Разное

Изделия из глины когда научились делать: Гончарное производство — Википедия – Attention Required! | Cloudflare

пятьсот лет назад люди научились делать изделия из глины скажите да или нет я просто не знаю

Глиняные изделия и посуда использовалась с древних времен. Возраст первых глиняных изделий, которые были найдены при раскопках, примерно 9 тысяч лет до нашей эры, в эпоху неолита.

намного раньше научились

500 лет взад да винчи летал на ветролете

Скорее всего раньше.

Время появления керамики относят к эпохе мезолита (10—16 тысяч лет до н. э.) а если копнуть глубже то может быть и раньше

сколько лет назад люди научились делать изделия из глины

Около 9000 года до новой эры люди стали строить глинобитные дома. Около 8000 года до новой эры — обжигать изделия из глины. Около 7500 года до новой эры на полях, возделанных ими, вовсю колосились злаки, а около 7000 года до новой эры в хлевах захрюкали первые домашние поросята. Постоянные занятия земледелием вынудили людей вести оседлый образ жизни и побудили к технологическим новшествам. В селениях эпохи неолита находят шлифованные каменные сосуды и зернотерки. Жилища возводятся не из жердей, обтянутых звериными шкурами, а из камня, дерева и глиняных кирпичей. В VIII тысячелетии на Ближнем Востоке появляется город Иерихон; в нем живут до трех тысяч человек. В моду входит строгая геометрия. Люди перестают строить вкривь и вкось, предпочитая прямой угол. В VII тысячелетии до новой эры появляются первые прямоугольные дома (в Иерихоне жилища были еще круглыми) . В них — несколько комнат, есть пол и настенные украшения. Дома в Невали-Чори, на юго-востоке Анатолии, даже охлаждались с помощью воды. Люди живут уже не в беспорядочно сгрудившихся хижинах — своего рода первобытных «бидонвилях», — а в хорошо спланированных поселениях. Уже в начале VI тысячелетия жители Малой Азии и Северной Месопотамии изготавливают изделия из металла. Первым металлом, который стал обрабатывать человек, была медь. Ее ковали в холодном или нагретом состоянии. Брошенные в огонь мелкие куски меди плавились и сливались друг с другом. Так зародилось искусство литья. Теперь орудия труда все чаще отливают из металла. В Европе это искусство распространилось на две тысячи лет позже. Изобретение керамики стало «звездным часом» человечества. Очевидно, процесс этот был долгим. Некоторые историки любят говорить о «корзине, обмазанной глиной и случайно брошенной в костер». Глина затвердела, и так якобы появилось первое в мире керамическое изделие, но, разумеется, об этом можно лишь гадать. Прошло много времени, прежде чем люди овладели этим ремеслом: научились высушивать глиняные заготовки, придавать им удобную форму и обжигать при нужной температуре. Гончарное ремесло существует уже в конце VII тысячелетия, ну, а гончарный круг появится лишь в конце V тысячелетия, возможно, в Иране. Вскоре он был известен уже во всей Передней Азии. <a rel=»nofollow» href=»http://www.rojdenierus.ru/rojdenie/forum/viewtopic.php?f=3&t=195&start=105″ target=»_blank» >ССЫЛКА на источник</a>

Эта простая и непростая глина

Эта простая и непростая глина

Архипова  В.Ю. 1

1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №48»

Архипова  Е.Ю. 1

1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №48»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Каких только вещей не делал человек из глины! Глина в его руках становилась посудой. Из глины можно построить жилище, нужно только превратить её в кирпич и обжечь в печи. И из кирпича человек уже построил целые дома, соборы, города… Оказывается, глина может стать нежной, белой, просвечивающей на свету, если её превратить в фарфор, или сверкающей многоцветием красок, если она станет фаянсом. Из глины можно сделать переливающуюся от перламутровой поливы чуть грубоватую керамику. Она способна украсить наши дома, улицы самыми изящными и многообразными скульптурными изображениями.

Глина проста и легка в обработке. Её возможности огромны. С древних времён глина стала одним из главных материалов, из которых человек создавал необходимые в быту вещи и произведения искусства. Глина оказалась верным и добрым другом всех людей во все времена.

Когда я была совсем маленькой, мне очень нравилось лепить своими руками различные поделки из пластилина. Фигурки получались красочные, но не крепкие. Я спросила маму: «А есть какой-нибудь другой материал, из которого получались бы мои сказочные персонажи более прочными». Мама ответила, что варианты есть. Можно, например, попробовать слепить из глины. Я поставила перед собой цель.

Цель исследовательской работы:

Ознакомиться с видами глин Уральского региона и выяснить, какие виды можно использоватьпри изготовлении глиняных изделий.

