Разное

Фигура мужчины рисунок – минимум о пропорциях лица и фигуры — запись пользователя Лиза (id1607627) в сообществе Кондитерская в категории Мастер-классы по мастике и не только

Содержание

Учебный рисунок мужской фигуры

Учебный рисунок мужской фигуры с опорой на одну ногу

Освоение длительного рисунка фигуры живой модели, целесообразно начинать с рисунков стоящих фигур, желательно с опорой на одну ногу, или так называемых «контрапостов».

Попробуем рассмотреть возможные основные стадии такого рисунка.

Первый этап можно условно назвать «композиция на листе».

В любом случае, то что предстоит нарисовать, нужно как-то в листе расположить. Желательно, чтобы расположение было гармоничным. А это подразумевает необходимость сразу охватить своим вниманием всю фигуру и представить, как она будет располагаться в листе. Рисуем легкими линиями, не давим на карандаш.

При этом, с первых же линий желательно верно взять пропорции и расположение основных частей т.к. хорошая композиция с неверными пропорциями, легко может стать дисгармоничной в процессе исправления пропорций.

Огромную важность для развития глазомера и умения быстро и верно схватывать основные соотношения имеет регулярное рисование коротких (от нескольких секунд до 5-10 минут) набросков фигур с натуры.

Главные пропорции, на которые следует обратить внимание начинающему художнику, это:

1. Лобок (лобковая кость) находится посередине фигуры по высоте.

2. Голова составляет 1/7 — 1/8 роста.

Длительные (от 10 до 30 минут) наброски также очень полезны, уже с целью более подробно разобраться со строением фигуры.

С самого начала рисунка, одновременно с пропорциями, следует брать основной строй фигуры.

Если мы имеем дело с конрапостом, следует обратить внимание на положение опорной ноги — не вертикально, а под наклоном, как бы заходя под центр тяжести. По классике считается, что при хорошо поставленной фигуре, вертикальная линия опущенная из яремной ямки попадает на точку на внутренней стороне подъема стопы. Но на практике подавляющее большинство натурщиков быстро устают и начинают потихоньку переносить вес на вторую ногу. Не подозревая об этом, начинающий художник может бесконечно переделывать основное положение фигуры, удивляясь, что никак не может его верно взять… Поэтому схватывать эти вещи надо быстро.

 

Также следует сразу брать положение таза и грудной клетки/плечевого пояса, наклонные друг к другу — собственно это и называется контрапостом (противостоянием). Таз обвисает вниз со стороны незагруженной ноги, а плечо с этой же стороны наоборот идет вверх. При этом имеет место разворот и в горизонтальной плоскости: со стороны опорной ноги плечо вместе с грудной клеткой идет назад, а со стороны ноги незагруженной — вперед. Общее ощущение от фигуры человека в этом положении — ярко выражено  гармоничное и «музыкальное». Именно поэтому, с момента открытия контрапоста в V в. до н.э. он стал неотъемлемой частью античного искусства, а затем искусства Готики, Возрождения и Нового времени.

По сути, это одна из поз, которую наше тело принимает бесчисленное количество раз в течение каждого дня. Но происходит это в динамике и сами мы этого не замечаем. А начинающему художнику следует понаблюдать и за собой и за окружающими людьми.

Строй фигуры связан и характерной формой частей тела. Для того, чтобы научиться брать их верно и выразительно, полезно на ранних стадиях работы рассматривать их и нарочито геометризированно, с ярко выраженными направлениями абриса.

Удобно уже на стадии построения давать легкую светотень, превращающую рисунок из плоского в объемный.

Рисунок ниже справа призван более наглядно показать характер формы частей фигуры.

 

Важно то, что намечая крупные детали, давая легкую светотень, создавая характерные объемы, параллельно мы все время сравниваем, как все выглядит в целом — основные пропорции, расположение крупных частей, куда направлены основные линии.

Таким образом, мы на протяжении всей работы помним, что мы рисуем не детали, а деталями — целое.

 

Обратите внимание, что для удобства восприятия все представленные здесь стадии рисунка за исключением последних, представлены более контрастно, чем они на самом деле рисуются. А для удобства рисунка, по мнению автора, как раз следует вести вначале рисунок в относительно легком тоне. Представление о реальной тональности дает тот же рисунок ниже:

Постепенно уточняем детали и набираем тон.

При этом не занимаемся отделкой какого-то одного куска, а продвигаем весь рисунок.

Постепенно он становится более конкретным.

Желательно вести работу цельно. При соблюдении этого условия, она может быть законченной на любой стадии.

При желании ее можно вести до бесконечности, уточняя тон и детали в каждом конкретном месте.

Олег Торопыгин

 

 

 

 

 

Пропорции человека. Для рисующих и прочих :))): 3d_tutorials — LiveJournal

Особенности изображения людей разного возраста, пола, расы.






1. Пропорции человека


Древнейшие
данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице
пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). С тех времен ученые и
художники работают над раскрытием тайны пропорции человеческого тела.
Нам известен египетский канон времени фараонов, канон эпохи Птолемеев,
каноны Древней Греции и Рима. Пропорции изучали: Поликлет, канон,
которого долгое время был общепризнанным, Альберти, Леонардо да Винчи,
Микеланджело, Дюрер. В этих исследованиях размеры человеческого тела
определялись по отношению к размеру головы, лица или стопы.

Человеческое тело имеет следующие пропорции:




  • длина
    четырёх пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть
    ладоней составляют один локоть, четыре локтя — рост человека;


  • четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека;


  • если
    вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14
    человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние
    пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела,
    равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок;


  • пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник;


  • размах разведенных рук будет равен росту;


  • расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста;


  • расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста;


  • расстояние же от верхней части груди до корней волос — 1/7 роста;


  • расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста;


  • наибольшая ширина плеч — восьмая часть роста;


  • расстояние от локтя до кончиков пальцев — 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки — 1/8;


  • длина всей руки — это 1/10 роста;


  • начало гениталий находится как раз посредине тела;


  • стопа — 1/7 часть роста;


  • расстояние
    от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от
    коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста;


  • расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.


При определении пропорций в качестве «единицы измерения» чаще всего используется голова.


2. Ребенок. Рост и пропорции  тела



Разница
в строении тел младенца и взрослого человека достаточно очевидна,
однако происходящие из года в год изменения трудноуловимы. С первого
взгляда может показаться, что шестилетний и двухлетний ребенок вообще
ничем не различаются. На самом деле существует целый ряд отличий,
которые должны учитываться.


