Разное

История развития психологии – Комплексный экзамен по специальности «Психология» определение психологии как науки. Различные представления о предмете психологии

Содержание

Краткая история развития психологии

В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим наиболее важные моменты в истории развития психологии.

к содержанию ↑

Античная психология

Психология зародилась в конце VII – начале VI вв. до н.э. в Древней Греции как часть натурфилософии (науки, изучавшей закономерности всего сущего). В это время считалось, что одушевлен не только человек, но и весь мир (панпсихизм). Душу считали материальной, а ее основной функцией считали энергетическую – приведение в движение инертного (пассивного) тела.

История развития психологии

История развития психологии

Немаловажную роль в развитии психологии сыграла идея причинной обусловленности (детерминизма), сформулированная Гераклитом. Концепция общего закона (Логоса) способствовала преодолению сакральности и развитию науки вообще, но породила важнейший вопрос о наличии у человека свободы воли и поведения. Мнения по этому поводу разделились – Демокрит отстаивал предопределенность, а Сократ и Платон отмечали, что в таком случае человек лишается критериев нравственной оценки своего поведения. Философская школа стоиков разделила свободу на внутреннюю и внешнюю, тем самым оставляя за человеком возможность нравственного совершенствования.

Позднее античные ученые пришли к выводу, что душа служит источником разума и нравственности, а определяющим фактором, влияющим на психику человека, является культура. Так было установлено качественное различие между психикой человека и животных, что и привело к переходу от материалистической концепции души к идеалистической, заложенному в трудах Сократа, Платона и Аристотеля. Например, Платон выдвинул идею нематериальности и вечности души.

В античности зародилась психология познания. Аристотель выделил познавательные процессы воображения и речи, Платон – памяти.  Было положено начало таким направлениям, как сенсуализм (знание базируется на ощущениях) в трудах Демокрита и Эпикура, а также рационализм (ощущения дают знания о единичных вещах, всеобщие знания дает разум) – у Платона, Плотина и школы стоиков.  В вопросе регулирования человеческого поведения античные мыслители затронули также проблему эмоций. Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар полагали, что человек стремится к тому, что приносит ему удовольствие. Платон же отстаивал регуляцию разумом.

В период эллинизма важнейшими для психологии являлись вопросы этики и нравственности, взаимоотношений между личностью и обществом. В обсуждении принимали участие школы эпикурейцев, стоиков, киников, платоников. В философии и литературе (пример – «Медея» Еврипида) внимание фокусировалось на ценности отдельного человека и его праве на собственные этические нормы. Проблему свободы рассматривали киники, пришедшие к выводу, что для ее обретения человек должен стать самодостаточным и освободиться от стыда.

к содержанию ↑

Психология в Средние века

Средневековая наука, в том числе психология, была неразрывно связана с религией. В христианском мире в III–VI вв. античные концепции были под запретом, как языческие. Философские школы (Ликей, Сад Эпикура) были закрыты или вытеснены из Европы. Их возвращение состоялось  уже в IX–X вв., в том числе через исламский мир. Церковь осуждала как сомнение в своих догматах, так и попытки их доказать.  В VI–XII вв. церкви и монастыри являлись средоточием культуры, там работали церковные ученые, имевшие доступ к античной литературе. В XII–XIII вв. возникают первые университеты в Европе, развивается схоластика, служившая теоретическому обоснованию церковных догматов.

Лишь в XII–XIII вв. средневековая психология получила предмет исследования – «телесную душу», отличающуюся от «духовной», изучаемой богословием (так называемый деизм). К XIV–XVI вв. античные труды стали доступны для изучения, их авторы превратились в непререкаемые авторитеты. Средневековая психология изучала процессы мышления, в частности, вопрос универсалий (общих понятий). Реалисты полагали, что общие понятия существовали в уме Бога до сотворения вещей, номиналисты отрицали существование общих понятий в реальности, а концептуалисты доказывали существование универсалий в уме человека. Связь психических и соматических болезней изучал средневековый арабский мыслитель Ибн Сина, заложивший основы психофизиологии и исследования стрессов.

к содержанию ↑

Психология в Новое время

В Новое время на развитие психологии повлияло появление новых подходов к построению науки – стремление к рациональности, доказательности теоретических положений. Психология становится наукой о сознании, не изучает вопросы внешней активности, поведения. Развитие точных наук, в частности физики, повлекло за собой появление такого подхода, как механистический детерминизм (человеческое тело – своеобразная машина, действующая в соответствии с законами физики). Происходила борьба рационалистического (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц) и сенсуалистического (Д. Локк, Т. Гоббс) подходов к познанию.

Р. Декарт обосновал теорию рефлекса (употреблял термин «ассоциации»), объясняя поведение животных и непроизвольные движения человека. Он выделял также пассивные эмоции (страсти), связанные с мышлением и являющиеся одной из составляющих человеческих понятий. Эта концепция послужила основанием для развития когнитивной теории эмоций. Психику Декарт отождествлял с сознанием, допускал самопознание психики (интроспекцию).  Он также ввел понятие рациональной интуиции («света разума»), надличностного процесса, необходимого для познания врожденных идей (например, идеи Бога).

Лейбниц ввел принцип активности, опровергая мнение о познании как независимом от человеческих эмоций и мотивов процессе. Его концепция души-монады положила начало изучению области бессознательного (Лейбниц называл бессознательное перцепцией, а сознательное – апперцепцией). Б. Спиноза, изучая проблемы свободы воли и природы человеческих чувств, сформулировал понятие аффектов – желания (влечения), удовольствия (радости) и неудовольствия (печали). Т. Гоббс распространил принцип механистического детерминизма на психическую жизнь человека.  В 1590 г. Н. Гоклениус предложил термин «психология».