Задачи:

1. Познакомиться с историей происхождения и применением глины.

2. Узнать места нахождения глины нашего региона.

3. Изучить состав и свойства глины.

4. Изготовить глиняные изделия.

Объект исследования: глина.

Предмет исследования: свойства глины.

Гипотеза:

Предполагаю, что изучив свойства глины, узнаю, какие глины имеют способность деформироваться и удерживать приданную ей форму, научусь готовить глиняные изделия.

Методы исследования:

Изучение литературы

Использование Интернет-ресурсов

Обращение к взрослым

Проведение опытов и экспериментов

Практическая работа с глиной

История происхождения и применения глины

Не боги горшки обжигают

Уже никто не помнит и не знает, когда человек открыл для себя глину. Он взял в руки влажный комок и сделал из неё сосуд. Может быть, это была первая чашка или тарелка, или горшочек. Высохла глина и сохранила эту форму, которую придал ей человек. Следующее открытие человек сделал тогда, когда обжег кусок глины в огне и увидел, что обожжённая глина неожиданно стала более твёрдой, прочной, а главное – она больше не боялась воды, не размокала в ней. Это было замечательное открытие! С того дня началась эпоха гончаров.

Версия №1. Есть версия, что впервые человек догадался лепить, когда заметил, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался! После этого люди начали мочить глину. В начале ею покрывали плетеные из лозы корзины, делая их прочными и непромокаемыми. Позже стали лепить из глины первую примитивную посуду, ее делали очень простым методом: комок глины раскатывали в круглую лепешку, а затем у нее просто загибали края.

Версия №2. Обжигать глиняную посуду люди научились спустя столетия и совершенно случайно. Существует легенда: когда женщина не уследила за огнем, в ее жилище случился пожар. Сгорело все, только уцелели лишь глиняные горшки. Люди заметили, что после пожара они стали прочнее и тверже, в них можно было хранить без опасения любые жидкости. Благодаря счастливой случайности люди стали активно обжигать и применять в быту глиняную посуду.

Версия №3. Не приходилось ли вам наблюдать, как делает свое гнездо ласточка? Глина у ласточек — основной строительный материал. Недаром в народе говорят: «Пчелка лепит из воска, а ласточка из глины». Размягчая глину жидкостью, выделяемой специальными железами, ласточка, как заправский гончар, комочек за комочком лепит глубокую чашу. Высыхая, она становится прочной. Вполне возможно, что наблюдения за ласточкиной работой навели человека на мысль сооружать глинобитные жилища и хаты-мазанки. До сих пор по «ласточкиной технологии» из необожженной глины изготавливается кирпич-сырец.

Применение глины в истории и современном мире

В древности на тонких глиняных таб­личках писали так же привыч­но, как сейчас пишут на бумаге. Глиняные таблички стали страницами самых первых книг, написанных древними авторами. На них были увеко­вечены эпические поэмы, ре­лигиозные гимны, пословицы и поговорки, сложенные в те далекие годы. Одни таблички после выполнения надписей лишь хорошо просушивали на солнце, а другие, более ценные, предназначенные для долгого хранения, — обжигались. Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду.

Тарелки, горшочки, кувшины и вазы в изобилии присутствуют в современных магазинах. Ни одна ярмарка не обходится без продажи глиняных сувениров.

Глина может входить в состав других материалов: художественных красок (гуашь), соуса, пастели и сангины.

Места нахождения глины нашего региона

Территория Челябинской области обладает значительными запасами природных ресурсов. В Уральском регионе каолина 93%, огнеупорных глин 64%. На территории Сосновского района расположены месторождения: каолин (белая глина), цементные глины, глины кирпичные.

Глина у нас в регионе хорошая. Например, сырье, добываемое у озера Мисяш, отправляли в Санкт-Петербург на императорские заводы. До середины XX века гончары работали в Чебаркуле, Южноуральске, Троицке.

Свойства глины

Свойства глины в медицине

Белая глина есть в рационе малых народностей Дальнего Востока. Ее запивают козьим молоком. После употребления, в небольших количествах, глина оказывает полезные свойства.

Интересно, что глиняные ванны принимают не только люди, но и животные. Они измазываются, катаются в тягучей массе, если ранены или больны. Они чуют лекарство в окружающей их среде, так как глина обеззараживает и заживляет.

Оздоровительная и традиционная медицина применяет глину в виде грязевых ванн и масо

В Индии существует целая индустрия парфюмерной промышленности, связанной с глиной! Оказывается, глина отлично впитывает ароматы, и местные парфюмеры, во время активного цветения природы, размещают глиняные диски прямо в благоухающих местах. После в специальном аппарате для дистилляции эти ароматы переводят в духи, которые называются земляными.

