Разное

Информация о пластове и его картине летом – Презентация к уроку развития речи на тему «Подготовка к написанию сочинения по картине А. А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ».

Описание картины А. Пластова “Летом” 👍

Аркадий Александрович Пластов родился в де­ревне и большую часть своей жизни провел там. Это повлияло на его творчество. Большинство кар­тин Пластова посвящено жизни деревни во всех ее проявлениях. Он изображал и повседневный труд деревенских жителей, и их портеры.

Живописец всегда стремился видеть красоту в обычных дета­лях жизни. Даже самый тяжелый труд на его по­лотнах выглядит как праздник благодаря ярким краскам.

Картина “Летом” – одно из полотен, переда­ющих и красоту русской природы, и образ жизни русских людей, их

обычные занятия. На фоне ти­пичного среднерусского пейзажа художник изо­бражает своих героев – прилегшую отдохнуть в тени берез женщину и маленькую девочку, оче­видно, ее дочку или внучку.

Глядя на картину, мы без труда можем дога­даться, что старая женщина и ее внучка еще до рассвета отправились в лес за ягодами и грибами. Теперь, в послеобеденное время, наполнив свои лу­кошки, обе крестьянки отдыхают перед обратной дорогой. Выбор персонажей автором не случаен: в прежние времена собирательством занимались старые люди и дети, то есть те, кто в не мог прини­мать участия в тяжелом крестьянском труде – се­нокосе, уборке полей и других обычных для этого периода работ. Вместе с тем походы в лес за ягода­ми и грибами всегда были важны в деле подготов­ки к зиме, ведь крестьянские семьи, как правило, были большими и прокормиться им часто было не­легко.

Мы видим, что сегодняшний поход в лес старухи и девочки был удачен. На переднем плане в левом углу картины художник изобразил “добы­чу” своих героев в виде двух плетеных лукошек, доверху наполненных грибами. Перед лукошками изображен кувшин из глины, наполненный лесны­ми ягодами.

В правом углу картины изображена девочка лет (тми. Она присела на траву, вытянув вперед босые ноги. На ней белый сарафан, а на голове – крас­ный платок, завязанный на узел под подбородком.

На шее девочки – голубые бусы. Ее лицо сосредо­точено и наклонено вниз; она внимательно переби­рает ягоды и складывает их в голубую кружку, ко­торая стоит на ее ногах.

К правому боку девочки прижалась рыже-черная собака, которую героини картины взяли с со­бой в лес. Собаку, видимо, утомила длительная прогулка по лесу, и теперь она отдыхает, положив голову на вытянутые вперед лапы. Присмотрев­шись к изображенной художником собаке, можно заметить, что она, на первый взгляд спящая, не те­ряет бдительности в незнакомом месте.

Ее глаза приоткрыты, а уши приподняты, то есть собака прислушивается к звукам в лесу.

За спиной девочки изображена спящая женщи­на в синем крестьянском платье и таком же синем платке. Мы не видим ее лица, поскольку она за­крыла его рукой. Судя по позе, в которой изобра­зил ее художник, женщина спит крепко. Она поло­жила голову на небольшой бугорок, который образовали корни растущих рядом берез.

На зад­нем плане картины – залитая солнцем поляна, а за поляной начинается лес.

Солнце светит ярко, оно освещает уже неяркую зелень поляны. Краски, которые использовал ху­дожник, свидетельствуют о том, что действие происходит уже в конце лета, когда трава выгора­ет и при свете солнца отдает золотом. Общая цвето­вая гамма картины “Летом” – яркая, колорит­ная. Художник использует насыщенные цвета: ярко-красный платок девочки, густой синий цвет одежды старой женщины, изумрудная зелень вы­сокой травы в тени берез, янтарный оттенок травы поляны.

Таким образом он добился точной переда­чи полуденного зноя в лесу, когда прохладу можно найти только в тени деревьев.

