Разное

Гора бура рисунок – Виды с вершины горы Бурабай (Бурабай Национальный Парк, Казахстан)

Драконовы горы, Южная Африка • 360° Аэрофотопанорама

 

Виртуальный тур. Смотреть панораму с воздуха (Высокое разрешение) 

Полетали над горами ? А теперь я вам расскажу историю этих мест.

Дракенсберг (Драконовы горы) – самая высокая горная цепь на территории ЮАР. Африканский народ Зулусы именуют её как Укхахламба, т.е. барьер копий.

Сказочное название гор имеет несколько версий происхождения. Конечно, не обошлось и без банального присутствия дракона, точнее огромной ящерицы с хвостом и крыльями дракона, которую, якобы, в 19 веке увидели местные жители. Ещё одна версия названия – это наличие дымки, которая исходит из низов и скрывает вершины гор. Огромные клубы дыма создают ощущение, что их испускает из ноздрей не кто иной, как дракон.

 

Но всё-таки присутствует в Драконовых горах кое-что поистине сказочное, а именно их красота. Здесь так и витает дух древности. Пещеры Драконовых гор славятся своей наскальной живописью. Около 35 тысяч древних наскальных рисунков хранится в этом загадочном месте. Самое удивительное и завораживающее, это годы жизни рисунков – часть их была создана более 100 тысяч лет. Особенно много их в заповеднике «Giants Castle», который занесен в книгу «Мировое наследие». Уникальность наскальных рисунков заключается не только в их древности и её сохранности, но и в разнообразии сюжетов. Территория Драконовых гор славится ещё одной достопримечательностью — вторым в мире по высоте 947-ми метровым водопадом Тугела.

 

Огромное количество сражений произошло на территории Драконовых гор. На протяжении нескольких веков здесь происходили великие бои, которые во многом изменили ход истории этой страны. Поля, на которых происходили битвы несколько веков назад, а именно на местах англо-бурских и англо-зулусских войн, являются особенно актуальным место экскурсий.

Значительная часть Драконовых гор занята заповедниками и заказниками. Самый посещаемый из них – «Королевский Национальный парк Наталя». Склон, находящийся на Южной стороне парка, представляет собой естественную скальную ступень, которая тянется на протяжении 8 км. Необыкновенный пейзаж предстает перед вами, если смотреть на скальную ступень снизу.

 

 

Разделение гор происходит на две части: холмистые, густо покрытые травой просторы Наталя и часть Оранжевой провинции и Южного Трансвааля, находящаяся выше других холмов. Высокие, пустые и голые горы Басуто очень напоминают горы Эфиопии.

Значительную часть территории Дракенсберга занимает бескрайнее нагорье, покрытые густым травяным одеялом. К сожалению, в настоящее время, вследствие человеческого вмешательства, первоначальные ландшафты практически нигде не сохранились.

,

 

«Крыша Африки» – именно это название приобрело нагорье с отвесными склонами с одной стороны и пологими с другой. На отвесные склоны, которые обычно достигают тысячеметровой высоты, часто обрушиваются ветры с Индийского океана. Их создает и приносит сюда большое количество осадков. Именно тут начинают свой путь бурные реки, текущие в восточную сторону. Смывая верхний слой почвы, они уносят его в Индийский океан, ускоряя этим процесс эрозии. Значительная масса воды находится в Оранжевой реке, текущей на запад в Атлантический океан. В свое время эрозия настигла огромные утесы плато Басуто, и сейчас его внешний вид – это голые скалы в высоту несколько сот метров, которые обрываются к травянистому предгорью.

 

 

 

На плато живут орлы-бородачи. Они строят большие гнезда на скалах, выкладывают их шерстью, волосом, остатками пищи. На горных пастбищах основную пищу бородачей составляют погибшие овцы. Другая птица, последние экземпляры которой живут в этом горном районе, — ибис. Это удивительная, ярко-зеленая птица с красной плешинкой на макушке. В отличие от остальных видов ибисов, живущих в основном на топях (кроме скального ибиса), этот строит гнезда на высоких скалах, как орел. Пищу ибис добывает себе в низинах и на зиму улетает на север — в страны с умеренным климатом.

В восточной части нагорья почти не осталось первозданной природы, и только прекрасные резерваты у подножия Драконовых гор дают представление о том, как выглядела эта земля до того, как ее заселили люди. В прежние времена травянистые площади Наталя изобиловали большим количеством животных, которые были истреблены еще до прихода европейцев. В резерватах и национальных парках живет беломордый бубал, который был полностью уничтожен, а позднее снова завезен сюда. Бубалов время от времени надо подкармливать, потому что их переселили из низин, и они еще не приспособились к условиям жизни в скалистой местности.