Новорожденный
отличается от взрослого человека относитель но короткими конечностями,
большим туловищем и большой голо вой. Высота головы новорожденного
составляет 1/4 длины тулови ща, у ребенка 2 лет— 1/5, 6 лет—1/б, 12
лет—1/7 и у взрослых — 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост
конечностей уско ряется. До начала периода полового созревания половые

различия в пропорциях тела отсутствуют, однако в период полового
созревания у юношей конечности становятся длиннее, туловище короче, а
таз уже, чем у девушек.

   Можно отметить три периода различия пропорций между дли ной и
шириной тела: от 4 до б лет, от б до 15 лет и от 16 лет до взрослого
состояния.

Рост
ребенка измеряется не в единицах высоты головы взрослого человека, а в
единицах высоты головы, характерной для его собственного возраста.

   Пропорции частей тела ребенка и взрослого также различаются. У
ребенка с момента рождения до приблизительно двухлетнего возраста
геометрический центр тела находится в районе пупка, в то время как
геометрический центр тела взрослого человека расположен вблизи
промежности. Под геометрическим центром здесь подразумевается точка
половинной высоты тела. Таким образом, длина ног взрослого человека

приблизительно равна расстоянию от промежности до макушки. Ноги младенца
еще не несут никаких нагрузок и не участвуют в процессе движения,
поэтому они имеют относительно меньшую длину.



3. Ребенок. Черты лица



Ниже приводятся правила, следуя которым в процессе лепки головы ребенка, можно избежать неточностей.




  • Лицо
    младенца мало по сравнению с размерами его головы. Если глаза взрослого
    человека лежат на средней горизонтальной линии головы, то глаза ребенка
    расположены ниже аналогичной линии.


  • Нижняя
    челюсть младенца расположена почти горизонтально вдоль нижнего края
    черепа. В процессе роста челюсть отклоняется вниз, в результате голова
    становится более вытянутой.


  • У младенца маленький подбородок.


  • Нос
    младенца обычно невелик и вздернут вверх, что дает ему возможность
    свободно дышать во время кормления. Переносица младенца более плоская,
    чем у взрослого.


  • Задняя
    сторона головы младенца сильнее выступает по отношению к тыльной
    стороне шеи, чем у взрослого человека, при этом шея младенца гораздо
    тоньше шеи взрослого. (Настолько тоньше, что новорожденному младенцу
    обычно даже не хватает сил поддерживать свою собственную голову.)


  • Поскольку
    у ребенка размер лица относительно головы меньше, чем у взрослого,
    кажется, что глаза ребенка отстоят друг от друга на большее расстояние.


  • Радужная
    оболочка глаза ребенка выглядит большой по сравнению с глазом
    взрослого. В действительности радужная оболочка новорожденного имеет
    практически тот же размер, что и у взрослого человека, а вот глаза
    младенца раскрываются в меньшей степени. В процессе роста ребенка его
    глаза становятся все шире и шире, и кажется, что диаметр радужных
    оболочек уменьшается.


  • Ресницы
    у ребенка кажутся более длинными, чем у взрослого. Это опять-таки
    происходит по причине различий в относительных размерах лиц.


  • Брови ребенка тоньше.


  • Верхняя
    губа ребенка имеет характерное отличие, из-за которого ее даже называют
    «молочной губой», представляющее собой маленький выступ в центре.


  • Губы ребенка выглядят более пухлыми и выпуклыми и имеют в уголках значительные ямочки.


  • Подбородок ребенка меньше, а его щеки — круглее, чем у взрослого.


  • Самое
    характерное для детского лица-это большой лоб, маленький нос и
    подбородок и большие глаза(я имею в виду радужку и зрачек,так как само
    яблоко может быть не сильно видно). Глазное яблоко-это единственная
    часть нашего организма,которая не растет. И в сравнении с детскими
    пропорциями лица радужки кажутся большими, а на взрослом лице меньше.

    Лоб у ребенка может занимать чуть ли не половину лица.А нос где-то
    половину лба. Можете даже проверить. Нарисуйте овал, приближенный к
    кругу,разделите его пополам и на нижней половине нарисуйте лицо с
    маленьким носом. Уже автоматически получится ребенок. А если овал
    вытянуть,глаза переместите выше,нос удлинить, получится взрослый.



  • Изображая
    детское личико нужно стремиться к нежным тонам. Никаких угловатых
    линий, темных резких теней. У ребенка все обтекаемо и округло. Бровки
    еле заметны (если, конечно, ребенок не жгучий брюнет).

    У взрослого лица классические пропорции такие:лоб, нос и нижняя часть
    лица примерно равны. А уж форма носа глаз и прочее-это уже кому как
    угодно.

    Это сухая теория.В искусстве нет ограничений.Но все должно подчиняться
    заложенной идее, выявлять образ и характер. Можно сделать и ребенка со
    старческим лицом,и инфантильного взрослого, лишь бы все было оправдано
    задумкой.

    ВЗЯТО: http://rigierukodelki.blogspot.com/…%B5%D0%B7%D1%8B                    



  •                      4. Пожилой человек. Рост и пропорции тела


С
возрастом в теле человека происходит множество необратимых процессов.
Позвоночник сжимается и укорачивается, поскольку хрящевые диски стареют и
становятся тоньше. Различные возрастные болезни, типа остеопороза,
вызывают сжатие и деформацию самих костей, в особенности позвонков.
Позвоночник искривляется, человек становится сгорбленным.

   Так как искривление позвоночника с возрастом увеличивается,
возникает впечатление, что шея опускается вглубь грудной клетки. В
результате этих процессов рост человека может сократиться на величину от
половины до целой высоты головы. Такие изменения ведут к тому, что
фигура человека приобретает болезненный вид.


                                                


                                                                              6. Мужчины и женщины. Различия фигур


Основные
различия наблюдаются в пропорциях и массе. Кроме того, существуют
небольшие отличия в строении скелета, например, в тазовой области. Как
правило, все размеры тела женщины, за исключением ширины бедер, меньше,
чем у мужчины.

Пропорции женщины


Пропорции мужчины


   Вот некоторые простые соотношения, которые следует запомнить:




  • Плечи мужчин обычно шире. Ширина плеч составляет две высоты головы для мужчин и две ширины головы для женщин.


