Разное

Древесина для резьбы по дереву – Древесина для резьбы — выбор лучшего материала

Содержание

Древесина для резьбы — выбор лучшего материала

Резьба по дереву – достаточно сложный вид декоративно-прикладного искусства. Для освоения дела мастерам требуется постоянная практика, хороший инструментарий, а также творческий подход. Однако конечный результат работы резчика зависит не только от этих факторов. Важную роль также играет качество материала, используемого для обработки. Какое дерево используют для резьбы по дереву мастера, как его подготовить? Ответы на эти и другие вопросы представлены ниже.

Важность качества материала

Далеко не каждая древесина подходит для резного искусства. Поскольку материалы обладают разными свойствами: влажностью, прочностью, мягкостью, гибкостью и т. д. Поэтому от выбора конкретного варианта зависят:

  • простота и быстрота обработки заготовок;
  • визуальная привлекательность изделия;
  • возможность выполнения мелких и сложных орнаментов;
  • долговечность изделия (статуэтки, мебели и т. д.).

 

Какое дерево выбрать при всём многообразии пород? Подбор конкретного материала во многом определяется техникой, в которой работает мастер.

Так, при скульптурной резьбе рекомендуется использовать прочные породы дерева: дуб, кедр и т. д. А при рельефной или геометрической – липу, берёзу и ольху, которые отличаются мягкостью и гибкостью.

Популярные породы

Ручная резьба может осуществляться на заготовках различной древесины. Однако существует несколько наиболее популярных пород, которым отдаются предпочтения. В их числе:

  1. Липа. Заготовки из этой породы хорошо поддаются обработке резцами и стамесками. Сама древесина имеет тонковолокнистую структуру, благодаря чему мастера могут выполнять сложные и деликатные орнаменты. Ровный белый цвет липы – ещё одна причина, по которой резчики выбирают именно эту породу.
  2. Ольха. Какая древесина для резьбы по дереву используется, если мастеру необходим уникальный оттенок породы? Прежде всего, конечно же, ольха. Такая древесина меняет цвет: изначально заготовка белая, однако со временем обретает красноватый оттенок, а потом – светло-розовый.
  3. Берёза. Отличается лёгкостью обработки, поэтому её часто используют при рельефной и геометрической резьбе. Из-за невысоких показателей прочности берёзовые заготовки применяют при изготовлении картин, панно и прочих декоративных изделий.
  4. Дуб. Какое дерево нужно для резьбы, если мастер желает изготовить статуэтку или декоративную мебель? Дуб станет лучшим выбором. Для него характерна высокая прочность, долговечность, устойчивость к повреждениям. Именно поэтому из дуба изготавливают скамейки, стулья, кухонную утварь и т. д.

Какие деревья годятся для резьбы, помимо названных пород? Прежде всего, это клён. Его древесина по цвету схожа с берёзой, однако отличается привлекательной текстурой и твёрдостью. Клён сложнее обрабатывать резцами (маленькими стамескам, церазиками, клюкарзами и т. д.), поэтому на заготовках создают крупный орнамент и сравнительно простые узоры. Также в резном искусстве широко используют сосну, кедр, тис и пихту. Их необходимо лучше подготавливать перед работой, так как в породах содержится много смол.

Похожие материалы:

Критерии качества

Как выбрать дерево для резьбы при условии, что материалы различаются по свойствам? При заготовке важно учитывать:

  1. Влажность. Этот показатель напрямую влияет на долговечность готового изделия. Избыточная влажность древесины грозит деформацией, растрескиванием, потерей привлекательного внешнего вида. Поэтому свежесрубленный материал не подходит для обработки. Если возникает необходимость создания рельефа и орнамента, мастера выбирают сухие заготовки с влажностью около 8%.
  2. Состояние. Какую древесину использовать категорически не рекомендуется? Ту, которая имеет сучки, наросты и иные дефекты. Такой материал тяжёл в обработке из-за перекрученных волокон. Они мешают мастеру передвигать инструмент в нужном направлении. Кроме того, на месте сучков быстрее образуются сколы и трещины, что приводит к поломке изделий.
  3. Вес. Чем тяжелее материал, тем выше его прочность. Поэтому мастера стараются не использовать древесину с большим весом при изготовлении панно, картин и прочих изделий, которым требуется деликатная обработка. Тяжесть также может указывать на высокую влажность.

Это основная информация о том, какое дерево лучше выбрать для дальнейшей резьбы. При подборе конкретной заготовки мастерам также рекомендуется всегда учитывать технику, в которой они собираются работать.

Особенности подготовки

Выбор древесины – это начальный этап. После того как мастер определился с породой, ему потребуется подготовить материал. Эта мера необходима для того, чтобы предупредить раннюю порчу изделия и деформацию. Как подготовить дерево для резьбы, какие методы существуют?

Основным способом считается сушка. Эта процедура помогает удалить лишнюю влагу, которая накапливается в дереве. Оптимально, если материал высушивают на свежем воздухе. При этом важно снизить влажность до уровня 15–20%. Сама процедура сушки может занять много времени – несколько месяцев, если заготовки имеют большие габариты.

Как только влажность достигает нужных показателей, древесину заносят в помещение (подальше от отопительных приборов). Это необходимо для того, чтобы дополнительно просушить волокна материала. Желательно, чтобы показатель влажности в заготовке не превышал 8–10%.

Как подготовить древесину для резьбы с помощью альтернативных способов? Мастера могут применить метод вываривания. Такой способ подходит для подготовки заготовок небольшого размера. Для этого их помещают в кипяток, вываривая на маленьком огне в течение нескольких часов. Подобная процедура помогает быстро и эффективно устранить внутриклеточную влагу в волокнах материала. После такой термообработки заготовки необходимо просушить в течение недели (в среднем).

Если вам неизвестно, какое дерево подходит по резьбе стамесками, как правильно подготовить материал, но при этом желаете стать владельцем оригинальных изделий, мастера компании «Русский Бондарь» помогут. Наши специалисты – эксперты по изготовлению уникальной резной мебели, сувениров, статуэток, которые смогут заказать ценители эксклюзива.

rus-bondar.ru

Какое дерево лучше для резьбы по дереву: самая мягкая древесина

Резьба по дереву. Содержание

Мягкие лиственные породы деревьев

К мягким древесинам стоит отнести липу, иву, осину, тополь, ольху, каштан.

Липа (рис. 1) является лучшим материалом для резьбы самых разных изделий. Распространена почти повсеместно — на Дальнем Востоке, где находится более половины запаса липы, а также в европейской и азиатской частях средней полосы.

Рис. 1 Липа

Древесина липы мягкая, легкая, мало подвержена растрескиванию, короблению, не усыхает, белого цвета, отличается чистотой и однородностью; легко поддается обработке, хорошо режется, широко используется в токарном деле.

Из-за недостаточной твердости липа не годится для производства мебели, зато в изготовлении сувениров, игрушек, резного декора для украшения дома, различной деревянной посуды она незаменима. Из нее до сих пор делают семеновские и загорские матрешки, точат хохломскую посуду и еще многое другое. Благодаря своей мелкослойности, легкости в обработке липа используется в производстве бочек. Более мягкой липа становится после распаривания, а высыхая, приобретает высокую прочность.

Это дает возможность выгибать из тонких липовых дощечек решета, коробейки и набирухи, обивать тонкими липовыми досками изделия со сложными криволинейными поверхностями. Из распаренной древесины липы намного проще вырезать столовую утварь: ложки, миски, ковши, братины.

Очень ценным свойством липы является ее вязкость. Многие мастера делают из липы доски, на которых режут кожу, вырезают берестяные кружева, мозаичные элементы из шпона, не боясь затупить нож. В свое время чертежные доски также делали из липы. Такие доски хорошо держали кнопки, и оставшиеся вмятины быстро сглаживаются. Из-за легкости обработки, способности почти не усыхать и не поддаваться короблению модели для литья в основном делают из липы.

Широко используют луб — кору липы. Вымоченный в воде луб превращается в мочало — прочный и дешевый материал, идущий на изготовление решет, лукошек, коробов, кулей, рогож. Из него же плетут (из коры молодых лип – липового лыка) незатейливую обувь — лапти.

И, наконец, нельзя не сказать, что всеми любимое замечательное дерево — липа является одним из лучших медоносов. Липовый мед целебен, обладает бактерицидными свойствами, цвет липы также издавна применяется в народной медицине, даже уголь из липы используется как лекарственное средство. Человек научился всесторонне применять липу — этот поистине универсальный клад, приготовленный самой природой.

Ива (плакучая, белая, чернотал, краснотал, верба, ветла) — все деревья из семейства ивовых.

Ива (рис. 2) широко используется в хозяйственной деятельности. Древесина этого дерева мало чем уступает липе, она легкая, мягкая, вязкая, эластичная. Иву используют при изготовлении различного инвентаря, ракеток для тенниса, протезов; она — лучший материал для дуг, обручей и многого другого. Стволы крупных деревьев идут на строительство домов, распиловку досок. Из досок делают ульи, мебель, разнообразную домашнюю посуду. Ивовая лоза почти повсеместно идет на плетение. Из неочищенного прута плетут корзины, а также верши для рыбалки. Из белого прута изготавливают мебель, различные подставки. Кора ивы используется на кожевенных заводах для дубления кож; красящее вещество, полученное из коры, находит применение при окрашивании шерсти, шелка и кожи в коричневый и черные цвета. Из луба делают волокно для производства канатов. Ива — прекрасный медонос, поэтому она очень ценится в пчеловодстве.