к содержанию ↑

Психология в XVIII веке

В этот период развитие науки стимулировалось идеями прогресса, развития. В середине XVIII в. возникает первая психологическая школа – ассоцианизм. Ассоциативная психология была единственным чисто психологическим направлением вплоть до начала ХХ в. Ассоциативную психологию развивал Ш. Бонне, который предположил, что ассоциации ощущений и идей – это связи нервных волокон.  Ассоцианизм получил свое развитие в трудах Д. Беркли и Д. Юма. Основателем же этого направления считают Д. Гартли, который создал новую теорию рефлекса, связанную с вибрациями. Ученый выделял большой круг вибраций (от органов чувств к мозгу и мышцам) и малый (в белом веществе мозга, обеспечивающий память, обучение и познание).

Х. Вольф разработал терминологию немецкой психологии, опубликовал книги «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1734 г.). Появляются концепции, связывающие психику с культурным окружением, географической средой (Д. Вико, Ш. Монтескье, И. Гердер), закладываются основы социальной, дифференциальной и этнопсихологии. Ж. Ламетри ввел в научный оборот понятие «потребности», начал изучать внимание.  Сенсуалистический подход развивал Э. Кондильяк в «Трактате об ощущениях» (1754 г.), утверждая, что психическая деятельность представляет собой преобразованные ощущения.

К. Гельвеций объяснял различия людей разным социальным положением и воспитанием, считал, что способности приобретаются в процессе обучения. Ж.-Ж. Руссо, напротив, придерживался концепции «естественного человека», согласно которой общество прививает отрицательные качества доброму и честному от природы человеку. Руссо также создал развернутую периодизацию психического развития. П. Ж. Кабанис выдвинул гипотезу о трех уровнях психической регуляции поведения – сознательном, полусознательном и рефлекторном.

Х. Вольф разработал теорию «психологии способностей», пытаясь найти разумное обоснование психических процессов. Его идею о спонтанной активности души развивали И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт, придя в итоге к формированию представлений о апперцептивной активности души, являющейся основой высших психических функций.

к содержанию ↑

Психология в ХIХ – начале ХХ вв

Основатель направления позитивизма в науке О. Конт в своей классификации наук не нашел места психологии, как не обладающей позитивной (то есть научной) парадигмой. Таким образом, перед психологией стал выбор: либо потеря статуса самостоятельной дисциплины, слияние с биологией и социологией, либо трансформация в духе позитивизма. Первоочередным требованием была разработка методологии, так как интроспекция не могла считаться подлинно научной. Появляются метод логики (Дж. Милль), метод проб и ошибок (А. Бэн), метод генетического наблюдения (И. Сеченов), экспериментальный метод (В. Вундт).

Появление дарвиновской теории эволюции повлекло за собой окончательный отказ от механистического детерминизма, принятие идеи, что цель психического развития – адаптация к среде. Стала возможной разработка ряда отраслей психологии – дифференциальной, генетической, зоопсихологии.

Открытия Г. Гельмгольца положили начало развитию психофизиологии. Тупиковой ветвью физиологии оказалась френология —  теория (ее сформулировал Ф. Галль) о том, что развитие отдельных участков коры мозга влияет на форму черепа, вызывая появление «шишек». Однако проверка и опровержение этой теории стимулировали развитие экспериментальной психологии. Развивались также психофизика (основатель – Г. Фехнер), служащая измерению ощущений (появляется понятие «порог ощущения») и психометрия (основатель – Ф. Дондерс), измеряющая скорость психических процессов. В 1879 г. в Лейпциге В. Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии. Экспериментальным изучением памяти на рубеже XIX – XX вв. занимался Г. Эббингауз.

В конце XIX –  начале XX вв. психология насчитывала уже ряд школ, представители которой по-разному трактовали ее предмет и задачи, методы. Это были структурализм (Э. Титченер), функционализм (Ф. Брентано, К. Штумпф), Вюрцбургская  (О. Кюльпе, Н. Ах) и французская (Т. Рибо, Э. Дюркгейм) школы, описательная психология (В. Дильтей, Э. Штранглер). В частности, работы функционалистов доказывали, что психика – это динамичный поток сознания. Ученые Вюрцбургской школы первыми начали экспериментальное изучение мышления. В. Дильтей разработал подход, получивший позднее название «психологизм». Он предложил не объяснять психику, а понимать, постигать ее.

к содержанию ↑

Психология в ХХ – начале ХХІ вв

В 1910 – 1930 гг. психологическая наука переживала кризис, порожденный несоответствием теоретико-методологической базы накопленным эмпирическим данным. В результате возник ряд новых направлений в психологии:

  •  бихевиоризм (основоположник – Дж. Уотсон, в переводе с английского behaviour —  поведение), изучение поведения экспериментальным путем;
  •  гештальтпсихология (основатели – М. Вертгеймер, В. Келер, К. Кафка, в переводе с немецкого Gestalt – целостный образ), изучение психики в целостных проявлениях;
  •  психоанализ (основатель – З. Фрейд), основное внимание уделялось бессознательному;
  •  аналитическая психология (К. Юнг), индвидуальная психология (А. Адлер) – развитие идей психоанализа учениками Фрейда;
  •  социологически-ориентированная психология (Э. Дюркгейм, М. Гальбвакс, Ш. Блондель)  — утверждали, что человеческое в человеке есть результат жизни в обществе.

Во второй половине ХХ в. возникает еще ряд психологических школ:

  • гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Оппорт) – исследование здоровой, творческой личности, стремящейся к самоактуализации;
  • когнитивная психология (Дж. Брунер, У. Найссер, Г. Келли) – рассматривает психику как систему, осуществляющую поиск и переработку информации;
  • логотерапия (В. Франкл) – утверждает, что движущей силой поведения человека является стремление к поиску и осуществлению смысла жизни.

На базе перечисленных направлений возникли разновидности психотерапии, например, психодрама, психодинамическая и гештальттерапия, психосинтез.

В отечественной психологии с начала 1920-х гг. выделялся прикладной аспект исследований,  направленный на повышение работоспособности, уменьшение аварийности и травматизма.  Возникают такие отрасли психологии, как психотехника, рефлексология (В. Бехтерев), реактология (К. Корнилов).  Поведение изучали М. Басов, П. Блонский, теорию установки разработал Д. Узнадзе, культурно-историческую концепцию – Л. Выготский, психологическую теорию деятельности – С. Рубинштейн и А. Леонтьев, дифференциальную психофизиологию – Б. Теплов, патопсихологию – Б. Зейгарник, нейропсихологию  — А. Лурия.

