Поделки из бросового материала кружок: Кружок умелые ручки с использованием бросового материала – ПРОГРАММА КРУЖКА «ФАНТАЗЕРЫ» И ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (поделки из природного и бросового материала) для детей подготовительной группы
Кружок «Мастерская чудесных самоделок»
Внеклассная работа является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважение к людям труда, знакомит детей с производством. Занятия в кружке «Мастерская чудесных самоделок» позволяет детям приобрести необходимые навыки и умения в создании своими руками предметов (поделок) из разных материалов.
Под разными материалами программа подразумевает весьма широкий ассортимент материалов разного происхождения и с самыми разнообразными свойствами. Это:
1) материалы растительного происхождения: сосновые и еловые шишки, желуди, листья деревьев, кустарников, травы, мхи, лишайники, ветки, семена, солома, и т.д.;
2) широко распространенные в природе глина и кварцевый песок, а также камешки и ракушки;
3) доступная для обработки силами младших школьников тонкая и мягкая проволока, алюминиевая фольга, пенопласт, поролон, синтетические пленки, и т. д;
5) материал для лепки – пластилин;
6) ткани и волокнистые материалы.
В процессе изготовления предметов (поделок) из разных материалов учащимся приходится самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления, отделки изделий, приходится сравнивать, сопоставлять приемы при обработке разных материалов.
Очень значимым элементом в кружковой работе является расширение общего кругозора детей, их знаний о материалах, инструментах.
Основная задача кружка заключается в формировании у младших школьников практических трудовых навыков, развитие творческой активности и воспитание художественного вкуса.
Цель программы:
Научить детей создавать своими руками предметы декоративно-прикладного творчества, привить определенные умения и навыки, которые пригодятся для взрослой жизни.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
- ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел;
- совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из разных материалов;
- развитие художественной инициативы детей;
- воспитание привычки к чистоте и аккуратности, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил при организации рабочего места;
- воспитывать уважение к народным промыслам и традициям;
Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
Программа рассчитана на 1 год занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Количество часов за год составляет 171 час.
Возраст детей 8-10 лет.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел | Тема занятия | Количество часов | |||
теория | практика | экскурсии | всего | ||
I. Введение | 1. Знакомство с деятельностью кружка. Правила внутреннего распорядка и личной гигиены. | 2 | 2 | ||
2. Техника безопасности при работе с разными материалами. Подготовка места к работе. | 2 | 2 | |||
3. Сбор природных материалов. Правила первичной обработки. |
2 | 2 | |||
II. Материал для лепки – пластилин | 1. Историческая справка. Правила работы с пластилином, вспомогательные предметы для работы. Показ простейших форм. | 1 | 1 | 2 | |
2. Пластилин вместо карандашей и красок. | 2 | 2 | |||
3. Барельеф. Историческая справка. | 1 | 5 | 6 | ||
4. Экскурсия в «Живой утолок» клуба «Восток». Лепка животных по памяти. | 3 | 1 | 4 | ||
5. Викторина «Сказки, сказки …». Лепка сказочных героев. |
4 | 4 | |||
6. Лепка и роспись по мотивам дымковской игрушки. | 1 | 5 | 6 | ||
III. Работа с природным материалом |
1. Изделия из шишек, желудей, веточек, семян. Беседа: «Про зеленые леса и лесные чудеса». Экскурсия в лес. | 1 | 4 | 1 | 6 |
2. Изделия из листьев деревьев и кустарников, трав. Беседа: «Береги природу». Экскурсия в парк. |
1 | 4 | 1 | 6 | |
IV. Работа с тканями и волокнистыми материалами |
1. Историческая справка. Экскурсия во ДТДиМ (г. Зеленоград) | 1 | 1 | 2 | |
2. Изделия из помпонов. | 4 | 4 | |||
3 Поделки из клубков ниток. | 2 | 2 | |||
4. Аппликация из ткани. | 6 | 6 | |||
5. Витражи из ткани. | 4 | 4 | |||
V. Крупа – материал для отделки | 1. Историческая справка. Аппликация из круп. | 1 | 3 | 4 | |
VI. Работа с бросовым материалом | 1. Поделки из бумажных и картонных коробок. | 6 | 6 | ||
2. Поделки из пенопласта. | 6 | 6 | |||
3. Поделки из ваты. | 6 | 6 | |||
4. Поделки из пластиковых бутылок, баночек. | 4 | 4 | |||
5. Поделки из мягкой проволоки. | 6 | 6 | |||
6. Поделки из фольги. | 6 | 6 | |||
7. Катушки — материал для самоделок. | 4 | 4 | |||
8. Мозаика из яичной скорлупы и кусочков пластмассы, из камешков. | 8 | 8 | |||
9.Чеканка. (Поделки из тюбиков зубной пасты). | 6 | 6 | |||
10. Игрушки из «киндер-сюрприза». | 2 | 2 | |||
11. Игрушки из старой перчатки. | 2 | 2 | |||
VII. Папье–маше и работа с ним | 1. Историческая справка. Изделия из папье-маше: — посуда — маски и куклы. |
1 | 9 | 10 | |
VIII. Овощи и фрукты – материалы для поделок | 1. Беседа: «Чем полезны овощи и фрукты». Поделки из овощей и фруктов. |
1 | 3 | 4 | |
IX. Художественное конструирование из картона | 1. Историческая справка. Техника безопасности при работе с ножницами. Модели машин. |
1 | 5 | 6 | |
X. Подведение итогов года | 1. Выставка работ. Награждение. | 1 | 1 | ||
ИТОГО: | 15 | 120 | 6 | 141 |
Праздник для ребенка – это красочное зрелище, создающее у людей радостное и хорошее настроение. Значение и прелесть праздника заключается не только в нем самом, а в огромной подготовительной работе.
