Разное

Что можно сделать из глины окружающий мир – План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Что человек делает из глины

Содержание

Предметы из глины — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Глина — самый доступный и дешёвый природный материал. Глину легко добывать, потому что она находится неглубоко под верхним слоем земли.

 

Влажной глине можно придать любую форму. Это её главное свойство. А если изделие из глины обжечь при высокой температуре, то она становится твёрдой и прочной.

 

С давних времён люди научились делать из глины много полезных вещей.

 

Вот что изготавливают из глины:

 

Глиняная посуда

Фарфоровая посуда

Игрушки

 

Искусство изготовления изделий из глины называется керамика.

Как из глины изготавливают посуду

Сначала глину добывают из земли в карьерах.

 

 

Затем глину смешивают с водой и получают вязкую пасту, похожую на тесто.

 

 

Затем на гончарном круге глине придают форму и делают посуду. Этим занимаются гончары.

 

 

Посуду сушат и наносят на неё узоры.

 

 

Затем посуду помещают в печь и обжигают.

 

Из чего что сделано стр. 108

1) Вспомни, что такое рукотворный мир.

Рукотворный мир — это все, сделанное руками человека.

2) Для изготовления каких предметов нужна древесина?

Из древесины изготавливают мебель, карандаши, линейки, сувениры, бумагу, упаковку.

На рисунке накроем изображения книги, карандашей, стула.

Металлические предметы — нож и ножницы. Из глины делают посуду и кирпичи. Из шерсти шарф и варежки.

3) Познакомьтесь по учебнику с производством различных изделий. Подготовьте сообщение классу.

Сообщение «Производство различных изделий» для 2 класса

Производство любого изделия представляет собой долгий, длительный процесс, в котором принимают участие множество людей.

Прежде всего, для производства любого изделия требуется исходное сырье. Его могут добывать разными способами, например в карьерах как глину, или вырубая леса.

Сырье проходит несколько этапов переработки, в результате которой получается заготовка изделия. Эту заготовку доводится до окончательного вида, ее красят, обрабатывают, придают красивый вид.

Только после этого готовым изделием можно пользоваться.

4) Расскажите по рисункам, как из глины делают вазы, кувшины и другие предметы.

Рассказ «Это все из глины» для 2 класса

Глины добывают на особых карьерах с помощью экскаваторов.

Добытая глина поступает в мастерскую, где ее замачивают и разминают. Потом гончар лепит из глины кувшин или вазу, он использует специальный вращающийся круг.

После этого полученное изделие отправляют в печь для обжига, чтобы оно стало твердым и сохранило форму.

А в заключение вазу или кувшин расписывает красками художник. Чтобы изделие стало ярким и красивым.

5) Изобразите эту производственную цепочку с помощью

модели.

Модель изготовления изделий из глины для 2 класса

Модель "Это все из глины" для 2 классаМодель "Это все из глины" для 2 класса

6) Какие ещё материалы люди берут из неживой природы? Что изготавливают из этих материалов?

Из неживой природы люди берут руды металлов, которые превращают в прокат, сталь, в различные металлические изделия.

Также берут строительный камень, мрамор, которым украшают фасады зданий, набережные, мостовые.

Еще один материал — каменная соль. Ее добывают в солончаках и из нее делают поваренную соль, которую мы используем для приготовления пищи.

7) Папа Серёжи и Нади нарисовал картинки для многих книг. Он знает, как рождается книга, и хочет рассказать вам об этом. Но рассказать не словами, а с помощью рисунков.

Составьте по этим рисункам рассказ о том, как делают книгу.

Рассказ «Как рождается книга» для 2 класса

Рождение книги начинается на бумажном комбинате, где из древесины получают огромные рулоны бумаги. Их везут на полиграфкомбинат.

В это время писатель уже пишет свою книгу, а художник делает рисунки иллюстраций к книге.

На полиграфкомбинате наборщик набирает текст книги и печатает ее на листах, которые скрепляются переплетчиками.

Готовая книга поступает в магазины, где мы можем ее купить и почитать.

8) Изобразите эту производственную цепочку с помощью модели.

