Разное

Гора бура рисунок – Урок по литературному чтению на тему «Казахская легенда «Гора Бура»

Волшебные легенды Борового — Yvision.kz

Не могу спокойно слушать, когда экскурсовод, турист или даже учитель географии называет Боровое «казахстанской Швейцарией». Наша природа: животные, флора, ландшафты – никогда не шла в сравнение с природой европейской, в том числе швейцарской. Давно уже пора отойти от вредной привычки равняться на Запад там, где это не нужно и не имеет смысла. Акмолинскую жемчужину Боровое и Швейцарские Альпы объединяет лишь их суть – горы. Так пусть лучше швейцарцы называют свои изъезженные туристами горные склоны «швейцарским Казахстаном». А почему нет? Я отнюдь не против швейцарцев, но категорически против ярлыков типа «казахстанская Швейцария», которым, кстати, и Баянаул иногда обозначают.

Окжетпес и Жумбактас

Давным-давно всякое диковинное явление природы у людей объяснялось мифами и легендами. И у каждого народа – своими. По дороге от озера Щучье к селу Боровое мой знакомый педагог-организатор республиканского учебно-оздоровительного центра «Балдаурен» Арман Омаров рассказал несколько легенд, связанных с горными вершинами этих мест. В восемнадцатом веке здесь кочевали казахи среднего жуза, которым управлял хан Абылай. Мы остановились у памятника правителю, который был установлен летом 2004 года чуть в стороне от дороги. Здесь находилась ставка хана. В таком окружённом горными кряжами и лесными массивами районе тактически очень удобно было держать оборону в частых боях за эту обетованную землю.

– Когда Абылай хан, совершив набег на калмыков, вернулся с битвы, и его войска начали делить завоёванное, среди трофеев была обнаружена неописуемой красоты семнадцатилетняя девушка-калмычка. Каждый из воинов хотел взять её себе в жёны. Хан позволил красавице самой выбрать жениха. Но у неё на родине остался любимый человек, поэтому красавица не желала выходить замуж ни за одного из них. На вершине скалы она закрепила платок и сказала: «Чья стрела попадёт в него, за того я и выйду замуж». Но никто так и не попал: ни одна стрела просто не смогла достичь высоты, на которой была красавица. В отчаянии девушка бросилась со скалы. С тех пор скала, где, согласно этой легенде, стояла с платком в руках безымянная калмыцкая девушка, носит название Окжетпес – «Не долетит стрела».

У подножия Окжетпеса находится озеро Боровое. И там, где в воду упала красавица, выросла удивительной формы скала Жумбактас – Скала-загадка. Если взглянуть на Жумбактас с так называемого голубого залива, то можно увидеть в нём девушку, если посмотреть с обратной стороны – страшную ведьму. Основание скалы вообще похоже на крокодила. Скала (по сути – каменный остров) Жумбактас находится в западной части озера Боровое, в заливе, который иногда называется голубым.

 

В своей поэме «Кокшетау» Сакен Сейфуллин это озеро описывает так:

Вода в Бурабае прозрачнее рос,

А берег его добрым лесом оброс.

Вкруг озера стала густая стена

Из сосен высоких и стройных берёз…

Вершину Окжетпеса сегодня за внешнюю схожесть с животным называют ещё Слоником.

– С этим именем связана другая легенда, – продолжил Арман. – По-моему, у хана Абылая был любимый слоник. Слон – животное для Казахстана диковинное, поэтому, когда в очередной раз наступал враг, глава орды велел самому могучему из своих батыров спасать слона. И тогда силач поднял слоника вверх над собой и застыл в такой позе навеки. Это и есть гора Окжетпес, она же Слоник.

Скала Окжетпес имеет пирамидальную форму, сложенную как бы из отдельных гигантских плит с закругленными краями, напоминающими громадные матрацы и подушки, как в нашем Баянауле. Её высота от подножия до вершины составляет около 300 метров.

Уш-Кыз и Жеке батыр

С горой Окжетпес связано поразительное количество легенд. Знаменитый путешественник, исследователь Азии Чокан Валиханов собрал пятнадцать. Согласно одной из них, у неких трех сестёр был единственный брат, батыр Жеке, который в битве защищал их от врагов. Но противников было очень много, они плотной стеной окружили трёх сестер и их брата-воина. И чтобы не попасть в плен, все четверо встали друг за другом стеной и окаменели, преградив тем самым доступ иноземцам в родной край. Арман указал рукой на цепь горных вершин Три Сестры (Уш-Кыз) – три скалы: большую, среднюю и малую. Все горы Борового фигурируют в легендах. Кстати, от Ч. Валиханова нам достался очередной миф о том самом Жеке батыре (одиноком батыре), который защищал трёх своих сестёр от джунгар.

…Жил-был в бедном ауле батыр необыкновенной силы, который был ещё и большим мечтателем. Он был молод, песни пел, не знал забот. Вырос – увидел вокруг нищету, горе народное и опечалился. С востока и юга аул тревожили набеги джунгар, с запада – волжских калмыков. Враги разоряли аулы, угоняли скот и людей. Враждовали между собой и казахи: дрались из-за невесты, пастбищ, мстили друг другу за мелкие обиды. Молодой воин обиделся на жизнь, махнул на всё рукой и решил про себя: уйду из аула, добуду счастье и богатство на воле, при удаче одарю сородича добром. Может, тогда утихомирятся, перестанут обескровливать себя междоусобицами, обретут силу соотечественники, думал он. Выковал батыр себе меч, шлем и кольчугу, сел на коня и отправился за счастьем на край света. В пути батыр встретил чужих воинов, каждый из них в одиночку шёл добывать счастье для своего рода. Один из тех батыров уговаривал остальных, мол, не надо ходить за счастьем одному, надо идти всем вместе. Дорога, мол, к счастью трудна, и, чтобы достичь цели, рядом с тобой должен быть друг и товарищ, попутчик-жолдас. Но каждый воин думал только о себе, о своём счастье. И каждый пошёл своей дорогой. Первым столкнулся с врагами казах-батыр необыкновенной силы. Злые силы преградили ему путь. Долго бился он с врагами, но они взяли его количеством. Как саранча, насели они на него; ослеп и оглох могучий батыр. И тут он понял: за счастьем нельзя ходить в одиночку, каким бы сильным и бесстрашным ты ни был. Одолеваемый врагами, потерявший силы, побеждённый воин упал посреди степи и окаменел, уснув вечным сном. Лежит камнем одинокий Жеке батыр посреди ковыльной степи, ветер торопится к краю земли, дорога стремится туда же, годы бегут в вечность. А в сердце народном осталось горе, горькое, как полынь.

В той же поэме «Кокшетау» Сакен Сейфуллин упоминает и о Жеке батыре:

Об этом батыре рассказ был таков:

Он гору одну охранял от врагов.

Стоя на посту, он случайно вздремнул

И спящим остался на веки веков.