  • Мужчины имеют более узкие бедра, в две ширины головы, а женщины — в две с половиной ширины головы.


  • Если
    вы хотите сделать женскую фигуру ниже, обычно следует уменьшать высоту
    бедер (на величину до половины высоты головы) и верхнюю часть рук (до
    одной трети высоты головы).


  • Локоть обычно располагается как раз над талией. (Вспомните, как выглядит обезьяна с ее достающими до пола руками!)


  • Кисти рук расположены на уровне промежности.


  • Голова и торс вместе составляют обычно половину длины тела.


  • Длина кисти руки от основания ладони до конца среднего пальца равна расстоянию от подбородка до середины лба.


  • Предплечье от внутренней стороны локтя до запястья имеет ту же длину, что и ступня.


  • Ширина головы обычно равна пятикратной ширине глаза.


Женщина
обладает более толстым жировым слоем, покрывающим поверхность скелета. В
результате ее тело менее угловато и более округло.

Голова
женщины также более гладкая и округлая. Брови на женском лице выступают

меньше и над носом нет резкого костного выступа. В целом черты женского
лица обычно мельче мужских, хотя губы женщин часто оказываются полнее.
Шея и плечи женщины выглядят более тонко и изящно. Это особенно сильно
проявляется в размере и форме плеч. У женщины они меньше, а ее ключицы,
как правило, сильнее наклонены вниз по направлению к грудине. В
результате этого женские плечи выглядят более округлыми. У мужчины
ключицы расположены ближе к горизонтали, а его плечи шире. В итоге
мужское тело выглядит более угловатым.

Относительная

длина торса женщины несколько больше мужского в сравнении с общим
размером тела. Ее грудная клетка меньше, округлее и служит опорой для
развитой груди. Таз женщины короче, но шире и глубже. Для облегчения
родов он немного наклонен вперед. В результате этого поясничный отдел
позвоночника женщины изогнут сильнее.

Ноги и руки у женщин обычно короче, чем у мужчин.


Самые
значительные отличия в длинах частей тела мужчин и женщин наблюдаются в
области плечевой кости руки и по всей длине ноги. В среднем верхняя
часть женской руки короче, в результате чего ее локоть располагается
немного выше по отношению к торсу, чем у мужчин. Женские запястья и
ладони также меньше. Бедра женщины короче мужских, потому что ее
бедренные кости расходятся от более широкого таза под большим углом. По
этой же причине женские бедра по направлению к коленям выглядят более
округло.


Не
забудьте про то, что нижняя часть ног у женщины также немного короче,
чем у мужчины. Благодаря слою подкожного жира женские ноги выглядят
более гладкими, а икры выступают не так рельефно. Женские лодыжки
округлее и менее рельефны, чем мужские, а ступни женщин меньше и уже.


7. Расовые отличия во внешности


Рассмотрим
особенности внешности только трех рас: европеоидной, монголоидной и
негроидной, хотя на деле существует множество различных подтипов.
Сконцентрируем внимание на тех чертах, которые дают визуальный ключ к
определению расовой принадлежности. Это тип волос, цвет кожи, форма
головы, силуэт лица, а также такие элементы, как глаза, нос и губы.


Европейцы

Представителей

европеоидной расы обычно характеризуют как людей с белым или светлым
цветом кожи. Цвет глаз и волос европейцев может быть совершенно
различным. Волосы у них, как правило, волнистые, но могут быть какими
угодно, от совершенно прямых до очень кудрявых.При взгляде в профиль
можно заметить, что голова типичного европейца имеет средний размер, а
подбородок обычно выдается вперед меньше, чем нос. Нос европейца —
высокий, а губы — относительно тонкие.


Монголоиды


Монголоидное
лицо обычно известно своей особенной формой глаз. Разрез глаз
монголоидов может обладать или не обладать раскосостью, характеризуемой
наклоном глаз вниз к центру лица, в зависимости от расовой подгруппы
конкретного субъекта. Когда глаза открыты, верхние веки почти исчезают
из-за наличия кожной складки, которая немного заходит за нижний край
глаза в районе слезного протока, а иногда может перекрывать нижний край и
на внешней стороне глаз.


Другой
характерной особенностью монголоидных глаз является уплощенность
области их орбит. Поскольку переносица у монголоидов низкая, а глаза
выпуклые, глубина посадки глаз на лице оказывается незначительной. Важно
отметить, что их брови обычно немного развернуты вверх к наружным краям
лица и могут внезапно обрываться на концах.


Кожа
монголоидов, как правило, отливает желтым или коричневым цветом, а цвет
глаз в большинстве случаев коричневый. Волосы у монголоидов черные и
прямые. Типичный подбородок лица монголоидного типа выступает вперед
немного дальше носа, но не так сильно как на лице негроида. Нос низкий,
но не плоский, а губы имеют среднюю толщину.


Негроиды


Представителей
негроидной расы обычно называют чернокожими, имея в виду людей с цветом
кожи от коричневого до темно-коричневого. Их волосы, как правило, более
густые, чем у европейцев, и обычно очень кудрявые. У африканцев
преобладают темно-коричневые или черные глаза и волосы.


Если
посмотреть сбоку, то заметно, что подбородок негроидов выступает вперед
дальше носа, а их нос приплюснут. Губы обычно сравнительно толстые.
Именно черты лица негроидного типа будут определять верный вариант
внешности и не позволят сказать, что изображен просто европеец с черным
цветом кожи.


8. Искажения пропорций


Замечено,
что если слепить фигуру человека, руководствуясь идеальными
пропорциями, она будет «резать» глаз. Все дело в том, что художник,
соблюдая основные правила и каноны пропорций человеческого тела, всегда
немного (а иногда и значительно) искажает пропорции.


Удлините
тело, и его форма станет более элегантной. Если высота типового тела
составляет около восьми размеров головы, то рост элегантной модели может
быть увеличен до пятнадцати размеров головы в зависимости от того,
какой эффект нужно получить.


Исследователи
творчества Микеланджело установили, что он придавал своим скульптурам
необычные пропорции, делая их рост равным девяти, десяти, а иногда даже
двенадцати размерам головы в целях достижения гармонии и грации,
отсутствующих в природе. Именно Микеланджело приписывают высказывание о
том, что нужно иметь направляющий компас в глазах, а не в руках.


В противоположность Микеланджело некоторые фигуры Рафаэля имеют высоту всего лишь в шесть размеров головы.


