Разное

Фигуры из глины – Секреты работы с глиной для начинающих. Что можно слепить: поделки, подарки, полезные вещи

Великолепные скульптуры из глины Damiano Taurino

Дамиано Таурино итальянский скульптор-реалист, родился в 1949 году в Galugnano, в муниципалитете Сан-Донато-ди-Лечче (San Donato di Lecce), прекрасные земли Саленто, богаты историческими традициями, насчитывающими тысячи лет в Древней греческой цивилизации и мессапике (область в Италии) (1000 г. до н. э.).
Эта земля, с ее историческим и культурным наследием, вдохнула в молодого Дамиано, сакральное желание лепить, уметь извлечь из куска глины, изображения и образы прекрасно.
В 16 лет он эмигрировал в Швейцарию, поселился в Хорген Цюрих (Horgen-Zurich) и много лет посвятил образованию и обучению.
В 1981 году он вернулся в Италию и поселяется в Чезене (Cesena), где он живет и работает на данный момент. Здесь он все время уделяет своей врожденной страсти — созданию скульптур и в частности, лепке из глины.

Великолепные скульптуры из глины Damiano Taurino, фото № 1

Великолепные скульптуры из глины Damiano Taurino, фото № 2

Великолепные скульптуры из глины Damiano Taurino, фото № 3

Великолепные скульптуры из глины Damiano Taurino, фото № 4

Великолепные скульптуры из глины Damiano Taurino, фото № 5

Великолепные скульптуры из глины Damiano Taurino, фото № 6

Великолепные скульптуры из глины Damiano Taurino, фото № 7

Великолепные скульптуры из глины Damiano Taurino, фото № 8

Великолепные скульптуры из глины Damiano Taurino, фото № 9

Великолепные скульптуры из глины Damiano Taurino, фото № 10

Великолепные скульптуры из глины Damiano Taurino, фото № 11

Великолепные скульптуры из глины Damiano Taurino, фото № 12

При копировании указывайте источник.

www.livemaster.ru

фото, виды, история создания, региональные особенности :: SYL.ru

Глиняные игрушки являются частью ремесел и жизни народа на протяжении многих веков. В России они пользовались большой популярностью как среди богатых, так и бедных слоев населения. Их изготовление всегда относилось к традиционной области народного искусства, воплощая труд мастеров, красоту, демонстрируя историю и образ жизни.

Древние глиняные поделки

Изделия из глины в виде посуды и игрушек археологи находят постоянно при раскопках древних городов и захоронений. Изготовление их никогда не было основным промыслом для гончаров, а, скорее всего, происходило в перерывах между работой над бытовыми изделиями, ради забавы или для своих детей. Позднее глиняные игрушки уже становились предметом продажи и делались специально в процессе подготовки к ярмаркам.

Самые древние такие поделки находили на острове Крит, в Египте, у индейцев-ацтеков. Это были фигурки быков, повозок с круглыми колесами (которые в реальности эти племена не использовали), керамические куклы с двигающимися шарнирными руками, глиняные божки и идолы.

Древние игрушки

История русской глиняной игрушки

Первые такие фигурки, найденные на территории России, датируются 2-м тысячелетием до н.э., эпохой бронзы. Это маленькие копии посуды, глиняные топорики, погремушки, свистульки в виде животных. Процесс их изготовления состоял из лепки и обжига, часто древние мастера украшали фигурки росписью или глазурью.

Своего расцвета производство глиняных свистулек и игрушек достигло в 17-18-м вв. Зажиточные семьи могли заказывать более дорогие изделия. Известно, что царь Алексей Михайлович и императрица Екатерина Первая покупали для царской семьи игрушки на ярмарке «Москва на торгу», о чем имеются записи в книге расходов. Это были фигурки коров, оленей, баранов, лебедей, петухов, уток, детей и даже целый город вместе с солдатами.

Русская глиняная игрушка

В 18-19-м вв. глиняные расписные игрушки уже стали доступны и пользовались большим спросом у простого люда. Именно тогда сформировались и дошедшие до нашего времени центры по производству таких изделий в Дымково, Абашево, Каргополе, Филимоново, Скопине и др.

Производство глиняной игрушки в России тесно связано с другими художественными ремеслами: гончарством, резьбой и росписью изделий из дерева, камня и металла, с искусством вышивки и создания кружев. В них используются общие изобразительные принципы и приемы построения декоративной отделки, художественные мотивы.

Мифологическое и фольклорное значение

Народная глиняная игрушка в России имеет и мифологическое, и фольклорно-музыкальное значения. Большинство популярных изделий, в числе которых свистульки и грематушки (погремушки), является звуковыми. Они применялись издавна при совершении обрядовых действий, при проведении народных праздников: вначале языческих, позднее — христианских.