Рис. 2 Ива

В современных условиях, когда уделяется большое внимание охране окружающей среды, ценность ивы еще более повышается. Ее хорошая приживаемость на различных почвах, дымо- и газоустойчивость, способность к очищению атмосферы от углекислоты и обогащению ее кислородом делают иву незаменимой в озеленении.

Осина (рис. 3) — дерево из семейства ивовых. Обычно растет в лесной и лесостепной зонах. Она обладает рядом замечательных качеств: морозо-, влаго- и кислотоустойчивостью. Древесина осины отличается мягкостью, однородностью текстуры, белизной и чистотой, меньше других поддается червоточине. Одно из важных ее свойств — светоустойчивость. Она долгое время не желтеет, если находится в помещении. При сгорании осина не дает копоти, и поэтому незаменима в спичечном производстве, из отходов делают упаковочную стружку для фруктов. Еще одним положительным качеством является ее способность очень долго не гнить в воде. Исстари на Руси сруб для погреба или колодца, особенно нижнюю его часть, делали из осины. Кроме того, ее мелкослойная древесина в воде становится очень плотной и слабо пропускает воду, поэтому из осины делают бочки, ушата, корыта.

Для кровли крыш всегда старались использовать дранку из осины. Купола знаменитых северных деревянных храмов покрывали лемехом (гонтом) — небольшими фигурными дощечками. От солнца и дождя лемех со временем приобретает красивую серебристо-серую окраску.

Рис. 3 Осина

Осина широко используется для резьбы. Однородная древесина позволяет делать порезки в любом направлении, не скалывается и не сминается под резцом.

Тополь (рис. 4) — тоже из семейства ивовых, имеет много разновидностей. Деревья быстро растут и в 30—40 лет достигают спелости и крупных размеров. В пределах России распространены: черный (осокорь), белый (серебристый, пирамидальный (итальянский) и канадский тополь.

Рис.

Советы новичкам: какая древесина подходит для резьбы по дереву?

4 Тополь

Древесина тополя мягкая, легкая однородного строения, с неярко выраженным рисунком текстуры, почти не растрескивается при сушке, поддается обработке резанием и отделке.

Годичные слои видны во всех срезах.

Древесину тополя используют в целлюлозно-бумажной промышленности для получения бумаги и картона. Тополь черный применяют в мебельном производстве для изделий, требующих отделки, а также для изготовления деревянной посуды и домашней утвари. Комлевая часть стволов черного и канадского тополя отличается красивой текстурой, подобной карельской березе, и используется для производства строганной фанеры и декоративного лущеного шпона; из почек и цветов получают фиолетовую краску, из листьев — желтую.

Ольха (рис. 5) — дерево из семейства березовых, произрастает на большей части европейской территории России и Западной Сибири на сильноувлажненных почвах. Представлена в трех разновидностях: ольха черная, белая и сибирская.

Рис. 5 Ольха

Ольха — порода заболонная, часто имеет ложное ядро. Цвет в свежесрубленном состоянии белый, на воздухе краснеет и становится желтовато-красной (рис. 5а). Годичные кольца малозаметны. Сердцевинные лучи узкие, простым глазом не видны, на поперечном срезе — ложно-широкие и выявлены в виде светлых, иногда искривленных, радиальных линий.

Рис. 5а Обрез ольхи

Встречаются сердцевидные повторения в виде буроватых крапинок, пятнышек или черточек. На комлевых частях ствола ольхи возможны наросты, капы.

Древесина ольхи мягкая, легкая, хорошо режется, мало коробится, хорошо протравливается и полируется, очень стойкая в воде, поэтому она используется для изготовления свай, колодезных срубов, шахтных подпорок. Ольха пригодна для резьбы. В местах, где мало липы, осины, ивы, мастера-резчики работают с ольхой.

Из коры ольхи получают дубильные вещества, хорошую черную краску, шишечки ольхи используют в народной медицине.

Каштан съедобный (рис. 6) в естественных условиях произрастает в южных районах, в средней полосе встречаются отдельные деревья, а также имеются посадки в садах и парках.

Рис. 6 Каштан

Порода ядровая, ядро по цвету и строению похоже на дубовую древесину, но сердцевинные лучи не видны. Заболонь узкая, светлая, с желтоватым оттенком. Годичные кольца хорошо заметны во всех разрезах. Каштан содержит большое количество дубильных веществ, отличается сероватым оттенком и характерным рисунком текстуры. Древесина каштана легкая, мягкая, хорошо поддается обработке резанием и отделке. Каштан используют при изготовлении мебели в виде строганной фанеры, а также в бондарном деле. Кора применяется в дубильном производстве для получения черной и бурой краски.

Резьба по дереву. Содержание

stroyvolga.ru

Начало.Заготовка древесины для резьбы. | Журнал Ярмарки Мастеров

Здравствуйте уважаемые резчики, любители резьбы по дереву и просто сочувствующие! Не стану грузить вас традиционным вступлением , типа : “История резьбы по дереву уходит своими корнями глубоко в глубь, а ветвями упирается высоко ввысь.” Пропущу так же всякую заумь, вроде тангенциальных разрезов и классификации деревьев на кошерные и не кошерные. Всё это вы в изобилии найдёте на страницах многочисленных изданий, как правило, один в один повторяющих друг друга.О себе :
Резьбой по дереву занимаюсь 24 года , скоро юбилей. Учился у резчиков – профессионалов и любителей. Кое-что вычитал в книгах, многое узнал на собственном опыте. На страницах этого сайта хочу рассказать о том , что я знаю и умею сам , не претендуя на истину в последней инстанции, и не оспаривая других точек зрения, за исключением явных ляпов , напечатанных в некоторых учебных пособиях, которые могут привести не только к бессмысленной трате времени и средств, но и к серьёзным травмам. ( Я всего этого, к сожалению, не только насмотрелся, но и, по молодости, напробовался на себе).

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 1

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 2

Разумеется – никакая резьба по дереву не состоится, если у Вас не будет в наличии, как минимум, дерева. Существует много способов заготовить впрок материал для резьбы. О них мы и поговорим на этой странице:

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 3

Даже насквозь промокшая под дождём балка высыхает быстро и ничего ей не делается. Иное дело – свежесрубленный ствол , покрытый корой. Влага в таком стволе находится внутри клеток, и, при испарении, движется вдоль волокон быстрее , чем поперёк . Окончательно портит дело слой коры , пропускающий влагу ещё хуже , порой , на столько , что дерево успевает сгнить быстрее, чем высохнуть. В то же время, со стороны торца (место спила), испарение очень интенсивно. Диаметр ствола в этом месте уменьшается быстрее, чем в середине, и, бабах ! – вдоль ствола пошла трещина , а то и не одна . После этого заготовку можно тщательно вымыть , покрасить и выбросить, чтоб глаза её не видели. Но не всё так плохо ! Существует много способов высушить древесину без потерь и трагедий. Как Вы , наверное , уже поняли , все они сводятся к тому , чтобы заставить влагу испаряться равномерно во все стороны : где надо ускорить , где нужно – замедлить. А потому – вот Вам способ первый – медленный и печальный:

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 4

Осенью, когда листья с деревьев уже облетели, ну, или, почти облетели, а снег ещё и не думал выпадать, для заготовки самое подходящее время. Соков в стволах мало, а в лес ходить ещё не холодно. Резчики по дереву тогда отправляются в лес , в места , предназначенные под вырубку (ну , или лесник укажет, какие деревья можно рубить , в общем , не маленькие , сами знаете , что к чему).С собой берут пилу или топор ( а, если заготовка предстоит большая , то и то и другое) , нож для снятия коры (сгодится сапожный, или любой другой с широким крепким лезвием) , полиэтиленовые мешки и старые резинки от трусов. А ещё не плохо бы прихватить какую ни будь писатку (маркер,фломастер,или,хотя бы карандаш любой, только не светлый). Деревья срубают, и нарезают чурбаками, длиной от 0,5 метра до любой, какую позволят условия транспортировки и хранения, чем длиннее, тем лучше. Кору со ствола снимают почти полностью, только по краям, с обоих концов, оставляют кольца из коры, длиной от 10 до 15 см. На концы надевают полиэтиленовые мешки и плотно заматывают резинками. На самом деле , можно не париться , а просто замазать торцы краской , но это не очень надежно. Для длинного ствола – не страшно , ну , потрескается он с концов сантиметров на 10 , а остальное высохнет без потерь , а вот короткую заготовку можно испортить.

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 5

Как видите , влага в этом случае испаряется равномерно по всей длине ствола. Следовательно – при сушке , его диаметр уменьшается везде одинаково , и ничего не бабахает. Затем берут маркер и пишут прямо на стволе: что за порода и когда срублена. Поверьте на слово – очень пригодиться. В таком виде стволы укладывают на просушку . Лучше всего, где ни будь на сеновале , в общем , на открытом воздухе , под навесом. Но можно и в городской квартире на шифоньере, или на шкаф закинуть. Чтобы стволы хорошо обдувались воздухом , их можно переложить крест на крест, или разделить какими ни будь вставками . Можно этого и не делать , всё равно всё высохнет. Сохнет древесина ровно год. Говорят , что именно от этого появилось выражение «готовить загодя» , но за это поручиться не могу.

А как поступить, если нет ни мешков, ни краски? Или надо заготовить толстущий стволище для какой нибудь садовой скульптуры?

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 6

В этом случае кору снимают не полностью, а вдоль ствола прорубают стамеской канавку, глубиной 0,1 диаметра ствола. А называется такая заготовка – кряж.

