Изделия из бумаги

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений – Методическая разработка по психологии по теме: Вырезание ножницами из бумаги по конуру предметных изображений.

Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

Тема: Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации. 
Цель: познакомить учащихся с техникой выполнения «объемной» и «рваной» аппликации. 
Задачи: 
— обучить технике выполнения «объемной» и «рваной» аппликации; 
— развивать и корригировать мелкую моторику, воображение, пространственное мышление на основе практической работы с бумагой; 
— воспитывать интерес к творчеству, умение работать в коллективе. 
Оборудование: картинка «Чудо – дерево», картон, цветная бумага, простые карандаши, клей, музыкальное сопровождение для разминки. 

Ход занятия 

I. Организационный момент. 
— Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Скажите друг другу добрые слова. 
— Сегодня наше занятие я хочу начать с такого стихотворения: 
ЧУДЕСА (Автор Елена Крассула) 
Объясните мне немного, 
Если знаете ответ. 
Почему считает кто-то, 
Что чудес на свете нет. 
Если семечко живое 
Посадить и поливать — 
Будет дерево большое, 
Надо только подождать! 
После дождика возможно, 
Вот так чудо из чудес, 
Видно радугу — дорожку 

Аж до Солнца и небес. 
Ночью, чудная минута — 
Месяц вышел, лунный принц, 
Словно огонек салюта, 
Звездочка упала вниз. 
А недавно мне приснился 
Добрый и волшебный сон. 
Как же тут не удивиться? 
Ведь сегодня сбылся он! 
Если очень ждать и верить, 
И смотреть во все глаза, 
Постучатся в наши двери 
Волшебство и чудеса! 
II. Основная часть. 
1. Вступительная беседа. 
— Ребята, а вы верите в чудеса? Какие чудеса происходили с вами? 
Ответы детей. 
— Посмотрите на доску. Что вы здесь видите? (см. приложение 1) 
— Правильно это дерево, но оно не простое. Это чудо-дерево. Оно может исполнять желания. 
— Сегодня мы с вами сможем сделать такое дерево и загадать заветное желание. 
— Но для начала давайте все встанем и немного подвигаемся. 

2. Музыкальная разминка. 
Под музыку дети выполняют упражнения с проговариванием текста. 

Чудо-лесенкой шагаем (обычные шаги на месте), 
Высоту мы набираем. 
Шаг на горы, шаг на тучи (при выполнении шагов колени поднимаются выше), 
А подъем все выше – круче (показать руками высоту). 
Еще шаг, еще два (дети продолжают шагать на месте), 
Перед нами чудеса! (развести руки в стороны) 
Чудо-дерево растет (показать руками дерево), 
Всех ребят к себе зовет (руки движутся по направлению к груди). 
Загадайте здесь желанье, 
Оно вмиг произойдет. 
3. Практическая работа. 
А) Объяснение учителем техники выполнения «объемной» и «рваной» аппликации. 
— Ребята, наше чудо-дерево мы будем выполнять в виде аппликации. А что же такое аппликация? 
Аппликация — вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи на основу — картон или бумагу. 
— Но мы будем выполнять на простую, а объемную и рваную аппликацию. 
Объемная аппликация – аппликация, где только часть каждой детали соприкасается с основой. 
Рваная аппликация. Такая аппликация получится, если бумагу не вырезать по контуру, а обрывать. 
Б) — Прежде чем приступить к выполнению работы, давайте с вами повторим правила работы с бумагой и клеем: 
1). Экономить бумагу. 
2). Соблюдать порядок на рабочем месте. 
3). Прорисовывать контур детали простым карандашом. 
4). Не допускать попадания клея в глаза и на одежду. 
5). Передавать клей-карандаш только в закрытом виде. 
6.) После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место. 
В) — А теперь приступим к выполнению аппликации. 
— Для начала дереву необходим ствол и ветки. Сделаем легкий набросок на цветной бумаге коричневого цвета и аккуратно оборвем по контуру. 
Ребята, аппликация будет выглядеть более выразительной, если после обрывания остается широкая белая полоса. 
— Для изготовления листиков, вырисовываем контур на бумаге зеленого цвета и обрываем с двух сторон. Изготовление лепестков для создания цветка отличается тем, что обрывание происходит по кругу, при этом пальцы остаются в одном положении, а лист бумаги каждый раз после надрыва следует немного поворачивать. Затем на листьях и лепестках делаем аккуратные надрывы (см. приложение 2). 
— Цветов можно подобрать великое множество, предварительно нарисовав их на цветной бумаге и оборвав по контуру. В нашем случае композицию дополняют цветы в виде колокольчика, вьюнка и мака. 
— Ребята, обратите внимание, некоторые цветы выполнены в виде спирали. Посмотрите на рисунок, здесь показано, как получить цветок такой формы. Вырезаем из цветной бумаги круг, рисуем спираль и начинаем обрывать по контуру (см. приложение 2). 
— Теперь собираем аппликацию. Придаем объемную форму цветам и лепесткам. Затем каждую деталь нужно смазать клеем, и распределить на свои места фрагменты дерева. 

Г) — Вот какое чудо-дерево у нас получилось! Теперь вы можете каждый загадать свое заветное желание. Я думаю, оно обязательно исполнится. 
III. Итог занятия. 
Рефлексия. 
Что нового вы узнали сегодня на занятии? 
Что больше всего понравилось? 
Что было выполнять сложнее всего? 

Конспект урока по технологии «Симметричное вырезание из цветной бумаги»

«Симметричное вырезание из цветной бумагив

1 классе.»

ТЕМАУРОКА: «Еловый лес».Симметричное вырезание.

ЦЕЛЬ: научить учащихся выполнять симметричное вырезание с одной осью симметрии из цветной бумаги.

ЗАДАЧИ:

Развивающие:

— развивать творческие способности;

— моторику мелких мышц;

— глазомер;

— эстетический вкус.

Образовательные:

— познакомить с понятием – симметрия;

— научить организовывать рабочее место при работе с цветной бумагой;

— научить вырезать симметричные фигуры;

— научить выполнять прием сгибания и складывания бумаги, конструировать из цветной бумаги с использованием техники симметричного вырезания;

— дать представление о конструкции изделия и его формы;

Воспитательные:

— воспитывать аккуратность, трудолюбие;

— развивать внимательность;

— воспитывать уважение к своему и чужому труду;

— формировать бережливость, терпеливость, экономность.

Планируемые результаты:

Личностные:

— сохранять мотивацию к учебе;

— ориентироваться на понимание причин успеха в учебе;

— развивать способность к самооценке.

Предметные:

Приучать детей отвечать на вопросы, участвовать в диалоге, выполнять правила безопасной работы ножницами и клеем, наносить клей на основу, нарезать бумагу по разметке, научиться симметричному вырезанию.

Метапредметные:

Регулятивные: умеют контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность, безопасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов.

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правила работы с инструментами.

Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы и делать выводы.