Модель изготовления книги «Как рождается книга» для 2 класса

Модель "Как рождается книга" для 2 классаМодель "Как рождается книга" для 2 класса

9) Какие ещё материалы люди получают из растений? Что делают из этих материалов?

Из растений люди получают строительные материалы — доски, брус, ДВП и многие другие. Из них строят дома, проводят отделочные работы, изготавливают мебель.

Из растений делают карандаши и некоторые другие канцелярские принадлежности, например линейки.

10) Составьте с помощью рисунков рассказ о том, как делают шерстяные вещи.

Рассказ «Как делаются шерстяные вещи» для 2 класса

Производство шерстяных изделий начинается с выращивания овец. Овец стригут, собирают шерсть и из этой шерсти наматывают катушки ниток. На фабрике из этих ниток делают шерстяную ткань, которую потом красят в разные цвета, наносят красивые узоры. Из готовой ткани портной шьет вещи, которые мы носим.

11) Изобразите эту производственную цепочку с помощью модели.

Модель производственной цепочки «Как делаются шерстяные вещи» для 2 класса

Модель "Как делаются шерстяные вещи" для 2 классаМодель "Как делаются шерстяные вещи" для 2 класса

 

12) Расскажите, что ещё люди получают от животных.

От животных люди получают кожу, из которой можно сшить обувь, верхнюю одежду. Также одежду шьют из шкур животных.

Из амбры кашалотов получают духи, парфюмерию.

Но главным продуктом, который человек получает от животных, является мясо и молоко.

Домашнее задание

1) Из каких материалов сделаны окружающие нас предметы?

Окружающие нас предметы сделаны из металлов, древесины, пластмассы, стекла, шерсти, ткани.

2) О каких производственных цепочках мы узнали на уроке?

Мы узнали, как получаются изделия из глины, древесины, шерсти.

Из чего что сделано. Стр. 70-71

1. Покажи стрелками разного цвета разные производственные цепочки.

  1. Изготовление изделия из глины: сначала на экскаваторе происходит добыча глины, затем мастер на гончарном круге изготавливает вазу, результат — глиняная ваза
  2. Изготовление книги: сначала происходит добыча древесины (из древесины делается бумага), затем печатается книга, результат — книга
  3. Изготовление шерстяного изделия: сначала стригут шерсть с овцы, из этой шерсти ткутся нитки и из них вяжется свитер, результат — свитер.

2. Подумайте и напишите, во что люди могут превратить эти материалы.

Во что можно превратить глину: посуда, игрушки, кирпич, керамическая плитка, глиняные фигурки, маску для лица

Во что можно превратить шерсть: нитки, одежда, валенки, игрушки, одеяло, варежки и шапку

Во что можно превратить древесину: мебель, игрушки, карандаш, спички, дом, бумага

3. Составь цепочки.

Примеры цепочек для железной руды

Железная руда — чугун — сковорода

Железная руда — сталь — меч/ножницы/нож

Железная руда — железо — гвоздь

Примеры цепочек для зерна

Зерно — мука — хлеб

Зерно — мука — булочка

Зерно — крупа — манка

Примеры других цепочек

Древесина — бумага — книга

Шерсть — нитки — свитер

Хлопок — ткань — платье

Представь свою работу классу. Посмотри, какие цепочки составили другие ребята. Оцени их работу.

4. В атласе-определителе «От земли до неба» найди информацию о том, из каких камней делают украшения. Запиши названия этих камней. 

Малахит, бирюза, янтарь, жемчуг, коралл.

Если хочешь, придумай и нарисуй на отдельном листе украшение из камня (для дома, для подарка маме или ещё кому-нибудь).

Далее Как построить дом. Стр. 72-73

Назад к содержанию

Как делают шерстяные вещи — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Шерсть дают разные животные: овцы, козы, кролики, верблюды. Она мягкая и хорошо сохраняет тепло. Поэтому шерсть используют для изготовления одежды.

 

Из шерсти вяжут варежки, шапки, шарфы, шьют пальто, платья, костюмы. А ещё из неё валяют валенки.