Глаза он закрыл, словно тайну хранит.

Зовётся гора эта Жеке батыр.

Туристы увозят с собой фотографии на фоне горы, похожей на спящего батыра. Мой попутчик Арман Омаров так и называл её – Спящий батыр. Многие камни и скалы Борового в награду за причудливость очертаний и назвали когда-то местные жители этими именами. Но легенды не всегда – вымысел. Акылбаевский перевал, например, назван так в память о местном проводнике по имени Акылбай.

Бурабай

С того места, где стоит памятник Абылай хану, видны и другие интересные вершины. Например, гора Бурабай. Легенда гласит, что в степях Кокшетау жил двугорбый, чистый как снег красавец-верблюд Бура. Он был могучим и практически неуязвимым, невероятно быстроногим. Бура любил гулять, пастись у подножия горы Кокше (ещё одно имя – Синюха), утолять жажду холодной озёрной водой. Он был доверчивым, молчаливым, замкнутым, но не нарушал покоя стариков, не был в тягость людям. Как только беда: джут или война – надвигались на родную землю, Бура преображался. Он птицей взлетал над Кокше и трубил.Гора Буробай

В окрестностях разносился громоподобный рев, содрогались горы и леса, замирала степь, стада сбивались в кучу, скулили псы, взлетали с насиженных мест птицы, разбегались звери. Небо затягивали тучи, гремели грозы, падали ливни, но громче гроз и ливней трубил Бура. Услышав трев

💣как рисовать бур… ✔️

как рисовать бур… .

Рисуем графику для игры

Нажми для просмотра
Всем привет! С вами Дэн Нимаев (Den Nimaev). Это я рисую графику для игры, как свой некоммерче ский проект! Оста…
 
 
 
Тэги:
 
ЭВОЛЮЦИЯ КОПАТЕЛЯ ЧТОБЫ ПОСТРОИТЬ БЕСКОНЕЧНО МОЩНЫЙ БУР И ПРОБУРИТЬ ДО ЦЕНТРА ЗЕМЛИ В ИГРЕ DIGGING!
Нажми для просмотра
Прохождени е и обзор игры Digging на русском. Эволюция копателя. Digging эволюция. ▻Дискорд Кристалла  …
 
 
 
Тэги:
 
Timka LEGO Ninjago set 70669 (Cole
Нажми для просмотра
Сегодня набор 70669 «Земляно й бур Коула» из серии ЛЕГО Ниндзяго Легаси. И пусть кому-то может показаться , с…
 
 
 
Тэги:
 
РАБОТАЕМ БЕНЗОПИЛОЙ - Minecraft (Обзор Мода)
Нажми для просмотра
Мод добавляет в Minecraft супер Дрель, Бензопилу и Отбойный молоток! Нажмите Здесь, чтобы Подписатьс я! → .
 
 
 
Тэги:
 
Как сделать ЗЕМЛЯНОЙ БУР малого диаметра
Нажми для просмотра
Как сделать земляной бур своими руками. Делали бур малого диаметра, что бы удобно было бурить! ПОДПИ…
 
 
 
Тэги:
 
ЭВОЛЮЦИЯ РАБОВ ЧТОБЫ ЗАСТАВИТЬ МУРАВЬЕВ РАБОТАТЬ ЗА ТЕБЯ В ИГРЕ ANT ART TYCOON!
Нажми для просмотра
Прохождени е и обзор игры Ant Art Tycoon на русском. Эволюция рабов. Ant Art Tycoon взломать. Ant Art Tycoon эволюция.
 
 
 
Тэги:
 
МУП (Могу, Умею, Практикую) - Пилот - Покрас Бура
Нажми для просмотра
Решил я всё-таки попробоват ь записать видео по покрасу, правда в паре момент сбился фокус, что обидно, но…
 
 
 
Тэги:
 
Моделирование
Нажми для просмотра
В этом видео даю инструкцию как создать шнек в программе солидворкс , уроки solidworks #видео #сделать #учебное…
 
 
 
Тэги:
 
Ася Бурчик Бур
Нажми для просмотра
Всемирно — познавател ьный гайд как легко и не навязчиво рисовать писюны [Info] Паблик Вконтакте: …
 
 
 
Тэги:
 
КАК НАРИСОВАТЬ ПЕНИС
Нажми для просмотра
Самодельны й земляной бурРешил изготовить для себя ручной земляной бур или как его еще называют землебур….
 
 
 
Тэги:
 
Самодельный ручной земляной бур
Нажми для просмотра
Игра Terraria 1.3 обзор — прохождени е на русском. Террария — выживай, копай, исследуй, строй, побеждай зло! Приятног…
 
 
 
Тэги:
 
НЕВЕСТА С БУРОМ ► Terraria 1.3 Прохождение
Нажми для просмотра
Добрые новости Города, Области, Страны и Мира!!! В этом выпуске: *Читать полезно? Почему? *О еще одном детск…
 
 
 
Тэги:
 
Детские новости
Нажми для просмотра
Всем привет! Сегодня у меня обзор, на набор «Cole’s Earth Driller». Набор очень интересный ! Пишите своё мнение о …
 
 
 
Тэги:
 
BELA Ninjago Земляной бур Коула (9791)-ОБЗОР
Нажми для просмотра
Земляной бур сделать очень просто! Я купил этот бур на приемке за 20 грн =) но сама суть процесса изгот…
 
 
 
Тэги:
 
Самодельный земляной бур - Удобно и очень просто
Нажми для просмотра
Прохождени е и обзор игры Idle Painter на русском. Эволюция художника. Idle Painter взломать. Idle Painter эволюция.
 
 
 
Тэги:
 
ЭВОЛЮЦИЯ ХУДОЖНИКА ЧТОБЫ РИСОВАТЬ КАРТИНЫ СВОИМИ РУКАМИ В ИГРЕ IDLE PAINTER!
Нажми для просмотра
Прохождени е Satisfactory на русском. Satisfactory — игра о создании автоматизи рованных фабрик по производст ву вещей…
 
 
 
Тэги:
 

Нажми для просмотра
Прохождени е и обзор игры Aspiring Artist на русском. Эволюция художника. Aspiring Artist эволюция. ▻Дискорд Кристалла.. .
 