ОБОРУДОВАНИЕ: простой карандаш «Т», ластик, клей – карандаш, картон, ножницы, цветная бумага зеленого цвета, коробочка для отходов, клеенка.

Планконспект:

Организационныймомент.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня на урок вы должны были принести: цветную бумагу зеленого и голубого цветов, клей-карандаш и ножницы.Давайте проверим, все ли у вас на месте.На партах должны лежать: клеенка, картон, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, ластик.

Мотивациязанятия.

— Присаживайтесь.Угадайте загадку.

Зимой и летом зелена,

В лесу живет она.

А на ней иголки

И коротки, и колки. (Елка).

— Елка, елочка, ель.

— Молодцы! Это елка. Ребята, посмотрите на картину.Давайте рассмотрим елочку. Какого цвета елочка?

— Зеленого, голубого.

-А как расположены ветки по отношению к стволу?

— Вниз.

— Молодцы, все правильно. Какого размера ветви дерева внизу и вверху?

— Сверху они короткие, книзу все больше и пышнее.

— Совершенно верно. Видно ли ствол дерева у земли?

— Очень мало.

— Правильно. А на что похожа елочка? На какую геометрическую фигуру?

— На треугольник.

— Посмотрите на форму веток елки, что необычного вы увидели? Правильно! Половинки елочки похожи друг на друга и если мысленно сложить пополам картинку, то эти части совпадут.

— Как нужно сложить листочек бумаги, чтобы получились елочки, как на картинке? 

Пополам.

— Да, ребята, и такой метод называется симметричное вырезание.Сегодня на уроке мы научимся вырезать симметричные фигуры.Тема сегодняшнего урока: «Симметричное вырезание из цветной бумаги» 

— А какие цели сегодняшнего урока?

— Научится вырезать;узнать, что такое симметрия.

— Правильно! А я поставила вот такие цели:

1. познакомиться с понятием симметрия;

2. научить вырезать симметричные фигуры;

3. научиться  конструировать из цветной бумаги с использованием техники симметричного вырезания и изготавливать аппликацию по образцу.

— Для того чтобы елочка получилась с двух сторон одинаковая, нужно сложить листок в двое и вырезать контуры елочки.

Словарная работа:

— Новое слово, с которым вы сегодня познакомитесь, будет: симметрия.

Симметрия — это одинаковость в расположении частей чего-нибудь, например елочки, когда делишь ее пополам прямой  воображаемой линией, видно, что  половинки елочки одинаковые, значит фигура симметрична.

Вывод: фигура, которую можно разделить на две равные части, симметрична.

— Давайте, ребята, вспомним технику безопасности при работе с ножницами:

  1. держать острыми концами только вниз;

  2. оставлять на столе с закрытыми лезвиями;

  3. передавать закрытыми кольцами вперед;

  4. пальцы левой руки держать в стороне отлезвии;

  5. хранить после работы в футляре.

— Вспомните технику безопасности при работе с клеем:

1. запрещается брать клей в рот и мазать им одежду, волосы;

2. нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза ;

3. при попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды;

4. по окончании работы обязательно вымыть руки.

Практическая часть.

— Посмотрите на доску. Это материалы, которые нам понадобятся для выполнения аппликации:

1. Бумага, ножницы, карандаш.

2. Берем лист бумаги, размером 8см на 10см, складываем пополам.

— Мы с вами уже выяснили, елочка напоминает нам форму треугольника, поэтому чтобы легче было нарисовать контур, мы проведем вспомогательные линии. Верхний левый угол соединим с нижним правым.

— Следите за тем, чтоб линия сгиба у вас не разрезалась.

— Наносим контур карандашом на изнаночной стороне (начинаем рисовать ветви сверху маленькие, книзу всё больше).

3. Аккуратно вырежьте по контуру.

4. Осторожно расправьте, разгладьте. Наша елочка готова.

— Все поняли? Кому что не понятно, поднимите руки. Давайте отдохнем и сделаем с вами пальчиковую гимнастику:

Физкультминутка.

— Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

— Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)

— Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

— Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

— Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку).

Самостоятельная работа.

— Ребята, приступайте к работе! Удачи вам.

После того как закончите работу, мы с вами устроим выставку наших работ.

Если кому-то потребуется помощь, поднимите руку я подойду.

Рефлексия.

— Время подходит к концу. Ребята, кто доделал работу, несите на выставку елочки. Сразу после этого уберите свое рабочее место.

1. Что нового вы узнали на уроке?        

2. Какие творческие находки вы для себя нашли?

3. Какую тему сегодня изучали?

4. Какие новые понятия прозвучали на уроке?

5. Как работать с клеем и ножницами?

Оценивание.

— Давайте коллективно оценим ваши работы.

1. Какие работы выполнены более аккуратно?

2. Какие работы выполнены очень ярко?

— По- моему мнению, все ваши работы достойны похвалы.

Приемы работы с ножницами. способы вырезания.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НОЖНИЦАМИ. СПОСОБЫ ВЫРЕЗАНИЯ.

Приемы работы с ножницами дети усваивают, подражая способам действий взрослого. Поэтому педагог должен показать правильные способы работы ножницами, учитывая те трудности, которые обычно испытывают дети. Например, воспитателю надо следить, чтобы ребенок не заносил вперед локоть руки с ножницами, контролировал движения обеих рук, зная, что широко раскрытыми ножницами вырезают большие части, а мелкими, осторожными движениями — маленькие детали.

Рассмотрим подробнее основные приемы вырезания, исходя из принципа постепенного нарастания трудности изображения для детей разных возрастных групп:

а) вырезание геометрических фигур и предметов, основу которых составляют эти фигуры и их комбинации;

б) симметричное вырезание предметов и элементов узора;

в) вырезание на глаз сложного контура предметов асимметричного строения.

На рис.1 показано вырезание разных геометрических форм на глазприемом складывания из различного вида заготовок, а также приемы тиражирования фигур (приемы тиражирования геометрических фигур путем сгибания заготовок на несколько частей используются на занятиях с детьми только старшего дошкольного возраста 6 — 7 лет.) для узорных композиций.

Вырезание плоских геометрических фигур и предметов простой и сложной формы

Так можно вырезать и два прямоугольника, и восемь. В первом случае заготовку в виде полоски делят на глаз пополам, а затем делают прямой поперечный разрез (рис. 1, 1). Во втором примере для получения восьми прямоугольников-полосок заготовку сгибают пополам трижды и разрезают по сгибам семь раз (рис. 1, 2). Такое тиражирование позволяет получить несколько одинаковых фигур. Это могут быть окна для многоэтажного дома или автобуса, флажки для составления гирлянды и т. д.

Квадрат вырезают также из полоски, предварительно рассчитав соотношение ширины и длины. Например, для получения двух фигур берут заготовку 4X8 или 3×6 см. Когда же требуется вырезать большее количество квадратов, то заготовку увеличивают по длине. Так, из полоски 4X16 см получают четыре фигуры, а из заготовки 4X32 см — вдвое больше (рис. 1, 3, 4).

