Разное

Автор на пашне весна – История одного шедевра: «На пашне. Весна» Венецианова

История одного шедевра: «На пашне. Весна» Венецианова

«Название картины менялось со временем: «Женщина, боронящая поле», затем – «Крестьянка в поле, ведущая лошадей», после того – «Деревенская женщина с лошадьми». Нынешнее название за картиной закрепилось после создания нескольких последующих картин серии «Времена года», в которую было включено и полотно «На пашне. Весна».

Особую любовь художник вложил в написание пейзажа. В истории русской живописи это первый пейзаж русской природы, до этого живописцы изображали только заграничные виды, русская земля считалась недостойной кисти и красок. Венецианов первый открыл ее неповторимую красоту.

На картине Венецианова движения крестьянки, ведущей лошадей, плавны и изящны. Она в своем сарафане, напоминающем античную тунику, похожа на богиню цветов Флору, шествующую босой по своему царству. Повсюду в картине разлита торжественная тишина.

На пашне. Весна Венецианова История одного щедевра
“На пашне. Весна” Алексей Венецианов

Шедевр: «На пашне. Весна»

Автор: Алексей Венецианов (1780—1847)

Дата написания: первая половина 1820-х годов

Размер полотна: 51,2 х 65,5 см

Постоянно экспонируется:  Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 10, зал 14

Венецианов.Автопортрет 1811 год
Венецианов. “Автопортрет” 1811 год. Оригинал и авторская копия находятся в Русском музее (Санкт-Петербург) и Третьяковской галерее (Москва)

Алексей Венецианов. Жизнь художника и трагический конец

Род Венециановых происходил из Греции. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Художник родился в 1780 году в Москве. Отец его был Гаврила Юрьевич, мать – Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья Алексея Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины.

С 27 лет Алексей Венецианов служил землемером при лесном департаменте, параллельно он

учился живописи сначала самостоятельно, затем у знаменитого мастера портрета Владимира Боровиковского.

Боровиковский. Портрет ЛопухинойВладимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797 (Третьяковская галерея)

В 1811 году Венецианов, не смотря на свою работу чиновником, получил звание академика живописи! Устав от раздвоенности жизни, когда ему приходилось работать чиновником и урывками заниматься любимой живописью он к сорока годам решил закончить карьеру чиновника и уехать из столичного Петербурга в Тверскую губернию, где он поселился с семьей будучи помещиком.

Итак, с 1819 года  Венецианов жил в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же осуществил свою давнюю мечту – организовал собственную художественную школу, принципы преподавания которой не признавались Академией художеств в Петербурге (не смотря на статус академика у Венецианова). В данной школе прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал великий поэт и приближенный к царской семье Василий Андреевич Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках.

Районы Тверской областиРайоны Тверской области. Венецианов жил и был похоронен в нынешнем Удомельском районе Тверской области, расположенном в северной части губернии

В 1829 году, в царствие императора Николая I, Венецианов получил звание придворного живописца.

В своей деревне Сафонково Венецианов построил больницу, содержал доктора, устроил школу для крестьянских детей. Впоследствии добился, что самый бедный его мужик имел две лошади и по четыре-шесть голов рогатого скота

, небывалая роскошь для крестьян того времени. Порой ему казалась, что взятая на себя обязанность непосильна, и тогда он писал родным:  «Обязанности помещика очень тяжелы, ежели их выполнять  по законам гражданским и церковным».

Жизнь его оборвалась случайно. По дороге в Тверь, где он должен был расписывать иконостас в соборе, художник не справился с управлением санями, которые врезались в высокие каменные ворота. Выброшенный на дорогу Венецианов умер раньше, чем к нему подоспела помощь. Это случилось 16 декабря 1847 года, художнику было 67 лет.

Несчастный случай произошел в селе Поддубье Тверской губернии. Похоронен художник на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области. Могила его сохранилась.