 
 
Тэги:
 

Конспект урока по литературному чтению Гора Бура

Литературное чтение Дата_______________

Дата:_______

Литературное чтение

Тема: Гора бура. Легенда

Задачи: 
1. Образовательные: Познакомить детей с легендой; 
2. Развивающие: Развивать навыки чтения, навыки работы с текстом. Расширить словарный запас. Развивать умение находить главную мысль произведения, выделять и озаглавливать части; 
3. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение и любовь к животным и другим людям, патриотическое отношение к родным просторам. 
Ход урока 

Этапы Содержание Примечание 
1.Орг. момент Здравствуйте ребята! 
Вот звонок нам дал сигнал, 
Поработать час настал. 
Так, что время не теряем 
И работать начинаем. 1-2 мин 
2.Проверка домашнего задания Проверим домашнее задание. 
Вспомните, какое произведение вы изучали на прошлом уроке? Какое задание было задано на дом? 
Кто выйдет к доске и прочитает стихотворение выразительно? Какую оценку поставим? Почему? «Тюе-Тас» 

Выразительное чтение 
3.Постановка цели и задач Сегодня на уроке мы познакомимся с казахской легендой. 
4.Подготовка к восприятию Скажите, в какой стране мы живем? 
Кто путешествовал по Казахстану? 
Какие красивые природные места есть у нас в стране? 
Сегодня мы познакомимся с одним из прекрасных мест Казахстана, это край Бурабай. 
С этим краем нас познакомит казахская легенда. 
Кто знает, что такое легенда? 
Легенда – одна из разновидностей несказанного фольклора. Легенды, устные рассказы, передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказателями. Позднее их начали записывать. Существует много легенд. Мы прочитаем одну из них. Беседа 
5.Первичное восприятие текста Будем читать легенду «Гора Бура», а потом вы скажите: Почему гору назвали Бура? Начинает учитель, затем хорошо подготовленные дети 
6.Проверка первичного восприятия Почему гору назвали Бура? 
Кто главный герой легенды? 
Когда вам было жалко главного героя? 
7.Повторное чтение 
анализ I части Будем читать легенду по частям. Читаем I часть по цепочке, начинает 1 ряд. 
Вопросы: 
Почему Бурабай считают удивительным краем? 
Какое слово в тексте говорит о том, что природа очень красивая? 
Как бы вы описали это волшебное место? 
Кто выразительно прочитает эту часть? 
Молодцы! 
О чем говорится в первой части? 
Как можно озаглавить эту часть? 
План 
1. Удивительный край 

Добиваться полного ответа от детей. 

Выборочное чтение 

На доске 
8.Анализ II части Будем читать II часть. Продолжим читать по цепочке. 
Вопросы: 
Почему народ любил верблюда? 
Какими словами автор говорит, что верблюд очень быстро бежал людям на помощь? Найдите эти слова. 
Найдите сравнение: с чем автор сравнивает верблюда? 
Каким был верблюд? 
Как бы вы его охарактеризовали? 
Как нужно читать эту часть? Кто прочитает? Молодец! 
О чем говорится во второй части? 
Как можно озаглавить эту часть? 
План 
2. Добрый верблюд Добиваться полного ответа от детей. 

Прочитайте подтверждение в тексте 

Выборочное чтение 

На доске 
9.Анализ III части Будем читать III часть. Продолжаем цепочку. 
Вопросы: 
Почему хан убил верблюда? 
Найдите слово, которое характеризует, что хан плохой? 
Как вы относитесь к поступку хана? 
Какое чувство у вас вызвал верблюд? 
Как будем читать эту часть? Кто прочитает выразительно? Молодец! 
О чем говорится в III части? Как модно ее озаглавить? 
План 
3. Поступок хана 

Выразительное чтение 

На доске 
10.Обобщающая беседа Почему народ бережно хранит эту легенду? 
Ребята, чему учит нас эта легенда? 

15.Домашнее задание Стр. 10 – 12 пересказ, научиться быстро читать легенду.

Тема С. Сейфуллин Кокшетау

Цель урока: Познакомить с биографией поэта С. Сейфуллина, раскрыть глубокое чувство любви поэта к родному краю, его умение видеть красоту окружающей природы и передать ее словами.

ХОД УРОКА:

1Орг момент Здравствуйте дорогие ребята . Сегодня на нашем уроке мы познакомимся со стихотворением великого казахского поэта С. Сейфулина. Давайте просмотрим видеофильм о поэте ( просмотр 4 мин)

Беседа о писателе. Когда и где родился Сакен Сейфуллин? Где работал. Какие произведения написал поэт? О чем он писал в стихотворениях? Какие стихи С. Сейфуллина ты знаешь? Расскажи их наизусть. Учащиеся используют в ответах биографические данные писателя, помещенные в учебнике (см. Библиографический словарь).

  1. Выразительное чтение стихотворении. С нежностью С. Сейфуллин рисует все краски удивительной природы. Восхищение и гордость за родной край переполняют автора.

  2. Работа с иллюстративным материалом. Предлагаем подобранные подходящие репродукции картин или набор фотографий пейзажа Казахстана (можно воспользоваться Интернетом), показ которых желательно сопроводить умело подобранной музыкой для того, чтобы вызвать у учащихся соответствующее настроение. Восприятие данного пейзажа поможет понять и ощутить те чувства автора, которые он испытывал к родному краю.показ слайдов 9 шт

  3. Анализ стихотворения. После прочтения стихотворения учащимся предлагается назвать его тему и основную мысль. Определить, какие сравнения использует поэт для выражения основной мысли стихотворения; найти в стихотворении эпитеты; назвать чувства, которые испытывает поэт при описании родного края, прочитать эти строчки стихотворения.

  4. Внеклассное чтение стихотворения Ж. Молдагалиева «Кокшетау».

Слово о поэте.

Жубан Молдагалиев родился в 1920 году в ауле Жы- ланды Тайпакского района Западно-Казахстанской области. Ему было около года, когда умер отец, позже они с матерью покидают родные места. Лишь спустя 40 лет ему довелось побывать в Жыланды, увидеть отчий край, которому он посвятил много стихов. После окончания семилетки учился в Уральском сельскохозяйственном техникуме.

Формирование Жубана Молдагалиева как поэта происходило на лучших образцах устного народного творчества. Особое свойство, отличающее стихи Жубана Молдагалиева, — лаконичность, четкость мысли и, как правило, завершение поэтического произведения значительным, масштабным выводом. Тема родной земли, щедрой и плодородной, занимает одно из центральных мест в творчестве поэта. Поэт внимателен не только к тому, что происходит на этой земле — к рождению хлеба, уборке урожая, — он находит глубокое, внутреннее осмысление связи человека с землей, степью, и назревает главная мысль — сила земли — в человеке, сила человека — в земле.

В стихотворении «Кокшетау» поэт описывает гору Кок- ше. Называет ее дерзновенной: Гора дерзновенна, величественна во все времена. Поэт пишет о принадлежности Кокшетау к Сакену Сейфуллину, и ему.

  1. Беседа по содержанию стихотворения. После прочтения стихотворения учащимся предлагается ответить на вопросы: Что означает слово Кокшетау? Как понимаете слово «дерзновенна»? Какой вы представляете себе Кокшетау? Почему поэт сравнивает деревья, растущие над озером, с ресницами?

Домашнее задание.

    1. стихотворение С. Сейфуллина «Родная земля».

    2. Подготовить устный рассказ о своем родном крае

Дата:

Предмет: Чтение.

Тема: М. Алимбаев «Отчизна».