Треугольник можно вырезать по-разному. Самым простым приемом является разрезание квадрата пополам по диагонали косым срезом от одного угла к противоположному (рис. 1, 5). Для тиражирования треугольников применяют тот же прием складывания полоски бумаги, но по-другому: сначала заготовку сгибают пополам по горизонтали два или три раза. Затем, держа левой рукой за сгиб, делают диагональный разрез, как и в первом случае (рис. 1, 6). Так, из полоски 4X16 см сразу получают семь треугольников.

Для изображения трапециевидной формы противоположные узкие стороны полоски соединяют друг с другом и по косой линии срезают угол (рис. 1, 7). А ромб можно вырезать двумя способами: сгибая прямоугольник пополам вдоль и поперек и отрезая после сгиба каждый угол с одного конца к другому (рис. 1, 8) или на полоске на одинаковом расстоянии друг от друга на глаз делают косые параллельные срезы по длине (рис. 1,9).

Чтобы более точно вырезать многоугольник (шести- и восьмиугольник), квадрат складывают пополам два раза по вертикали и горизонтали, затем, отступя от центра сгиба, отрезают угол (восьмиугольник — рис. 1,10). Для изображения шестиугольника квадрат складывают сначала пополам, а затем еще на три части. После складывания косым срезом от одного конца к другому снимают угол (рис. 1,11).

Округлые формы (круг, овал, эллипс) вырезают из квадрата, прямоугольника и полоски, плавно закругляя все четыре угла (рис. 1, 12—14).

Описанные приемы вырезания геометрических фигур используются как при составлении геометрических орнаментов, так и при изображении предметов простой и сложной формы, части которых являются близкими к очертаниям тех или иных эталонных форм.

К предметам простой формы относят такие, основу которых составляет какая-то одна фигура, близкая к квадрату, кругу, прямоугольнику и т.д., допускающая небольшие отклонения (шар, арбуз, апельсин, дыня, полотнище флага).

Предметы же сложной или комбинированной формы состоят из сочетаний нескольких форм, отражающих специфику их строения, пропорциональную взаимосвязь и пространственное расположение частей.

От занятия к занятию ребенок упражняется в правильном отображении прямоугольной, треугольной, округлой формы предметов, закрепляя знание этих особенностей при передаче очертаний знакомых предметов.

Наибольшую трудность для ребенка представляют приемы изображения округлой формы (круг, овал). Обучение надо начинать с развития умения закруглять углы в сочетании с уже усвоенными приемами прямолинейного и криволинейного разреза. Так, для изображения моркови, стручка перца, гороха детям дают полоску соответствующего цвета. Один конец такой заготовки заостряют двумя косыми линиями сверху и снизу. А другой конец закругляют. Дополнительно вырезают ботву и черенки из зеленой бумаги. Подобным образом вырезают листья, лепестки ромашки, ноготков, георгина, крылья стрекозы, птицы. Затем ребят учат последовательно закруглять оба конца заготовки при вырезании удлиненного овала (огурец, баклажан, кольца пирамидки), а потом короткого овала (дыня, слива, лимон, «золотое» яичко) и круга (шар, арбуз, мяч, колобок, бусы и др.).

Освоив умение вырезать геометризированные формы, дети учатся изображать признаки реальной формы (яблоко, груша, клубника, банан, кабачок и др.). Очертания каждого из этих предметов имеют индивидуальные особенности, отличные от геометрического эталона. Например, хотя яблоко круглое в своей основе, все же полного тождества с кругом нет. Если круг — это совершенная кривая, то в контуре яблока такое совершенство прерывается противопоставленными выемками, которые как бы сдавливают круг сверху и снизу или вытягивают его по вертикали, образуя небольшие углубления. Поэтому для отражения в аппликации этих конкретных признаков необходимо подобрать заготовку.

Для вырезания круглого яблока с выемками берут квадрат, а для отображения сортов с вытянутой или сдавленной формой нужен прямоугольник вертикального или горизонтального положения. Различаются они и по цвету — от разных оттенков желтого, зеленого, красного до сложного сочетания — с прожилками — красного с желтым или зеленого с красным.

Для вырезания лимона и груши также берут прямоугольник, из которого получают предмет с его характерной формой путем плавного перехода от более широкой части к узкой (груша) или закругления и небольшого заострения противоположных сторон (лимон). Дополнительные наклейки листьев, черенков увеличивают черты сходства аппликаций с исходными природными образами (рис. 2).

Такое построение обучения изображению предметов помогает ребенку пристальнее всматриваться и запоминать как общие, так и конкретные признаки реальных форм.

Большинство объектов окружающего мира имеет сложную форму. В их строении сочетаются прямоугольные, округлые, косоугольные элементы в разном взаимодействии.

К таким объектам относятся дома разного типа и строения (сельские, жилые многоэтажные, общественного и производственного назначения, Дворцы культуры, театры, хозяйственные здания и т. д.), средства передвижения (городской пассажирский транспорт, грузовые и легковые машины, воздушный, железнодорожный, водный транспорт), растения, птицы, предметы труда и быта.

Многие из них могут быть изображены в аппликациях, поэтому воспитатель должен знать приемы их вырезания. Выбирая любой предмет для изображения, следует исходить из следующих требований: предметы должны иметьчеткое членение, ярко выраженную форму, окраску, причем цвет должен помогать выделять ту или иную часть. Части должны быть равномерно расположены в соответствии с конструкцией предмета.

Подводить детей к вырезанию сложных предметов надо постепенно, по мере усложнения их строения — от изображения двух-трех однородных частей (снеговик) к сочетанию нескольких частей разной конфигурации (грибок, дом, жук), а затем и более сложного строения (многоэтажный дом, автобус, цветок).

Вырезание предметов сложной формы происходит по частям, что требует развитого умения членить предмет на составные детали, определять их форму, соотношение по величине, расположению, окраске. Эти свойства познаются и закрепляются в процессе обследования предметов.

Из отдельных частей дошкольники выполняют аппликации разных видов транспорта (грузовик, автобус, трамвай, теплоход) с передачей их конструкции, формы и величины частей, характерных деталей. Например, на основе умения вырезать и наклеивать автобус из отдельных частей дети самостоятельно могут выполнять другие его разновидности: маршрутное такси, машина скорой помощи. Здесь надо видоизменить некоторые части, включить новые: шашечки такси, световой сигнал и красный крест скорой помощи и т. д.

Путем сочетания разных фигур создаются аппликации с изображением насекомых, птиц, животных.

Симметричное вырезание

Программа для детей шестого и седьмого года жизни предусматривает овладение умением создавать аппликации, используя приемы симметричного вырезания. Этот прием основан на предварительном складывании заготовки бумаги пополам или в несколько раз для одновременной передачи повторяющихся частей вырезаемого предмета.

Этот процесс помогает отобразить в аппликации правильное строение цветков, листьев, бабочек, некоторых видов животных, взаимосвязь частей фигуры человека, равномерное расположение декоративных элементов с учетом их величины, окраски.