 

Вот как делают из шерсти платья, костюмы и пальто.

 

Стригут животных.

 

 

Затем шерсть моют и прочёсывают.

 

 

На прядильных фабриках из шерсти прядут тонкие нити.

 

 

На ткацких фабриках из нитей ткут полотно.

 

 

На швейных фабриках полотно кроят, выкроенные заготовки сшивают и получают готовые изделия.

 

Подумайте и напишите, во что люди могут превратить эти материалы. Глина, Шерсть, Древесина

Когда я остаюсь одна, в голову приходят гениальные мысли. Так случилось, когда я гуляла в горах. Спонтанно я придумала, как можно использовать глину в интерьере. А вы сегодня тоже убедитесь в том, что природа обогатила нас, без её ресурсов мы бы не смогли прожить. Пару креативных идей для дома я тоже расскажу.

Ресурсы Земли

Человек в процессе эволюции научился правильно пользоваться водными объектами, землей, солнечной энергией. За последние 100 лет произошли серьезные изменения, если так будет дальше, то мы просто исчерпает земные резервы.

Человек активно перерабатывает глину, шерсть, древесину. Не верите? Тогда посмотрите внимательно на предметы, которые есть в вашей квартире, и поинтересуйтесь, из какого материала возведен дом.

Люди могут превратить глину, шерсть, древесину в предметы искусства

Все знают, как можно легко использовать природные ресурсы и шерсть животных. Я же хочу рассказать новую информацию.

Начну с дерева. Древесина — природный материал, который получают из многолетних деревьев. Материал легко поддается обработке. Самое необычное применение древесины:

  • Делают дом на дереве, не спиливая его (в кроне дерева).
  • Изготавливают люстры в стиле лофт.
  • Молодое дерево или сруб используют для лечения органов дыхания.

Глина и шерсть

Глина — это осадочная горная порода, которая имеет пластичную форму. Её используют скульпторы. Глину добавляют в корма для животных. Её научились умело перерабатывать наши предки ещё в 13 столетии, когда делали посуду для еды.

Шерсть — волосяной покров животных, срезанный и обработанный. Чаще всего, используют собачью и овечью шерсть. Овечья согревает в стужу. Даже королева Великобритании держит у себя подкладку из этого материала. Это традиция: во время коронации необходимо сидеть на шерсти, чтобы в будущем правление увенчалось успехом. Ее можно переработать и получить эксклюзивную шубу, сумочку, угги, одеяла; использовать в интерьере.

Мыслите глубже и поймете, что богатство рядом, и это сама природа.

Исследовательский проект «Посуда из глины» 2 класс

Исследовательская работа на тему:

«Посуда из глины»

Номинация: «Удивительное рядом»

Выполнила: обучающаяся 2 класса

Руководитель:

учитель начальных классов

Фомягина Ольга Анатольевна

Содержание:

Введение……………………………………………………………………3

  1. Глина, виды глины и области её применения……………………4

  2. История происхождения посуды из глины……………………….5

  3. Производство глиняной посуды на Урале………………………..7

  4. Мастер – класс по изготовлению глиняной посуды в домашних условиях……………………………………………………………………………9

Заключение………………………………………………………………10

Список использованных источников и литературы……………………11

Приложение

Введение

Я очень люблю рисовать. Еще в детском саду мама меня записала в художественную школу. Это так удивительно, когда на белоснежном чистом листе получается рисунок. Но в художественной школе мы не только рисуем, но и изготавливаем поделки из разных материалов: бумаги, глины, природного материала.

Больше всего мне понравилось лепить посуду из глины (её сейчас можно купить в любом магазине) и потом её раскрашивать. А как раньше делали посуду? С этим вопросом я обратилась к маме, и она мне рассказала, как первобытные люди изготавливали посуду. Рассказ был очень интересный и занимательный. Захотелось узнать историю глиняной посуды. У меня появилась гипотеза, что глиняную посуду можно сделать в домашних условиях.