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 7

Весной , до начала сокодвижения , отправляемся в лес ,и ,выбрав подходящее дерево , снимаем с него кору. Потом спокойно идём домой и ждём. Когда приходит срок , дерево из последних сил выбрасывает листочки, выдавливая из себя последние запасы влаги. А новых не поступает, кора то снята. Примерно к новому году древесина дозревает окончательно. Тогда её и рубят. Проверив этот способ на практике, могу добавить, что место, на котором растёт выбранное дерево, должно хорошо продуваться ветром, иначе, древесину сожрут таки грибок и серая гниль. Но уж если всё получилось, то не найдёшь материала лучшего качества!

А можно ли высушить корягу с множеством загибов и отростков?

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 8

Да, можно, притом, не одним способом. Вот, например, такой: зарыть заготовку в кастрюлю с песком , поставить в духовку на медленный огонь и тушить до готовности. Хороший способ, но только песок должен быть крупный и хорошо просеянный, а лучше – промытый, иначе в поры дерева набьётся пыль, а это очень плохо.

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 9

Или вот, например: Небольшую заготовку заворачиваем в полиэтиленовый пакет, и кладём на батарею. Когда на стенках пакета изнутри появятся капельки воды, выворачиваем его наизнанку и повторяем всё заново. Первое время эту процедуру приходиться повторять три – четыре раза в сутки. Потом реже. Можно значительно ускорить процесс сушки, если заготовку завернуть в один, или несколько слоёв газеты. Газета будет намокать, впитывая в себя влагу. Но тут главное – не переборщить. Если слоёв будет слишком много, то дерево начнёт отдавать влагу слишком быстро, и потрескается не хуже, чем на открытом воздухе.

В тёплых странах используют ещё один вид сушки: Заготовку зарывают в сухую землю. Сверху устанавливают навес от дождя. Через год дерево готово к резьбе. У нас на Урале, правда, такой способ не прокатывает. Слишком влажная почва. Где бы ни закапывал, всё сгнивает начисто, и никакой навес не помогает. И ещё, не знаю, как они избегают загрязнения материала. Наверное, в тряпицу какую – ни будь заворачивают. Частицы земли, попавшие в поры дерева в два счёта испортят любой инструмент.

Начало.Заготовка древесины для резьбы., фото № 10

И ещё один вид сушки. Я бы назвал его «С ног на голову». Сушить таким образом можно только осину. А открыли его мы с моим корешем, когда были ещё зелёными практикантами в нашем родном зубильно – дробильном цехе. Значица, дело было так: Решили мы заняться резьбой по дереву и пошли в лес за дровами. О том, что это надо делать осенью, мы, конечно, ничего не знали. Пошли весной, в пору цветения подснежников. А вокруг благодать! Тепло. Птички поют, надрываются. Древесный сок из под пилы ручьём бежит. Напилили мы осиновых чурбаков и принесли их в цех, тайком от мастера, разумеется. О том, что кору надо снимать, мы тоже ничего не знали. Единственное, что сделали правильно, так это то, что догадались замазать торцы толстым слоем отработанного бакелитового лака. На просушку чурбаки определили туда, где их никто не смог бы найти. Открутили крышку большой вентиляционной трубы, аккуратно уложили наши заготовки на дно, и закрутили крышку, мол, так и было. В трубе чурбаки постоянно обдувались сильным потоком воздуха. Наверное, поэтому они не сгнили, а высохли таки через девять с небольшим месяцев. Кора на чурбаках сильно скукожилась, но не отпала, и они стали заметно легче. Первые фигурки вырезать было легко и приятно. Но с каждым новым месяцем резать становилось всё труднее и труднее. Сперва мы думали, что неправильно точим инструмент, и часами мучили наши резцы, пробуя разные способы заточки. О том, что заточка не причём, догадались тогда, когда решили выточить на токарном станке балясину для балкончика в садовом домике, вместо сломанной. Выточить то выточили, но сломали четыре резца из сверхпрочного сплава. Много позже мы прочитали в одной мудрой книге, что в старину был такой специальный способ сушки осины, чтоб рубить весной и сушить в коре. И что сейчас этот способ утерян. И что от срубов, сделанных из такой осины и простоявших триста лет, топор отскакивает. Вона как!

Кроме сушки есть ещё много способов заготовки дерева. О них я расскажу позже.

www.livemaster.ru

Выбор и подготовка древесины для резьбы

                                         Волк съел её и бабушку в целях чисто… дальше…

 В этой статье хочу рассказать о способе заготовки дерева, который подходит как для резчиков–скульпторов, так и для деревянщиков других профессий.

 

В нашем Клубе немало тех, кто начинает свой путь в резном творчестве, и перед ними закономерно встаёт вопрос подготовки и выбора материала. Особенно проблематичным является подготовка древесины твёрдолиственных и фруктовых пород деревьев с наименьшими потерями объёма материала, количеством трещин и одновременным сокращением продолжительности сушки заготовок, не прибегая к использованию специального оборудования и малодоступной техники. Рецепт, передающийся из поколения в поколение, сравнительно доступен каждому, предназначен для всех лиственных пород дерева, его можно реализовать без особых затрат и приспособлений.

 

1. Заготовка материала

 

Спиливание дерева производят как правило в период наименьшего сокосодержания в стволе — с конца ноября и до середины февраля. Для удобства ветви и сучья обрезают в первую очередь, затем валят основной ствол. После этого снимают кору (удобно это делать штыковой лопатой, нужно предварительно обрезать конец лезвия и, заточив фаску, орудовать, как прямой стамеской – такой способ эффективнее традиционной обработки стругом) и распиливают на чурки — кругляки требуемых размеров в зависимости от авторских задумок. На этой стадии заготовки требуется как-нибудь пометить, например, на краю торца комлевой стороны ствола можно сделать зарубку. Этот факт стоит зафиксировать в блокноте для памяти, чтоб не путаться в дальнейшем.

2. Вываривание заготовок

 

Смысл следующего этапа заключается в том, что методом вываривания в кипящей воде ускоряется процесс удаления из дерева внутриклеточного сока. Для этой цели потребуется ёмкость, может подойти обычная бельевая выварка (знакомый деревянщик изготовил для вываривания досок пенал из нержавеющей стали длиной 2,5 метра и вмонтировал в него электротены). В нашем случае источником нагрева может служить бытовая плита, русская печь, костер. Если у автора сформирована идея – образ будущего произведения,- то целесообразно сделать на заготовке черновую обрубовку и ещё можно просверлить сквозное отверстие по центру от торца к торцу с последующей заделкой круглыми пробками. Этот приём ускорит интенсивность удаления сока, уменьшит либо исключит возникновение трещин.

 

Если заготовки получились длиннее по размеру самой ёмкости, то, расположив их вертикально, можно переворачивать вверх–вниз в процессе вываривания. После того как разместили материал в ёмкости, наливаем воду, доводим до кипения и варим от 3 ч до 4 ч. Для эффективности процесса можно добавлять в воду поваренную соль (4–5 столовых ложек на 1 литр воды), но если работу предстоит выполнять в резной технике, то тогда лучше исключить соль, так как она кристаллизуется и резцы очень быстро тупятся. Но если обработка дерева будет производится методом фрезерования и абразивами, то в этом случае вываривание с солью целесообразно.

 

Жидкость, остающаяся в ёмкости после варки, например от грушевого дерева, можно использовать, как морилку. Есть ещё старый способ удаления внутриклеточной жидкости. Брёвна укладываются в водоём с проточной водой таким образом, чтобы комлевая часть стволов была развёрнута навстречу течению. Причина такого расположения заключается в строении и свойствах капиллярно–сосудистой системы деревьев.

 

3. Предварительное удаление жидкости

 

Следующий этап – предварительное удаление жидкости из древесины. Нам потребуется неотапливаемое, неосвещённое помещение, если имеется окно, то его следует как следует закрыть – задрапировать для предотвращения попаданий возможного луча света на поверхность дерева не создавая условия для возникновения трещин. Обязательно в помещении наличие бетонного пола, лучше всего подходит подвал. Как известно, бетон обладает свойством втягивания в себя влаги. Теперь берём наши деревяшки, находим зарубки–метки и устанавливаем каждую заготовку на бетон комлевой стороной вверх, а вершиной вниз. Этот приём обусловлен созданием более интенсивного удаления влаги из наших заготовок. Как известно, влага восходящим поступательным движением проходит по сосудам-капиллярам, расположенным в структуре древесного ствола, от корней к вершине. Перевернутые “вверх ногами” сосуды–микрокамеры продолжают выполнять свою функцию без усилий в более комфортном режиме, отдают жидкость ненасытному бетону. Коэффициент полезного действия тем самым повышается, а мы получаем ускорение процесса и исключаем возникновение трещин в заготовках. Длительность этой процедуры занимает 2–3 недели (в зависимости от размеров материла).

 

4. Проветривание–завяливание

 

На дереве потребуется защитить торцы. Это можно сделать закрашиванием поверхности торцов масляной краской, заклеить бумагой. Я предпочитаю покрывать разогретым гудроном (так основательнее). Выбираем место на открытом воздухе, правильнее с северной стороны какого–нибудь строения и под навесом (от дождя, снега и солнца). Деревяшки укладываем друг на друга “колодцем”.

Лучше сохнут полешки, родные друг другу, от одного дерева, уложенные в одну стопку. Этот процесс проходит не менее одного месяца. Чем дольше естественный способ завяливания, тем больше гарантий избежать трещин в дальнейшем. После этого можно продолжать сушку в помещении с комнатным (жилым) режимом отопления, изредка проветривая.

 

Последовательное выполнение всех подготовительных стадий и неукоснительное соблюдение условий этого цикла гарантирует сокращённое по времени и качественное высушивание твёрдолиственных и фруктовых пород деревьев.

