Разное

Что сделать на уроке технологии в 8 классе из дерева – План-конспект занятия по технологии (8 класс) на тему: Разработка урока для учащихся 8 класса по теме: «Декорирование деревянных предметов»

Содержание

19 идей простой мебели из пиломатериалов

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов


Народная мудрость гласит, что каждый мужчина должен в своей жизни сделать три вещи: построить дом, посадить дерево и вырастить сына. От себя добавим еще один пункт: обставить собственноручно построенный дом мебелью. Желательно, также собственного производства. Душевая кабинку из ничего или кожаный диван, конечно, слабо подходят под эти критерии. Зато есть как минимум 19 примеров простой, но надёжной мебели, которую осилит каждый, кто не пропускал в школе уроки труда.

Доски и прочие пиломатериалы – один из самых недорогих и доступных ресурсов на строительном рынке. При этом их творческий потенциал практически безграничен. Попробуйте начать производство мебели собственного имени, зарядившись этими простыми, бюджетными, но функциональными идеями. Ведь вооружившись пилой и гвоздями можно сделать:

1. Не такой уж простой кофейный столик

 

 

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов

2. Лавочку с полками для хранения

 

 

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов

3. Табуретки – классический вариант, который может выглядеть вполне достойно вашей кухни

 

 

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов

4. Игру Дженга, которая любую вечеринку зарядит азартом, не хуже, чем покер

 

 

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов

5. При наличии в хозяйстве пробирок, можно сделать дизайнерскую вазу и не забывать радовать любимых домочадцев свежими цветами

 

 

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов

6. Консоль в актуальном «деревенском» стиле

 

 

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов

7. Диван. Главное, не забыть мягкие подушки

 

 

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов

8. Небольшой хозяйственный столик

 

 

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов

9. Еще одну вазу по формуле «доска и пробирки»

 

 

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов

10. Романтичные подсвечники из небольших спилов

 

 

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов

11. Добавьте «суровую» фурнитуру – и консоль в индустриальном стиле готова

 

 

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов

12. Детский стол для пикника яркого цвета

 

 

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов

13. Сидения для сада или дачи

 

 

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов

14. Простые, но надёжные полки для хранения

 

 

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов

15. Узкий столик для прихожей

 

 

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов

16. Основательный обеденный стол, за которым будут обедать ещё ваши внуки

 

 

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов

17. Функциональный комод для кухни

 

 

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов

18. И ещё более вместительный – для спальни

 

 

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов

19. Оригинальную подставку для комнатных или садовых растений

 

 

19 идей простой мебели из досок и пиломатериалов


Источник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

sam.mirtesen.ru

Поделки из дерева — 120 фото лучших вариантов и подробное описание их создания

Вещи, сделанные своими руками отличаются своей красотой и декоративностью. Они добавляют частичку тепла и уюта в интерьерное пространство. Поделки из дерева для дома и сада имеют эстетичный вид и позволяют раскрыть свой внутренний потенциал. Они помогают украсить жилой интерьер и добавить своеобразную изюминку для приусадебного участка.

Выполнить такие изделия могут как взрослые, так и дети. Современные чертежи поделок из дерева помогут справиться с поставленной задачей. Хорошая фантазия и немного терпения позволяют получить желаемый результат.

Краткое содержимое статьи:

Оригинальные идеи декора из дерева

Еще с давних времен натуральный массив дерева широко использовался в качестве отделочного материала. Красивая фактура и необычная окраска поражают человеческое воображение. Из древесины получается роскошная мебель и предметы декора.

Для создания необычных поделок. вам не обойтись без фанеры, фанеры, на сайте https://faneramonolit.ru/katalog-fanery/fanera-1520-h-1520/ можно выбрать размер и оформить заказ.

Поделки из дерева своими руками добавляют частичку теплоты и лаконичности в окружающую обстановку. Например, красивая фото рамка с резными узорами станет прекрасным украшением в зоне приема гостей и близких. Для этого можно использовать различные породы древесных культур. Добавить цвета и подчеркнуть фактуру помогут специальные морилки и пропитки.

Для дачного участка оригинальным решением будут фигуры животных. Для этого понадобятся плоские деревянные элементы. Например, тонкие спилы применяют для создания совы.

Конструкция состоит из пяти основных деталей: голова, туловище и глаза, крыльями хвост. Голову и туловище делают из круглых спилов. Для крыльев понадобится кора или виноградная лоза, предварительно зафиксированная между собой.

Поделки из спилов дерева станут настоящим украшением приусадебного участка. Тонкие части древесины применяют для изготовления много ярусных стеллажей и полок, на которых в дальнейшем будут располагаться цветочные композиции. Поверхность массива можно обработать наждачной бумагой или оставит в первозданном виде.

Деревянные спилы широко применяют в качестве основы, на которой в дальнейшем располагаются различные декоративные мелочи. Например, поделки в виде картины. На переднем плане будут располагаться плоские камушки. Они помогут имитировать туловище и голову маленьких человечков.

Из подарочной бумаги, можно сделать красивую одежду. Другие мелкие элементы прорисовываем с помощью тонкого маркера.

По такой же методике изготавливают природные пейзажи. Добавить роскоши поможет мраморная или гранитная крошка. Для этих целей можно использовать мелкий янтарь. Зафиксировать результат поможет лакокрасочное покрытие. На фото поделок из дерева представлены эксклюзивные варианты декораций. Они добавят изящности в окружающую обстановку.

Мастер-класс по созданию объемной деревянной аппликации

Деревянная аппликация поражает своей красотой. Современные технологии позволяют создать сложный рисунок, выполненный из тонкой древесины. Предлагаем вашему вниманию подробный мастер-класс по созданию аппликации из натурального массива.

Перед тем как приступить к рабочему процессу, необходимо подготовить следующие инструменты и материалы:

  • тонкую древесину;
  • простой карандаш;
  • изображение, по мотивам которого будем создавать аппликацию;
  • лист бумаги;
  • тонкая фанера;
  • клей для дерева;
  • пропитка. Она понадобится для придания цвета будущей поделки.

Рабочий процесс делится на несколько этапов:

  • На листе бумаги рисуем будущий эскиз. Вес детали подписываем и нумеруем.
  • Далее весь рисунок разрезаем на отдельные части;
  • Острые углы аккуратно срезаем.
  • Каждую деталь шлифуем наждачной бумагой.
  • После того как поверхность подготовлена, начинает тонировать каждый элемент аппликации. Для этого понадобиться тонкая кисть и морилка на водной основе.
  • Когда все детали высохли, можно приступать к изготовлению деревянного панно.
  • Каждый элемент покрываем клеем.
  • После этого фиксируем их на листе фанеры.
  • Когда все элементы на своем месте, оставляем наше панно до полного высыхания.
  • Придать четкий контур можно с помощью тонкого маркера.

Как видите создать красивую вещь достаточно просто. Главное в этом деле проявит чуточку фантазии и упорства.

Еще больше инструкций, как сделать поделки можно найти на сайте наших друзей.


Фото поделок из дерева


tytmaster.ru

Интересные идеи для уроков технологии

Урок технологии для многих школьников — долгожданная радость. Можно вязать, лепить, рисовать. Ребёнок хоть и расслабляется, но продолжает развивать мелкую моторику. В этот час редко кому бывает скучно. Однако если учитель уже успел рассказать детям всё, что знал, в этой статье он найдёт новые и интересные идеи для урока технологии.

Синичка из кусочков пряжи

Простая поделка, которая успешно выполняется за один урок. Наматывать нитки можно не только на полоски картона, но и на руку.