 

Первозданная природа, которой практически не осталось в восточной части нагорья, сохранилась только у подножия Драконовых гор. Только тут можно понять, как выглядела земля до того, как её посетила цивилизация. В настоящее время территория Наталя сильно отличается от той, которая была несколько веков назад. Огромное количество животных обитало на травянистой площади Натали, которые впоследствии были истреблены ещё до прихода европейцев.

Драконовы горы – это самый настоящий исторический комплекс, пропитанный духом древности. Неудивительно, что именно Дракенсберг признан одним из самых популярных туристических мест, которые каждый год посещает  около двух миллионов туристов.

 

Многие птицы переселяются из предгорий Драконовых гор, где случаются очень суровые зимы, на побережье. Среди них африканский журавль-красавка, африканская дрофа и многочисленные певчие птицы. Журавль-красавка очень хорош собой, у него светлое серо-синее оперение. В Южной Африке он встречается всюду. Раньше в области с умеренным климатом переселялось на зиму много крупных животных, сегодня же это стало невозможным: многочисленные проволочные заграждения, которыми люди окружают свои участки, преграждают им путь. Поэтому в предгорьях сохранились только те животные, которые могут пережить зиму.

Для восточных склонов Драконовых гор характерен травянистый покров с небольшими участками леса в нижней части склонов. Из-за частых пожаров уничтожаются деревья и подрост. В отношении пользы пожаров среди экологов нет единого мнения. Пожары помимо уничтожения деревьев содействуют эрозии почвы на крутых склонах, с ними теряется весь ценный азот и большая часть органических веществ, содержащихся в траве. Если же траву не сжигать, она превращается в несъедобную смесь из мертвых стеблей и соломинок с очень низкими питательными качествами, почти непригодную как для домашнего скота, так и для диких животных. Поэтому стараются найти такой компромисс, при котором бы сжигание травы не причиняло бы слишком большого вреда. Но эрозии избежать все равно не удается.

Типичные животные для этих мест — косулья антилопа и большая редунка. Редунка — травоядное животное красной масти, которое живет парами или небольшими группами. В случае опасности она издает громкий свист и убегает, высоко выбрасывая задние ноги и показывая белоснежный хвост.
Косулью антилопу можно встретить только на юге Африки: ее многочисленные стада сохранились потому, что мясо этого животного почти несъедобно. Некоторые виды мух откладывают у нее под кожей яйца, и в сухую погоду тело животного усажено массой паразитов.

Раньше в долинах Драконовых гор жили бесчисленные стада диких животных, больше, чем где бы то ни было на Земле, даже больше, чем живет их сегодня во всей Восточной Африке. Там обитали белохвостый гну, конгони, саванная зебра, квагга, беломордый бубал, миллионы спрингбоков, необозримые стада которых перемещались в поисках пищи и воды. Часто одновременно передвигалось несколько десятков миллионов спрингбоков. Буры называли такие миграции животных «trek». Последняя подобная миграция была зарегистрирована в 1896 году: плотное стадо более чем в 50 миллионов животных исчезло в направлении Оранжевой реки и больше не появилось. В первые десятилетия заселения этих районов англичанами и голландцами было отстреляно огромное количество травоядных ради шкур и мяса. Но там осталось большое количество мелких животных, к которым люди не проявляют интереса, и такие, чьи естественные враги были уничтожены.

 

У жаворонков и других птиц, которые гнездятся на земле, сегодня уже нет никаких врагов, поскольку истреблены шакалы, дикие кошки, хищные птицы. Для некоторых млекопитающих и птиц люди улучшили условия, создав многочисленные небольшие запруды, в которых и в сухой сезон есть вода. Особенно увеличилось количество околоводных птиц. Тысячи уток и гусей живут сегодня там, где раньше их никогда не было. Это африканская утка с оригинальным желтым клювом, египетский гусь, шпорцевый гусь… Некоторых из них можно встретить и в Восточной Африке — в Эфиопии, но не в таком количестве. Увеличилось число цапель, бакланов, ибисов и пастушковых. Многие северные птицы проводят здесь зиму.

Необдуманное вторжение в жизнь животных породило новые проблемы: в отдельных областях количество шпорцевых гусей достигло таких размеров, что зерновые поля оказались под серьезной угрозой. Ткачик — красноклювая квелия — стал таким бедствием для полей пшеницы, что ежегодно приходится вести отстрел миллионов этих птиц. Вся эта область — пример безответственных действий человека, вторгающегося в природу.