Цель:

— учить выразительному чтению, уметь работать по вопросам, уметь пересказать, формирование знаний о родной стране, о богатствах, о национальностях, живущих в нашей стране;

— развитие внимания, мышления, памяти, техники чтения;

— воспитывать интерес чтению, патриотизм и любовь к Родине.

Оборудование: карта Казахстана, картинки, таблица

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Психологический настрой.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».

  1. Пропедевтическая практика.

– Что читали на прошлом уроке?

Краткий пересказ.

  1. Ориентация.

— Ребята, в какой стране мы с вами живём? Как она называется?

— Какие национальности проживают у нас в стране?

— Какое у нас государство?

— Сегодня, мы с вами познакомимся с рассказом Музафара Алимбаева «Наша Родина — Казахстан».

  1. Презентация.

Демонстрация карты Казахстана.

Словарная работа: золото, железо, уголь, нефть, газ, урюк.

Чтение учителем рассказа.

Работа по вопросам:

— Как называется страна, в которой вы живёте?

— Сколько таких государств, как Франция, может поместиться на ее территории?

— Чем богата наша страна?

— Сколько национальностей живет на земле Казахстан? Ребята каких национальностей учатся в нашей школе?

— Назовите известные вам имена людей, которые прославили нашу землю?

  1. Физминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

  1. Практика на примерах.

  2. Чтение текста учениками по «цепочке»

  3. «жужжащее чтение»

  4. Индивидуальная работа чтение – эхом:________________

  1. Гимнастика для глаз.

  2. Управляемая практика.

  1. А) Соедините стрелками слова с одинаковыми значениями.

  2. Батыры народный поэт – певец

  3. Акын богатыри

  4. Итог.

  5. — Что читали?

  6. — Что нового узнали о нашей Родине?

  7. — Что вы должны сделать для блага нашей Родины?

  8.  

  9.  

  10.  

  11. Конспект к уроку литературного чтения «Проверь себя.(Родные просторы)» 3 класс

  12. ТДЦ: 1).повторить  материал  по  разделу «Родные  просторы»;

  13.               дополнить  знания   по  этому же  разделу (внеклассное  чтение).

  14.            2).развивать навык  правильного, выразительного , осознанного 

  15.                чтения; обогащение  словарного   запаса; развивать  мышление 

  16.               внимание, память.

  17.            3).воспитывать чувство  патриотизма,  любовь   к  Родине,  интерес

  18.                к  теме  урока,  к  чтению.

  19.   Оборудование:  учебник,дополнительная  литература у  каждого  ученика

  20. (  опережающий   поход  в библиотеку—выполнение  опережающего  задания),

  21. рисунки  детей на  тему   «Родина»(собранные  за  время  изучения  раздела),

  22. рабочие  тетради.

  23.                            Ход  урока

  24. 1.  Орг.момент.

  25. Эмоциональный  настрой.Проверка  готовности к  уроку .Организация  класса.

  26. 2. Постановка  ТДЦ.

  27. 3.Проверка  домашнего задания.

  28. Выразительное  чтение стихотворения   М.Алимбаева «Отчизна»(выборочное чтение)

  29. 4.Повторение пройденного.Проверь  себя.

  30. А). Чтение стихотворений  о  Родине( наизусть)—«Лучший  чтец»(опережающее задание)

  31. Б).В  каких  стихотворениях   поэты  сравнивают образ  Родины   с  образом матери?

  32. Беседа  по  прослушанным  стихотворениям.

  33. В).Дополнить  пословицы

  34. Пословицы  на  доске:

  35. 1).Настоящий   человек  тот ,……..  .

  36. 2) . Родина—мать ,……..   .

  37. 3).Ласковое  слово  самому  ничего  не  стоит  ……….    .

  38. Работа с  пословицами  может   быть проведена    как  в  устной  форме,  так  и в  виде

  39. письменной    самостоятельной  работы   в  тетради  (  на  скорость ).

  40. Г).Назвать из  какого  произведения следующие  строчки:

  41. 1).Лишь   одна  мне  Отчизна  дана,

  42.    Где сладка  даже  горечь  полыни..

  43. 2).Ты  мне  близка   иною  красотою.

  44. Работу продолжают   строчки из  прозведений   раздела « Родные  просторы»,как и

  45. вышеуказанные  строчки.

  46. Д).Вообразите,что  вы—художники и  путешествуйте по  родному   краю.У   вас  вместо

  47. красок :  слова—  эпитеты.Опишите  всё,что вы  представляете ,чувствуете.  Опишите  так,

  48. чтобы и другому  человеку  захотелось  побывать  в том  месте ,которое вы  описали.

  49. (мини-сочинение   « Я—писатель»).

  50. 5.Дача  д/задания

  51. Подготовка  к  технике  чтения .Задание 3 (стр  14 учебника)   

  52. 6.Итог  урока .Анализ  проделанной   работы.Выставление оценок  за  урок. 

  53. Тема: Казахская народная сказка «Жадный бай и Алдар Косе»

  54. Цель: знакомство учащихся с произведением казахского фольклора – сказкой.

  55. Задачи:

  56. 1.       Способствовать развитию познавательной активности и устойчивого интереса у школьников к чтению; вызвать интерес к чтению народных сказок, отрабатывать умение работать с текстом; продолжить работу по усовершенствованию техники чтения; учить читать по ролям, находить главную мысль сказки, умение соотносить иллюстрацию со сказкой.

  57. 2.       Развивать мышление, память, связную речь, творческое воображение, выразительность речи, движений, использую актерские средства (перевоплощение в героев).

  58. 3.       Расширить читательский кругозор, желание преодолевать трудности и работать в коллективе, воспитывать культуру речи, речевого этикета в общении, формировать навыки работы в группе.

  59. ХОД УРОКА

  60. 1.       Организационный момент.

  61. Начнем урок с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу.

  62. ·         Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами.

  63. ·         Если у вас есть животные, погладьте себя по голове.

  64. ·         Если вы любите свой класс, похлопайте в ладоши.

  65. ·         Если вы хотите получить удовольствие от урока, прошу быть активными моими помощниками, слушать меня внимательно, отвечать полными ответами.

  66. 2.       Постановка целей. На доске: ВНЕКОТОРОМЦАРСТВЕВНЕКОТОРОМГОСУДАРСТВЕ

  67. ЖИЛИБЫЛИДЕДДАБАБА

  68. ЖИЛИБЫЛИСТАРИКСОСТАРУХОЙ

  69. ·         Разделите строчки на слова. Что заметили? Какие предложения у вас получились?

  70. —      Это слова из сказок. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир сказок.

  71. 3.       Давайте поиграем в игру «Ассоциации».

  72. ·         Что вы представляете, когда слышите слово «Сказка»?

  73. ·         Как вы думаете, почему у вас возникли такие ассоциации?

  74. ·         В сказках всегда случаются чудеса, а поскольку у нас урок о сказке, значит, сейчас случиться чудо.