Сегодняшнее состояние психологической науки  Дж. Миллер назвал «интеллектуальным зоопарком», подразумевая разнообразие областей психологии, слабо связанных друг с другом. Среди самих ученых нет единого мнения о возможности существования некой объединяющей теории, так как накопленный объем знаний, вероятно, делает ее не только невозможной, но и ненужной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

moy-karapuzik.ru

Тема 2. История развития психологии

2.1 Основные этапы становления психологии как науки

2.2 Основные направления психологической науки

2.3История становления отечественной психологии

2.1. Первые психологические представления обозначились в древнем мире в связи с попытками мыслителей того времени дать ответ на вопрос: что такое душа?Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами- анимизм (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа.. При этом выделились различные подходы к изучению сущ­ности души — материалистический и идеалистический. Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н. э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ, и истечение мировой души.

Сторонник первого подхода Демокрит (около 460-370 до н. э.) утвер­ждал, что душа состоит из подвижных атомов, которые приводят тело в движение. Со смертью тела погибает и душа.

Платон (428-348 до н. э.), напротив, утверждал, что душа бессмерт­на. Цель души — познание идей, которые существуют вечно и сами по себе, образуя особый мир, противостоящий миру материи.

Идеи античных философов были систематизированы и развиты Аристотелем (384-322 до н. э.) в трактате «О душе». Этот трактат был первым собственно психологическим трудом, в связи, с чем Аристотеля часто называют основателем психологии. В его представлении душа — бестелесная сущность живого тела, посредством которой человек чувст­вует и мыслит.

В средние века в результате усиления позиций религии душа рас­сматривается в основном как божественное, сверхъестественное начало, руководящее человеком в его поисках высшего смысла жизни.

В то же время накапливается знание об анатомо-физиологических осо­бенностях организма человека как одной из основ психики. В связи с этим особо следует отметить деятельность арабских ученых Ибн-Сины (Авиценны, 980-1037), Ибн-Рушды (Аверроэса, 1126-1198), а также вы­дающегося деятеля эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519).

Второй этап в становлении психологии связывают с развитием есте­ственных наук в XVII в., когда ведущие ученые того времени пытались сформировать новые представления о мире и человеке, рассматривая психологию как науку о сознании. Так, французский ученый Р. Декарт (1596-1650) в своих трудах предпринял попытку раскрыть механизмы поведения человека, используя в качестве аналога законы механики и введя новое понятие — «рефлекс». Декарт считал, что человек с детства впитывает в себя очень многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Поэтому для того, чтобы найти истину, по его мнению, сначала надо все подвергнуть сомнению, в том числе и достоверность информации, получаемой органами чувств

Душа, по Декарту, приравнивалась к сознанию как способности ин­дивида путем самонаблюдения, или интроспекции (от лат.— гляжу внутрь), получать знание о собственных психических явлениях.

Большую роль в развитии психологии на этом этапе сыграли ученые Б. Спиноза (1632-1677) и Г. Лейбниц (1646-1716), которые разрабатыва­ли вопросы о соотношении физиологического и психического, а также Дж. Локк (1632-1704), который ввел в психологию понятие ассоциации — связи между явлениями, при которой возникновение одного из них вызывает появление другого.

3-й этап (вторая половина XIX века – 10-е годы XX века) – психология выделяется из философии в самостоятельную науку.

Начало этапа было обусловлено расширяющимся применением экспериментальных методов исследования психических явлений и стремлением ученых ввести в их анализ количественные оценки. Первые результаты принципиально нового характера были представлены в книге И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1866), что считается началом этапа объективной психологии. В 1879 году в Лейпциге (Германия) была создана первая научная лаборатория, исследующая психофизиологические явления. Спустя десять лет в Париже прошел 1-й Международный психологический конгресс.

Одновременно для изучения психических явлений зарубежными исследователями широко используется метод интроспекции (самонаблюдения), позволивший В.Вундту и Э.Титченеру прийти к выводу, что человеком управляет не душа, а сознание, обладающее особой психической причинностью. В то же время Д.Уотсон предложил отказаться от изучения сознания и сосредоточить основное внимание психологии только на том, что доступно методу наблюдения – на поведении человека, обусловленному совокупностью связей «стимул-реакция». Попытки преодолеть эти и некоторые другие противоречия между научными взглядами ученых привели к формированию в зарубежной психологической науке нескольких самостоятельных, зачастую противопоставленных друг другу направлений и школ (психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, гештальтпсихология и др.). Именно это позволяет многим исследователям истории психологии сделать вывод о формировании и последующем углублении кризиса в зарубежной психологической науке.

4-й этап (с 20 годов XX века) — предметом психологии становятся закономерности и механизмы функционирования психики человека, а также групповых психологических явлений,связан со становлением отечественной психологической школы.

studfile.net

История появления психологии развития и возрастной психологии

История становления психологии развития (детская и возрастная психология) связана с XIX веком. Тогда она оформилась в самостоятельную отрасль научного знания. Произошло соединение два отдельных направления, которые до этого развивались параллельно.

Этот же период ознаменовался рассмотрением психологии развития начала учеными как самостоятельного направления психологии.

Среди объективных предпосылок ее формирования выделяют:

  • потребности педагогической практики;
  • формирование идеи развития в биологии;
  • создание экспериментальной психологии и формирование объективных способов исследования.

Детская психология: зарождение и развитие

В. Прейер, немецкий ученый-дарвинист выпустил первый во всем мире научный труд по детской психологии. Это была книга под названием «Душа ребенка». Ученый рассказал в ней о ежедневных наблюдениях за развитием своего ребенка. Ему было интересно, как развиваются органы чувств, моторика, воля, рассудок и язык. Основным вкладом Прейера было то, что он исследовал развитие ребенка на самом раннем этапе жизни. Ученый открыл для психологии метод объективного наблюдения, который разработан аналогично с методами естественных наук. Прейер первый, кто обозначил переход от исследования психики ребенка, имеющий интроспективный характер, к объективному исследованию.