Физико-химические свойства глины и ее состав

1) в смеси с водой образовывать вязкое тесто;

2) набухать в воде;

3) пластичность, т. е. способность принимать и сохранять любую форму в сыром виде;

4) сохранять эту форму после высыхания с уменьшением объема;

5) клейкость;

6) связующая способность;

7) водоупорность, т. е. способность после насыщения определенным количеством воды не пропускать через себя воду.

Свойства глины определяет ее химический состав.

Состав глины, определяется тремя важнейшими элементами: глиняные минералы, вода и песок.

Глина различных составов имеет множество оттенков. Окраска глины обычно зависит от влияния органических веществ. При сушке и дальнейшем обжиге цвет может полностью поменяться.

Различают «тощие» и «жирные» глины.

Тощая глина обладает меньшей пластичностью, ее связующая сила слабее, но она дает меньше усадки при сушке и обжиге.

Я сравнила два вида: глина блестящая на вид и скользкая на ощупь, попробовала на зуб, она скользит, а другая с матовой поверхностью, на ощупь шероховатая, при трении пальцем легко крошится, хрустит на зубах, а значит содержит много примесей.

Пришла к выводу: «Чем меньше примесей, тем она жирнее, а тощие глины содержат много примесей».

Практическая часть

Подготовительный этап

С мамой и папой мы набрали 4 вида разных по составу глин: белую, красную, желтую, розовую. Разбили все комочки, просеяли через сито, и привезли к мастеру по керамике Дударевой Ольге Николаевне, чтобы узнать: годится ли наша глина для ручной работы или нет?

Способы проверки глины:

Способ №1 «Добавление воды»

Все виды глин мы проверили путем добавления в них простой воды. Добавляли воду маленькими порциями и хорошо переминали руками. Белая глина оказалась очень пластичной, хорошо мялась в руках и не разваливалась. Ольга Николаевна сказала, что эта глина отличная, «жирная», у нее хорошие пластичные и связующие свойства и из нее получатся хорошие изделия.

Затем мы проверили красную глину, она оказалась не такой «жирной», но тоже очень хорошей, она хорошо лепилась и не разваливалась в руках. Потом взяли жёлтую: в ней оказалось слишком много песка, она трескалась и плохо склеивалась в руках. Эта глина оказалась «тощей», с очень низкой пластичностью, она не годилась для лепки. А вот розовая оказалась хорошей и пластичной.

Способ №2 «Отмучивание глины»

Этот способ подготовки глины мы провели путем отмучивания. При таком способе глина становится более жирной и пластичной. Мы набрали глину в ведра и залили их водой 1:3. Все тщательно перемешали и оставили на сутки. У нас получился однородный раствор разных цветов.

Вода в ведрах отстоялась и высветлилась. С помощью резинового шланга мы аккуратно слили отстоянную воду и весь глиняный раствор протерли через сито. Разложили глину на хлопковую ткань и поставили у батареи, чтобы вышла лишняя влага. После того, как глина стала густой как тесто и перестала прилипать к рукам, ее мы скатали в рулоны и хранили в полиэтиленовых пакетах до начала ручных работ.

Основной этап

Мы взялись за дело.

Попробовали слепить из этих трех видов глин различные изделия.

Мастерство гончарного дела

Гончарное производство на протяжении истории имело огромное значение в жизни человека. На Руси это было одно из важнейших ремесел. В 9 веке наши предки стали использовать гончарный круг. Вначале он был ручным, механизм управлялся одной рукой, а позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног.

Мое занятие на гончарном круге проходило в мастерской города Челябинска под руководством Третьяковой Анны. Гончарный круг был современным, на электрическом приводе.

Прежде чем начать работу на круге я помяла глину, почувствовала и слепила колобок. Мастер сказала, что в такие моменты, глина сама подскажет, каким должно стать будущее изделие.

Второй очень важный компонент — вода. Я периодически смачивала руки и глину. Тут важно знать определенную меру, ведь слишком влажные изделия при сушке дадут трещины, поэтому я использовала в процессе работы губку.

В конце я украсила свои поделки узором с помощью стека. Осталось высушить мои изделия. Все было просто и сложно.

Быстро постичь мастерство гончарного дела у меня не получилось. Но радость от этого занятия я получила огромную и незабываемую!

Сушка — это длительный процесс. Если поспешить, то изделие покрывается трещинами и его коробит. В первые дни изделия сушат в помещении без сквозняков 2-3 суток, потом – на печи или батарее. Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность.

Любое изделие при сушке становится намного меньше в размерах и дает усадку. Обжиг укрепит наше изделие.

