Разное

Горный король рисунок: Рисунок в пещере горного короля 3 класс – В пещере горного короля — Странные персонажи из нашего детства

В пещере горного короля. О троллях, чуди, Ибсене и Григе

Сказочные подземные карлики особенно известны в германо-скандинавской мифологии и в западноевропейском фолькоре — это скандинавские дверги, германские цверги, английские дворфы, польские краснолюдки, а также нибелунги, кобольды, нижние альвы и прочие гномы. Известны они также на Кавказе, в Африке, Полинезии. У нас их знают как чудь.  В мифах и сказках эти существа обладают богатством и мастерством. Они носят бороды и живут под землей, охраняют подземные сокровища и клады. Селятся в горах :))

Согласно скандинавским мифам, они изготовили для богов многие волшебные сокровища — ожерелье Брисингамен для богини Фрейи, золотые волосы для богини Сив, золотое кольцо Драупнир для Одина,  молот Мьеллнир для Тора, кольцо силы и сокровища Нибелунгов и так далее. Похожие легенды были и у египтян, которые считали, что в принципе все карлики обладали колдовским даром —  половина ювелиров в Древнем Египте были карликами.


Так уж вышло, что злобные тролли, охраняющие сокровища, вдохновили сразу двух норвежцев на создание гениальных произведений. Написать музыку к театральной постановке «Пер Гюнт» попросил Эдварда Грига сам Генрик Ибсен, а потом музыка Грига зажила своей жизнью. Музыка гениальна вся (и знают ее все, просто некоторые не знают, что знают), но особенно знаменита «В пещере горного короля».

Флэшмоб в Зеленой Гуре — оркестр играет «В пещере горного короля» Грига прямо на улице

«В пещере горного короля» Грига

Пер Гюнт был написан Ибсеном в 1867 году.  Сегодня он актуален почти в той же степени, как и в начале XX века, когда поэты серебряного века почитали его как своего гуру, а для российской интеллигенции он был  чем-то вроде манифеста. В 2006 году, кстати, был снят фильм по сюжету Ибсена, перенесенному в современную реальность (но в стихах), адаптированный, так сказать. В фильме тоже звучит музыка Грига. Пер Гюнт идет в Ленкоме, в интернете можно найти в записи.


Слушать эту вещь можно много раз — вот еще несколько вариантов


а это польский мультик с очень страшным горным королем


Это советский мультик целиком — 3 произведения


В этом мультике изложена половина сюжета Пер Гюнта — как он покинул Сольвейг и уснул недалеко от входа в пещеру Горного короля и как его тролли туда затащили.



Михаил Плетнев. Марш троллей. Trolltog (March of the Trolls / Dwarves)

А еще у Веры Матвеевой есть песня «Читайте Ибсена» :))
О чуди читайте здесь

Пер Гюнт – 1. Тролли, пещера горного короля и самодовольство

Прочтенная пару месяцев назад (наконец-то!) книга Генрика Ибсена «Пер Гюнт» до сих пор не дает мне покоя. Произведение можно смело назвать гениальным. Думаю, многие знакомы с музыкой Эдварда Грига к «Пер Гюнту», а вот сама пьеса, совершенно незаслуженно, остается менее известной.

Пер Гюнт и Сольвейг

«Пер Гюнт» – достаточно раннее произведение Ибсена, написанное им в 1967 году.
Книга сложная и из всей совокупности достаточно тем, я хочу выбрать две, которые и предлагаю здесь обсудить: во-первых, тему троллей и «троллизма», и во-вторых, пуговичного мастера.

Действие первой части пьесы разворачивается на родине Ибсена – в Норвегии. Главный герой пьесы – Пер Гюнт, молодой повеса. В какой-то момент в повествование включаются сказочные мотивы: Пер Гюнт оказывается в Рондских палатах, легендарном царстве троллей.

В пещере горного короля
Тролли в скандинавской мифологии – небольшие злобные уродливые существа, часто с несколькими головами. Они ненавидят людей и часто оказываются людоедами. В пьесе царство троллей представляет собой гигантскую «пещеру горного короля», Доврского деда. Спасаясь от преследования, Пер Гюнт встречает «женщину в зеленом», которая оказывается дочерью короля троллей. Желание стать великим у Пер Гюнта столь велико, что он даже готов жениться на ней и стать королем в царстве троллей. Таким образом, в качестве жениха женщины в зеленом, Пер знакомится с ее отцом, Доврским дедом.