 

5. Если нет под рукой влагомера

 

На расстоянии 2,5–3 см от конца доски отпиливают брусок поперёк волокон, который обрезают с боков до 15 см. Брусок тщательно взвешивают, а затем сушат в печи или духовке при температуре приблизительно 100 градусов в течение 4–5 ч или на радиаторе центрального отопления в течение 48 ч.

 

Высушенный брусок снова взвешивают. Полученную разницу делят на массу древесины в сухом состоянии и умножают на 100, в результате получается процентное содержание влаги.

 

Например, имел массу 200 г, после сушки – 150 г, разница – 50 г. Поделив 50 на 150 и умножив результат на 100, получаем: (50/150)x100=33% влажности.

 

Чтобы изделие не коробилось, влажность древесины должна соответствовать влажности окружающей атмосферы. Поэтому для внутренних поделок, в частности мебели, рекомендуется брать древесину с влажностью 6-12%, а для внешних работ — даже до 25%.

 

Автор статьи Олег Свечкарев.

Монах Шаолиня. Резчик Сергей Дьяченко.Монах Шаолиня. Резчик Сергей Дьяченко.

Выбор и подготовка древесины для резьбы

Выбор породы дерева для резьбы диктуется назначением, видом и формой изделия. Для резьбы применяют главным образом древесину с однородным и равномерным, без отклонений, строением, с невыразительным рисунком древесных волокон – текстурой.

 

Так, для тонких резных работ используют лиственные породы: липу, осину, иву, рябину, березу, грушу, клен, грецкий орех, каштан, дуб и др., хвойные здесь не годятся.

 

Для некоторых мягких лиственных пород требуется постоянно остро отточенный инструмент и, естественно, особая аккуратность в работе.

 

Широкослойность говорит о рыхлости, непрочности дерева.

 

Параллельность годичных колец – признак того, что дерево имеет относительно прямолинейную внутреннюю структуру. Для резных работ это отличный материал.

 

Одиночные деревья, как правило, дают косослойную древесину вследствие скручивания при росте древесных волокон под действием ветра. У таких деревьев, кроме того, наблюдается и смещение ядровой части ближе к заболони в одном месте (с северной стороны). Здесь клетчатка имеет плотное строение. Во время сушки такое дерево трескается и сильно коробится. Поэтому валить одиночные породы не рекомендуется.

 

Немаловажен и возраст дерева. Молодая древесина мягкая и рыхлая, к тому же легко подвергается механическим повреждениям, а старая нестойка к гнили, поэтому для резных работ выбирают древесину среднего (зрелого) периода. Так, у дуба это период от 80 до 150 лет, у березы – от 60 до 70, у сосны – от 80 до 90, у ясеня – от 60 до 70 лет. Возраст дерева определяют по количеству годичных колец на поперечном срезе сваленного дерева или по толщине ствола.

Пума. Резчик Сергей Дьяченко.Пума. Резчик Сергей Дьяченко.

В практической работе необходимо учитывать влажность древесины. Для обозначения различной степени влажности древесины приняты следующие термины:

 

     ● мокрая – длительно находящаяся в воде;

 

     ● свежесрубленная с влажностью: хвойные породы – выше 82 %, мягколиственные – 60–93 %, твердолиственные – 36–78 %;

 

     ● воздушно сухая – долго хранившаяся на открытом воздухе, влажность 15–20 %;

 

     ● комнатно сухая – влажность 8–12 %;

 

     ● абсолютно сухая – влажность около 0 %. Абсолютно сухая древесина используется для многих видов художественных работ: орнаментальной резьбы, столярных и бондарных работ, богородской резьбы и должна быть предварительно высушена до влажности 10–16 %.

 

Если обработанные изделия будут эксплуатироваться на улице (наличники окон и т.п.), то их влажность должна быть равной 15 %. Сушить древесину для таких изделий нужно под навесом в течение 3–6 месяцев. Если изделия предназначены для использования внутри дома, то древесину необходимо досушить в комнате.

 

Непригодна для резных работ свежесрубленная древесина. Высыхая, она сжимается в объеме и коробится. Пересушенное дерево даже в условиях нормальной влажности неизбежно впитает влагу из воздуха и разбухнет, что приведет к растрескиванию.

 

Недосушивание и пересушивание сказывается сильнее на твердых и плотных породах и слабее – на мягких и рыхлых.

 

В народных художественных промыслах наиболее широко распространены два способа сушки древесины: атмосферный и камерный. При атмосферной сушке материалы сохнут в сарае или на открытом воздухе под навесом, при камерной – в сушильных камерах различного объема.

 

Перед тем как взяться за нож нужно, в первую очередь, научиться слушать и чувствовать дерево. Опытный мастер уже по внешним признакам ствола определяет степень пригодности материала. Отсутствие мелких лучевых трещин на торце (срезе) говорит о хорошем качестве древесины, а большие трещины свидетельствуют о наличии пустых мест – полостей, которые дадут брак при распилке ствола. У сосны такие полости заполнены живицей. Если есть трещины по годичным слоям, значит, древесина непригодна для резьбы. Потому не стоит спешить с отбором материала для будущего изделия. Сперва необходимо внимательно присмотреться и простучать. При помощи этого приема можно найти все слабые места древесины, степень готовности к выделке и обработке. Так, к примеру, можно определить, где сидит в ней сучок, где рыхлое нутро, где завелась червоточина, где сухая, а где слишком сырая или молодая древесина.

 

Не рекомендуется для резных заготовок соединять разные породы, из-за неоднородной степени усыхания. Так, твердая, ядровая древесина усыхает значительно меньше, чем заболонь, поэтому заболонные участки древесины коробятся сильнее, а вот у центровой доски коробление будет едва заметным. Исходя из этого, мастер должен сам заготавливать древесину. Для чего необходимо знать, в какое время года делать заготовки той или иной породы, срок выдержки, условия хранения и т.д.

Икона. Резчик Сергей Дьяченко.Икона. Резчик Сергей Дьяченко.

И все же, какое дерево лучше взять?

 

Из мягких лиственных пород наиболее предпочтительной является липа. К тому же она – лучший материал для начинающего резчика по дереву. Липа обладает мягкой, однородного строения, достаточно вязкой древесиной, которая одинаково легко режется вдоль и поперек волокон, мало подвержена короблению и растрескиванию. Недостатком является низкая твердость, что ограничивает область применения. Из древесины липы делают, как правило, небольшие предметы: резные игрушки, посуду, шкатулки, полки, настенные украшения.

 

Исконно русским резным материалом считается береза с ее белой, твердой и упругой древесиной. Она однородна по плотности и хорошо режется, хотя и труднее, чем липа. Рельеф резной поверхности получается чистым и четким. Береза хорошо окрашивается и отделывается, но подвержена сильному короблению. Поэтому ее нельзя применять для изготовления деталей больших размеров. Из древесины березы лучше делать небольшие детали мебели, резные и точеные накладные декоративные элементы.

 

Нередко используется древесина красной и черной ольхи. Это тоже однородный, вязкий материал, легко поддающийся обработке. Она хорошо режется, окрашивается, мало коробится.

 

Мало кто знает, что для резного дела подходит осина, серебристая, светящаяся древесина которой обладает всеми качествами, необходимыми для резных работ. Она однородна по строению и, хотя несколько более хрупка в сравнении с липой, может с успехом быть применена в любом виде резьбы.

 

Тополь по своим свойствам близок к липе, но при резьбе он может легко скалываться. Поэтому на древесине этих пород лучше всего выполнять крупнорельефную резьбу.

 

Из твердых лиственных пород используют дуб, орех, бук, грушу, клен.

 

Дуб считается классическим материалом для резьбы. Он обладает однородной плотностью на темных и светлых участках годичных слоев несмотря на крупноструктурное полосатое строение, а также вязкостью и необычной прочностью. Но древесина дуба твердая и ломкая, из-за чего нелегко поддается резьбе. Эту породу лучше применять для изготовления крупных декоративных элементов, а также накладных деталей. Дуб хорошо обтачивается, окрашивается и полируется. Позволяет выполнить как монументальные, так и небольшие камерные композиции.

 

Орех хорошо режется во всех направлениях, не дает сколов, поэтому его можно применять для выполнения самой тонкой резьбы. Древесину ореха используют для изготовления мебели, высокохудожественных резных изделий малых форм.

 

Бук по твердости близок к дубу, но скалывается еще больше. Он хорошо окрашивается и отделывается.

 

Груша легко и чисто режется во всех направлениях, мало коробится и хорошо окрашивается и отделывается, но имеет высокую твердость. Из ее древесины делают небольшие сувениры с рельефной резьбой, накладные декоративные детали для мебели.

 

Однородную, но твердую древесину имеет клен. Он режется чисто и без сколов, но тяжело; хорошо окрашивается и отделывается. Его древесину применяют в мозаичных и токарных работах.

Рыцарь. Резчик Сергей Дьяченко.Рыцарь. Резчик Сергей Дьяченко.

 Однако не следует ограничиваться только лиственными породами. После того, как будет освоена техника резьбы, будут изучены приемы работы, можно браться и за хвойные породы с их ярко выраженной полосатой текстурой – ель, сосна, пихта и более прочная лиственница.