Общее впечатление от картины – радостное, солнечное, умиротворенное. Художник предстает перед нами как тонкий ценитель красоты родных мест. Ведь неслучайно до мельчайших деталей он изобразил березы – символ России. Близка автору картины и народная жизнь, так органично слитая с природой.

Художник словно любуется своими ге­роями. Он изображает их в момент отдыха, которо­му предшествовал труд, совсем непростой, как ка­жется на первый взгляд, но приносящий радость.

Глоссарий:

– описание картины пластова летом

– картина Пластова Летом

– описание картины а пластова летом

– описание картины летом пластова

– описание картины А А Пластова Летом

Пластов Аркадий Александрович картины

Пластов Аркадий Александрович — великий советский художник, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Сталинской премии, действительный член АХ СССР. Родился в 1893 году в Ульяновской области, с. Прислониха. Для обучения художественному ремеслу в 1912 году уехал из родного села в Москву. Здесь он обучался в мастерской И. И. Машкова, а также Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище. После окончания художественного училища поступил на скульптурное отделение в МУЖВЗ. Стоит сказать, что за период его обучения, преподавателями художника были Ф. Ф. Федоровский, А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов и другие. После обучения Аркадий Пластов решил не оставаться в Москве и вернулся в родное село, где и прожил до конца своей жизни (умер в 1972 году).

Его картины воспевают жизнь обычных людей, повседневность, труд и быт русской глубинки. Главными героями картин стал советский народ в лице его односельчан. Жанровые произведения отличаются особой любовью к деревне, природе, незамысловатому, но наполненному красотой и поэтичностью, образу жизни. Особенно знаменитыми его картинами стали такие, как: «Фашист пролетел», «Весна» главную героиню которой даже назвали «Северной Венерой», «Жатва», «Сенокос» и многие другие.

Хотите, чтобы мировая паутина помогла вам в развитии вашего бизнеса? В этом случае стоит создать интернет-магазин вместе с Web Academic. Профессиональные разработчики и дизайнеры создадут лучший сервис для продажи товаров и услуг.

Весна

 

Выборы комитета бедноты

 

Жатва

 

Из прошлого

 

Колхозный праздник (Праздник урожая)

 

Лето

 

Летом

 

Мартовское солнце

 

Пастух Виталий

 

Первый снег

 

Полдень

 

Пушкин в Болдине

 

Рисующий Коля

 

Родник

 

Сенокос

 

Стог раскрывают

 

Таня

 

Тройка (Рябятишки у речки)

 

Фашист пролетел

 

Юность

 

Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом»

Цели:

  1. Дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника
  2. Обучение правилам сбора и систематизации материала по картине, обращая внимание на выразительность подобранных слов, на соответствие тому, что изображено.
  3. Уметь рассказывать по плану и по отдельным его пунктам, определяя границы высказывания.

Оборудование урока:Мультимедийная презентация к уроку (приложение), опорный конспект.

Ход урока

1. Сообщение учителем сведений о художнике.

(Слайд 1). Аркадий Александрович Пластов — русский художник 20 века. Большую часть своей жизни он провел в деревне Прислониха Ульяновской области.

(Слайд 2). Творчество Пластова посвящено, главным образом, крестьянской теме, так как художник хорошо знал деревенскую жизнь и с большой любовью изображал природу и людей родной земли. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой.

(Слайд 3). Перед нами открывается как бы особый мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным людям.

(Слайд 4, 5). Произведения Пластова посвящены самым различным сторонам жизни русской деревни. Художник утверждает поэзию коллективного труда. Его палитра становится еще более яркой.

(Слайд 6,7). Любимые герои Аркадия Александровича – деревенские ребятишки — присутствуют почти в каждом его полотне.

(Слайд 8). «Я люблю нашу жизнь. …даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать», — говорил А.А. Пластов.

(Слайд 9). И художник в своих работах показывает трудную жизнь, скромный быт русских крестьян, проявлявших бодрость и энергию в делах, получавших душевную радость от благородного труда.