Пер Гюнт и Доврский дед

Доврский дед приглашает Пера к столу и задает вопрос: в чем, по его мнению, сходство и в чем различие человека и тролля? «Я разницы не нахожу – поверьте…», — теряется Пер Гюнт. На что царь троллей отвечает:

Доврский дед
И все-таки позволь!
Ты жил на свете — мы живем во тьме.
Да, схожи мы. Особенно тогда,
когда у нас нечисто на уме.
Но ты под небом солнечным рожден,
воспитывал тебя иной закон.
«Пребудь собой», — такой девиз людской,
а наш девиз: «Довольствуйся собой».

Пер Гюнт
По-моему, туманно

Доврский дед
«Самодовольство» — мудро, многогранно,
значительно и звучно это слово.
Прими его в дальнейшем за основу.


В конечном итоге, все в царстве троллей оказывается обманом: красивое они называют ужасным, мерзкое – прекрасным, вместо меда к столу подают помет. Перу подвязывают сзади хвост, так как в царстве троллей «только чернь гуляет без хвостов, а бант в хвосте подчеркивает власть». «Вильни» — просит Доврский дед.

Пер Гюнт
(сердито)
Так, что ж, в угоду королю
отречься мне от христианской веры?

Доврский дед
Нет, успокойся. Веры мы не тронем.
Ты, главное, умей казаться троллем,
усвой повадки наши и манеры,
а там, в душе, во что угодно веруй.

Здесь есть существенный момент: для того чтобы быть троллем достаточно просто им казаться. А вот для того чтобы быть христианином, надо чтобы вера перерастала во что-то большее, в какое-то действие. Поэтому, главе троллей без разницы верит ли Пер во что-либо или нет. А это и есть фундаментальная разница между «быть» и «казаться».
Дальше все, что происходит с Пером Гюнтом, начинает все больше и больше походить на кошмар:

Доврский дед
А что ты видишь? Только без вранья.

Пер Гюнт
Корову со смычком заметил я!
А рядом с ней в коротеньких портках
выплясывает грязная свинья.

Старший придворный тролль
Сожрать!

Доврский дед
Мы таковы в людских глазах.

Девушки-троллихи
Так вырвем прочь его глаза кривые!

Женщина в зеленом
(плача)
Я больше не могу! Я протестую!
Сестра ему играет, я танцую…
Вот такой видит Пер Гюнт свою будущую жену. Но самое страшное ждет Пера впереди: Доврский дед предлагает ему «лекарство» от человечности.

Доврский дед
Да! Вот она, природа человечья:
какие ей ни наноси увечья,
она кровавой коркой зарастет,
но выстоит и опрокинет гнет.
Уж как покладист нынешний мой зять:
и хвост себе позволил привязать,
и вместо меду выхлебал помет…
Уж вроде изгнан из него Адам, —
а приглядись, так он и ныне там!
Да, человечность, тягостный недуг,
придется полечиться, милый друг

Доврский дед
Твой левый глаз мы малость перекосим,
и нашу жизнь ты будешь видеть криво,
зато решишь, что в Рондах все красиво,
а правый глаз мы вырежем и бросим…

В ужасе и с большим трудом Перу удается сбежать из царства троллей. Но девиз «Собой доволен будь» надолго запоминается Перу, становится его жизненным принципом. И потом он не может понять, где он это услышал, не в Евангелие ли? Много лет спустя, уже старым человеком Пер Гюнт встречается с Доврским Дедом и узнает, что несмотря на то, что он сбежал из Рондских палат, несмотря на то, что внешне он человек, всю свою жизнь он жил как тролль…

Доврский дед
(вытаскивая из кармана старые газетные листы)
Ты не думай — у нас тут газеты свои.
Почитай, если хочешь, вот эти статьи.
Вот — по красному черным. И дальше. И вот.
Видишь, в «Дьявольской почте» — на целой странице,
«Пренсподнее эхо» — огромный отчет
о твоих достославных делах за границей.
Если ты не читал, посмотри, любопытно:
тут статья под названием «Парнокопытный»,
а вот это «О троллях», уже в «Блоксбергност»,
дескать, главное в тролле — не внешность, не хвост,
если хочешь, хоть шкуру отдай на ремни,
но ведь дело не в шкуре, а дело в судьбе…
«Тролль доволен собой», — вот что пишут они.
Ну, а далее… далее все о тебе.

Пер Гюнт
Так, выходит, я тролль?

Доврский дед
Вот, свидетельства есть!

Пещера горного короля — Фотоблог Klimbo.ru

Вы любите экстремальный туризм, пещеры, восхождения? Тогда вы по адресу. Вы терпеть не можете всякие пещеры и вообще у вас клаустрофобия? Тогда вы тоже по адресу! Потому что следующее чудо природы — это самая большая в мире пещера. Грандиозная, колоссальная, невероятная! Григ, когда писал свою знаменитую мелодию, вряд ли знал об этой пещере. Но именно она достойна звания подземного царства, обители горного короля. Название ее поэтическое, Ханг Сон Дунг (Пещера горной реки), а месторасположение экзотическое: Вьетнам. Чарующие подробности и завораживающие фотографии — далее в статье. Смотрим!