Предлагаем примерную тематику бесед и объектов труда к праздничным дням.
1 сентября – День знаний |
Беседа: «Каждый труд почетен». Объект труда: Проект «Школа будущего». |
4 | 4 | ||
1 января — Праздник новогодней елки | Беседа: «Народные традиции в украшении помещений». Объект труда: елочные игрушки, карнавальные шапочки, открытки. |
4 | 4 | ||
23 февраля — День защитника Отечества. |
Беседа: «Жить — Родине служить». Монтаж стихов. Объект труда: открытки поздравительные, флаги родов войск. |
2 | 2 | ||
Масленица (последняя неделя февраля) | Беседа: «Старинный славянский праздник проводов зимы». Объект труда: образ зимы. |
2 | 2 | ||
8 Марта Международный женский день | Беседа: «Самый дорогой человек». Объект труда: подарок маме, бабушке, сестре, поздравительные открытки. | 4 | 4 | ||
Апрель — Христианская Пасха | Беседа: «Историческая справка». Объект труда: пасхальные украшения. |
2 | 2 | ||
12 апреля – День космонавтики |
Беседа: «Человек и космос». Экскурсия в Музей космонавтики. Объект труда: Проект «Космос». |
2 | 2 | 4 | |
1 мая | Беседа: «Праздник Весны и труда». Объект труда: плакаты, флажки. | 2 | 2 | ||
5 мая — День печати |
Беседа: «Значение газет и книг в нашей жизни». Экскурсия в районную библиотеку. Объект труда: ремонт старых книг. |
2 | 2 | 4 | |
9 мая – День победы |
Беседа: «Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне». Монтаж стихов. Объект труда: поздравительные открытки. |
2 | 2 | ||
ИТОГО: | 26 | 4 | 30 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации данной программы необходимо:
- просторное теплое помещение, хорошо освещаемое лампами дневного света;
- для каждого занимающегося должно быть свое рабочее место — удобный стол и стул;
- набор необходимых материалов и инструментов для выполнения того или иного вида работы;
- стенды с образцами работ;
- специальная литература и журналы.
Самое главное условие реализации данной программы — желание детей. Желательна помощь родителей в пополнении материально-технического оснащения кружка. Объективно необходимо постоянное самообразование педагога.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
К концу первого года занятий дети должны знать:
- правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;
- правила сбора природных материалов, с соблюдением правил охраны природы;
- простейшие процессы и приемы обработки разных материалов;
- физические, механические и технологические свойства разных материалов;
- общие сведения о производстве и труде взрослых;
- историю возникновения ремесел, традиции и обряды, праздники.
К концу первого года занятий в кружке дети должны уметь:
- выполнять правила безопасности при организации своего рабочего места;
- выполнять простейшие процессы и приемы обработки разных материалов;
- использовать физические, механические
План-конспект на тему: Конспект занятия на тему: «Вторая жизнь ненужных вещей или как сделать красивую поделку из бросового материала».
Конспект занятия на тему: «Вторая жизнь ненужных вещей
или как сделать красивую поделку из бросового материала».
Цель занятия: дать «вторую жизнь» бросовому материалу, сделав оригинальную, полезную, красивую вещь для домашнего интерьера.
Задачи занятия:
1. Предметные:
- Сформировать представления об организации работы;
- Ознакомить с материалами и инструментами, основными правилами поведения и работы на занятиях;
- Учить организовывать рабочее место; разрабатывать виды изделий с использованием бросового материала;
- Воспитывать уважение к труду других людей, желание мастерить, делать работу своими руками;
2. Метапредметные:
Познавательные:
- Создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;
- Формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя;
Регулятивные:
- Обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
- Рассматривать использование данных тем как элемент украшения для домашнего интерьера;
- Содействовать развитию самоконтроля, самооценки;
Коммуникативные:
- Содействовать развитию у детей умению общаться;
- Обеспечить развитие диалогической и монологической речи;
3. Личностные:
- Способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла деятельности на основе познавательных интересов;
- Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала, ценность совместной деятельности;
- Расширить творческие возможности учащихся, развивая креативное мышление.