Мои изделия просохли. Ольга Николаевна сказала, что если я хочу пользоваться своей посудой, то нужно залощить изделия. Это древнерусский способ обработки глины перед обжигом. Лощение придаст моему изделию плотность и гладкость. Поверхность подсохших глиняных изделий я натирала до блеска деревянными стеками. Теперь лощеную посуду можно смело использовать в быту, так как она достаточно влагоустойчива и экологически чистая.

Обжиг проводили в муфельной печи при температуре 970-1050 градусов, для белой и розовой глины. Красную глину обжигали при температуре 600 градусов, если выше, то она расплавится.

Обвар — это последняя стадия обработки глиняных изделий, после которой глиняная посуда становится еще более прочной. После этой процедуры изменяется ее внешний вид: она покрывается многочисленными темными пятнами, придающие ей неповторимое своеобразие. Мы провели молочение своих глиняных изделий. С помощью жирных сливок я окунала каждое свое изделие, а затем с Ольгой Николаевной проводили обжиг при температуре 360 градусов 20 минут. Посмотрите какая красота! Теперь я могу пользоваться посудой сделанной своими руками!

Лощение и молочение – это древнерусские способы обработки глины, которые применялись только на Руси!

Сейчас больше используют глазурь – покрытие изделий тончайшим слоем стекла.

Заключительный этап

Заключение

Я сейчас простая глина

Что лежит у очага.

Жду я рук, но чтоб любимых,

Что, лаская, разомнут,

Выгнут, форму придадут.

Обожгут, чтоб закалиться,

Что бы долго жить, храниться.

Радовать глаза творца,

Удивляя мудреца.

Ведь была простая глина,

А теперь ну впрямь картина.

Не прибавишь, не возьмёшь.

Видно мастер постарался,

Знать работал не за грош.

Вывод: Познакомившись с историей происхождения и применением глины, узнала места нахождения глины нашего региона, какими свойствами она обладает, как и где используют глину, научилась готовить изделия из глины.

Цель достигнута, гипотеза подтверждена.

В дальнейшем я хотела бы провести мастер-класс своим одноклассникам с целью познакомить их с этим чудесным и удивительным материалом!

А также очень хотела бы побывать на фарфоровом заводе в Южноуральске и в городе Сысерть Свердловской области.

Список литературы

Лыкова И.А. Мы лепили мы играли: учебно-методическое пособие/ И.А. Лыкова – изд. ООО «Карапуз-дидактика», 2007. – 82 с.

Федотов Г.Я. Послушная глина: основы художественного ремесла. – М.: «АСТ-ПРЕСС». 1997. – 144 с.: ил.

Поверин А.И. Гончарное дело. Чернолощенская керамика/ А.И. Поверин – изд. М.: «АСТ-ПРЕСС». 2016. – 160 с.: ил.

Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей и детских садов/ А.П. Усова Изд. 3-е. М.: «Просвещение». 1972. – 78 с.: ил.

Браиловская Л.В. Природные материалы в интерьере: дизайн из соломки, дерева, глины, камня/ Л.В. Браиловская. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 217 [2] с., : ил., [4] л. ил. – (Это модно).

Уварова И. Глина, вода и огонь: научно-художественная литература/ И. Уварова. – М.: «Детская литература», 1973. – 174 с. с ил.

Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – http://wikipedia.org

Приложение

Подготовительный этап

Сбор глины

Сбор глины

Проверка на пластичность

Отмучивание

Основной этап

Ручная лепка

Гончарное дело

Сушка

Обжиг

Лощение

Молочение

После обжига

Заключительный этап (готовые изделия)

Просмотров работы: 170

когда появились изделия из глины?

сейчас скажу тебе точно…. ой давно это было, ыыыыыыы считается что Адам и Ева были первыми изделиями из глины, точнее Адам

Около 9000 года до новой эры люди стали строить глинобитные дома. Около 8000 года до новой эры — обжигать изделия из глины. Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды — плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Изобретение керамики стало «звездным часом» человечества. Очевидно, процесс этот был долгим. Некоторые историки любят говорить о «корзине, обмазанной глиной и случайно брошенной в костер». Глина затвердела, и так якобы появилось первое в мире керамическое изделие, но, разумеется, об этом можно лишь гадать. Прошло много времени, прежде чем люди овладели этим ремеслом: научились высушивать глиняные заготовки, придавать им удобную форму и обжигать при нужной температуре. Гончарное ремесло существует уже в конце VII тысячелетия, ну, а гончарный круг появится лишь в конце V тысячелетия, возможно, в Иране. Вскоре он был известен уже во всей Передней Азии.

