Разное

Филимоновский петушок – План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) по теме: Конспект НОД по декоративной лепке. Тема: «Филимоновский петушок».

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект занятия «Филимоновский петушок»

Конспект

Организация и проведение ООД по декоративному рисованию

для детей 5-6 лет

Подготовила:

Никулина Анастасия Александровна

Тамбов-2018

Тема: «Филимоновский петушок»

Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой.

Задачи:

1.Познакомить детей с филимоновской игрушкой.

2.Учить украшать силуэт филимоновской игрушки.

3.Закреплять знания основных цветов (зелёный, красный, жёлтый).

4.Развивать моторику рук.

5.Воспитывать любовь к народному промыслу.

Материалы и оборудование:Образец игрушки, шаблон, рассказ воспитателя, клеёнка, кисти, гуашь (красный, зеленый, желтый), баночка для воды, силуэты игрушки по количеству детей.

Ход ООД:

I В. Ребята убираем игрушки, садимся за столы.

Дети убирают игрушки и садятся за столы.

В. Ребята, посмотрите кто к нам пришел сегодня в гости. Давайте поприветствуем нашего гостя.

Д. (Здравствуйте)

В. А вы у гадали кто это?

Д.( да, это петушок)

В. Да, правильно, но это петушок не простой, а филимоновский. Ребята, а вы знаете почему эти игрушки называются филимоновскими?

Д.(да)

В.В самом сердце России есть деревня Филимоново. Давным- давно прибыл в те места гончар Филимон. Он обнаружил там глину и начал лепить из нее горшки, место так и назвали Филимоново. Женщины лепили звонкие свистульки. Игрушки изготавливали очень много, вот и работали они не покладая рук. Весной, как только устанавливалась сухая ясная погода, эти игрушки обжигали в печах. После обжига игрушки расписывали.Свисток всегда находится в хвосте у зверей и птиц. У всех этих игрушек длинные шеи.

Отгадайте-ка ,ребятки, про кого моя загадка?

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встаёт,

Голосисто поёт.

Д.( Петух)

В. Посмотрите на нашего петушка, какой он красивый, яркий.

Скажите, что нарисовано на нашем петушке?

Д.(Полоски)

В. Какого цвета полоски?

Д. (зеленые,красные,желтые)

В. Где расположены полоски?

Д.  (на хвостике, на ножке, на шейке)

В.А что еще нарисовано на петушке?

Д.(елочки)

В.А какого цвета елочки?

Д. (Зеленые и красные)

В. А где они расположены?

Д.(на шейке)

В. А где находится солнышко?

Д.(по середине туловища)

В. Молодцы ребята. А сейчас мы все станем филимоновскими мастерами и будем расписывать наших петушков.

В.Ребята, а сейчас я вам расскажу как нужно рисовать петушка, что бы он получился очень красивым.

Берем кисточку между большим и указательным пальцами, так что бы кисточка стояла. Мокнем кисть в воду и наберем красную краску и аккуратно начинаем закрашивать голову нашему петуху. Теперь макнем кисть в зеленую краску и аккуратно на хвосте проводим линию. Так же поступаем с желтой краской и рисуем большой желтый кружок на туловище. Макнем кисть в воду и наберем красную краску. Делаем небольшой кружок на желтом кружке в середине туловища. От этого кружка проводим небольшие линии вокруг.

II. Самостоятельная деятельность детей.

Дети украшают петушка по мотивам филимоновской росписи.

Воспитатель во время работы оказывает помощь по необходимости: (напоминает об осанке,о аккуратности и о правилах работы кистью).

III. Подведение итогов и анализ детской работы.

В. Вот уже раскрашены все наши петушки. А теперь ребята давайте сделаем свою выставку филимоновских петушков, дети давайте повесим все наши рисунки на доску. Все «мастера», постарались, молодцы!

В.С какой игрушкой мы сегодня познакомились?