Так, каждая фигурка животного является символом и несет определенный смысл:

  • баран и корова — успешное ведение хозяйства, плодородие;
  • птицы являются олицетворением душ предков, символизируют счастье и радость;
  • конь издревле считается главным оберегом;
  • медведь символизирует могущество и силу;
  • олень — оберег, который приносит изобилие;
  • козел — символ доброй силы.

Древние глиняные игрушки использовались не только для детских забав, но и как ритуальные произведения. Свистульки применяли во время древнего обряда по изгнанию злых сил и болезней во время языческого праздника под названием Свистопляска. В качестве декоративного домашнего украшения глиняные фигурки часто ставили на окна, на видные места на комоде или полках в комнате.

Глиняные игрушки

Различие игрушек по областям России

Все региональные особенности игрушек в России являются неповторимыми и уникальными: дымковскую игрушку невозможно перепутать с каргопольской или филимоновской. Каждому мастеру были присущи своя манера лепки, неординарный стиль, оригинальные формы, цвета и украшения изделий.

Также игрушки отличаются по составу глины, из которой их лепят: лучше всего лепятся фигурки из жирной глины. Каждой разновидности таких изделий свойственны свои традиционные формы и цвета, которые часто зависят от типа глины, используемой в данной местности, и ее пластических свойств.

Такие изделия позволяют заглянуть в далекое прошлое наших бабушек и дедушек, в историю русской культуры и собственное детство. Крестьянские деревенские игрушки подкупают своей рукотворностью, участливостью, иллюстрируя отцовскую опеку и ласковую материнскую заботу. Умелые руки и хороший вкус мастера-игрушечника являются достоянием данного промысла, способствуют взаимному развитию и обогащению языка и выразительностью подачи, сохраняют опыт и наработки предыдущих поколений.

Изготовление игрушек

Дымковские глиняные игрушки

Народный промысел дымковской росписи посуды и игрушек зародился в 15-м столетии в слободе Дымково недалеко от г. Вятка, откуда и пошло название. Все фигурки и росписи делаются только вручную, а потому неповторимы. Раньше раскрашивание глиняных фигурок производилось смесью сухих анилиновых красок с яйцом, уксусом или скисшим квасом.

Основные формы дымковской игрушки: глиняные изделия, полые внутри, изображающие барышень и кавалеров, лошадей и медведей, петухов и индюков и других животных. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Основные элементы росписи: геометрические фигуры, зигзаги, полосы и круги, волнистые линии, точки, пятна, клетка.

При нанесении узоров использовали яркие контрастные цвета: зеленый, красный, синий, желтый, голубой, малиновый, черный и белый, а также позолота. В каждой фигурке обычно использовалось около 10 цветов без полутонов и оттенков.

Дымковские игрушки

Современные мастера дымковской глиняной игрушки для раскрашивания используют гуашь с яйцом, а на фабрике росписи делают темперными красками.

По традиции каждая эпоха может идентифицироваться по определенному орнаменту, каждый из которых что-то символизирует:

  • синие волнистые полосы — вода;
  • перекрещенные полосы — колодец;
  • круг, внутри которого звездочка, — солнце и другие небесные светила и т.д.

Дымковская вятская игрушка уже многие лета считается народной скульптурой, причем каждое произведение является авторским, сделанным мастером ручной лепки и росписи, представленным в единственном экземпляре. Товарным знаком ее является яркая красочность и нарядность, которые дополнены кусочками сусального золота, что всегда производит праздничное впечатление.

Каргопольская игрушка

Название происходит от местонахождения г. Каргополь и прилегающих деревень в Архангельской области. Искусство глиняных поделок в данном регионе было почти утеряно, и только некоторое количество образцов сохранилось, благодаря У. Бабкиной. Она и стала сподвижницей, которая смогла возродить исчезнувший вид ремесла.

Отличие Каргопольской глиняной игрушки состоит в ее архаичном внешнем виде, который хорошо узнаваем по стилю, росписи и типажу.

Сюжеты подразделяются на 2 направления:

  • старинные одиночные животные и люди: Полкан (мужчина с телом коня), Берегиня (держащая голубей в руках), женщина-мать как олицетворение животворящей силы земли и солнца, любимый образ — фигура «Бобки»;
  • сюжетные многофигурные композиции, которые демонстрируют сельский образ жизни или сказки: «Девушка стирает», «Рыбаки», «Тройка лошадей» и т.д.

Каргопольская игрушка представляет из себя выбеленную глиняную фигурку, которая раскрашивается в различные цвета простой росписью, деталей очень мало.

Каргопольская игрушка

Основные орнаменты: геометрические фигуры, штрихи, полосы, точки, косые кресты. Цвета: черный, зеленый, охристый, коричневый, кирпично-красный и голубой, редко добавляются серебро и золото.