Изделия из глины появились с появлением сознательного овладевания огнем (больше миллиона лет назад) первыми людьми на земле. Если шутливо ответить, то скажем, что наш пращур, первый человек Адам был первым изделием из глины, потом оживлен и одухотворен. При этом была допущена техническая ошибка, т. е. у него был создан детородный орган, которым он впоследствии воспользовался (в результате появились мы все) , и за это был выдворен из Рая на землю.

ИЗ ИСТОРИИ РЕМЕСЕЛ. «СОТВОРЕНО ИЗ НЕДР ЗЕМНЫХ»

ПОДОБНО ТВОРЦУ

Клинописный текст. Шумер. Глина. 4000 лет до н. э.

Изделия древнеегипетских мастеров — статуэтка гиппопотама (XX век до н. э.) и отряд нубийских лучников (из гробницы Месехти, XXI век до н. э.).

Венера из Дольни Вестоницы. Моравия. Глина. Неолит.

Изящны формы сосудов, изготовленных хеттами — сосуд из Кюлътепе (XVIII век до н. э.) и два сосуда из Алишера примерно того же времени.

Прекрасные образцы изделий из глины, созданные в Двуречье — сосуд и блюдо из Суз, чаша из Убайды (IV тысячелетие до н. э.).

Что только не делали из глины! Так выглядела шкатулка для притираний с острова Сирое (2500 год до н. э.).

Представляемые изделия из глины, относятся к эпохи эгейского искусства ранней бронзы.

Человеческие фигурки и кувшин в форме птицы. Крит (2500 — 2000 годы до н. э.).

Сосуд, украшенный тюльпанами, с острова Мелос (1700 — 1500 годы до н. э.).

Гигантские сосуды — пифосы — для хранения припасов из кладовой Кносского дворца. XVI век до н. э.

Ваза (очень напоминающая современную сумку) с острова Псира (около 1500 года до н. э.).

Искусство периода гомеровской Греции представляют сосуд из некрополя в Афинах (IX век до н. э.) и крышка с четверкой коней (XIII век до н. э.).

Эпоха ахейской Греции. Конь с колесницей изображен на вазе, называемой кратером (XIV — XIII века до н. э.).

Фрагмент росписи амфоры — «Надгробный плач».

Сосуд из Аттики (VIII — VII века до н. э.).

Период классики в искусстве Греции: юноша-гимнаст и ваза, называемая дурис (490—480 годы н. э.).

Основные типы, греческих ваз. 1, 2. Кратер. 3. Стамнос. 4. Амфора. 5. Гидрия. 6. Пелика. 7. Ойнохоя. 8. Килик. 9. Лекиф. 10. Канфар. 11. Киаф. 12. Скифос.

Ворота богини Иштар в Вавилоне облицованы глазурованным кирпичом (реконструкция). Фрагмент ворот.

А я беспомощен и слаб,
Как все, как вы — лишь умный раб,
Из глины созданный и праха…

А. Блок

Вопросы — как, откуда произошли мироздание и человек? — пожалуй, самые важные. В ответах на них — и наши представления об устройстве мира, и фундамент всех религий. Эти вопросы волновали людей со времен глубокой древности. Мифы, записанные в разных уголках земли, рассказывают примерно об одном: мир и человек сотворены Богом (или богами) из глины (в Африке и сегодня молено услышать, что Солнце, Луна, звезды, Земля сделаны из глины). В древнейшем Шумере (южное Двуречье, IV—III тысячелетия до н. э.) верили в могущественного бога вод Энки: он придумал, как создать человека, а богиня Нинмах и богини рождения лепили из глины не только человека, но и его судьбу. По поверьям Древнего Египта, человек создан из глины на гончарном круге богом плодородия Хнумом. Похожие мифы есть и в Новом Свете.

О том лее повествует и Библия. Человека сотворил из глины иудейский Бог (Бог-отец в христианстве), событие это произошло в шестой день Творения: «И создал Господь Бог человека [Адама] из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его. И закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену [Еву], и привел к человеку», — говорится во второй главе книги «Бытие», одной из пяти, составивших Ветхий Завет.

Однако в той лее книге «Бытие» отразился, по-видимому, и другой миф, вошедший в Ветхий Завет, — там речь идет о создании из глины сразу и мужчины, и женщины: «…И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

Такое противоречие в тексте примиряет древнее предание. Согласно ему, созданную из глины первую женщину звали Лилит и именно она была первой женой Адама. Но Лилит непрестанно спорила с мужем, утверждая, что они равны, поскольку оба сотворены из одного материала. Ей не удалось убедить Адама, и Лилит покинула его.