Д. (Филимоновский петушок)

В. А какой петушок вам нравится больше всего?

Д.(отвечают)

В. Вам понравилось расписывать петушков?

Д.(Да).

В. Все рисунки у нас получились очень красивыми и аккуратными. Теперь мы закрываем нашу выставку.

Конспект занятия  по рисованию «Филимоновский петушок»

Цель:  познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

учить раскрашивать узоры с помощью гуашевых красок на силуэтах;

развивать чувство формы и ритма;

воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа.

Материалы и инструменты: филимоновские игрушки, готовые варианты работ для показа детям, наглядно-дидактическое пособие «Филимоновская народная игрушка», комплект для творчества «Филимоновские свистульки», учебное пособие «Филимоновские свистульки», силуэт петушка, вырезанный из белого картона, гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка, клеенка

Ход занятия:

Воспитатель (достает силуэт петушка)

: Ребята, я сегодня встретила петушка. Он горько-горько плакал. Он приехал в гости, а свой наряд забыл дома.

Петушок: Ребята, помогите мне, пожалуйста, нарисуйте мне костюм.

Воспитатель: Ребята, поможем?

Дети: да.

Петушоку меня необычный костюм, а филимоновский. Он украшен причудливыми полосками, точками, кругами желтого, красного, зеленого цветов.

Воспитатель: Ребята, филимоновские игрушки — это свистульки.  

Филимоновские игрушки                                                                                                         

Из старинной деревушки.                                                                                                           

Там леса, луга, поля,                                                                                                               

Расчудесная земля!                                                                                                                             

По полосочкам красивым                                                                                                                 

Ты узнаешь нас всегда:                                                                                                      

Жёлтый, красный и зелёный –                                                                                                          

 Наши яркие цвета.                                                                                                                     

Мы всегда немного вытянуты,                                                                                                        

Солнышка хотим.                                                                                                                      

Мы сказочные, разные                                                                                                                 

Вас в гости пригласим.                                                                                                       

Лепят нас из синей глины                                                                                                     

Взрослые и детвора.                                                                                                                  

А как только мы готовы –                                                                                                          

Начинается игра.                                                                                                           

Поднимайся выше, тополь,                                                                                                                 

В поле краше расцветай,                                                                                            

Мы свистульками-игрушками                                                                                                                

Прославим милый край.

Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Их делают из глины, обжигают и потом расписывают красками. Все игрушки очень веселые, и когда их много — это праздник!

Показ презентации.

Воспитатель: Ребята, намочите кисточки и наберите красную краску. Красным мы раскрасим гребешок, бородку и ножку у петушка. Помойте кисточки, наберите желтую краску и раскрасьте голову, туловище и хвостик  петушку.

Воспитатель: Ребята, давайте дадим краске высохнуть и сами чуть-чуть отдохнем.

Физкультминутка  «Петушки»:

Как у наших петушков            

Много красных гребешков,     (дети складывают ладошки над головой)

Разноцветных перышек,          (машут ручками, как крыльями)

Шелковых бородушек            (гладят ручками по подбородку)

Любят наши петушки

Поклевать горошинки,            (дети садятся на корточки)

Поклюют, поклюют                 

(делают вид, что клюют)

И домой пойдут.

Важничают, ходят,                  (дети начинают ходить)

Красоту наводят.                     (высоко поднимая ноги)

Вправо, влево повернутся,     (шаги вправо и влево)

А затем перевернутся.            (поворот вокруг себя)

Кукарекать любят громко

И выходит это звонко

«Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку,

Вот я сейчас гулять пойду»  (кричат как петушки) .

 

Воспитатель: Наберите зеленую краску. Нарисуйте три зеленые полосочки на туловище у петушка. И поставьте кончиком кисточки точки на хвостике и на ножке. А еще поставим точку на головушке петушка – это глаз.

Воспитатель:  Помойте кисточки и наберите красную краску. Нарисуйте три красные  полоски на туловище петушка над зелеными полосками. И поставьте кончиком кисточки точки на хвостике.

