописного воплощения мыслей и чувств. Среди этой серии выделяется работа «Фашист пролетел» (1942) — одно из самых сильных полотен советской живописи времени Отечественной войны.
В 1953 — 1954 гг. Пластов создает прекрасные картины Юность и Весна. Восхищенные современники второе полотно назвали «Северной Венерой».
Русской женщине, красоте материнства посвящает художник ряд своих произведений шестидесятых годов: «Солнышко» (1964-1966), «Из прошлого» (1969), «Мама» (1964).
Пластов оставил заметный след в области иллюстрации. Хорошо известны работы художника к произведениям художественной литературы: рассказам Чехова, поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», рассказу Л. Н. Толстого «Холстомер».
За свою творческую деятельность Пластов Аркадий Александрович награжден двумя орденами Ленина, а также медалями. В Прислонихе — родном селе художника, открыт музей, посвященный его творчеству.
Художник продолжал работать до самых последних дней. Умер Пластов А. А. 12 мая 1972 года.
II. Беседа по картине.
– Любите ли вы лето? (Да , очень!)
– Ходите ли вы в лес?
– Собираете ли в лесу грибы и ягоды?
– Что привлекает ваше внимание в картине? (Солнечная полянка, сидящая девочка, уставшая женщина и т.д.)
– Рассмотрим картину более внимательно. Кто изображен на картине? Опишите каждого более подробно. (На картине я вижу мать и дочь. Женщина в синем платье, наверное, она очень устала, собирая грибы и ягоды. Она лежит на траве, закрыв лицо натруженной рукой.)
– Почему, по-вашему, художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они? (Руки у женщины загорелые, сильные, натруженные. Видно, что она много работает. Художник хотел показать нам труженицу.)
– Давайте опишем девочку. (Девочка (ей можно дать имя) сидит на траве, о чем-то думает, обрывая ягодки с ветки, и бросает в кружечку, ноги она вытянула, т.к. устала от долгой ходьбы по лесу, девочка босая, на ней белое платье и красная косыночка.)
– Что можете сказать о лице девочки и ее наряде? (Лицо девочки спокойное, загорелое, глаза опущены, а темные волосы выбиваются из-под косынки, спадая на грудь.)
– Что можете сказать о собаке? (Собака дремлет, положив голову на лапы, ей очень жарко, она очень привязана к хозяевам.)
– Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? (Грибники расположились на красивой полянке в тени березки, среди сочной изумрудной травы, в которой виднеются цветы).
– Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня? Какие краски преобладают в картине? (Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.)
Учитель. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Так, желтый, розовый, красный цвета называются в живописи теплыми цветами. Они наполнены теплом и помогают автору передать радостное , хорошее настроение. Синий, фиолетовый и т.д. – холодные цвета, они связаны с ощущением холода и передают грустные мотивы.
– Какие же цвета использовал А.А. Пластов? (Теплые – т.к. художник хотел передать хорошее и радостное настроение.)
– Какое впечатление произвела на вас картина? (Глядя на картину, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов, создается впечатление, что я нахожусь там, на этой прекрасной полянке, где расположились грибники.)
Учитель. В картине художник использует теплые и холодные тона, но больше – теплых. Чтобы передать богатство летней природы, художник использует сочетание этих цветов (красная косынка и белое платье девочки) и т.д.
– Сочетание даже контрастных цветов придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.
III. Лексическая работа.
Составляем по теме картины словосочетания и предложения со словами-синонимами: зеленый – изумрудный, яркий – ослепительный. (Зеленая полянка, изумрудная трава; яркие краски, ослепительный луг/)
Можно записать целые предложения, которые составили учащиеся.
IV. Работа над составлением плана.
1. Слово о художнике.
2. Описание картины:
а) люди и собака;
б) корзина, ведро, кувшин;
в) поляна.
3. Мое впечатление от картины
V. Устная работа по плану.
VI. Написание сочинения.
Учитель. Приведу в пример одно из таких сочинений:
Аркадий Александрович Пластов – великий художник. У него много замечательных картин, а одна из них: “Летом”. Любимые герои художника – дети. Они присутствуют почти на каждом полотне, например, “Витя-подпасок”, “Первый снег”, “Летом” и другие.
На полотне мастер изобразил знойный летний день. Под березкой расположились грибники и их собака. На переднем плане картины изображена девочка в белом платье и красной косыночке. Она сидит на траве, вытянув босые ноги, обрывает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружечку. Я внимательно вглядываюсь в лицо девочки. Оно загорелое, на смуглых щеках играет румянец. Глаза девочки опущены. Из-под косыночки выбиваются темные волосы, падая на грудь. Рядом с девочкой, положив голову на лапы, лежит собака. Она очень устала, ей жарко.
На траве стоит корзина и ведро, наполненные грибами. Рядом – кувшин со спелыми ягодами, хочется положить их себе в рот и ощутить кисловатый вкус лесной ягоды.
Грибники расположились под березой на красивой полянке. Среди изумрудной травы виднеются какие-то желтые цветочки. Яркие лучи солнца падают на листочки, и они кажутся золотистыми.
Пластов Аркадий Александрович
Leave a Reply