Но раз из священной земли Бог сотворил человека, то и создание из нее чего бы то ни было тоже есть некое священнодействие. Недаром занятие гончара у многих народов считалось делом мистическим, сакральным. В Древней Японии, например, гончары, подобно жрецам, составляли касту. Были особой кастой гончары Цейлона, средневековой Индии (индийский гончар начинал день с лепки священного фаллического изображения; ему и своему гончарному кругу — символам бога Шивы — он должен был тут же поклониться). А вот в Западной Африке и в некоторых областях Средней Азии гончарное дело — занятие исключительно женское. Более того, там считается: женщина обладает сверхъестественными способностями именно потому, что обрабатывает «живую глину».

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ — ГЛИНА!

Жизнь первобытных людей была тесно переплетена с окружавшей их природой. Она давала им и кров, и пропитание. Камни, ветви, сучья или кости крупных зверей служили орудиями, шкуры животных и кора деревьев заменяли одежду. В те же доисторические времена человек заметил, что глинистая земля обладает удивительным свойством. Смоченная водой, она становилась мягкой и податливой, из нее молено вылепить чаши, горшки и многое другое. Далее просто высушенные на солнце, эти изделия были незаменимы в тяжелом быту древних людей, а оболеженные на костре, обретали особую прочность. Так появилась керамика (по-гречески keramos — глина).

Глагол «ваять» восходит к очень древнему слову, означавшему «вить», «плести», отсюда возникло предположение, что поначалу глиной могли обмазывать плетеные изделия, а при обжиге на костре каркас из веток выгорал. И действительно, на старинных черепках иногда заметны его следы, хотя для гладкости каркас могли обкладывать, например, листьями. На сосуды наносили орнамент.

До гончарного круга было еще далеко, и глиняные изделия лепили руками. На плоское донышко укладывали ряд за рядом глиняную ленту-«колбаску» (либо параллельными кольцами, либо спирально), создавая задуманную форму. Стыки между рядами затем тщательно затирали. Таким способом совсем еще недавно делали (а может, и сейчас делают) глиняные сосуды в высокогорных селениях Памира. Порой так лее работают современные художники-керамисты.

Вручную из глиняного теста, пожалуй, молено соорудить чуть ли не все, что требуется в быту — чаши, горшки, блюда, кувшины, сосуды для воды, вина, масла, молока, меда, бутыли, столики, коробочки, лампы, подсвечники, погребальные урны, курильницы, курительные трубки, украшения…

Всего не перечислить. Из глины делали и продолжают делать декоративные плакетки — пластинки с рельефами. Уже на древнейших плакетках из Эшнунна (конец III тысячелетия до н. э.) есть изображения арфистки с арфой, плотника за работой. В античном мире из глины лепили театральные маски. И, наконец, печи для обжига — ведь тоже из глины.

В Древнем Шумере и «бумагой» служили глиняные таблички. Писали по сырой глине палочками, вдавливая их, получались знаки-клинышки — клинопись, потом таблички сушили на солнце. Древнейшие библиотеки, хранившие порой десятки тысяч таких табличек, поведали историкам о шумерских богах, царях, обсерваториях, школах, шумерской поэзии, которая существовала пять-шесть тысяч лет назад, о шумерских каналах и садах…

ОТ САКРАЛЬНЫХ ФИГУРОК ИЗ ГЛИНЫ К СВЕТСКОЙ ИГРУШКЕ

Там, где обнаруживают следы людей, живших в каменном веке, обычно находят вылепленные из глины странные женские фигурки. Главное в них — пышное тело, грудь, живот. То — продолжательница рода, мать, заключающая в себе великую и непостижимую тайну рождения новой жизни, женщина-кормилица. Такие фигурки чаще всего находят в особо почитаемых местах: у родового очага, у алтаря, в тайничках. Археологи назвали их палеолитическими Венерами. Но и в пластических изображениях животных (их тоже часто находят археологи) древние люди видели особые магические свойства.

Рассматривая древние рисунки и скулыпурки, мы даже и не подозреваем, какой таинственной силой обладали они в глазах людей ранней поры человечества. А ведь отношение к ним было, по всей вероятности, таким лее священно-трепетным, как сегодня, к примеру, у истинно верующих — к иконе. Со временем сакральное восприятие пластических изображений людей и животных размывалось.

В античном мире из глины лепили копии больных частей тела и приносили их в храмы, к богам, прося исцеления или благодаря за него. В те лее времена были распространены и глиняные марионетки — фигурки людей с подвижными ручками и но лжами. Что это — игрушки? Определенного ответа на вопрос нет. Одно лишь бесспорно: с давних времен на берегах водоемов с глиной играли дети, лепили из нее то, что им казалось интересным, что они видели вокруг. (Согласно преданию, пятилетний Христос оживил вылепленных из глины воробьев.)