Воспитатель:  Помойте кисточки и наберите желтую краску и поставьте кончиком кисточки точки на ножке. Вот и нарисовали мы Петушку отличные костюмы. Тебе Петенька рисунки ребят понравились?

Петушок: Ой, как здорово! Как красиво!  Мне очень, очень все понравилось.  Я так рад, что с вами познакомился. Моя курочка передала для ребят угощение. Где моя корзинка? Вот! 

Передает воспитателю корзинку с угощением.

Спасибо вам большое, ребята! До свидания!

Воспитатель: Наше занятие окончилось, ребята. Всем спасибо! Все молодцы!

/uploads/24900/24840/section/439959/20180608_091828.jpg?1535831287770

/uploads/24900/24840/section/439959/20180608_155150.jpg?1535831320530

/uploads/24900/24840/section/439959/20180618_125013.jpg?1535831340588


План-конспект занятия по аппликации, лепке на тему: Филимоновский петушок

Конспект НОД по декоративной лепке.

Тема: «Филимоновский петушок».

Задачи: Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, выделять элементы росписи.

Закреплять способ лепки на основе цилиндра, добиваться точности в передаче формы, использовать приемы соединения деталей, сглаживание мест соединения.

Развивать самостоятельность и творчество, воображение и чувство формы.

Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам, эстетические чувства при восприятии предметов декоративно-прикладного искусства.

Словарный запас: выставка, мастерская.

Предварительная работа:

-рассматривание филимоновских игрушек;

-беседа о народных промыслах;

-рассматривание альбома «Филимоновские игрушки-свистульки;

-чтение стихотворений, загадок;

-лепка филимоновского петушка.

Материал: глина, дощечки, салфетки матерчатые, схема с показом способа лепки, игрушки филимоновские.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход занятия.

Дети заходят в группу, встают полукругом на ковре.

В-ль: Ребята, вам нравятся сюрпризы?(ответы детей). Посмотрите, на столе нас ждет какой-то сюрприз. Какая красивая коробка, ее принес почтальон. Интересно, кто-же прислал и что лежит в коробке (читаю, что написано на коробке).

«Дорогие ребята, мы дарим вам нашу игрушку и хотим пригласить к нам в гости, в нашу мастерскую, чтобы вы научились лепить такие же игрушки. Ждем.

В-ль: Ребята, вы хотели бы побывать в гостях у народных умельцев и научиться лепить игрушки? (ответы детей). А как же мы узнаем, где живут эти мастера, ведь обратного адреса, может быть мы рассмотрим игрушку которую нам прислали и сможем узнать, кто ее прислал (открываю коробку и показываю детям филимоновскую игрушку).

В-ль: Посмотрите внимательно, какая это игрушка?

(Филимоновская курочка).

В-ль: Почему ее называют филимоновская?

(Потому что ее сделали в деревне Филимоново).

В-ль: Как вы думаете из чего делают филимоновские игрушки?

(из глины).

В-ль: У филимоновских игрушек есть отличительная особенность. Может, кто-то из вас догадался?

Дети: Длинная шея, маленькая голова.

В-ль: Верно, они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются. Ребята, какие узоры на филимоновских игрушках?

(Полоски, точки, круги, звездочки, елочки).

В-ль: А какие цвета используют мастера, когда расписывают игрушки?

(Желтый, малиновый, зеленый, синий, красный).

В-ль: Молодцы, вы назвали все отличительные признаки филимоновских игрушек.

В-ль: Ребята, слышите, какие красивые звуки доносятся, что же это может быть? (включается аудиозапись).

(Свистульки).

В-ль: Правильно это свистульки, может быть это филимоновские игрушки. Давайте пойдем туда, откуда доносятся звуки. (дети идут на звук и подходят к столу с игрушками).