 

Прелесть заповедных территорий заключается не только в уникальности населяющих их диких животных – окружающая природа удивительно живописна, скалистая местность впечатляет разнообразием ландшафтов. Неприступные утёсы, крутые обрывы, пещеры и горные ущелья наряду с высокогорными лугами, хрустальными озёрами и речными долинами, полными очарования. Даже избалованного природными красотами путешественника впечатлят грохочущие водопады в районе Cathedral Peak, Catkin Peak.
Прекрасный природный парк Укашламба-Дракенсберг расположен недалеко от условной столицы провинции, города Дурбан – всего несколько часов езды, и вы в другом мире. Парк располагает уютными горными домиками и удобными хостелами для размещения туристов. Можно отдыхать, сидя на веранде и потягивая бренди, и наслаждаться великолепием пейзажей. Или совершить пешеходную или верховую прогулку по одному из специально разработанных маршрутов, и тогда природные ландшафты предстанут перед вами во всём своём удивительном многообразии. А может быть, именно вам посчастливится увидеть большое стадо антилоп канна! Как любая лесная антилопа, канна пуглива. Но на заповедных территориях, где спокойно и безопасно, животные менее осторожны. Забавное зрелище, когда стадо отправляется на новое пастбище – группа бегущих антилоп напоминает кавалерийский отряд на марше. Молодые антилопы способны развить такую хорошую скорость, что часто убегают даже от мчащегося по бездорожью джипа.


Ну, а потом, пресытившись и заповедниками, и местами боевой славы, можно найти множество других занятий, благо развитая туристическая индустрия Драконовых гор предлагает неограниченный выбор. Ловля форели в озёрах и водохранилищах, захватывающие дух прогулки на вертолёте, превосходные поля для игры в гольф и теннисные корты, сувенирные магазины и многочисленные лавочки, музыкальные вечера…

Именно здесь можно услышать выступление известного меломанам всего мира прославленного хора мальчиков, Drakensberg Boys Choir.

 

 

Может показаться интересной экскурсия в маленький городок Бульвер, затерянный где-то среди гор – там находится уникальная церковь, выстроенная из жёлтого дерева. Жёлтое дерево – произрастает только в Южно-Африканской Республике, его древесина на международных аукционах стоит огромных денег. Можно только гадать, во сколько же оценивается сама церковь – а почему бы не уточнить это у экскурсовода?

Голова Льва

 

Любителям экстремального отдыха можно порекомендовать совершить головокружительный подъём к горному перевалу Сани Пас, который входит в тройку крупнейших перевалов в Африке. И это всё можно увидеть и испытать лишь в паре часов езды от великолепных пляжей Индийского океана!
Путешествие в Дракенсберг, сродни вояжу с Страну Сказок, Страну детских мечтаний, Страну сбывшейся мечты…

John, once again, what to say? I

In a clear day, the vistas from the Amphitheatre are simply mind-blowing.

In a clear day, the vistas from the Amphitheatre are simply mind-blowing.

In a clear day, the vistas from the Amphitheatre are simply mind-blowing.

In a clear day, the vistas from the Amphitheatre are simply mind-blowing.

In a clear day, the vistas from the Amphitheatre are simply mind-blowing.

In a clear day, the vistas from the Amphitheatre are simply mind-blowing.

In a clear day, the vistas from the Amphitheatre are simply mind-blowing.

In a clear day, the vistas from the Amphitheatre are simply mind-blowing.

In a clear day, the vistas from the Amphitheatre are simply mind-blowing.

In a clear day, the vistas from the Amphitheatre are simply mind-blowing.

In a clear day, the vistas from the Amphitheatre are simply mind-blowing.

 

 

 

 

[источники]

источники
http://www.intergid.ru/city_resort/117/2391/
http://garuda.travel/chudo/drakonovy-gory
http://v-yuar.com.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=62&Itemid=71
http://www.rucolumb.ru/country/yuar/o-strane/obshhee/dostoprimechatelnosti/drakonovyi-goryi.html

 

Еще вам напоминаю интересную информацию про горы: Самым высоко расположенный отель в Европе  или вот например  Хребет Бангл-Бангл (Bungle Bungle National Park). А вот эффектная Черная лава Горы Бога Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=32298

Гора Бештау, языческий лабиринт, скала Бастион…: kot_de_azur — LiveJournal

Без имени-1

Решили вчера сходить на гору Бештау. Погода была отличная, грех не полазить по скалам. Маршрут был выбран неизвестный для нас — языческий лабиринт славян, поляна реликтовых маков, скала Бастион.

DSC06963

Верхушка Бастиона. Нам туда. Слева поляна маков, но наш путь пройдет через скалы справа.

DSC06965

Натыкаемся на лабиринт. древних святилищ. Восстановлен «лабиринт» был славянско-языческой общиной, по подобию Соловецких. Но самое интересное, что в тот момент , когда он был сложен, над ним появилось «отражение в небе» в виде спирали облачной. Здесь проходит старинный обряд «Зазывания весны»: отпугивание «нечистой силы», ритуальные песнопения, частушки. Эту древнейшую славянскую традицию проводов зимы удалось пронести сквозь два тысячелетия.