Но сначала я захотела узнать, что думают по этому поводу мои одноклассники. На вопрос «Можно ли изготовить глиняную посуду в домашних условиях?» 6 человек ответили положительно, а 4 думают, что нет (Приложение 1). Так как мнения моих одноклассников разделились, я решила, что моё исследование будет интересным не только мне, но и моим одноклассникам. Поэтому я выбрала тему моего исследования: «Посуда из глины», и решила попробовать изготовить глиняную посуду в домашних условиях.

Цель исследования: изучение истории происхождения посуды из глины, способов её изготовления, проверка своей гипотезы о возможности изготовления глиняной посуды в домашних условиях.

Задачи:

  1. Изучить информацию по данной теме с помощью литературы и Интернет-ресурсов.

  2. Изготовить посуду в домашних условиях.

1. Глина, виды глины и области её применения.

Глина — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.

Глина – это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, которая образовалась в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

На нашей планете существует огромное множество глин. Все они отличаются своим составом, свойствами и, соответственно, цветом. Всего различают глины семи цветов: белого, голубого, зелёного, жёлтого, красного, серого и коричневого. Редко встречается чёрная. Цвет глины зависит от её химического состава.

Глины широко применяются в промышленности (производство керамической плитки, тонкой керамики, фарфора), строительстве (производство кирпича и др.), в косметике, в медицине и как материал для художественной лепки.

2. История происхождения посуды из глины.

Сегодня нам сложно представить свою жизнь без посуды. Древним же людям долгое время приходилось обходиться без нее. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры и дерева, плел корзины из прутьев. Но вся эта посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, нельзя хранить жидкости.

Люди пытались использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей и, конечно же, выдалбливали сосуды из камня.

И только в эпоху неолита — в последнюю эпоху каменного века (приблизительно VII тысячелетия до н. э.) — был изобретен первый искусственный материал — огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду.

Считается, что керамическую посуду изобрела женщина. Женщины больше занимались хозяйством, именно им приходилось заботиться о сохранности еды. Поначалу плетеную посуду просто обмазывали глиной. И, наверное, случайно такая посуда оказалась неподалеку от огня. Тогда-то люди заметили свойства обожженной глины и стали делать из нее посуду.

Чтобы глина не трескалась, в нее добавляли песок, воду, толченый камень, рубленую солому. Гончарного круга тогда никакого не было. Из глины делали жгуты, накладывали их друг на друга по спирали и сдавливали. Чтобы поверхность посуды получилась более ровной, ее заглаживали травой. Сырую посуду обкладывали каким-нибудь горючим материалом и поджигали. Таким образом удавалось обжечь посуду со всех сторон.

Древнейшая керамическая посуда проста по форме: дно заостренное, кверху стенки расширяются и напоминают яйцо, у которого срезана верхняя часть. Стенки сосудов толстые, грубые, неравномерно обожженные. Но, уже имея такую посуду, человек смог значительно разнообразить свою пищу, научился готовить каши, супы, похлебки, жарить на жиру и масле, отваривать овощи.

Постепенно первобытные гончары совершенствовали свою посуду, она становилась более тонкой и совершенной по форме. Древние люди стремились делать ее не только удобной, но и красивой. На посуду стали наносить разнообразные рисунки. Грубую посуду покрывали жидкой глиной, расписывали минеральными красками. Иногда узор выцарапывали специальными палочками.

Чаще всего посуду украшали разнообразным орнаментом, это были геометрические фигуры, танцующие люди, цветочные розетки, фигуры животных.

Кроме посуды, первобытные люди научились делать печи и очаги. В печах стали готовить хлеб. Внутри глиняной печи разводили огонь. Стенки печи раскалялись, и, когда огонь угасал, в нее клали хлебные лепешки.                                                                                               

3. Производство глиняной посуды на Урале.

Самой распространённой и незаменимой на Урале была посуда, сделанная из глины и дерева. Глиняную в древности изготавливали «от руки», без помощи гончарного круга. Стенки изделия постепенно наращивались с помощью глиняного жгута. Такой способ изготовления сохранился в некоторых отдалённых деревнях Пермской губернии до 30-х годов XX века. Но наиболее часто изготавливали на ручном или ножном гончарном круге «кружале». Уральскую керамическую посуду отличают спокойные основательные формы, плавные силуэты, неброский линейный орнамент.