Синица из кусочков пряжиСиница из кусочков пряжи

Для этой поделки необязательно брать целый моток ниток: подойдут и ненужные обрезки

  1. Из картона вырежьте 3 полоски шириной 12, 9 и 9 см.
  2. 12-сантиметровый лист обмотайте тёмно-красной нитью. Один 9-сантиметровый кусок картона обмотайте жёлтой, второй — белой и синей нитями.
  3. Разрежьте волокна с одного края бумаги. Посредине перевяжите ниткой сине-белую пряжу.
  4. Положите жёлтые нитки поперёк красных и сложите последние пополам. Плотно обвяжите место сгиба ниткой.
  5. Сложите жёлтые волокна пополам и обмотайте их ниткой.
  6. Положите сине-белую пряжу под уже связанные волокна.
  7. Скомкайте кусок бумаги, поместите его на место соединения пряжи.
  8. Сложите нитки, оборачивая ими шарик. Удерживайте концы пряжи, чтобы волокна равномерно распределились на бумажном комочке.
  9. Обвяжите ниткой разноцветные волокна. Если нужно, подровняйте хвост птички ножницами.
  10. Из картона сделайте клювик и приклейте его к синичке.
  11. Из проволоки скрутите лапки. Вставьте их в птичку.
  12. Приклейте глаза к голове игрушки.

Цветы из гофрированной бумаги

В начале урока технологии покажите детям, как самостоятельно сделать гофрированную бумагу из салфетки. Для этого расправьте её, намотайте на карандаш и сожмите. Аккуратно разверните — и самодельная гофрированная бумага готова.

Цветы из гофрированной бумагиЦветы из гофрированной бумаги

После урока этими объёмными бумажными цветами можно украсить школьный кабинет

  1. Из бумаги вырежьте 6 квадратов длиной и шириной 15 см.
  2. Наложите квадраты друг на друга и сделайте из них гармошку.
  3. Посередине обвяжите листы проволокой.
  4. С обеих сторон ножницами закруглите углы получившейся полоски.
  5. Раскройте гармошку. Отделяйте каждый слой бумаги и ведите его к проволоке.
  6. Расправьте лепестки. Цветок готов.

Лисичка из фетра

В этой идее для урока технологии используется выкройка, которую нужно будет распечатать. Необязательно делать копии на каждого ребёнка: школьники могут обводить шаблоны по очереди.

  1. Вырежьте из ткани детали.Выкройка лисы из фетра для урока технологииВыкройка лисы из фетра для урока технологии

    Сшить фетровую игрушку может даже первоклассник — но только под присмотром взрослого

  2. Петельным швом пришейте к одной части туловища уши, мордочку, нос, глаза, животик и лапки.
  3. Петельным швом сшейте хвостик лисички, набив его холлофайбером или другим наполнителем.
  4. Закрепите хвост на нижней части туловища.
  5. Сшейте петельным швом лисичку, предварительно набив её наполнителем.

Кошки-матрёшки

Эта идея подходит для урока технологии у первоклассников. Выполняется поделка просто, а готовая игрушка займёт детей на оставшуюся часть урока.

Бумажные кошки-матрёшкиБумажные кошки-матрёшки

А ещё из этих бумажных котов можно сложить пирамидку — покажите это малышам на уроке технологии

  1. Из цветной бумаги вырежьте 5 квадратов. Каждая следующая фигура должна быть меньше предыдущей.
  2. Сложите лист бумаги так, как показано на рисунке.Схема бумажного котаСхема бумажного кота

    Чтобы поделка получилась интереснее, выбирайте бумагу разных цветов

  3. Переверните фигурку.
  4. Нарисуйте на бумаге мордочку, ушки, лапки и хвост кота.
  5. Аккуратно надавите пальцем между ушек.
  6. Повторите эти же действия с оставшимися листами бумаги.

Ёжик из листьев

Использование осенних листьев на уроке технологии — это уже классика. Но вы можете сделать занятие ещё и познавательным: научите детей определять, какой формы листья растут на разных деревьях.

Ежик из листьевЕжик из листьев

Помимо листьев, можно брать высушенные ягоды вроде калины или шиповника

  1. Нарисуйте на бумаге или картоне ёжика.
  2. Приклейте тонкие листья на туловище зверька.

Мастерим совушку-плетёнушку на уроке технологии

Плетёнкой из бумаги можно сделать практически что угодно, от простой корзинки до черепахи или яблока. Почему бы не смастерить с детьми на уроке технологии забавную сову?

Сова из бумагиСова из бумаги

Приклейте сову на картон, добавьте деревьев — и получится аппликация

  1. Из бумаги вырежьте туловище совы и согните её так, как показано на рисунке.
  2. На сгибе фигуры сделайте прорези.
  3. В шахматном порядке проденьте через отверстия заранее вырезанные полоски бумаги.
  4. Подровняйте выступающие концы бумажных полосок ножницами так, чтобы они стали похожими на крылья.
  5. Приклейте глаза и клюв птицы. Ручкой нарисуйте лапки.

Деревце из крепированной бумаги

Эта идея подходит для коллективной поделки. Если каждый ученик сделает по одному-два цветка, то к концу урока в классе будет стоять готовое красивое дерево.

Дерево из крепированной бумагиДерево из крепированной бумаги

Шар для основы дерева можно сделать из комка бумаги, обернутого фольгой

  1. Нарежьте полоски шириной 5 см.
  2. Положите полоски друг на друга, разрежьте их пополам.
  3. Половинки разрежьте на четыре части, чтобы получились квадраты.
  4. Сложите квадратные листы в стопку и степлером в центре скрепите их между собой.
  5. Обрежьте углы у заготовки так, чтобы получился круг.
  6. Аккуратно поднимите один слой салфетки к центру и сожмите его пальцами. Повторите это же действие с остальными листами. В результате получится цветок. Всего таких заготовок нужно сделать 26 штук.
  7. Обмотайте пластмассовый шар бумажной салфеткой.
  8. Намотайте на фигуру нитки, чтобы на ней закрепилась бумага.
  9. Приклейте на шарик цветы.
  10. Возьмите пластмассовый стакан и поставьте его на крепированную бумагу.
  11. Оберните стакан салфеткой. Края бумаги заверните внутрь и приклейте к донышку.
  12. Украсьте горшочек лентой.
  13. Ободок ёмкости промажьте клеем, вставьте шар и прижмите его к горшку.

Морской конёк из веток

К изготовлению этой поделки стоит подготовиться заранее. Примерно за неделю попросите детей насобирать тонких веточек и положить их сушиться у батареи. Высохшую древесину легче будет резать и приклеивать.

Морской конек из ветокМорской конек из веток

Можно сделать целый зоопарк, если каждый ребенок на уроке технологии смастерит своё животное

  1. Нарисуйте на картоне морского конька.
  2. Вырежьте фигуру ножницами.
  3. Наклейте ветки на бумагу.
  4. Ножницами обрежьте ветки, выходящие за пределы рисунка.

Собачка из носка

Эта идея наверняка вызовет интерес у школьников, так как пошив игрушки — не самое очевидное применение ненужного носка.

Идея поделки из носка: собачкаИдея поделки из носка: собачка

Ненужные колготки или гольфы для этой идеи тоже подойдут

  1. Отрежьте носочную часть.
  2. Плотно обмотайте ниткой или зашейте верхний край.
  3. Выверните носок, чтоб шов оказался внутри игрушки, и заполните его холлофайбером.
  4. Зашейте края.
  5. Пальцами сформируйте у игрушки шею, обвяжите её ниткой. Пяточная часть должна быть на месте макушки.
  6. Оставшийся кусок носка разделите на две части и сшейте из них ушки.
  7. К голове пришейте пуговицы и бусинку. Это будут глаза и нос игрушки.
  8. Пришейте хвост и лапки. Их можно сделать из второго носка.
  9. Повяжите на шею ленту.

Идея поделки: осьминожка из перчатки

Предложите детям сшить осьминога из перчатки на уроке технологии. Это легче, чем шить игрушку с нуля.