  75. 4.       Презентация о сказках.

  76. Все вы любите сказки. Их вам в детстве рассказывали бабушки, мамы. А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они создавались самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал ее слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то свое. Если сказка оказывалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной. Имя ее автора не запоминалось. В сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливость, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней ….» Продолжите (намек, добрым молодцам урок).

  77. ·         Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в  них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть бытовые сказки, в которых описывается жизнь простых людей. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, обманывают, дружат. Назовите такие сказки.

  78. 5.       Сообщение темы урока.

  79. ·         Послушайте музыку.

  80. ·         В исполнении, какого музыкального инструмента звучит мелодия? (Домбра)

  81. ·         Что вы знаете о домбре?

  82. ·         Как вы думаете, сказку какого народа мы будем сегодня читать.

  83. 6.       «Казахские народные сказки».

  84. ·         Сегодня мы познакомимся с казахской народной сказкой «Жадный бай и Алдар Косе».

  85. 7.       По иллюстрации и названию предполагаем: что же может произойти? Стратегия «Дерево предсказаний»

  86. 8.       Первичное чтение детьми сказки с остановками.

  87. 9.       Первичное восприятие.

  88. ·         Понравилась ли вам сказка?

  89. ·         Чем (не) понравилась сказка?

  90. ·         Какие чувства возникли?

  91. ·         Когда вы особенно волновались?

  92. ·         К какому виду относится сказка?

  93. 10.   Чтение сказки с элементами инсценировки.

  94. 11.   Вывод.

  95. ·         Кто из героев сказки вам понравился?

  96. ·         На кого из них вы хотели бы быть похожи?

  97. ·         Почему?

  98. ·         Чему же учит эта сказка? Найдите слова, которые нас учат чему то.

  99. 12.   Работа с пословицами. Какая  из пословиц подходит к этой сказке.(пословицы на доске)

  100. 13.   Итог урока

  101. ·         Подходит к концу наш урок. Чему он нас научил?

  102. ·         Что он оставил в вашей душе?

  103. 14.   Домашнее задание. Подготовится к пересказу сказки, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

  104.  

  105.  

  106.  

  107. Тема урока: русские народные сказки «Чудесные лапоточки»

  108. Цель: cоздать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений о устном народном творчестве, сказках

  109. Задачи:

  • создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках

  • способствовать возникновению интереса к исследовательской деятельности через самостоятельное чтение

  • развивать любознательность, внимательность и читательскую память

  1. Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности

  2. ХОД УРОКА

  3. 1. Организационный момент

  4. – Сегодня у нас урок, на котором вам понадобятся не учебник, а только ваши знания и наблюдательность.

  5. 2. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока

  6. Тема урока – русские народные сказки.
    – Какие задачи перед собой поставите?

  • вспомнить русские народные сказки

  • ответить на вопросы

  • думать, делать выводы

  1. 3. Актуализация знаний

  2. – Давайте вспомним, что такое устное народное творчество? (Передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество – от слова «творить»)
    – Каким ещё словом мы можем назвать устное народное творчество? (Фольклор)
    – Какие жанры фольклора мы вспомнили, разгадывая кроссворд?
    – Какие ещё вы можете назвать? (Былина, былинный сказ, песня, песенка, и д.р.)
    – Чем сказка отличается от другого произведения? (Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Есть волшебство, фантастические персонажи. В сказке есть зачин, присказка и концовка. Троекратный повтор)
    – Какие виды сказок вы знаете? (Сказки о животных, волшебные, бытовые, докучные)

  3.   4. Проверка домашнего задания

  4. – Какие сказки вы прочитали к уроку?

  5. Выступления учащихся по плану:

  6. 1. Название сказки
    2. Краткое содержание сказки, как зовут главного героя сказки
    3. Чему учит сказка. Рассматривание книги со сказкой (если принёс)

  7. По ходу выступлений заполняется таблица:

    5. Физкультминутка
  8. – Я буду называть героев сказок, если герой положительный, вы становитесь на цыпочки, поднимаете руки над головой и хлопаете, как бы приветствуя его. Если герой отрицательный, то с силой отталкиваете его от себя

  9. 6. Формулировка проблемы

  10. – Молодцы! Вы много прочитали интересных сказок. Посмотрите на таблицу, что заметили?
    (В большинстве русских народных сказках героя зовут Иван.)
    – Почему? Как вы думаете? 
    – Почему имя «Иван» так распространено и любимо русским народом?
    – В чём причины?

  11. 7. Формулировка гипотез (предположений) учащимися

    • Может быть ответ в значении имени?

    • Может быть, это имя понравилось своим звучанием?

    • Может имя связано с каким-то значимым событием в истории страны?

    • Может имя «Иван» имели какие-то очень уважаемые люди?

    1. – Где можно найти ответ на наш вопрос? (В справочной литературе, энциклопедиях, спросить взрослых, родителей, посетить библиотеку, обратиться к компьютеру и т.д.)

    2. 8. Задание на дом: попробуйте найти ответы на наши вопросы.

    3. 9. Итог урока

    4. – Сегодня мы славно поработали. Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили в начале урока?
      – Вспомнили сказки?
      – Отвечали на вопросы?
      – Думали, подводили итоги?

    5. 10. Рефлексия

    6. – Перед вами волшебное яблочко. Раскрасьте его одним из трёх цветов: зелёным, красным, жёлтым. Если урок понравился – красным, если что-то не очень понравилось – жёлтым, если урок показался скучным и ничего не понравилось – зелёным.

    7. – Спасибо за урок!

    8. Тема: Китайская сказка «Братья Лю»

    9. Цели урока: — обеспечить усвоение учащимися содержания сказки, совершенствовать навыки беглого чтения;

    10. — развивать речь, интерес к чтению;

    11. — воспитывать доброту, трудолюбие, умение прислушиваться к окружающим.

    12. Оборудование : иллюстрации по теме, магнитофон.

    13. Тип урока: ввод новых знаний

    14. ХОД УРОКА.

    15. I .Организационный момент.

    16. Быть должны у нас в порядке

    17. Руки, книжки и тетрадки.

    18. Каждой вещи – своё место!

    19. А девиз у нас какой?

    20. «Всё что нужно – под рукой!»

    21. 1.Психологический настрой на работу на уроке.

    22. 2.Сообщение темы и целей урока.

    23. II. Актуализация опорных знаний

    24. 1.Проверка домашнего задания .

    1. Подберите ассоциации к слову «сказка».

    1. — 5 ассоциаций

    1. – О чём сказка «Жадный бай и Алдар-Косе»? К какому виду относится?

    2. Чтение сказки. Ответы на вопросы.

    3. Пересказ сказки.

    1. ФИЗМИНУТКА.

    2. Раз — руки вверх махнули
      И при том вздохнули
      Два — три нагнулись, пол достали,
      А четыре — прямо встали и сначала повторяем.