Методическое оснащение урока:
Готовые изделия, выполненные из бросового материала
Презентация Microsoft Office Power Point
Оборудование и инструменты: одноразовые тарелки, шаблон елки, пластилин, клей, ножницы, украшения, лента.
Методы обучения:
Рассказ
Демонстрация готовых работ
Беседа с объяснением материала
Показ трудовых приемов
План
1. Вводная часть:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
2. Основная часть:
- Сообщение темы и цели урока
- Анализ образца
- Повторение ТБ
- Физкультминутка .
- Последовательность выполнения работы
- Самостоятельная работа учащихся
3. Подведение итогов. Выставка работ.
- Уборка рабочего места.
Ход занятия
I. Организационный момент (1 минута)
– Здравствуйте, ребята! Скажите , с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?
-Молодцы! Как вы уже заметили, на уроке у нас присутствуют гости. А давайте и с ними поделимся с хорошим настроением? Поставьте ладошки вот так. А теперь , посадим на эти ладошки свое хорошее настроение и подуем. Отлично, занятие мы должны начать с хорошим настроением. Ведь хорошее начало — это половина дела. Ваша задача: быть внимательными, аккуратными при выполнении работы, инициативными и, конечно же, максимум самостоятельности.
II. Актуализация знаний (10 минут)
Мешок с предметами
– Ребята, я хочу вам рассказать интересную историю, а вы внимательно слушайте.
Как-то раз дядя Фёдор, кот Матроскин, Шарик пошли клад искать.
– И как это я сам не додумался про клад? Ведь мы теперь и корову купим, и в огороде можем не работать. Мы всё можем на рынке покупать, – воскликнул кот Матроскин.
– И в магазине, – говорит Шарик. – Мясо лучше в магазине покупать.
– Почему? – спрашивают у Шарика друзья.
– Там костей больше.
И тут они на одно место пришли в лесу. Там была большая гора. Нашли друзья место, где клад зарыт, и дядя Фёдор стал копать. А пёс и кот уселись рядом на камушке.
И тут у дяди Фёдора лопата как звякнет обо что-то – а это…
– Ребята, как вы думаете, что нашёл дядя Фёдор?
(Ответы детей могут быть различными)
-Дядя Фёдор передал нам мешок с тем кладом, который они с друзьями нашли в лесу. Ребята давайте все вместе посмотрим, что же нашли друзья в лесу?
А нашли друзья…
(Дети по одному выходят к мешку, достают консервную банку, полиэтиленовый пакет, бумагу, бутылки стеклянные, пластиковые, одноразовая тарелка, фантики)
-И так же грустно, как нам с вами стало друзьям. Оглянулись они, а мусор в лесу повсюду, около речки стеклянные бутылки, бумага, пакеты и т.д.
— А скажите мне, ребята, откуда мусор в лесу, около речки, кто в этом виноват?
(ответы учащихся – виноваты в этом люди, они оставляют мусор после себя)
– Дети, как можно спасти природу?
(ответы учащихся)
-И поняли друзья, что не нужно волшебной силы, чтобы очистить природу от мусора. Нужно только большое желание любить и беречь природу. Собрали они весь мусор в ведро и больше никогда не бросали в лесу и детям своим наказали любить и беречь природу.
-Посмотрите, как красиво и чисто стало в лесу.
– Ребята, чему нас учит эта история?
(ответы учащихся)
III. Сообщение темы и цели урока (4 минуты)
– А что вы делаете с мусором, собирающимся у вас дома?
(ответы учащихся)
– А где ещё можно использовать пластиковые бутылки, коробки, стеклянные бутылки, одноразовую посуду?
(ответы ребят – можно сделать различные поделки)
-А как вы думаете, чем мы будем заниматься на нашем занятии? Какую цель нам нужно поставить перед собой?
– Всё верно вы говорите ребята. Мы узнаем , как можно дать ненужным вещам «вторую жизнь», сделав оригинальную, полезную, красивую поделку своими руками.
-Посмотрите, какие красивые изделия можно сделать
— из пластиковых бутылок
— из одноразовой посуды
-из дисков
IV. Анализ образца (4 минуты)
Учитель показывает готовую поделку
– Ребята, мы уже сказали, если мы будем мусорить, то вырастут мусорные горы, а мы сегодня попробуем сделать с вами поделку, из материала, который вы выбрасываете.
– Скажите мне, где можно использовать вот эту одноразовую тарелку?
(ответы учащихся)
– А сегодня мы из этой тарелки сделаем красивую поделку, которую можно использовать как елочную игрушку или просто украсить наш класс. Ребята посмотрите на готовое изделие и скажите мне, что потребуется для того чтобы ее изготовить.
— Тарелка
— Пластилин, украшения
V. Повторение ТБ (2 минуты)
На доске картинки по технике безопасности с ножницами, клеем.
– А какие инструменты во время работы нам пригодятся?