Реконструкцию обряда устраивают на Бештау уже несколько лет подряд после весеннего равноденствия, когда наступает астрономическая весна. Древние обычаи, существовавшие на нашей земле задолго до Крещения Руси, вызывают немалый культурологический интерес.

Бештаугорская поляна выбрана для реконструкции обряда неслучайно: по некоторым сведениям, на этом месте некогда было одно из древних славянских городищ. Свидетельства этого сохранились и до наших дней: руины бастиона на скале «Лисий нос», развалины стены, ограждавшей поселение, огромные каменные заготовки – до 120 см в диаметре, выточенные мельничные жернова. Специалисты относят их к 4-5 веку нашей эры.

Русское географическое общество занимается исследованием славянской культуры, традиций, обычаев, исторических загадок древних славян. По аналогии с Критским лабиринтом, 5 лет назад они построили лабиринт на Бештау.

DSC06969

Вдали красавец Машук

DSC06970

Скала с орлами. Внизу притулилась ворона и постоянно подает звуки необычной тональности, это не  карканьне, а что-то вроде позывных =)

DSC06971

GPS показал — что мы пришли на Бардовскую поляну. Там собираются бештаулюбы чтобы отдыхать, петь песни, наслаждаться чистым воздухом.

DSC06974

Мангал для шашлыков

DSC06975

Середина пути, до Бастиона осталось немного.

DSC06982

Монастырское озеро.

DSC06983

DSC06986

Уф… передохнем и взглянем налево)

DSC06989

DSC06992

Поляна маков. Спешите, может еще успеете посмотреть цветение Бештаугорских маков.
Убедительная просьба не срывать и не топтать цветы, так как их осталось на нашей планете очень мало. Они занесены в Красную Книгу. На поляец мы не попали, идем правее.
Маки появтся на 2 недели в июне. С 1 по 15 июня

DSC06996

DSC06998

Можжевельник.

DSC07006

DSC07007

камень ввиде наковальни, повис на скалах

DSC07011

Вниз лучше не смотреть

DSC07016

А вот и верхушка Бастиона.

DSC07018

Взгляд на главную вершину Бештау, людей как всегда полно)

DSC07019

Маршрут на карте.

12345

Уникальные рисунки. Сибирский шаманизм

Тенгри.
Бог вечности, создавший всю вселенную. В центре его ладоней открытый глаз, олицетворяющий всевидящее око мудрости. Шатер из глаз — это тысячеокое небо. Звезды считались глазами Бога Тенгри. Он спокойно созерцает первозданную пустоту. Его лицо отображает умиротворение и гармонию.

Ульгень.
Бог будущего, младший сын Тенгри, от которого зависит создание всего нового и необычного, всего, что никогда еще не проявлялось на Земле. В руках он держит магический посох исполнения желаний. Он окружен множеством белых облаков, олицетворяющих желания людей, новые идеи, а также чистые души людей, готовящихся к новому воплощению на Землю.

Умай.
Богиня настоящего, жена Тенгри. Именно Умай сохраняет и преумножает все земные блага, дарует человеку всё необходимое для жизни. На прекрасном лугу раскинулся шатёр земного достатка. Возле шатра на мягком покрывале земных благ восседает Умай. В одной руке она держит зеленую ветвь дерева как символ плодородия, а в другой — чашу изобилия.

Эрлик.
Бог прошлого, памяти, подземного царства, старший сын Тенгри. Сзади него – замок из ржавого железа. В
одной руке у него крепко зажата змея искушений, в другой руке — удавка. Именно Эрлик-хан забирает у живущих на Земле людей излишки материальных благ, чтобы освободить земное пространство для новых творений, новых проектов. Он также принимает души всех ушедших с Земли людей и задерживает в своем царстве до тех пор, пока не иссякнет о них память на Земле.

Шаманская карта мироздания.
На Востоке мир вечности – Бог Тенгри. На Юге мир будущего — Бог Ульгень. На Западе мир настоящего – Богиня Умай. На Севере мир прошлого — Бог Эрлик.

Промежуточные миры.
Сверху в центре Тенгри в окружении летающих глаз. От Тенгри слева — мир мертвых, парят души людей. Справа — мир бестелесного существования, парят радужные шары — так выглядят души. Под Тенгри слева изображен Эрлик, в центре Умай, справа Ульгень. Под Эрликом — злые духи и девять уровней подземного мира. Под Ульгенем — мир добрых духов. Ульгень находится на седьмом небе, а под ним еще шесть небес. Под Богиней Умай нарисованы озеро, лес, горы. Из них выходят Аями. В озере русалки. В лесу лешие и звери.