Замечание 1

Отмечается, что в данный период педагогика основной своей задачей ставила понимание ребенка. Помимо этого, ученые поняли, что только изучив психологию ребенка, можно понять психологию взрослого человека.

Началом изучения детской психологии, как впрочем и любой другой науки, стал сбор и накопление информации. Долгое время ученые занимались тем, что описывали проявления и последующее развитие психических процессов. Поэтому все знания, которые были накоплены, необходимо было систематизировать и проанализировать, точнее:

  • найти взаимосвязи между различными психическими процессами;
  • осмыслить внутреннюю логику целостного психического развития;
  • определить последовательность этапов развития;
  • исследовать причины и пути перехода с этапа на этап.

Для детской психологии стали применимы знания в смежных науках. Речь идет о генетической психологии, которая изучает появление различных психических функций взрослого и ребенка в истории и онтогенезе, а также о педагогической психологии. Особое внимание стало уделяться психологии обучения. К. Д. Ушинский, русский педагог, который основал научную педагогику, внес значительный вклад в формирование детской психологии. Его работа «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии» – это обращение к учителям. Педагог призывал учителей изучать законы таких психических явлений, которыми важно было бы для них управлять, поступать согласно этим законам и таким обстоятельствам, к которым они хот

zaochnik.com

2. История развития психологии.

  1. Предмет психологии, ее задачи, отрасли и методы.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Предмет психологии- изучение развития и функционирования психики.

Задачи психологии.

  • Изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

  • Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;

  • Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

  • Содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения, и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

Методы психологии:

Метод непосредственного наблюдения, метод включенного наблюдения, алгоритмический способ описания деятельности, анализ продуктов деятельности, экспериментально-психологические и пробы, физиологические пробы, беседа, устный опрос (интервью), письменный опрос (анкета), анализ биографических данных, анализ документации, лабораторный эксперимент, мысленный эксперимент, моделирование деятельности субъекта, реальная деятельность в лабораторных условиях, метод тестов, производственный эксперимент, метод построения теории, метод построения простых и сложных теоретических объектов, метод интерпретации, метод определения, метод верификации, метод доказательства, метод объяснения, метод обучения, метод развития субъекта труда, метод развития профессионально-важных качеств, тренинг, деловые игры, ролевые игры, консультирование, метод коррекции поведения, метод коррекции состояния, метод реконструкции, метод преобразования рабочего пространства, метод преобразования жизненного пространства.

Развитие истории психологии имеет многоэтапный процесс, который направлен на получение и развитие представлений о новейших методах психологического исследования и представлении о предметах.

Основными этапами развития истории психологии являются:

I этап (до научный этап — VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;

II этап (научный период — VII-VI вв. до н.э) — данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;

III этап (экспериментальный этап — XX в.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии;

IV этап – данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.

Формирование предмета психологии подразделяется на 4 периода:

1. Психология как наука о душе (6в. До н. Э. – XVII в. Н. Э.)

Первые научные психологические знания сформировались у древнегреческих философов в 6 веке до н.э. Они представляли душу как нечто, похожее на пламя или движение воздуха. Душа отдельного человека лишь слабый отпечаток мировой души — Космоса. Душа — основа идей древнегреческих философов Гераклита (ок. 544-483 до н.э.), Демокрита (ок. 460 — ок. 371 до н.э.), Платона (428-348 до н.э.), Аристотеля (384-322 до н.э.) и др.Первый труд, посвящённый исключительно психологии, — «Три книги о душе» Аристотеля.

Итак, психология возникла в античные времена как наука о душе, и в дальнейшем в течение многих веков (с 6 в до н.э. до 17 века н.э. ) психологическое знание накапливалось в рамках философской мысли. Одним из главных вопросов, который волновал философов, размышлявших над сущностью человеческой психики, была проблема связи души и тела. Очень долго господствовала точка зрения, состоящая в том, что природа души и тела совершенно различна, а их взаимоотношения подобны связям между кукловодом (душой) и куклой (телом), т.е. считалось, что душа может оказывать влияние на тело, но не наоборот. Французский философ Рене Декарт также считал, что душа и тело имеют разную природу и действуют по разным законам. Тело, по мнению Декарта, материально и действует по законам механики. Душа же нематериальна, и ее главное свойство — способность мыслить, помнить и чувствовать. Однако не только душа может влиять на тело, но и тело может воздействовать на душу. Декарт впервые сформулировал представление о рефлексах — закономерных реакциях организма на раздражение.

studfile.net

История развития психологического знания.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях античности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, древнегреческие философы-материалисты Демокрит, Эпикур, древнеримский философ Лукреций понимали душу человека как разновидность материи, телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Древнегреческий философ-идеалист Платон понимал душу человека как нечто божественное, отличающееся от тела. Платон полагал, что душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом, обитая обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, заложило основу для всех последующих идеалистических теорий.

Первым собственно психологическим научным трудом (но еще в рамках донаучной психологии), стал трактат «О душе» древнегреческого философа Аристотеля. Аристотель систематизировал предшествовавшие и современные ему идеи относительно души и выдвинул несколько важных положений, нашедших обоснование в его трактате. Так, согласно Аристотелю, душа и тело неразделимы. Душа бестелесна, она есть форма существования живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является разум, привносимый извне в виде божественного разума.

В эпоху античности были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы:

  • Что такое душа?

  • Каковы ее функции и свойства?

  • Как душа соотносится с телом?

Так сформировался исторически первый предмет психологиидуша как нечто, отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли.

В эпоху Средневековья в Европе установились христианские взгляды на душу: душа является божественным сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. В этот период были осмыслены многие стороны душевной жизни личности, ищущей высшего смысла и нравственных абсолютов.

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских умозрительных позиций без необходимой экспериментальной базы.