Филимоновская игрушка

Промысел глиняной игрушки появился в середине 16-го в. в Тульской области в Одоевском районе, где местные гончары занимались изготовлением посуды, печных труб и домашней утвари. Для производства использовали местную глину, которая после обжига становилась светло-терракотовой. Пока мужчины трудились над серьезными работами, женщины и дети лепили игрушки, используя пластичную глину «синику», которая затем становилась белой. Последние мастерицы, которые смогли восстановить данное производство, проживали в деревне Филимоново, за что и было дано ему название.

В 20 в. производство это продолжалось, дополнившись не только одиночными фигурками людей и зверей, но и многофигурными композициями, которые успешно покупали домовладельцы для любования и коллекционеры.

Основные категории филимоновской игрушки:

  • люди: барыни, солдаты, всадники, гармонист и т.д.;
  • животные: собака, кошка, лиса, олень, конь, корова;
  • птицы: павлин, петух, курица и утка;
  • композиции (всего более 50): тройка, чаепитие, карусель, Георгий со змеем, на лавочке и др.
Филимоновские игрушки

К стилистическим особенностями относятся: вытянутые пропорции (длинные шеи) и 3-цветный орнамент с изображением геометрический фигур. Роспись делается анилиновыми красками на лаке. В орнаменте доминируют красные и зеленые полосы, солнце, елочки, решетки, которые наносятся по белому или желтому фону.

Абашевская игрушка

Название происходит от села Абашево, которое в 19-20-м вв. стало одним из ведущих центров гончарного ремесле в России. Большинство жителей его было староверами, что повлияло на религиозные мотивы в изделиях мастеров, изготовлявших «Дудки». Один из популярных мотивов — олень с золотыми рогами в форме лестницы, что в мифологии означает «путь к богу». Отличительной особенностью таких поделок является сатирический характер некоторых изделий, их пластическая выразительность, отход от натурализма. Основные мотивы: домашние животные, дуры-барыни, городовой, офицер и т.д.

Художественный промысел и изготовление глиняной игрушки возникло в Спасском уезде Пензенской области в середине 19-го в. на базе гончарного производства. Изначально вся посуда имела черный цвет, но затем абашевские мастера научились покрывать ее зеленой глазурью. Игрушки же делались в 12 хозяйствах кустарями, каждый из которых не только следовал историческим образцам, но и придумывал свои оригинальные произведения: свистульки в виде птиц и животных, а также фигуры барышень, всадников, кукол и т.д.

Начиная с 1930-х годов изделия раскрашивают масляными красками, сверху накладывали пятна бронзы и серебрянки. Особые скульптурные приемы позволяют придать изображениям животных сказочный вид.

Абашевские олени

Керамика Скопина

Промысел керамических и глиняных изделий в виде скульптур и игрушек существует в г. Скопине Рязанской области с 19-го в., благодаря близкому залеганию глины в окрестностях. Декоративную и бытовую посуду, так называемые синюшки, здесь начали изготовлять еще во времена Киевской Руси. Формы фигурок из глины отличаются простотой: это персонажи русских сказок, драконы, птица «Скопа».

Для росписи глиняных игрушек применяется цветная (желтая, зеленая) глазурь, а также обварка из нескольких составов, которые позволяют получать цвета от светло-бежевого до коричнево-красного. Используется техника получения серо-дымчатого цвета или «задымление».

Скопинская керамика

Хлудневская игрушка

Гончарный промысел существует в деревне Хлуднево Калужской области с 16-го века. Издавна для изготовления посуды использовались местные глины, из которых женщины лепили свистульки, громатушки, гудушки и различные фигуры.

Основной сюжет хлудневской глиняной игрушки — древо жизни, которое изготовляет в качестве оберега. Различные композиции его с животными, птицами и людьми наполнены определенным смыслом. Старые мастерицы также придумали сочетать в одной фигурке сразу 2 и более сюжетов, добавляя юмора и веселья. Такие «перевертыши», своего рода головоломки, делятся на несколько видов в зависимости от того, надо ли поворачивать игрушку, чтобы увидеть второй ее смысл.

Другая оригинальная находка среди хлудневских фигурок — «мокрый соловей» в виде небольшого горшочка со свистком, соловьиный звук из которого можно получить, только налив воды. Современные мастерицы по-прежнему живут в деревне и вручную делают игрушки в соответствии со всеми традициями и национальным стилем.

Хлудневские игрушки

Романовская игрушка

История изготовления таких гончарных поделок берет свое начало с села Романово-Городище Липецкой области, куда переехали крестьяне вместе с боярами Романовыми. Для производства посуды белого, черного, красного и желтого цветов применяется разнообразная местная глина. Для вылепливания свистулек мастера использовали только черную глину, самую прочную и мягкую. Свистульки делаются с 2, 4 и более отверстиями для получения различных звуков.