(Слайд 10). «Деревня вошла в мою жизнь, как нечто бесконечно родное, органичное, цельное… И вот когда мне говорят, что картина удалась, этому я обязан в значительной мере правилу – никогда не писать того, что не любишь, не знаешь»,- писал А.А. Пластов.

(Слайд 11) Художник создал много картин, исполненных радостного отношения к окружающему его миру. К таким картинам относится, например, «Летом» (1945).На этом полотне автор показал богатство и щедрость родной земли, простых тружеников, отдыхающих на лесной поляне после сбора грибов и ягод.

2. Беседа по картине «Летом».

(слайд 12)

  1. Какое первое впечатление у тебя от картины?
  2. Когда происходит действие, изображенное на картине?
  3. Что прежде всего привлекает внимание?
  4. Какие цвета, теплые или холодные, встречаются в картине Пластова?
  5. Как удается художнику передать свое настроение человеку, рассматривающему картину?
  6. Что можно сказать о художнике?

3. Понятие о цветовой гамме картины.

Настроение картины художник передает с помощью красок. Красный, оранжевый, желтый называют в живописи теплыми цветами. Они помогают художнику передать радостное настроение. Зеленый, синий, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они вызывают чувство грусти, тревоги, печали.

4. Понятие о переднем и заднем плане картины.

То, что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами – передний план картины. То, что находится в отдалении от рассматривающего картину – задний план.

5. Сбор и систематизации материала по картине.

(Щедрые дары природы.
Передний план слева.)

(слайд 13)

Кувшин – глиняный, красно-коричневый, с питьём.

Корзина – плетёная, доверху наполненная желтоватыми и рыжеватыми грибами.

Ведро – чёрное, утопающее в лесной траве, наполненное рыжеватыми грибами.

Трава – ярко-зеленая, расцвечена желтыми цветами, лиловыми колокольчиками.

Герои полотна. Передний план справа.

(слайд 14)

Девочка – загорелая, на щеках румянец; в ярко – красном платке и светлом платьице; обрывает спелые ягоды и складывает их в синюю кружечку; лицо румяное.

Женщина – уставшая; в синем платье и синем платке; загорелая рука труженицы.

Собака – светло-рыжая, верная, положила голову на лапы, отдыхает и охраняет.

Задний план.

(слайд 15)

Поляна – светлая, просторная, залитая солнцем, изумрудная трава, кроткие полевые цветы.

Берёзки

– сероватого цвета с темными пятнами, словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке; золотистые листья, освещенные солнцем.

Лес – тёмно-зеленый, встаёт стеной.

Пень – светло-коричневый.

6. Составление плана описания картины.

(слайд 16)

I. Вступление.

1. Слово о художнике А. А. Пластове.

2. Первое впечатление от произведения.

II. Основная часть.

Описание картины «Летом».

(Передний, задний планы картины. Правый, левый фланг картины.)

1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев.

2. Пейзаж.

3. Настроение, созданное картиной, отношение автора к своему произведению.

III. Заключение.

Настроение, которое создает картина (отзывы о произведении критиков, пожелания, выводы).

7. Написание чернового варианта сочинения.

8. Домашнее задание.

Напишите сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом».

Литература

  1. Владимирская Г. Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М.:ТЦ Сфера, 2003.
  2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. М., Просвещение, 1991.
  3. Котова О.Ф. Вырази себя в слове. Коломна, 1993.

Пластов Аркадий Александрович – художник, биография и творчество

Пластов Аркадий Александрович – художник, биография и творчество которого не могут остаться незамеченными в истории искусства периода 20 века. Еще при жизни он стал членом Академии Художеств, был признан народным художником СССР и отмечен множеством наград.

Родился будущий художник в деревне Прислониха (сейчас – территория Ульяновской области), в январе 1893 года, в небогатой семье. Его отец – деревенский книгочей, а дед – местный иконописец. Маленький Аркадий даже не думает о карьере живописца. Родители видят в нем будущего священника, и пытаются сделать все, чтобы дать сыну должное образование. И вот, после трех классов образования, полученного в сельской школе, десятилетнего парня принимают на обучение в Симбирское духовное училище. Там он учится там 5 лет, после чего поступает в духовную семинарию, где намерен продолжить обучение.

