Разное

Фото филимоновской игрушки – Как делают Филимоновскую игрушку — Как это сделано, как это работает, как это устроено — LiveJournal

О филимоновской игрушке

Приветствуем вас на официальном сайте мастеров филимоновской игрушки.

2асж

Филимоновская игрушка — старейший  народный художественный промысел  России. Ро­дина промысла — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впер­вые упоминается  в древних летописях  XVI века.  На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Лепить   игрушки считалось делом легким, занимались им   женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска,  добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига мы используем муфельные электрические печи. «Советский период» в жизнь промысла не внес чуждые сюжеты, но появились многофигурные композиции, созданные   не для игры, а для любования и коллекционирования.

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист,  мальчик на петухе, всадник,  солдат с гусем, любота.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы —  петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка,   карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке — вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи — трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. Расписывают игрушку анилиновыми красителями на  лаке.  Орнамент из  зеленых и малиновых полос, солнышек, ело­чек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже — в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла Елена Ивановна,  Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди, Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна.

Вы можете купить у нас  традиционную Филимоновскую  игрушку, а также произведения авторские — шкатулки, картинки, скульптуру малых форм. На любой из указанных адресов напишите заявку с вашими пожеланиями, заглянув предварительно в прайс — лист и мы изготовим для вас всё, что Вы увидите в разделе фото. Срок изготовления не более месяца. Оригиналы документов (договор, счет, накладная) прилагаются к заказу. Возможна отправка  транспортной компанией, но следует учитывать, что расходы по пересылке в стоимость изделий не входят.

С 1990 года в Одоевской школе искусств народные мастера России, супруги Елена и Константин Кехаиди преподают лепку Филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Четыре года учащиеся школы осваивают приемы лепки, последовательность работы и стилистические особенности промысловой игрушки. Изделия, выполненные гончарным способом, декорируются налепкой и теснением, обваркой и глазуровкой. Многие наши ученики активно и результативно участвуют со своими изделиями в конкурсах и ярмарках.

В светлом, теплом и просторном помещении для приезжающих детей и взрослых мы проводим платные мастер – классы, которые вызывают неподдельный  интерес. Мастера подробно объяснят  и  поэтапно покажут, как лепить  и как раскрашивать филимоновскую игрушку, помогут свертеть на гончарном станке горшочек, подсвечник  или сделать свисток. Возможны скидки большим группам  и оплата перечислением. Предварительная запись по тел. 89065376270 Константин Николаевич.

Константин Кехаиди – автор идеи и руководитель фестиваля народного творчества «Поляна». На берегу реки Упы, вблизи деревни Филимоново, мы, при поддержке единомышленников, проводим фестиваль, ставший своеобразной школой ремесел. Взрослые и дети знакомятся с народными промыслами, древними художественными  ремеслами, участвуют в мастер – классах по лепке филимоновской, хлудневской, скопинской, романовской, липецкой, сапожковской, рязанской игрушки. Чередуются древние и современные ремесла, обучение гончарному ремеслу и батику, плетение из лозы и бересты, фольклор и народные игры. Город мастеров весело живет и активно работает в течение недели. В программе фестиваля конкурсы, концерты, выставка  и ярмарка  декоративно — прикладных изделий. Фестиваль проводится ежегодно в июле и собирает любителей художественных ремесел всех возрастов. Об условиях участия читайте в разделе «Поляна» или звоните по тел. 89065376270 Константин.

В краеведческом музее вас ждет рассказ об истории Одоева, богатой замечательными событиями и  славными именами, а так же путешествие по улочкам поселка с красивой старинной архитектурой. Приглашаем к общению и сотрудничеству   всех, кому интересно народное   и профессиональное искусство во всем его разнообразии.  

  

Все секреты филимоновской игрушки – Фотогалерея, фото 1

Фото Дмитрия Киселева.

В семье Орловых из Одоева Тульской области мастерят все – женщины, мужчины, дети. Это не только их хобби, но и работа.