"На жатве. Лето". Алексей Венецианов. Середина 1820-х. Третьяковская галерея“На жатве. Лето”. Алексей Венецианов. Середина 1820-х. Третьяковская галерея

Крестьянская серия “Времена года” Венецианова

Вместе с двумя другими произведениями, написанными в середине 1820-х годов, «На жатве. Лето» (Третьяковская галерея) и «Сенокос» (Третьяковская галерея), картина «На пашне. Весна» рассматривается как часть цикла картин художника, связанных с крестьянским трудом.

В Сафонкове для художника были огромные возможности творить, сама природа способствовала тому. Венецианов взялся за картину «На пашне. Весна», будучи классиком и  романтиком одновременно, сделал Весну крестьянской женщиной. Стройная, с пропорциями античной богини,  одетая в нарядный сарафан и кокошник,  она ведет коней по вспаханному полю. Это причащение человека к вечности через слияние с миром природы.

"Сенокос" Алексей Венецианов. Середина 1820-х, Третьяковская галерея
“Сенокос” Алексей Венецианов. Середина 1820-х, Третьяковская галерея

Венецианов выбирает простые мотивы, в его картинах почти нет действия, ему интересен не быт, а бытие. Крестьянский труд для художника – нечто исконное, вечное, повторяющееся, схожее со сменой времен года.

“На пашне. Весна”

Картина «На пашне. Весна» рассматривается как часть цикла картин художника, связанных с крестьянским трудом и написанных в период его жизни в Тверской губернии. Начиная с 1840-х годов, в течение нескольких десятилетий история данного полотна не прослеживается. Известно достоверно, что картина “На пашне. Весна” 

была приобретена коллекционером Павлом Третьяковым не позднее 1893 года.

Статуя Павла Третьякова во дворе исторического здания Третьяковской галереи (Москва)Статуя Павла Третьякова во дворе исторического здания Третьяковской галереи (Москва)

Центральным образом является статная фигура нарядно одетой матери-крестьянки, которая босиком ведёт двух лошадей и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком. Фигура женщины изображена в увеличенном масштабе. Движения крестьянки изящны, по земле она не ступает, а будто парит над ней, сарафан красив как греческая туника. В обычной крестьянской сцене художник видит непреходящую красоту древней идиллии.

Критика того времени оценила искусство мастера: “Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких к его сердцу и к нашему – и совершенно успел в этом“.

Центральный фрагмент На пашне. Весна ВенециановаЦентральный фрагмент “На пашне. Весна” Венецианова

 

Женщина с лошадьми на этом поле не одна. В левой части картины еще одна пара лошадей направляется в глубину пространства, ведомая крестьянкой. На самом горизонте, исчезает вдали третья такая же группа. Женщины и кони движутся по образованному ими кругу, по бурой земле, под невысоким небом.

Некоторые критики упрекали Венецианова за чересчур нарядную одежду работающей в поле крестьянки. Это, однако, не было «выдумкой» художника — следует помнить о том, что первый день пахоты с древнейших времён считался у русских крестьян праздником, так что в этот день они надевали свои лучшие одежды.

О картине “На пашне. Весна” в поэзии

Иван Есауленков

Прозрачны краски небольшого полотна,
Где ощущает зритель утро года.

По свежей пашне босиком идёт Весна –
И чутко просыпается природа!

Легко плывут в небесной выси облака,
И в воздухе тумана дымка тает.
А поступь женщины божественно легка –
Она парит как будто, не шагает.

Улыбка матери воздушна и нежна,
Обращена к прекрасному ребёнку;
Его фигурка с краю поля нам видна –
Среди цветов сидит он в рубашонке.

И тишина по всей картине разлита,
И полуфантастична героиня:
Непреходяща у крестьянки красота,
Что кажется античною богиней!

Левей её другая женщина идёт,
И третья возле пня коней уводит
Вглубь полотна, свершая тем круговорот –
Божественное таинство Природы!..

wanderings.online

«На пашне. Весна» Венецианова — Статьи

Сюжет

По полю идет нарядно одетая крестьянка, она ведёт двух лошадей с бороной и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком. Круговое движение продолжает женщина, изображенная слева на втором плане, а замыкает — третья фигура справа на линии горизонта.