В народе такие игрушки называют «романушками». Основной цвет — желтый, что позволяет добавить глиняной поделке легкости, а нарядный декор в виде налепов, насечек, гравировки и покраски в 2-3 цвета позволяет уравновесить округлость объемов и тяжеловесность материала.

Сюжеты романовской игрушки очень разнообразны: летящий жаворонок, мчащаяся тройка, всадники на конях, медведи, катание на санях, домашние животные и др., всего около 40. Основные действующие лица: дама и офицер. Традиционные цвета: красный, зеленый, желтый, а также черный, синий и малиновый.

Романовские игрушки

Все перечисленные виды русских глиняных игрушек популярны среди народа уже не одно столетие. Простые формы свистулек и поделок отражают опыт многих поколений ремесленников и художников. Сказочный мир глиняных игрушек — яркое проявление народного творчества, которое заслуживает внимания. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, помогают проследить историю, развитие и региональные стилевые особенности таких произведений искусства.

www.syl.ru

Лепка из шамотной глины объемного предмета

Всем привет!

Решила на досуге снять видео про то, как можно слепить из шамотной глины объемный полый предмет. Есть, естественно, разные варианты, я сделала это так, как мне больше нравится, и на истину в первой и последней инстанции не претендую.Лепка из шамотной глины объемного предмета, фото № 1

И выбрала для этой цели нетривиальный предмет — шейкер, музыкальный перкуссионный инструмент. Думаю, что само собой разумеется, что способы работы с глиной, инструменты и все прочее распространяется не только на шейкеры.Лепка из шамотной глины объемного предмета, фото № 2

Всякий, кому информация будет интересна, может ее использовать в создании ваз оригинальной формы, скульптур, светильников, нестандартных пепельниц и ключниц и вообще не ограничивать свою фантазию общепринятыми рамками или рамками данного мастер-класса.

Первое, что я сделала при лепке своего шейкера в форме кашалота, — набила пласт. На видео наглядно показано, как это делается: кусок за куском глина расплющивается на плоской поверхности (лучше на тряпке — потом чище будет, и стол не поцарапается) до толщины от 0,5 до 1,5 см. Куски кладутся внахлест, чтобы не оставалось зазоров.

Затем пласт выглаживается и выравнивается стекой с плоским прямым краем. Лучше всего с обеих сторон.

После этого из него вырезаются детали будущего шейкера — брюшко и бока. Их форма видна на видео.

Детали скрепляются с помощью шликера или жижеля, как его еще называют, — это глина, разведенная водой до сметанного состояния. В видео я упоминаю, что куски пласта можно скрепить и просто намочив, но начинающим керамистам, вероятно, не стоит экспериментировать, тем более что это удобно делать только, если толщина пласта позволяет.

Возвращаясь к скреплению деталей, поверхность стыков нужно процарапать, намазать шликером и загладить стекой с обеих сторон.

Затем аккуратно пальцами или стекой сглаживается угол для придания более естесственной формы.

Можно положить нижнюю часть кашалота (или того что лепите Вы) на выпуклую или вогнутую форму. Профессионалы в таких случаях используют гипсовые формы, но в домашних условиях можно использовать подручные предметы (тазы, мисочки) или просто подложить аккуратно свернутую тряпку. Только помните, что при сушке глина будет сжиматься, предмет, который Вы будете использовать для придания особой пластики, не должен мешать ей усыхать, иначе появится трещина, а то и вовсе изделие распадется на частиЛепка из шамотной глины объемного предмета, фото № 3

Верхнюю часть кашалота я лепила вручную свободной лепкой. То есть брала небольшие кусочки глины и прикрепляла их к уже имеющемуся корпусу, аккуратно выглаживая стекой и пальцами до образования единой поверхности. Этот способ лепки самый долгий из всех, мне известных, но он позволяет достичь наибольшего разнообразия пластики предмета.

После создания спинки и хвоста кашалота осталось только прорезать дырку в брюшке, чтобы засыпать наполнитель шейкера.

К сведению, если Вы захотели вылепить замкнутый полый предмет (как мой кашалот), даже если это не шейкер, — небольшое отверстие в незаметном месте все же необходимо оставить. Это нужно чтобы при обжиге воздух внутри, расширяясь, не повредил изделие.

А затем вылепить глазки и губки из глиняных колбасок, намочив их и присоединив в намеченных местах.

Можно считать, что шейкер готов. Точнее, этап лепки закончен. Потом изделие сушат без температурных перепадов и сквозняков и обжигают при температуре 1100-1200 градусов.

Для декорирования шамотной глины можно использовать ангобы, — их можно нанести сразу после лепки до первого обжига.

Если есть желание декорировать изделие из шамотной глины глазурями, — это делается только после первого обжига и затем изделие обжигается повторно.

Ну вот и все, ребятаЛепка из шамотной глины объемного предмета, фото № 4

www.livemaster.ru

Leave a Reply