В детских аппликациях наиболее яркими получаются формы листьев, цветков, бабочек и других предметов.

Наиболее простыми для передачи в аппликации являются листья. Большинство из них построено по принципу зеркальной симметрии. Несмотря на многообразие формы листовой пластины (простые, простые рассеченные, сложные), различие по протяженности, относительной величине, строению краев (зубчатые, цельнокрайние, глубокорассеченные), по окраске, все они (кроме неравнобоких) характеризуются общим распределением боковых сторон равномерно справа и слева.

Поэтому при вырезании листьев целесообразно применять прием предварительного складывания заготовок пополам (для передачи в аппликации зеркального соответствия боковых сторон) и одновременного прорезания обоих слоев бумаги по воображаемому контуру половины фигуры относительно сгиба. Изменение формы заготовки, ее соотношения по ширине и длине, величине и окраске позволяет изобразить многообразие и многоцветие листьев, особенно осенних.

При вырезании листьев путем сгибания заготовки пополам следует учитывать особенности строения исходной фигуры, соотношение ее величины и формы. Квадратная бумага необходима для изображения сердцевидных листьев (сирень, водокрас). Длинные полоски нужны при вырезании линейных форм, например листьев нарцисса, амариллиса, ириса. Яйцевидные листья получают из прямоугольной заготовки, у которой отношение ширины к длине не имеет резкого различия (например 6х4 см).

Многие листья имеют вертикальную протяженность. Поэтому заготовку при вырезании складывают пополам по вертикали. Только почковидные листья (герань, лесная фиалка) создают из прямоугольной заготовки путем складывания ее пополам по горизонтали.

Особенности выбора заготовок в зависимости от формы и протяженности листьев, а также приемы вырезания их после складывания бумаги пополам представлены на рис. 3.

Повторяя одно и то же изображение по сгибу, необходимо последовательно усложнять очертания фигур.

Поэтому сначала надо обучать вырезанию простых листьев (тополь, сирень, яблоня), а затем переходить к передаче расчлененных и изрезанных или составных композиций (рябина, кислица, земляника, клен).

Закреплению приемов складывания и вырезания однородных листьев способствуют задания, связанные с необходимостью изображения нескольких повторяющихся частей (ветка тополя, осенний букет из листьев, гирлянда).

 

Цветки с одной осью симметрии имеют различные очертания, и в каждом случае при вырезании надо выделять прежде всего особенности формы. Например, у колокольчика или ландыша чашечка у основания закруглена, а острые лепестки плавно и равномерно расходятся в противоположные стороны от среднего лепестка. У лилии и амариллиса цветки составлены из разбросанных в стороны и изящно изогнутых лепестков, а у гиацинта и ириса они закруглены, вьются, как кудри. При их рассматривании важно определить специфику формы и расположение основных элементов, чтобы при вырезании из бумаги сохранить общие, но характерные признаки цветка.

Для вырезания цветков из бумаги можно применить описанный выше прием складывания заготовки пополам, чтобы отобразить в аппликации равенство противоположных частей симметричной фигуры. После складывания бумаги вырезают половину формы цветка. При этом изменение очертаний контура, окраски и величины бумажной заготовки позволяет получить различные изображения колокольчиков, ландышей, ирисов, лилий, глоксиний и др.

На рис. 4 показаны приемы вырезания цветков с зеркальной симметрией. Здесь выделены три группы форм, объединенных общностью конфигурации заготовки (квадрат, прямоугольник) и приемами складывания (в одном случае применяется сгибание по вертикали, а в другом — по диагонали).

Использование этих приемов дает возможность отразить округлость фигур и более правильное соотношение в них ширины и длины. Так, для удлинения форм, например для вырезания оваловидных растений (крокусы, ирисы), лучше брать прямоугольную бумагу. А для цветков с разбросанными в стороны лепестками (лилии, амариллисы, глоксинии) больше подходит квадрат, разделенный пополам по диагонали. Этот прием помогает увеличить площадь изображения и отразить специфику цветков с глубоко рассеченными лепестками.

Большая группа цветков с разным количеством лепестков построена по принципу осевой, или центрально-лучевой, симметрии, когда лепестки равномерно повторяются от середины по окружности. Такой венчик может иметь три, четыре, пять, шесть и более лепестков.

В зависимости от количества этих лепестков цветы примерно объединены в разные группы, основанные на складывании заготовки квадрата в определенной последовательности. Так, во вторую группу включены четырехлепестковые цветки, в третью — восьмилепестковые формы (так условно можно изобразить ромашки, маргаритки и др.). Четвертую группу образуют трехлепестники, пятую — цветки с шестью лепестками и последнюю, шестую группу составляют пятилепестковые цветки.

Все эти цветки вырезают из квадратной заготовки, в которую хорошо вписываются формы с равномерно распределенными от середины к краям частями.

Четырехлепестники вырезают после сгибания квадрата пополам три раза: вдоль, затем поперек, а потом по диагонали (рис. 6). Так можно вырезать жасмин, сердечник луговой, гортензию, чистотел, цветки редиса и др.

Чтобы передать конкретные особенности этих цветков в аппликации, дети должны эти признаки выделять и знать еще до выполнения задания. В процессе обследования цветков внимание ребят фиксируется на признаках общности по количеству лепестков. Например, у сердечника лугового цветки белые и розовые с заостренными лепестками, а у гортензии они широкие с закруглениями на концах, у жасмина — с красивой выемкой. У дикой редьки лепестки тупые, будто срезанные (рис. 6, 1, 2, 3).

Цветки со множеством лепестков, симметрично расположенных относительно серединки, условно передаются в аппликации как восьмилепестковые формы (ромашки, хризантемы, маргаритки, ноготки, космея и др.).

Варианты строения лепестков, особенности вырезания восьмилепестников путем складывания квадрата даны на рис. 6, 4, 5, 6.

Из заготовки бумаги, разделенной путем сложения на двенадцать равных частей, также можно вырезать разнообразные формы снежинок. После складывания квадрата белого цвета на гранях заготовки вырезают свободные комбинации выемок, треугольников, полукругов. Полученные формы наклеивают на темный фон (черный, синий, фиолетовый). Контрастное сопоставление цвета основы и вырезок помогает передать ажурность снежинок, выделить равномерное чередование повторяющихся частей. Несколько таких образцов помещены на рис. 8.

В процессе вырезания снежинок внимание детей направляется на самостоятельные поиски различных композиций построения фигур. Воспитатель поощряет наиболее интересные, творческие работы.

Силуэтное вырезание

Наиболее сложным для дошкольников приемом создания аппликаций является прием вырезания на глаз предметов асимметричного строения с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.) со сложными очертаниями фигур, плавными переходами одной части в другую.

Специфика вырезания на глаз заключается в том, что изображение из бумаги или других материалов производится беспрерывным слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Поэтому этот прием, и получил название силуэтного вырезания.