(Ребята отвечают – ножницы)
– Давайте вспомним правила ТБ с ножницами:
- Передавать кольцами вперёд
- Не держать ножницы остриём вверх
- Резать материал на виду.
– А еще мы будем работать с клеем.
– Давайте вспомним правила ТБ с клеем:
- Наносим клей в ограниченных количествах, на середину детали и размазываем по краям кисточкой, тряпочкой подтираем.
- Не оставляй клей открытым, всегда плотно закрывай колпачком.
– И ещё нужно соблюдать общие правила.
- Хорошо устроенное рабочее место сделает твой труд более приятным.
- Постоянно поддерживай порядок на рабочем столе.
- После работы убирай всё на место.
VI. Физкультминутка (2 минуты)
– Прежде чем приступить к работе, сделаем с вами физкультминутку, которая называется «Собери мусор».
— Вы должны рассортировать мусор по специальным надписям.
Предлагаются надписи:
Бумажные
Пластиковые
Стеклянные.
VII. Последовательность выполнения работы (4 минуты)
На доске алгоритм изготовления поделки
– Ну, что же приступим к работе.
- Возьмем бумажную тарелку и на середине, с помощью шаблона нарисуем простым карандашом елку;
- Затем елку облепим зеленым пластилином;
- С помощью снежинок украшаем нашу елочку;
- Берем мишуру и декорируем края нашей тарелочки .
- Завязываем ленту и наша поделка готова.
VIII . Самостоятельная работа учащихся.(15 минут) (Включается музыка)
- Контроль организации рабочего места.
- Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности работы.
- Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение.
- Контроль объема и качества выполнения работы.
IX .Просмотр, оценка и анализ выполненных работ (2 минуты)
Демонстрационный стол, на столе поделки ребят
-Ребята, посмотрите на свои работы и скажите, какими получились ваши изделия?
(Ребята отвечают – красивыми, аккуратными, интересными, смешными и т.д.)
-Какие качества вам потребовались?
(Ребята отвечают – трудолюбие, аккуратность, внимательность, дисциплина, организованность, ответственность, творчество и т.д.)
-На сколько одноразовых тарелок стало меньше?
(Ребята отвечают – на 20)
-На сколько полезных вещей стало?
(Ребята отвечают – на 20)
X. Уборка рабочего места (1,5 минуты) .Подведение итогов.
Молодцы ребята!
– Вы были сегодня активными, внимательными и сообразительными. А теперь сами оцените свои достижения на занятии.
— Если вы сегодня поработали очень хорошо , то поднимите кружок красного цвета. Если просто хорошо, то зеленый. Ну а если не очень хорошо, желтый.
— Я очень рада, что вы подняли кружок красного цвета, таким образом, показали, как вы замечательно сегодня поработали.
-Ребята, а вы достигли цель , которую мы поставили перед собой в начале занятия?
(Ребята отвечают — да)
Вот закончился урок,
Всё убрать нам нужно в срок
Мусор быстро собери,
И порядок наведи
Учащиеся убирают своё рабочее место
№ | Тема занятия | Материал | Задачи |
1. | «Осенний букет» | Аппликация из природного материала. | Развивать умение детей выполнять работу из осенних листьев, предложить самим определиться с видом и количеством листьев. Развивать воображение, фантазию. Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала, вызвать желание сохранять красоту природы. |
2 | «Львенок» | Обрывная аппликация. | Продолжать знакомить детей с обрывной техникой. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Развивать чувство цвета. |
3 | «Моя кукла» | Аппликация из бумаги. | Продолжать учить работе с бумагой, умению обводить заготовку и аккуратно вырезать детали по контуру. |
4 | «Яркое солнышко» | Аппликация из бумаги на диске. | Продолжить учить работе с бумагой, вырезать ровные полоски бумаги и аккуратно приклеивать на диск. Обучить новому виду работы с дисками. |
5 | «Старичок- лесовичок » | Поделка из природного материала. | Учить детей самостоятельно составлять изображение лесовичка, используя как варианты изображения с нескольких картинок. Предложить самим придумать и изготовить необычного лесного жителя. Использовать для соединения деталей пластилин. |
6 | «Цветы» | Работа с использованием бросового материала. | Учить новому виду работы с пластиковыми бутылками и витражными красками, учить использовать в своей работе бисер. |
7. | «Старик Хоттабыч» | Работа с использованием бросового материала. | Учить работе с яичной скорлупой, паклей, склеиванию отдельных частей. Учить создавать неповторимый образ волшебника. |
8. | «Тигренок» | Работа из бросового материала. | Познакомить с новым видом работы с пластиковыми стаканами из-под йогурта, продолжать тренировать в работе с цветной бумагой, изолентой, клеем. |
«Снегирь» | Объемная фигурка и бумаги и ниток. | Познакомить детей с новым для них видом ручного труда: комбинирование цветной бумаги и ниток. Ознакомить с техникой работы. Тренировать в вырезании из бумаги различных фигур, склеивании их в единое целое. Учить использовать в работе мелко нарезанные нитки, формировать из них шарики путем катания круговыми движениями и приклеивать нитки и помощью клея к аппликации. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным. | |