Главная мастерица в доме – 80-летняя Валентина Николаевна Масленникова. Несмотря на возраст, она частенько занимается любимым делом. А основную работу сейчас делает её дочь Елена Орлова.


Елена Орлова увлекается созданием филимоновских игрушек с самого детства. 

— Моя семья родом из деревни Филимоново. Там все были мастеровитыми. Мужчины занимались гончарным делом, а женщины лепили филимоновские игрушки. Моим учителем стала бабушка по маминой линии Анна Иосифовна Дербенева, — рассказывает Елена Орлова. – Я впервые взяла глину в руки в 7 лет, а профессионально занялась игрушкой в 17. Спустя год уже получила звание Народного мастера. Тогда я жила в Щекино. В 1983 году местные власти предложили мне вернуться в Филимоново и возрождать здесь традиции, рассказывать об игрушке, обучать детей и взрослых. Я была с маленьким ребенком на руках, но заболела этой идеей. В Филимоново, правда, не оказалось условий для молодых мастеров – ни больниц, ни детских садов. Поэтому центр ремесла филимоновской игрушки перенесли в Одоев.

В этом небольшом городке ремесло развивается и по сей день. У опытных мастериц, как и раньше, перенимают опыт их дети.

– Мой сын Роман упирался до последнего, говорил, что никогда в жизни не станет заниматься игрушкой. А в итоге окончил художественное отделение Даргомыжского училища, получил президентскую премию, стал членом Союза художников и даже открыл свою маленькую мастерскую, — говорит Елена. – Филимоновская игрушка – наша судьба. Если ты родился в семье ремесленников, у тебя просто нет выбора. Когда Роман женился, он обучил свою жену, а теперь работе с глиной учатся мои внучки – 10-летняя Аня и 7-летняя Даша. Так что у нас есть, кому продолжать традиции.

Как уверяют мастера, дело это несложное. Но сейчас ремеслу нигде, кроме Одоева не учат.

Делают яркие фигурки из беложгущейся глины. Собирают её тут же, недалеко от деревни Филимоново около берега Упы. В сыром виде она серая с голубоватым отливом, а после обжига становится белой. 

В природе глина лежит пластами в полусухом виде. Её собирают, сушат, а затем заливают водой и переминают как тесто. После этого из нее можно лепить.

Мастера называют эту глину «тощей», т. е. нежирной. Она отлично держит форму и очень приятно тянется. Вероятно, именно поэтому у большинства филимоновских игрушек длинные шеи.

Самое сложное в игрушке – свисток. Мастеру нужно сформировать полость, а затем — уплотнение на конце. После этого палочкой-«пичужкой» сделать несколько отверстий. Если они будут в неправильных местах, игрушка не запоет.

После лепки игрушку сушат и обжигают в муфельной электрической печи. А затем раскрашивают.

– Печь мы сделали своими руками. Она электрическая, но поддерживает температуру в 920 градусов. Именно столько нужно для обжига глиняной игрушки. В печи фигурка должна простоять от 6 до 10 часов, – рассказывает Елена Орлова. – Раньше игрушки обжигали между глиняными кувшинами. Глазурь на посуде была лимонного цвета, она иногда попадала и на фигурки. Поэтому и в филимоновских игрушках основной цвет – желтый. Так мастерицы просто скрывали брак.

Филимоновские игрушки всегда трехцветные – желтые, зеленые и малиновые. Как говорят мастера, цвета и рисунки не связаны с языческими символами. Издревле краски делали из природных материалов – ягод, цветов и трав. А после XIX века игрушки стали яркими. Анилиновые красители для шерсти в Одоев стали привозить купцы. А элементы росписи мастерицы брали с костюмов.

– Найти нужные краски сейчас – проблема. Раньше их продавали бабушки на рынке. Мы замешивали их на яйце, со временем они часто трескались. Современные краски замешиваются на нитролаке и ацетоне. Но найти нужный цвет стало почти нереально, — делится Елена. 