Методика обучения детей дошкольного возраста силуэтному вырезанию в аппликации подробно разработана И. Л. Гусаровой. Автор рекомендует строить обучение на основе тщательного анализа строения фигур, выделения взаимосвязи их частей, а также с помощью показа приемов изображения во взаимодействии с точными словесными описаниями каждого совершаемого движения ножницами.

Процесс овладения вырезанием на глаз представляет для детей определенные трудности. У малышей должна быть в достаточно высокой степени развита острота зрительного чувства и ручная умелость, что помогает достичь точности, выразительности контура, а следовательно, и показать красоту, четкость силуэта.

В старшем дошкольном возрасте восприятие носит более осмысленный характер, что позволяет ребенку выделять из окружающего мира предмет и его очертания. При этом слово помогает осуществить анализ каждой формы и каждого движения, совершаемого руками в процессе вырезания.

К обучению детей силуэтному вырезанию воспитатель должен подходить продуманно. Необходимо обеспечитьпостепенное усложнение заданий за счет варьирования силуэтных очертаний и перехода от изображения простых по конфигурации форм к более сложным.

Это положение можно проследить на примере обучения дошкольников вырезанию силуэтов посуды с асимметричным расположением частей (ручки, носики-сливы), а также рыб, птиц, зверей. При их отборе следует учитывать простоту очертаний, возможность использования декоративных элементов. Различные формы посуды вырезают плавным переходом от тулова к изображению носика-слива, с одной стороны, и ручки — с другой (молочник, кофейник, чайник). Первоначально надо определять расположение и пропорциональное соотношение частей по форме, величине, сочетать при вырезании прямолинейные и криволинейные срезы, соответствующие силуэты (рис. 15).

Научившись изображать посуду простой формы (бокалы, чашки с ручками), дети могут вырезать более сложные силуэты (чайник, куманец, кофейник). Их наклеивают на цветной фон и декоративно оформляют росписями краской или аппликацией. Так устанавливают взаимосвязь занятий по аппликации и декоративному рисованию, разделив содержание работы равномерно на два занятия. На одном из них (по аппликации) дети учатся вырезать силуэты посуды, а на другом — украшать ее узорами.

При вырезании силуэтов посуды и других предметов асимметричной формы важно научить ребенка определенной последовательности изображения. Сначала надо выбрать форму заготовки, чтобы предмет и его части полностью вписались в пространство бумаги по ширине и высоте. Затем следует определить расположение и отметить части. Это создает зрительные опоры для более правильной передачи силуэта.

По такому же принципу вырезают силуэты рыб, птиц, зверей и т. д. При выборе заготовок для них следует зрительно соотнести расположение частей, выделить горизонтальную или вертикальную протяженность фигуры. Например, рыб вырезают из прямоугольника — полоски. Так легко передать последовательное расположение и связь основных элементов. Цвет, размеры заготовок варьируются в зависимости от разновидностей рыб и характера их трактовки (по типу народной игрушки, либо сказочный образ, либо природные разновидности). Если дети вырезают аквариумных рыб с сильно развитым хвостом и плавниками, то соответственно меняется форма бумаги, из которой дети их вырезают.

Размер и форма бумага для изображения птиц и животных также берется с учетом вида и позы, нужной для передачи в аппликации. Так, лебедя вырезают из прямоугольника с соотношением сторон примерно 8×10 или 6×8 см. А для жирафа берут прямоугольник в вертикальном положении в соотношении сторон 1:2. Такая заготовка оказывает детям помощь в передаче вертикального расположения основной части, исходя из длины шеи и других частей тела.

Методика Монтессори: работа с ножницами

Монтессори занятие: учимся работать ножницами

Мои доченьки очень любят работать с ножницами. Бывает, зайду в комнату, а там всё в обрезках бумаги и довольные девчонки! Чтобы углубить эту деятельность, я решила создать специальные рабочие листы с обозначенными линиями, по которым девочки будут стараться резать полоски бумаги. Это уже второй материал по практике работы с ножницами на нашем блоге, первый был красочнее, но проще 🙂 Кривые линии резать совсем непросто, но овладев этим навыком, ребёнок запросто сможет вырезать сложные фигуры и формы.

Скачать 13 шаблонов для работы с ножницами | pdf

рабочие листы по методике Монтессори, шаблоны для Монтессори занятий, учимся работы ножницами

Как подготовить занятие?

  1. Распечатайте рабочие листы на цветной бумаге, разрежьте их по пунктирным линиям, сложите стопочки полоски одинакового размера.
  2. Приготовьте поднос, ножницы и мисочку для обрезков.
  3. Положите несколько одинаковых полос (или полосы одного размера, но с разными линиями) на поднос с левой стороны, мисочку для обрезков с правой, а ножницы посередине.
  4. Пригласите малыша, покажите ему, как разрезать полоску по обозначенным линиям, и предложите ему попробовать самостоятельно. Обычно дети очень любят работать с ножницами, ведь часто это занятие ассоциируется у них с взрослостью 🙂

рабочие листы по методике Монтессори, шаблоны для Монтессори занятий, учимся работы ножницами

Надеюсь, что это занятие понравится вашим деткам и поможет им развивать мелкую моторику рук, координацию движений, внимание и целеустремлённость.

Если вам понравился наш Монтессори материал, поделитесь им с друзьями в социальных сетях, ведь работа ножницами – сложный и полезный навык, которым вполне может овладеть каждый ребёнок в возрасте 3-6 лет.

Чтобы регулярно получать полезные материалы для занятий и игр с детьми, подписывайтесь на новости блога “Расти умным!”

Желаем вам увлекательных занятий с малышом!

Мы подобрали ещё 5 интересных статей для Вас:

Техника вырезания из бумаги. Бумажная графика.

Конспект занятия по теме: Техника вырезания из бумаги. Бумажная графика.

Педагог: Бычкова А.В.

Цель: Формировать у учащихся умение применять на практике нетрадиционные техники вырезания из бумаги

Задачи: 1. Формирование основ работы в бумажной графике.

2. Формирование знаний последовательности выполнения работы

3. Развивать умение творчески пользоваться техникой вырезания из бумаги канцелярским ножом;

4. Формировать умения и совершенствование навыка работы с цветной бумагой и канцелярским ножом,

5. Расширять знания о технике вырезания из бумаги канцелярским ножом, стимулировать к поиску новых способов работы;

6. Развивать образное мышление, способность к стилизации, развивать моторику, воображение посредством вырезания из бумаги.

7. Воспитывать аккуратность, терпение, эстетический вкус;

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Форма: занятие

Дидактические принципы: научности, наглядности, систематичности, последовательности.

Наглядно – дидактический материал: памятки с правилами техники безопасности, образцы работы, презентация.

Оборудование: компьютер, мультимедийная система, цветная бумага, картон, канцелярские ножи.

План занятия.

  1. Организационный этап.

Цель: Подготовка учащихся к работе.