Гончары освоили изготовление многих видов посуды. А этот предмет был главным кухонным сосудом у хозяйки на протяжении многих сотен лет. Его использовали на кухнях горожан и дворян, даже на царской кухне без него никак не могли обойтись. А уж в крестьянской избе этот сосуд, бывало, был единственной имевшейся в хозяйстве посудой. Вы, наверное, догадались, что речь идёт о горшке.

Горшки лепили из глины. Не всякая была пригодна для изготовления посуды. Нужна была специальная горшечная глина: жирная, пластичная, синего, зелёного или грязно-жёлтого цвета. В неё добавляли кварцевый песок.

Назначение горшка — всегда быть в печке, лишь ненадолго в будние дни оказываться во время завтрака или обеда на столе. Поэтому украшение для него не требовалось, но иногда гончары наносили на горшки орнамент в виде цепочек из неглубоких ямочек, треугольников, выдавливая его на плечиках сосуда или вокруг венчика.

Горшки делали разного размера, и в крестьянской избе их могло быть несколько. Одни служили только для приготовления каши, другие — для варки щей, в третьих кипятили воду для хозяйственных нужд. Их можно было приобрести на ярмарках, или у гончара, развозившего свои изделия по близлежащим деревням. Горшок — изделие очень хрупкое, поэтому его берегли, старались с ним обращаться очень аккуратно. Случалось, что горшок давал трещину, даже в этом случае его не выбрасывали, а оплетали полосами бересты и использовали для хранения сыпучих продуктов. Про такой старый горшок русский народ сложил загадку: «Был ребёнок — не знал пелёнок. Стар стал — пеленаться стал».

4. Мастер – класс по изготовлению глиняной посуды в домашних условиях.

Меня очень заинтересовала возможность самой сделать глиняный горшок, как это делали наши предки. Сейчас сделать это довольно просто.

Для того, чтобы сделать горшок, мне понадобится глина, нож, вода, губка.

  1. Разделяю глину для поделки на порции удобные для размягчения.

  2. Смачиваю её водой, для того, чтобы глина приобрела необходимую пластичность.

  3. Делаю глиняный слепок горшка.

  4. Неровности разглаживаю смоченной в воде губкой.

  5. Даю изделию высохнуть.

  6. Мой горшок готов! (Можно его раскрасить)

Заключение

В ходе работы над проектом я расширила свои знания о глине, о видах, применении её в жизни человека, научилась находить информацию в литературе и других источниках о глине. Кроме того, я подтвердила свою гипотезу о том, что и в домашних условиях можно изготовить любую посуду из глины.

Я делаю только первые шаги в собственном гончарном производстве. Но останавливаться на достигнутом не буду. В скором будущем надеюсь показать свои работы в классе и в родной школе!

Если вы, как и я, любите творить, воплощать собственные фантазии в деле, создавать своими руками интересные и полезные вещи, то лепка из глины – занятие для вас! Это приятное времяпровождение приносит ни с чем несравнимое удовольствие!

Список использованных источников и литературы

  1. http://ceramics-pottery.ru/article/186/0/

  2. http://ceramics-pottery.ru/article/186/2/?PHPSESSID=4db2801a335373cde457e9637

  3. http://keramika.peterlife.ru/keramikahistory/keramika_history-37.html

  4. http://keramika.peterlife.ru/keramikahistory/keramika_history-37.html

  5. http://usadba-tutaev.narod.ru/page07.html

  6. http://trc.chertown.ru/trcimg/museums/shkola8/eksponaty/glinyanyi_gorshok2.jpg

  7. http://www.mrkm.ru/?cat=part1⊂=6

  8. В. Травинка (Петрова) Голубая целительница глина; Питер — Москва, 2013.

  9. Лельчук А. М. Глина с характером. Как научить детей лепить из глины и понять язык детского творчества; Речь, Сфера — Москва, 2011.

  10. Лобанова Вероника Волшебная глина. Лепим и познаем мир; Феникс — Москва, 2012.