Осьминожка из перчаткиОсьминожка из перчатки

На этой игрушке удобно учить детей пришивать пуговицы

  1. Набейте перчатку холлофайбером.
  2. Спрячьте резинку изделия внутрь и стяните отверстие. Зашейте игрушку.
  3. Чтобы осьминог стоял на щупальцах, стяните полотно между мизинцем и большим пальцем.
  4. Пришейте пуговицы на месте глаз, вышейте рот.
  5. Украсьте осьминога атласной лентой.

Учёный Лизинский В. М. сказал, что учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. Не стесняйтесь узнавать что-то новое. Отдавайте школе всего себя. И тогда ваши ученики скажут вам: «Спасибо».

tonusmozga.ru

Изделия из древесины — Технология

ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ И МАТЕРИАЛОВ ИЗ НЕЁ ВЫПИЛИВАНИЕМ. ШКАТУЛКА С ГЕОМЕТИРИЧЕСКОЙ РЕЗЬБОЙ

Введение

Шкатулки являются предметом домашнего обихода, и появились они в незапамятные времена. Людям они служат для хранения различных мелких предметов. Предназначение может быть разным. В шкатулках держали деньги, ценные бумаги, письма, фотографии, амулеты. Но наибольшим спросом шкатулки пользовались у женщин, в них они хранили свои украшения и драгоценности, швейные и вышивальные принадлежности.

Выбор темы.

Занимаясь резьбой по дереву на уроках в учебных мастерских, я понял, что уже могу сделать подарок из дерева своими руками. В мечтах мне давно хотелось сделать по-настоящему красивое резное изделие, пусть даже оно будет небольших размеров. На уроках в учебных мастерских, на которых я рассматривал образцы различных изделий, после недолгих раздумий остановил свой выбор на изготовлении шкатулки.

Это изделие привлекло меня тем, что люди любят такие вещи и материала для шкатулки требуется немного. Деревянные вещи создают уют в доме, хранят в себе тепло человеческих рук, а шкатулка с вырезанным узором станет и украшением любой комнаты.

Кроме того, изготовление шкатулки для меня — еще один шаг по ступеньке развития, так как это изделие более сложное в изготовлении. Оно требует больших усилий, умения, точности, аккуратности, знаний. Также оно дает больше возможностей проявить свои способности.

  1. Анализ конструкторских идей.

Перед собой я поставил следующие задачи:

  • Формирование умения осуществлять самостоятельный поиск интересных технических и дизайнерских идей, оценивать их практическую значимость;

  • Развитие умения работать с чертежами, технологическими картами и учебно-методической литературой;

  • Отработка навыков выполнения технологических операций;

  • Приобретение навыков в оформлении собранных материалов, аргументированном и кратком изложении основных результатов своей работы.

Главное требование при проектированию изделия – удобство при использовании, а основная задача – создать надёжную и простую конструкцию.

Выбор Материала

Используя различные материалы, применяемые в производстве .Я выделил на свой взгляд оптимальное соотношение между стоимостью материала, сложностью обработки этого материала и функциональными возможностями в результате эксплуатации.

Из возможных материалов (металл, древесина, пластмасса, картон и т.д.) наиболее приемлемой оказалась древесина, так как стоимость её невелика, она лёгко обрабатывается, хорошо подаётся художественной отделки. Металл не пригоден из-за своей тяжести и трудной обрабатываемости, хотя металлическое изделие будет на много долговечнее деревянного. Пластмасса легко сломать и сплавить. Картон не выдержит нагрузку и сломается.

При выборе древесины необходимо помнить основные требования к данному изделию, древесина должна обладать следующими свойствами:

  • Хорошей прочностью;

  • Древесина должна быть светлой;

  • Красивой текстурой.

Для контурной резьбы подходят лиственные породы древесины: липа, осина, берёза, ольха. Хвойные породы здесь практически не применяются из-за различной твёрдости составных частей годичного слоя. Соответствующего размера без пороков древесину нужно подготовить под резьбу. Для резьбы по светлой древесине её достаточно прострогать рубанком. Если же задумана композиция на тёмном фоне, дощечку нужно затонировать. Если предполагается блестящая поверхность, нужно её покрыть чёрным лаком, а когда он высохнет, располировать политурой. Тёмную, равномерно затонированную поверхность под резьбу можно подготовить и иначе: выстроганную заготовку протереть жидким раствором столярного клея или клея ПВА. После высыхания клея поверхность шлифуется мелкой наждачной бумагой и вновь покрывается клеем. После повторной шлифовки поверхность дерева оказывается достаточно загрунтованной, чтобы чёрная тушь равномерно легла на неё. Просохшую тушь закрепляют лаком, который затем располировывают. Для тонирования используют самые разные красители: тушь, гуашь, темперу, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, марганцево-кислый калий. Поверхность можно оставить матовой, но можно и покрыть светлым лаком (закрепить краску) и отполировать.

Выбор инструмента

Для изготовления изделия понадобятся: рубанок, ножовка, стамеска, резец, разметочные инструменты, шлифовальная шкурка.

Если в орнаменте задуманы детали с небольшими окружностями, их вырезают полукруглой стамеской. Если же нет полукруглых стамесок, окружности вырезают косым ножом. При этом следует помнить: чем меньше диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30 градусов). Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклонив его вправо, влево, внутрь окружности, наружу.

Техника безопасности

ТБ при ручной обработке древесины.

При ручной обработке древесины необходимо учитывать многие факторы, влияющие на безопасность труда. Размеры и масса инструмента должны строго соответствовать физиологическими возможностями, мышечной силе, выносливости, уровню двигательной умений учащихся. Удобство хватки определяется не только размерами, но и формой отдельных частей инструментов. Если форма рога и упора соответствует форме кисти руки, то обеспечивается удобная хватка, равномерно распределяется давление на кожу и предотвращается скольжение рукоятки инструмента, не образуется потёртости кожи и мозоли.

ТБ при пилении древесины.

Полотна пил должны быть без трещин, коррозии, сломанных зубьев, а полотно лучевой пилы натянуты в одной плоскости. Рукоятка пил не должны иметь трещин, тетива должна быть изготовлена из прочного материала. Конец закрутки не должен выступать за распорку, так как выступающий конец может задать за распиливаемый материал и соскочить с распорки, что ослабит крепление полотна и приведёт к возможности ранения руки.

Лучковою пилу следует держать твёрдо всей кистью за стойку, возможно ближе к рукоятке. При запиливании материала надо направлять полотно пилы по бруску. Запиливать лучше, протягивая пилу на себя плавными движениями, без рывков. Иначе зубья пилы могут выйти из пропила и ранить левую руку. После того как зубья пилы полностью углубились в древесину, пилу плавно перемещают от себя. Работать пилой на полный размах можно только при образовании глубокого пропила, в котором она хорошо удерживается.

При пилении лучковой пилой вдоль волокон нельзя сильно нажимать лучок. При сильным нажатии пилы её уводят от риски, и работающий быстро утомляется. Когда пила углубиться в материал, левую ладонь отодвигают влево от пропила. Пилить следует без рыка, не допуская изгиба полотна, так как может привести к его разрыву.

Перед окончанием пиления древесины поперек волокон необходимо ослабить сжатие, снизить темп и подержать рукой отпиливаемую часть материала.

После работы полотно пилы поворачивают обушком наружу, а зубья внутрь лучка, тетиву ослабляют, повернув 2-3 раза закрутку в обратную сторону. При хранении пилы вешают за одну из стоик лучка.

ТБ при строгании древесины.

Работать разрешается только строгательными инструментами с остро заточенными ножами и правильно пригнанными клиньями. Подошва инструмента должна быть ровной, без коробления, отщепов, вырывов и т.д.

При разборке рубанка следует большим пальцем левой руки через клин поддерживать нож, остальные пальцы расположить на подошве за ножом. Ударять по пробке инструмента можно только киянкой. При сборе рубанка нож надо вставлять вместе с клином, закреплять нож металлическим молотком. После этого обязательно следует проверить установку ножа, так как его перекос относительно подошве при работе может привести к травме.