«Ёлочка магнитная из ткани» | Аппликация из резаных ниток. | Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Учить располагать готовую работу | |
«Торшер» | Работа с бросовым материалом. | Учить работе с изделиями из различных материалов (железа, пластмассы) путем склеивания в единую конструкцию. Учить обтягивать материалом необходимую часть поверхности. Продолжать тренировать в работе с бисером, лентами. | |
«Цветы в вазе» | Комбинированная аппликация из бросового материала и ниток. | Продолжить тренировать в умении наматывать нитки на круг с продеванием через центр, учить технике создания помпонов. Работа с цветной бумагой, пластиковыми стаканами и салфеткой. | |
«Деревья ранней весной» | Аппликация с использованием чайной заварки. | Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заварки. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию. | |
«Овечка» | Объемная фигурка из бросового материала и бумаги. | Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить работе с двусторонним скотчем, тренировать в вырезании из бумаги различных фигур, склеивать детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным. | |
«Белка» | Аппликация из бросового материала. | Продолжить тренировать в умении вырезать одинаковые детали путем сгибания бумаги пополам, приклеивании деталей к общей конструкции. | |
«Кукла из ложки» | Поделка из бросового материала. | Продолжить знакомить с новым видом ручного труда. Учить воплощать задуманный образ, раскрашивая аккуратно ложку гуашью и украшая тканью. | |
«Картина из ложек» | Поделка из бросового материала. | Продолжить освоение раннее изученного вида ручного труда. Учить воплощать задуманный образ, создавая композицию на листе картона. | |
«Цветы из стружки» | Аппликация из бросового материала. | Учить работе со стружкой от карандашей, аккуратно формируя из них цветок. Учить работе с клеем и цветной бумагой. | |
«Лягушонок» | Аппликация из бросового материала. | Обучение новому виду ручного труда. Учить пользоваться ножницами и красками, вырезать заготовки фигурки и соединять их с помощью степлера. Учить соблюдать правила безопасности, внимательно слушать инструкции педагога. | |
«Колодец» | Изготовление поделки из спичек. | Знакомство с историей использования спичек, с техникой изготовления поделок. Освоение техники сборки поделок из спичек, складывание в шахматном порядке, наметка карандашом места склеивание спичек. |
Занятие «Поделки из бросового материала»
Конспект занятия
«Умелые ручки»
Тема занятия: Вводное занятие
Цель: формирование познавательного интереса к занятию декоративно-прикладным творчеством.
Задачи:
Образовательные:
— способствовать формированию представления детей о работе кружка;
— ознакомить учащихся видами работ, которые им посильны;
— обобщить и расширить представления детей о декоративно-прикладном творчестве.
Развивающие:
— развить интерес к ручному труду;
— развить творческое мышление;
Воспитательные:
— воспитывать трудолюбие, умение слушать, самостоятельность, аккуратность, активность.
Оборудование:
Коробка с материалами (глина, соленое тесто, бумага и картон)
Образцы объектов труда (поделки)
Заготовки для изделия
Куклы (девочка), (Баба Яга)
Методы обучения:
Беседа, показ образцов, обсуждение, диалог.
Тип занятия: изучение нового материала (вводное занятие)
Форма занятия: творческая мастерская.
Прогнозируемый результат: заинтересовать работой кружка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Психологический настрой.
Педагог. Ребята, здравствуйте! Давайте с вами познакомимся. Для начала, я представлю вам нашу помощницу (кукла «Баба Яга»), которая будет с нами на протяжении всего занятия, её зовут (говорят дети: «Баба Яга»). Меня зовут Надежда Ивановна, я руковожу объединением «Умелые ручки». Сегодня хочу пригласить вас в сказку, а в какую скажу позже.
Игра на знакомство: «Назови свое имя».
Обучающиеся. Знакомятся, передавая модель человечка из рук в руки и по очереди, называют свое имя, а по окончании знакомства модель человечка остается на столе педагога.
Теоретическая часть
Педагог. Наше объединение называется «Умелые ручки». Такое название выбрано не случайно, потому что, занимаясь в объединении, все изделия ребята выполняют сами, своими руками.
Наш девиз «мы разные, но мы вместе» и объединяет нас желание творить вместе, помогать друг другу, радоваться своим успехам и успехам друзей. Надеюсь, что этот девиз подойдет и для вас.
Ну, что такое руки, всем понятно, а какие руки можно назвать умелыми?
(говорят дети: «Те, которые многое умеют делать».) Так, а что умеют ваши руки?
Я буду называть дело, а вы, если умеете, хлопайте.
Писать, рисовать, клеить, лепить, завязывать шнурки, печатать на компьютере, пришивать пуговицы.
У нас в кружке говорят «Умелые руки не знают скуки», то есть всегда им найдется дело. Всегда есть чему научится новому, удивится самому и удивить близких.