Приложение

Приложение 1

Урок окружающего мира на тему «Из чего что сделано?». 2-й класс

Цель: Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты: Метапредметные

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы; осуществлять контроль и коррекцию; оценивать результаты своей деятельности на уроке. Познавательные: классифицировать предметы по характеру материала, показывать цветом разные производственные цепочки; читатьтекст учебника; по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ по картинкам, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий. Коммуникативные: участвовать в работе пары и группы. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Предметные: узнают, какие природные материалы люди используют для изготовления изделий; научатся составлять простейшие производственные цепочки

Личностные: бережно относиться к вещам; понимать необходимость бережного отношения к природе; уважительно относиться к труду людей.

Учебные материалы: Учебник А.А. Плешаков “Окружающий мир”, рабочая тетрадь №1, компьютер, мультимедийный проектор, экран, разные предметы из глины, металла, древесины, шерсти; карточки – модели. У учащихся: сигнальные флажки, цветные карандаши (фломастеры)

1. Организационный момент, эмоциональный настрой. (слайд1)

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

2. Проверка домашнего задания.

А)Индивидуальные задания по карточкам. (2 детей получают задания)

— Подчеркни одной чертой продукцию промышленности, двумя — продукцию сельского хозяйства.

1. Помидор, книга, морковь, телефон, настольная лампа, картофель, трактор, редис, лук, стул, утюг, тапочки.

2. Арбуз, вишня, стул, майка, виноград, ботинки, пальто, ракета, слива, парта, тыква, капуста, самолёт, чеснок, огурец.

Б) Игра “Верно это или нет”.

-Поиграем в игру “Верно это или нет” (работа с сигнальными карточками-светофорами: если верно-зеленый цвет, если нет-красный)

— Верно ли, что экономика – это хозяйственная деятельность людей? (да)

— Верно ли, что хлеб, молоко, мясо дает нам торговля? (нет)

— Верно ли, что бумажные деньги впервые стали использовать в Китае? (да)

— Верно ли, что в наши дни деньги не делают из дерева? (да)

— Верно ли, что одежду, обувь, мебель производят в торговле? (нет)

— Верно ли, что маляр, каменщик, штукатур, крановщик работают в строительстве? (да)

— Верно ли, что продукты и вещи мы можем приобрести в сельском хозяйстве? (нет)

— Верно ли, что чтобы утром нам выпить стакан молока, работают только отрасли сельское хозяйство и торговля? (нет, транспорт, промышленность)

— Верно ли, что вместе со строителями в возведении дома участвуют специалисты транспорта и промышленности? (да)

— Верно ли, что все отрасли экономики связаны друг с другом? (да)

Самоопределение к деятельности

-Посмотрите на экран. (слайд 2)На слайде изображены разные предметы.

(Ракушка, варежки, ножницы, кувшин, линейка, ложка, шарф, кружка, карандаш)

Определите, какой “лишний”? (ракушка)

Почему? (Ракушка — создала природа, а остальные сделал человек)

— Как называется то, что сделано руками человека? (Рукотворный мир)

Практическая работа.

— Разделите остальные предметы на группы по материалу. (Делят предметы на группы.)

-Все эти предметы вам хорошо знакомы. Назовите их и объясните, для чего они служат. Что общего у всех этих предметов одной группы? ( Называют предметы. Рассказывают, для чего они нужны — из глины (вазу, горшочек, кирпич, глиняную игрушку-свистульку),

— из шерсти (свитер, перчатки, носки, шарф),

— из металла (ложка, миска, кружка, ножницы, металлический конструктор),

— из древесины (линейка, деревянная ложка, матрёшка, тетрадь).

— О чем мы будем говорить на уроке? (Узнаем, из чего и как люди делают разные изделия.)

— Прочитайте тему урока в учебнике.

— Сформулируйте учебные задачи, которые поставим перед собой? (будем говорить о предметах, узнаем из чего их делают). Прочитаем об этом в учебнике.

Работа над темой урока.

Беседа “Что из чего?” (Работа в группах)

— А теперь поговорим о каждой группе предметов в отдельности.