 

При выборе хвойных пород необходимо учитывать плотность годичных колец. Чем они гуще, тем плотнее и однороднее древесина. Для контурной и геометрической резьбы подойдут любые из перечисленных пород. Только нужно иметь в виду, что рисунок слоев древесины оказывает серьезное влияние на вид, форму и величину элементов задуманной композиции. Например, при работе с сосной и лиственницей узоры должны быть крупными и достаточно глубокими. Это диктуется:

 

     ● во-первых, на срезах текстура выделяется очень сочно, яркими, четкими линиями, вмешиваясь и искажая глубину узоров, поэтому мелкие элементы теряются в рисунке древесины и резьба на ее фоне плохо просматривается;

 

     ● во-вторых, древесина хвойных пород очень хрупка и неравномерна по плотности. Она легко скалывается по слою, особенно если элементы узора мелкие, отчего работа приобретает неопрятный, щербатый вид. В крупных элементах эти недостатки незаметны.

 

Что касается таких пород, как липа, осина, береза, то они могут быть покрыты тончайшим узором, который не забивается природным рисунком волокон. А так как древесина у этих пород равномерно гладкая и достаточно вязкая, то даже мелкие элементы не скалываются.

 

Из хвойных пород для резных работ можно с успехом использовать древесину сосны и ели. Из сосны вырезают украшения для наличников окон и дверей, карнизов, простенков домов и т.п. Это, как правило, крупнорельефная резьба. Благодаря смолистости сосны резные украшения из нее долговечны.

 

Ель мягче сосны и режется легче, но у нее имеется много твердых сучков, она менее смолиста, чем сосна, поэтому для резных работ применяется реже.

 

При выборе древесины для резьбы необходимо избегать таких пороков, как свилеватость, наклон волокон, прорость, сучки, трещины, гнили, червоточины.

 

Доски, предназначенные для резьбы, раскраивают на заготовки на круглопильных станках и обрабатывают в размер на фуговальных и рейсмусовых. Большое значение имеет срез доски – радиальный или тангенциальный. По радиальному срезу резать легче, доска меньше коробится, но резьба получается не такой выразительной, как на тангенциальном. Для крупных резных деталей лучше применять доски радиального распила, а для небольших – тангенциального.

 

Если резные детали имеют большую ширину, то заготовку получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек. Для склеивания можно применять поливинилацетатный клей. Бруски надо подбирать так, чтобы срез и направление годичных слоев были одинаковыми, иначе выполнять резьбу будет трудно, а внешний вид изделия может значительно ухудшиться, особенно при окрашивании водными красителями. Склеенную заготовку выравнивают по пластям на рейсмусовом или фуговальном станке.

 

Резьбу на крупных деталях лучше выполнять до их сборки в изделие. В таком случае детали должны быть тщательно обработаны и подогнаны.

 

Материал взят из книги «Резьба по дереву», Банников Е.А.

shkatulka-rezba-po-derevu.jimdo.com

какая древесина подходит для резьбы по дереву?

Резьба по дереву – одно из самых древних ремесел, которое увлекает всех, кто заинтересовался этим искусством. Начать вырезать из дерева может каждый, освоив несколько простейших уроков для новичков и затем совершенствуя свои навыки на практике. К тому же это ремесло не требует больших затрат, так как для занятия им понадобятся лишь необходимые инструменты и древесина.

Вопрос выбора древесной породы для резьбы – один из самых актуальных для новичков. Как известно, существуют мягкие и твердые сорта древесины, которые отличаются по плотности, толщине и пористости волокна, влажности и гибкости. Еще с тех времен, когда резьба по дереву была не просто искусством, а необходимой для организации быта деятельностью, излюбленным материалом для изготовления различных изделий стала липа.

Особенности строения и качества липы как материала для резчика очевидны: это мягкая, податливая древесина, имеющая тонковолокнистую структуру, дарит отличные возможности для искусной работы не только опытным мастерам, но и начинающим. На заготовках из липы удаются самые тонкие и изящные узоры, а природный цвет – ровный белый – избавляет от необходимости учитывать особенности текстуры в процессе работы.

Другие породы, которые также удачно подходят для резчика – это береза и ольха. Береза славится своей мягкостью, поэтому резьба по дереву многими новичками начинает осваиваться именно с этого материала, доступного в любой полосе России, в том числе и по стоимости. Более всего береза подходит для азов этого искусства – вырезания простых геометрических фигур, что позволяет «набить руку».

Ольха широко используется в декоративно-прикладном искусстве. Ее древесина после рубки меняет свой цвет, который сначала становится красным, а затем розовым. Структура ольхи не является столь однородной, как в случае с липой, но, тем не менее, она хорошо режется.

Новичкам в резьбе по дереву не рекомендуется начинать работу с твердых пород – дуба, груши, ореха и прочих. Они сложнее поддаются резке и отделке, а инструменты требуется часто затачивать, поэтому к освоению такой древесины стоит приступать после отработки навыков на мягких породах. Из дуба и ореха изготавливают изделия, требующие прочности и долговечности: двери, сундуки, коллекционную посуду и т.д.

Таким образом, опытные резчики по дереву советуют начинающим осваивать это искусство с мягких пород древесины, которые не затупляют инструменты, легко поддаются резке и позволяют получить необходимые навыки.

< Предыдущая   Следующая >

www.tehnology-pro.ru

Качественная подготовка дерева для резьбы: выбор материала и его сушка

Резьба по дереву — это особый вид художественной обработки древесины, позволяющий превратить ничем не примечательную заготовку в великолепную картину или тончайшее деревянное кружево.

Уменьшение содержания влаги до 8% за 7 дней с сушилкой для древесины ФлексиХИТ

Этот народный промысел появился на Руси очень давно. Наши предки чтили деревья и использовали древесину не только как строительный материал и дрова для обогрева помещений, но и в качестве сырья для изготовления домашней утвари, создания украшений для внутреннего убранства домов, их отделки снаружи.

До появления на Руси христианства дома украшали деревянной резьбой с языческими сюжетами. Часто можно было встретить символ солнца, а также изображения животных и птиц. Позже сюжеты стали разнообразнее, а накопленный опыт позволил создавать более сложные и богатые резные украшения.

Сегодня условно выделяется целых пять типов резьбы по дереву:

  • сквозную резьбу, к которой относят работы, выполненные пропильным и прорезным способами, в том числе ажурную резьбу, имеющую рельефный орнамент;
  • глухую резьбу, включающую все разновидности плосковыемчатой и рельефной резьбы;
  • скульптурную резьбу;
  • домовую резьбу, которая является сочетанием всех перечисленных выше видов резьбы;
  • и даже резьбу бензопилой, чаще всего скульптурную, которая выполняется исключительно этим современным инструментом.

Каким бы видом резьбы по дереву не занимался мастер, первоначально он всегда тщательно выбирает и подготавливает древесину для работы. Только грамотно проделанные предварительные этапы — заготовка и сушка дерева — позволяют получить желаемые результаты и избавляют от проблем при работе.

Породы дерева, подходящие для резьбы


Опытные мастера знают, что для резных украшений, которые будут находиться на открытом воздухе, наилучшим образом подходит древесина хвойных пород.

Дело в том, что в ней содержится смола, естественным образом защищающая изделие от гниения. Именно поэтому для карнизов, оконных, дверных наличников и экстерьерных скульптур используют древесину ели, сосны, пихты, лиственницы, псевдотсуги, тисового дерева и кедра.

Конечно, несмотря на природную защиту, резные украшения из этих пород тоже нужно пропитывать олифой или красить, это многократно продлит срок их службы.

Для украшения домашней утвари, создания мебели, рам, картин, сувениров и поделок лучше использовать древесину лиственных пород, имеющих мелковолокнистую структуру. Идеальными вариантами являются липа, береза, дуб и фруктовые сорта. Единственным условием, делающим древесину этих деревьев непригодной для использования, является наличие большого количества сучков. Такой материал не годится для резьбы.

Подготовка древесины

Началом подготовительного этапа является срубка дерева, но нужно сразу настроиться на то, что должно пройти еще много времени пока из сваленного дерева получится задуманное украшение. Самый долговременный процесс этапа подготовки материала — сушка дерева. От качества проведения сушки зависит конечный результат всей работы: чем тщательнее она проведена, тем легче мастеру будет работать с заготовкой и тем красивее и долговечнее выйдет изделие.

Заготавливать древесину лучше всего в конце осени или зимой, в этот период в дереве наименьшее количество влаги, значит, материал высохнет быстрее. В старину отношение к дереву было особенно трепетное и бережное, поэтому к подготовке материала всегда подходили тщательно и без спешки. Предпочтение чаще всего отдавали естественной сушке, технология проведения которой не изменилась по сей день.

Для естественной сушки бревна укладывают в штабеля и накрывают навесом. В таком положении они остаются как минимум год. Материал, предназначенный специально для резьбы, распиливают на чурки до 1,5 метров и складывают в сухом помещении, где нет сквозняков. Чаще всего для таких нужд используют хорошо вентилируемое подсобное помещение. В нем заготовки хранятся год-полтора, за это время они, как правило, успевают просохнуть до требуемой влажности 8-10%.

Ничего не мешает современным мастерам сушить древесину естественным методом, кроме нетерпения и желания быстрее приступить к работе. Такие стремления способствовали разработке ускоренных методов сушки, таких как:

  • вываривание заготовок;
  • интенсивная сухая сушка.

Что лучше вываривать или сушить древесину?


Народные умельцы перед сушкой вываривают заготовку в кипятке на протяжении нескольких часов. При этом происходит растворение и удаление внутриклеточной влаги, после чего древесина сохнет быстрее. Практическими экспериментами было доказано, что вываривание в соленой воде или последующая натирка заготовки солью крупного помола еще сильнее ускоряет последующую сушку. В зависимости от вида древесины, заготовка может высохнуть за время от нескольких дней до двух недель.

Метод вываривания хорош также тем, что позволяет экспериментировать с цветом древесины. Например, добавление в воду коры ольхи позволяет придать заготовке кофейно-коричневый цвет.