Итак, историческая и географическая справка. Провинция Куангбинь, что в пятистах километрах южнее Ханоя – ваш ориентир. От центра провинции примерно 40 километров до входа в пещеру. Местные жители знают об этой пещере чуть больше двадцати лет, а вот в апреле 2009 года пещеру посетили спелеологи из Британской ассоциации исследователей пещер (BCRA) и сделали ее известной миру. Протяженность пещеры 6,5 км, высота в некоторых местах 240 метров, а ширина – больше футбольного поля, 150 метров! В общем, 40-этажный небоскреб мог бы вольготно разместиться в некоторых залах Ханг Сон Дунг. При такой огромной высоте пещера становится просто отдельным миром. Здесь даже образуются облака! Через провалы в крыше проникает свет, давая жизнь растениям. Посетив пещеру, вы сразу побываете и в джунглях – настолько обильно растет здесь зелень. А среди зелени можно встретить насекомых, змей и даже обезьян и птиц.

Некоторые фотографии мы были вынуждены делить на части и увеличивать — иначе невозможно рассмотреть крошечные фигурки людей на фоне грандиозных валунов и скал.

Эта россыпь называется пещерным жемчугом, он растет в лужицах известковой воды. Жемчугом эти камни называются не только из-за формы, но и по составу: они почти не отличаются от образованных моллюсками. Только вот блеска перламутрового нет.

Гигантские сталагмиты в лучах света похожи на каменные кактусы. Это место спелеологи так и назвали – Сад Кактусов.

Переходы внутри пещеры не так просты. Изменчивые потоки воды, гигантские валуны, на которые можно взобраться только с профессиональным снаряжением — экспедиция в пещеру станет невероятным приключением, это бесспорно.

На этой фотографии спелеологи бредут по руслу реки Рао Тунг. В засушливое время это просто небольшой ручей. Но в полноводные времена река полностью занимает тоннель. Собственно, эти тоннели – и есть реки рук дело. Можете представить, насколько это мощный поток!

>Пещера известна всего три года и, как знать, может быть, горы скрывают еще не один сказочный зал, которому только предстоит быть открытым.

история, интересные факты, содержание, видео, слушать

Эдвард Григ «В пещере горного короля»

 

Имя выдающегося композитора Эдварда Грига хорошо известно не только на его родине в Норвегии, но и далеко за его пределами. Произведения великого маэстро, которые он сочинял в различных жанрах, пользуются большой популярностью у любителей классической музыки по всему миру. Однако среди богатого творческого наследия Грига есть одно произведение, которое в рейтинге самых узнаваемых оркестровых сочинений уверенно занимает первое место. Речь идёт о блестящем творении композитора под названием «В пещере горного короля», которое он написал как музыкальную иллюстрацию к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Эта симфоническая миниатюра, звучащая всего две с половиной минуты, является настоящей жемчужиной, которая по достоинству входит коллекцию шедевров музыкального искусства.

Историю создания произведения Эдварда Грига «В пещере горного короля», а также интересные факты и музыкальное содержание читайте на нашей странице.

 

 

История создания

История возникновения пьесы «В пещере горного короля» неразрывно связана с созданием Эдвардом Григом музыки к театральной пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт», время сочинения которой пришлось на 1874 – 1975-е годы.

В 1866 году Эдвард вместе со своей будущей женой Ниной Хагеруп покинул Копенгаген и на длительное время обосновался в столице Норвегии, которая в те времена называлась Христианией и лишь в начале двадцатого века была переименована в Осло. Это была вынужденная перемена места жительства, так как молодые люди устали от давления родственников, которые противились их браку.

Творческий период композитора, связанный с Христианией, его биографами обозначается как особо плодотворный. К 1874 году Григ стал автором знаменитого Фортепианного концерта, первой тетради «Лирических пьес» и Второй скрипичной сонаты. Помимо композиторской деятельности Григ активно занимался развитием национальной культуры. Он явился вдохновителем открытия Норвежской музыкальной академии и содействовал основанию Музыкального общества. Выступая в качестве дирижёра, композитор способствовал популяризации скандинавской музыки. В программы концертов он включал не только сочинения таких выдающихся мэтров, как

Моцарт, Шуман и Лист, но и молодых отечественных музыкальных авторов. Результатом такой энергичной творческой инициативы стало назначение норвежским правительством Эдварду Григу пожизненной стипендии, которая позволяла ему оставить должность дирижёра в Филармоническом обществе и заниматься без ограничения композиторским творчеством.