1. Шерсть (рассмотреть группу предметов из шерсти) (слайд 3)

— Мы определили, что эти вещи сделаны из шерсти. А откуда берут шерсть?

(с.111 учебника) Рассмотрите рисунки и расскажите, как же делают шерстяные вещи.

1. Стрижка овец;

2. Изготовление шерстяной пряжи, сматывание на бобины;

3. Изготовление шерстяного полотна;

4. Нанесение рисунка на ткань;

5. Изготовление по выкройкам деталей одежды.

— Что нового вы узнали об изготовлении шерстяных изделий?

— А как сделали этот шарфик? Как получили разные цвета?

2. Дерево (рассмотреть группу предметов из дерева) (слайд 4)

— Понятно, что линейка, подставка сделаны из дерева. А вот тетрадь как оказалась в этой группе? Как появились на свет наши с вами учебники? В этом нам помогут разобраться ребята, которые подготовили сообщения.

а) Выступления ученика об изготовлении бумаги.

— Существует различные виды бумаги. Где её используют?

— На комбинате изготавливают бумагу.

  • Писатель пишет произведение.
  • Художник делает иллюстрации
  • В издательстве печатают книги.
  • В магазине появляются книги.

Выступление детей.

— Сегодня бумагу делают на комбинатах, где людям помогают машины.

Машины принимаются за дело ещё тогда, когда будущая бумага в лесу растет. Электрические пилы пилят, валят деревья. Тракторы-лесовозы везут бревна к реке. Машины связывают бревна в плоты, и плывут плоты по реке до ворот цеха. Тут за дело берутся другие машины: быстрый многопильный станок распиливает бревна на чурбаки; машина – корообдирка сдирает с них кору; рубильная машина рубит чурбаки на щепки; щепки едут на самодвижущейся дорожке в котел. В котле в специальном растворе варится каша-деревянная. Вот эта каша когда готова, и становится бумагой.

б) Показ коллекции различных видов бумаги.

— Для чего используется бумага?

— Легко ли получить бумагу? Как нужно относиться к нашим тетрадям, учебникам, ведь всё это срубленные деревья. А чтобы вырастить взрослое дерево надо не менее 60 лет.

— А ещё из дерева делают мебель, посуду, игрушки. (Показать.)

6.Физминутка

— А теперь отгадайте, о ком идет речь?.( Звучит музыка “Бу-ра-ти-но!”) (слайд5)

— А как вы думаете, почему мы вспомнили о Буратино? (сделан из дерева)

-А из какой сказки? (“Золотой ключек”. А.Толстого)

7. Беседа “Что из чего?” (продолжение)

— Издавна на Руси из глины изготавливали посуду и вот такие замечательные игрушки. (слайд 6)

— А как делают игрушки из глины, мы узнаем из фрагмента фильма.

(Просмотр фрагмента фильма “Наследство деда Филимона”.)

Рассказ ученика о глине.

— Глина добывается в карьере экскаваторами. В сыром виде она пластична. Она смешивается с водой до состояния густой пасты и затем из нее лепят посуду или игрушки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре 450°С. После обжига глина становится прочной и никогда не станет мягкой. Искусство делать такие вещи называется керамикой.

-В давние времена, когда не было холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды. Вода оставалась холодной, так как просачивалась через тонкие поры кувшина и испарялась, что и помогало сохранять воду холодной.
Замечательными гончарами были китайцы. Из специальной белой глины изготавливают фарфоровые изделия. При обжиге такая глина приобретает белый цвет. Эта чашка тоже сделана из глины.

— Надо сказать, что из глины делают кирпичи, игрушки, черепицу.

4. Металл

— В последней группе у нас оказались предметы, сделанные из металла. (слайд 7)

Рассказ ученика о производстве железа

-Железо никто не делает, оно сотворено самой природой, как вода, глина, песок… А люди это железо лишь добывают и превращают его в чугун и сталь.

Железа на свете видимо-невидимо — оно и в песке (от этого-то он желтоватый), и в красновато-бурой глине, и в коричневом камне — кремне. Железо даже в воде растворено. 