    3. III . Знакомство с темой урока

    4. Работа по теме урока.

    1. Чтение сказки учителем стр. 31 – 34

    1. — словарная работа

    1. Беседа по прочитанному.

    1. — Как звали братьев?

    2. — Какими изображены в сказке братья?

    3. — составление портрета трех братьев

    4. — В чем была непобедимость братьев?

    5. — Почему народ был на стороне братьев Лю?

    6. — В чем была несправедливость правителя?

    7. — К какому виду относится?

    8. — Чему учит сказка?

    9. 3. Чтение текста детьми.

    10. — чтение «цепочкой»;

    11. — чтение «наперегонки»;

    12. — чтение по ролям.

    13. 4. Чтение «самозамер».

    14. 5. Игра «Прятки».

    15. IV. Домашнее задание.

    16. Чтение сказки стр.31 -34. Пересказ прочитанного произведения.

    17. V. Подведение итогов урока.

    18. 1. Рефлексия.

    19. — Понравилась ли вам сказка?

    20. — Что оказалось наиболее запоминающимся ?

    21. — Что произвело сильное впечатление ?

    22. 2. Оценка работы учащихся на уроке.

    23. Тема: «Чудесная яблоня». Польская сказка

    24. Цели:

    25. обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;

    26. познакомить с содержанием польской сказки и провести работу по её содержанию;

    27. развивать речь, умение анализировать и делать выводы;

    28. продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;

    29. рассматривать сказку как систему отношений;

    30. формировать интерес детей к чтению,

    31. Ход урока.

    32. I. ОРГ. МОМЕНТ.

    33. II. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

    34. Много жанров есть на свете

    35. Басня, повесть и рассказ,

    36. Но с рожденья любят дети

    37. Волшебство и мир прекрас.

    38. – О каком жанре устного народного творчества говорится в загадке (Сказка)

    39. — Что такое сказка?

    40. (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит, Добро побеждает зло)

    41. — Чем же сказка отличается от другого произведения?

    42. (В сказке могут говорить звери, растения, с ними происходят необычные приключения, разные чудеса.)

    43. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

    44. -Прочитайте слова, написанные на доске.

    45. — Как вы их понимаете? (Сказки учат, преподносят нам уроки)

    46. — Чему учат сказки? (Добру, любви, справедливости, трудолюбию, как нужно поступать в той или иной ситуации)

    47. — Кто сочиняет сказки? (Сочиняют сказки народ, писатели)

    48. — А как называются сказки, которые сочинил народ?

    49. (Народными. В нашей стране живут люди разных национальностей. Поэтому сказок очень много. Это и украинские сказки, сказки народов Севера, татарские сказки и др)

    50. — А как называются сказки, которые сочинили писатели? (Литературные)

    51. ЗАГАДКА 2.

    52. Элементы разных сказок

    53. Мы собрали в кузовок.

    54. Отгадай названье сказки

    55. Будь внимателен, дружок.

    56. Отгадывание сказок

    57. Давайте вспомним, какие сказки народные мы с вами уже прочитали

    58. Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!»

    59. — Иван, старичок, лапти, барин ( «Чудесные лапоточки» — русская народная).

    60. — Хитрец, Шигай-бай, жадность, мудрость («Жадный бай и Алдаркосе» казахская народная)

    61. — Женщина, пять сыновей, непобедимость, дружба («Братья Лю» китайская народная)

    62. IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

    63. — Мальчик, ящерица, яблоня ( «Чудесная яблоня» польская народная сказка) – это сказка с которой мы сегодня познакомимся на уроке. Предположите те, кто не знает эту сказку, о чём она будет?

    64. V. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

    65. 1.

    66. — Чтобы узнать какой народ сочинил эту сказку откройте учебники на странице 35.

    67. — Какой народ сочинил эту сказку? (польский)

    68. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

    69. 2. Направленное Чтение сказки

    70. Стр 35 ( 1-2 абзац) – Как думаете, как поступит Владислав с ящерицей? Как поступили бы вы?

    71. Стр 35 ( 3, 4, 5 абзац …стадо постерегут) – Как думаете как ящерица-старушка наградит мальчика?

    72. Стр 35-36 (6, 7 абзац … больше по душе) – Что, по-вашему, выберет Владислав? Почему? Как вы поступили бы на месте Владислава?

    73. Стр 36 (8, 9. 10, 11 абзац …а денег ни с кого не берёт) – Одобряете ли вы поступок Владислава, почему? Как думаете, что произойдёт дальше?

    74. Стр 36-37 ( 12, 13, 14, 15, 16 абзац А на дереве осталось одно яблоко) – Как поступит Владислав, по-вашему? Как поступили бы вы на его месте?

    75. Стр 37 17-22 абзац … и повезли во дворец) – Что теперь будет делать мальчик без яблони? А вы что предприняли бы?

    76. Стр 37 23-25 абзац … яблоню выручать…) – Как думаете, что это за груши, какое у них свойство? –Удастся ли мальчику выручить яблоню?

    77. Стр 37-38 26-30 абзац…. Она стояла чёрная, будто обугленная) – Почему? Как думаете, сможет ли Владислав продолжить своё доброе дело? Чем же закончится сказка по-вашему?

    78. Итог. – Понравилась сказка? — Почему мальчик выбрал яблоню, а не богатство? – В чём он видит счастье жизни? – А в чём видите вы счастье жизни?

    79. 4. Отзыв к сказке, заслушать несколько.

    80. VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

    81. — Что понравилось на уроке? – Какой урок извлекли для себя? – Какое настроение после урока?

    82. -Напишите на яблочках добрые дела, которые вы делаете для людей и прикрепите на яблоню, которая на доске

    83. VII.. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ.

    84. 1. Домашнее задание. На выбор а) Придумать свою сказку с таким названием б) составить синквейн(пятистишье) к названию сказки

    85. Спасибо за урок!

    86. Тема: Кувшинный человечек. Японская народная сказка. 

    87. Цель: ознакомление с японской народной сказкой «Кувшинный человечек»; понимание основной идеи сказки (Лень хуже болезни).

    88. Задачи: развивать уметь доказать свои выводы, ставить проблемные вопросы и отвечать на них, умение работать в группах; формирование нравственных понятий – труд кормит, а лень портит; понимать, что лень оценивается как отрицательное качество личности человека.

    89. Оборудование: электронный учебник, интерактивная доска, маркеры, бумага.

    90. Ход урока:

    1. Орг. момент.

    2. Проверка домашнего задания в парах. Каждый член группы получает карточку с заданием. Взаимооценивание, самооценивание (листы оценивания).

    1. 1 карточка.

    2. Прочитай понравившийся отрывок.

    3. 2 каточка.

    4. — Расскажи, за что старушка наградила Владислава.

    5. 3 карточка.

    6. — Что предложила старушка Владиславу? Что он выбрал? Почему?

    7. 4 карточка.