Это не портрет и даже не о крестьянской жизни картина. Это аллегория весны. Женщина — богиня цветения Флора. Как она ступает! Словно, не по земле идет, а летит. Фигура ее рядом с лошадьми кажется непропорционально крупной, величественной.

В лице крестьянки, крошечном на маленьком холсте, не отыскать следов индивидуальной характеристики. Венецианов вообще редко углублялся в психологию своих героев. Его больше занимало другое: всем строем полотна вызвать сопереживание зрителей.

Венецианов сочетал на полотнах крестьянский быт и античные сюжеты

Ребенок — это Амур, аллегория начала жизни. Эту тему поддерживают и тонкие деревца, пробивающиеся рядом с сухим пнем.

Венецианов писал не быт, а бытие. В пахоте видел не повседневную рутину, а непреходящую красоту древней идиллии, вечного круговорота жизни: смена времен года, рождение и увядание. Именно за это идиллическое настроение и аллегорическую насыщенность в сочетании с русскими мотивами и любил Венецианова Александр I.

Видятся цитаты Боттичелли. Сложно утверждать, что его «Весна» вдохновляла Венецианова, но общее настроение и посыл очень близки.

Ботичелли _Весна_ .jpg
«Весна» Боттичелли, 1482

Много времени потратил Венецианов, чтобы выписать небо (которое занимает большую часть полотна) с постоянно меняющимся рисунком облаков. Он стремился передать широту просторов, бесконечность, необъятность земли.

Контекст

Венецианов почти никогда не подписывал свои полотна. Поэтому нельзя точно сказать, когда написана картина. Версии разных искусствоведов датируют ее от 1810-х до 1830-х.

Современное название тоже появилось не сразу. Но именно оно отражает ту идею, которую хотел передать художник — аллегорию обновления жизни, вечного круговорота.

Венецианов редко углублялся в психологию своих героев

«На пашне. Весна» считается частью триптиха о крестьянском труде. Далее сюжетно следуют полотна «На жатве. Лето» и осенний «Сенокос». Все они были написаны под впечатлением от увиденного в Тверской губернии, где Венецианов жил довольно долго.

На жатве. Лето.jpg
«На жатве. Лето»

Каждая из работ — это обобщённый образ русской земли. Это картины-песни, которые не столько рассказывают о быте, сколько передают эмоциональное состояние человека, неразрывно связанного с природой. Благолепие и благоденствие.

Судьба художника

И хотя Венецианов учился живописи у знаменитого портретиста Боровиковского, сам Алексей Гаврилович лицами был увлечен не особенно. Больше его волновали состояния природы, человека как ее части и мироощущение.

В Тверской губ. Венецианов организовал школу «крестьянских» живописцев

Венецианов стал художников в полном смысле этого слова только к 40 годам. До того он служил чиновником, а живопись была, скажем так, досугом. Когда выбор был сделан в пользу холста, вместе с женой и детьми Венецианов переехал в Тверскую губернию. Там же он организовал художественную школу, где за 20 лет прошли обучение более 70 человек.

Г. Сорока. «Рыбаки. Вид в Спасском».jpg
«Рыбаки. Вид в Спасском». Работа одного из лучших учеников Венецианова — Григория Сороки

К 50 годам Венецианов получил звание придворного художника. Писал Венецианов и портреты. Но по своей художественной силе они значительно уступают «крестьянским» картинам, за которые о художнике писали подобные панегирики: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, — и совершенно успел в том. Картины, написанные г. Венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занимательны, любопытны не только для русского, но и для самого иностранного любителя художеств».

diletant.media

Венецианов Алексей «На пашне. Весна» описание картины, анализ, сочинение

Venecianov-Aleksey-na-pashne-vesna

Название этой картины Алексея Венецианова менялось со временем. Сперва холст назывался «Женщина, боронящая поле», затем «Крестьянка в поле, ведущая лошадей» и, наконец, «Деревенская женщина с лошадьми». Нынешнее название за картиной закрепилось после создания нескольких последующих полотен из серии «Времена года», в которую была включена и картина «На пашне. Весна».