На
иконах тела обычно имеют удлиненные пропорции, и соотношение
голова/тело обычно 1/9, а у Дионисия — даже 1/11. Это придает
изображаемому выражение одухотворенности. Но иногда голова представала и
непропорционально большой, как бы подчиняющей себе все остальное.
Интересна точка зрения, что стремление выделиться крупной головой
привело к возникновению у туркмен и кавказских горцев обычая носить
большие шапки, фуражки.


Если
красота — субъективное понятие, зависящее от того, каким взглядом
смотрит на творение зритель, то вы, как создатель своих персонажей,
обязаны уметь реализовывать тот тип «красоты», который требуется. Освоив
основы анатомии и пропорций, следует воспользоваться собственными
художественными способностями, чтобы придать персонажам желательный
облик

7 пропорций тела человека, которые необходимо знать художнику

Однако, принимая во внимание, количество существующих методов измерения пропорций (канонов), мы должны понимать, насколько по-разному можно трактовать пропорции, и то, что, возможно, ни один из этих методов не является досконально точным.

Что такое пропорции?

Пропорции – это соотношения между собой ширины, высоты и глубины объекта.

Чтобы нарисовать правдоподобное изображение чего угодно, независимо от того, что это или кто это, нам необходимо максимально точно передать соотношения пропорций этого объекта.

Например, на рисунке справа, ширина и высота ободка кружки, примерно равны, в то время как глубина кружки примерно в полтора раза превышает ширину. Эти пропорции характерны для данной кружки, именно в данной ситуации.

Что случится, если я изменю пропорции? Нарисованная кружка не будет в точности походить на ту кружку, что находится передо мной, но она все равно получится довольно узнаваемой.

Однако, если нам нужно нарисовать человеческую фигуру или портрет, случайное изменение пропорций может привести к заметным искажениям, из-за которых рисунок станет неправдоподобным.

Мелкие погрешности в пропорциях тела лишь уменьшат сходство с конкретным человеком, в то время как крупные ошибки могут серьезно исказить анатомическое строение.

Совсем неудивительно, что художники во все времена пытались выработать единый стандарт измерения пропорций!

Как удобно было бы, просто запомнить такую систему, и во всем на нее полагаться…но можно ли в действительности полагаться на какую-нибудь из этих систем, в независимости от того, кого мы рисуем?

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, давайте взглянем на краткую историю канонов пропорций.

Краткая история канонов

Каждый канон (система измерения пропорций), рождался в поиске определенного идеала красоты. Так как понятие красоты очень субъективно и изменчиво, такими же, на протяжении всей истории, были и каноны.

Например, прославленный древнегреческий канон, созданный Поликлетом, формирует облик сильного, мужественного атлета, который достиг успехов в гимнастике и прекрасно владеет оружием.

Типичный пример работы в этом каноне – статуя Дорифора, одна из самых знаменитых статуй эпохи Классической Греции.

В наше время не часто встретишь людей, чье тело полностью соответствует современным “идеалам” красоты, так, вероятно, и во времена Поликлета, немногие могли похвастаться таким “идеальным” телом, как у Дорифора.

Кроме того каноны использовались для установления единиц измерения, с помощью которых тело было удобно разбивать на части, которые потом составлялись в “идеальные” пропорции. Например, в древнейшей системе пропорций, древнеегипетском каноне, такой единицей измерения была длина среднего пальца. Считалась, что она равна 1/19 длины всего тела.

В древнегреческом каноне Поликлета единицей измерения была выбрана ладонь.

Древнеримский архитектор и писатель Марк Витрувий считал, что высота головы составляет 1/8 от общей высоты человека.

Леонардо Да Винчи продемонстрировал многие идеи Витрувия с помощью знаменитого изображения “витрувианского человека”, на котором изображен человек в двух позах, наложенных друг на друга, вписанных одновременно в круг и в квадрат.

Каноны пропорций в наши дни

Как вы могли догадаться, поиск совершенных методов измерения пропорций является бессмысленным занятием. Человеческие тела настолько различны, что все они никогда не смогут вписаться в единый стандарт. Уникальность каждого из них, является наиболее сложной и увлекательной частью изображения фигуры. Тем не менее:

Знание нескольких, самых основных пропорций окажет нам существенную помощь в рисовании, если мы будем применять это знание в комбинации с внимательным изучением тела конкретной модели.

Сегодня самой распространенной единицей измерения является голова. Считается, что общая длина тела составляет в среднем 7,5 – 8 голов.

В чем разница между фигурами высотой 7,5 и 8 голов?

Фигура высотой 8 голов будет иметь очень длинные ноги, такие как у топ-моделей, в то время как фигура высотой 7,5 головы выглядит более среднестатистической. Обратите внимание, что эти обобщения тоже не следует считать правилом.

Семь пропорций тела человека

Прежде чем углубиться в изучение, пожалуйста, запомните, что данные пропорции относятся к стоящей фигуре. Если фигура наклонена, сидит или лежит, измерять пропорции будет гораздо сложнее, и возможно, они не будут совпадать с пропорциями приведенными ниже.

Вот семь пропорций стоящей фигуры, которые полезно запомнить: 

1. Высота фигуры примерно 7,5 голов.

2. Линия сосков находится на расстоянии примерно двух голов от макушки.

3. На расстоянии примерно трех голов от макушки находится пупок.

4. На расстоянии примерно четырех голов от макушки располагается лобковая кость.

5. Лобковая кость делит фигуру вертикально пополам. Она находится в центре фигуры.

6. Запястье находится примерно на одной линии с выступом бедренной кости.

7. Локти расположены на одной линии с пупком.

Система пропорций человеческой фигуры: за и против

За:

  • система пропорций дает вам основные ориентиры для определения верных расстояний
  • пропорции помогают создать более точный рисунок, если сравнивать их с пропорциями конкретной модели
  • запоминание пропорций окажет незаменимую помощь в рисовании по памяти или “из головы”
  • запоминание пропорций поможет вам дать волю воображению, например, аниматор может принять решение удлинить или укоротить фигуру на одну-две головы, в случае, если он рисует вымышленного персонажа

Против:

  • если слишком сильно полагаться на заученные пропорции, это может привести к тому, что вам будет лень разглядывать модель и ваши рисунки станут безжизненными
  • из-за огромного разнообразия фигур и типов телосложений, ни одна система пропорций не может считаться непреложным правилом

Используем пропорции эффективно

Система пропорций может сделать ваши рисунки более универсальными или наоборот, более специфичными, в зависимости от того, как вы ее используете. Как, зная пропорции, добиться большей точности в рисунке?