Строгание рубанком, не имеющим предохранительного упора, нельзя прижимать правую руку к ножу, так как на ней могут образоваться ссадины. Материал, зажатый на верстаке, должен плотно прилегать к его крыше. При зажатии нельзя допускать прогиба заготовки. Рекомендуется применять приспособления, облегчающую работу и уменьшающие возможность травмирования. Чем не значительнее движется корпус при строгании, тем меньше утомляемость рабочего. Нельзя строгать одной рукой.

Чтобы не повредить режущую кромку ножа, нельзя ставить строгальный инструмент на подошву. Его не обходимо класть на бок подошвой от себя во избежание пореза рук.

ТБ при сверлении и долбления древесины.

Нужно прочно закрепить обрабатываемую заготовку на верстаке, а сверло – в патроне коловорота или дрели без перекоса. Запрещается держать их режущей части к себе. Нельзя сильно нажимать грудью или подбородком коловорот и дрель. Подачу следует проводить легко и плавно. При глубоком сверлении древесины твёрдых пород необходимо периодически выводить сверло из отверстия и удалять стружку. Бурав должен иметь хорошо насаженную рукоятку необходимой длины.

Работать можно только острыми, правильно заточенными долотами и стамесками. На рукоятке долот устанавливают стальные стяжные кольца. Длина рукояток стамесок, долот должна 120-140 мм., ширина верхней части рукоятки стамески – 25-40 мм с сужением. Нельзя класть долото и стамески на верстаки лезвием к себе, а также на край верстака: случайно задетый инструмент может упасть и поранить работающего. Запрещается резать стамесками в направлении руки, поддерживающую заготовку. Это же относиться и к работе шилом и отвёрткой. Запрещается резать стамесками, упирая заготовку в грудь или колено, на весу. При долблении или резании стамеской заготовкой надёжно крепят струбциной или другим приспособлением.

ТБ при выпиливанием лобзиком.

Работают на специальных столиках, которые крепят струбциной, на верстаке и т.п. Рабочая поза при выполнении: надо сидеть прямо, не нагибаться; левой рукой держать материал, а правой – лобзик так, чтобы пилка перемещались вертикально верх и вниз равномерно. При работе зубьями слабо нажимают на материал. Если нажимать сильно, пилка быстро нагревается и может лопнуть.

При пилении по кривым линиям материал надвигают на пилку, делая им нужные повороты. На не больших радиусах пиления замедляют, чтобы избежать поломку пилы.

ТБ при работе с электроинструментами.

Прежде чем приступить работе с электроинструментами, необходимо проверить их исправность и качество токарного проводящего шнура. Электропровода по всей длине должны быть заключены в резиновую или полихлорвиниловую трубу, защищенную рукояткой около рукоятки металлической спиралью. Шнур не должен перекручиваться, свиваться в петли, завязываться узлом и защемляться каким-либо предметами. Корпус работающего инструмента должен быть заземлён проводом, отличным по цвету от токоведущих проводов.

Необходимо проверить исправность и безотказность действия выключателя, наличие и исправность ограждений, легкость и плавность вращения рабочих органов.

Проверяют качество крепления режущего инструмента в рабочих волах, качество заточки, отсутствие трещин.

С подготовленным инструментом приступает к работе, когда двигатель наберет полную частоту вращения. Инструмент подают на обрабатываемую поверхность постепенно, плавно, не сильно нажимая, без рывков и перекосов. Если приближается частота вращения электродвигателя, вращение инструмента прекращается или резко замедляется, а электродвигатель начинает гудеть, необходимо ослабить нажатием или вывести инструмент из древесины. Затем ожидают, когда инстумент наберет полную частоту вращения, и продолжают работу.

При нагревании корпуса электродвигателя до 50-60 ˚С инструмент надо выключить и продолжать работу после его охлаждения. При перерывах в работе электроинструмент отключают от сети и кладут на верстак не режущей частью.

Необходимо следить, чтобы в зоне работы режущей части электроинструмента не было гвоздей, шурупов и других металлических инструментов.

Окончив работу, электроинструмент надо выключить, отсоединять от токоведущей сети, очистить от опилок, стружек, протереть чистой тряпкой. Храня инструмент в специальном ящике.

При работе на сверлильном станке необходимо заправить все свисающие части одежды – манжеты, воротники, шнурки и т.д., волосы должны быть также собраны или заправлены под шапку.

Запрещено начинать работу с электроинструментом с мокрыми руками.

ТБ при склеивании и сборки столярных изделий.

Помещения, в которых производятся склеивания, сборка изделий из древесины, должны быть оборудованы противопожарными средствами, хорошей проточной вытяжной вентиляцией, достаточным освещением, в них категорически запрещается пользоваться открытым огнем. Пол, верстаки должны быть чистыми, не скользкими, на них не должно быть следов клея.

История и современность декоративной деревообработки

технолВ течение многих веков люди изготавливали шкатулки из различных материалов: глины, древесины, камня, металла, стекла, в наше время — из пластмасс. Различались они размерами, конструкцией, по форме (квадратные, круглые, многогранные, овальные). Искусные мастера изготавливали шкатулки с секретами, замочками, инкрустировали их драгоценными каменьями, металлами, слоновой костью. Но самыми разнообразными были шкатулки из древесины, так как этот материал лучше обрабатывается. Ценились шкатулки из ценных пород — ореха, бука, акации, дуба, палисандра, самшита. Если же не было ценной древесины, мастер мог скромную шкатулку украсить богатой резьбой. На Руси очень ценились работники, которые могли делать вещи из дерева и украшать их резьбой. Большинство людей старалось приобрести себе такие изделия для украшения жилища.

Одним из таких видов была геометрическая или трехгранновыемчатая резьба. В литературе встречаются другие её названия: клинообразная, клиновидная и др. Это самый доступный по простоте и технологичности (после прорезной) вид резьбы по дереву. По своей сути геометрическая резьба — это повторяющиеся в определенной композиции клинорезные выемки, которые могут различаться по размерам, глубине, по геометрии углов, под которыми производится выемка. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки. Наиболее распространены двух- и трехгранные выемки. Особенное развитие получила именно трехгранная выемка, которая во многих источниках так и называется — трехгранновыемчатая резьба. Привлекательность ее в том, что она позволяет получить неограниченное количество вариантов узоров. Менее часто задействуются четырехгранные выемки, квадратные и прямоугольные, но их исполнение потребует большего мастерства, хотя техника ничем не отличается от предыдущих.

Как подвид геометрической резьбы надо рассматривать и скобчатую резьбу. Основная ее особенность в том, что подрезки (выемки) выполняются не прямой, а полукруглой стамеской. Каждая подрезка выполняется в два приема: сначала подрезка под прямым углом, затем — под острым углом, значение которого определяется характером узора. Основные виды древесины те же, что и в прорезной резьбе. Да и вообще во всех видах резьбы — хвойные, липа, ольха, осина. Можно применять и твердые породы, но переходить на более твердую древесину надо тогда, когда хорошо освоена техника резьбы на мягкой древесине, т. е. от простого к более сложному.

Она состоит из целого ряда азбучных узоров, сочетание которых даёт красивые, выразительные композиции (к разновидностям геометрической резьбы иногда относят и контурную резьбу, если она имеет прямолинейные или циркульные очертания). Всё многообразие узоров геометрической резьбы практически состоит из сочетания азбучных элементов: сколышка и треугольника, которые можно рассмотреть в любой композиции. Любой, самый сложный геометрический узор можно расчленить на составляющие его элементы, и они окажутся или сколышками, или треугольниками.

В поисках декоративной композиции рекомендуется обращаться к произведениям народного искусства. У мастеров в разных регионах страны в искусстве геометрической резьбы наблюдаются свои предпочтения, несмотря на то, что исходные элементы этой резьбы везде одинаковы.