А наши глиняные игрушки и свистульки? В древности с их помощью отгоняли нечистую силу, они оберегали дом и домочадцев, то есть тоже имели выраженное сакральное назначение. До сих пор живы промыслы яркой, веселой и беззаботной глиняной игрушки, каждый со своими отличительными особенностями. Потеряв свое мистическое значение, они пришли в наши дома как украшения.

Но из глины можно лепить и крупные формы. Так и делали, например, древние этруски (они жили на северо-западе Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н. э.). Эта традиция — создавать скульптуру из глины — дожила до наших дней.

ГЛИНА — СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Свершив свой земной путь, человек возвращается в землю, чтобы, возможно, появиться в новом облике.

Будь весел: не умрет вовеки мир земной
И звездам не дано исчезнуть — ни одной.
Кирпич, сработанный из тела твоего,
В дому других людей возвысится стеной,

писал поэт, философ, математик Омар Хайям (около 1048 — после 1122).

Когда люди стали своими руками сооружать жилища, то в лесных районах, возможно, плели их из прутьев и обмазывали глиной. В более южных краях основным жильем становится полуземлянка. До сих пор в разных странах можно встретить мазанки и глиняные дома, сложенные из примитивного самана — кирпича, сделанного из смеси глины с навозом и высушенного на солнце.

На Руси строили из дерева, и пожары были постоянным и разрушительным бедствием. Чтобы противостоять всепожирающему огню, Петр I попытался заставить своих подданных строить мазанки по предложенным «образцам». Попытка не удалась. Однако имела продолжение уже по иному поводу: в конце XVIII века всерьез задумались о сохранении лесов. Замечательный русский архитектор Н. А. Львов горячо пропагандировал землебитное строительство, обучал новой технологии представителей от крестьян. Памятью о глинобитном увлечении Львова стал Приоратекий дворец в Гатчине, под Петербургом.

Но главным строительным материалом все лее стал «камень», придуманный человеком и созданный им из глины, — кирпич. Удобный уже тем, что ему изначально молено придать желаемую форму или сделать рельефным. Из него строили все — укрепления, храмы, дома, хозяйственные постройки…

Строительные возможности глины поистине безграничны. В Древней Греции из нее делали архитектурный декор, например фризы с пальметтами и под ними ряд голов Горгоны. А в государстве Ахеменидов, существовавшем на территории Ирана в 559—330 годы до н. э., стены зданий украшали глазурованные изразцы. Уже тогда из них составляли не только декоративные орнаменты, но и изображения фантастических крылатых сфинксов, крылатых быков. Тысячелетия живет на этой земле традиция изготовления изразцов. Менялись только сюжеты.

Знамениты средневековые иранские изразцы — звездообразные или прямоугольные, украшенные птицами, цветами, надписями, складывающиеся в орнаментальные ленты или группы. Позднее стали делать большие панно из майоликовых плиток, каждая из которых — деталь общей декоративной композиции. Именно из этого очага цивилизации культура изразцов перешла в Среднюю Азию, оттуда она попала в Золотую Орду и далее — на Русь. А в соседней с Ираном Византии в IX—XII веках облицовочные плитки делали в форме выпуклых или вогнутых изразцов — на них изображалась Богоматерь с младенцем Иисусом или святые.

В Китае, в период династии Хань (206— 220 годы н. э.), в гробницах использовали не только кирпичи или небольшие плиты с резным орнаментом, выполненным углубленным рельефом, но и черепицу с геометрическим или растительным рисунком, со стилизованным изображением животных. В Индии в IV—VI веках из обожженной глины были не только декоративные рельефы для стен храма, но и плиты для мощения пола. На плите из монастыря Харван в Кашмире оттиснут декор из человеческих фигур и цветов. На других — брахманы-аскеты соседствуют с амурами в гирляндах.

Пробудившаяся к жизни средневековая Европа широко использует и кирпич, и черепицу, и плитки для пола. В XIII—XIV веках во Франции удивительные узоры керамических полов, набранные из многих плиток, напоминают медальоны, ковры, представляют лабиринты.

Весь накопленный историей человечества опыт использует сегодня строительная керамика.

ГОНЧАРНЫЙ КРУГ И НОВЫЕ ТЕХНИКИ

Гончарный круг — величайшее изобретение человечества. В переднеазиатских очагах цивилизации он известен уже в IV тысячелетии до н. э. Ранние гончарные круги были очень примитивными, в действие их приводили рукой, а по окончании работы с поверхности изделия удаляли неровности. В Древнем Египте, где гончарный круг известен примерно с 3200-х годов до н. э., неровности на внешней стороне полировали галькой. Подготовленные таким образом сосуды перед обжигом расписывали, причем это могли быть геометрические мотивы, изгибающиеся линии, цветы, животные, иногда образующие сложные композиции.