    8. Расскажи о встрече короля и Владислава.

    9. 5 карточка.

    10. — Как Владислав вернул яблоню?

    11. — Почему Владислав был счастлив?

    1. Актуализация знаний.

    1. Работа в группах. Составление кластера «Лень» 1-4 группа.

    1. группа – подобрать синонимы и антонимы к слову «лень»

    1. Работа с пословицами. Вспомните и запишите пословицы о лени и трудолюбии.(3 мин)

    1. 3. Сообщение темы и цели урока.

    1. Новый материал.

    1. Словарная работа. Работа с толковым словарём в конце учебника. Цикады, недотёпа, серп.

    1. 2. Слушание сказки в записи мастеров художественного слова (эл. вариант учебника) или чтение учителем, сильными учащимися.

    2. 3. Чтение сказки учащимися.

    3. — О ком сказка?

    4. — Что понравилось?

    5. — Что удивило?

    6. — Хотели бы вы быть похожими на главного героя? Почему?

    7. 4. Работа в группах. 5 мин.

    8. 1 группа.

    9. — Кто главный герой сказки? Каким вы его себе представляете?

    10. — Какие черты ему свойственны? Нарисуйте его портрет. Отобразите в рисунке черты характера.

    11. 2 группа.

    12. — Какая это сказка: народная или авторская?

    13. — Определите вид сказки: волшебная, бытовая или о животных? Докажите.

    14. — Нарисуйте, как рос кувшинный человечек?

    15. — Почему происходили эти изменения?

    16. — Чему учит сказка?

    17. 3 группа.

    18. — Кто является отрицательным героем сказки? Почему вы так считаете?

    19. — Кем на самом деле был кувшинный человечек? (Ленью)

    20. — Нарисуйте, каким вы его представляете.

    21. 4 группа.

    22. — Почему кувшинный человечек выбрал Таро?

    23. — Нарисуйте, как уменьшался кувшинный человечек. Почему происходили эти изменения?

    24. 5 группа.

    25. Составьте иллюстрированную сказку от имени кувшинного человечка.

    1. Рефлексия. Напишите на стикерах советы, как нужно бороться с ленью. 2 мин.

    1. VI. Итог. Домашнее задание: С. 39- 42 читать, пересказ, иллюстрации. Сочинить продолжение сказки.

Урок по литературному чтению на тему «Казахская легенда «Гора Бура»

Предмет: Литературное чтение

Тема: Казахская легенда « Гора Бура»

Цель: познакомить с  новым жанром-легендой. Формировать умение вдумываться в слова поэта, образные выражения, учить употреблять их в речи.

Совершенствовать навыки чтения, развивать речь через через словесное рисование картины.

Воспитывать любовь к Родной земле, умение видеть красоту родной природы.

 

Наглядность:  тема на доске, слова джут , преображался, иллюстрации о Боровом, видио ролик, класстеры, схемы

 

Ход урока:

1.Организационый момент

— Литературное чтение — прекрасный урок

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет, сказка, рассказ-

Вы учите их- они учат вас!

— сегодня у нас необычный урок.

Подарите каждому по кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их донышка.

2.Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения учениками, заданного на дом.

Выразительное чтение стихотворение «Кокшетау»

 

3.Беседа « знаешь ли ты свой родной край?

Самостоятельная работа.

Составить  пословицы о родном крае. Получится слово легенда.

 

4.Знакомство с жанром « легенда» Схема

                                                       Письменное предание о каких-нибудь

                                                        исторических событиях или личностях

               

 

 

 

 

 

 

 с лат. «чтение»

    «Читаемое»                                   ЛЕГЕНДА              недостоверное повествование                       

                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                         фактах реальной

                                                                                                                     действительности

 

 

                                                     События в легенде нередко преувеличиваются,

                                                                  добавляется много вымысла

 

Загадка.

В пустыне живет,

Подолгу не пьет.

С жарой легко справляется,

Колючками питается.

— правильно. Верблюд. Значит сегодняшняя наша легенда будет об этом животном.

 

5.Рассматривание иллюстрации и рассказ учителя о крае увиденном, о крае удивительных песен и звуков(Боровом). (видио ролик)

 

 

6.Чтение легенды сначала учителем, затем детьми.

Легенда о боровом.

 

Гора Кокшетау потому и называются так «Голубые небесные горы», что небо над ними синее- синее,  а воздух в этих местах чист и прозрачен. В давние времена в этих горах обитал гордый белый верблюд- бура. Он был высок, силен и красив. Шерсть на нем была густая, белая- белая. Этот огромный верблюд Бура, всегда ходил один, ни с кем не общался, никому не подчинялся. Его родным домом была густая чаща Кокшетауских лесов.

 Работа в группах.

Составление концептуальной карты «Скобка»

1 группа

Где происходило событие.

2 группа

Опиши верблюда.

 

Физминутка

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже,

Поглядеть из под ладошек.

И направо! и еще,

Через левое плечо!

 

 

7.Проверка понимания содержания легенды. Заполнение концептуальный карты «Круг»

 

— Понравилась ли вам легенда?

— что в ней понравилось?-Что запомнилось? Что было грустно?                                                                  

                                                                                               

-Жалко ли вам верблюда?                                                  

6.Словарная работа.

Бура. Кумисколь. Тенгри. Кокшетау.

 

 

8.Беседа по содержанию

Игра «Волшебный микрофон»

-Понравилась легенда?

-Что запомнилось?

1) О каком крае вы узнали из легенды?

2) О ком рассказала нам легенда?

3)Что такое джут?

5) Кто приходит на помощь во время беды?

6)Расскажи как погиб верблюд?

 

9 Работа по картине учебника

Составить «сэнквейн»

                         Бурабай

            Красивое, прекрасное

  Отдыхаем, расслабляемся, любим

    Чудесная легенда, добрый Бура.

             Любимый край родной

 

10.Итог урока

— Понравился ли вам сегодняшний наш урок?

Прикрепите ваши смайлики нашему класстеру.

11. Домашнее задание.

 

Творческая работа.

Изобразить Боровое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гора Буура — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Гора Буура
Абсолютная высота2310 м
Страна
Гора Буура, Улуг-Хемский район

На северо-западе над Улуг-Хемской котловиной возвышается гора Буура.

В середине июня, когда Улуг-Хемская котловина пышет жаром, на вершине Бууры все еще сверкает снег. Буура, как считают местные жители, предсказывает погоду. Опытные огородники, прежде чем высадить помидоры, обязательно обратят свой взор на ее вершину. Осенью гора раньше всех покрывается снегом — это значит пришла пора собирать урожай.[1]

Буура — по-тувински верблюд. Самое крупное животное в республике. В названии отразилось почтение местного населения перед величием горы. Да и своими очертаниями она похожа на лежачего верблюда.