Зеленый я отыскала на мебельной фабрике, желтую – на производстве красок для покрытия фасадов зданий, а вот малиновая нашлась только в Индии.

В нашей стране есть все оттенки красного, кроме традиционного филимоновского!

Сейчас на полках магазинов много интерактивных игрушек, которые сами разговаривают и ходят, но дети все равно обожают филимоновские игрушки.

– Еще десять лет назад игрушки заказывали коллекционеры и музеи. А сейчас наш основной покупатель – дети, — говорит Елена. – Образы филимоновской игрушки просты и понятны всем. Мастерицы делали то, что видели своими глазами – зверей (лошадей, коров, козлов, баранов, лис), птиц (петухов, индюков и куриц), барыней, всадников и солдат. Кстати, раньше не было игрушек в форме котов и зайцев. А сейчас это самые популярные модели. Бывают и необычные. Например, мне заказали сделать призы на фестиваль «Скитулец» – самовары, сверху на которых байдарочники на лодках.

Филимоновскую игрушку не найдешь в обычных магазинах. Это на сто процентов тульский сувенир. Найти его можно на родине у мастеров и на фестивалях hand-made. Игрушки изредка появляются и в столичных сувенирных лавках, вот только стоят они там втридорога. Так что, если хотите получить настоящую филимоновскую игрушку, отправляйтесь в Одоев. Тем более, в этом небольшом городке есть даже собственный музей традиционной игрушки.

Здесь за небольшую плату вам расскажут об истории местного фольклора и познакомят с работами опытных мастеров. 

Филимоновская игрушка — Википедия

Яркие цветные филимоновские керамические игрушки

Филимо́новская игру́шка — русский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области.

Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева издавна лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданым, их называли «свистульки».

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки, так как считалось, что их свист отпугивает злых духов[1]: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Кроме свистулек изготавливают погремушки, называемые «грематухами».

Роспись игрушки[править | править код]

Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день.

Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.
Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960 годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен.

Экскурсия в музее «Филимоновская игрушка»

В 2009 году при поддержке Администрации Тульской области, Администрации муниципального образования Одоевский район, Тульской Торгово-промышленной палаты был открыт музей филимоновской игрушки.

Адрес музея: Тульская область, пгт. Одоев, ул. Сильверстова, д. 11., Музей «Филимоновская игрушка».

Экспозиция в музее «Филимоновская игрушка»

Одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки[править | править код]

Начиная с августа 2013 года в Одоеве стартовал общероссийский проект — Одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки Деда Филимона».

Фестиваль проводится при поддержке администрации Тульской области, администрации пгт Одоева, Тульской торгово-промышленной палаты и музея «Филимоновская игрушка» с периодичностью один раз в два года.

В фестивале принимают участие мастера со всей России, представляющие различные направления гончарного искусства. Проходят открытые мастер-классы для всех желающих.

  1. ↑ Иванов Д. Красоста со свистом // Санкт-Петербургские ведомости. — 2019. — 2 окт.
  • Филимоновская игрушка // Большая российская энциклопедия. Том 33. — М., 2017. — С. 339.
  • Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. — М.: Искусство, 1975.
  • Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. — М.: Современник, 1978.
  • Под ред. В. А. Барадулина. Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.
  • Кузнецов С. В. Жемчужина народного искусства.// Лавка коллекционера № 1 от 2013 г. (№ 131—142), с. 31.

Филимоновская игрушка: cr2 — LiveJournal

Сегодня — рассказ про один из народных промыслов, которому не даёт умереть лишь небольшая группа энтузиастов.

Константин Николаевич и Елена Ивановна Кехаиди уже 30 лет занимаются производством Филимоновской глиняной игрушки.

Говорят, промыслу 700 лет, а первым мастером был беглый каторжник Филимон. Он и научил людей делать игрушки из глины, в честь него же назвали деревню — Филимоново. Расположена она в Одоевском районе Тульской области.