Живя в Христиании, Эдвард не прерывал связь со своими выдающимися друзьями: Бьернстьерне Бьёрнсоном, Хансом Кристианом Андерсоном и Генриком Ибсеном. Поэтические тексты этих талантливых сочинителей много раз становились основой вокальных произведений Грига. Так в январе 1874 года композитор от Ибсена получил письмо, в котором драматург обращался с просьбой о сочинении музыки к театральной постановке его пьесы «Пер Гюнт». У Грига давно зрело желание создать национальную оперу, в основе сюжета которой было бы какое-либо предание или сага, поэтому данное предложение им было встречено с большим воодушевлением.

Драматическая поэма «Пер Гюнт», вызывающая немалый интерес у Эдварда, к тому времени уже пользовалась значительной популярностью, поэтому композитор опасался, что ему будет не просто справиться с поставленной задачей, чтобы музыка органично вписалась в спектакль. Постоянно держать себя в жёстких рамках и строго следовать авторским указаниям для Грига было сложно, так как это не отвечало его творческой индивидуальности. Сочинение произведения продвигалось медленно. В общей сложности на создание 28 музыкальных номеров, в число которых вошло вышеупомянутое произведение «В пещере горного короля», у Грига ушло почти полтора года. Начав работу в Христиании в начале 1874 года, он закончил её в апреле 1875 года в Лейпциге и сразу отправил законченную партитуру в театр. Премьерный спектакль «Пер Гюнт» был показан в феврале 1876 года. Успех превзошёл все ожидания. Через десять лет пьесу впервые показали в Копенгагене, а затем она с музыкой Грига триумфально зашагала по сценам театров крупнейших европейских городов. Композиция «В пещере горного короля» в спектакле иллюстрирует шестую сцену II акта, когда главный герой попадает во дворец горного короля — Доврского деда. В первой части сюиты «Пер Гюнт», которую Григ составил в 1888 году, композиция является финальной пьесой.

 

 

Интересные факты

  • Композиция Эдварда Грига «В пещере горного короля» вместе с «Полётом шмеля» Н.А. Римского-Корсакова и «О, фортуна!» Карла Орфа являются самыми узнаваемыми классическими произведениями.
  • Пьеса «В пещере горного короля» довольно часто привлекала внимание музыкантов, работающих в разных музыкальных жанрах. На тему произведения сделан не один десяток обработок, например популярная американская певица и автор песен Кэндис Найт на музыку композиции сочинила слова. Песня, исполненная британско-американской рок-группой «Rainbow» вошла в восьмой, последний альбом коллектива «Stranger in Us All», вышедший в 1995 году.
  • Считается, что впервые джазовая интерпретация пьесы «В пещере горного короля» была представлена оркестром Альвино Рея в 1941 году. Затем американский бас-тромбонист Джордж Робертс в 1959 году записал джазовый вариант этого произведения, исполнив мелодию на своем басовом тромбоне.
  • Рок версии композиции «В пещере горного короля» можно услышать в исполнении британской рок-группой «The Who», американской рок-группой «Savatage», британской рок-группы «Marillion», американской рок-группы «Kamelot», а также голландской группы «Epica», исполняющей музыку в стиле симфоник-метал
  • Кинорежиссёры также часто вставляют звучание произведения в саундтреки своих фильмов. Например, Д.В. Гриффит в киноленту «Рождение нации» (1915), Фриц Ланг в «М — город ищет убийцу» (1931), Джерри Цукер — «Крысиные бега» (2001), Тим Бёртон — «Труп невесты» (2005), Шон Леви — «Ночь в музее-2» (2006), Михаэль Ханеке — «Забавные игры» (2007), Гарри Винник — «Война невест» (2009).
  • Особая популярность произведения Эдварда Грига обусловлена ещё и тем, что её довольно часто используют в рекламных роликах, видеоиграх и анимационных фильмах.

 

 

Содержание

«В пещере горного короля» — это красочная пьеса со сказочно-фантастическим характером в спектакле «Пер Гюнт» иллюстрирует сцену, в которой главный герой попадает во дворец Доврского деда – властителя королевства лесной нечисти: ведьм, троллей, кобольдов и леших.

Произведение, написанное в тональности си минор, имеет простое, но своеобразное строение, основанное на неоднократном повторении одной темы, незамысловатый мотив которой напоминает старинный шотландский напев. Каждый раз тема появляется с новыми фигурациями в сопровождении, усиливающими не только её причудливость, но и динамику. Всё это отвечает задуманному композитором образу: неслаженная пляска горных чудовищ, нарастающий галдеж, в итоге переходящий в ор.