Мировая ось.
Посередине стоит гора. На ее снежной шапке сидит Ульгень на фоне голубого неба. Выше него Тенгри на фоне звездного неба. Ниже Ульгеня гору окутывает облако с золотым краем. У подножия горы, у водопада, образующего озеро, сидит Умай. Ниже горы под землей на темном фоне Эрлик. Над ним свисают корни деревьев. Злые духи через норы лезут из нижнего мира Эрлика в средний, где Умай. На горе растут крежистые сосны. Тенгри бросает семечко тополя с зонтиком. Это души существ и событий Айыы. На уровне Ульгеня они облекаются радужной оболочкой душой Бось. На уровне облака – туманной формой Сюр грядущих событий и воплощающихся форм. На уровне земли материализуются, обретают физический облик. Между Умай и Эрликом разрушаются. Труп обгладывают собаки и только скелет остается в мире Эрлика. Это путь инволюции. С другой стороны рисунка шаман взбирается на гору к верхним Богам, оставив все земное. Это путь эволюции.

Мировое древо.
На ветвях Мирового древа в гнёздах созревают души людей, которые должны пойти на новое воплощение. Гуо рыба Эрлика с одним глазом и двумя хвостами. Рыба — источник всех болезней. Белая лошадь — жертва Ульгеню — не убивается, а отпускается на волю, или ее больше не эксплуатируют. Жертву Эрлика съедают участники ритуала. Шкура ему. Под деревом нижний мир Эрлика. Орел кладет яица, из которых вылупляются души — посланники Тенгри.

Древо Рода.
На стволе находится отверстие – матка древа рода. От нее идут вниз корни рода ( 7 поколений, 128 предков). Под корнями находится озеро жизненной силы кут. У корней родового древа живет дух рода, который питает корни рода и дает силу всему роду. Крона – олицетворение будущих поколений. На кроне сидит мать-зверь

Шаманский остров.
От Верхнего мира к Нижнему слева направо течет Мировая река. Слева — горы и солнце, справа — мгла и месяц. На том месте, где Средний мир переходит в Нижний, есть Шаманский остров, с которого шаман провожает души умерших в Нижний мир. На острове стоит чум. Вправо от него мордами вправо, опустив рога, стоят друг за другом 3 оленя. Они преграждают рогами вход в Средний мир злым духам. Они стоят правее после оленей в угрожающих позах, скаля свои пасти. Рядом с оленями стоят высокие пни, на верхней части которых вырезаны духи- помощники шамана, связанные с Нижним миром, которые помогают ему отправлять души умерших туда. Они причудливые, с дефектами, как бы искаженные, т.к. в Нижнем мире всё не такое как в нашем. Слева от чума головами влево стоят друг за другом 3 оленя на очень высоких ногах, головы их подняты, и под ними люди, согнувшись, идут в чум. Эти олени следят, чтоб никто раньше времени не попал в Нижний мир, т.е. не умер, или чтоб не была похищена душа.
Рядом с ними на палках, воткнутых в землю, стоят духи-помощники в виде деревянных птиц и зверей причудливой формы. Они помогают оленям не дать злым духам похитить души людей и домашних животных. В чуме по центру за горящем очагом висит шаман на балках потолка чума — это помогает шаману камлать и особенно летать в Верхний мир. С 2-х сторон от него сидят люди в национальной одежде. Перед чумом лицом вперед сидит чучело из сена в национальной одежде — это Мугды Кан, в котором находится душа умершего. Ее вселяет в нее шаман перед проводами в Нижний мир. Из нее выходит газообразное тело (душа умершего) в сторону Нижнего мира. В право из фигуры шамана тоже выходит газообразное тело (дух шамана) и за руку ведет умершего в Нижний мир в правую сторону. Очень важно проводить умершего в Нижний мир, иначе он может с собой увести туда кого-то из родственников. После этого чучело Мугды Кан сжигают.

Тополя.
Нижний тополь без ветвей, под землей – тополь Эрлика. Верхний тополь – тополь Ульгеня, с него тополиный пух летит, и под каждой пушинкой зародыши маленькие детей и зверей. Это Тенгри посылает зародыши людей и скота. Кукушки сидят, судьбу предсказывают. Зародыши летят к рожающим животным и рожающей женщине. На заднем плане совокупляются животные, обнимаются мужчины и женщины, в которых вселяют зародыши.

Лук Тенгри.
Лук Тенгри держат его сыновья с двух сторон. Он посылает свои стрелы на Землю Умай, оплодотворяя её зародышами новых существ и явлений. В руках человека – лук Тенгри – это его сознание, стрелы – его внимание – должны быть обращены к Тенгри, то есть к вечности.