В-ль: Посмотрите ребята, сколько здесь игрушек. Филимоновские мастера нам устроили выставку народных игрушек. А вы знаете, что означает слово выставка? (ответы детей)

В-ль: Ребята, как вы думаете, на выставке все игрушки филимоновские? Назовите какие еще есть?

Д/игра «Третий лишний» — дети находят на каждой полке лишнюю — дымковскую или каргопольскую. (ответы детей)

В-ль: Вы заметили, что одна полка осталась свободной, я думаю что ее оставили для игрушек которые вы слепите. Чтобы у вас все получилось произнесем волшебные слова и сделаем волшебные движения.

Физминутка.

Раз, два, раз, два

Спали дети мастера

Сели встали, сели встали

Мы работать не устали

Ручки хлоп хлоп хлоп

Ножки топ топ топ

Раз, два, раз, два

Наши дети мастера

В-ль: Вот вы  и превратились в мастеров, предлагаю в мастерскую и занять свои места за столами (дети садятся).

Мы с вами будем лепить филимоновского петушка. Посмотрите какой он и скажите из каких частей состоит петушок.

Дети: туловище, шея вытянутая, голова, гребешок, бородка, хвост.

В-ль: Вот какой Петя-петушок. Лепить мы будем по схеме-рисунку (показываю способ лепки). Сначала скатываем шар из комка глины, теперь раскатываем прямыми движениями ладоней, сглаживаем и округляем края.

Вытягиваем шею петушка, слегка наклоняем небольшую голову. Заострим клювик, прищипываем пальчиками бородку и гребешок.

Лепим хвостик, вытягивая часть глины,  формируем пальцами, а затем проделываем отверстие карандашом.

А теперь ребята прежде чем вы начнете лепить разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Я красавец петушок!

Создан для парада!

Перья пух! Перья пух!

Гребешок? Что надо

Глазки-щелки! Очи зорки!

Голосок соловушки.

Полюбуйтесь! Полюбуйтесь!

На цветные перышки.

Предлагаю детям приступить к лепке петушка, обращаю внимание на схему.

В процессе работы детей помогаю тем, кто затрудняется.

В конце занятия предлагаю отправиться на выставку.

В-ль: Ребята, теперь нам нужно взять своих вылепленных петушков и вернуться на выставку (предлагаю детям расставить свои работы на свободную полочку).

План-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему: Лепка. Тема: «Филимоновский петушок»

Лепка.

Тема: «Филимоновский петушок»

Цель: Учить лепить фигурку из целого куска пластилина , вытягивая и прищипывая мелкие детали, передавать особенности формы, пропорций и деталей; закреплять умения заглаживать фигуру; воспитывать аккуратность в работе.

Материалы и инструменты: презентация: «Филимоновская игрушка своими руками (Изготовление петушка)», картинки с изображением филимоновского петушка, пластилин, стеки, дощечки для лепки, клееночки, салфетки, вода.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадки и отгадайте, что мы с вами будем сегодня лепить.-Спозаранку я встаю,

Звонким голосом пою.

Травку разгребаю,

Зёрна собираю.

У меня есть гребешок,

Кто я дети (петушок)

(Ответы детей).

-Птица ходит по двору,

Будит деток поутру,

На макушке гребешок,

Кто же это? (петушок).

(Ответы детей).

Воспитатель: А теперь, раз вы узнали, кого мы с вами сегодня будем изготавливать, то послушайте шуточное стихотворение про Петушка.

-Петушок поёт, поёт,

Нет ни времени, ни срока.

Возмущается сорока:

-Что он это выдает!

Поспешил я к петушку,

Он опять: — Кукареку!

-Что случилось, петушок,

Ярко-алый гребешок?

Петушок смутился очень,

Хвост свой по земле волочит,

А потом во всём признался:

-Мой будильник поломался.

Мы потом часа четыре

С ним будильник тот чинили.