Не ожидайте, что модель будет полностью соответствовать пропорциям, представленным выше, вместо этого, используйте их, чтобы найти различия. Например, вам известно, что пупок обычно находится на три головы ниже макушки. Измерьте и выясните, справедливо ли это правило по отношению к вашей модели.

Если нет, то в процессе измерения, вы сможете определить, на какой высоте находится пупок именно у того человека, которого вы рисуете.

Знание пропорций поможет вам развить то особое чутье, которое позволяет вычислять верное расстояние на глаз, даже если пропорции модели далеки от классических.

Источник: Ссылка

 

Поделиться статьей:

 

Как нарисовать человека: советы от итальянского преподавателя

Юлия Скрипник
Юлия Скрипник

Рисование человека может стать самым ярким и глубоким опытом в жизни художника. Cегодня мы подготовили для вас советы от известного итальянского художника Джованни Чиварди из книги «Рисование фигуры человека». Пусть эти знания станут источником вдохновения и творческим стимулом, помогающим передавать настроение и воспоминания в форме рисунка.

Техники и инструменты

Рисовать фигуру человека и портрет можно любыми материалами — от карандашей до акварели. Карандаш — наиболее распространенный инструмент в силу своей низкой стоимости и универсальности. Уголь прекрасно подходит для выполнения быстрых рисунков с сильным тональным контрастом и менее пригоден для проработки мелких деталей. Для туши рекомендуется плотная и гладкая бумага хорошего качества. Смешанная техника — это одновременное сочетание разных материалов на одном рисунке.

Экспериментируйте в поисках собственных приемов, которые позволят добиться наибольшей выразительности, и старатесь извлекать пользу из случайных эффектов.

Основы пластической анатомии

Художники изучают анатомию с целью осмысленного изображения фигуры человека. Чтобы воспроизвести ее достоверно, нужно не просто видеть, но и понимать, что рисуешь.

Благодаря знанию анатомии, изображение становится более убедительным и живым, чем сама натура.

В целом форма тела определяется скелетом как основной несущей структурой, мышцами, обтягивающими его, и верхним слоем, состоящим из жирового покрова. Полезно узнать и запомнить относительные размеры сочленяющихся костей и их пропорции относительно друг друга и всего скелета, потому что без этой информации невозможно «переложить» фигуру на бумагу и приобрести навык логично и последовательно изображать ее.

Ниже изображены основные кости черепа и шеи вместе с кожей, хрящами, жиром, мышцами, волосами и прочим в виде слоев.

Скелет мужского торса, заключенный в контуры тела, во фронтальной, латеральной и дорсальной плоскостях. Эти рисунки помогут расширить понимание формы тела.

Верхние и нижние конечности в разных плоскостях. Как и на предыдущем рисунке, скелетная структура показана внутри контуров тела.

Художнику важно учитывать три основных аспекта мышц: их внешний вид (форма, размер, объем), расположение (где она находится относительно скелетной структуры и соседних мышц, насколько глубоко или поверхностно) и ее механизм (функцию, направление мышечной тяги, соответствующие изменения формы и пр.).

Пропорции

Чтобы рисунок вышел правдоподобным, необходимо учитывать пропорции тела и головы. Высота головы от лба до подбородка часто принимается за единицу измерения для определения пропорций тела. Рост стандартной фигуры — примерно 7,5-8 голов. Запомните еще несколько пропорциональных отношений: голова трижды укладывается в общую высоту туловища с шеей, длина верхних конечностей также равняется трем головам, а нижних — трем с половиной.

Несмотря на различия между отдельными индивидуумами, их можно разделить на три основные группы типов со схожими характеристиками внутри каждой — эктоморфы, мезоморфы и эндоморфы.

Кисти и стопы

Легко понять, почему руки и стопы с их устройством и разнообразием возможных жестов считаются самыми сложными для убедительного воспроизведения частями тела, как в рисунке, так и в живописи и скульптуре.

Рисовать свои кисти и стопы — лучший способ изучить их максимально подробно. Вы сможете убедиться, что получаются вполне достойные штудии, сравнимые с рисунками лица, а может быть, даже более выразительные.

Сначала выполняется быстрый (но прилежный) набросок в нужном ракурсе и позе, затем с помощью его «геометризации» передают необходимую анатомическую информацию и объем, после чего производится уточнение деталей и индивидуальных очертаний.

Так же как для головы и тела, полезны будут знания о строении костей стоп и кистей.

Порисуйте свои собственные кисти рук и стопы в разных положениях. Можно использовать зеркало. Берите разные предметы в руки и передавайте динамику и настроение жеста в рисунке.

Голова, лицо, портрет

Основной интерес для художника всегда представляли лицо и фигура. Портрет — это не просто воспроизведение физических черт с целью узнаваемости конкретного персонажа. Это рассказ посредством мимики о его личности, мыслях и эмоциях.

Как нарисовать голову и черты лица, мы подробно рассказывали в этой статье.

Наброски человека в скетчбуке

Наброском называют быстрый, спонтанный рисунок с натуры, выполненный в сжатые сроки несколькими информативными линиями. Рисовать людей в естественной обстановке, которые не позируют специально и наверняка не догадываются, что их рассматривают и изображают, поначалу покажется сложным. Но реальной причины бояться или теряться нет — вряд ли кто-то будет обращать внимание на то, чем вы заняты.

Умение изображать незнакомых людей в любой позе и при любых обстоятельствах важно для развития технических навыков и оценочного суждения. И, конечно же, регулярная практика набросков отточит дар наблюдательности и интерпретации, научит смотреть глубже и принимать быстрые, уверенные, понятные и точные решения.

Несколько коротких советов о том, как делать наброски с натуры:

  • Заведите привычку всегда носить с собой карандаш и маленький скетчбук — такой, который легко поместится в сумку или карман, — на случай если что-то привлечет ваше внимание или покажется интересным.
  • Стоит стремиться повысить наблюдательность и умение вычленять главное и одновременно координировать зрительное восприятие, оценочное суждение и движения руки во время выполнения рисунка.
  • Не старайтесь отразить на бумаге все, что видите на натуре. Учитывая ограниченное количество времени и риск изменения позы модели в любую секунду, сосредоточьтесь на главном.
  • Чтобы научиться использовать свою память для воспроизведения последовательности базовых фаз движения, понадобится максимальная концентрация в наблюдении за людьми.