Для исполнения геометрической резьбы нужен надёжный нож. Это так называемый косой, или сапожный, нож. Он должен быть прочным, крепко сидящим в руке и очень остро отточенным. Хорошие ножи из обломков широких пил по металлу (изготовляемых из стали Р-18). Каждый использует те возможности, какие у него есть. Самый простой, но надёжный нож можно изготовить из обычной стамески шириной 20-30 мм. Его вытачивают на наждачном круге.

Для косого ножа делают деревянную или пластмассовую ручку (или, приложив с двух сторон полоски кожи или поролона, туго обматывают хлорвиниловой изоляционной лентой). При выполнении геометрической резьбы нож держат крепко в кулаке, упираясь отставленным большим пальцем в ручку ножа. Пальцами другой руки направляют кончик ножа, устанавливая его на линию рисунка. Каждый из элементов резьбы легко выполняется после того, как освоено вырезание сколышка и треугольника.

Поверхность с геометрической резьбой может быть дополнена различной отделкой, повышающей декоративную выразительность вещи. Отделка деревянной поверхности с геометрической резьбой может быть самой различной.

Изделие с геометрической резьбой можно затонировать в серый цвет, используя для этого акварель или жидко разведённую чёрную тушь. После высыхания поверхности (естественная сушка около суток) её шлифуют до светлого дерева. Тёмно-серые геометрические узоры на светлом фоне дерева очень выразительны. Серый цвет может иметь широкие цветовые градации от серо-охристого до холодного серо-голубого. После вышлифовывания тонированной поверхности возможно лёгкое (однослойное) покрытие её жидко разведённым лаком.

Можно сделать резьбу в негативном варианте: заранее затонировать подготовленное под резьбу изделие в темный цвет, например, серый или коричневый. Дать ему высохнуть и по этому фону резать узоры. Светлые, сочные узоры на тёмном фоне создают выразительный декоративный эффект. На выставках прикладного искусства встречаются деревянные изделия, тонированные в светло-фиолетовый цвет (как разведённые чернила) с последующей светлой резьбой по этому фону.

Можно сделать и по заранее лакированной или полированной поверхности. Если отлакировать изделие с естественным цветом дерева, то углублённые узоры получаются матовыми и более светлыми, чем блестящая поверхность предмета. Если же поверхность сначала тонируется, затем лакируется (или полируется), а по ней уже режется узор, то декоративная выразительность изделия значительно повышается.

Заманчив и многообразен мир резьбы со всеми его направлениями, стилями, техникой исполнения. Помимо всего, это приобщение к природе. Приобщение в том смысле, что резчик имеет дело с деревом, своеобразным в своей многоликости материалом, созданным природой. Темы и сюжеты для воплощения в дереве резчик черпает тоже из наблюдений за природой, фантазии которой неисчерпаемы.

Войти в этот мир может каждый, кому небезразличны красота и совершенство, кто хотел бы преумножить достижения в этом направлении, сделать прекраснее свою жизнь, жизнь своих близких, приятно удивить окружающих.

Первоначальная идея.

Сделав выбор объекта труда, я стал обдумывать форму шкатулки. Собрав необходимую информацию, я проработал такую схему:

Шкатулка

Материалы

Инструменты

Технология отделки

Функция

Форма

Конструкция

Камень

Пластмасса

Металл

Древесина

Липа

Осина

Тополь

Береза

Бук

Дуб

Ясень

Рубанок,

ножовка, стамеска, напильник, пила, молоток, резец, разметочные инструменты,

шлифовальная шкурка

Выжигание

Роспись по дереву

Резьба по дереву

Рабочая

Декоративная

Комбинированная

Круглая

Прямоугольная

Многогранная

Точеная

Клееная

Со съемной крышкой

В итоге я определил для себя не только объект труда, но и технологию, и стиль изготовления (резьба), выбрал материал и конструкцию шкатулки.

Возможные варианты

Работа над формой шкатулки (варианты).

Вариант 1


Вариант 2


Вариант 3


Анализ возможных вариантов

Несмотря на весь выбор, больше подходит второй вариант.

Анализ идей.

Окончательный вариант формы шкатулки

Форма боковых сторон шкатулки Форма нижний стороны шкатулки


Форма верхней стороны шкатулки Форма боковых сторон шкатулки

Детальная доработка формы:

Орнамент шкатулки

2. Проработка идеи

Спецификация шкатулки

1.

3.

2.

4.

5.

Таблица

Наименование позиций

Кол

Материал

Размеры

1

Крышка

1

Липа

15-75-210

2

Корпус

1

Липа

25-75-210

3

Основание

1

ДВП

3-75-210

4

Петля

2

Сталь

19-23

5

Замочек

1

Сталь

Технологическая карта изготовления шкатулки

№ .

Наименование

Графическое изображение

Станки, инструменты, приспособления

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

Выбрать заготовку.

Обработать базовую пласть.

Обработать базовую кромку. 90˚ баз. пласть.

Разметить кромку против базовой.

Обработать кромку против базовую

Разметить пласть против базовой.

Обработать пласть против базовую по разметки.

Обработать базовою торец.

Разметить торец против базовой.

Обработать торец против базовой.

Разметить орнамент.

Вырезать орнамент на шкатулке.

Выбор заготовки.

Обработать заготовку с 6 сторон. Смотри пункты 2-10.

Разметить 1 отверстие на заготовке.

Обработать 1 отверстие на заготовке.

Выбор заготовки

Разметить деталь на заготовке.

Обработать деталь по заготовке.

Соединить 2 и 3 деталь.

Установить петли.

Покрыть шкатулку лаком.

Покрыть шкатулку лаком вторично.


Линейка, карандаш, ножовка.

Верстак, рубанок, линейка.

Верстак, рубанок, угольник с линейкой.

Линейка, карандаш, резмус.

Верстак, рубанок, линейка.

Линейка, карандаш, резмус.

Верстак, рубанок, линейка.

Ножовка, рубанок, напильник, линейку.

Линейка, карандаш, резмус.

Верстак, рубанок, линейка.

Линейка, карандаш, ластик.

Нож-косяк

Линейка, карандаш, ножовка.

Верстак, рубанок, линейка, карандаш, резмус.

Линейка, циркуль, нажёвка, карандаш.

Станок свирельный, пила, напильник

Линейка, карандаш, ножовка.

Линейка, карандаш, резмус.

Верстак, рубанок, линейка.

Клей, гвозди, молоток.

Шурупы, отвёртка, сверлильный станок.

Кисть, лак

Кисть, лак

Требования к изделию.

Название изделия

Шкатулка

Функциональное назначение

Для хранения мелких предметов

Пользователь

Неограниченно

Единичное или массовое производство

Единичное

Размеры

Небольшие

Требования к материалам

Натуральные

Метод изготовления

Резьба по дереву

Внешний вид, стиль

Фольклорный (русский) стиль

Требования с точки зрения безопасности использования

Гладкая, без заусенцев поверхность

Экологические требования

Экологически чистые материалы — древесина

Испытание и оценка изделия

Данное изделие подходит для хранения денег, драгоценностей, бижутерия и т.д. Крышка шкатулки может открываться на 180˚, и имеет защелку, закрывающую шкатулку, предотвращающую случайную открытии крышки. Геометрический узор не совсем совпадает с задуманным проектом. Улучшить технику геометрической резьбы и качество изготовления деталей изделия. Ровно сделать отверстие в корпусе с помощью дрели и электрическим лобзиком по дереву.

Эколого-экономическое обоснование

Шкатулка является экологически безвредным, не приносящим опасных последствий здоровью человека изделием, так как изготовлена из чистой древесины. Технология изготовления при соблюдении техники безопасности и санитарно-гигиенических норм также является безопасной.