Французский философ и математик Р. Декарт приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом. Согласно Декарту «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основу детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Он явился основателем интроспективной (от лат. «интроспекция» – самонаблюдение) психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит.

Попытку вновь «соединить» тело и душу человека, «разделенные» учением Декарта, предпринимал голландский философ Б. Спиноза: нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Немецкий философ Г. Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Лейбниц пытался объяснить связь между психическим и физическим (физиологическим) в человеке не как взаимодействие, а как соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости «предустановленной гармонии».

Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века Х. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Этот принцип стал краеугольным камнем учения родоначальника эмпирической психологии, английского философа Дж. Локка. Душу человека Локк рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, то есть образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Основателем ассоциативной психологии в XVIII веке стал английский врач и священник Д. Гартли. Согласно его взглядам, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциации. Последующее развитие этого направления связано с именами Дж. Милля и Г. Спенсера.

В XIX веке психология становится самостоятельной наукой. Выделение психологии в самостоятельную науку происходит в 60-70-х годах XIX в. Это было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В.Вундта, создателя первой в мире психологической лаборатории. Он полагал, что в области сознания действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Последователь Вундта Э. Титченер, американский психолог, был основателем структурной психологии. В ее основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется интроспекцией – наблюдением субъекта за актами собственного сознания.

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову. Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев.

Усилия И.П. Павлова были направлены на изучение условно рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности. Тем не менее, собственной психологической концепции И.П. Павлов не создал.

В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа.

Основоположником бихевиоризма (от англ. «бихевиор» — поведение) был американский ученый Д. Уотсон. По его мнению, психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон видел основную задачу бихевиоризма в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение, по его мнению, является или результатом научения (индивидуально приобретенного путем «слепых» проб и ошибок), или заученного «репертуара» навыков. Последователи Уотсона пришли к выводу, что, все-таки, связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредствованы «промежуточными переменными» – знаниями, контролирующим механизмом. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со счетно-решающим устройством ЭВМ, то есть непсихологически. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

Гештальтпсихология возникла в Германии благодаря усилиям ученых Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихилогия выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные физические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте (в переводе с немецкого, слово «гештальт» означает «форма», «образ») зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации и в действиях, которые соответствуют этим требованиям. Построение сложного психического образа происходит в инсайте – особом психическом акте мгновенного «схватывания» отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Свои положения гештальтпсихология противопоставила также бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигателей проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

У истоков психоаналитическогонаправления стоял австрийский психиатр и психологЗ. Фрейд. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную импсихоанализом. Согласно учению Фрейда, психика содержит, три образования: «Я», «Сверх–Я», «Оно». Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса – в бессознательном. «Оно» — это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни (Эроса), куда входит сексуальные влечения и влечения к самосохранению «Я», б) влечение к смерти, к разрушению (Танатоса). В древнегреческой мифологии бог Эрос символизировал любовь, бог Танатос – смерть. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психический энергии, мощное мотивационное начало. «Я» — это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция – соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх – Я» – внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессознательные влечения, по словам Фрейда, « по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх – Я», что создает невыносимое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов – вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. Задача психоаналитика как психотерапевта усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит, освободиться от них.

З. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и ряд других.

Однако, уже его ближайшие ученики А. Адлер и К. Юнг, пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект, либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт, определяют психическое развитие личности.

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. СалливениЭ. Фромм– реформаторы психоанализа Фрейда(неофрейдисты). Человеком движут не только биологически предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Фромм).

studfile.net

Тема 1. История психологии как науЧная дисциплина

История психологии – это особая дисциплина, предметом которой является изучение закономерностей формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию её природы, функций, генезиса. Таким образом, если общая психология как наука изучает психические факты, то история психологии изучает открытие и развитие представлений о фактах психической реальности на разных этапах поступательного развития науки.

Исходя из специфики предмета, методы истории психологии направлены на воссоздание истории развития психологии как части общественно-исторического прогресса, поэтому заимствованы не из психологической науки, а смежных с ней дисциплин – науковедение, история, социология. Основными методами истории психологии являются (по Т.Д. Марцинковской):

  1. Историко-генетический метод позволяет изучать идеи прошлого в контексте общей логики развития науки в определенный исторический период.

  2. Историко-функциональный метод заключается в анализе преемственности высказываемых идей, в поиске научных источников той или иной идеи.

  3. Биографический метод представляет собой анализ возможных причин и условий формирования научных взглядов ученого.

  4. Метод категориального анализа, направленный на выявление особенностей понимания и трактовки конкретной научной психологической категории в определенные хронологические период или в трудах разного периода одного и того ученого. Введенный в науку французским историком Марком Блоком, метод получил свое развитие и детальную проработку в научном творчестве отечественного историка психологии Михаила Григорьевича Ярошевского.

  5. Метод систематизации психологических высказываний, предполагающий формирование обширной электронной базы всех идей, высказываний, ссылок ученых в истории науки.

Следует учитывать, что каждый из методов имеет как преимущества, так и ограничения. Достижение максимальной достоверности и снижения степени субъективизма историка психологии при интерпретации или оценке им тех или иных фактов становления и развития психологического знания возможно именно при условии комплексного использования существующих методов.

Задачи истории психологии определяются уникальностью предмета и положения психологии в контексте общественной жизни и других наук. Обобщив многообразие функций истории психологии в анализе развития психологических идей, можно выделить три основных задачи:

  1. Изучение закономерностей развития знаний о психической реальности.

  2. Поиск и описание взаимосвязей истории психологии с другими науками.

  3. Анализ факторов возникновения и развития психологического знания.

М.Г. Ярошевский выделяет три фактора, детерминирующих развитие психологической науки:

1. Социальный факторобусловленность развития науки особенностями общественных отношений в разные исторические эпохи. Культурные, политические, экономические и социальные условия конкретного исторического периода оказывают влияние на содержание научных концепций и их распространение.