Если вас все еще смущает мысль о рисовании людей с натуры (учтите, что, если кто-то заметит, что вы делаете, одни могут быть польщены, а другие с недовольством уйдут), подготовиться к этому психологически и обрести некоторую уверенность может помочь рисование статуй и скульптур в музеях или памятников в общественных местах.

Уточните, можно ли в музее делать наброски, и если да, то смело отправляйтесь туда и зарисовывайте скульптуры с разных ракурсов.


Так учат рисованию в Париже — во дворике Лувра со скульптурами.

Этапы рисования

Если вы рисуете фигуру целиком (в одежде или обнаженную), можно сначала провести несколько быстрых, светлых линий, чтобы наметить пространство, которое она займет на листе бумаги (максимальная высота, максимальная ширина и др.). Затем наметьте основные части тела (голову, торс и конечности) с учетом относительных пропорций.

Далее обратите внимание на динамику или статику фигуры. Она симметрична, неподвижна? Или в позе угадывается движение, дисбаланс? Обратите внимание на углы и наклоны, которые есть в фигуре.

Закончите рисунок существенными контурами, тенями и деталями, которые невозможно опустить. Сотрите вспомогательные линии, если нужно.

В книге «Рисование фигуры человека» каждый раздел разобран максимально подробно, есть подробные изображения скелета человека в разных плоскостях. Подробно рассказано, как нарисовать фигуру мужчины, женщины, ребенка, пожилого человека, как изображать обнаженную натуру и человека в одежде.

Рисуем человека (и не только). Строение тела и поза

1. Введение

Этот метод поможет вам рисовать людей и разных существ. Он никоим образом не претендует на звание лучшего или даже быстрого. Работая таким образом, вам придется думать и воссоздавать формы человеческого тела в объеме.

В классической мультипликации (особенно у Диснея) используется аналогичный метод проработки персонажей. Там важно прочувствовать персонажа в объеме, чтобы он двигался естественно. Этот метод поможет вам оформить свое представление форм персонажа на бумаге. И избавит от синдрома «не поместился на листке».

2. Поза

Основы анатомии

Схематические изображения

Начнем с упрощенных изображений человека. Помните: «Палка, палка, огуречик — получился человечек»… Не стоит недооценивать их значение. Вы даже не знаете, какую пользу могут принести схематические «человечки». Вы спросите — какую?

Самое главное — они отображает очень важную характеристику объекта, который вы рисуете — пропорции. Вы знаете значение пропорций в рисовании. Слишком короткая нога или слишком длинный нос могут испортить любой шедевр.

Давайте присмотримся повнимательнее к нашим человечкам. Они отличаются в деталях, в зависимости от того, насколько точно вы хотите воссоздать фигуру. Но позами мы займемся чуть позже. Давайте сначала рассмотрим пропорции.

 

Человечек 1. Голова, торс, руки и ноги. С ним вы мало что сможете сделать. Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций этих частей тела.
Человечек 2. Дальше — больше. На этой фигурке уже можно отобразить пропорции плеча и предплечья, бедра и голени.
Человечек 3. Вершина схематичного искусства ;). Думаю вряд ли вы видели, чтобы кто-то рисовал так. У этой фигурки плечи и таз уже имеют определенную ширину. Ниже вы оцените значение схематических рисунков.

 

Задание: нарисуйте несколько «человечков» и посмотрите, насколько точно вы соблюдаете пропорции. Это простой и быстрый способ оценить ваше знание пропорций человеческого тела. Вы сможете реально оценить результат, если вас не будут отвлекать аксессуары: доспехи, волосы и т.д.

Кроме того, схематическое изображение позволяет сразу определить, поместится ли ваш герой на листок бумаги, ему отведенный.

Язык тела

И снова человечки.

Итак, теперь вы знаете, насколько важно освоить пропорции. И какую помощь в этом оказывают схематические человечки. Теперь пора заняться позой. Или, другими словами, заставить вашего героя что-то делать.

С помощью схематических рисунков вы сможете перепробовать множество поз и выбрать нужную, прежде чем начинать работу над персонажем. Кроме того, вы всегда будете видеть, поместится фигурка на листе или нет. Так что схематическое изображение помогает планировать ваш будущий шедевр.

Человечки в действии.

Ниже приведены несколько примеров, в которых схематические «человечки» отображают различные позы. Как правило, сразу видно, естественная поза или нет. В крайнем случае, попробуйте воссоздать ту позу, которую нарисовали, и вам сразу станет ясно 😉

Этот бросает копье.
Танцует (ну, мне так кажется ;).
Бежит. Обратите внимание, что таз и плечи стали немного уже. Ведь мы рисуем вид сбоку.
Гладиатор. Опущенная рука с мечом немного короче. Обратите внимание на поворот корпуса — очень естественная поза, особенно, когда оглядываешься куда-то.
Этот грустит. Или никак не может найти контактную линзу.
Этот просто ничего не делает. Тот же поворот корпуса — плечи и бедра развернуты на небольшой угол.
Странный тип. Ему наверно очень неудобно. Во всяком случае, выглядит глупо.

Задание: нарисуйте несколько схематических человечков, занимающихся разными делами. Следите за пропорциями. Эта работа поможет вам прочувствовать динамику человеческого тела.

Равновесие

Когда вы задаете позу своего героя, нужно не забыть о его центре тяжести. Закон всемирного тяготения еще никто не отменял. Центр тяжести человека расположен в низу живота. Вес ног составляет около половины веса тела.

Его расположение относительно точек опоры влияет на равновесие тела. Посмотрите на эти примеры:

красный круг = центр тяжести
красная стрелка = направление силы тяжести
зеленая стрелка = точки опоры

Обычная походка.
Центр тяжести находится между двумя точками опоры. В результате человек находится в равновесии.
Падение.
Центр тяжести находится в стороне от точек опоры. В результате человек теряет равновесие и падает влево.
Балансирование.
Оно возможно благодаря относительной симметричности человеческого тела. Сравните со следующим рисунком.
Теперь человечек наклоняется вправо. Центр тяжести тоже немного смещается вправо.
Беги, человечек, беги.
Когда человек бежит, центр тяжести находится впереди точки опоры. Вы видите, что такая неуравновешенная поза приводит к тому, что человек падает вперед. Естественно, он не упадет, потому что движется вперед и поочередно выставляет ноги вперед.
Прислонившись к стене.
Человечек находится в равновесии, потому что центр тяжести находится между двух точек опоры: ноги и плеча. Вторая нога не принимает участия в удержании равновесия.
Крадущийся тигр. Притаившийся дракон.
Высокий удар ногой. Центр тяжести находится справа от точки опоры и тело будет двигаться вправо. Это придаст силу удару. Кстати, знающие люди говорят, что так бить неправильно.