Определяя цену своей шкатулки, я суммировала затраты на материалы, электроэнергию (это составляет себестоимость), отчисления на предполагаемую зарплату, прибыль. ц = с + п

Себестоимость включает в себя:

С1- стоимость древесины;

С2 — стоимость лака;

Сз — стоимость электроэнергии на станок;

С4 — стоимость электроэнергии дома и в школе;

С5 — амортизация (износ) станка, инструментов;

С6 — отчисления на зарплату;

С7 — стоимость фанеры;

С8- стоимость ткани;

С9- стоимость материала на петли и замочек;

С10 — стоимость клея.

Посчитаем себестоимость: С1= V • 1200 = 0,0003 м3 • 1200 = 0,36 р. С2=50г x 0,08р. = 4 р.

С3=0,4кВт x 1 ч (60 мин) x 1,16 р. = 0,46 р.

С4 =0,06 кВт x 2 x 20 ч x 1,16р. = 2,78 р.

С5, С9, С10 — незначительны.

С6=20ч. x 18р/ч = 360р.

С7= 0,02м2 • 80= 1,6 р.

С8= 0,06м2 x 130 = 7,8 р.

С = С1+ С2 + С3 + С4 + С6 + С7 + С8= 377 р.

Величина затрат на шкатулку составила 377 р. Если мою шкатулку продать за 400 р., то я получу прибыль, которую можно использовать на приобретение материалов:

П = Ц — С = 400 — 377 = 23 р.

Заключение

Поcле выполненной работы можно сделать вывод. Несмотря на то, что это очень кропотливая, трудоемкая работа, но поставленные мною задачи были выполнены. Формирование умений осуществлять самостоятельный поиск интересных технических и дизайнерских идей которые могут применяться при работе над объектом проектирования, оценивать их практическую значимость – выбор различных изделий с точки зрения эстетичности, практичности и дешевизны изготовления.

Развитие умения работать с чертежами, технологическими картами по изделию, отделки, обработке и изготовления изделий из древесины – мною было выполнено сборочный чертеж, техническая карта и спецификация к шкатулке. Отработка навыков выполнения технологических операций таких как: разметка, пиление, строгание, сверление и т.д. – изготовление самого изделия, где все данные технологических операции были использованы.

Приобретений методических умений – составления организации процесса обучения, понедельного планирования для учащихся. Приобретение навыков в оформлении собранных материалов работы, аргументированном и кратком изложении основных результатов работы.

Список литературы

1. В.М. Чупахин «22 урока геометрической резьбы по дереву». 2004г.

  1. Ю.А. Жадаев, А.В. Жадаева Технология поурочное планы по разделу «технология обработки древесины» по программе В.Д. Симоненко. 2006г.

  2. Ю.Е. Долматов, Е.С. Голованов Методичка по проектным работам в курсе «Технология обработки древесных материалов».

  3. С.В.Дементьев Резьба по дереву. М., 2000 г.

  4. А.М. Коноваленко Основы столярного ремесла., Киев, 1994 г.

  5. Л.Н. Крейндлин Столярные работы. 1978г.

  6. М.Б. Павлов, Дж. Питт, М.И Гурувич, И.А. Сасова Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. 2003г.

  7. А.В. Худяков Деревообрабатывающие станки. 1981г.

  8. Е.М. Муравьев, М.П. Молодцов Практикум в учебных мастерских. (Обработка древесины и пластмасс). 1987г.

Размещено на Allbest.ru

multiurok.ru

как изменились уроки технологии в школах – Москва 24, 25.08.2016

Уроки технологии в московских школах эволюционируют. На смену самодельным табуреткам приходят хэнд-мэйд роботы, а привычные фартуки уступают место модным платьям. Зачем школьникам труд, и что изучают на уроках технологии в XXI веке, выяснила корреспондент m24.ru Маргарита Маслова.

Фото: ТАСС/Митя Алешковский

Дисциплина «труд» сопровождает учеников практически всю школьную жизнь: с первого по восьмой-девятый классы. В начальной школе дети лепят из пластилина, делают оригами и аппликации. С пятого класса «труд» превращается в «технологию», которая направлена не столько на рукоделие, сколько на освоение передовых навыков современного быта.

Как правило, в средней школе мальчики и девочки обучаются отдельно: одних готовят стать мастерами на все руки, других – примерными домохозяйками. Но бывают и исключения. В некоторых школах технологию изучают всем классом. Например, в школе № 1601 юные представители сильного пола учатся готовить и вышивать вместе с прекрасной половиной населения.

Также существуют учебные заведения, где мальчикам труд преподают учителя информатики, считая основы программирования делом настоящих парней. Независимо от учебной программы, такие занятия адаптируют ребят к реальной жизни, где принцип «сделай сам» по-прежнему важен.

Мнение эксперта

«Дело не в том, что конкретно изучают на уроках технологии, а в том, ради чего это делается. Урок технологии – это эксперимент, который мы делаем своими руками. Даже табуретку можно смастерить со вкусом, если знать, что это полезный навык.»

Замруководителя департамента образования Москвы Виктор Фертман

Технология ХХI века: что изменилось

Сегодня, согласно требованиям государственного образовательного стандарта, детей на уроках технологии должны научить ориентироваться в современной медицине, производстве и обработке различных материалов, машиностроении, продуктах питания и сервиса, а также в информационной среде.

Недавно член Общественной палаты России Ольга Васильева предложила преподавать в рамках дисциплины основы сельского хозяйства.

При этом школы и учителя свободны в выборе программы. Замруководителя департамента образования Москвы Виктор Фертман пояснил m24.ru, что сейчас образовательные учреждения шагают в ногу со временем: на уроках технологии дети изучают робототехнику и конструирование, получают знания из областей физики, черчения и информатики. В некоторых школах ребят учат изготавливать приспособления для людей с ограниченными возможностями или чехлы для мобильных телефонов.

Работа ученика школы № 1021. Фото предоставлено автором

«Существует учебный план, при этом у учителей есть определенная степень творческой свободы: что-то можно добавлять от себя. Мы составляем модули, которые интересны ученикам», – сказала m24.ru учитель технологии школы № 1415 Ирина Смирнова.

В последние годы в школах появилась возможность делать проектные работы, устраивать презентации и открытые уроки. Интерактивная форма общения мотивирует учеников и делает занятия еще более интересными.

Мнение эксперта

«Раньше дети писали рефераты, теперь на уроках технологии школьники могут погрузиться в изучение той или иной темы более глубоко. Например, если ученица выбрала «вязание» – она не просто свяжет шарф спицами или крючком. Чтобы сделать задание основательно, школьник изучит историю этого вида рукоделия и соберет необходимые материалы, после чего продемонстрирует свою работу всему классу во время презентации или выступления»

Учитель технологии школы № 1415 Ирина Смирнова


Учителя стали чаще руководствоваться творческим подходом. Преподаватель технологии школы № 1021 Александр Сметов рассказал m24.ru, что их учреждение планирует закупить специальные комплекты для создания роботов. По словам педагога, робототехника интересна детям любого возраста.

Сейчас классы технологии выглядят как полноценные мастерские. В школе № 1021 они оборудованы многофункциональными станками, включая модели, к которым разрешено подпускать детей от восьми лет. На одном таком станке можно выполнять много действий: выпиливать, сверлить или делать работу токаря.

Интересно и вкусно: юные хозяйки

Фото: YAY/ТАСС

Кулинария, шитье и рукоделие – три кита программы по технологии для девочек. Ярким примером творческого обучения юных дам послужит школа № 1415.

Там школьницы вместо надоевшего винегрета готовят гамбургеры, учатся делать декоративные элементы для блюд и изобретают собственные рецепты салатов. А во время занятий по шитью они устраивают настоящие показы мод, одевая своих одноклассниц в собственноручно сшитые стильные платья.