Гора Буура по тувинским легендам считается спасительницей людского рода. Одна из легенд гласит: Давным-давно на земле случилось наводнение. Вода затопила все вокруг. И только Буура осталась сухой. Люди плавали на плотах. Один их плотов пристал к Бууре. Вода спала, и он остался на вершине. Все погибли и остались только те, кто оказались на вершине с плотом. Так там оказались люди, от них пошел род людской. А демир-сал, т. е. «железный плот», говорят, до сих пор лежит на вершине. Только его не видно. Завалило во время бурь, занесло песком.

Вершина Горы Буура

Ежегодно проводится ставшей традиционной освящение священной горы Буура. Обряд собирает огромное количество паломников, ведь издревле известно, что освящения горы поднимает Сулде и Хей-аьт (Дух), для тех, кто участвовал в обряде год проходит под знаком удачи и благополучия. На вершине горы повязываются кадаки и специальные флажки для поднятия Духа — Хей -аът на которых пишут имена родных и близких. Женщины по древним обычаем на освящение не допускаются, но могут отправить свои подношения.[2]

Открытка (плейкаст) «Легенды Борового.Верблюд-Бура»

В бескрайних степях Кокшетау
жил двугорбый красавец-верблюд.
далеко разнеслась о нём слава,
до сих пор всё акыны поют.

Молчалив был Бура и доверчив
и берёг он покой степняков,
а если беда недалече,
всегда был помочь им готов.

Когда  угрожало что людям,
на Кокше он птицей взлетал.
Нападенье,беда иль джут будет,
он громоко трубил,извещал.

От зычного рёва верблюда,
леса содрогались, луга…
услышав тревожный клич,люди,
готовились встретить врага.

Однажды в пути к водопою,
попался злой хан Касымхан.
Хвалясь пред  дружиной собою,
он в руки взял лук и колчан.

Разорвано сердце верблюда,
Взревел лишь от боли Бура,
что же дальше с верблюдом тем будет?
Тирану была  всё игра.


Кровь и слёзы Буры сливались
ручейком на прибрежный песок,
Касымхан и дружина смеялись,
но Бура им ответить не мог.

Он упал на передние ноги,
и от боли стеная,трубя,
полз Бура к животворному озеру,
помрачневшему,горем скорбя.

Жестокости нет ведь предела.
Безжалостный,злобный тиран,
воткнул в белоснежное тело,
кривой свой кинжал Касымхан.

Не смог доползти до святыни,
застыл камнем вещий Бура.
Охраной стоит и поныне
на месте том самом Гора.

А в песнях с тех пор этот край,
акыны зовут – Бурабай!


Бура — по-казахски верблюд
Акын- поэт-импровизатор и певец
Кокше-гора Синюха

Неподалёку от двугорбой гряды с красного утёса
«Кызылтас» стекает в озеро Имантаевский ключ
(по легенде кровь и слёзы народного вещуна).
В этом ручье вода красноватого цвета.
Гора издали напоминает двугорбого верблюда,
упавшего на передние ноги и вытянувшего шею в
сторону озера.

Урок литературы «Гора Бура (казахская легенда)» 3 класс

Литература Класс: 3 Дата проведения: 12.09.16 Урок № 7

Цель обучения (когнитивная): Познакомиться с легендой; развивать навыки чтения, навыки работы с текстом; развивать умение находить главную мысль произведения, выделять и озаглавливать части; воспитывать бережное отношение и любовь к животным и другим людям, патриотическое отношение к родным просторам.

Цель личностного развития: формировать взаимодействие в парах и группах

Этап

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Модуль

I.

Мотивационный этап.

Тренинг «Какая рука у соседа»

Цель: установление контакта между участниками группы, развитие тактильных ощущений.

«Жужжащее чтение»

«Знаешь сам, расскажи другому»

Актуализация знаний

— Скажите, в какой стране мы живем?
— Кто путешествовал по Казахстану?
— Какие красивые природные места есть у нас в стране?
Сегодня мы познакомимся с одним из прекрасных мест Казахстана, это край Бурабай.
С этим краем нас познакомит казахская легенда.
— Кто знает, что такое легенда?
Легенда – одна из разновидностей несказанного фольклора. Легенды, устные рассказы, передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказателями. Позднее их начали записывать. Существует много легенд.

Постановка целей и определение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с казахской легендой.

Я узнаю… Я смогу… Я научусь…

Дети стоят в круге, держась за руки. Участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит тому, какая у него рука (мягкая, теплая, нежная).

5 минут читают

Пересказывают в парах

Высказывания детей

Самооценка.

«Словесная оценка»

Техника «20 секунд».

«Сигналы

рукой».

НП

ОдО

КМ

УиЛ

ВО

ТиО

II.

Операционный этап.

Направленное чтение

Будем читать легенду «Гора Бура», а потом вы скажите: Почему гору назвали Бура? Начинает учитель, затем хорошо подготовленные дети
Проверка первичного восприятия Почему гору назвали Бура?
Кто главный герой легенды?
Когда вам было жалко главного героя?
Повторное чтение
Анализ I части Будем читать легенду по частям.

Вопросы:
Почему Бурабай считают удивительным краем?
Какое слово в тексте говорит о том, что природа очень красивая?
Как бы вы описали это волшебное место?
Кто выразительно прочитает эту часть?
Молодцы!
О чем говорится в первой части?
Как можно озаглавить эту часть?
Добиваться полного ответа от детей.

Анализ II части Будем читать II часть.

Вопросы:
Почему народ любил верблюда?
Какими словами автор говорит, что верблюд очень быстро бежал людям на помощь? Найдите эти слова.
Найдите сравнение: с чем автор сравнивает верблюда?
Каким был верблюд?
Как бы вы его охарактеризовали?
Как нужно читать эту часть? Кто прочитает? Молодец!
О чем говорится во второй части?
Как можно озаглавить эту часть?

Анализ III части Будем читать III часть.

Вопросы:
Почему хан убил верблюда?
Найдите слово, которое характеризует, что хан плохой?
Как вы относитесь к поступку хана?
Какое чувство у вас вызвал верблюд?
Как будем читать эту часть? Кто прочитает выразительно?
О чем говорится в III части? Как модно ее озаглавить?

Физкультминутка

Фронтальная работа

Читаем I часть по цепочке, начинает 1 ряд.

План
1. Удивительный край

Продолжим читать по цепочке.

План
2. Добрый верблюд

Продолжаем цепочку.

План
3. Поступок хана

«Словесная оценка»

«Сигналы

рукой».

Техника «20 секунд».

НП

ОдО

КМ

УиЛ

ВО

ТиО

ИКТ

III.

Рефлексия.

стикеры

Почему народ бережно хранит эту легенду?
Ребята, чему учит нас эта легенда?

На этом уроке…

1. Урок полезен, все понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3. Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться!

Домашнее задание: с.10-12 пересказ

Отвечают на вопросы.

Высказывания детей

hello_html_472b547.jpg

НП

ОдО

УиЛ

ВО

ТиО

Leave a Reply