Современники корили художника многократно за чрезмерную простоту и жизненность натуры, а потомки — за качество противоположное: за идеализацию. Черты украшательства видели в том, что женщина на пашне показана в нарядном сарафане.

В картине Алексея Венецианова пейзаж играет важнейшую роль в создании возвышенно-аллегорического образа весны. Лирический русский пейзаж создает особое настроение. Лазурное небо, мягкая зелень, приглушенный колорит земли, легкая золотистая дымка на пашне образуют природную гармонию. Краски легки и прозрачны. Настоящая весна!

Крестьянка в национальной праздничной одежде боронит землю. Венецианов создает некий поэтизированный образ, подчеркивая сходство своей героини с античной богиней. Масштабное несоответствие женской фигуры и лошадей, которых она с легкостью ведёт по пашне, усиливает впечатление. Этот полуфантастический образ органично вписывается в реалистический пейзаж.

Линия горизонта и мысленные траектории движения боронящих землю селянок создают определённое замкнутое пространство. Тем самым художник на картине «На пашне. Весна» показывает извечный круговорот жизни, где неизбежна смена времен года, но вечна природа.

Год написания картины: 1820.

Размеры картины: 51,2 х 65,5 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.




Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru

Описание картины Венецианова «На пашне. Весна»

Портретист и пейзажист Алексей Гаврилович Венецианов входит в число мастеров бытового жанра. В его копилке правдивые крестьянские портреты с долей сентиментальности. Одной из самых сентиментальных, но при этом загадочных картин художника считается работа «На пашне. Весна». Этот шедевр вызывает много вопросов. Предлагаем вам описание картины Венецианова «На пашне. Весна». Возможно, после этого вы по-новому посмотрите на знакомое полотно, увидите в нем эффекты и элементы.

автопортрет Веницианова

Венецианов «На пашне. Весна»: год создания и предпосылки

Алексей Гаврилович был выходцем из купеческой семьи. Сам он некоторое время работал землемером в лесном хозяйстве. Хитрости живописи изучал самостоятельно, а потом брал уроки у известного портретиста Владимира Боровиковского. В 40 лет он закончил карьеру чиновника и переехал из Петербурга в Тверскую губернию. С 1819 года художник с семьей обитал в деревне Сафонково Тверской губернии. Здесь он и стал развивать свой «крестьянский» стиль в живописи.

Венецианов был очень зажиточным помещиком и старался всячески облегчить жизнь крестьян. Для них он построил школу, давал возможность держать лошадей и рогатый скот. Как раз в 20-е годы XIX века и была написана картина Алексея Гавриловича Венецианова «На пашне. Весна». Вместе с ней вышел целый цикл полотен художника, связанных с трудом крестьян. В статье вы увидите фото картин: «На жатве. Лето», «Сенокос», «Гумно». Все эти шедевры находятся сегодня в Третьяковской галерее, а одна из деревень в Тверской области переименована в Венецианово. Там и похоронен знаменитый художник.

районы Тверской области

Описание картины Венецианова «На пашне. Весна»

Невозможно представить себе русскую живопись без шедевра Венецианова. На заднем плане картины виднеется распаханное весной поле. Зеленеет трава, потому что края художник оставил нетронутыми. Справа мы видим тоненькие деревья и странный скошенный пень.

На переднем плане полотна перед нами встает очень нарядная молодая крестьянка. На ней розовый сарафан и красивый кокошник. Женщина легкой и плавной походкой ведет за собой двух лошадей, тянущих борону. Крестьянка легко ступает босыми ногами, словно танцует и слегка улыбается.