Композицию начинает мистический призыв валторн, после которого основную тему на пианиссимо проводят фаготы, виолончели и контрабасы, звучащие в низкой тиссетуре. Постепенно настороженное и таинственно — фантастическое звучание преображается и становится более насыщенным. Мелодия переходит в более высокий регистр, так как на передний план выходят скрипки и альты, исполняющие тему пиццикато, а затем они передают эстафету гобоям и кларнетам. Темп постепенно ускоряется, динамика усиливается. Появляется суетливость, которую вносят мелкие длительности активно варьированного сопровождения. К звучанию присоединяются всё новые и новые инструменты. Создаётся ощущение надвигающегося урагана.

Такое интенсивное развитие приводит к кульминационному построению, в котором полный оркестровый состав поражает мощью своего звучания. Особое значение в оркестровке придаётся ударным инструментам. Они не только поддерживают ритмическую основу, но и создают динамическое разрастание. Бурное престиссимо отображает стремительный вихрь, в котором закружились фантастические обитатели «тёмного» королевства.

Вдруг звучание оркестра резко прерывается. Мелодия ещё пару раз пытается возвратиться, но упрямые аккорды с порхающими форшлагами, звучащие как властные приказы пещерного повелителя, прерывают шабаш тёмных сил.

 

 

«В пещере горного короля» — это маленькое, но достойное восхищения произведение внесло свой вклад в мировую славу её создателя. Оно звучит так ярко и запоминающее, что никого не может оставить равнодушным, поэтому широко и с успехом используется в массовой культуре. Не многие музыкальные произведения, созданные композиторами во все времена, удостаиваются такой почести.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать «В пещере горного короля» Эдварда Грига

Конспект урока по музыке Э.Григ «В пещере горного короля»

Тема урока

Э.Григ «В пещере горного  короля»

   Цели и задачи урока:   1.Углубить знания учащихся по теме «Развитие музыки», продолжить знакомство с творчеством норвежского композитора Э.Грига.

2.Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3.Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку, формирование положительных сторон характера.

      Музыкальный материал:

« Шествие гномов» Э.Григ

« Утро» Э. Григ

« В пещере горного короля» Э.Григ из сюиты «Пер Гюнт»

« Добрый день» приветствие

 

                                План – конспект урока.

I. Мотивация к учебной деятельности

-Какое у вас настроение?

-Все готовы окунуться в мир музыки?

II. Сообщение темы и задач урока.

-Сегодня мы окунемся в прекрасный и неизведанный, таинственный и всем интересный мир музыки и театра. Мы будем слушать музыку и не просто слушать, но и попробуем изобразить это средствами изобразительного искусства

 III. Музыкальное приветствие.

Надо пропеть слова на разную музыку.

   -Добрый день, добрый день

Встретились  мы снова.

Слушать музыку и петь

Мы всегда готовы.

IY. Основная часть.

1. Отгадывание имени и фамилии композитора.

— Ответьте на вопросы и отгадайте имя и фамилию композитора по первым буквам отгадок .

    Имя композитора.

—      Как называется сказочное существо, дух, благожелательный к людям.( Эльф)

       Первая нота (До)

       Популярный бальный танец конца 18 века с трехдольным размером. (Вальс)

       Объявление о спектакле, концерте.(Афиша)

       Первая нота (До).

    Получилось первое слово  — Эдвард. Отгадаем фамилию

      Бородатый карлик, охраняющий подземные сокровища (Гном)

      Вторая нота (Ре)

      Отчество Петра Чайковского (Ильич)

      Звучание, производимое колебанием связок, находящихся в горле или певец должен обладать прекрасным …(Голос)

  Получилось слово Григ

-Правильно, это Эдвард Григ — норвежский композитор, пианист, дирижер, критик, писавший народную музыку. И мы сегодня отправляемся в путешествие к нему на родину в Норвегию.

-Вот что говорил Э. Григ о себе.

« Я записывал народную музыку родной страны…и из этого до сих пор не исследованного излучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство»

2.Просматривание презентации об композиторе

-А сейчас я предлагаю прослушать его произведение под названием «Утро».

3.Беседа о сюите «Пер Гюнт»

 -Слушая это произведение « Утро» можно сказать о том, как из маленького зерна интонации вырастает картина утра

-Это произведение из сюиты « Пер Гюнт».

-Сначала Генрик Ибсен –это писатель, написал драму. Драма-это литературное произведение в диалогической форме для исполнения на сцене. Музыку к своей драме Ибсен попросил написать Э. Грига. Хотя композитор и признавался ,что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной. Получилась сюита «Пер Гюнт»

-Что такое сюита?

-Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более ) частей, разных по характеру.

— « Пер Гюнт» это драма в которой рассказывается, как главный герой Пер Гюнт  покинул родину и о его дальних приключениях, как он старался  остаться « самим собой».

4. « В пещере горного короля»

а) вступительное слово учителя

-Сегодня мы послушаем фрагмент из этой сюиты под названием « В пещере горного короля» Представьте как главный герой Пер Гюнт попадает в пещеру, где живет горный король и его поданные.

Б) задание для прослушивания:

Попробуем ответить на вопросы:

  1. Какой характер музыки?

  2. Какой инструмент ( оркестр) исполняет?

  3. Расскажите о ваших впечатлениях.

В) Слушание « В пещере горного короля»

Г) Анализ прослушивания:

1.Музыка таинственная, сказочная, танцевальная, волшебная, фантастическая.

2.В данном музыкальном произведении звучит симфонический оркестр.

  1. В самом начале музыка тихая, достаточно медленная. Затем она постепенно меняется: усиливается звук и ускоряется темп. В конце музыка похожа на бешенную скачку.

-Да, Норвегия – это удивительная страна. Это родина гномов, троллей, ( у северных народов сказочные существа, враждебные человеку ), озер, фьюрдов ( узкий и глубоко вдавшийся морской залив со скалистыми берегами ). Это страна викингов. Просмотр мультфильма.

Y.Изобразительная деятельность. Настрой на работу.

-Сегодня мы попробуем посмотреть на эту музыку глазами художника. Музыку вы послушали. А как это изобразить? Художник знакомиться с содержанием произведения, слушает музыку. И затем свои впечатления, свои видения он воплощает в эскизах, которые будут поняты и близки зрителю. Например художник к создает декорацию к спектаклю

И сейчас мы попробуем с вами создать рисунок к сцене «В пещере горного короля». Настроение у вас сложилось.

-Какие цвета будем использовать?

-Самые разные, больше темные. Ведь действие происходит в пещере,  а там нет окон.

Е) Разделение на группы.

YI.Обобщение темы урока.Рефлексия.

-Итак, мы познакомились с творчеством какого композитора?

-Какое музыкальное произведение звучало на уроке?

-Ребята, скажите с какой страной можно сравнить Норвегию?

-С Россией – своими снегами, мужественными, сильными людьми, лесами, горами, озерами. Даже Э. Грига сравнивают с русским композитором П. И. Чайковским.  А вот, что говорил П.И.Чайковский о Э. Григе.

     «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В его музыке есть что-то нам близкое и родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувствененый отклик.»

YII Задание на дом.

Прочитайте рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».Прочитайте его. Это удивительный рассказ.

Гномы и горный король — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 октября 2017; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 октября 2017; проверки требуют 7 правок.

«Гномы и горный король» — российский рисованный мультфильм 1993 года. Подзаголовок мультфильма — «Фантазия на тему Эдварда Грига». В фильме использованы пьесы: «Утро», «Шествие гномов» и «В пещере горного короля». Режиссёр Инесса Ковалевская разработала новую тему: экранизация народных песен и шедевров мировой музыкальной классики. Так появились «Русские напевы» (1972), «Детский альбом» (1976), «Гномы и горный король» (1993) и другие мультфильмы.[1]

Утро в горах. Маленький пастушок играет на флейте, а рядом пасётся коза. И вдруг пастушок видит, что пять гномов шагают друг за другом. Любопытный пастушок спешит вдогонку и вслед за гномами попадает в пещеру, уходящую вглубь горы. Под сводами видны великолепные сталактиты и летучие мыши. В центре зала на троне сидит Горный Король, а вокруг пляшут его подданные. Испуганный пастушок выскакивает из пещеры, натыкается на козу, и вместе они убегают прочь.

  • Режиссёр: Инесса Ковалевская
  • Сценарист: Инесса Ковалевская
  • Художник-постановщик: Галина Шакицкая
  • Художники-мультипликаторы: Эльвира Маслова, Галина Зеброва, Ольга Орлова, Алексей Миронов, П.Флоров
  • Художники: Анна Атаманова, Николай Митрохин, Ольга Новоселова, Ирина Собянина
  • Оператор: Наталия Михайлова
  • Звукооператор: Борис Фильчиков
  • Редактор: Елена Михайлова
  • Монтажёр: И.Герасимова
  • Директор: Белла Ходова

Мультфильм основан на музыке норвежского композитора Эдварда Грига, в том числе для второй сюиты («Пер Гюнт»), в обработке для оркестра.