Далее воспитатель раскладывает на столе дидактические пособия – картинки с изображением филимоновского петушка, с основными элементами филимоновской росписи, предлагает посмотреть презентацию.

(Просмотр презентации).

2. Повторение пройденного материала.

Воспитатель просит детей рассказать о том, что им известно о профессии гончара, о гончарном производстве, о филимоновских игрушках. Потом говорит о том, что сегодня на занятии мы будем лепить из пластилина филимоновского петушка.

3. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

№1.«Петушок».

Петушок наш вдруг проснулся,

(Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх).

Прямо к солнцу повернулся.

(Повертеть кистью руки в разные стороны).

Кукарекнул раз, два, три!

(Разводить и сводить указательный и большой палец).

Ты сегодня не проспи.

№2.«Петя-петушок».

Петя, Петя-петушок, (соединяем большой и указательный палец в «клюв»).

Золотой гребешок, (скрещиваем пальцы двух рук).

Шелкова головушка, (гладим по голове).

Масляна бородушка, (гладим по подбородку).

Что ты рано встаешь, (вытягиваемся на носочках, руки вверх).

Голосисто поешь, детям спать не даешь. (руки складываем под щекой).

4. Лепка.

Воспитатель раздает всем детям пластилин, доски и стеки, филимоновского петушка, которого сделал сам, как наглядное пособие.

Дети берут пластилин и начинают работать (кто-то самостоятельно, а кто-то с помощью воспитателя). Дети лепят, а воспитатель осуществляет индивидуальную помощь, периодически контролирует остальных детей.

5. Обобщение и сравнение.

После окончания лепки дети сравнивают свои работы с работами сверстников.

Воспитатель просит детей назвать ту игрушку, которую они слепили. Просит назвать еще раз профессию тех людей, которые занимаются лепкой из глины.

А теперь давайте, украсим узорами из пластилина наши петушков филимоновскими узорами.

Рефлексия: Сегодня вы молодцы, все старились и все хорошо работали. Что нового узнали? Что именно понравилось? Диля, расскажи о своей работе.

Мастер-класс: лепим петушка

В некоторых уроках стадии лепки имеют названия,для удобства запоминания детьми.

Берем комочек глины и делаем из него цилиндрик.

Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (1)

Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (2)Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (3)

Основание цилиндра увеличиваем перераспределением глины с боков,работаем большим пальцем). Толщину цилиндра уменьшаем до плановой толщины ножки игрушки-стадия «печать».

Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (5)Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (6)

Полностью формируем ножку петушка, сгоняя основную массу глины вверх- стадия «грибок».

Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (7)

Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (8)

Верхний кусок глины, «шляпка гриба», сдавливается с двух сторон так, чтобы в середине не было воздуха.Важно- после соединения глины нет необходимости сдавливать сильнее. Половину получившегося «гребня»(«салфетница»,»чебурек))» ) заглаживаем и сбоку и с торцов- формируем хвост.Хвост не должен быть тонким как бумага, зачастую его толщина около 0,5см. Вторую часть «гребня» можно просто сжать в комок.

Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (9)

Из комка глины формируем шею обжиманием со всех сторон и заглаживанием.

Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (11)Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (12)

Необходимо выпрямить шею петуха до вертикального состояния- нажимаем у основания хвоста и просто давим на шею до выпрямления.Важно- популярная ошибка у детей= толстое тело и мало глины на шею.Исправление- сверху пальцем или палочкой подразрезать тело и распределить глину на шею и хвост.

Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (13)Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (14)

Заглаживаемшею, сгоняя немного глины на верх.Здесь может потребоваться вода при большом количестве трещинок.Оптимально использовать мокрую губку или учить детей»мочим не саму глину, а только увлажняем руки»

Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (15)Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (16)

Утолщение на конце шеи формируем в голову-закруглили,загладили.Потом с боку прищипываем и обминаем со всех сторон клювик.

Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (17)Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (18)

Всё, что выше клюва- сдавливаем с двух сторон,формируем гребень.

Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (19)Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (20)

Окончательно заглаживаем,тщательно обжимаем под головой, проверяем ножку( обычно немного оседает)

Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (21)

Последние изменения- из кусочка глины делаем «каплю» и смачив водой прикрепляем под клювом, примазываем верх к самому клюву и голове.

Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (22) Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (23)

Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (24)  Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (25)

Палочкой(стек) надрезаем гребень и обозначаем глаза.

Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (26)Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (27)

Петушок готов.  Необходимо его хорошо просушить и отправить в обжиг. После этого его можно будет покрасить.

Филимоновская игрушка- мастер-класс лепки петушка (28)

План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) по теме: Конспект НОД по декоративной лепке. Тема: «Филимоновский петушок».

Конспект НОД по декоративной лепке.

Тема: «Филимоновский петушок».

Пр.сод: Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, выделять элементы росписи.

Закреплять способ лепки на основе овоида или цилиндра, добиваться точности в передаче формы, использовать приемы соединения деталей, сглаживание мест соединения.

Развивать самостоятельность и творчество, воображение и чувство формы.

Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам, эстетические чувства при восприятии предметов декоративно-прикладного искусства.

Активизация слов: выставка, мастерская.

Предварительная работа:

-рассматривание филимоновских игрушек;

-беседа о народных промыслах;

-рассматривание альбома «Филимоновские игрушки-свистульки;

-чтение стихотворений, загадок;

-лепка филимоновской курочки.

Материал: глина, дощечки, салфетки матерчатые, схема с показом способа лепки, игрушки филимоновские, каргопольские, дымковские.

Интеграция образовательных областей: познать физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход НОД.

Дети заходят в группу, встают полукругом на ковре, здороваются с гостями.

В-ль: Ребята, вам нравятся сюрпризы?(ответы детей). Посмотрите, на столе нас ждет какой-то сюрприз. Какая красивая коробка, ее принес почтальон. Интересно, кто-же прислал и что лежит в коробке (читаю, что написано на коробке). В детский сад №12, детям 11 группы от народных умельцов.

«Дорогие ребята, мы дарим вам нашу игрушку и хотим пригласить к нам в гости, в нашу мастерскую, чтобы вы научились лепить такие же игрушки. Ждем.

В-ль: Ребята, вы хотели бы побывать в гостях у народных умельцев и научиться лепить игрушки? (ответы детей). А как же мы узнаем, где живут эти мастера, ведь обратного адреса, может быть мы рассмотрим игрушку которую нам прислали и сможем узнать, кто ее прислал (открываю коробку и показываю детям филимоновскую игрушку).

В-ль: Посмотрите внимательно, какая это игрушка?

Дети: Филимоновский петушок.

В-ль: Почему ее называют филимоновская?

Дети: Потому что ее сделали в деревне Филимоново.

В-ль: Как вы думаете из чего делают филимоновские игрушки?

Дети: из глины.

В-ль: У филимоновских игрушек есть отличительная особенность. Может, кто-то из вас догадался?

Дети: Длинная шея, маленькая голова.

В-ль: Верно, они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются. Ребята, какие узоры на филимоновских игрушках?

Дети: Полоски, точки, круги, звездочки, елочки.

В-ль: А какие цвета используют мастера, когда расписывают игрушки?

Дети: Желтый, малиновый, зеленый, синий, красный.

В-ль: Молодцы, вы назвали все отличительные признаки филимоновских игрушек.

Ребята, а как мы можем добраться до Филимоново?

Дети: На машине, поезде и т.д.

В-ль: Ребята, слышите, какие красивые звуки доносятся, что же это может быть? (включается аудиозапись).

Дети: Свистульки.

В-ль: Правильно это свистульки, может быть это филимоновские игрушки. Давайте пойдем туда, откуда доносятся звуки. (дети идут на звук и подходят к столу с игрушками).