Мнение эксперта

«Во время уроков технологии очень важно заинтересовать детей, только тогда они захотят придти на занятия. Когда-то на уроках труда мы просто чертили схему фартука. Сегодня дети не просто рисуют эскизы, а выполняют творческие задания. Например, сделать манекен из бумаги и одеть его в созданный своими руками костюм. Такие занятия мотивируют ребенка.»

Учитель технологии школы № 1415 Ирина Смирнова


Уроки технологии теперь направлены не только на обучение труду домохозяйки. Девочки также делают проекты по прическам, учатся правильно считать калории и осваивают психологические тесты. Кроме того, в школе есть музей, где собраны инструменты и различные домашние приспособления XV–XVII веков. Например, ученики могут увидеть, как создавалась ткань много лет назад.

Кстати, проекты сделанные школьниками выставляют на различные конкурсы. В этом году в на уроках технологии дети сделали огромные аппликации в виде гербов СВАО, которые пришили к платьям на швейной машинке. Их работы победили в окружном конкурсе. В следующем учебном году школа планирует создать панно ручной работы на тему «Улицы Москвы». В проекте собираются участвовать учителя технологии, географии и литературы.

К станку: фабрика настоящих мужчин

Шкатулка из дерева ручной работы, сделанная на уроке технологии. Фото предоставлено автором.

В обучении молодых людей мнения учителей расходятся. Кто-то отдает предпочтение информационным технологиям, а кто-то ручной работе. Обработка древесины и металлов по сей день входят в «технологический набор» юных джентльменов.

Учитель технологии школы № 1021 Александр Сметов полагает, что работа руками облагораживает человека и делает из подростка настоящего мужчину. Сам педагог обладает нагрудным знаком «Отличника военного строительства» и является не просто учителем технологии, а первым мужчиной за всю историю школы № 1021, взявшим на себя классное руководство.

Мнение эксперта

«Иногда мне просто больно смотреть на то, как дети не могут оторваться от телефонов и сидят на месте. Так и хочется сказать, лучше бы освоили какое-нибудь ремесло или занялись спортом. Главное в уроках технологии – увлечь ребят чем-то по-настоящему полезным. Когда ученики осознают пользу того, что делают – они стремятся к знаниям и хотят мастерить еще и еще.»

Учитель технологии школы № 1021 Александр Сметов


На уроках труда ребята делают декоративные работы из дерева, используя технику резьбы, выжигания и раскрашивания. Школьников также учат работать с фанерой и бумагой. Многие из работ учеников школы № 1021 победили на межрайонном конкурсе изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Кладовая ремесел – 2016».

Впрочем, работы мальчишек несут не только эстетическую ценность. По словам Сметова, его ученики знают, как сделать красивый скворечник, молоток или гайку собственного производства. Пока пятиклассники осваивают станки, старшим ребятам рассказывают, как строить дом.

Маргарита Маслова

www.m24.ru

План-конспект урока.8 класс.Столярная обработка. Свойства древесины

Урок №31-32

Тема: Столярная обработка. Свойства древесины

Цели:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о древесине, как о природном конструкционном материале; повторить инструменты и приспособления,  применяемые для ручной обработки древесины; рабочее место для ручной обработки древесины; виды пиломатериалов и древесные материалы; закрепить правила техники безопасности при работе на верстаке;

2. Развивать знания детей, активность, старательность;

3. Воспитывать бережное отношение к деревьям, изделиям из древесины, прививать интерес к профессии Столяра.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедиа аппаратура, экран; таблица «Строение дерева», «Столярный верстак», «Инструменты и приспособления для ручной обработки древесины».

Оформление доски: Кроссворд «Породы древесины», таблица «Строение дерева».

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

— На сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о древесине.

Основным материалом, используемым при изготовлении изделий, является древесина. Древесина – это ценный и широко используемый конструкционный материал. Но для того, чтобы грамотно использовать этот материал, необходимо знать его свойства. Лёгкость обработки и разнообразие пород позволили применять древесину для самых различных работ.

Вопросы:

— Какие изделия из древесины вы знаете?  

(дома, мосты, корабли, музыкальные инструменты, мебель, посуда и т.д.)

— Какими свойствами должна обладать древесина, чтобы изготовленные из неё изделия хорошо сохраняли свою форму и размеры?

(прочностью, древесина должна быть сухой).

К каждому изделию из древесины предъявляются свои требования. Чтобы правильно определить, какую древесину надо использовать для изготовления изделия нужно знать особенность каждой породы.

— На какие две группы пород делится вся древесина?

(лиственная и хвойная).

— Приведите пример лиственных пород?

(берёза, осина, дуб, ольха, липа и т.д.)

— Приведите пример хвойных пород?

(Сосна, ель, лиственница, пихта, кедр).

— По каким признакам различают породы древесины?

(текстура, запах, твёрдость, цвет).

— Что называют текстурой древесины?

(рисунок на поверхности, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон).

— Из каких частей состоит дерево? 

(ствол, крона, сучья, ветки листья или хвоя).

Ученик выходит к доске, рассказывает  по таблице или по изображению на экране.

— Что представляет собой ствол дерева?

(Ствол имеет более толстую часть у основания и более тонкую вершинную).

Сверху ствол покрыт корой.

Основная внутренняя часть дерева состоит из древесины. А древесина имеет множество слоёв, на разрезе они видны как годичные кольца. По числу годичных колец определяют возраст дерева.

Древесина, как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев, при распиловке вдоль волокон.

 — Скажите, пожалуйста, а что является вашим рабочим местом в мастерской для ручной обработки древесины? 

(в рабочее место для ручной обработки древесины входит столярный верстак и стул.)

— Как называется профессия рабочего занятого ручной обработкой древесины?

(Столяр).

— Назовите правила техники безопасности при работе на верстаке?

Оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами;

 Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака;

Не ударять молотком по крышке верстака.

 Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.

По окончании работы очищать верстак от стружки щеткой-смёткой и совком.

— Какая специальная одежда необходима для работы?

(халат или фартук с нарукавниками и берет).

— Как нужно правильно подобрать верстак для работы?

(Встать возле верстака, опустить руки вниз, положить руку на его крышку: если не требуется наклоняться или сгибать руку, то верстак подобран правильно).

— Назовите основные части столярного верстака?

(основание, крышка,  на крышке два зажима – передний и задний, выдвижной лоток или поворотные пальцы, на крышке отверстия под клинья).

— Для чего нужны отверстия под клинья?

(для жёсткого закрепления заготовок при строгании и распиливании).

— Для чего нужен выдвижной лоток?

— Каким должно быть основание у столярного верстака?

— Чем отличается столярный верстак от слесарного? Слайд 5

— Какие инструменты для ручной обработки древесины вы знаете?

(рубанок, ножовки, стамеска, пила, топор – это режущие инструменты; измерительные – линейка, метр, мерная рейка; вспомогательные – молоток, киянка, дрель, коловорот и т.д.)

— Какие лесоматериалы можно получить при распиловке дерева?

(бревно).

— Чем измеряют длину и диаметр лесоматериала?

(метром, мерной рейкой).

— Какие способы сушки древесины вы знаете?

(естественная и искусственная – в камерах).

— В чём преимущество сушки древесины в камерах в сравнении с естественной сушкой?

(сушка в камере более быстрая и качественная, продолжительность сушки несколько суток; естественная сушка длится  несколько недель).

 — Какие пиломатериалы можно получить из древесины?

(брус, бруски, доски, горбыль, пластина, четвертина).

— Какие виды материалов получаемых из древесины вы знаете?

(шпон, ДВП, ДСП).

Практическая работа «Виды пиломатериалов».

У вас на столах лежат карточки с разным пиломатериалом. Задание: Найти и подписать название каждого пиломатериала. Виды пиломатериалов.