Но на деле всё не так романтично. В этих местах неплодородные земли, зато много уникальной синеватой глины. Поэтому жители занимались гончарным делом. Мужчины лепили горшки, а женщины — глиняные игрушки. Вообще производство игрушек всегда было побочным делом. Сейчас наоборот, посуда уже никого не интересует.

После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянству, за это сажали в тюрьму. Лет 30 назад оставалось всего несколько бабушек, которые еще могли лепить из глины. А затем уже небольшая группа людей решила продолжить умирающее дело.

Теперь Филимоновская игрушка перехала в Одоев, где её делают несколько семей. В самом Филимоново ничего не осталось, а дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали когда-то популярную игрушку.

1. Елена Ивановна лепит заготовки игрушек из глины, Константин Николаевич занимается росписью уже обожжёной в печи игрушки

2.

3. Глину до сих пор добывают в окрестностях Филимоново и Одоева. Каждая игрушка делается из одного куска. Это будущая барыня с петухами

4. Ещё недавно в одном из оврагов в Филимоново можно было увидеть развалины большого горна — гончарной печи. Теперь же игрушки обжигают в электрической и не такой большой

5.

6. Игрушка после печи посветлела, теперь нужно её раскрасить. Делается это анилиновыми красками. В промысле используются 3 цвета — желтый, малиновый и зелёный. Очень редко фиолетовый и синий. Желтый является основным. Его наносят широкими кистями и достаточно грубо

7. Раскраска зависит от фантазии автора. Правда у игрушек есть и общие черты, определённые узоры и росписи — зигзаги, ёлочки, солнце, ягоды. Когда-то это связывалось с язычеством и оберегами, теперь — традиционный рисунок

8.

9.

10.

11. После желтого идет малиновый цвет. Все краски прозрачны в своей основе, что дает возможность получать разные цвета из-за наложения слоев

12. Лица либо не прорисовываются вообще, либо наносятся небольшими штришками. Это связано с тем, что в древности боялись сглазить человека, нарисовав лицо. Своеобразные куклы Вуду

13. Наконец наносится заключительный, зелёный цвет. Его меньше всего. Раньше цвета выбирали исходя из того, что было под рукой

14. Готовая игрушка

16. Основные герои — барышни, всадники, солдаты и звери. Кстати, каждая игрушка — это свистулька. Не делают их почему-то только в петухах и индюках

17. А это все стадии изготовления

16. Кроме Филимоновской, мастера делают ещё такие вещи из керамики

18. Несколько игрушек из местного музея

19.

20. С наступающим праздником)

Также мастера работают в художественной школе. Преподают детям младших классов. Многие ребята добиваются очень хороших результатов. Одна ученица победила в Дельфийских играх (что-то похожее на Олимпийские, только в области искусства). Приз составил около 120 тысяч, что бесспорно является хорошей мотивацией для учеников.

Будем надеяться, что она еще ни раз внесет вклад в сохранение русской культуры, на которую большинству наплевать.

Про Филимоновскую игрушку рассказала нам Наташа pamsik, за что ей спасибо.

Узнать больше, посмотреть продукцию или записаться на мастер-класс можно здесь.

Отдельный привет губернатору Тульской области. Мы бы отняли у вас вертолет и заставили проехаться на личной машине без водителя по вашим дорогам.


Другие промыслы:
   

Филимоновская игрушка | ФОТО НОВОСТИ

Говорят, этому промыслу уже 700 лет, а первым мастером был беглый каторжник Филимон. Он и научил людей делать игрушки из глины, в честь него же назвали деревню — Филимоново. Расположена она в Одоевском районе Тульской области.

Но на деле всё не так романтично. В этих местах неплодородные земли, зато много уникальной синеватой глины. Поэтому жители занимались гончарным делом. Мужчины лепили горшки, а женщины — глиняные игрушки. Вообще производство игрушек всегда было побочным делом. Сейчас наоборот, посуда уже никого не интересует.

После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянтству, за это сажали в тюрьму. Лет 30 назад оставалось всего несколько бабушек, которые еще могли лепить из глины.