Метод неплох, но имеет существенный недостаток — он не подходит для больших объемов материала. Если мастер хочет украсить весь дом, выварить древесину для такой масштабной работы будет непросто.

Небольшие заготовки можно сушить и на простой батарее центрального отопления, а летом — на солнце, предварительно завернув их в газетную бумагу и полиэтилен. Менять бумагу нужно раз в несколько дней до тех пор, пока она не престанет впитывать влагу, а на полиэтилене не будет образовывать конденсат.

Но если речь идет о большом количестве заготовок, для их сушки лучше всего применять современные инфракрасные кассеты. Они просты в применении, не требуют постоянного контроля мастера и экономичны в плане потребления электрической энергии.

Использовать инфракрасные сушилки можно и в помещении, и на улице. А по срокам сушки они лидируют среди всех вышеперечисленных методов.

Уменьшение содержания влаги до 8% за 7 дней с сушилкой для дерева ФлексиХИТ

blog.flexyheat.ru

Какое дерево лучше для резьбы по дереву, самая мягкая древесина

Выбор материала для резьбы по дереву является очень ответственным моментом и во многом гарантирует качество будущего изделия.

Выбор материала для резьбы по дереву является очень ответственным моментом и во многом гарантирует качество будущего изделия. Определяясь с сортом древесины, важно чётко представлять желаемый конечный результат и принимать во внимание уровень мастерства резчика. Узнать больше про резьбу по дереву Вы можете здесь (http://www.grandecor.ru/), на сайте http://www.grandecor.ru/.

Сорта древесины, применяемые для резьбы по дереву

В большинстве случаев для резьбы по дереву используются следующие сорта древесины:

  • Липа
  • Берёза
  • Осина
  • Ольха
  • Клён
  • Дуб
  • Сосна, ель и другие хвойные породы
  • Капы и сувели – наросты на стволах.

Наиболее популярным материалом, особенно у профессионалов, является липа. Считается, что её тонковолокнистая структура позволяет выполнять самую сложную и ажурную резьбу. Однако повышенная мягкость данного материала требует его обработки сверхострым инструментом, что может создать проблемы для начинающего резчика.

Как выбрать материал для резьбы

При выборе древесины для резьбы следует учитывать следующие её характеристики:

  • Твёрдость (мягкость)
  • Свилеватость (способность колоться)
  • Устойчивость к влаге
  • Плотность
  • Степень прямоты и цвет волокон
  • Возраст дерева

Индивидуальные свойства каждой породы древесины

Каждый мастер должен подходить к выбору сорта дерева строго индивидуально, исходя из собственных возможностей. Важно также учитывать сюжет и степень сложности резьбы, назначение будущего изделия, технологию его изготовления.

Характеристики отдельных пород древесины и область применения

Светлые и однотонные сорта дерева могут быть использованы для создания скульптурных портретов. Однотонная древесина является также подходящим материалом для ажурной резьбы. Яркие структурные полосы отдельных видов древесины полезны в тех случаях, когда изделию необходимо придать особую выразительность.

Любовь к дереву, как к самому теплому и надежному из природных материалов идет из глубины веков.

В наши дни изготовление мебели из натуральной древесины является продолжением славных традиций мастеров мебельщиков, работы которых становились настоящими произведениями искусства.

Изготовление мебели из массива дерева – процесс достаточно трудоемкий, мебель, выполняемая на заказ, производится, декорируется и собирается вручную.

Основные характеристики древесины

Применяемые в мебельном производстве породы древесины, в зависимости от своих физико-механических свойств делятся по нескольким категориям. К основным характеристикам древесины можно отнести плотность, твердость, жесткость и ударную вязкость. Все свойства древесины определяются при удельном показателе влажности – 12%.

Основными показателями, по которым отбирается древесина для изготовления мебели, является твердость и плотность. По плотности древесину можно поделить на три категории:

  • древесина с низкой степенью плотности,
  • древесина средней плотности,
  • породы дерева с высокими показателями плотности.

Особо плотная древесина является прочной в эксплуатации, а также хорошо поддается механической обработке.

По степени твердости древесину условно можно поделить на три категории:

  • мягкая,
  • твердая
  • и сверхтвердая.

Мягкие породы дерева

К мягким породам можно отнести пихту, сосну, ель, каштан, липу, тополь, ольху и иву. Мебель из массива древесины мягких пород обычно дешевле аналогичной продукции, изготовленной из более твердых сортов. Наиболее ярким примером в этом смысле является сосна. Мебель из массива сосны широко используется в повседневной жизни, она красива, удобна и достаточно долговечна. Кроме всего прочего мягкие породы древесины значительно удобнее остальных в обработке и производстве.

Какая древесина подходит для резьбы по дереву, а какая нет

Благодаря своим особенным свойствам мягкая древесина легко поддается выгибанию, шлифовке.

Твердые породы дерева

Твердая древесина обычно встречается у лиственных растений. К таким относятся бук, вяз, береза, ясень, осина.

Ценные твердые породы дерева – ясень и бук

Среди твердых сортов древесины встречаются особо ценные, например ясень. Древесина ясеня отличается высокой степенью эластичности, а также необыкновенно красивой структурой, по цвету, ясень напоминает немного дуб, но более светлого оттенка.

Кроме того, среди вышеперечисленных твердых сортов древесины в мебельном производстве применяется бук. Под действием пара бук хорошо гнется. Что позволяет использовать его в производстве венских стульев и т.п.

Сверхтвердые породы

Очень твердая древесина у граба, самшита, белой акации, кизила и дуба. Древесина особой твердости высоко ценится в мебельном производстве. Изготовление мебели из дуба или, скажем, акации обычно происходит в случаях, когда требуется дорогая эксклюзивная мебель.

Мебель из красного дерева, меранти

Особо ценятся так называемое красное дерево или меранти. Древесина этой породы обладает характерным красновато-коричневым цветом. По степени твердости красное дерево превосходит дуб, кроме того, оно прекрасно поддается механической обработке. Эти данные свидетельствуют о том, что меранти очень популярный материал для изготовления мебели и других предметов интерьера.

Общей характерной чертой всех пород деревьев, обладающих сверхтвердой древесиной является высокая устойчивость к гниению. Изделия, изготовленные, например, из дуба очень долговечны и отличаются довольно большим весом, по сравнению с аналогичными изделиями, произведенными из других пород.

Назад

Какое лучше дерево использовать при резьбе?

Думаю, что если хочется поучиться вырезать по дереву, то для начала всё же лучше выбрать более мягкое дерево. У нас в Сибири очень часто для этой цели используют древесину кедра. Режется она очень хорошо, да и фактура самого дерева красивая. Так что советую.

Материал

Для резьбы по дереву применяют разные породы древесины. Выбор той либо другой породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.

Из лиственных пород деревьев зачастую для резьбы применяет липу.

Какое дерево лучше для резьбы по дереву

Древесина липы легко и чисто режется, немного подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не применяют для изготовления мебели, следственно ее использование ограничено мелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, немного коробится, отменно воспринимает отделку и имитируется под другие породы, скажем под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

Красивый материал для резьбы — древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется сложнее, но качество резьбы отменнее. Древесина березы отменно окрашивается и отделывается. Ее недочеты — способность легко поглощать и отдавать влагу, а также наклонность к короблению и растрескиванию, что не дозволяет использовать ее в огромных изделиях. Из березы дозволено делать убыточные резные украшения и детали мебели и других изделий.

Для резьбы на мелких изделиях — посуде, сувенирах — применяют древесину тополя и осины.

Дуб издавна использовали для огромных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу трудна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и наклонности скалываться, но дюже колоритна и декоративна.

Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает поменьше сколов, потому что она больше однородна. Бук отменно окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Используют бук в основном для мелких резных работ.

Древесина ореха — отличнейший материал для резных работ. Она восхитительно режется во всех направлениях, редко скалывается и дозволяет исполнять самую точную резьбу. Древесина ореха классно отделывается и исключительно полируется. Ее применяют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для убыточной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий мелких форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, применяют и больше редчайшие породы древесины: яблоню, черешню и т.д.

Из хвойных пород для резьбы используют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба огромная, следственно неровность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.

Ель режется легче сосны, но у нее огромнее сучков и она дюже твердая, следственно она реже используется для резьбы.

Для резьбы нужно использовать высококачественную древесину,

Еще вопросы по вашей теме:

Оставить комментарий

Словарь строителя :: Вопросы по ремонту :: Калькуляторы :: Спецтехника :: Разное

2006 — 2017 © пользовательское соглашение :: связь с администрацией сайта [email protected]

Выбор и подготовка древесины для резьбы

Выбор породы дерева для резьбы диктуется назначением, видом и формой изделия. Для резьбы применяют главным образом древесину с однородным и равномерным, без отклонений, строением, с невыразительным рисунком древесных волокон – текстурой.

Так, для тонких резных работ используют лиственные породы: липу, осину, иву, рябину, березу, грушу, клен, грецкий орех, каштан, дуб и др., хвойные здесь не годятся.

Для некоторых мягких лиственных пород требуется постоянно остро отточенный инструмент и, естественно, особая аккуратность в работе.

Широкослойность говорит о рыхлости, непрочности дерева.

Параллельность годичных колец – признак того, что дерево имеет относительно прямолинейную внутреннюю структуру.

Выбор и подготовка древесины для резьбы

Для резных работ это отличный материал.

Одиночные деревья, как правило, дают косослойную древесину вследствие скручивания при росте древесных волокон под действием ветра. У таких деревьев, кроме того, наблюдается и смещение ядровой части ближе к заболони в одном месте (с северной стороны). Здесь клетчатка имеет плотное строение. Во время сушки такое дерево трескается и сильно коробится. Поэтому валить одиночные породы не рекомендуется.