Друзья, вы любите сказки, какие сказки знаете? (Дети перечисляют)
В каждой волшебной сказке есть герои и у них волшебные помощники. У нас с вами тоже есть волшебные помощники. Это наши (дети: «Руки».)
Много дел умеют выполнять наши с вами руки!
Давайте посмотрим, что творили своими умелыми ручками ребята, которые посещают кружок. (Педагог демонстрирует разные поделки)
Но кроме волшебных помощников-рук, в сказках есть и волшебные предметы.
(Достает из коробочки природный и бросовый материал, клей, ножницы и т.д.)
ФИЗМИНУТКА
Практическая часть
Игровая ситуация. Постановка проблемы. Практическая работа. Решение проблемы.
Педагог. Ребята, вы познакомились с работой объединения «Умелые ручки», а теперь мы с вами отправимся в путешествие в одну из вами перечисленных сказок «Гуси-лебеди» Ребята, напомните мне и моей помощнице эту сказку.
Ребята, вы побудете в роли волшебников – сами сотворите чудо. А чтоб чудо сотворить, нам кое-что надо знать.
Чтоб работа закипела
Приготовьте все дела
Будем клеить, мастерить
Всё должно в порядке быть.
Чтобы парту сохранить,
Клеенку надо постелить.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
Баба Яга просит помощи: она вовсе не злая Баба Яга, а девочка, которую злые ведьмы заколдовали, чтоб ее расколдовать: надо выполнить 3 задания — 3 испытания (Педагог показывает плакат, перечисляет все 3 испытания, затем проговаривают и выполняют с детьми каждое задание по отдельности)
1 задание: спечь шанежку. Итак, как вы думаете, какие волшебные предметы мы используем?
Обучающиеся. Мука, соль, вода
2 задание: у яблони есть подружка, но злые чары оставили ее без листьев, давайте – «оденем» подружку Яблоньки. Что нам для этого понадобится?
Обучающиеся. Цветная бумага, клей, ножницы
3 задание: через речку прохудился мост, давайте построим новый. Здесь что нам пригодится?
Обучающиеся. Цветная бумага, клей (педагог вместе с ребятами помогает складывать все инструменты и материалы, необходимые на этом занятии).
Практическая часть. Самостоятельная работа. Поиск решения проблемы.
(Педагог помогает обучающимся, если у них возникли затруднения. Пока ребята заняты, педагог незаметно меняет кукол)
4. Подведение итогов. (Завершающий этап. Подведение итогов занятия)
Педагог. Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Мы многое смогли преодолеть и многому научиться. А Баба яга превратилась в девочку, благодаря нам. Молодцы ребята!
Сегодня вы увидели, как много умеют ваши руки. Вы побывали в роли сказочных волшебников и у вас это получилось. Вот сколько возможностей есть на кружке «Умелые ручки»: лепить из теста, работать с бумагой и картоном, и еще многое другое, о чем мы не успели поговорить сегодня.
Рефлексия.
Молодцы! А теперь, я вас попрошу: у вас у каждого на парте 3 яблока — в 3 цвета: красный, желтый и зеленый. Если вы считаете что легко справились с заданиями, то выберите красное яблоко; если вам было немножко тяжело, но сильно старались и справились, то выберите желтое яблоко; если же вам задания были сложными и непонятными — выберите яблоко зеленого цвета. Выбор сделали? Теперь, пожалуйста, прикрепите свои яблочки к нашему дереву.
Спасибо за занятие, приятно было познакомиться, до новых встреч.
Открытое занятие по внеурочной деятельности «Поделки из бросового материала «Шкатулка-слон»
Министерство образования науки и РБ
ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат»
Технологическая карта
открытого занятия по внеурочной деятельности:
«Поделки из бросового материала
«Шкатулка — слон»
Класс: 9
Воспитатель: Цыдыпова Ю.Б.
Верхний Саянтуй, 2017г.
Тема открытого занятия: «Поделки из бросового материала «Шкатулка — слон».
Цель занятия: развитие творческих способностей воспитанников путем изготовления поделок из бросового материала для декора интерьера.
Задачи:
1) Обучающие: научить технике изготовления поделки «Шкатулка — слон» из бросового материала;
2) Развивающие:
формирование понимания сущности экологических проблем, стоящих перед человечеством;
формирование экологической культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за её сохранение;
3) Воспитательные:
Планируемые результаты:
Предметные:
• будут уметь оформлять интерьер дома, участка поделками из бросового материала.
Метапредметные:
• развиты навыки работы с материалом и инструментами;
• развиты коммуникативные навыки, навыки самостоятельной работы.
Личностные:
• сформирован интерес к занятиям прикладным творчеством;
• понимают личную ответственность за будущий результат.
Формы организации занятия: объяснительно – иллюстративная; индивидуальная, групповая.
Наглядно — демонстрационный материал: готовое изделие, выполненное из бросового материала, презентация.