Конечно, филимоновская игрушка не в состоянии конкурировать с китайской продукцией. Сегодня небольшой рассказ про один из народных промыслов, которому не даёт умереть лишь небольшая группа энтузиастов.

18 фото

Фотографии Алексея Куликова

Сегодня филимоновская игрушка перехала в Одоев, где её делают несколько семей. В самом Филимонове ничего не осталось, а дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали когда-то популярную игрушку.

Константин Николаевич и Елена Ивановна Кехаиди уже 30 лет занимаются производством Филимоновской глиняной игрушки:

Елена Ивановна лепит заготовки игрушек из глины, Константин Николаевич занимается росписью уже обожженной в печи игрушки.



Глину до сих пор добывают в окрестностях Филимонова и Одоева. Каждая игрушка делается из одного куска. Это будущая барыня с петухами:

Ещё недавно в одном из оврагов в Филимонове можно было увидеть развалины большого горна — гончарной печи. Теперь же игрушки обжигают в электрической и не такой большой.

Игрушка после печи посветлела, теперь нужно её раскрасить.

Делается это анилиновыми красками. В промысле используются 3 цвета — желтый, малиновый (даже, скорее, это модная фуксия) и зелёный. Очень редко фиолетовый и синий. Желтый является основным. Его наносят широкими кистями и достаточно грубо:

Раскраска зависит от фантазии автора. Правда у игрушек есть и общие черты, определённые узоры и росписи — зигзаги, ёлочки, солнце, ягоды. Когда-то это связывалось с язычеством и оберегами, теперь — традиционный рисунок.

После желтого идет малиновый цвет. Все краски прозрачны в своей основе, что дает возможность получать разные цвета из-за наложения слоев:

Лица либо не прорисовываются вообще, либо наносятся небольшими штришками. Это связано с тем, что в древности боялись сглазить человека, нарисовав лицо. Своеобразные куклы Вуду:

Наконец наносится заключительный, зелёный цвет. Его меньше всего. Раньше цвета выбирали исходя из того, что было под рукой:

Это все стадии изготовления:

Основные герои — барышни, всадники, солдаты и звери. Кстати, каждая игрушка — это свистулька. Не делают их почему-то только в петухах и индюках.

Кроме Филимоновской, мастера делают ещё такие вещи из керамики:

Также мастера работают в художественной школе. Преподают детям младших классов. Многие ребята добиваются очень хороших результатов. Одна ученица победила в Дельфийских играх (что-то похожее на Олимпийские, только в области искусства). Приз составил около 120 тысяч, что бесспорно является хорошей мотивацией для учеников.

Будем надеяться, что она еще не раз внесет вклад в сохранение русской культуры, на которую большинству наплевать.

Все секреты филимоновской игрушки — MySlo.ru

Фото Дмитрия Киселева.

В семье Орловых из Одоева Тульской области мастерят все – женщины, мужчины, дети. Это не только их хобби, но и работа.

Главная мастерица в доме – 80-летняя Валентина Николаевна Масленникова. Несмотря на возраст, она частенько занимается любимым делом. А основную работу сейчас делает её дочь Елена Орлова.


Елена Орлова увлекается созданием филимоновских игрушек с самого детства. 

— Моя семья родом из деревни Филимоново. Там все были мастеровитыми. Мужчины занимались гончарным делом, а женщины лепили филимоновские игрушки. Моим учителем стала бабушка по маминой линии Анна Иосифовна Дербенева, — рассказывает Елена Орлова. – Я впервые взяла глину в руки в 7 лет, а профессионально занялась игрушкой в 17. Спустя год уже получила звание Народного мастера. Тогда я жила в Щекино. В 1983 году местные власти предложили мне вернуться в Филимоново и возрождать здесь традиции, рассказывать об игрушке, обучать детей и взрослых. Я была с маленьким ребенком на руках, но заболела этой идеей. В Филимоново, правда, не оказалось условий для молодых мастеров – ни больниц, ни детских садов. Поэтому центр ремесла филимоновской игрушки перенесли в Одоев.