К примеру, социальной предпосылкой зарождения и развития гуманистического направления психологии стала «холодная война» между двумя мировыми сверх-державами – СССР и США, способная положить начало мировой ядерной войне и, соответственно, всему живому на Земле. Чувство неуверенности, нестабильности мира и небезопасности существования привело западное общество к глубокому духовному кризису. Именно в этой социальной ситуации стали очевидными ограничения бихевиоризма и психоанализа, утверждавшими биологическую и социальную детерминацию сущности человека, предлагавшими модификацию поведения и медицинскую модель помощи в решении эмоциональных и духовных проблем личности. Став «третьей силой» психологии, гуманистическое направление провозгласило решающую роль психотерапевтических отношений в решении эмоциональных проблем, собственной активности личности, ее целостность и уникальность. Не смотря на то, что идеи понимания против объяснения и модификации, уникальности и индетерминированности личности высказывались в истории психологии неоднократно (В.Дильтей, Э.Шпрангер, Г.Олпорт, Ш.Бюллер и пр.), общественное и научное признание они получили лишь в социальном контексте второй половины ХХ века.

2. Личностный фактор – обусловленность открытий и изменений в науке деятельностью и особенностями личности отдельных ученых.

Ярким примером обусловленности концепции биографией ее творца является индивидуальная психология А.Адлера, которая по своей сути является психологией возможностей, рожденной психологом в непосредственном собственном жизненном опыте. Известно, что А.Адлер был болезненным и слабым ребенком, плохо адаптировался и плохо учился в школе, был невысокого мнения о своих физических данных. Эти переживания повлияли на представления А.Адлера о мотивационной роли чувства неполноценности в формировании личности. Согласно теории Адлера, главное значение имеет не то, чем обладает человек, а то, как он этим распоряжаемся. Часто, истинность своих теорий авторы подтверждают не только жизнью, но и смертью. Так, основоположник идеалистического направления в науке Сократ, приговоренный афинским судом к смертной казни, отказался от подготовленного его учениками побега и с достоинством принял смерть, самостоятельно приняв уготованный судом смертельный яд. Являясь убежденным идеалистом, Сократ считал смерть истинным освобождением души из «темницы тела» и вознесением её в столь желанный для философа мир идей.

3. Предметно-логический фактор рассматривает эволюцию психологического познания как следствие преобразования предмета, категориального аппарата, подходов к решению ключевых проблем психологии. Рассмотрим более подробно содержание предметно-логического анализа развития психологической науки.

Итак, логика развития психологической науки определяется преобразованием ее категориального аппарата, состоящего из специфических конкретно-научных категорий и объяснительных принципов, целостная система которых позволяет теоретически и эмпирически исследовать и описывать психическую реальность.

Специфические конкретно-научные категории психологии отражают различные аспекты психологической реальности, постоянные проблемы, составляющие содержание психологии на протяжении всей истории ее развития. В качестве основных М.Г. Ярошевский выделяет: «Образ», «Действие», «Мотив» (базисные категории) и «Сознание», «Деятельность», «Личность» (метапсихологические категории). Т.Д. Марцинковская в качестве основных инвариант выделяет: «Мотив», «Образ», «Деятельность», «Личность», «Общение», «Переживание».

В качестве основных объяснительных принципов научного познания, опираясь на которые психология способна адекватно теоретически отражать свой предмет, М.Г. Ярошевский выделяет:

Принцип детерминизма (буквально – «определять), предполагающий изучение любого явления через анализ факторов, определяющих происхождение и течение, содержание и проявление психического. Детерминизм может быть как причинным (психические явления определяются предшествующими факторами), так и целевым (течение явлений определяется целью). В свою очередь, причинный детерминизм в истории психологии имеет различные варианты (механистический, биологический, психологический, социальный).

Принцип развития вошел в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина. Согласно данному принципу, психические явления познаются только в развитии, их изучение должно строиться на исследовании закономерностей, механизмов, стадий и видов психического развития. Развитие может быть онтогенетическим и филогенетическим, эволюционным и революционным, прогрессивным и регрессивным. Выделяют следующие аспекты психического развития: социальное, интеллектуальное, личностное. В истории психологии источники и движущие силы развития имели разное объяснение (социогенетический, биогенетический и конвергентный подходы и др.).

Принцип системности утверждает необходимость исследовать психику как совокупность взаимосвязанных компонентов, отношения между которыми обеспечивают ее целостное функционирование. В истории психологии существует несколько подходов к объяснению системности психики (элементаризм, функционализм, холизм). В современной психологии системность предполагает активность психики, обеспечивающую процессы саморегуляции и компенсации, в силу которых нарушение одних функций замещается нормальной работой других.

Помимо категориального аппарата, логика развития психологической науки определяется изменением ее предмета. В своем развитии и становлении предмет психологии может быть описан через определенные этапы:

  1. Психология как наука о душе (с VII в.до н.э.).

  2. Психология как наука о сознании (с XVII в.).

  3. Психология как наука о поведении (с 1913 г.).

  4. Психология как наука о психических явлениях (со второй половины ХХ в.).

В продолжение проблемы периодизации, следует отметить, что в истории психологии существует проблема периодизации, связанная с трудностью выделения её критериев. Критерий может быть хронологическим (проблемы науки в каждый исторический период), географическим (анализ психологических воззрений по странам и регионам), категориальным (анализ преобразования основных психологических категорий, например «мотив» или «личность») и др. Часто критерием является общественно-экономическая формация, состояние смежных наук, идеи отдельных психологических школ и направлений. Проблема периодизации заключается в том, что обращение к любому из критериев исключает из поля исторического анализа другие, не менее важные аспекты развития психологии, в результате чего редуцируются объяснительные схемы, утрачиваются целостность и логика в понимании развития психологии.

Не менее важным аспектом предметно-логического анализа истории психологии является история преобразования подходов к объяснению ключевых проблем психологии: соотношение психического и телесного (психофизическая/психофизиологическая проблема), духовного и материального (материализм, идеализм), личности и общества (проблема социальной обусловленности психики), чувственного и рационального (рационализм, эмпиризм, агностицизм). Так же, в истории психологии изменялись подходы к решению вопроса неосознаваемых процессов, целостности, движущих сил и условий развития личности.