Конечно, поза не обязательно должна быть уравновешенной. Это придает ей динамизм и движение. Уравновешенная поза — это спокойный персонаж.

Надеюсь, что мои советы позволят вам добиться большей естественности рисунка.

Движения и действия

Тело — это гибкая и подвижная система, на которую влияет сила тяжести. Его положение не бывает жестко установленной.

На первом рисунке изображен идущий человек. Движения я отобразил в несколько преувеличенном виде, для наглядности. Обратите внимание на движение тазобедренных суставов. Плечи как правило движутся в противоположном направлении.

На втором рисунке — человек, который лежит на боку, опершись на локоть. Его грудная клетка висит на соответствующем плече. Позвоночник имеет определенную гибкость и тоже может изменять свое положение.

3. Строение

Чтобы создать что-то, нужно понять его строение. Если вы хотите изобразить человеческое тело, нужно немного знать особенности его строения.

Скелет

Скелет, как вы знаете, составляет основу тела. Схематические человечки уже показали нам кое-что. Но нам нужно познакомиться с человеческим телом поближе.

Основные части человеческого тела:

  • Вид спереди:
  • голова (черный)
  • грудная клетка (голубой)
  • позвоночник (голубой)
  • таз (голубой)
  • суставы (красный)
  • руки (зеленый)
  • кисти (зеленый)
  • ноги (зеленый)
  • стопы (зеленый)
Вид сбоку.
Обратите внимание на изгиб позвоночника (я убрал руки, чтобы его было лучше видно).

Чтобы нарисовать фигуру человека можно использовать скелет в упрощенном виде:

Этот рисунок позволяет немного лучше понять строение тела.

Строение тела

А теперь — ближе к телу. Займемся мускулами (или жиром, уж как получится). Мы будем использовать эллипсы, цилиндры и другие формы для отображения частей тела. Выберите форму, которая больше всего подходит для нужной части тела.

Может перейти сразу к рисованию собственно тела?
Можно, конечно. Но мы занимались схематическими фигурками и упрощенным скелетом, чтобы вас не отвлекали детали и вы могли заняться пропорциями, равновесием и позой. Этот, казалось бы, лишний шаг позволит вам разобраться с объемными пропорциями.

Объемное представление частей тела.
Красные линии — соединения.
Вы можете проанализировать расположение частей тела.

Расположение частей тела. Практика

Вы можете использовать этот метод, чтобы описать позу и объемы. Посмотрите на примеры.

Слева — наброски, схематические рисунки. Справа — объемные прорисовки на основе схематических рисунков.

Учтите, что не нужно строго придерживаться цилиндрической формы — скорее просто соединяйте суставы. Эти наброски похожи на медицинские манекены, составленные из цилиндров и эллипсоидов.

Детали

Этот метод вам пригодится и при проработке деталей, например кисти и ступни.

4. Варианты

Конечно, у разных людей довольно разные пропорции.

1. Люди

Вот несколько примеров:

  • мускулистый мужчина;
  • женщина, стандартная фигура;
  • толстые мужчина;
  • ребенок

Иногда легче рисовать всю фигуру целиком (как в случае с мускулистым мужчиной), иногда — сначала грудную клетку, затем остальное. Смотрите сами, как удобнее.

2. Разнообразные существа

Этот метод поможет вам рисовать разнообразных существ, строение которых сходно с человеческим. Если быть точным — всех потомков динозавров, от млекопитающих до птиц.

Вот несколько примеров:

  • Обезьяна
  • Собака
  • Ящерица

Когда я работал над мускулистой обезьяной, то рисовал всю фигуру сразу. Как правило, для мускулистых существ не нужно рисовать отдельно грудную клетку.

То же самое применимо к конечностям. Не обязательно сначала рисовать линии. Нарисуйте суставы и соедините их.

3. Мультипликационные персонажи

Да, для «мультяшек», особенно в стиле сороковых-пятидесятых, тоже хорошо подходит этот метод. Преобразовывать объемы довольно легко, вы сами увидите. Не нужно прорисовывать грудную клетку и таз, если они вам не нужны. Да и суставы вряд ли нужны для «мультяшек», которые гнутся, словнот резиновые.

Вот и все, ребята. Урок окончен. Главная мысль — для рисунков нужна определенная основа. Чтобы получить ее, лучше упростить изображение до схематического. Основное преимущество этого метода — вы можете легко и быстро опробовать разные позы. И размер бумаги не станет на пути полета вашей фантазии. Этот метод поможет улучшить композицию рисунка.

И напоследок — небольшой пример.

 

 

минимум о пропорциях лица и фигуры — запись пользователя Лиза (id1607627) в сообществе Кондитерская в категории Мастер-классы по мастике и не только

«Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера. Потом ты сможешь писать так, как ты хочешь, все будут уважать тебя» (Сальвадор Дали)
(это эпиграф, если что)))
========

Лепя реалистичную фигурку или куклу, мы всегда стремимся к тому, чтобы правильно и естественно передать пропорции человеческого тела. Иллюстрации, которые мною приведены ниже, призваны облегчить работу над лепкой человеческого тела в любом масштабе, который вы захотите выбрать для своей будущей скульптуры. Это рисунки и выдержки из книг Кэтрин Дьюи «Создание реалистичных фигур из полимерной глины» и Джека Хамма «Как рисовать голову и фигуру человека», которые наглядно показывают пропорции головы и тела человека.
На протяжении многих веков художниками и скульпторами не раз предпринимались попытки систематизировать и схематически выразить те знания о пропорциях человеческой фигуры и их соотношении, которые бы сделали изображение человеческого тела максимально правдоподобным.