Справа на переднем плане мы видим младенца. Он спокойно забавляется своими игрушками. Все, что изображено на полотне, очень красиво: пейзаж, женщина, лошади. А также наряд крестьянки, голубое небо и облака.

центральный фрагмент картины

Значение этнографии в картине

Мы представляем себе крестьянский труд тяжелым и изнурительным. А на картине Венецианова женщина в праздничном наряде с легкостью справляется с запряженными в бороны лошадьми. Почему же женщина, занимаясь «черным трудом», идет в праздничной одежде. Где же настоящая правда жизни? Дело в том, что у крестьян первую пахоту приравнивали к празднику. Еще во времена языческих верований, чтобы задобрить богов плодородия, в деревнях устраивались гулянья.

Венецианов в этой картине не столько погрузился в этнографию и крестьянский быт, как запечатлел проявление вечного бытия. В образе крестьянки, которая гораздо выше лошадей, художник показал прекрасную, легкую, молодую весну, ступающую по земле, обновляющую природу, успокаивающую детей.

картины в Третьяковской галерее

Пропорции в картине Венецианова

На картине «На пашне. Весна» Алексей Гаврилович Венецианов первым среди русских художников показал труд землепашца в виде таинства, чего-то сакрального. Большие размеры женщины на картине говорят о том, что она несет аллегорический смысл самой весны. Изображение статного и мощного тела крестьянки похоже на искусство высокой античности. Если внимательно всмотреться в полотно, то и лошади напоминают крылатых Пегасов.

Если смотреть на фото картины, то кажется, что это полотно должно быть больших размеров. На самом деле, картина не такая уж большая и особо не выделяется в коллекции Третьяковской галереи. В сравнении с ее мощным и масштабным посылом ее габариты совсем маленькие — 51 на 65 см.

Венецианов "На жатве. Лето"

Визуальные эффекты

Рассматривая картину, мы можем заметить очень интересные визуальные эффекты. Во-первых, Алексеем Гавриловичем специально занижена линия горизонта. Такой прием используют иконописцы, но Венецианов применил его и для светской живописи. Использование низкого горизонта придает монументальность и торжественность главной героине картины.

Еще одной хитростью художника является то, что на заднем плане он изобразил другую крестьянку, то есть использовал метод «зеркальности». Зрительно кажется, что это не другая женщина, а та же сделала круг и удаляется от нас далеко в будущее, подобно весне. Возможно, художник использовал такой прием для подчеркивания всего цикличного, происходящего в природе.

Венецианов "Сенокос"

Связь со «Временами года»

Картину «На пашне. Весна» можно отнести к целому циклу полотен Венецианова «Времена года». На четырех из своих картин Алексей Гаврилович изобразил разные времена года, от ранней весны до поздней осени и даже зимы. Осенняя картина «Сенокос» очень долго скрывалась от публики, а зимнее время года изображалось на полотне «Пейзаж», которое бесследно исчезло. Таким образом, крестьянский труд художник воспринимает чем-то исконным, вечным, повторяющимся, похожим на смену времен года.

картина "Гумно"

Важно отметить, что изначально картина «На пашне. Весна» называлась «Женщина, боронящая поле». Потом ее переименовали в «Деревенскую женщину с лошадьми». Только после создания цикла «Времена года» она окончательно обрела теперешнее название. Сегодня, глядя на полотно мастера, мы с удовольствием любуемся гармонией русских полей, весенним небом с редкими облаками, летящими за горизонт. Нас поражают изящные движения крестьянки, парящей над землей, ее красивый сарафан в виде греческой туники. Через простую крестьянскую сцену мастер передал древнюю идиллию.

fb.ru

Венецианов А.Г. «На пашне. Весна»

Зал 14.

Алексей Венецианов — великолепный мастер жанровых сцен из крестьянской жизни. Одна из лучших и самая загадочная его работа — «На пашне. Весна», написанная в 1820-х годах.

На картине мы видим статную крестьянку в нарядном сарафане, ведущую двух лошадей, которые боронят поле. Краем глаза она присматривает за ребенком, сидящим на его краю.