Завершая обзор характеристик предметной области истории психологии, отметим современные тенденции и перспективы историко-психологических исследований (по Ю.Н. Олейникову, 2004):

  1. Активизация историко-сравнительных исследований (особенности отечественной психологии в разные периоды ее развития либо с зарубежными направлениями психологии и т.п.).

  2. Переосмысление развития психологического познания путем разработки истории отдельных научных областей, направлений, проблем психологии.

  3. Рост количества издаваемой литературы по историко-психологической проблематике и истории психологии (как отечественной, так и зарубежной).

  4. Расширение профессионального сообщества историков психологии за счет включения в проведение историко-психологических исследований представителей смежных с психологией научных дисциплин: историков, философов, физиологов, культурологов, педагогов.

  5. Увеличение числа научных центров, специально разрабатывающих проблемы истории психологии: лаборатория истории психологии и исторической психологии Института психологии РАН (зав. лаб. В.А. Кольцова), сектор истории психологии Института истории естествознания и техники РАН, кафедры психологических факультетов Московского, Санкт-Петербурского, Ярославского, Ростовского и других университетов, лаборатория истории психологии в Институте проблем развития личности (зав. лаб. Т.Д. Марцинковская) и в Психологическом институте РАО (зав. лаб. И. Равич-Щербо), кафедра общей психологии и истории психологии МосГУ(зав. каф. Ю.Н. Олейник).

  6. Расширение источниковой базы историко-психологических исследований, что позитивно отражается на качестве и достоверности исследований по истории психологии.

studfile.net

Тема 2 краткий очерк развития психологии как науки

Этапы развития психологии

Основные направления зарубежной психологии Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки Этапы развития психологии

С позиций методологии науки история психологии может быть описана как последовательность этапов становления представлений о ее предмете, методе и принципах в рамках научных парадигм (таблица 1.1).

1-й этап. На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний, прежде чем стать наукой, изучающей процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

В древности считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм» (от лат. anima – душа, дух). Его основой выступало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. В дальнейшем анималистическое представление о душе уступило место гилозоизму (от гр. hyle – вещество, материя и zoe – жизнь). У ионийских натурфилософов – Фалеса, Анаксимена и Гераклита – душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь). Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии).

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.) и идеалистичес-кая Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Согласно Демокриту, душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

Таблица 1.1

Этапы развития психологии как науки

Этап

Определение предмета психологии

Характеристика этапа

1-й

Психология как наука о душе

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

2-й

Психология как наука о сознании

Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов

3-й

Психология как наука о поведении

Возникает в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались

4-й

Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

Психология как наука сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения

По мнению мыслителя, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» из предметов. Со смертью тела, как считал философ, умирает и душа. Из вышесказанного следует, что материализм Демокрита носил наивный механистический характер.

В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Душа, по его мнению, не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено философом в форму мифа и преследует этические, государственно-педагогические цели. Покидая тело после смерти человека душа, в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, устремляется или в идеальный мир, или обречена на вечные скитания вблизи земли. Люди должны верить, что после смерти душа ответствует за все действия тела. Эта вера заставит каждого бояться возмездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен. Платон является родоначальником дуализма в психологии, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала. Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который определил память как самостоятельный психический процесс. Он открыл роль внутренней речи и активность мышления в процессе познания.

Идея Сократа (ок. 470 – 399 гг. до н.э.), одного из самых замечательных мыслителей Древней Греции, состояла в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и тем самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Философ рассматривал широкий круг «житейских понятий»: о справедливости и несправедливости, добре и красоте, мужестве и т.д. Девиз Сократа «Познай самого себя» подразумевал анализ поступков, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных житейских ситуациях. Все это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Первая попытка систематизации знаний о психике была сделана философом-энциклопедистом Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.), которого по праву считают основателем не только психологии, но и целого ряда других наук. Заслуга Аристотеля состояла в том, что он первым постулировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Сущность души, по Аристотелю, – реализация биологического существования организма. Учение Аристотеля заложило основы нового психологического мировоззрения – душа перестала трактоваться как мифологический двойник тела и впервые была осмыслена как организующий механизм жизнедеятельности живых организмов. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке таких проблем психологии, как ощущения, представления, активность психики, психический образ, основные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Аристотель одним из первых на многие века определил содержательную сторону психологического знания: рациональное, чувственное, волевое.

Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной основе психологии внесли древнегреческие, древнеримские и древневосточные врачи.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 370 гг. до н.э.) – основоположник научной медицины, обогативший медицинскую психологию врачебной этикой, а психологию учением о темпераментах. В Ш в. до н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга. Римский врач Гален (II в. до н.э.) расширил представление о физиологической основе психики, приблизился к понятию сознания, расчленил движения на произвольные и непроизвольные.

Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и мн. др.

Мостиком, связующим античную философию и философию Средневековья, явилось неоплатоническое учение Плотина (III в.), впоследствии развитое Августином Блаженным (IV – V в.). В учении последнего понятие души приобретает религиозное содержание и понимается им как божественная, вечная и независимая от материи сущность.

В эпоху Средневековья значительных успехов достигла арабоязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая. Крупнейшими представителями являются Авиценна (Ибн-Сина, 980 – 1037) и Аверроэс (Ибн-Рушд, 1126 – 1098). В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни и воспитания. Душа отныне становится объектом исследования медиков.

С усилением роли религии (христианства католического) в общественной жизни Европейского континента понимание сознания, психики человека начинает приобретать все более идеалистическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средневековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в том числе и под влиянием инквизиции.

В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к буржуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви. Активно стали развиваться естественные, биологические и медицинские науки, возрождаться и преобразовываться различные виды искусств. Эпоха Возрождения привнесла новое миропонимание, в котором культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Было создано общество естествоиспытателей, возрос интерес к психологии творчества, человеческой личности. Приоритетное значение в науке получило экспериментирование.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. Формируются принципы научного познания, которые переносятся и на изучение человека. Отныне природа рассматривается как грандиозный механизм, действующий по физическим законам, а человек – как особый механизм, в котором уже нет места для мистической души. Выдающийся мыслитель нового времени Френсис Бэкон (1561 – 1626) обосновал идею о решающей роли эксперимента в научном познании, накопления экспериментальных знаний, их анализа и обобщения.