В-ль: Посмотрите ребята, сколько здесь игрушек, мы добрались с вами до деревни Филимоново. Филимоновские мастера нам устроили выставку народных игрушек. А вы знаете, что означает слово выставка? (ответы детей)

В-ль: Ребята, как вы думаете, на выставке все игрушки филимоновские? Назовите какие еще есть?

Д/игра «Третий лишний» — дети находят на каждой полке лишнюю — дымковскую или каргопольскую. (ответы детей)

В-ль: Вы заметили, что одна полка осталась свободной, я думаю что ее оставили для игрушек которые вы слепите. Чтобы у вас все получилось произнесем волшебные слова и сделаем волшебные движения.

Физминутка.

Раз, два, раз, два

Спали дети мастера

Сели встали, сели встали

Мы работать не устали

Ручки хлоп хлоп хлоп

Ножки топ топ топ

Раз, два, раз, два

Наши дети мастера

В-ль: Вот вы  и превратились в мастеров, предлагаю в мастерскую и занять свои места за столами (дети садятся).

Мы с вами будем лепить филимоновского петушка. Посмотрите какой он и скажите из каких частей состоит петушок.

Дети: туловище, шея вытянутая, голова, гребешок, бородка, хвост.

В-ль: Вот какой Петя-петушок. Лепить мы будем по схеме-рисунку (показываю способ лепки). Сначала скатываем шар из комка глины, теперь раскатываем прямыми движениями ладоней, сглаживаем и округляем края.

Вытягиваем шею петушка, слегка наклоняем небольшую голову. Заострим клювик, прищипываем пальчиками бородку и гребешок.

Лепим хвостик, вытягивая часть глины,  формируем пальцами, а затем проделываем отверстие карандашом.

А теперь ребята прежде чем вы начнете лепить разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Я красавец петушок!

Создан для парада!

Перья пух! Перья пух!

Гребешок? Что надо

Глазки-щелки! Очи зорки!

Голосок соловушки.

Полюбуйтесь! Полюбуйтесь!

На цветные перышки.

Предлагаю детям приступить к лепке петушка, обращаю внимание на схему.

В процессе работы детей помогаю тем, кто затрудняется.

В конце занятия предлагаю отправиться на выставку.

В-ль: Ребята, теперь нам нужно взять своих вылепленных петушков и вернуться на выставку (предлагаю детям расставить свои работы на свободную полочку).

В-ль: Ребята, посмотрите какие у вас получились петушки (предлагаю 2-3 детям выбрать понравившуюся работу и рассказать почему понравилась).

В-ль: Саша какой петушок тебе понравился больше? Почему? (ответ ребенка)

Отмечаю какие работы сделаны правильно, в каких есть неточности, и говорю, что в следующий раз нужно постараться и все получится.

Ребята вам понравилось наше путешествие? Помните у каких мастеров мы были в гостях? (филимоновских)

А теперь нам пора возвращаться в д/сад, закрывайте глаза, а я буду говорить волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять

Вот мы в садике опять.

Занятие на тему «Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка петушка.»

Конспект занятия.

Тема занятия: Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка петушка.

Цели: Познакомить обущающихся с филимоновской игрушкой, как одной из яркой представительницей народного творчества страны.

Задачи: Образовательные: Расширить кругозор детей о народном творчестве. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).

Отрабатывать навыки лепки и глины, используя приёмы лепки скатывание, раскатывание оттягивание,сплюшивание.

Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главные и отличительные черты и особенности изделия различных народных промыслов.

Коррекционные: развитие мелкой моторики кисти рук(развитие ритмичности, плавности движений)

Воспитательные: воспитывать умение взаимодействовать в процессе совместной работы, воспитывать самостоятельность и творчество.

Ресурсы: мультимедиа проектор, экран, презентация, фильм о филимоновской игрушке, дидактическая игра «Собери игрушки»

Материалы занятия: глина, инструменты, иллюстрации народных глиняных игрушек, игрушки сделанные детьми.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Постановка проблемы. Педагог читает стихотворение.