Больше всего железа в железных рудах. Из них-то и добывают этот самый главный металл.

Как добывают руду?

Тут не обойтись без огромного, могучего, стального копалы – черпалы , маленького бумажного пакета с зарядом взрывчатого вещества и длинных проводов. Пробурят горняки в земле скважины, заложат в них взрывчатку, по проводам пустят ток. Тут затыкай уши. Как грохнет взрыв — тонны земли, камней взметнутся в воздух, разлетятся вокруг, и откроется спрятанная под ними руда. Бывает, что и саму руду приходится дробить взрывами. Наконец, стихли взрывы. За работу берётся шагающий экскаватор. Зачерпнет экскаватор руду ковшом-черпаком, повернётся — и нагружен целый вагон или гигант-самосвал. Но вот руду привезли на завод. Как же превратить ее в железо? Тут помогает людям жаркий огонь. В огромных, словно высотные дома, печах — домнах день и ночь бушует пламя. Вот на самый верх одной из таких домен по наклонной дороге поползли вагонетки. Поднимутся, опрокинутся, высыплют груз в печь — и вниз. В одних вагонетках руда, в других — белый камень, известняк, в третьих — топливо, тёмно-серый ноздреватый кокс. Он, словно пирог, выпечен из размолотого в муку наилучшего каменного угля. Ну а известняк помогает коксу вытягивать из руды все лишние примеси.
Жарко горит кокс, но не расплавить ему руду. Чтобы он горел ещё жарче, нужно постоянно раздувать огонь, нужен воздух, горячий, раскалённый. Вот почему рядом с домной стоят ещё несколько башен. В них-то и нагревается воздух. Могучие вентиляторы гонят по трубам воздушные потоки, непрерывно раздувая в домнах огненную бурю. Бушует пламя, плавится, оседает руда, капли металла чугуна собираются в струйки, ручейки… Чугун тяжёл, он стекает на дно печи, а все лишнее, что было в руде, поднимается, всплывает пузыристой огненной пеной. Это шлак.

Наконец мастер подаёт сигнал: “Чугун готов! Можно выпускать плавку”. Минута, другая… и, рассыпая фонтаны искр, освещая небо огненным заревом, жидкий металл хлынет в огромный ковш. Ковшей много, каждый на колёсах. Стоит на рельсах целый поезд-чугуновоз. Наполнится один ковш, тотчас под струю подойдёт следующий. Куда же отправится огнедышащий поезд? Путь его недалёк — в соседний цех. Тут чугун выльют в формы. В них жидкий металл застынет и примет форму той самой формы, в какую был залит. И мы с вами встречаемся с чугуном каждый день. Ведь обычные сковородки, чугунки, батареи отопления, решётки, в которые убегают ручейки на улицах, — все это тоже отлито из чугуна.

— Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы. А теперь для закрепления выполним задания в тетради.

Закрепление (работа в парах):

Самостоятельная работа по “Рабочей тетради” с.39-40 №1,2

— Покажите стрелками разного цвета разные производственные цепочки.

— Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.

(Зерно, мельница, хлеб. Железная руда, завод, ножницы и т. д.)

— А кроме глины, древесины, металла из каких материалов могут быть выполнены различные предметы? (Пластмасса, резина, стекло и др.)

— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

1) Добывать материалов не больше, чем их требуется.

2) Расходовать экономно.

3)Сажать новые деревья.

4)Восстанавливать земли на месте карьеров.

8. Итог урока:(слайд 8)

— На какой вопрос отвечали на уроке?

— Кто теперь знает из чего можно сделать посуду, одежду, удобные вещи?

— Для изготовления различных вещей человек использует в основном, имеющиеся в природе материалы. Но их запас небезграничен. Поэтому человек должен бережно относиться к природным богатствам.

9.Рефлексия.(слайд 9)

  • Я знаю, что …
  • Я научился …
  • Я удовлетворён…

Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. (слайд)

10. Домашнее задание (слайд 10)

— Прочитать материал учебника по теме “Из чего что сделано? стр.108-111.

Leave a Reply