Задачи: Эмоциональный настрой детей на работу.

  1. Подготовительный этап.

Цель: Подготовка учащихся к активной деятельности на занятии.

Задачи: сообщение темы и цели занятия, постановка задач занятия.

  1. Основной этап.

Цель: Формировать представление об изучаемой теме.

Задачи: Формировать основы бумажной графики

  1. Итоговый этап.

Цель: Проведение анализа занятия.

Задачи: Рефлексия.

Ход занятия

  1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята.

Как ваше настроение, как ваши дела?

Вы любите рисовать? А узнавать что-то новое?

Сегодня мы не только узнаем много нового и интересного о необычной технике изображения.

Надеюсь, работа вам понравится.

  1. Подготовительный этап

Посмотрите на работы перед вами.

Как вы думаете, как они сделаны?

А при помощи чего?

Правильно, работа выполнена из цветной бумаги, а с помощью какого инструмента?

Правильно, это канцелярский нож.

Часто ли вам приходилось пользоваться канцелярским ножом?

Какие работы вы выполняли этим инструментом?

Сегодня мы посмотрим, как можно «рисовать» этим материалом.

  1. Основной этап

Теоретический материал

Давайте немного окунемся в историю и узнаем, как возникла техника вырезания из бумаги.

Все началось с силуэта.

Что такое силуэт, это контур объекта, это искусство распространилось в Европе в середине XVIII века.

Возникновение моды на силуэтные портреты часто связывают с именем французского министра финансов – Эстьеном де Силуэтом, который будучи отвлеченным от государственных дел, занимался обводом линий теней лиц знакомых на стенах своего замка. Имя его и стало названием этого вида искусства.

Технология была проста и быстро распространилась по Европе. Искусству силуэта учили с детства. Кроме силуэтов лиц, в альбомах появлялись сюжетные картинки, вензеля, виньетки, эмблемы.

В XIX веке появились в России знаменитые силуэты Елизаветы Бем. Высокое мастерство, где в работах выражались сцены народной жизни, долгое время будоражили художественное общество России.

В этом веке в лице Федора Толстого силуэт приобретает подлинного мастера.

Но в XIXвеке в связи с появлением фотографии интерес к силуэту ослабевает.

«Возрождение» силуэта связано с деятельностью таких художников как: Г.И. Нарбута, Д.И. Митрохина, Е.С. Кругликовой, М.Д. Добужинского и др.

Именно Кругликова, знаменитый художник, превратила искусство силуэта в самостоятельный жанр изобразительного искусства.

Вырезанием из бумаги, аппликацией пользовались такие художники как: Матисс, Пикассо. Из бумаги вырезали Андерсен, Гёте…

Вырезание из бумаги широко используется в декоративно-прикладном искусстве.

В основном в качестве орнаментальной полосы

Вырезание из бумаги известно с глубокой древности, широко распространено искусство вырезания из бумаги в странах Востока: Китае, Японии, Вьетнаме, что связано с народными традициями.

Огромное место занимает вырезание из бумаги для книгоиздания и эстампа второй половины XX века.

Практическая работа.

1.Технология работы.

Для работы необходима черная и цветная бумага, лучше двусторонняя, и не рыхлая, остро заточенный канцелярский нож, резак, линейка, простой карандаш.

Одним из условий является то, что все элементы композиции прочно между собой соединяются, образуя связку, как контур в витраже.

Важное значение для графики имеет силуэт. Для лучшего понимания силуэта перед такой работой можно «порисовать» ножницами.

Главное место в графике занимает линия. Именно непрерывные контуры показывают одно из основных средств графики.

Перед основной работой необходимо повторить правила композиционного построения рисунка, чтобы вырезанное в последствии изображение было красивым и понятным наблюдателям и самим учащимся.

Важно пояснить, что данные рисунки будут подвержены стилизации, то есть упрощению.

Сделать эскиз будущей работы (это могут быть разнообразные образы, жанры изобразительного искусства).

2. Выполнение практической работы.

На оборотной стороне работы с помощью карандаша и линейки рисуем набросок, не забывая о правилах построения рисунка для вырезания

Нанесенный рисунок аккуратно вырезают острым резаком.

Перед работой давайте повторим правила работы с резаком.

  1. Выдвигай небольшую часть лезвия.

  2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.

  3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.

  4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.

Вырезанный рисунок наклеиваем на основу. Можно разноцветную.

Поскольку у нас графика, цвет в работе допустим, но он не такой как в живописи.

В данном случае, цвет ложится плоскими пятнами, нет светотени, вся работа подчинена линиям и может быть совсем бесцветной.

( В данной работе, можно хорошо отследить, умение учащихся использовать навыки графического и декоративно – прикладного искусства. Также, хорошо проследить их навыки работы инструментами)

Выясняем затруднения учащихся.

Приступаем к работе.

  1. Контрольный этап

Давайте повторим последовательность выполнения данной работы

Как можно оформить ее?

  1. Итоговый этап

Сегодня, вы познакомились с интересной темой.

А смогли бы вы сами сделать такую работу?

Какие трудности у вас возникли при выполнении данной работы?

Хотели бы вы и дальше использовать такую технику в своей работе?

Понравилось ли вам этот нетрадиционный способ выражения творчества,

  1. Рефлективный этап

Давайте выразим своё отношение к работе и нетрадиционным техникам изображения.

Выразите отношение при помощи продолжения любой фразы:

Я думаю…

Я знаю…

Я считаю…

Я уверен….

Работы учащихся

hello_html_e8c668c.jpgГрупповая работа 3 год обучения

hello_html_38ec6c67.jpgЧупрова Анна 11 лет

Работа с бумагой. Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Школа 8 вида

Тема урока: «Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»

Цель: научить учащихся выполнять симметричное вырезание из цветной бумаги

Планируемые результаты:

Предметные:

  • познакомить с понятием — симметрия;

  • научить организовывать рабочее место при работе с цветной бумагой;

  • научить вырезать симметричные фигуры;

  • научить выполнять прием сгибания и складывания бумаги, конструировать из цветной бумаги с использованием техники симметричного вырезания и изготавливать аппликацию по образцу;

  • дать представление о конструкции изделия и его формы;

  • учить правилам безопасного пользования инструментами (клей, ножницы)

Развивающие:

Развивать:

Личностные:

  • воспитывать аккуратность;

  • развивать внимательность;

  • воспитывать уважение к своему и чужому труду;

  • формировать бережливость, терпеливость, экономность.

Тип урока: урок-исследование

Вид: комбинированный

Пед.технологии:игровой и здоровьесбережение

Оборудование урока для учителя: цветная и белая бумага, картон зеленого цвета А4, образец изделия, ножницы, клей-карандаш, презентация.

Оборудование для учащихся: цветная и белая бумага, картон зеленого цвета, ножницы, клей-карандаш, коробочка для отходов.

Этап урока

Время

Содержание урока

Деятельность учащихся

БУД

0.