Гончар для меня разведёт жаркий пламень.

Сухая, я твёрдой бываю –как камень.

Размочат — как тесто, податливой буду.

Могу превращаться в игрушки посуду.

Лечебными свойствами очень богата.

Меня отыскать вам поможет лопата.

Я белая, красная, голубая. Узнали ребята, кто я такая?

О чём стихотворение?(о глине)

II. Актуализация опорных знаний.

Назовите особенное свойство глины. (пластичность).

Что вы лепили из глины? (игрушки, посуду)

Что делают с игрушками ,чтобы были крепкими (обжигают в муфельных печах, а раньше в русских печах и горнах).

Почему игрушки называют народными( много столетий назад игрушки лепили крестьяне в каждом доме, сначала как оберег охранять, оберегать людей от всякого зла, а потом для своих детей как забавы и на продажу).

Где занимаются народным промыслом лепкой глиняной игрушки?! (Слайд 1,2,3)

Какие фигурки лепили? (крестьянок,мужиков, барышень, животных, зверей, птиц и т д)

Какие отличительные особенности народных глиняных игрушек? (слайд 5,6)( форма, цвет, символы) Каргопольские игрушки приземисты, коренасты они кажутся неуклюжими тяжеловаты. Роспись чёрный белый, красный. зелёный цвет. Символы солнца кружочки, линии мотивы зёрен, вспаханного поля.

У дымковских игрушках силуэты мягкие, плавные, округлые. Много налепов в виде рюшек, оборок. Рисунки кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки.

Тверская игрушка изящная украшают её рельефные налепы в виде капелек, чешуек, шариков, бусинок. Фон игрушки коричневый сразу после обжига.

Как называли в старину игрушки?( слайд7 кроссворд лесенка)Поднявшись на последнюю ступеньку узнаем, что будем лепить. Слайд8- какие петушки знакомы?

Работа по карточкам- заданиям ( индивидуально).

III. Сообщение темы.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново..(Слайд9)

История Филимоновской игрушки началась много столетий назад. В те времена на Руси правил царь Иван Грозный. ( слайд 10,11,12,13) Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло на основе богатых здесь запасов глины. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно.(слайд13)

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново иКарасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. (слайд14)

При обжиге игрушки получались белыми(слайд15)

Расписывались игрушки просто не замысловатые полоски, палочки, веточки.Круг — солнце, треугольник — земля, елочки — символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. Для росписи брали гусиные, куриные или утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее. Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают желтые полосы и пятна;
потом их обводят красным; затем зеленым. (слайд16) Игрушки получаются сказочными и оригинальными.

Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается всё дело в природных свойствах глины-синьки (так называли за цвет) Она очень жирная и при сушке игрушки покрываются трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы. Обычно животные, вылепленные филимоновскими игрушечниками, высокие, голенастые, с удлиненными шеями и маленькими головками.Своеобычны и женские фигурки: у них более высокая вытянутая юбка-колокол, на голове вместо кокошника высокая шляпка с загнутыми полями, такие когда-то носили горожане (слайд17,18) Дидактическая игра «Собери игрушку» Все филимоновские игрушки свистульки.

Подведение итога:

Почему игрушку называют филимоновской?

Особенности игрушки?

Какими цветами расписывают игрушки? Какие узоры?

Физкультминутка. (танцевальные движение под народную мелодию)

Техника безопасности при работе с глиной

IV. Практическое занятие.

Филимоновская игрушка лепится целиком из одного куска глины, не считая небольшого налепа (слайд20)

План лепки петушка. (Слайд 20,21)

В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Включена негромкая народная музыка. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки, самостоятельно оценивая свои работы. Педагог не забывает похвалить каждого обучаемого, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось

V/ Рефлексия.

Чему учились на уроке?

Что хотелось бы вам слепить?

Какие трудности были?

Подведение итога урока.

Leave a Reply