Но, в 1908 году, Пластов понимает, что его призвание в другом. Весной он наблюдает за работой иконописцев, работающих над росписью деревенской церкви, и это оставляет неизгладимое впечатление. Аркадий твердо решил: что он станет именно художником, чего бы это ни стоило.

И вот, в 1912 году юноша уезжает в Москву, чтобы получить там художественное образование. Два года он учится в Строгановском училище, после чего пытается поступить в МУЖВЗ, но на отделение живописи ему попасть не удается. Поэтому, до 1917 года Аркадий вынужден обучаться в скульптурном отделении. Но, он ходит на занятия к Архипову, Корину и Степанову, где обучается изобразительному искусству.

В 1917 году Пластов возвращается в родные края, где и начинает практиковаться как живописец. Он работает с натуры, рисуя в основном односельчан. Художник даже создает целый цикл картин, посвященный крестьянскому быту, получивший название «Житье-бытье». Но, Пластов Аркадий Александрович – художник, биография и творчество должны пережить перерождение.

В 1931 году случается пожар, и дом Пластова сгорает дотла. Все работы, которые он успел написать, уничтожены: не уцелел ни один этюд, ни один эскиз. Фактически, художнику, которому исполнилось почти сорок лет, приходится начинать работу с нуля. Но художник не отчаивается, и снова берется за кисть. Он оставляет полевые работы, полностью окунувшись в живопись.

Пластов посещает выставки передвижников, рассматривает работы мастеров, входящих в Союз русских художников, и учится у них. В своих работах художник не только продолжает устоявшиеся традиции, но и делает свой вклад в развитие русской школы живописи.

И вот, в 1935 году, он наконец-то обретает признание. Его картины удостаиваются Московской выставки, а сам Аркадий участвует практически в каждом крупном событии мира искусства.

В своих произведениях живописец изображает жизнь и работу простых крестьян.

В его картинах чувствуется любовь к природе, любовь к деревне: художник не понаслышке знаком с бытом русского крестьянина, и изображает простые жизненные ситуации, как никто другой любит писать детей Саня Маликов, Первый снег, Летом и другие

В период с 1941-1965 годов Пластов рисует целый цикл картин, посвященных жизни простых жителей села. Такие работы, как «Жатва» и «Сенокос» 1945 года,, а также «Ужин трактористов» 1951 года, получают хвалебные отзывы не только простых граждан, которые тепло отзывались о его полотнах, но и матерых критиков того времени.

Еще одна известная серия картин была написана Пластовым в Великую Отечественную войну. Яркий ее представитель, «Фашист пролетел» 1942 года, до сих пор считается шедевром советского искусства военного и поствоенного периода.

В период 1950-х годов, Пластов выставляет полотна «Юность» и «Весна», вызвавший восторг у зрителей. Не забывает художник и красоту русской женщины.

Среди-картин этой тематики отмечают полотна «Мама» (1964г), «Солнышко» (1966г), и «Из прошлого», (1969г). Также художник рисует несколько иллюстраций к произведениям Чехова, Некрасова, и Толстого.

Живописные работы Пластова пронизаны любовью к природе, он с глубоким уважением относится к простому быту крестьян и уважаем ими.крестьянства.

За свой вклад в искусство творец был награжден несколькими медалями, двумя орденами Ленина, получил звание народного художника СССР а в его родном селе сейчас находится музей , который называется «Народный художник А.А. Пластов». В общей сложности перу живописца принадлежит несколько тысяч картин, над которыми он работает до глубокой старости. Пластов Аркадий Александрович – художник, биография и творчество которого могла оборвать только смерть. Великий творец живописи скончался 12 мая 1972 года.