Немаловажен и возраст дерева. Молодая древесина мягкая и рыхлая, к тому же легко подвергается механическим повреждениям, а старая нестойка к гнили, поэтому для резных работ выбирают древесину среднего (зрелого) периода. Так, у дуба это период от 80 до 150 лет, у березы – от 60 до 70, у сосны – от 80 до 90, у ясеня – от 60 до 70 лет. Возраст дерева определяют по количеству годичных колец на поперечном срезе сваленного дерева или по толщине ствола.

В практической работе необходимо учитывать влажность древесины. Для обозначения различной степени влажности древесины приняты следующие термины:

     ● мокрая – длительно находящаяся в воде;

     ● свежесрубленная с влажностью: хвойные породы – выше 82 %, мягколиственные – 60–93 %, твердолиственные – 36–78 %;

     ● воздушно сухая – долго хранившаяся на открытом воздухе, влажность 15–20 %;

     ● комнатно сухая – влажность 8–12 %;

     ● абсолютно сухая – влажность около 0 %. Абсолютно сухая древесина используется для многих видов художественных работ: орнаментальной резьбы, столярных и бондарных работ, богородской резьбы и должна быть предварительно высушена до влажности 10–16 %.

Если обработанные изделия будут эксплуатироваться на улице (наличники окон и т.п.), то их влажность должна быть равной 15 %. Сушить древесину для таких изделий нужно под навесом в течение 3–6 месяцев. Если изделия предназначены для использования внутри дома, то древесину необходимо досушить в комнате.

Непригодна для резных работ свежесрубленная древесина. Высыхая, она сжимается в объеме и коробится. Пересушенное дерево даже в условиях нормальной влажности неизбежно впитает влагу из воздуха и разбухнет, что приведет к растрескиванию.

Недосушивание и пересушивание сказывается сильнее на твердых и плотных породах и слабее – на мягких и рыхлых.

В народных художественных промыслах наиболее широко распространены два способа сушки древесины: атмосферный и камерный. При атмосферной сушке материалы сохнут в сарае или на открытом воздухе под навесом, при камерной – в сушильных камерах различного объема.

Перед тем как взяться за нож нужно, в первую очередь, научиться слушать и чувствовать дерево. Опытный мастер уже по внешним признакам ствола определяет степень пригодности материала. Отсутствие мелких лучевых трещин на торце (срезе) говорит о хорошем качестве древесины, а большие трещины свидетельствуют о наличии пустых мест – полостей, которые дадут брак при распилке ствола. У сосны такие полости заполнены живицей. Если есть трещины по годичным слоям, значит, древесина непригодна для резьбы. Потому не стоит спешить с отбором материала для будущего изделия. Сперва необходимо внимательно присмотреться и простучать. При помощи этого приема можно найти все слабые места древесины, степень готовности к выделке и обработке. Так, к примеру, можно определить, где сидит в ней сучок, где рыхлое нутро, где завелась червоточина, где сухая, а где слишком сырая или молодая древесина.

Не рекомендуется для резных заготовок соединять разные породы, из-за неоднородной степени усыхания. Так, твердая, ядровая древесина усыхает значительно меньше, чем заболонь, поэтому заболонные участки древесины коробятся сильнее, а вот у центровой доски коробление будет едва заметным. Исходя из этого, мастер должен сам заготавливать древесину. Для чего необходимо знать, в какое время года делать заготовки той или иной породы, срок выдержки, условия хранения и т.д.

И все же, какое дерево лучше взять?

Из мягких лиственных пород наиболее предпочтительной является липа. К тому же она – лучший материал для начинающего резчика по дереву. Липа обладает мягкой, однородного строения, достаточно вязкой древесиной, которая одинаково легко режется вдоль и поперек волокон, мало подвержена короблению и растрескиванию. Недостатком является низкая твердость, что ограничивает область применения. Из древесины липы делают, как правило, небольшие предметы: резные игрушки, посуду, шкатулки, полки, настенные украшения.

Исконно русским резным материалом считается береза с ее белой, твердой и упругой древесиной. Она однородна по плотности и хорошо режется, хотя и труднее, чем липа. Рельеф резной поверхности получается чистым и четким. Береза хорошо окрашивается и отделывается, но подвержена сильному короблению. Поэтому ее нельзя применять для изготовления деталей больших размеров. Из древесины березы лучше делать небольшие детали мебели, резные и точеные накладные декоративные элементы.

Нередко используется древесина красной и черной ольхи. Это тоже однородный, вязкий материал, легко поддающийся обработке. Она хорошо режется, окрашивается, мало коробится.

Мало кто знает, что для резного дела подходит осина, серебристая, светящаяся древесина которой обладает всеми качествами, необходимыми для резных работ. Она однородна по строению и, хотя несколько более хрупка в сравнении с липой, может с успехом быть применена в любом виде резьбы.

Тополь по своим свойствам близок к липе, но при резьбе он может легко скалываться. Поэтому на древесине этих пород лучше всего выполнять крупнорельефную резьбу.

Из твердых лиственных пород используют дуб, орех, бук, грушу, клен.

Дуб считается классическим материалом для резьбы. Он обладает однородной плотностью на темных и светлых участках годичных слоев несмотря на крупноструктурное полосатое строение, а также вязкостью и необычной прочностью. Но древесина дуба твердая и ломкая, из-за чего нелегко поддается резьбе. Эту породу лучше применять для изготовления крупных декоративных элементов, а также накладных деталей. Дуб хорошо обтачивается, окрашивается и полируется. Позволяет выполнить как монументальные, так и небольшие камерные композиции.

Орех хорошо режется во всех направлениях, не дает сколов, поэтому его можно применять для выполнения самой тонкой резьбы. Древесину ореха используют для изготовления мебели, высокохудожественных резных изделий малых форм.

Бук по твердости близок к дубу, но скалывается еще больше. Он хорошо окрашивается и отделывается.

Груша легко и чисто режется во всех направлениях, мало коробится и хорошо окрашивается и отделывается, но имеет высокую твердость. Из ее древесины делают небольшие сувениры с рельефной резьбой, накладные декоративные детали для мебели.

Однородную, но твердую древесину имеет клен. Он режется чисто и без сколов, но тяжело; хорошо окрашивается и отделывается. Его древесину применяют в мозаичных и токарных работах.

Однако не следует ограничиваться только лиственными породами. После того, как будет освоена техника резьбы, будут изучены приемы работы, можно браться и за хвойные породы с их ярко выраженной полосатой текстурой – ель, сосна, пихта и более прочная лиственница.

При выборе хвойных пород необходимо учитывать плотность годичных колец. Чем они гуще, тем плотнее и однороднее древесина. Для контурной и геометрической резьбы подойдут любые из перечисленных пород. Только нужно иметь в виду, что рисунок слоев древесины оказывает серьезное влияние на вид, форму и величину элементов задуманной композиции. Например, при работе с сосной и лиственницей узоры должны быть крупными и достаточно глубокими. Это диктуется:

     ● во-первых, на срезах текстура выделяется очень сочно, яркими, четкими линиями, вмешиваясь и искажая глубину узоров, поэтому мелкие элементы теряются в рисунке древесины и резьба на ее фоне плохо просматривается;

     ● во-вторых, древесина хвойных пород очень хрупка и неравномерна по плотности. Она легко скалывается по слою, особенно если элементы узора мелкие, отчего работа приобретает неопрятный, щербатый вид. В крупных элементах эти недостатки незаметны.

Что касается таких пород, как липа, осина, береза, то они могут быть покрыты тончайшим узором, который не забивается природным рисунком волокон. А так как древесина у этих пород равномерно гладкая и достаточно вязкая, то даже мелкие элементы не скалываются.

Из хвойных пород для резных работ можно с успехом использовать древесину сосны и ели. Из сосны вырезают украшения для наличников окон и дверей, карнизов, простенков домов и т.п. Это, как правило, крупнорельефная резьба. Благодаря смолистости сосны резные украшения из нее долговечны.

Ель мягче сосны и режется легче, но у нее имеется много твердых сучков, она менее смолиста, чем сосна, поэтому для резных работ применяется реже.

При выборе древесины для резьбы необходимо избегать таких пороков, как свилеватость, наклон волокон, прорость, сучки, трещины, гнили, червоточины.

Доски, предназначенные для резьбы, раскраивают на заготовки на круглопильных станках и обрабатывают в размер на фуговальных и рейсмусовых. Большое значение имеет срез доски – радиальный или тангенциальный. По радиальному срезу резать легче, доска меньше коробится, но резьба получается не такой выразительной, как на тангенциальном. Для крупных резных деталей лучше применять доски радиального распила, а для небольших – тангенциального.

Если резные детали имеют большую ширину, то заготовку получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек. Для склеивания можно применять поливинилацетатный клей. Бруски надо подбирать так, чтобы срез и направление годичных слоев были одинаковыми, иначе выполнять резьбу будет трудно, а внешний вид изделия может значительно ухудшиться, особенно при окрашивании водными красителями. Склеенную заготовку выравнивают по пластям на рейсмусовом или фуговальном станке.

Резьбу на крупных деталях лучше выполнять до их сборки в изделие. В таком случае детали должны быть тщательно обработаны и подогнаны.

Лиственница – ядровая порода. Древесина отличается крепостью и упругостью, практически не гниет. Ее плотность и прочность почти на 30 % выше сосны, но она сильно пропитана смолистыми веществами и поэтому по массе становится тяжелее сосны и ели (даже тонет в воде). Заболонь лиственницы имеет желтовато-белый цвет, ядро – желто-красный или красный.