Сюжет картины достаточно прост, но художник написал вовсе не портрет крестьянки и не бытовую сцену, а аллегорию весны. Молодая женщина не идет, а словно парит над полем. Это аллегория богини цветов Флоры, а ее ребенок – аллегория амура и символ начала жизни.

Молодые зёленые деревца рядом с сухим пнем символизируют возрождение природы. Цикличность всего, что происходит в жизни, подтверждает изображение второй крестьянки слева на втором плане, а также еле заметной фигуры третьей женщины справа, у линии горизонта.

В основе его произведения — гармоничное соединение правды жизни и романтичного вымысла:

  • Обратите внимание, что одежда крестьянки слишком нарядна для труда на поле. Но на Руси первая пахота всегда была торжественным событием
  • Если посмотреть внимательно, вы заметите, что фигура женщины выглядит крупнее, чем лошади. Да и они больше похожи на героев древнегреческой мифологии Пегасов, чем на худых крестьянских лошадей
  • Величие фигуры крестьянки достигнута с помощью заниженной линии горизонта. Такой прием часто применяется при написании икон и полотен с изображением божества.

Венецианов создал не фотографическое изображение сцены крестьянской жизни, а само бытиё в его вечных, вневременных проявлениях. Автор, по праву, считается крестьянским художником, певцом жизни простого человека.

Искусствоведы полагают, что в начале 1820-х годов Алексей Венецианов задумал создать четыре полотна на тему «Времена года». Три из них, «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» и «Сенокос» хранятся в Третьяковской галерее. Предположительно, четвёртой картиной было бесследно пропавшее полотно под названием «Пейзаж. Зима». Возможно, оно находится в частной коллекции и когда-нибудь всплывет на торгах или выставке и мы сможем его увидеть.

www.msk-guide.ru

«На пашне. Весна» Венецианова — Блоги — Эхо Москвы, 23.12.2016

Алексея Венецианова называют крестьянским художником. Не потому, что происхождения он был низкого, а потому что был певцом жизни простого человека, который трудится на земле. При дворе любили Венецианова за то, что крестьянский быт он показывал, скажем так, корректно. Не грязь, тяжелой бремя и нищету (что позднее станет темой работ других художников), а широкие поля, радостный бег лошаденки и красоту всходящего урожая. Но так ли прост Венецианов? 

Сюжет

По полю идет нарядно одетая крестьянка, она ведёт двух лошадей с бороной и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком. Круговое движение продолжает женщина, изображенная слева на втором плане, а замыкает — третья фигура справа на линии горизонта.

Это не портрет и даже не о крестьянской жизни картина. Это аллегория весны. Женщина — богиня цветения Флора. Как она ступает! Словно, не по земле идет, а летит. Фигура ее рядом с лошадьми кажется непропорционально крупной, величественной.

В лице крестьянки, крошечном на маленьком холсте, не отыскать следов индивидуальной характеристики. Венецианов вообще редко углублялся в психологию своих героев. Его больше занимало другое: всем строем полотна вызвать сопереживание зрителей.

Ребенок — это Амур, аллегория начала жизни. Эту тему поддерживают и тонкие деревца, пробивающиеся рядом с сухим пнем.

Венецианов писал не быт, а бытие. В пахоте видел не повседневную рутину, а непреходящую красоту древней идиллии, вечного круговорота жизни: смена времен года, рождение и увядание. Именно за это идиллическое настроение и аллегорическую насыщенность в сочетании с русскими мотивами и любил Венецианова Александр I.

Видятся цитаты Боттичелли. Сложно утверждать, что его «Весна» вдохновляла Венецианова, но общее настроение и посыл очень близки.

 
«Весна» Боттичелли, 1482

Много времени потратил Венецианов, чтобы выписать небо (которое занимает большую часть полотна) с постоянно меняющимся рисунком облаков. Он стремился передать широту просторов, бесконечность, необъятность земли.