Художник Аркадий Пластов: картины, биография

Аркадий Пластов

Биография Пластова

Жизнь колхозной деревин, ее труд и быт, горе и радости на протяжении долгих лет составляли содержание творчества народного художника СССР, лауреата Ленинской премии Аркадия Александровича Пластова (1893-1972).  Аркадий Пластов — действительный член АХ СССР (1947).

Произведения Пластова отличаются стремлением к безыскуссности и простоте. В них всегда чувствуется большой живописный талант художника. Родился Пластов в селе Прислониха, бывшей Симбирской губернии. Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой. Мальчиком Аркадий Пластов был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию. Здесь на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности. В Москве, куда привела юношу тяга к искусству, ему не удалось сразу поступить в Училище, живописи, паяния и зодчества. Пришлось пойти учиться в Строгановку, в скульптурную мастерскую. Только через два года он попал в Училище живописи, но пришлось заниматься там на скульптурном отделении у С. М. Волнухина.

Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова па третьем курсе. Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы. Начинающий художник вернулся в родную Прислониху. Как самый грамотный из односельчан, он сразу был избран в сельсовет, в комитет бедноты, участвовал в организации помощи голодающим. Пластов получил земельный надел и до 1925 года крестьянствовал, делая одновременно впрок этюды, эскизы, мечтая о цикле картин на темы деревенской жизни. Все эти заготовки погибли в 1931 году во время пожара, но несчастье не сломило художника, он нашел в себе силы по-настоящему засесть за картину. В середине 1930-х годов Пластов начал выставлять свои произведения. Картины «Колхозный праздник» (1937). «Стадо» (1938), «Купание коней» (1938) принесли ему известность. Подлинная слава пришла к художнику в годы Великой Отечественной войны, когда на выставке в Третьяковской галерее появилось его полотно «Фашист пролетел» (1942). Оно было одним из самых сильных среди полотей советских живописцев в ту пору. Каждого, кто видел картину, охватывало острое, щемящее чувство боли за родную землю, поруганную врагом. Бессмысленность трагически оборвавшейся жизни маленького пастушонка была особенно впечатляюща па фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну.Фашист пролетел

В 1945 году Аркадий Пластов написал картину «Сенокос», которая прозвучала как красочный гимн наступившей мирной жизни, радости народа, с честью и славой вышедшего из тяжелых испытаний войны.

Последующие произведения Пластова посвящены самым различным сторонам жизни советской деревни. В картине «На колхозном току» (1949) художник утверждает поэзию коллективного труда. Его палитра становится здесь еще более яркой. Колористические поиски Пластова ясно ощущаются и в полотне «Ужин трактористов» (1951). Глядя на эту картину, хочется говорить о ее целостном образе. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой. Перед нами открывается как бы особый мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным людям.

Фашист пролетел

Среди работ Аркадия Пластова также выделяется и картина «Весна» (1051). Поэтическим ощущением жизни веет от этого полотна. Молодая девушка, выбежав из деревенской баньки, заботливо одевает маленькую девочку. Художник мастерски передает красоту юного обнаженного женского тела, прозрачность еще студеного воздуха. Человек и природа предстают здесь в неразрывной связи. В дальнейшем Пластов создал много картин, исполненных радостного отношения к окружающему его миру. К таким картинам относятся, например, «Лето» (1958) и «Полдень» (1961). Меткостью передачи натуры и живописно-пластической силой образов отличаются написанные художником портреты колхозников, колхозниц, деревенских мальчиков и девочек «Девушка с велосипедом (1955-1956), «Девушка с граблями» (1957), «Ванюшка Репин» (1958) и др. Интересны и иллюстрации Пластова к произведениям русских поэтов и прозаиков. Они очень близки по мировосприятию его картинам.

Картины Пластова

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Описание картины А. Пластова «Летом»

Аркадий Александрович Пластов родился в де­ревне и большую часть своей жизни провел там. Это повлияло на его творчество. Большинство кар­тин Пластова посвящено жизни деревни во всех ее проявлениях. Он изображал и повседневный труд деревенских жителей, и их портеры. Живописец всегда стремился видеть красоту в обычных дета­лях жизни. Даже самый тяжелый труд на его по­лотнах выглядит как праздник благодаря ярким краскам.