Древесина лиственницы обладает красивой текстурой и поэтому ценится в мебельном производстве и при изготовлении скульптур.

Тис – ядровая порода. Это единственное хвойное дерево, которое не содержит смолы. Древесина твердая, плотная, но в то же время хрупкая. Тис долговечен и обладает слабым блеском, текстура очень выразительна и декоративна. Заболонь имеет желтовато-белый цвет, ядро – красновато-бурый. Под действием воды тис изменяет свой цвет на фиолетово-пунцовый.

Тис используется в мебельном производстве, для отделки помещений, изготовления резных, токарных и мелких художественных изделий.

Можжевельник (верес) – ядровая порода. Древесина тяжелая, плотная (превышает плотность кедра в 1,5 раза), гибкая, но твердая, удобная для резьбы. Можжевельник не набухает при намокании и практически не уменьшается при высыхании.

Дерево для резьбы. Какое дерево подойдет для резьбы?

Текстура красивая, особенно в поперечном срезе, иногда полосатая или волнистая. Имеет красноватый оттенок.

Можжевельник используется для изготовления мелких резных изделий и сувениров.

Кипарис. Древесина кипариса имеет желтовато-розовый оттенок, плотная, прочная, однородная, без смоляных ходов, хорошо режется, полируется и обрабатывается.

Кипарис используется для изготовления высококачественной мебели и всевозможных токарных и резных изделий.

До начала вырезания изображений на поверхности выбранного куска древесины его следует тщательно подготовить. Обычно вначале выпиливают или вытачивают заготовку нужной формы – когда ее украсит резьба, это будет сделать значительно тяжелее, а то и вовсе невозможно. Резьбу на деталях мебели удобнее выполнять до сборки их в изделие, поэтому детали должны быть предварительно тщательно подогнаны и обработаны.

Большое значение имеет срез доски – тангенциальный или радиальный. На тангенциальном срезе резать труднее, но резьба получается более выразительной и красивой. Доска радиального распила легче режется и меньше подвержена короблению, поэтому таким доскам надо отдавать предпочтение при изготовлении крупных деталей.

Широкие заготовки получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек дисперсией ПВА. При этом необходимо подбирать делянки древесины так, чтобы срез и направление годичных слоев у них были одинаковыми. Неправильно склеенная заготовка из брусков с противоположным направлением годичных слоев затрудняет работу резчика, снижает художественную ценность резьбы, а при окрашивании водными красителями может дать разный тон по брускам. Склеенную заготовку строгают по пласту на рейсмусовом станке или хорошо выверяют и зачищают вручную рубанком.

Перед резьбой поверхность заготовки выравнивают циклеванием. Наждачной шкуркой поверхность не шлифуют, так как в поры древесины могут попасть абразивные зерна, которые быстро затупят инструмент.

Доски, предназначенные для резных работ, высушивают до влажности 8 ±2 %, следя за тем, чтобы не образовалось трещин коробления. Более влажная древесина режется легче, но чистота поверхности резьбы хуже. Кроме того, в дальнейшем такая древесина может дать усушку и растрескаться. Слишком сухая древесина режется с трудом, на ней чаще получаются сколы.

Естественная сушка. Древесину для резьбы следует заготавливать впрок, поскольку естественная сушка, особенно влажного дерева, занимает иногда 1–2 года, а то и больше. С чурака (кряжа) кору не снимают, на нем поперек ствола делают вырубки топором, чтобы обеспечить доступ воздуха к древесине. Некоторые мастера используют для сушки ошкуренный в средней части чурак, при этом кора остается лишь на конце кряжа.

Различные породы дерева сохнут по-разному. Так, например, осина, береза, липа, ольха и тополь при естественной сушке не дают трещин. Сушить их можно любым вышеописанным способом. Дуб требует длительной и постепенной сушки, кора на нем сохраняется полностью. Граб, бук, ясень и клен при высыхании сильно растрескиваются. То же, но в меньшей степени происходит с пихтой, лиственницей, кедром, сосной и елью. Липа при естественной сушке требует тщательного ухода, тогда она дает хорошие результаты.

Какая бы древесина ни сушилась, ее торцы закрашивают масляной краской, просмаливают растительным маслом или залепляют пластилином. Сам процесс сушки должен быть постепенным, замедленным и обязательно производиться в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Растрескавшиеся концы заготовки после сушки отпиливают.

Ускоренная сушка. Ускоренный процесс сушки используется в том случае, когда мастер не располагает длительным временем для естественного процесса. Заготовку в этом случае оборачивают газетой в несколько слоев, помещают в полиэтиленовый пакет. Пакет завязывают или герметично обматывают пленкой. Пакет с заготовкой помещают в горячее место, например на батарею. Заготовку периодически переворачивают, чтобы с какой-либо одной стороны не случилось перегрева. При такой сушке влага, выделяемая древесиной, будет поглощаться газетой, которую следует менять 2–3 раза в сутки.

Если на заготовке во время сушки появились небольшие трещины, то ее прогревают в пленке без бумаги.

В наше время появилось еще одно решение, обеспечивающее прогрев древесины по всей ее толщине, причем наибольший нагрев приходится как раз куда требуется – на более сырые части. Речь идет о сушке с помощью агрегата, который есть почти на любой кухне, – микроволновой печи. Конечно, она возможна, только если размер заготовки или готовой работы меньше 25 см – примерно таков диаметр камеры большинства печей с вращающимся столиком. Поэтому если вы не собираетесь резать сырой материал, имеет смысл провести черновую обработку заготовки: обрезать в размер, придать общую форму, при необходимости вырезать крупные участки массива, после чего высушивать уже такой полуфабрикат.

Отличия микроволновой сушки от естественной заключаются в том, что при ней в дереве не возникает микроскопических трещинок, которые способны отправить в брак 50–150 мм древесины с каждого торца, а то и разломать на куски всю заготовку. Кроме того, изменения, происходящие в волокнах лигнина под действием СВЧ-нагрева, приводят к тому, что в дальнейшем высушенный предмет становится менее чувствителен к перепадам влажности.

Кроме микроволновой печи, вам понадобятся весы с минимальным делением шкалы около 5 г. Бытовые весы со стрелкой вполне подойдут, но с цифровым индикатором, разумеется, удобнее.

Непосредственно перед обработкой взвесьте изделие и запишите его вес. Заверните поделку в полиэтиленовый пакет, проколов в нем отверстия. Поставьте его в середину печи и включите режим мощности примерно 300 Вт (режим «Разморозка»). Время сушки зависит от размеров изделия. Западные авторы определяют время в зависимости от объема изделия: при диаметре предмета до 200 мм – сушить 1 минуту, 200–300 мм – 2 минуты, больше 300 мм – 3 минуты.

Затем дайте изделию остыть примерно полчаса (не вынимая из пакета с отверстиями для выхода пара) и еще раз прогрейте. Возможно, при этом в пакете сконденсируется вода – ее надо будет вылить.

Опять взвесьте поделку. Повторяйте сушку, остывание и взвешивание до тех пор, пока вес не перестанет уменьшаться. Как только уменьшение веса прекратится, сушку можно заканчивать. Полное высыхание не вредит дереву, но если вы его перегреете, то дерево может обуглиться, а то и загореться.

Тонкостенные предметы можно высушить за 3–4 цикла. Для токарных чаш и ваз часто бывает достаточно 4–5 циклов сушки. Толстостенным предметам и необработанным заготовкам может понадобиться в несколько раз больше времени.

После полного высушивания можно приступать к резьбе.

Если у вашей микроволновой печи нет вращающегося поддона, то после каждого цикла поворачивайте изделие на 90°, чтобы оно сушилось равномерно.

Не исключено, что при первом опыте с микроволновой сушкой ваше изделие растрескается, поэтому начинайте осваивать данный метод с не очень сложной и дорогой поделки. В таком случае последовательно уменьшайте мощность или время каждого прогрева при сушке или примите меры для герметизации необработанного торца заготовки.

Капы лучше оборачивать газетами, а уже потом класть в пакет. Впрочем, такой подход уменьшает риск растрескивания и обычных заготовок. Газеты следует менять после остывания, перед следующим циклом прогрева в печке.

Если в дереве есть смоляные карманы, они могут закипеть и разорвать его, а печь забрызгать смолой. Поэтому при сушке смолистые породы древесины стоит также оборачивать бумагой.

И обязательно проверяйте настройки печи перед каждым включением, чтобы по ошибке не включить ее на полную мощность!

При сушке изделий очень часто возникают трещины. Самый лучший способ заделки крупной трещины – это вклеивание в нее кусочка такой же древесины. С этой целью щель прочищают и выравнивают ножом так, чтобы легче было подогнать под нее вставку. Если невозможно выбрать кусок дерева из той же заготовки, то подбирают кусок такого же цвета, расположенного далеко от сердцевины ствола и ориентированного таким же образом к центру. После высыхания клея место соединения строгают и зачищают рубанком или стамеской.

Мелкие трещины обычно заделывают специальной замазкой, замешивая опилки этой же древесины на жидком столярном клее. Иногда в столярный клей добавляют масляную краску, которая придает замазке пластичность. Чем больше в замазке масляной краски, тем дольше ее высыхание, но тем она надежнее и меньше усыхает. Однако такие вкрапления в древесину являются серьезной помехой для резьбы, их следует применять только в тех местах, где работа резцами не планируется. В противном случае лучше замешивать опилки на ПВА или подобрать соответствующую акриловую шпатлевку.

Похожие статьи

shtyknozh.ru

Leave a Reply