Чоктал.
Богиня огня и домашнего очага. Она держит в руках 30-тиголовое пламя. Молитва: Кланяемся тебе 30-
головая мать-огонь, просим… (то-то), не оставь нас своим теплом, своей милостью, обогрей, сбереги нас.

Гнездо.
Гнездо, в котором созревает душа ребёнка перед воплощением. У гнезда сидит мать-зверь с крыльями. Выше гнезда изображена душа Сюр, которую дает человеку один из четырех Богов со своим предназначением служить в жизни этому Богу. Выше изображен Ульгень, в руках у него радужный шар – это душа Бось, которую он дает младенцу. Еще выше изображен Тенгри. В руках у него глаз с крыльями – это душа Айыы, которую он дает человеку, она и является основной сутью человека.

Юрта.
По контуру тела малыша изображена душа Сюр в виде белого обрамления, на голове – нимб радужный (это душа Бось). От макушки до копчика – сфера золотого цвета ( это душа Кут, которую дает Умай. Это жизненная сила, сила рода, которую Умай передает через родителей. На лбу – третий глаз (это душа Айыы). По бокам стоят мать и отец малыша, также с нимбами и золотым свечением от пяток до макушки в виде эллипсов, т.к. душа Кут, когда человек стоит, выглядит уже не как сфера, а как эллипс, образуя ауру тела. На лицах – маски, символ души Тесь, идущей от Эрлика: у мужчины – смеющаяся, а у женщины – плаксивая. Они протягивают малышу такие же маски на палках, как и у них – это символ воспитания, которое загоняет нас в социальные роли, которые формируются вместе с памятью Тёсь. Малыш изображен голым – символ чистоты и отсутствия социальных влияний. Сверху юрты – Умай, в руках у нее – золотой шар (символ Кут).

Аранкас.
Умерший лежит на аранкасе, рядом стоят родственники и дети. К ним от него отделяется и летит золотой шар – символ Кут, который переходит живым от умершего. Рядом с аранкасом висит в воздухе привидение с лицом умершего — это Сюр, отделившаяся от него и ставшая приведением. Сверху парит призрачное тело с радужным нимбом (символ Бось) и маской на лице (символ Тёсь) и с глазом Айыы. И его волокут с двух сторон два чёрта с крыльями – это алдычи (злые духи, посланники Эрлика) забирают жизнь у человека.

Вторая смерть.
Отжив свой срок в мире мертвых, душа полностью распадается на составляющие, которые идут к создавшим их Богам. Слева Эрлик у своего замка из ржавчины, у его ног – скелет, на нем – ожерелье из масок (символ Тёсь), которая остается у Эрлика. Сверху – Тенгри, к нему летит третий глаз с крыльями – Айыы уходит в мир Тенгри. Справа – Ульгень, к нему летит радужный шар Бось, состоящий из всех тенденций и стремлений человека, которые воплотятся в новой жизни, либо его, либо какого-нибудь другого существа.

Шаманская болезнь.
Шаман-предок вытаскивает душу из тела нового шамана и духи-чудовища поедают его плоть. Душа в виде тонкого тела отделяется от физического и с ужасом смотрит вокруг. Физическое тело стоит, схватившись за голову, в безумном состоянии.

Рассечение шамана.
Кол, на нем голова шамана, его тело без головы рвут на куски духи. В котле на костре варятся части тела шамана — глаза, сердце, руки, ноги. Большим веслом варево мешает шаман. Рядом кузнец выковывает новое тело шамана. На наковальне железка с видом человека, по которому он бьет молотом. Тут же духи, сожравшие шамана, восстанавливают его тело из кусков, даря ему новые части тела, они приспособлены действовать в верхнем и нижнем мире.

Шаман-предок разгоняет своим посохом злых духов, которые поедали шамана

Девять дорог.
Шаман ведет новичка по дорогам болезней «Девять дорог», на каждой из которых его встречает дух болезни в виде разлагающегося человека. Новичок дает каждому из них часть своего тела. И те, кому дал, жадно пожирают его часть тела, которое он уже отдал, сердце и т.д, для того, чтоб потом шаман мог лечить эту болезнь.

Бубен.
Изначально мандала рисовалась на шаманском бубне и помогала шаманам ориентироваться в тонком плане, знать дороги болезней и бед, пути к Богам. На внутренней стороне бубна – рукоятка в виде человека – это хозяин бубна, шаман-предок, который помогает земному шаману, даёт знание, показывает дорогу к Богам, борется вместе с ним со злыми духами. Струна, натянутая поперек между краями бубна – это тетива, на неё навешиваются стрелы, которыми шаман поражает зло во время камлания. Бубен помогает войти шаману в транс, призвать силу экстаза Тын-Бура, собрать в бубен духов-помощников и отправиться в шаманское путешествие.

Шеден.
Место, где шаман прячет духов-помощников.