План-конспект урока по музыке на тему: Э.Григ. «В пещере горного короля»

                                      МБОУ «Большечакинская СОШ»  

     

Тема урока

Э.Григ «В пещере горного  короля»                                                    

                                             

                                   План-конспект урока в 3 классе

                                      Подготовила учитель музыки

                                         МБОУ« Большечакинская ООШ»                                      

                        Урмарского района ЧР

                                               Яковлева Ирина Леонардовна.    

                                             

                                                 2014 г.

           

   

   Цели и задачи урока:                                                                                                            1.Углубить знания учащихся по теме четверти «Развитие музыки», продолжить знакомство с творчеством норвежского композитора Э.Грига.

2.Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3.Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку, формирование положительных сторон характера.

      Музыкальный материал:

« Шествие гномов» Э.Григ

« Утро» Э. Григ

« В пещере горного короля» Э.Григ из сюиты «Пер Гюнт»

« Пестрый колпачок» Г. Струве

« Добрый день» приветствие

«Хлоп, раз» музыкальная минутка

 

    Оборудование:

Баян, вентилятор, мультимедийный проектор, экран, удлинитель, компьютер,скоч.

   

     Наглядность:

Портреты композиторов: Э. Грига, П.И.Чайковского, игрушка гномик, сундучок с конфетами и отметками, акварельные краски, ватман, карточки с буквами, книга К.Г. Паустовского « Корзина с еловыми шишками»

                                План – конспект урока.

.

I.Организация класса к уроку.

Звучит музыка Э.Грига « Шествие гномов».

II.Сообщение темы и задач урока.

-Сегодня мы окунемся в прекрасный и неизведанный, таинственный и всем интересный мир музыки и театра. Мы будем слушать музыку и не просто слушать, но и попробуем изобразить это средствами изобразительного искусства На  наш урок пришел сказочный герой, вы его узнали? Правильно, это гном. Гном – это карлик, охраняющий подземные сокровища .Эта игрушка не разговаривает, но его мысли мы можем прочитать .А в этом нам поможет компьютер и конечно музыка .Он пришел со своим сундучком .Что в нем? Это мы узнаем в конце урока .Он нам его откроет, если мы будем работать дружно и выполним все его задания

 III.Музыкальное приветствие.

Это первое задание гномика.

   -Добрый день, добрый день

Встретились  мы снова.

Слушать музыку и петь

Мы всегда готовы.

-Споем еще раз.

  • Мальчики.
  • Девочки.
  • А теперь повернемся к гостям и споем еще раз как вальс.
  • Молодцы.

IY.Основная часть.

1. Отгадывание имени и фамилии композитора.

-Это второе задание гнома. Ответьте на вопросы и отгадайте имя и фамилию композитора по первым буквам отгадок .

    Имя композитора.

—      Как называется сказочное существо, дух, благожелательный к людям.( Эльф)

       Первая нота (До)

       Популярный бальный танец конца 18 века с трехдольным размером. (Вальс)

       Объявление о спектакле, концерте.(Афиша)

       Первая нота (До).

    Получилось первое слово  — Эдвард. Отгадаем фамилию

      Бородатый карлик, охраняющий подземные сокровища (Гном)

      Вторая нота (Ре)

      Отчество Петра Чайковского (Ильич)

      Звучание, производимое колебанием связок, находящихся в горле или певец должен обладать прекрасным …(Голос)

  Получилось слово Григ

-Правильно, это Эдвард Григ — норвежский композитор, пианист, дирижер, критик, писавший народную музыку. ( смотрим на слайд )

-Вот что говорил Э. Григ о себе.

       « Я записывал народную музыку родной страны…и из этого до сих пор не исследованного излучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство»

2.Исполнение главной мелодии « Утро»

-Какое произведение вы слушали Э. Грига и пели главную мелодию?

-Утро.

-Давайте исполним его.

     Солнышко всходит и небо светлеет

     Природа проснулась и утро пришло

.

3.Беседа о сюите «Пер Гюнт»

 -Когда вы слушали это произведение « Утро» говорили о том, как из маленького зерна интонации вырастает картина утра

-Из какого произведения это « Утро»?

-Из сюиты « Пер Гюнт».

-Сначала Генрик Ибсен –это писатель, написал драму. Драма-это литературное произведение в диалогической форме для исполнения на сцене. Музыку к своей драме Ибсен попросил написать Э. Грига. Хотя композитор и признавался ,что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной. Получилась сюита «Пер Гюнт»

-Что такое сюита?

-Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более ) частей, разных по характеру.

-О чем идет речь в драме « Пер Гюнт»?

-О том, как главный герой Пер Гюнт  покинул родину и о его дальних приключениях, как он старался  остаться « самим собой».