В этом небольшом городке ремесло развивается и по сей день. У опытных мастериц, как и раньше, перенимают опыт их дети.

– Мой сын Роман упирался до последнего, говорил, что никогда в жизни не станет заниматься игрушкой. А в итоге окончил художественное отделение Даргомыжского училища, получил президентскую премию, стал членом Союза художников и даже открыл свою маленькую мастерскую, — говорит Елена. – Филимоновская игрушка – наша судьба. Если ты родился в семье ремесленников, у тебя просто нет выбора. Когда Роман женился, он обучил свою жену, а теперь работе с глиной учатся мои внучки – 10-летняя Аня и 7-летняя Даша. Так что у нас есть, кому продолжать традиции.

Как уверяют мастера, дело это несложное. Но сейчас ремеслу нигде, кроме Одоева не учат.

Делают яркие фигурки из беложгущейся глины. Собирают её тут же, недалеко от деревни Филимоново около берега Упы. В сыром виде она серая с голубоватым отливом, а после обжига становится белой. 

В природе глина лежит пластами в полусухом виде. Её собирают, сушат, а затем заливают водой и переминают как тесто. После этого из нее можно лепить.

Мастера называют эту глину «тощей», т. е. нежирной. Она отлично держит форму и очень приятно тянется. Вероятно, именно поэтому у большинства филимоновских игрушек длинные шеи.

Самое сложное в игрушке – свисток. Мастеру нужно сформировать полость, а затем — уплотнение на конце. После этого палочкой-«пичужкой» сделать несколько отверстий. Если они будут в неправильных местах, игрушка не запоет.

После лепки игрушку сушат и обжигают в муфельной электрической печи. А затем раскрашивают.

– Печь мы сделали своими руками. Она электрическая, но поддерживает температуру в 920 градусов. Именно столько нужно для обжига глиняной игрушки. В печи фигурка должна простоять от 6 до 10 часов, – рассказывает Елена Орлова. – Раньше игрушки обжигали между глиняными кувшинами. Глазурь на посуде была лимонного цвета, она иногда попадала и на фигурки. Поэтому и в филимоновских игрушках основной цвет – желтый. Так мастерицы просто скрывали брак.

Филимоновские игрушки всегда трехцветные – желтые, зеленые и малиновые. Как говорят мастера, цвета и рисунки не связаны с языческими символами. Издревле краски делали из природных материалов – ягод, цветов и трав. А после XIX века игрушки стали яркими. Анилиновые красители для шерсти в Одоев стали привозить купцы. А элементы росписи мастерицы брали с костюмов.

– Найти нужные краски сейчас – проблема. Раньше их продавали бабушки на рынке. Мы замешивали их на яйце, со временем они часто трескались. Современные краски замешиваются на нитролаке и ацетоне. Но найти нужный цвет стало почти нереально, — делится Елена. 

Зеленый я отыскала на мебельной фабрике, желтую – на производстве красок для покрытия фасадов зданий, а вот малиновая нашлась только в Индии.

В нашей стране есть все оттенки красного, кроме традиционного филимоновского!

Сейчас на полках магазинов много интерактивных игрушек, которые сами разговаривают и ходят, но дети все равно обожают филимоновские игрушки.

– Еще десять лет назад игрушки заказывали коллекционеры и музеи. А сейчас наш основной покупатель – дети, — говорит Елена. – Образы филимоновской игрушки просты и понятны всем. Мастерицы делали то, что видели своими глазами – зверей (лошадей, коров, козлов, баранов, лис), птиц (петухов, индюков и куриц), барыней, всадников и солдат. Кстати, раньше не было игрушек в форме котов и зайцев. А сейчас это самые популярные модели. Бывают и необычные. Например, мне заказали сделать призы на фестиваль «Скитулец» – самовары, сверху на которых байдарочники на лодках.