Миражи.
Когда события и вещи формируются в тонком плане Ульгеня, они подобны газоподобным, облачным, нечетким формам – это мысли и мечты людей. Но чем больше они наполняются энергией желания, тем они становятся четче и весомей, и наконец, они могут материализоваться в физическом мире.

Тын-бура.
Тын-бура — дух шаманского экстаза. Помогает шаману войти в транс и начать путешествие по мирам.

Камлание в юрте.
Шаман в тонком теле вылетает из чума вместе с духами-помощниками.

Вселение духа в предмет

Место Силы.
Кудай Кам и Саош Янт вешают ленточки на шаманское дерево, чтоб установить связь с Местом Силы.

Алтайская принцесса и Саош Янт

Полет шамана.
Демон, похитивший душу человека, убегает. За ним гонится шаман-предок и новый шаман в окружении духов-помощников, которые появились из его костюма, т.к. каждая подвеска шаманского плаща является вместилищем духов. На шее у шамана сидит его небесная жена, которая показывает ему дорогу. Это хозяйка бубна – трехглазка с семью гребнями (йетти). Йетти – это дочь Ульгеня, астральная жена шамана. Они летят все за злым духом, в зубах которого душа человека в виде обвисшего обессиленного тела бледного, — чтоб вернуть ее человеку. Мост.
На берегу озера «Печали и страданий» в далеком краю царства теней, прошлого, натянут между двух трухлявых пней мост из конского волоса. Этот мост соединяет Мир мёртвых и живых. По нему над рекой слёз Толдын должна пройти душа умершего, чтобы попасть после смерти в мир предков. Это бывает трудно для души, обремененной привязанностями и грехами. Часто душе перейти этот мост помогают шаманы. Те души, которые не пройдут по волосяному мосту в мир мёртвых, то останутся у Земли среди злых духов и сами могут стать упырем, который вредит людям.

Эрлик и шаман.
Шаман забирает душу у Эрлика и возвращает ее обратно человеку.

Шаманский аранкас.
Из тела умершего шамана вылезает его бестелесный дух — это умерший шаман в тонком теле. Рядом с аранкасом кедр, на котором висят принадлежности шамана, которые надломлены, порваны, испорчены.

Обряд.
Призвание светлой души ребенка. На стволе изображена Матка Древа Рода. Женщина в руках держит крынку с молоком и обращается к Матке Рода, к Древу Рода. Шаман камлает, призывая душу ребенка. Вокруг шамана летают духи-помощники. На бубне сидит светлая душа младенца.

Ярсу – дух Воды и Земли

Дух нижнего мира Яик

Дух нижнего мира Эрликен

Харги — Самый злой дух нижнего мира. Его владение – наиболее близкий к земле 3-й ярус нижнего мира. Харги постоянно приносит людям беды. Если бы не добрые духи, он бы давно умертвил всех животных и людей. Харги напоминает обычного эвенка, только выше и крупнее в несколько раз. Вместо правой кисти у него страшная человеья голова с оскаленными зубами. Вместо левой кисти – огромный коготь. У харги только одна нога, расположенная по центру туловища.

Злой дух Бальбука — самый близкий помощник Харги, Его правая рука с человеческой головой вместо кисти. Харги может в любом месте земли высунуть свою правую руку-бальбуку, чтобы испугать человека, и в это время схватить его когтем своей левой руки и выпить из него кровь. После этого человек долго болеет, и если ему не поможет шаман, то человек умирает. Но если человек не испугался бальбуки, то харги не мог его схватить.

Злой дух Кандыках – еще один помощник Харги. Существо с огромной пастью вместо головы. Этот дух постоянно хочет есть, он величайший обжора. Он открывает свою пасть правой рукой, забрасывая туда огромные куски мяса левой рукой.

Дух Агды – главный дух-покровитель шамана, многоликое пляшущее существо с медвежьей головой и крыльями орла. У него трехпалые руки, это свидетельствует о его принадлежности и властвовании в трех мирах: нижнем, среднем и верхнем. В его правой руке – огненный шар, из головы торчат огненные кинжалы, на крыльях каменные кинжалы.

Дух Алкоголизма

Шаманская болезнь

Путями духов

ЧИЧИПКАН — ОЧИСТИТЕЛЬНЫЙ РИТУАЛ У ШАМАНОВ.