Картина «Летом» — одно из полотен, переда­ющих и красоту русской природы, и образ жизни русских людей, их обычные занятия. На фоне ти­пичного среднерусского пейзажа художник изо­бражает своих героев — прилегшую отдохнуть в тени берез женщину и маленькую девочку, оче­видно, ее дочку или внучку.

Глядя на картину, мы без труда можем дога­даться, что старая женщина и ее внучка еще до рассвета отправились в лес за ягодами и грибами. Теперь, в послеобеденное время, наполнив свои лу­кошки, обе крестьянки отдыхают перед обратной дорогой. Выбор персонажей автором не случаен: в прежние времена собирательством занимались старые люди и дети, то есть те, кто в не мог прини­мать участия в тяжелом крестьянском труде — се­нокосе, уборке полей и других обычных для этого периода работ. Вместе с тем походы в лес за ягода­ми и грибами всегда были важны в деле подготов­ки к зиме, ведь крестьянские семьи, как правило, были большими и прокормиться им часто было не­легко. Мы видим, что сегодняшний поход в лес старухи и девочки был удачен. На переднем плане в левом углу картины художник изобразил «добы­чу» своих героев в виде двух плетеных лукошек, доверху наполненных грибами. Перед лукошками изображен кувшин из глины, наполненный лесны­ми ягодами.

В правом углу картины изображена девочка лет (тми. Она присела на траву, вытянув вперед босые ноги. На ней белый сарафан, а на голове — крас­ный платок, завязанный на узел под подбородком.

На шее девочки — голубые бусы. Ее лицо сосредо­точено и наклонено вниз; она внимательно переби­рает ягоды и складывает их в голубую кружку, ко­торая стоит на ее ногах.

К правому боку девочки прижалась рыже-черная собака, которую героини картины взяли с со­бой в лес. Собаку, видимо, утомила длительная прогулка по лесу, и теперь она отдыхает, положив голову на вытянутые вперед лапы. Присмотрев­шись к изображенной художником собаке, можно заметить, что она, на первый взгляд спящая, не те­ряет бдительности в незнакомом месте. Ее глаза приоткрыты, а уши приподняты, то есть собака прислушивается к звукам в лесу.

За спиной девочки изображена спящая женщи­на в синем крестьянском платье и таком же синем платке. Мы не видим ее лица, поскольку она за­крыла его рукой. Судя по позе, в которой изобра­зил ее художник, женщина спит крепко. Она поло­жила голову на небольшой бугорок, который образовали корни растущих рядом берез. На зад­нем плане картины — залитая солнцем поляна, а за поляной начинается лес.

Солнце светит ярко, оно освещает уже неяркую зелень поляны. Краски, которые использовал ху­дожник, свидетельствуют о том, что действие происходит уже в конце лета, когда трава выгора­ет и при свете солнца отдает золотом. Общая цвето­вая гамма картины «Летом» — яркая, колорит­ная. Художник использует насыщенные цвета: ярко-красный платок девочки, густой синий цвет одежды старой женщины, изумрудная зелень вы­сокой травы в тени берез, янтарный оттенок травы поляны. Таким образом он добился точной переда­чи полуденного зноя в лесу, когда прохладу можно найти только в тени деревьев.

Общее впечатление от картины — радостное, солнечное, умиротворенное. Художник предстает перед нами как тонкий ценитель красоты родных мест. Ведь неслучайно до мельчайших деталей он изобразил березы — символ России. Близка автору картины и народная жизнь, так органично слитая с природой. Художник словно любуется своими ге­роями. Он изображает их в момент отдыха, которо­му предшествовал труд, совсем непростой, как ка­жется на первый взгляд, но приносящий радость.

Описание картины А. Пластова «Летом»

5 (99.08%) 87 votes
На этой странице искали :
  • описание картины пластова летом
  • картина Пластова Летом
  • описание картины а пластова летом
  • описание картины летом пластова
  • описание картины А А Пластова Летом

Сохрани к себе на стену!

Сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом».

Урок русского языка в 5 классе с использованием современных

технологий и методик в контексте требований ФГОС

Тема урока: Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом».

Цели урока: 1) вызвать у учащихся желание обсудить увиденное на картине А. А. Пластова «Летом»;

2) научить учащихся точному, полному описанию изображенного на картине при помощи работы в команде;

3) пополнить словарный запас учащихся по теме «Лето»;

4) закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; 
5) воспитывать любовь к родной природе. 

Оборудование: столы составлены для команды из 4 человек и пронумерованы (на 6 команд). На столах листы бумаги формата А4, ручки, компьютерная презентация, репродукция картины А.А.Пластова «Летом», таймер.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Начать сегодняшний урок мне хочется строками стихотворения Ф. И Тютчева.

Смотри, как роща зеленеет, 
Палящим солнцем облита, 
А в ней — какою негой веет 
От каждой ветки и листа! 

Войдем и сядем над корнями 
Дерев, поимых родником,- 
Там, где, обвеянный их мглами, 
Он шепчет в сумраке немом. 

Над нами бредят их вершины, 
В полдневный зной погружены, 
И лишь порою крик орлиный 
До нас доходит с вышины… 

-Как вы думаете, какое время года описывает Ф. И. Тютчев?

(Лето).

-А каким чувством проникнуто стихотворение?

(Восторг).

-Поэт восхищается красотой лета. Лето — время года, в которое влюблены все: и поэты, и художники, и музыканты, и простые люди. Картина, к которой мы сегодня обратимся, так и называется «Летом», автор её — Аркадий Александрович Пластов. Откройте тетради, запишите тему урока (слайд №1).

Цель нашего урока – научиться точному, полному описанию изображенного на картине; пополнить словарный запас по теме «Лето»; закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; воспитывать любовь к родной природе (слайд №2).

  1. Рассказ о художнике А. А. Пластове и его картинах.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, народный художник СССР, лауреат Государственной премии – широко известен как певец русской природы (слайд №3).

Пластов родился в деревне Прислонихе Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В раннем детстве Аркадий был сильно впечатлён работой реставраторов, и решил стать живописцем. Отец Аркадия хотел, чтобы сын стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное училище. Затем Пластов закончил духовную семинарию. Учился живописи у молодого художника Д.И.Архангельского. Учился в скульптурной мастерской Строгановского училища в Москве. Закончил Училище живописи, ваяния и зодчества. Стал тем, кем мечтал быть с детства – художником (слайд №4).

В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин (слайд №5). Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

Его полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремился передать внутренний мир изображаемых людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют практически в каждом его полотне (слайд №5), например, в картинах «Витя-подпасок» (слайд №6), «Первый снег» (слайд №7), «Летом» (слайд №8), «Ужин трактористов» (слайд №9), «На колхозном току» (слайд №10), «Фашист пролетел» (слайд №11) и др.

Картины А. А. Пластова радуют своими звонкими, сочными красками, красотой изображённой в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает (слайд №12). В картине «Летом» (1954г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли.

  1. Беседа.

-Скажите, ребята, любите ли вы ходить в лес, собирать грибы, ягоды?

(ответы учащихся должны представлять собой связные законченные высказывания).

-А теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович Пластов на своей картине. Наша с вами задача – описать картину. Вспомним, что такое описание.

(Описание – это изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия, внешний вид животного, какого-либо предмета. Цель описания — увидеть предмет описания, представить его в своем сознании. Композиция описания: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение (слайд №13).

-Поработаем в команде. Поиграем в игру «4 ассоциации».

Перед вами лежит листок, расположите его в альбомном формате. Сложите листок вдвое и еще раз вдвое. Нарисуйте квадратик в центре. У каждой команды будет свое понятие, которое нужно будет описать. Это понятие вы вписываете в квадратик.