Инструменты и материалы: ножницы, коробка, пластиковые бутылки, тесьма, ткань, скотч, туалетная бумага, клей ПВА.
1.Организационный моментДобрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята!
— Сегодня на занятии мы поговорим о самом главном в жизни — о нашем общем доме, которым является для нас …
И кто мне скажет, наш общий дом как он называется?
Планета Земля!
А все мы — дети Земли
Приветствуют воспитателя, настраиваются на работу. Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к занятию.
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на занятии.
2. Вступительное слово воспитателя.
— Ребята, какой праздник к нам приближается?
(22 апреля — Международный день Земли — праздник чистой Воды, Земли и Воздуха).
— День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.
— Как вы думаете, о чем мы будет говорить на занятии?
Принимают активное участие в монологическом диалоге с воспитателем.
Познавательные — научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения воспитателя;
3. Актуализация занятия.
Дорогие ребята! Не все у нас с экологией благополучно.
Деятельность человека отрицательно сказывается на окружающей нас природе.
— А вот каким способом мы можем помочь нашей Земле? Мы узнаем ответив на следующий вопрос: (СЛАЙД) «Как бы вы решали экологические проблемы, если бы были мэром города Улан-Удэ?»
(Посадил бы больше деревьев, расширил территорию парка.
Следить за нарушениями по очистке воздуха и воды, чтобы на крупных предприятиях стояли воздушные и водяные фильтры, тем самым не загрязняя атмосферу и воду.
Наладить работу по уборке мусора.
Построил завод по переработке мусора.)
Познавательные — научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения воспитателя;
4.Работа по теме занятия.
(Слайд№3)
Мы часто не задумываемся, как много мусора мы выкидываем каждый день, засоряя тем самым окружающую нас территорию. Да и мусор ли это? А может это материал для творчества, стоит просто посмотреть на него с другой стороны, немного фантазии, выдумки и в ваших руках появляются настоящие шедевры. Посмотрите на этого слона, который сделан своими руками. Это не просто слон, а шкатулка, в которую могут поместиться те или иные мелочи.
-Ребята! А кто из вас знает, что символизирует слон.
Сегодня на занятии мы изготовим шкатулку используя вторично сырье, тем самым решаем мы проблему утилизации отходов.
Повторение правил техники безопасности.
Что же для этого нам необходимо?
Прежде чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности.
Практическая работа.
— Сначала изготовим туловище слона. Чтобы округлить туловище слона мы используем газету. Нужно скотчем обклеить коробку газетой, округлив ее. С верхней стороны прорезаем отверстие, которое послужит нам крышкой. С нижней стороны туловища нужно сделать четыре круглых отверстия для ног.
(Организую работу групп, слежу за правильным выполнением работ, контролирую и корректирую действия ребят).
Прежде чем приступим к следующему этапу нашей работы, давайте отдохнем и сделаем физкультминутку.
Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод о правильном поведении.
Принимают активное участие в монологическом диалоге с воспитателем.
— Ножницы, пластиковые бутылки, коробка, скотч, газета.
Дети повторяют правило по ТБ во время работы.
(При работе с ножницами нельзя их держать концами вверх.
Нельзя оставлять ножницы в раскрытом виде.
Передавать ножницы кольцами вперед.
Не оставлять ножницы с краю стола.
Не резать на ходу).
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. Личностные:осознание своих возможностей.
Коммуникативные:умение взаимодействовать в группе.
Личностные: Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.
Предметные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда.
Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
5. Физкультминутка.
Выполняют и повторяют за воспитателем.
Личностные: самоконтроль.
Продолжение практической работы.
(Организую работу, помогаю ребятам, испытывающим затруднения).
— Затем приступаем к ногам слона. Они будут сделаны из пластиковых бутылок. Вырезаем верхнюю и нижнюю части бутыли. И прикрепляем к туловищу слона.
— Следующим шагом будет изготовление и прикрепление головы и хобота слона из газеты.
— После нужно обклеить тело слона туалетной бумагой.
— Чтобы придать эстетичность и грациозность, нужно украсить тело слона различной тесьмой и тканью.
Выполняют работу согласно с соблюдением правил безопасного труда, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении работы.
Личностные: Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.
Предметные: умение овладеть нормами и правилами организации труда;
Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Коммуникативные: Умение взаимодействовать в группе. Нести ответственность за коллективное сотрудничество.
Итог занятия.
Вот и готова наша шкатулка!
Как можно использовать ее?
Что интересного и поучительного было у нас сегодня на занятии?
Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.
Рассматривают шкатулку, обсуждают, выявляют достоинства.
Представляют работу. Оценивают совместную работу членов группы. Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции; необходимости декорирования изделия. Проговаривают последовательность своих действий при выполнении работы.
— Она может послужить украшением интерьера вашего дома или в качестве подарка близким вам людям.
Регулятивные: умение осуществлять контроль и анализ по результату.