Поляна на фоне гор. Слева стоит чум. От него направо идет дорога. Сперва она проходит средь воткнутых в землю палок, на которых деревянные изображения птиц — это духи-помощники шамана. Они следят, чтоб в чум на камлание не проникли злые духи. Затем дорога идет через аллею лиственниц, посаженных с 2-х сторон от дороги по 9 штук — они олицетворяют 9 этапов восхождения шамана на небо. Далее стоит Чичипкан, с 4-х сторон окруженный 4-мя духами-хранителями ментаями в виде колышков с головой рыбы. У Чичипкана стоит шаман с дымящейся веткой можжевельника. Он окуривает ею людей, которые сгибаясь, проходят между ног Чичипкана. Те, кто уже прошел, направляются к чуму в национальной одежде, светятся. А на тех, кто еще не прошел, на спине сидят злые духи. Сброшенные при прохождении через Чичипкан, духи рвутся снова к людям, на которых они сидели, но натыкаются на невидимую стену — это защитная стена Чичипкана.Такое очищение делается перед камланием, либо чтоб очистить человека от болезни, неудач и т.п., создаваемых завладевшими человеком злыми духами.

Шаман крест-на-крест ремнем перевязывает ноги Чичипкана, чтобы в это отверстие не прошли сброшенные злые духи и не вредили больше людям.

Стадии камлания для исцеления человека:

* В юрте стоит туру шест, который идет от очага и выходит в дымоход чума – это олицетворение мирового древа.
Чум, лежит больной, на нем сидит злой дух и грызет его. Шаман камлает, чтоб узнать причину болезни. К нему летят духи-помощники и начинают залетать в его бубен.

Шаман узнал причину болезни и сидит, выстругивает из гнилого дерева соответствующего нижнему миру статуэтку злого духа, чтоб его туда выгнать от больного. Злой дух сидит, ощетинившись, и смотрит на шамана.

В юрте собрались люди, и шаман камлает и переводит злого духа в статуэтку. Духи-помощники летают вокруг злого духа.

Шаман уносит статуэтку со злым духом в тайгу и хоронит ее

Шаман в чуме камлает, делает защитное поле вокруг чума. Духи летают вокруг чума

Больной уже сидит вместе с другими людьми. Шаман гадает каждому из присутствующих, подбрасывая кямлу. Если кямла упадет вниз ударной стороной, мехом вниз – это «Да», или хорошее. Если наоборот, то – это «Нет», либо плохо. Так подбрасывает каждому по 3 раза. Духи-помощники цепочкой выстроились вверх к небу и передают будущее, которое может случиться с тем, кому гадают. От Ульгеня выясняется, что больной нарушил табу и из-за этого Эрлик наслал на него злых духов, и теперь надо принести жертву.

Люди сидят на поляне и едят оленя, которого принесли в жертву. Его шкура с головой висит на палке, установленной под углом 45 градусов. Душу оленя в виде приведения забирает Эрлик. Стоят идолы духов-помощников рядом с ними чашки с мясом. Это жертва духам за помощь. Духи-помощники поедают это мясо, находясь рядом с идолом. Шаман тоже ест.
Спина белого оленя намазана кровью оленя, принесенного в жертву. Это олень Итык – олень, посвященный Ульгеню. Итыка не убивают на мясо, на нем не ездят, а только перевозят священные предметы, шаманское облачение и т.п. На этом олене находится сила Кут, которую дает Ульгень, и он приносит удачу и благословение Ульгеня как стаду оленей, так и людям.

Сказитель Кайчи

Шекербура — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 сентября 2019; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 сентября 2019; проверки требуют 7 правок.

Шакер-бура (азерб. şəkərbura, şəkər — сладкий, bura — пирожок) — азербайджанская восточная сладость в виде небольших пирожков из дрожжевого теста, с рисунком на поверхности и начинкой из молотого лесного ореха, сахара и кардамона[1].

В Азербайджане шекербура обычно выпекается во время весеннего праздника Новруз и олицетворяет луну. На Новруз готовят также гогал, олицетворяющий солнце, и пахлаву, олицетворяющую звезду.

С помощью наггаш (специального приспособления похожего на пинцет) на шекербуру наносится рисунок в виде пшеничных колосьев[2] и других узоров. Также принято писать на шекербуру имена членов семьи.

Тесто для шекербуры замешивается из пшеничной муки, сливочного масла (или маргарина), молока, яичных желтков и сметаны.

В качестве начинки используются орехи (грецкие или фундук), сахар и кардамон. Очень распространена начинка из миндаля.

Из теста готовят круглые лепешки небольшого размера диаметром в 10 см и во внутрь кладется та самая начинка из орехов и сахара. Дальше делается фигурный шов в форме косы, рисуются наггашами узор и ставится в печь. Готовится при 180 °С 10—15 минут.

В Дербенте такое лакомство называется «шекер-тыхма». Кардамон в такую начинку не добавляют, а яичные желтки в состав теста не входят.[источник не указан 1353 дня]

  • Шакер бура // Азербайджанская кулинария / Сост. К.Г. Бунятов, Н.М. Малеев. — Баку: Азернешр, 1982. — С. 152—153. — 182 с.

Leave a Reply