Закрепление

Кроссворд «Породы древесины»

1. Дерево, имеющее мягкую древесину, используемое для изготовления художественных изделий? (Липа)

2. Прочная, устойчивая к загниванию порода, используется для изготовления мебели и паркета. (Дуб)

3. Смолистая древесина жёлто-белого цвета применяется для изготовления музыкальных инструментов (Ель)

4. Древесина хвойной породы, твёрдая, долго не загнивает. (Лиственница)

5. Мягкая древесина, применяется для изготовления спичек(Осина)

6. Сильно смолистая древесина, с чётко выраженной текстурой. Применяется в строительстве и столярно-мебельном производстве. (Сосна)

7. Твёрдая, лиственная порода, быстро загнивает. Используется для изготовления фанеры (берёза)

8. Мягкая, лёгкая древесина идёт на изготовление лопат (тополь)

9. Лёгкая древесина, не имеющая запаха. Её кора имеет сильный и приятный запах. (пихта)

— Что же такое древесина?

— Из каких частей состоит дерево?

 — Какие инструменты и приспособления мы применяем для ручной обработки древесины?

— Назовите ваше место в мастерской для ручной обработки древесины?

Обобщение. Итог.

Выставление оценок в дневники и журнал.

Домашнее задание – повторение изученного  в тетради.

Учителю на заметку: Если останется время на уроке, то можно включить видеоролик на тему обработка древесины на мебельных фабриках, или изготовление изделий из древесины.

infourok.ru

Конспект урока. Технологии в 8 а классе. Точение древесины.

Конец формы

Конспект урока технологии в 8 а классе. Точение древесины.

Урок технологии в 8 а классе. Точение древесины

«Изучение технологии точения древесины на токарном станке». Конспект урока технологии в 8 а классе.


Цель: Изучение технологии точения деревянных изделий на токарном станке.
Задачи: Ознакомить с приемами работы на токарном станке по дереву, изучить правила безопасности при работе, развивать навыки организации практической деятельности и самоконтроля при выполнении технологических операций, воспитывать трудовую дисциплину, интерес к профессиям столяра.
Назначение:  Изучение приемов художественной обработки древесины с применением токарного станка. Стд-120.
Урок по данному конспекту проводится в 8 аклассе после изучения устройства токарного станка по дереву.
Материально-техническое оснащение:
— токарный станок СТД-120;
-стамески для точения древесины;
-деревянная заготовка;
-плакаты, технологические карты 
Ход занятия
1 учитель.
В современном мире профессия столяра весьма востребована, рабочее место столяра – чаще всего верстак или современные его модификации. Столяр хорошо разбирается в чертежах, сам разрабатывает и изготавливает различные изделия из дерева и заменяющих его материалов. 
«Нужные работники-
Столяры и плотники …»
В своей работе столяр использует не только ручные инструменты, но и различные деревообрабатывающие станки. Устройство одного из таких станков мы изучили на прошлом уроке.
2. Повторение пройденного материала по теме «Устройство токарного станка по дереву»

Задания по карточке:
1.Перечислить названия частей станка СТД-120
2. Указать (устно, если на экране), перенести (если на карточке) цифры с общего вида (а) 
на кинематическую схему (б)
Ответы задания №1: 1- станина; 2-передняя бабка; 3-вал электродвигателя; 4-шпиндель; 5-ременная передача; 6-подручник с каретой; 7-задняя бабка; 8-кнопки «Пуск» и «Стоп»

Вопросы «перестрелка» (быстро, кратко):
1.Россиянин, разработавший и изготовивший более 40 конструкций различных токарных станков…
(А.К. Нарватов)
2.Какое движение в станке называют главным?
(Вращательное)
2.Как называют вспомогательное движение?
(Поступательное)
3. Какое назначение имеют передняя и задняя бабки токарного станка?
(Передняя бабка придает вращательное движение заготовке, а задняя служит для поджатия заготовки при вращении).

4 Основные правила безопасносной работы 
— не включать станок без разрешения учителя;
— не включать станок без огражденной ременной передачи;
— не класть инструменты и другие предметы на станок; 
— обо всех неисправностях немедленно сообщать учителю.
— не опираться на станок

3.Сообщение нового материала 
1. Приемы работы и подготовка заготовки.
Научиться работать на токарном станке сможет любой желающий, знающий устойство станка и правила безопасной работы, так как этот процесс не имеет сложных операций и заключается в том, что с обработываемой заготовки снимается поверхностный слой в виде стружки. При этом обрабатываемая заготовка вращается, а стамеску перемещают относительно заготовки, опирая на подручник.


Большое значение имеет подготовка заготовки для точения. Если торец заготовки имеет форму квадрата (А=Б), то для нахождения центра на торцах проводят диагонали. Затем с помощью рубанка сострагивают ребра, придавая заготовке форму восьмигранника.


На одном торце заготовки делается запил глубиной 2-3 мм для трезубца. После этого заготовку закрепляют на станке, при этом учитывая, что расстояние между заготовкой и подручником должен быть минимальным (2-3 мм) 

2. Виды и назначение стамесок
Точение заготовки производят с помощью специальных стамесок. 


Полукруглые стамески (а, б) применяют для черновой профильной обработки древесины, а стамески с косыми (угловыми) режущими кромками (в) — для чистовой обработки поверхностей, а также для вытачивания конусов и подрезания торцов. Стамески должны быть остро заточенными и с неповрежденными ручками.
Заточку стамесок выполняет только учитель!

3. Технологическая карта.
Прежде чем начинать точение, изучают технологическую карту обработки изделия. Технологическая карта может быть выполнена в виде таблицы и содержит последовательность выполнения работ, изображения в виде чертежа или рисунка, а также могут указываться виды оборудования и инструментов.
Пример выполнения технологической карты 


4.Правила работы на станке (желательно возле станка с практической демонстрацией процесса) 
Работа на токарном станке выполняется в защитных очках. После включения станка берут стамеску в правую руку, устанавливают на подручник, не касаясь заготовки, и сверху левой рукой прижимают к подручнику (фото выше).
Вначале выполняют черновое (грубое) точение полукруглой стамеской. При этом медленно подводят лезвие к вращающейся заготовке и плавными перемещениями стамески влево и вправо снимают стружку.
Чистовое точение выполняется косой стамеской. При этом стамеску опирают ребром на подручник со стороны тупого угла. 


Нельзя допускать врезания острого угла стамески в заготовку- это может привести к выбросу стамески и нанести травму!
Контроль размеров заготовки осуществляется после отключения станка и полной остановки шпинделя. При необходимости деталь обрабатывают с помощью шлифовальной колодки.


После остановки станка заготовку снимают, пилой отрезают лишние торцы и зачищают их шлифовальной шкуркой, либо напильником.
4.
Правила безопасности
1. Не включать станок без разрешения учителя.
2. Проверить заготовку, она должна быть без сучков и трещин.
3. Надежно крепить заготовку.
4.На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
5.Проверить рабочий инструмент. Ручки стамесок должны быть без трещин и прочно насажены.
6. Заправить одежду. Застегнуть все пуговицы. Длинные волосы убрать под бирет.
7.Перед пуском станка надеть защитные очки.
8. Следить за расстоянием между подручником и заготовкой. При его увеличении передвинуть подручник, остановив работу станка.
9. Во время работы не отвлекаться, не отходить от станка.
10. Все настроечные операции проводить только при отключенном станке.
11. Не останавливать вращение заготовки руками.
12. При обнаружении неисправностей, немедленно отключить станок и сообщить учителю.
Тренировочные работы учащиеся выполняют под наблюдением учителя.
5. Подведение итогов.
Задание———- толкушка, скалка.
-Выбрать объект для точения на станке и выполнить технологическую карту его изготовления.
-Знать правила безопасной работы на станке.

Литература
Технология. Технический труд , 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией Симоненко В.Д.

Под руководством .————Плыгун К. П——- 1- й категории, учитель технического труда.

kopilkaurokov.ru

Leave a Reply