План-конспект занятия (3 класс) на тему: Внеклассное занятие «Изготовление игрушки из бросового материала»
Конспект занятия на тему:
«Изготовление игрушки из бросового материала»
Цель: Изготовление игрушки с использованием бросового материала.
Задачи: Обучать приемам работы сбросовым материалом;
способствовать формированию знаний о нормах и правилах поведения в природе, развивать творческие способности, художественный, эстетический вкус, образное мышление, мелкую моторику;
воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание создавать полезные вещи своими руками.
Оборудование: пластмассовая бутылка, тесьма, ножницы, самоклеящая пленка, капсула от киндер-сюрприза.
Ход занятия:
-Здравствуйте дорогие гости.
Дети встают в круг, взявшись за руки произносят:
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
-Какой сегодня день недели? (среда)
-Какое у нас занятие по средам? (трудовое)
-А вот что мы будем делать, ……..
Стук в дверь. – Извините дети, кто то к нам стучит. Что это? Нам передали какой то странный мешок, а с ним письмо.
-Давайте прочитаем. «Здравствуйте дорогие ребята! К Вам обращаемся мы: дядя Федор, кот Матроскин, и пес Шарик. Недавно мы ходили в лес искать клад, а нашли вот этот мешок . Помогите нам пожалуйста, мы не знаем что с этим делать, куда это все девать. С уважением к вам герои мультфильма «Простоквашино».
-Давайте посмотрим что там. (в мешке лежит бросовый материал: пластмассовые бутылки, коробки, салфетки, банки и т.д. )
-Кто же в лесу это мог оставить? (отдыхающие люди)
-А что вы делаете с мусором который у вас собирается?
-А почему из леса надо убирать за собой мусор?(это засоряет природу, наносит ей вред, будет очень много свалок)
– Правильно ребята, будет очень много свалок, наши города и деревни превратятся в мусорный контейнер. Знаете ли вы, что брошенная вами бумага, будет лежать более 2 – х лет, консервная банка – 30 лет, полиэтиленовый пакет более 200 лет, а стекло 1000 лет.
-А что еще можно сделать с этим мусором? (поделки)
-Правильно поделки. А что будем делать мы и тему нашего занятия вы узнаете отгадав загадку:
Мишки, кубики, машинки
И конструкторы большие
И мячи, и безделушки
Это всё мои ………(игрушки)
-Какая тема нашего занятия?
-Для чего нам надо уметь делать игрушки? ( Играть, дарить)
— Правильно. Молодцы! Сегодня мы с вами научимся изготавливать вот такую игрушку (Показываю игрушку, предлагаю поиграть с ней ). Называется она «Ловушка».
Конечно игрушку можно купить, но лучше сделать своими руками. Ведь мы с вами умеем работать со многими материалами (с бумагой, тканью, природным материалом). А сегодня будем работать с бросовым материалом
-Вы хотите такую игрушку сделать?
-Тогда скажите, что вам понадобится для её изготовления? (дети перечисляют: пластмассовая бутылка, тесьма, шарик, самоклеящая пленка)
– А какие инструменты во время работы нам пригодятся? ( ножницы)
– Давайте вспомним правила ТБ с ножницами:
- Передавать кольцами вперёд
- Не держать ножницы остриём вверх
- Резать материал на виду.
-Соберите пословицу и объясните её смысл
Труд кормит, а лень портит.
Сто раз отмерь, один раз отрежь.
Человека красит не лицо, а труд
-Правильно. А сейчас рассмотрите технологическую карту (алгоритм) выполнения работы и расскажите что вы сделаете сначала, затем, потом и наконец.
- Сначала возьмем пластмассовую бутылку, отрезаем верхнюю часть;
- Затем берем цветные кусочки самоклеящейся пленки, накладываем заготовленные шаблоны цветочков, обводим с помощью карандаша и вырезаем ;
- Потом вырезанные цветочки приклеиваем к заготовке игрушки.
- Откручиваем крышку у пластмассовой бутылки, прикладываем тесьму и закручиваем крышку. Второй конец тесьмы закрепляем в контейнере от киндер-сюрприза.
- И наконец наша игрушка ловушка готова.
Предлагаю детям приступить к выполнению работы. Напоминаю, что работаем по алгоритму. Оказываю помощь тем, кто затрудняется.
В конце занятия прошу привести свои рабочие места в порядок.
Вот закончилось занятье,
Всё убрать нам нужно в срок
Мусор быстро соберите,
И порядок наведите.
Итог занятия
-Возьмите свои «Ловушки», посмотрите какие они красивые.
-Вот и подошло наше занятие к концу, давайте вспомним, о чём мы говорили на занятии, как вы сделали эту игрушку?
— Что интересного вы узнали?
-Что было сложным в работе?
-Что понравилось, а что не понравилось?
-Что вы сделаете с этими игрушками? (подарим первоклассникам)
— Вы ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу.
Хочется закончить занятие такими словами:
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!
Leave a Reply