Перемена

— Сегодня вы должны были принести: цветную бумагу красного, желтого, зеленого, оранжевого и коричневого цвета; картон зеленого цвета, клей-карандаш и ножницы.

Давайте посмотрим все ли у вас на месте. Я сейчас проверю порядок на ваших партах и наличие оборудования. (На перемене с ними обговорить)

1.

Орг. момент

1 мин.

— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Приветствуют учителя

Личностные:

самостоятельно созданная ситуация общения и сотрудничества

2.

Сообщение темы и задач урока

3 мин.

— Ребята, посмотрите на слайд, что на нем изображено? (Насекомые) А какие? (Бабочка и жук)

Посмотрите на форму крыльев и узор у бабочки, что необычного вы увидели? (Ответы детей)

— Правильно! Половинки бабочки похожи друг на друга и имеют одинаковый узор, левая и правая половины одинаковые;
если мысленно согнуть пополам картинку, то эти части совпадут.

— Как нужно сложить листочек бумаги, чтобы получились насекомые, как на картинке? (Пополам)— Сегодня на уроке мы научимся вырезать симметричные объекты.

— Ребята, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей) Тема сегодняшнего урока: «Симметричное вырезание из цветной бумаги»

— А какие цели сегодняшнего урока? (Ответы детей)

— Правильно! А я поставила вот такие цели .

1. познакомиться с понятием симметрия;

2. научить вырезать симметричные фигуры;

3. научиться конструировать из цветной бумаги с использованием техники симметричного вырезания и изготавливать аппликацию по образцу.

Воспринимают подаваемую информацию

Внимательно слушают учителя

Формулируют тему урока

Формулируют проблему урока

Л: формулируется личностная мотивация;

П: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Высказывают своё мнение в соответствии с поставленными задачами;

3.

Подготовительная работа

2 мин.

— Для того, чтобы фигурка жука получилась с двух сторон одинаковая нужно сложить листок в двое и вырезать контуры жука.

— Но мы с вами будем заниматься симметричным вырезанием на более простых фигурах, например на листьях и грибах

Словарная работа:

Новое слово, с которым вы сегодня познакомитесь, будет: симметрия.

— Посмотрите на слайд

Симметрия — это одинаковость в расположении частей чего-нибудь, например бабочки, когда делишь ее пополам прямой воображаемой линией, видно, что половинки бабочки одинаковые, значит фигура симметрична.

Вывод: фигура, которую можно разделить на две равные части, симметрична.

Воспринимают подаваемую информацию

Внимательно слушают учителя

Слушают объяснение учителя.

Читают про себя определения.

П: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Р: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что нужно усвоить

П: Дополнять и расширять знания.

5.

Объяснение нового материала.

Анализ образца.

3 мин.

— Ребята, посмотрите на доску. (На доске аппликация из цветной бумаги). Как оформлено изделия? (В паспарту)

— Как вы думаете, каково назначение изделия?

(Применяется в для украшения домашнего интерьера, можно подарить друзьям или близким на праздники)

— Это простое изделие или сложное? Почему? (Это простое изделие, т.к. его легко изготовить). Какова форма изделия? (Прямоугольная). Из какого материала выполнено изделие? (Изделие выполнено из цветной бумаги и картона). Каким образом оформлено изделие? Как по-другому можно оформить изделие? (Ответы детей). Можно оформить изделие в рамку.

— Посмотрите внимательно на слайд, и послушайте технику безопасности при работе с ножницами

  1. держать острыми концами только вниз);

  2. оставлять на столе с закрытыми лезвиями;

  3. передавать закрытыми кольцами вперед) ;

  4. пальцы левой руки держать в стороне от лезвия);

  5. хранить после работы в футляре.

— Посмотрите внимательно на слайд, и послушайте технику безопасности при работе с клеем:

1. запрещается брать клей в рот мазать им одежду, волосы;

2. нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза ;

3. при попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды

4. по окончании работы обязательно вымыть руки .

Анализируют полученную инормацию и на основании этого отвечают на вопросы

Вспоминаю ТБ с ножницами

Запоминают ТБ с иголкой

П: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

П.: дополняют и расширяют знания;

6.

Планирование работы.

10 мин.

— Посмотрите на слайд. Это материалы, которые, нам понадобятся для выполнения аппликации:

Цветная и белая бумага, картон зеленого цвета, клей-карандаш, ножницы.

— Мы начнем работу с обучения симметричному вырезанию на примере вырезания простого листика:

1) для экономии времени и бумаги, я вам нарезала куски бумаги для будущих фигурок для вашей аппликации. Возьмите их в руки, а теперь перечислите какие цвета бумаги вы видите (белый, коричневый, зеленый, оранжевый, желтый, красный)

2) определить какая сторона будет лицевая, а какая изнаночная.

У всей цветной бумаги она есть. Лицевая — яркая, а изнаночная — бледная. Самостоятельно определите лицевую и изнаночную сторону.

3) согнуть лист лицевой стороной внутрь;

4) нарисовать контур листика;

5) врезать листик по контуру.

— Вырежьте свои листики.

— Как сделать край листочка зазубренным? Сделайте зазубринки. Как сделать прожилки? Сделайте прожилки.

— Как вы думаете, можно ли вырезать два листочка одновременно?

Можно ли вырезать листочки другой формы?

-А теперь попробуйте вырезать сказочные листочки. Можете придумать свою форму листка.

— Мы потренировались вырезать листочки. А сейчас будем делать вот такую аппликацию (грибы)

— Какие симметричные элементы есть в этой аппликации?

(Ножки, шляпки, листочки) Посчитайте, сколько их? (2 ножки, 2 шляпки, 2 листика, 7 травинки)

— Вы сможете сами без шаблона вырезать ножки и шляпки у гриба? Кто может, поднимите руки.

— Давайте уточним, в каком порядке будем делать аппликацию?

Первый этап – разметка. Складываем листочки пополам и рисуем шляпки, листики, ножки и шляпки грибов — Второй этап — заготовка. Вырезаем все элементы.

Третий этап — сборка. Разложить элементы и приклеить их и оформить изделие. Сверните картон пополам и разрежьте в линии сгиба. На этой половинке вы расположите свою композицию.

— Четвертый этап — оформление. Оформляем изделие в паспарту.

— Посмотрите на аппликацию, я его оформила в паспарту.

Паспарту – это оформление рамки из картона.

— Паспарту по цвету может быть разным, например (красное, коричневое, белое, черное и т.п.) Вы выберете понравившийся цвет картона А4 и на него приклеите свою апликацию.

Все все поняли? Давайте отдохнем.

Беседа по теме урока

Слушают план работы, синтезируют информацию.

Понимают смысл сказанного

Запоминают последовательность работы с аппликацией

Внимательно слушают, синтезируют и запоминают информацию

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Предметные: Овладение базовыми предметными, межпридметными знаниями;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентирам применяют освоенные способы действия

Воспринимают информацию, подаваемую учителем.

7.