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых. Выдающийся французский ученый, математик, философ и физиолог Рене Декарт (1596 – 1650) заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. По мнению ученого, причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. В своем учении Р.Декарт противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две независимые друг от друга субстанции – материя и дух. В истории психологии это учение получило название дуализма (от лат.dualis – двойственный). Введя в науку понятие рефлекса (отражения), Р.Декарт впервые объяснил психические проявления как материально обусловленные отражательно-регуляционные рефлекторные процессы. На основе его взглядов в психологии возникли важнейшие ее понятия – рефлекса и ассоциаций. Декарт ввел в науку и понятие сознания (как непосредственное знание души о себе), а также наметил путь познания сознания. Сознание есть то, по мнению ученого, как оно выступает в самонаблюдении.

Попытку преодолеть дуализм и механические представления Р. Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 – 1716), который отстаивал идею единства мира, считая, что сознание является такой же реальностью, как и материальный мир. Б. Спиноза утверждал, что «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» и что все духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он убедительно обосновал один из ведущих принципов научной психологии – принцип детерминизма.

Выдающийся немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) ввел понятие бессознательной психики, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий.

В XVII – XIX вв. широкое распространение получила так называемая эмпирическая психология. Одним из родоначальников эмпиризма является английский философ Джон Локк (1632–1704), исповедовавший опытное происхождение всей структуры человеческого сознания. В самом же опыте Д. Локк выделил два источника: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт). Сознание, по Локку, – это восприятие человеком происходящего в его уме. Этот постулат Локка стал исходной базой двухвекового господства в психологии парадигмы интроспекционизма.

Д. Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия «ассоциация», под которой понимались сочетание, связь идей. После Д. Локка в психологии утвердился всеобщий объяснительный принцип человеческой психики – принцип ассоциации (связи) идей, образов. Понятие об ассоциации стало наиболее простым и универсальным объяснительным механизмом формирования и приобретения человеком опыта.

В XVIII в. появилась ассоциативная теория, возникновение и развитие которой связано с именем Дейвида Гартли (1705 – 1757). Установленные им закономерности образования ассоциаций – смежность воздействия и частота их повторения – стали, по существу, первыми закономерностями психологии. Д. Гартли обогатил психологию многими основоположениями, а его научные идеи оказали решающее влияние на последующее развитие психологии.

Немецкий ученый Христиан Вольф (1705 – 1757) издал первые крупные научно-психологические труды «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) и ввел в научный оборот термин «психология».

Крупные достижения в психологии в XVIII в. неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными изменениями в мировоззрении, философском осмыслении бытия. Возникает концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества как закономерного исторического процесса. Появляются первые ростки понимания культурно-исторической обусловленности индивидуальной психики.

Отныне психика человека начинает рассматриваться в соотношении не только с телом и мозгом человека, не только с окружающей средой, но и с культурно-историческим развитием общества.

Конец XVIII – начало XIX в. характеризуется крупными изменениями в исследовании нервной системы, физиологии головного мозга, органов чувств.

Кардинальное значение в этой области имели исследования чешского физиолога Йиржи Прохазки (1749–1820). Он впервые дал классическое определение рефлекса и показал, что рефлекс возникает лишь на те раздражители, которые имеют для организма приспособительную значимость. Й. Прохазки установил, что по рефлекторному принципу функционируют все отделы нервной системы (как низшие, так и высшие), и все формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды, подчиняясь общему закону «сохранения живого тела». Психика понимается им как способность дифференцировать внешние воздействия, оценивать их в соответствии с потребностями организма и на основе этого осуществлять избирательные, приспособительные действия. На основе исследований и концептуальных обобщений, сделанных Й. Прохазкой, нейрофизиологи обратились к изучению «рефлекторной дуги».

Огромную популярность приобретает френология (от гр. «френ» – душа, ум), автором которой является австрийский анатом Франс Галль (1758–1829). Он предложил карту мозга, в соответствии с которой различные способности размещены в определенных участках. Френология побудила ученых к экспериментальному изучению размещения, локализации психических функций в головном мозге. Ф. Галль считал, что извилины в коре больших полушарий головного мозга и являются местом локализации «умственных сил».

Теория эволюции Чарльза Дарвина (1809 – 1882), появившаяся в середине XIX столетия, анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телесного устройства. В своих трудах («Происхождение человека», 1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872) Ч. Дарвин анализирует психику человека, сравнивает ее с психикой животных и приводит убедительные доводы к доказательству того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных.

В рамках дарвинизма возникла одна из основных категорий психологии – категория поведения. В работе «Происхождение видов» (1859) ученый показал роль приспособительных механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом развитии. Под влиянием дарвинизма возникают новые отрасли психологии: зоопсихология, генетическая, сравнительная.

Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и содействовали изучению психических явлений естественнонаучными методами, способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной отрасли знаний.

Основателем экспериментальной психологии стал немецкий философ, психолог и физиолог Вильгельм Вундт (1832 –1920), создавший в Лейпциге первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию, ставшую вскоре Международным центром психологических исследований. Благодаря исследованиям В. Вундта к концу XIX столетия экспериментальная психология получила развитие во многих странах мира. Впоследствии в Германии были открыты еще несколько лабораторий (в Геттингене, Бонне, Берлине, Бреславле и Мюнхене).

Следует отметить, что все крупные достижения в развитии психологии были неразрывно связаны с достижениями в естествознании, карди-нальными сдвигами в мировоззрении, новым философским осмыслением бытия.

3-й этап. Важную роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знания сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.

В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии.

4-й этап. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Особенности развития психологии как науки отражены на рис.

Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально, другие либо совсем не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.

Рис. Особенности развития психологии как науки

studfile.net

Leave a Reply