— Команда №1. Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине, какие элементы (слайд №14)? Ваше понятие «картина».

(Яркая, солнечная опушка леса, здесь расположились на отдых девочка и женщина. Рядом стоят корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки красная косынка. Ярко-зелёная трава).

— Команда №2. Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите одного из героев картины более подробно. Ваше понятие «девочка».

— Команда №3. На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины? Ваше понятие «женщина».

— Команда №4. Что вы можете сказать ещё об одном герое картины – о собаке? Ваше понятие «собака».

-Команда №5. Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? Ваше понятие «поляна».

-Команда №6. Как художник показывает, что стоит солнечный и тихий день?

-Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине? Ваше понятие «цвет».

Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. В живописи очень важное значение имеет разграничение цветов на теплые и холодные. Жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета художники называют тёплыми. Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды. Есть цвета, которые могут быть и холодными, и тёплыми. Таким цветом является, например, зелёный. Если холодный цвет смешивать с теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее (слайд №15).

-Я поставлю таймер на 5 минут, за это время каждый участник команды, начиная с 1 запишет свою ассоциацию и передаст по часовой стрелке другому участнику, и так по кругу. Записываем свою ассоциацию (старайтесь не повторяться).

-Время вышло. Давайте теперь послушаем ответы каждой команды. (Участник номер 2 зачитывает ответы, все команды внимательно слушают).

— А теперь возьмите еще один лист бумаги. Сложите пополам и еще раз пополам. Разделите половинки и раздайте всем участникам команды по четвертинке листа. На ней вы запишите ответ на следующий вопрос: «Какое впечатление произвела на вас картина А. А. Пластова «Летом»» (слайд №14)?

-На это задание я даю вам 2 минуты. Время пошло.

Мы послушаем ответы 2-3 участников (каждый ребенок должен высказаться, работая в команде. Потом учитель может предложить выбрать самое лучшее высказывание в команде и его зачитать).

-Сделаем вывод. В картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы), которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной приподнятости.

IV. Работа над синонимами, изобразительными средствами.

-При описании каких предметов мы используем прилагательные зелёный, яркий, а когда можем воспользоваться словами изумрудный, ослепительный? Составьте с этими словами словосочетания или предложения.

(Наиболее удачные из составленных учащимися словосочетаний и предложений записываются: «солнечные зайчики играют в траве»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски лета», «свежая, яркая, чистая зелень», «сверкают, подобно дорогим изумрудам», «лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг»).

-Какие изобразительные средства вы будете использовать при описании куртины?

(Сравнения, эпитеты, олицетворения (слайд №16).

  1. Составление плана сочинения (слайд №17).

Вступление.

  1. Тема и основная мысль картины А. А. Пластова.

II. Основная часть. Описание картины А. А. Пластова «Летом».

  1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев картины.

  2. Пейзаж.

  3. Настроение, вызванное картиной.

III. Заключение.

Мастерство художника.

V. Работа над темой и основной мыслью картины.

-Что такое тема и основная мысль картины?

(Тема-это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме (слайд №18).

-Из всего услышанного на уроке сделайте вывод, какова тема и основная мысль картины А. А. Пластова «Летом».

(Тема картины — красота летней природы. Основная мысль — желание автора показать богатство и щедрость родной земли (слайд №19).

VI. Устное описание картины (2-3 сильных ученика).

Примерный ответ.

Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов!  О лете написано много стихотворений, созданы картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку. Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь.

Рядом с девочкой улеглась собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу.

Позади девочки лежит женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно, что женщине приходится много работать.

В густой траве стоят корзина и ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы. Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в золотистый цвет.

Мне очень нравится эта картина. Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их аромат и полежать в мягкой душистой траве.

VII. Самостоятельная работа учащихся

Во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Желающие зачитывают фрагменты сочинений вслух. Учитель проводит анализ, отмечая достоинства и недостатки в работах школьников.

VIII. Задание на дом.

Написать сочинение по картине А. А. Пластова «Летом».

Leave a Reply