Рисунки, которые используются в данном посте — обобщенная компиляция схем человеческого тела, созданных художниками минувших и нынешних эпох. Конечно, эти пропорции нельзя назвать абсолютно универсальными — в каждом отдельном случае на них будет оказывать влияние раса, пол, возраст и конституция тела изображаемого персонажа. Ведь именно эти различия делают каждого из нас уникальным. Поэтому, создавая фигурку, никогда не забывайте об её индивидуальности, но это уже другой вопрос.
А сейчас мы будем рассматривать основы основ, берущие своё начало от витрувианского человека Леонардо да Винчи (рис. 1), который по сей день считается «каноническими пропорциями» человеческого тела.
рис.1

Модность модностью, но, как говаривал чуть выше цитируемый мною Дали «Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермере и Рафаэля, не берись за эту книгу [и не читай этот пост — прим. автора.. т.е. меня] и пребывай в блаженном идиотизме».

Итак, для начала рассмотрим голову/лицо, их основные линии и метки.
Для упрощения понимания я ограничусь минимальным текстом и максимально внятной иллюстрацией.

Голова и лицо
Основные линии лица (рис. 2)
рис. 2

Метки пропорций головы (рис. 3)


рис. 3

Основные пропорции лица (рис. 4-5)

рис. 4

рис. 5

Резюмируем:

— Черепная коробка и лицевые кости — примерно одного размера и объема.
— Высота лица составляет три четверти (3/4) от общей высоты головы.
— Ширина головы на уровне глаз составляет две трети (2/3) высоты головы.
— Ширина нижней челюсти составляет три четверти (3/4) ширины головы (в самом широком месте головы)
— Глаза расположены на линии, находящейся ровно посередине между макушкой и кончиком подбородка (тонкая синяя линия на рисунке 3 справа).
— Ширина глаза — 1/5 ширины головы. Расстояние между глазами равняется одной ширине глаза.
— Основание носа (его широкая часть) расположено на расстоянии 1/2 ширины головы от кончика подбородка.
— Ширина основания носа равна ширине глаза.
— Рот расположен на линии, удаленной от кончика подбородка на 3/8 высоты головы, или, иначе, на 1/4 ширины головы вверх от кончика подбородка. Ширина рта равняется 1.5 ширине глаза.
— Верхняя граница уха лежит на одной линии с верхней границей брови, а мочка уха обычно находится на одном уровне с ноздрями.
— Ухо начинается на линии, обозначающей середину между лицом и затылком (жирная синяя линия на рис. 3 справа).
— Ширина шеи — 1/2 от ширины головы. Расстояние от кончика подбородка до ямки на шее колеблется от 1/4 до 1/3 высоты головы.

Тело

Обычно за единицу измерения человеческого тела принимается «длина головы». Высота человека может колебаться от 6 голов до 8 голов. В нынешнюю эпоху анарексии в спайке с акселерацией в моду вошли женские тела в 9 голов (длина тела увеличивается за счет ног!), но это уже частные случаи. Канонический же рост человека в среднем равен 7,5 длины головы. Греки и римляне изображали своих богов более высокими и статными, чем простых смертных — высота таких статуй обычно составляла 8 голов.
Поэтому максимально похожие и эстетически приятные глазу фигурки советую выполнять в классических пропорциям (7,5-8 голов).
Давайте рассмотрим наиболее значимые соотношения пропорций человеческого тела (рис. 6-7):
рис. 6

рис.7

— Расстояние от кончика подбородка до сосков — 1 высота головы.
Линия лопаток лежит на той же высоте.

— Расстояние от сосков до точки прямо под пупком — 1 высота головы.
Верхняя линия ягодиц лежит на высоте той же линии, что проходит под пупком.

— Линия паха у женской фигуры и основания ягодиц у мужской фигуры находится на высоте 1 головы под пупком.

— Ширина плеч составляет 2 ширины головы у мужчин; у женщин плечи чуть уже.

— Впадина между ключицами в ширину составляет 1 высоту головы.

— У мужчин грудь и бедра одинаковой ширины (1,5 ширины головы).
У женщин бедра составляют 1,5 ширины головы, а грудь — 1.25.

— Талия чуть шире 1 ширины головы в обоих случаях.

— Расстояние от подошвы стопы до колена — 2 высоты головы.

— Расстояние от колена до основания тонкой мышцы (внутренняя сторона бедра) — 1 высота головы.

— Линия середины тела пересекает тазобедренную кость у женщин и лежит чуть ниже у мужчин.

— Длина руки равняется трем высотам головы, от кончика среднего пальца до подмышки (середина дельтовидной мышцы).

— Локоть находится на расстоянии 1 высоты головы от подмышки.

— У мужской фигуры, расстояние от кости запястья до кончика среднего пальца составляет 1 высоту головы.. у женской фигуры несколько меньше.

— Головка локтевой кости лежит на линии середины тела.

— Рука в самом широком месте составляет несколько меньше 1/2 ширины головы.

— Длина кисти руки равна высоте лица.

— Рука мужчины несколько длиннее руки женщины.
Кончик мизинца находится на расстоянии 3 высот головы от подошвы ступни у мужчины, и немногим выше этой линии у женщины.

— Длина стопы равна примерно от 1/6 до 1/7 высоты головы.

Пусть количество соотношений, изображенных на рисунках, не пугает вас. Просто применяйте их на практике из раза в раз — это войдет в привычку и будет получаться автоматически. Приучите себя во время лепки думать о размерах фигурки не в сантиметрах, а в «высоте головы», чтобы фигурки были реалистичными.

Я не предлагаю следовать всем соотношениям человеческого тела.. да я их даже тут не стану все описывать.. Но.. 6-8 голов соблюдайте — лепите людей, а не гоминидов.) Отталкивайтесь (ХОТЯ БЫ!!) от рисунка 7. Остальное — дело навыков.

ну и ещё немного — вдруг кому интересно: — длина ступни равно длине предплечья.. кто не верит может приложить ногу к предплечью (предплечье это то, что от запястья до локтя, а то те, кто плохо биологию знают, могут начать замысловатые позы йоги изображать, а я потом виновата буду)).
Согласно канонам, окружность талии девушки должна быть в два раза больше шеи. Окружность голени равна шее, а окружность бедра — составлять полторы окружности голени /что такое голень и бедро — сами погуглите.. ладно?)/
Расстояние от пяток до талии обязано относиться к длине тела как 2:3 (школьные знания элементарных пропорций вам в помощь).. ну или, опять же, рисунок 7). С учетом таких пропорций создавались классические античные статуи.

ну и до кучи — Пропорции тела и возраст человека (рис. 8)

рис. 8

p.s. у мультяшных персонажей пропорции высчитывайте сами)).. это не сложно — «отрываете» голову и прикладываете к нужным частям тела))

Leave a Reply