4. « В пещере горного короля»

а) вступительное слово учителя

-Сегодня мы послушаем фрагмент из этой сюиты под названием « В пещере горного короля» Представьте как главный герой Пер Гюнт попадает в пещеру, где живет горный король и его поданные.

Б) задание для прослушивания:

Попробуем ответить на вопросы гнома:

  1. Какой характер музыки?
  2. Какой инструмент ( оркестр) исполняет?
  3. Расскажите о ваших впечатлениях.

В) Слушание « В пещере горного короля»

Г) Анализ прослушивания:

1.Музыка таинственная,сказочная, танцевальная, волшебная, фантастическая.

2.В данном музыкальном произведении звучит симфонический оркестр.

  1. В самом начале музыка тихая, достаточно медленная. Затем она постепенно меняется: усиливается звук и ускоряется темп. В конце музыка похожа на бешенную скачку.

-Да, Норвегия – это удивительная страна. Это родина гномов, троллей, ( у северных народов сказочные существа, враждебные человеку ), озер, фьюрдов ( узкий и глубоко вдавшийся морской залив со скалистыми берегами ). Это страна викингов.

Y. Музыкальная минутка.

  Хлоп, раз. Еще раз.

Мы похлопаем сейчас.

А теперь скорей, скорей

Хлопай,  хлопай веселей.

Д).Изобразительная деятельность. Настрой на работу.

-Сегодня мы попробуем посмотреть на эту музыку глазами художника. Музыку вы послушали. А как это изобразить? Художник знакомиться с содержанием произведения, слушает музыку. И затем свои впечатления, свои видения он воплощает в эскизах, которые будут поняты и близки зрителю. Например художник к создает декорацию к спектаклю

И сейчас мы попробуем с вами создать рисунок к сцене «В пещере горного короля». Настроение у вас сложилось.

-Какие цвета будем использовать?

_Самые разные, больше темные. Ведь действие происходит в пещере,  а там нет окон.

-А может, чтобы передать таинственность, сказочность, фантастичность происходящего рисовать как-то необычно? (Набрызг)

Е) Разделение на группы.

На доске вы видите ватман. Три человека будут работать у доски, создавать фон пещеры, а остальные раскрашивать таинственных, фантастических существ.

 Чтобы легче было вам работать, я включу вам музыку из сюиты «Пер Гюнт»

( Звучит «Утро» и  «Танец Анитры»

-Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.

-Определим, насколько ваша работа соответствует музыке.

( Вновь звучит  «В пещере горного короля»,Подключаем вентилятор. Воздух заставляет двигаться бумажные существа.

-Как вы считаете, гости, соответствует наша работа музыке?

-Да, очень соответствует. Это просто удивительно и фантастично!

-Как вы думаете, зачем Григ и Ибсен представляли этих существ уродливыми?

_Они изображали человеческие качества: зависть, подхалимство, злобу, ложь и т. д.

YI.Обобщение темы урока.

-Итак, мы познакомились с творчеством какого композитора?

-Какое музыкальное произведение звучало на уроке?

-Ребята, скажите с какой страной можно сравнить Норвегию?

-С Россией – своими снегами, мужественными, сильными людьми, лесами, горами, озерами. Даже Э. Грига сравнивают с русским композитором П. И. Чайковским.  А вот, что говорил П.И.Чайковский о Э. Григе.

     «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В его музыке есть что-то нам близкое и родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувствененый отклик.»

YII Задание на дом.

Прочитайте рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».Прочитайте его. Это удивительный рассказ.

YIII. Подведение итогов урока.

 

-Посмотрите на гномика. Что-то он невеселый. А вы знаете, почему? Наверное, мы не спели про него песенку. Давайте споем. Может он откроет свой сундучок и покажет сокровища .Исполнение песни «Пестрый колпачок»

Слова Н. Соловьевой  

Музыка Г. Струве

 1.Раз сидел веселый гном

 На пеньке под елкой.

 И латал свой колпачок

 Хвойною иголкой.

   Припев: Ти-ла-ла да ти-ла-ла

2.Гному было много лет

 Он не удивлялся

 Что колпак за много лет

 У него порвался.

   Припев: Ти-ла-ла да ти-ла-ла

3.От заплаток колпачок

Пестрый был у гнома:

Синий, красный, голубой,

Розовый, зеленый.

  Припев: Ти-ла-ла да ти-ла-ла.

4.Ну, а гномик песню пел

На пеньке под елкой

И латал свой колпачок

Хвойною иголкой.

  Припев: Ти-ла-ла да ти-ла-ла

Выставление оценок.

-Гном стал веселый. Открывает свой сундучок, а в нем конфеты «Музыка любви», связанная с отметками «пять».

Молодцы!

Leave a Reply