Контекст

Венецианов почти никогда не подписывал свои полотна. Поэтому нельзя точно сказать, когда написана картина. Версии разных искусствоведов датируют ее от 1810-х до 1830-х.

Современное название тоже появилось не сразу. Но именно оно отражает ту идею, которую хотел передать художник — аллегорию обновления жизни, вечного круговорота.

«На пашне. Весна» считается частью триптиха о крестьянском труде. Далее сюжетно следуют полотна «На жатве. Лето» и осенний «Сенокос». Все они были написаны под впечатлением от увиденного в Тверской губернии, где Венецианов жил довольно долго.


«На жатве. Лето»

Каждая из работ — это обобщённый образ русской земли. Это картины-песни, которые не столько рассказывают о быте, сколько передают эмоциональное состояние человека, неразрывно связанного с природой. Благолепие и благоденствие.

Судьба художника

И хотя Венецианов учился живописи у знаменитого портретиста Боровиковского, сам Алексей Гаврилович лицами был увлечен не особенно. Больше его волновали состояния природы, человека как ее части и мироощущение.

Венецианов стал художников в полном смысле этого слова только к 40 годам. До того он служил чиновником, а живопись была, скажем так, досугом. Когда выбор был сделан в пользу холста, вместе с женой и детьми Венецианов переехал в Тверскую губернию. Там же он организовал художественную школу, где за 20 лет прошли обучение более 70 человек.


«Рыбаки. Вид в Спасском». Работа одного из лучших учеников Венецианова — Григория Сороки

К 50 годам Венецианов получил звание придворного художника. Писал Венецианов и портреты. Но по своей художественной силе они значительно уступают «крестьянским» картинам, за которые о художнике писали подобные панегирики: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, — и совершенно успел в том. Картины, написанные г. Венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занимательны, любопытны не только для русского, но и для самого иностранного любителя художеств».

Читайте также: 

Как сложилась судьба 13 детей Льва Толстого

Крестьянин или таинственный ниндзя? Давай выясним, какая судьба тебя бы ждала во времена Средневековья в Японии

Что известно о могучих викингах, а главное, кем же они были и куда подевались? Наши эксперты поделились знаниями

echo.msk.ru

На пашне. Весна Википедия

«На пашне. Весна» — картина русского художника Алексея Венецианова (1780—1847), написанная в первой половине 1820-х годов. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( 155). Размер полотна — 51,2 × 65,5 см[1][2].

Картина «На пашне. Весна» рассматривается как часть цикла картин художника, связанных с крестьянским трудом[1] и написанных в период его жизни в Вышневолоцком уезде Тверской губернии[3]. Начиная с 1840-х годов, в течение нескольких десятилетий история полотна не прослеживается; известно только, что оно было приобретено Павлом Третьяковым не позднее 1893 года[1].

Центральным образом является статная фигура нарядно одетой матери-крестьянки, которая ведёт двух лошадей с бороной и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком[4]. Полотно является не только реалистичным, но в то же время и аллегоричным произведением, поскольку оно представляет собой обобщённый образ русской земли[5]. Некоторый отход от действительности можно оправдать тем, что «это не картина-повесть, а картина-песня», задачей которой является воссоздание радостного настроения, которое охватывает человека при наступлении весны[6]. Поэтическую сущность полотна можно определить как «причащение человека к вечности через слияние с миром природы»[7].

Несмотря на относительно небольшой размер картины, её относят к шедеврам коллекции Третьяковской галереи[8], и она рассматривается искусствоведами как неотъемлемая часть классического наследия русской национальной культуры[9].

История[ | ]

В искусствоведческой литературе существуют разные датировки времени создания картины «На пашне. Весна». в монографии 1949 года высказывала предположение, что эта картина была создана в 1810-х годах[10], а Алексей Савинов в своей книге 1955 года в качестве даты создания картины указывал начало 1830-х годов[11]. Эта неопределённость связана с тем, ч

ru-wiki.ru

Leave a Reply