Филимоновскую игрушку не найдешь в обычных магазинах. Это на сто процентов тульский сувенир. Найти его можно на родине у мастеров и на фестивалях hand-made. Игрушки изредка появляются и в столичных сувенирных лавках, вот только стоят они там втридорога. Так что, если хотите получить настоящую филимоновскую игрушку, отправляйтесь в Одоев. Тем более, в этом небольшом городке есть даже собственный музей традиционной игрушки.

Здесь за небольшую плату вам расскажут об истории местного фольклора и познакомят с работами опытных мастеров. 

Как делают Филимоновскую игрушку — Как это сделано, как это работает, как это устроено — LiveJournal

Сегодня — рассказ про один из народных промыслов, которому не даёт умереть лишь небольшая группа энтузиастов.

Константин Николаевич и Елена Ивановна Кехаиди уже 30 лет занимаются производством Филимоновской глиняной игрушки.

Говорят, промыслу 700 лет, а первым мастером был беглый каторжник Филимон. Он и научил людей делать игрушки из глины, в честь него же назвали деревню — Филимоново. Расположена она в Одоевском районе Тульской области.

Но на деле всё не так романтично. В этих местах неплодородные земли, зато много уникальной синеватой глины. Поэтому жители занимались гончарным делом. Мужчины лепили горшки, а женщины — глиняные игрушки. Вообще производство игрушек всегда было побочным делом. Сейчас наоборот, посуда уже никого не интересует.

После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянству, за это сажали в тюрьму. Лет 30 назад оставалось всего несколько бабушек, которые еще могли лепить из глины. А затем уже небольшая группа людей решила продолжить умирающее дело.

Теперь Филимоновская игрушка перехала в Одоев, где её делают несколько семей. В самом Филимоново ничего не осталось, а дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали когда-то популярную игрушку.

1. Елена Ивановна лепит заготовки игрушек из глины, Константин Николаевич занимается росписью уже обожжёной в печи игрушки

2.

3. Глину до сих пор добывают в окрестностях Филимоново и Одоева. Каждая игрушка делается из одного куска. Это будущая барыня с петухами

4. Ещё недавно в одном из оврагов в Филимоново можно было увидеть развалины большого горна — гончарной печи. Теперь же игрушки обжигают в электрической и не такой большой

5.

6. Игрушка после печи посветлела, теперь нужно её раскрасить. Делается это анилиновыми красками. В промысле используются 3 цвета — желтый, малиновый и зелёный. Очень редко фиолетовый и синий. Желтый является основным. Его наносят широкими кистями и достаточно грубо

7. Раскраска зависит от фантазии автора. Правда у игрушек есть и общие черты, определённые узоры и росписи — зигзаги, ёлочки, солнце, ягоды. Когда-то это связывалось с язычеством и оберегами, теперь — традиционный рисунок

8.

9.

10.

11. После желтого идет малиновый цвет. Все краски прозрачны в своей основе, что дает возможность получать разные цвета из-за наложения слоев

12. Лица либо не прорисовываются вообще, либо наносятся небольшими штришками. Это связано с тем, что в древности боялись сглазить человека, нарисовав лицо. Своеобразные куклы Вуду

13. Наконец наносится заключительный, зелёный цвет. Его меньше всего. Раньше цвета выбирали исходя из того, что было под рукой

14. Готовая игрушка

16. Основные герои — барышни, всадники, солдаты и звери. Кстати, каждая игрушка — это свистулька. Не делают их почему-то только в петухах и индюках

17. А это все стадии изготовления

16. Кроме Филимоновской, мастера делают ещё такие вещи из керамики

18. Несколько игрушек из местного музея

19.

20.

Также мастера работают в художественной школе. Преподают детям младших классов. Многие ребята добиваются очень хороших результатов. Одна ученица победила в Дельфийских играх (что-то похожее на Олимпийские, только в области искусства). Приз составил около 120 тысяч, что бесспорно является хорошей мотивацией для учеников.

Будем надеяться, что она еще ни раз внесет вклад в сохранение русской культуры, на которую большинству наплевать.

Оригинальный пост здесь

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о