Физ.минутка

1 мин

— Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

— Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)

— Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

— Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

— Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку).

8.

Закрепление нового материала

2 мин.

— Кому что не понятно, поднимите руки.

Давайте с вами ещё раз вспомним, какие материалы нам необходимы. (1 человек отвечает)

— Молодец! А из чего состоит план работы? (разметка, сборка, заготовка, оформление)

— Кто хочет рассказать, что входит в разметку, поднимите руку. Расскажи, пожалуйста. (1 человек)

— А что идет после разметки в нашем плане работы? (Заготовка)

— Кто хочет рассказать, что входит в заготовку, поднимите руку. Расскажи, пожалуйста. (1 человек)

— Что идет после заготовки? (Сборка)

— Кто хочет рассказать, что входит в сборку, поднимите руку. Расскажи, пожалуйста. (1 человек)

— И какой последний этап? (Оформление)

Расскажи пожалуйста. (1 человек).

Синтезируют усвоенный материал.

Составляют устные монологические высказывания на основе ранее изученного.

Регулятивные: осмысливают сказанный материал;

Предметные: строят речевое высказывание

9.

Самостоятельная работа.

20 мин.

— Ребята, приступайте к работе! Удачи вам.

После того как закончите работу, мы сделаем выставку ваших работ.

Если кому-то потребуется помощь, поднимите руку я подойду.

Самостоятельно работают над изделием; просят о помощи учителя.

Личностные: проявлять творческую активность в процессе выполнения работы.

10

Итог урока

1 мин.

— Время подходит к концу. Ребята, те кто доделал работу, несите на выставку. Я повешу ее на доску. Сразу после этого уберите свое рабочее место.

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Какие творческие находки вы для себя нашли?

3. Какую тему сегодня изучали?

4. Какие новые понятия прозвучали на уроке?

5. Какое еще может быть оформление для аппликации?

6. Как работать с клеем и ножницами?

7. Что такое лицевая сторона, а что такое изнаночная?

Формулируют конечный результат работы

Предметные: строить речевое высказывание

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль.

11.

Рефлексия

1 мин.

— Давайте коллективно оценим ваши работы.

1. Какая работа выполнена более аккуратно?

2. Какая работа выполнена очень ярко?

3. Какие элементы были добавлены дополнительно в аппликацию?

4. Кто полностью передал осеннее настроение через работу.

— По моему мнению, все ваши работы достойны похвалы. Каждая работа отличается индивидуальностью и по-своему красива. После урока, подойдите к учителю и он вам поставить оценки за урок.

— Мне было приятно проводить у вас урок! Всем спасибо и до свидания!

Оценивают работу одноклассников.

Предметные: строить речевое высказывание

Личностные:

Оценивать работы одноклассников с точки зрения личного опыта.

Консультация: Консультация «Учимся резать ножницами». Шаблоны.

Учимся резать ножницами.

Умение резать ножницами требует удивительно  большого количества навыков, как для маленького ребенка, так и для дошкольника. Чтобы правильно резать ножницами, должна происходить одновременно координация левой и правой рук, которые совершают абсолютно разные движения. И дело это не такое уж легкое, как кажется нам, взрослым. Возьмём, к примеру, резку по прямой линии в центре бумажного листа. Ребёнок должен держать ножницы тремя пальцами одной руки, при этом постоянно открывать и закрывать их. В то время как второй рукой он держит бумагу и двигает её вслед за ножницами. И в это время ещё нужно оставаться на линии разреза. Из этого очевидно и ясно — резка ножницами требует большой точности и двусторонней координации. В это время интенсивно развивается мелкая моторика малыша, а вместе с ней и головной мозг. Вот почему так важно научить ребёнка вырезать ножницами, так же, как и другим навыкам, требующим двусторонней координации — застёгивание пальто, открывание конверта, откручивание крышки пакета молока и т.д. Резание ножницами так же укрепляет руку малыша, готовя её к письму. Задействуется та же группа мышц, которая необходима для правильного удержания карандаша. Начинать обучать ребёнка резать ножницами можно в 2,5 — 3 года, но всё индивидуально, и зависит от его особенностей и навыков.

Техника безопасности:

—  Даже если вы дали ребенку детские ножницы, сразу учите его тому, как он должен себя вести с настоящими. Объясните, почему нельзя ими размахивать, как не порезаться.

— Ножницы нельзя грызть, тыкать ими себе или другому в лицо. В идеале их нужно держать подальше от лица.

— Ножницы — это не игрушка. Их нужно использовать только по прямому назначению.

— Для детей постарше, если необходимо разрезать ткань, ножницы для бумаги могут оказаться непригодными или просто неудобными. Возможно, придется воспользоваться другой моделью.

— Если ножницы сломались, лучше их заменить, поскольку неисправным инструментом можно причинить кому-либо вред.

— Не заставляйте ребенка учиться пользоваться новым для него инструментом, если он не в настроении.

Рекомендуется соблюдать следующие правила:

— Начинайте обучение в холодное время года. Летом малышу хочется заниматься совсем другим: прекрасная погода, множество игровых площадок, общение и игры с другими детьми наверняка займут свободное время. Осенью же придется часто сидеть дома из-за дождей и наступившего холода, а в два года мало кто отдает детей в детский сад. Освободится много времени, можно попробовать заинтересовать ребенка новым видом деятельности.

— Сначала покажите ребенку, как вырезать квадратики и полосочки из бумаги. Можно наметить линии среза. Переходить к вырезанию чего-либо круглой или овальной формы лучше примерно к трехлетнему возрасту, когда ребенок уже освоит прямые линии.

— Не выбрасывайте обрезки бумаги, их можно использовать для дальнейших поделок.

— Превратите обучение в игру. Ребенку должно нравиться учиться пользоваться ножницами, иначе он быстро потеряет интерес. Как вариант, можно пробовать делать аппликации или гирлянды из бумаги.

— Когда ребенок уже достаточно уверенно пользуется ножницами, покажите ему, что можно вырезать и фигурки очень интересных форм

— С детьми старшего возраста (6-8 лет) тренируйтесь не только на бумаге, но и на ткани. Скорее всего, на уроках труда в школе все равно это понадобится, а в некоторых детских садах даже раньше. Ребенку нужно научиться чувствовать и ножницы, и сам материал.

— Чередуйте разные виды занятий, иначе ребенок быстро устанет. Например, после того, как из бумаги вырезана бабочка или птичка, возьмите карандаши, фломастеры или краски и раскрасьте ее.

— Не забрасывайте это занятие и периодически возвращайтесь к нему. Оставьте поделки ребенка, сделанные с использованием ножниц, на видном месте. Так малыш будет помнить, что это изделие он сделал с их помощью, возможно, он сам изъявит желание повторить творческий процесс.

Таким образом, учим детей вырезать ножницами. Шаблоны для детей в первое время очень помогают, поскольку ребенок привыкает держать ножницы правильно и пользоваться ими осторожно, соблюдая технику безопасности.

Leave a Reply