Уже на ранних стадиях цивилизации человек использовал многие изобразительные приемы, вновь «открытые» потом, тысячелетия спустя. К примеру, керамика из Двуречья конца IV тысячелетия до н. э. дает нам образцы абстрактного искусства — роспись треугольниками, ромбами, кругами, волнообразными линиями, шашечным узором… Иногда — это абсолютно схематичные живые существа, например человеческая фигура подчас сводится к треугольнику или прямоугольнику. А вот в крито-микенской керамике 1600—1200-х годов до н. э. декор достигает такой реалистичности, что впору говорить о натурализме. Совершенная по формам и росписям лаковая керамика Древней Греции занимает в этом условном ряду «золотую середину».

Работа современного гончара завораживает. Легко, чуть ли не по волшебству под его руками возникают то массивные, «коренастые», а то утонченные, изысканные чаши, кувшины, вазы… Между тем легкость эта кажущаяся, гончар владеет тысячью секретов своего ремесла. Вот лишь некоторые из них.

•  Необходимо правильно подобрать глиняную смесь. От этого зависит, какими останутся поры после того, как изделие «спечется» при обжиге, то есть не разбухнет ли оно, наполненное водой.

•  Стенки должны иметь равную толщину, иначе при обжиге возникнут натяжения, и как следствие — трещины, а то и разрывы.

•  Надо учесть, что при сушке и обжиге произойдет усадка, и величина готового изделия окажется почти на одну шестую меньше сырого.

•  Ручки или горлышко высыхают раньше, чем все тулово. Чтобы в печи ручку не разорвало, она должна иметь изгиб, а горлышко — быть потолще.

•  От температуры обжига и режима поступления в печь воздуха (а с ним кислорода) зависит качество черепка, его внешний вид.

Есть и «утилитарные секреты». Например, внутренний диаметр нашей крынки для молока составляет 11 ± 1 см, а наружный — 12±1 см. И так во всем мире, у всех народов. Почему? Оказывается, высохший молочный козеин отмыть с керамической поверхности можно только механически, поэтому нужно, чтобы в горло проходила рука, но также валено, чтобы сосуд легко было ухватить одной рукой.

А сколько неожиданностей и секретов таит в себе поведение красок! Еще шесть тысяч лет назад в Двуречьи знали, что, когда для росписи используется окись железа, цвет изменяется в зависимости от температуры обжига от желто-коричневого до черного.

Керамисты во всех уголка земли постоянно совершенствовали свое ремесло, изобретали новую технику. Так у мусульманских народов в средние века получила распространение поливная посуда и люстровые изделия. Предполагается, что техника люстра была изобретена арабами в VIII веке. Сырое изделие покрывали плотным слоем оловянной глазури и обжигали. После этого предварительного обжига его расписывали красками, составленными из окислов металлов, преимущественно меди, а затем обжигали вторично при более низкой температуре. Краски, взаимодействуя с дымом, превращались в тонкий металлический слой с золотистыми, коричневатыми или красноватыми оттенками.

В Византии с XI века применялась техника сграффито — процарапывание по глазури или удаление широких участков поливы. А в XVI веке мир восхищался удивительным фаянсом из турецкого Изника — с цветочными узорами, а то и с изображением животных, парусных судов, зданий.

В том лее XVI столетии во Франции работал керамист Б. Палисси, изобретший прозрачные глазури, похожие на яшму и не пропускавшие воду. Не будучи художником, он стал украшать свои изделия, черпая формы в самой природе. На оловянном блюде он укреплял усыпленных раков, лягушек, змей (перечень молено продолжить), камушки и другие природные предметы, наносил глину и делал форму для будущих изделий. Готовые изделия он расписывал своими яшмовыми глазурями.

Шаг за шагом человек осваивал мир и уже начинал ощущать себя в нем своеобразным творцом. При этом мысль о сакральности занятия гончара все более утрачивала свою остроту. Но чувство неразрывной связи человека с землей, включенность его в круговорот природы сохранялась:

Я видел гончара в толпе людей.
Вращая колесо ногой своей,
Кувшины, чашки делал он проворно Из праха нищих, из голов царей.

Или:
Этот кувшин, как и я, был влюбленным
сначала,
Пленником был он кудрей и пылал он, бывало.
Ручка, которую видишь на шее кувшина, —
Это рука, что красавицы стан обвивала,

писал Омар Хайям. А столетия спустя ему вторил Александр Блок:

Когда я умру..
Из сердца лоза прорастет,
а из глины телесной
Кувшин изваяют, чтоб радовал вас на пирах.

Leave a Reply